Расчет машино часов работы крана
Рекомендации по определению стоимости часовой эксплуатации строительных машин и механизмов
Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
Рекомендации содержат правила разработки и применения цен на эксплуатацию строительных машин и предназначаются для практического руководства при установлении договорных (контрактных) цен, а также для составления инвесторских смет при проведении подрядных торгов.
С изменениями и дополнениями на 01.09.2005.
В обосновании 1 продолжительность смены приведена 8,2 часа, что было прежде при 41-часовой неделе. Наша страна давно перешла на 40-часовую неделю, но мы оставим все по рекомендациям ОАО Газпром без изменений, тем более, что эта неточность не оказывает значительного влияния на ценовые показатели.
Оглавление
2 Пример расчета калькуляции стоимости машино-часа работы бульдозера
3 Пример расчета калькуляции стоимости машино-часа работы самосвалов
Обоснование 1. Годовой режим эксплуатации
Обоснование 2. Амортизационные отчисления
Обоснование 3. Затраты на все виды обслуживания и ремонта (включая капитальный ремонт)
Обоснование 4. Затраты на горюче-смазочные материалы и гидравлическую жидкость
Обоснование 5 Быстроизнашивающиеся части
Обоснование 6. Расчет затрат на замену шин на грузовом автомобиле
Обоснование 7. Косвенные расходы при выполнении капитального ремонта
Перечень машин, затраты на перебазировку которых учитываются в сметах отдельной строкой
Дата введения | 01.09.2005 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.02.2020 |
Этот документ находится в:
Организации:
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Общие положения
Настоящие рекомендации содержат правила разработки и применения цен на эксплуатацию строительных машин и предназначаются для практического руководства при установлении договорных (контрактных) цен, а также для составления инвесторских смет при проведении подрядных торгов.
Показатели, приведенные в рекомендациях, носят усредненный характер, при их расчете использовались различного рода процентные соотношения, на базе которых строились подобные методики на протяжении последних 10 лет. Данные настоящих рекомендаций можно применять для определения стоимости машино-часа как в центральных районах, так и в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
Настоящие рекомендации предполагают, что капитальный ремонт строительных машин выполняется специализированными предприятиями. Заработная плата ремонтных рабочих, занятых на капитальном ремонте, использована как база для начисления амортизации, накладных расходов и прибыли.
При установлении стоимости строительных машин и механизмов для начисления амортизации рекомендуется применять данные об отпускных ценах заводов-поставщиков на дату составления инвесторских смет или выполнения расчетов договорных (контрактных) цен.
Пример расчета калькуляции стоимости машино-часа работы бульдозера (Б.10.1111-1Е 125 кВт, 170 л.с.)
Отпускная цена (без НДС)
Затраты на доставку
к месту постоянной
Приложение 1 (строка 5, столбец 5)
1260000 руб. + 40320 руб.
Годовой режим эксплуатации машины
в расчете на час работы
185946 руб. : 2260 час
Затраты на выполнение текущего техобслуживания и капитального ремонта
Трудоемкость текущего техобслуживания и всех видов ремонтов на год
Приложение 2 (строка 9, столбец 3)
0,67 чел.-час×2260 час
в том числе капитальный ремонт
Заработная плата ремонтных рабочих
Принимается по Рекомендациям ОАО «Газпром» вып. 18
Стоимость текущего техобслуживания и всех видов ремонтов на год без учета запчастей и материалов
1514 чел.-час/год×43,7 руб./час
Стоимость запасных частей, сменных узлов, агрегатов и ремонтных материалов на все виды ремонта и техобслуживания
Косвенные расходы по капитальному ремонту
303 чел.-час/год×43,7 руб./час×140 %
66162 руб./год + 143035 руб./год + 18537 руб./год
227734 руб./год : 2260 час
Заработная плата рабочих, занятых управлением машинами
Рекомендациям ОАО «Газпром» вып. 18
Горюче-смазочные материалы и технологические жидкости
10,0 руб./кг×(1 + 15 %)×9,4 кг/час×1,04
40 руб./кг×(1 + 15 %)×(0,063×9,4 кг/час)
45 руб./кг×(1 + 15 %)×0,12 кг/час
п. 5.2 + п. 6.7 + п. 7 + п. 8.1 + п. 8.2 + п. 8.3
82,3 + 100,7 + 112,4 + 27,2 + 6,2
Стоимость быстроизнашивающихся частей 100×3,5 % (100 %-3,5 %) = 3,6 %
Приложение 1 (строка 5, столбец 3)
1260000 руб.×7,2 %:2260 час
Часовая стоимость эксплуатации машин без з/платы машинистов
328,9 руб./час + 11,8 руб./час + 40,1 руб./час
Пример расчета калькуляции стоимости машино-часа работы самосвалов (КАМАЗ 55111 г/п 13 тн, 176 кВт, 240 л.с.)
Отпускная цена (без НДС)
Затраты на доставку к месту постоянной дислокации
Приложение 1 (строка 4, столбец 5)
686000 руб. + 24696 руб.
Годовой режим эксплуатации машины
710696 руб.×0,2 %×40000 км : 1000
в расчете на час работы
56856 руб. : 2260 час
Затраты на выполнение текущего техобслуживания и капитального ремонта
Трудоемкость текущего техобслуживания и всех видов ремонтов на год
Приложение 2 (строка 13, столбец 3)
1,05 чел.-час×2260 час
в том числе капитальный ремонт
Обоснование 3 (п. 2.1)
Заработная плата ремонтных рабочих
Принимаются по рекомендациям ОАО «Газпром» вып. 18
Стоимость текущего техобслуживания и всех видов ремонтов на год без учета запчастей и материалов
2373 чел.-час/год×43,7 руб./час
Стоимость запасных частей, сменных узлов, агрегатов и ремонтных материалов на все виды ремонта и техобслуживания
Косвенные расходы по капитальному ремонту
475 чел.-час/год×43,7 руб./час×140 %
103700 руб./год + 781776 руб./год + 29060 руб./год
210937 руб./год : 2260 час
Заработная плата рабочих, занятых управлением машинами
Принимаются по рекомендациям ОАО «Газпром» вып. 18
Горюче-смазочные материалы и технологические жидкости
10,0 руб./кг×(1 + 15 %)×7,7 кг/час×1,04
40 руб./кг×(1 + 15 %)×(0,063×7,7 кг/час)
45 руб./кг×(1 + 15 %)×0,12 кг/час
Стоимость автомобильных шин
Часовая стоимость эксплуатации машин без з/платы машинистов
п. 5.2 + п. 6.7 + п. 7 + п. 8.1 + п. 8.2 + п. 8.3 + п. 9
25,2 + 93,3 + 92,1 + 22,3 + 6,2 + 10,6
Примечания к расчетам:
1. Средний разряд работников определяется в соответствии с ГЭСН-2001. Тарифная ставка для среднего разряда работников вычисляется на основании Единой тарифной сетки ОАО «Газпром» для оплаты труда рабочих, руководителей, специалистов и служащих.
2. Удельный вес той или иной категории работников для расчета процентных надбавок при выполнении работ различной квалификации определяется по организации в целом на базе отчетных данных за прошедший период.
3. Часовая стоимость эксплуатации машин и механизмов определена в примерах без учета заработной платы. Зарплата машинистов учитывается отдельно при формировании ФОТ (Рекомендация ОАО «Газпром» вып. 18).
4. По импортным машинам и механизмам необходимо учитывать следующее:
балансовая стоимость принимается по последней закупке (контракту) конкретной строительно-монтажной организации
норма времени работы машины (маш.-часы), определенная по ГЭСН-2001 для импортной техники, принимается с к = 0,6 для учета более высокого качественного уровня импортных машин.
5. при формировании ресурсной ведомости эксплуатации машин и механизмов необходимо также показывать марку машины и работу, выполненную этой машиной (произведение мощности двигателя на количество машино-часов).
Годовой режим эксплуатации
За основу расчета рекомендованного годового режима принимается:
· количество выходных и праздничных дней в году;
· пятидневная рабочая неделя;
· продолжительность смены 8,2 час.
В расчете учитываются перерывы в работе машин, связанные с перебазированием, обслуживанием и ремонтом, внезапным отказом, климатическими условиями.
Согласно формуле (1) годовой режим работы равен:
Виды перерывов в работе
Нормы годовых амортизационных отчислений приведены в Постановлении Совета министров СССР от 22.10.1990г. № 1072.
Некоторые строительные машины
Амортизационные отчисления в % от балансовой стоимости
Бульдозеры-трубоукладчики типа БТК
Бульдозеры мощностью до 75 л.с.
Экскаваторы гусеничные емкостью ковша до 0,4 куб. м
Тракторы гусеничные Т-4
Краны гусеничные и на специальном шасси до 10 т
Тракторы колесные К700
Краны башенные и на автомобильном ходу грузоподъемностью до 10 т
Погрузчики до 10 т
Автогрейдеры мощностью до 120 л.с.
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 т
Более 2 т с ресурсом до капитального ремонта до 200 тыс. км
0,37 на 1000 км пробега
Более 200 до 250 тыс. км
0,3 на 1000 км пробега
Более 250 до 350 тыс. км
0,2 на 1000 км пробега
Более 350 до 400 тыс. км
0,17 на 1000 км пробега
Прицепы и полуприцепы грузоподъемностью до 8 т
При определении величины амортизационных отчислений на полное восстановление техники согласно Постановления № 1072 необходимо учитывать пояснения и примечания, которые отражают особенности работы определенных видов машин и механизмов, в том числе в северных районах.
Затраты на все виды обслуживания и ремонта (включая капитальный ремонт)
1. Для определения затрат на обслуживание и ремонт необходимо знать мощность силовой установки строительной машины.
2. Трудоемкость выполнения всех видов ремонта и технического обслуживания основных строительных машин (приложение 2).
2.1. в том числе капитальный ремонт составляет 20 % от трудоемкости.
3. Часовая оплата ремонтных рабочих рассчитана в соответствии с Рекомендациями по расчету часовой заработной платы для ОАО «Газпром» Выпуск № 15 № Д11-1998 от 02.10.2003 г. (приложение 3).
4. Стоимость запасных частей, сменных узлов, агрегатов и ремонтных материалов на все виды ремонта и технического обслуживания рассчитывается с учетом усредненного процента годовой потребности запчастей от балансовой стоимости машины:
5. Косвенные затраты организации при выполнении капитального ремонта «Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» МДС 81-3.99 Примеры составления калькуляций п. 1.2. (приложение 4).
Затраты на горюче-смазочные материалы и гидравлическую жидкость
1. Отпускная цена за дизельное топливо, масло и гидравлическую жидкость принимается по данным поставщика.
2. Затраты на доставку продукта до заправляемой машины определяются по конкретным условиям обеспечения машин данной типоразмерной группы. По своему содержанию отражают затраты, связанные с эксплуатацией автотопливозаправщиков, с амортизацией и эксплуатацией промежуточного склада энергоносителей.
По фактическим данным предельная стоимость ГСМ и технологических жидкостей составляет:
3. Нормы расхода топлива, масла и технологических жидкостей принимаются по данным завода-изготовителя машины или по Сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию машин 4.03-91.
4. Норма расхода смазочных материалов = 0,063×Н, где
5. Норма расхода гидравлической жидкости = (100 л×0,87 кг/л×1,5×2):2260 час = 0,12 кг/час, где
6. Для учета повышенного расхода топлива при работе машин в зимнее время применяются среднегодовые коэффициенты, дифференцированные по температурным зонам.
Сколько километров в одном моточасе. Зачем считать моточасы и чем они оличаются от машиночасов
Введение
Чтобы вовремя устранять неисправности, выполнять техническое обслуживание необходимы моточасы. При определении срока службы двигателя в первую очередь учитываются часы его работы двигателя, так как этот параметр влияет на показатели и рекомендации по эксплуатации конкретной модели или устройства транспортного средства.
Моточас как правильно считается и зачем нужен данный параметр
Продолжительность функционирования двигателя измеряют в единицах – моточасах. Этот показатель не равен привычному часу. Он меньше или больше одного часа при определенных факторах. Расчет проводят, принимая во внимание режим работы транспортного средства. Обороты коленчатого вала вычисляют с помощью тахометра. 1 моточас не имеет точного определения времени. Его можно преобразовать в астрономический час, выполнив вычисление. Моточас считается особой единицей определения нагрузки работающего мотора. Он равен одному привычному часу функционирования коленвала при умеренных/холостых нагрузках. За 60 минут двигатель совершает примерно 1600 оборотов в минуту. Такой показатель не равен времени работы, пробегу. Его измеряют для транспортных малокубатурных средств, например, мотоциклов, а также для специальной техники, оценка работы которой происходит не по расстоянию.
Проще говоря, моточас представляет собой один час работы мотора на номинальных оборотах. Если двигатель функционирует в разных режимах (трасса, пробки, холостой ход), то подсчет такого параметра делать сложно. Есть современные немецкие автомобили, которые уже оборудованы счетчиком моточасов. Этот прибор сам сигнализирует владельцу, когда необходимо поменять масло. Машины немецких производителей оборудованы, как правило, турбиной. Масло, проходя через нее, быстрее снижает свое качество. Поэтому его замена осуществляется по моточасам. Другие иномарки не имеют указанного счетчика.
Особенности подсчета моточасов
Чтобы выполнить подсчет, необходимо знать, как осуществляется фиксация единицы измерения. Когда двигатель запускается, включается счетчик (электронный, механический), фиксирующий, с какой частотой вал вращается. Показатель отображается на индикаторе. Такой инструмент для вычисления моточасов дает возможность определить продолжительность его функционирования в любой промежуток времени. Расчет базируется на количестве оборотов, совершаемых валом за одну минуту. При холостом ходу и нагрузке показатель получается разным. Моточасы подсчитывают, чтобы выяснить примерно, насколько изношены механические подвижные части агрегата. Формула для расчета проста, основана на количестве оборотов.
Многие пользователи хотят научиться рассчитывать МЧ (моточасы). Реализовать подсчет не так просто. В любом варианте полученные данные относительны. Счетчики позволяют получать точные данные и оценить, насколько изношен двигатель. Параметр может равняться одному реальному часу, а может быть другим. Но в любом случае один моточас приравнивают к 1 часу работы двигателя на холостых оборотах.
Зачем нужно считать моточасы
Узнать, насколько выработан ресурс, помогут моточасы. Чем большее количество часов было отмерено, тем скорее наступит день, когда понадобится менять расходники (например, поменять масло в ГУР), делать техническое обслуживание. После необходимых манипуляций часы будут обновлены, отсчет пойдет заново. Поэтому знание о часах функционирования дает возможность контролировать показатели, указывает на важность замены деталей. Каждый силовой агрегат обладает разными характеристиками. Нет единых стандартов ТО в строго определенный период времени. Изготовитель указывает условия замены в технических документах оборудования. Н самом деле они могут варьироваться в зависимости от условий эксплуатации. Посчитать моточасы можно способами, указанными выше. Есть современные приборы, которые дают возможность точно вычислять моточасы. Их эксплуатация позволяет не рассчитывать показатель по формуле. Специальный датчик отображает параметр.
Сколько моточасов в одном часе
Один моточас не равняется астрономическому часу. Количество моточасов зависит от числа оборотов коленвала, которые при разных нагрузках он совершает за 1 час. Соотнести искомый параметр относительно стандартного часа можно, применяя простую формулу.
Применяя этот алгоритм, вы легко переведете моточасы в часы. Точное значение определить не удастся. Формула дает возможность произвести расчет износа двигателя с учетом нагрузок. Всегда найдутся факторы, которые обусловят разницу с фактическим временем. Результаты подсчета будут разными для двигателей бензинового и дизельного. Более мощным считается второй, поэтому его применяют в сельхозтехнике. Он выполняет заданный объем работы за меньшее время.
Разница между моточасом и машиночасом
Единицей измерения, определяющей время работы двигателя считается моточас. Он показывает, сколько оборотов смог выполнить коленвал за час. В отличие от него машиночас свидетельствует о том, сколько времени было потрачено на изготовление продукта. Показатель нужен для определения производительности устройства. Таким образом, моточасы и машиночасы — разница в этих понятиях очевидна. Между собой они не имеют общего. Выполнить перевод моточасов в машиночасы невозможно по этой причине.
Машиночасы отражают то количество времени, которое необходимо одной единице техники для выполнения определенного объема работ. Если, к примеру, машина очищает от снега улицу в течении 7 часов, то говорят, что она выработала 7 машино-часов. Этот параметр важен для автопарка. Специалисты рассчитывают нагрузку, планируют выезды техники. Таким образом, машиночасы определяют в целом объем работы специальной техники, а моточасами измеряют отработанный ресурс мотора.
Как рассчитать моточасы на строительной технике
Ранее такой показатель рассчитывали только для строительной и сельскохозяйственной техники. Это объясняется тем, что зная пробег, невозможно узнать реальное состояние узлов. Выяснить степень их износа можно с помощью моточасов. Для разных транспортных средств имеются свои счетчики. Алгоритм основывается на том факте, что строительная техника на холостом ходу за один час реального времени отрабатывает 1 моточас. Он ускоряется на треть при обычной нагрузке. Тогда один моточас соответствует 40 минутам. Если нагрузка техники интенсивная, мотор изнашивается еще быстрее. Если используется счетчик, то техническое обслуживание планируется своевременно и грамотно. Для строительной техники разработаны различные датчики. Все зависит от устройства, которое они контролируют. Базируются все виды счетчиков на отсчете времени. Разница заключается в начале отсчета. Есть датчики, запускаемые при вибрации, включении и др. Применяют электронные и электромеханические часовые приборы.
Как считать моточасы на тракторе
Для пользователей сельскохозяйственной техники понятие моточаса имеет большое значение. Для измерения в двигателе предусмотрен особый датчик. После каждого часа полноценной работы мотора он срабатывает. Благодаря этому осуществляется контроль пробега сельскохозяйственного агрегата. Это дает возможность определять степень износа двигателя. Моточасы на тракторе – это счетчик, включающийся с момента запуска мотора. Счетчик бывает механическим и электронным. Прибор отслеживает обороты вала, данные передает на индикатор. Это позволяет установить длительность работы двигателя за конкретное время. Главная роль здесь отводится оборотам коленвала за минуту. Моточас работы трактора не равен одному реальному часу. Определив моточасы, специалист узнает, насколько изношены механизмы мотора.
Это выясняют по формуле:
Основные узлы счетчика включают в себя индикатор режима функционирования двигателя, датчик времени, регистратор. Простые двигатели тракторов оборудованы механическими счетчиками. Они подсоединяются через редуктор. Время работы такие приборы вычисляют по количеству оборотов. Самыми приемлемыми считаются тахометрические счетчики. Они учитывают число рабочих часов и нагрузку на мотор.
Зачем нужны и чем полезны моточасы для байкера
Знать этот параметр нужно, чтобы вычислить интервал функционирования байка. Для измерения применяют датчик, который ежечасно срабатывает. Выяснив количество моточасов, байкер подсчитает процент износа рабочих частей мотора. Лучше выполнить перевод их в километры. Тогда можно узнать, сколько топлива необходимо мотоциклу. Для определения километров не существует одной формулы. Для того, чтобы это вычислить, нужно посмотреть технические документы к устройству.
Как перевести моточасы в километры
Точной формулы для перевода параметра в километры нет. Моточасы в км для легковых машин рассчитывают так: 1 искомая единица равна 12-14 км езды в спокойном темпе на умеренной скорости. На практике для замены масла и прочих расходников стандартным интервалом считается расстояние 15 тысяч км. Если условия меняются: езда агрессивная, плохие дороги, буксировка, транспортировка грузов, то моточасы идут намного быстрее. Их количество превышает пробег, если в машине часто включают холостой ход или она движется по загруженным дорогам. Получается расход ресурса при стоящем автомобиле. Лучше перевести моточасы в километры и ориентироваться на них, а не на пробег. Это позволит вовремя выполнить замену расходников.
Моточасы в километры важно переводить тем водителям, которые работают далеко от пунктов специализированной помощи (экстремальный отдых, лесной участок и др.). Так они могут вовремя предупредить поломку. Если не получается опираться на пробег, лучше установить счетчик. Особенности перевода МЧ в км зависят от конкретного предприятия. Есть сельскохозяйственные компании, которые равняют один моточас с расстоянием в 16 км. Другие за 1 МЧ принимают 20 км. Тип работ имеет определяющее значение для подсчета.
Как определить по моточасам срок замены масла
Автолюбители ориентируются на средний показатель: через каждые 10-15 тысяч км необходимо менять масло. Специалисты рекомендуют опираться не на километраж, а на моточасы. Это сокращает промежуток между заменами в 2 раза. Определенные масла необходимо обновлять через определенное количество времени, даже если у машины небольшой пробег. В противном случае износ мотора будет большой, так как защитные качества смазки теряются.
Применяют следующие виды масел:
Указанные пределы превышать не рекомендуется, так как смазывающий состав утрачивает свои свойства. Превышение часов грозит износом мотора. Он не проработает долго. Автовладельцам обязательно надо определять м час, чтобы предупредить поломку.
Устройство и принцип действия приборов для измерения моточасов
Подсчитать время работы двигателя помогает счетчик. По истечении определенного времени он подает звуковой сигнал или включает реле. Счетчик дает возможность своевременно проводить техническое обслуживание, регламентную замену деталей, ремонт. Счетчик непрерывно подсчитывает время, пока он включен. При отключении отсчет прекращается. Когда его включают повторно, отсчет происходит с крайнего значения, а не заново. Счетчик МЧ отслеживает резервы. Он измеряет имеющийся ресурс мотора, контролирует момент его технического обслуживания. Применяя такой аппарат, автовладелец может отслеживать работоспособность двигателя. В итоге, это сокращает расходы, минимизирует простои.
Особенности счетчиков моточасов и способов их применения
Счетчик считает секунды, минуты. Когда завершается час, а его значение подходит к 59,59 – к часу прибавляется единица, секунды и минуты идут с 00,00. Когда расчет моточасов достигает критического показателя, раздается сигнал. Таким образом, прибор информирует владельца о необходимости контроля состояния двигателя.
Виды счетчиков моточасов:
Конструкция и качества счетчиков разные. Имеющиеся на рынке приборы делят на группы по функционалу:
Классическим прибором считается механический. Он выполнен на базе пружинных механических часов, имеющих автоподзавод. Работает при запущенном моторе. Счетчики этого типа применяют мало, так как на смену им пришли современные удобные аппараты. Более надежными, точными, простыми считаются электромеханические счетчики. Они не теряют своей актуальности уже много лет. В их составе есть электромеханический блок. Кварцевый резонатор ведет отсчет часов. В отличие от таких приборов, электронные счетчики имеют регистратор (индикатор). Обычно это ЖК-дисплей. Они отличаются компактными размерами, надежностью. Используя электронный прибор, пользователь должен защищать показания и хранить данные.
Новые современные счетчики – цифровые. Они не только регистрируют время работы, но могут контролировать другие показатели. В основе конструкции лежит микроконтроллер. Цифровое устройство можно запрограммировать под конкретные потребности. Такой прибор нуждается в защите от сброса данных.
Функциональные возможности счетчиков МЧ тоже разнятся. У них функционал может быть базовым. Тогда прибор только отсчитывает время работ мотора, без учета прочих параметров. Устройство может регистрировать тахометрические сведения, температуру отработанных газов. Некоторые модели оборудованы сигнализацией, которая срабатывает, когда нарабатывается время.
Как работает счетчик моточасов
Прибор эксплуатируют по инструкции производителя. Если счетчик моточасов профессиональный, то его устанавливают, настраивают квалифицированные специалисты. Бытовые устройства используются по простому принципу. Они доступны к применению. Периодически владелец должен проверять прибор. Если возникла неисправность, счетчик меняют или ремонтируют. Аппарат необходимо беречь от жидкостей, падений, ударов. Если эксплуатация правильная, он работает долгие годы.
Функционирование счетчика происходит просто. Часовой механизм включается при запуске мотора. На индикаторе отражаются все показания. Если двигатель остановился, работа прибора завершается. По этой причине время наработки регистрируется только при запущенном двигателе. Устройство подсчитывает м час способом, который предусмотрен его конструкцией.