Расчет токсичных выбросов в атмосферу при эксплуатации автомобилей
Расчет токсичных выбросов в атмосферу при эксплуатации автомобилей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:30, лабораторная работа
Краткое описание
Цель работы – познакомиться с методикой расчета выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) при эксплуатации автомобилей.
В работе определяют мощность эмиссии загрязняющих веществ qi, мг/м·с, рассчитывают концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на различном расстоянии от дороги С, мг/м3, строятся графики зависимости изменения концентрации ЗВ при удалении от кромки дороги l, м.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Работа 1. Расчет токсичных выбросов в атмосферу при эксплуатации автомобилей
Цель работы – познакомиться с методикой расчета выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) при эксплуатации автомобилей.
В работе определяют мощность эмиссии загрязняющих веществ qi, мг/м·с, рассчитывают концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на различном расстоянии от дороги С, мг/м3, строятся графики зависимости изменения концентрации ЗВ при удалении от кромки дороги l, м.
Расчет выполняют в следующей последовательности:
I. Определяют мощность эмиссии qi, мг/м·с, загрязняющих веществ отдельно для каждого компонента (окиси углерода, оксидов азота, углеводородов) на конкретном участке дороги по формуле:
2. Рассчитывают концентрации токсичных компонентов отработавших газов в атмосферном воздухе Сj, мг/м3, на различном удалении от дороги l, используя модель Гауссового распределения примесей в атмосфере на небольших высотах, по формуле:
3. Результаты расчета сопоставляют с ПДК, установленными для токсичных составляющих отработавших газов тепловых двигателей в воздухе населенных мест.
Расчет токсичных выбросов в атмосферу при эксплуатации автомобилей
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
Метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории
Emissions of polluting substances into the atmosphere. Method for calculating the amount of pollutant emissions generated by motor vehicle flows on roads of various categories
Дата введения 2020-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» (АО «НИИ Атмосфера»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 457 «Качество воздуха»
Введение
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства и устанавливает метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории. Выбросы в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ автотранспортными средствами в реальных условиях эксплуатации, являясь объектами регулирования технических регламентов в отношении негативного воздействия на состояние здоровья людей, квалифицируются как опасные и входят в перечень химических веществ согласно «Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» Таможенного союза ЕАЭС.
Стандарт устанавливает порядок расчета значений максимальных разовых за 20-минутный период времени и валовых за год выбросов в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ от потоков автотранспортных средств, движущихся по автомобильным дорогам вне зон производственного и промышленного назначения для последующего их использования при инвентаризации, разработке нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и проектной градостроительной документации по формированию улично-дорожной сети, строительству новых и реконструкции существующих автомобильных дорог.
Подготовленный стандарт устанавливает метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории.
Данный метод способствует установлению обязательных для применения и исполнения требований показателей качества и безопасности эксплуатации автотранспортных средств в Российской Федерации.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории.
Настоящий стандарт предназначен для применения в следующих случаях:
— при проведении натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков, движущихся по автомобильным дорогам и улицам городов и населенных пунктов, вне зон производственного и промышленного назначения;
— для расчета максимальных разовых и валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от потоков автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории;
— при формировании компьютерных банков данных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы;
— для разработки проектной градостроительной документации по формированию улично-дорожной сети, строительству новых и реконструкции существующих автомобильных дорог.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ 32965 Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автотранспортный поток: Совокупность автотранспортных средств, совершающих передвижение по городским автомобильным дорогам и автомагистралям.
3.2 дорожные условия: Факторы окружающей среды, на которые реагирует водитель или интеллектуальная система транспортного средства, которым он управляет, путем изменения режима движения в транспортном потоке.
3.3 холостой ход при работе двигателя: Режим работы двигателя при остановке автомобиля и отпущенной водителем педали акселератора (педали газа).
4 Общие положения
4.1 В качестве исходных данных для расчета выбросов загрязняющих веществ автотранспортом в атмосферу на действующих автомобильных дорогах используют результаты натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков с подразделением по основным группам автотранспортных средств. Для проектируемых автомобильных дорог используют прогнозные данные о структуре и интенсивности автотранспорта в соответствии с проектной документацией.
4.1.1 Учитывая особенности формирования структуры автотранспортных потоков в городах Москва и Санкт-Петербург, приведенные показатели значений удельных выбросов могут уточняться.
4.2 Приведенные значения удельных выбросов загрязняющих веществ представляют собой удельные значения выбросов загрязняющих веществ для рассматриваемых групп автомобилей при их движении на участках городских автомобильных дорог, а также в условиях их пребывания на пересечениях городских автомобильных дорог по [1]. При определении значений удельных выбросов загрязняющих веществ для автомобильных дорог принимают во внимание тот факт, что в городских условиях автомобиль на конкретном участке автомобильной дороги постоянно совершает разгоны и торможения, перемещаясь со средней скоростью, определяемой дорожными условиями. При определении значений удельных выбросов загрязняющих веществ для пересечений автомобильных дорог принимают во внимание то, что в условиях пребывания в зоне перекрестка автомобиль, кроме торможения и разгона, определенную часть времени может стоять при запрещающем сигнале светофора при работе двигателя на холостом ходу.
4.3 Расчеты выбросов выполняют для следующих загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами автомобилей:
— сумма оксидов азота (в пересчете на диоксид азота) ;
— углеводороды СН;
— диоксид серы ;
— формальдегид ;
— бенз(а)пирен .
Для проведения расчетов загрязнения атмосферы в целях учета трансформации оксидов азота в атмосфере осуществляют разделение оксидов азота на диоксид азота и оксид азота NO согласно [2] (пункт 2.2.5).
4.4 Используемые при расчете выбросов параметры определяют на основе натурных обследований визуальными методами (включая видеонаблюдения) учета интенсивности движения. Это позволяет выполнять обследование любой автомобильной дороги города с заданной периодичностью, что является важным условием для регулярного пополнения и корректировки информации о выбросах автотранспорта в целях поддержания работы компьютерного банка данных о выбросах промышленными предприятиями и автотранспортом городов в оперативном режиме.
4.5 Учитывая особенности технического состояния эксплуатируемого парка транспортных средств и соответствующего ему качества топлива, формирования структуры автотранспортных потоков и объемов автотранспортного движения в городах, приведенные в настоящем стандарте показатели значений удельных выбросов могут быть уточнены при наличии соответствующего обоснования.
4.6 Для прогнозной оценки объемов выбросов загрязняющих веществ автотранспортными потоками в перспективе, необходимой при проектировании автомобильных дорог разной категории, могут быть определены значения вероятного сокращения выбросов по основным группам автотранспортных средств за счет улучшения их уровня экологичности на конкретный срок ввода объекта в эксплуатацию (по запросам природопользователей).
5 Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспортом
Такая автомобильная дорога (или ее участок) может иметь несколько нерегулируемых и (или) регулируемых перекрестков.
Для автомобильной дороги (или ее участка) с повышенной интенсивностью движения (более 2000 автомобилей в час) допускается дополнительно учитывать выброс загрязняющих веществ автотранспортом в районе перекрестков.
В районе перекрестка автомобилями выбрасывается значительное количество загрязняющих веществ за счет принудительного торможения, остановки перед запрещающим сигналом светофора и последующего движения в режиме «разгон» по разрешающему сигналу светофора. Это обуславливает необходимость выделять на выбранной автомобильной дороге участки перед светофором, на которых образуется очередь автомобилей, двигатели которых работают в режиме «холостой ход» в течение времени действия запрещающего сигнала светофора.
Для автомобильной дороги (или ее участка) при наличии регулируемого перекрестка суммарный выброс , г/с, вычисляют по формуле
, (1)
где ,
,
,
— выброс загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, находящимися в зоне перекрестка при запрещающем движение сигнале светофора;
,
,
,
— выброс загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, движущимися по данной автомобильной дороге в рассматриваемый период времени;
и — числа остановок потока автотранспортных средств перед перекрестком на образующих его автомобильных дорогах за 20-минутный период времени;
Расчет токсичных выбросов в атмосферу при эксплуатации автомобилей
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
Метод расчета выбросов от автотранспорта при проведении сводных расчетов для городских населенных пунктов
Air pollution emissions. Method of calculating vehicles emissions under summary computational modeling for urban settlements
Дата введения 2015-07-01
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» (ОАО «НИИ Атмосфера»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на дорогах разной категории.
Настоящий стандарт предназначен для применения в следующих случаях:
— при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами, движущимися по автодорогам вне зон производственного и промышленного назначения;
— при разработке нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для потоков автотранспортных средств на автодорогах;
— при формировании компьютерных банков данных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы;
— при разработке проектной градостроительной документации по формированию улично-дорожной сети, строительству новых и реконструкции существующих автодорог.
2 Общие положения
2.1 В качестве исходных данных для расчета выбросов загрязняющих веществ автотранспортом в атмосферу на действующих автодорогах используют результаты натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков с подразделением по основным группам автотранспортных средств. Для проектируемых автодорог используют прогнозные данные о структуре и интенсивности автотранспорта в соответствии с проектной документацией.
2.2 Приведенные в стандарте значения удельных выбросов загрязняющих веществ представляют собой средние удельные значения выбросов загрязняющих веществ для рассматриваемых групп автомобилей при их движении на участках городских автомагистралей, а также в условиях их пребывания на пересечениях городских автомагистралей. При определении значений удельных выбросов загрязняющих веществ для автомагистралей следует принимать во внимание тот факт, что в городских условиях автомобиль на конкретном участке автодороги постоянно совершает разгоны и торможения, перемещаясь с некоторой средней скоростью, определяемой дорожными условиями. При определении значений удельных выбросов загрязняющих веществ для пересечений автомагистралей следует принимать во внимание тот факт, что в условиях пребывания в зоне перекрестка автомобиль, кроме торможения и разгона, определенную часть времени может стоять при запрещающем сигнале светофора при работе двигателя на холостом ходу.
2.3 Расчеты выбросов выполняют для следующих загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами автомобилей:
— оксиды азота (в пересчете на диоксид азота) ;
Для проведения расчетов загрязнения атмосферы в целях учета трансформации оксидов азота в атмосфере осуществляется разделение оксидов азота на диоксид азота ( ) и оксид азота ( ) согласно 2.2.5 [1]*.
— формальдегид ();
— бенз( )пирен ().
2.4 Используемые при расчете выбросов параметры определяют на основе натурных обследований, проведение которых осуществляют по схеме, не требующей сложного инструментального оснащения. Это позволяет выполнять обследования любой автодороги города с заданной периодичностью, что является важным условием для регулярного пополнения и корректировки информации о выбросах автотранспорта в целях поддержания работы компьютерного банка данных о выбросах промышленными предприятиями и автотранспортом города в оперативном режиме.
2.5 Учитывая особенности формирования структуры автотранспортных потоков и объемы автотранспортного движения в городах Москве и Санкт-Петербурге, приведенные в настоящем стандарте показатели значений удельных выбросов могут быть уточнены при наличии соответствующего обоснования.
2.6 Для прогнозной оценки объемов выбросов загрязняющих веществ автотранспортными потоками в перспективе, необходимой при проектировании автодорог разных категорий, могут быть определены значения вероятного сокращения выбросов по основным группам автотранспортных средств за счет улучшения их уровня экологичности на конкретный срок ввода объекта в эксплуатацию (по запросам природопользователей).
3 Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспортом
Такая автодорога (или ее участок) может иметь несколько нерегулируемых или(и) регулируемых перекрестков.
Для автодороги (или ее участка) с повышенной интенсивностью движения (более 1500-2000 автомобилей в час) целесообразно дополнительно учитывать выброс загрязняющих веществ автотранспортом ( ) в районе перекрестков.
В районе перекрестка выбрасывается значительное количество загрязняющих веществ автомобилем за счет его торможения и остановки перед запрещающим движение сигналом светофора и последующим его движением в режиме разгона после разрешающего движение сигнала светофора.
Это обуславливает необходимость выделять на выбранной автодороге участки перед светофором, на которых образуется очередь автомобилей, работающих на холостом ходу в течение времени действия запрещающего движение сигнала светофора.
, (1)
3.1 Расчет выбросов загрязняющих веществ от движущегося автотранспорта
, (2)
— число групп автомобилей, шт.;
— фактическая наибольшая интенсивность движения, т.е. число автомобилей каждой из групп, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автодороги в единицу времени (20 мин) в обоих направлениях по всем полосам движения;
— поправочный коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения потока автотранспортных средств (в километрах в час) на выбранной автодороге (или ее участке), определяемый по таблице 2.
Методики расчета
РАСЧЕТ ТОКСИЧНЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ.
Основными токсичными компонентами отработавших газов двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автотранспорта являются оксиды углерода, азота и углеводороды. Оценку уровня загрязнения воздушной среды отработавшими газами следует производить на основе расчета. Методика расчета включает поэтапное определение эмиссии (выбросов) отработавших газов и концентрации загрязнения воздуха этими газами на различном удалении от дороги, а затем сравнение полученных данных с ПДК данных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов. При расчете выбросов учитываются различные типы автотранспортных средств и конкретные дорожные условия [8].
Расчет выполняют в следующей последовательности:
(4.1)
3. Результаты расчета по формуле (4.2) сопоставляют с ПДК, установленными для токсичных составляющих отработавших газов тепловых двигателей в воздухе населенных мест, которые приведены в табл. 4.4.
4. По полученным данным строятся графики загрязнения придорожной зоны токсичными компонентами отработавших газов. Пример графика приведен на рис.4.2.
5. При необходимости уменьшения ширины распространения 3В необходимо предусматривать защитные зеленые насаждения, экраны, валы и др. Снижение концентрации 3В за защитными сооружениями приведено в табл. 4.5.
Таблица 4.5. Снижение концентрации 3В различными мероприятиями
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Расчет токсичных выбросов в атмосферу при эксплуатации автомобилей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 ноября 2019 г. № 804 “Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха”
В соответствии с пунктом 2 статьи 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 18, ст. 2222; 2019, № 30, ст. 4097) приказываю:
утвердить прилагаемую методику определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
Министр | Д.Н. Кобылкин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2019 г.
Регистрационный N 56957
Утверждена
приказом Минприроды России
от 27.11.2019 № 804
Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха
I. Общие положения
3. С учетом возможных изменений интенсивности автотранспортных потоков, схемы организации улично-дорожной сети, а также транспортной инфраструктуры необходимо регулярное обновление данных о выбросах от транспортных средств на автодорогах для территории, для которой проводятся Сводные расчеты. Периодичность указанного обновления данных определяется в соответствии с периодичностью актуализации результатов Сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 04.05.2019 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха”.
II. Организация и проведение натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков
4. Для организации натурных обследований автотранспортных потоков проводится анализ особенностей распределения автотранспортных потоков на территории, для которой проводятся Сводные расчеты, на основе данных о площади и размерах территории, для которой проводятся Сводные расчеты, о климатических условиях, о количестве населения, схемы организации улично-дорожной сети, об особенностях расположения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, о составе и интенсивности автотранспортных потоков и их изменений во времени (сутки, неделя, сезон и год).
6. Программа обследования включает перечень автодорог (участков автодорог) с различной интенсивностью движения, выбранные места наблюдения на каждой автодороге (участке автодороги), способ проведения обследования структуры и интенсивности движения автотранспортных потоков, даты, время суток и длительность проведения такого обследования.
В программу обследований не включаются автодороги (участки автодорог) с интенсивностью движения менее 300 транспортных средств в час, выбросы от автотранспортных потоков которых считаются незначительными для проведения Сводных расчетов.
7. В случае если на протяжении автодороги структура и (или) интенсивность движения автотранспортных потоков изменяется более чем на 20%, автодорога разбивается на участки, для которых отдельно осуществляется обследование и соответствующий расчет выбросов.
8. Перечень автодорог (участков автодорог), включаемых в программу обследований, составляется с учетом климатических, географических, градостроительных особенностей муниципального, городского округа.
10. Способы натурных обследований структуры и интенсивности движения:
фиксация транспортных средств визуально;
видеофиксация по видеофайлам;
видеофиксация по данным непрерывного автоматического учета.
11. Визуальный способ обследования основан на визуальном наблюдении и фиксировании количества транспортных средств, проезжающих по выбранному участку автодороги.
12. Видеофиксация по видеофайлам проводится в два этапа:
видеофиксация и получение видеофайлов, позволяющих идентифицировать типы, конструктивные и технические особенности всех транспортных средств, движущихся в потоке;
визуальное определение интенсивности движения по видеофайлам.
При использовании способа видеофиксации по видеофайлам камера устанавливается на штатив в месте наблюдения за участком автодороги. Запись проводится в течение 20 минут 1-2 раза в течение каждого часа периода наблюдений.
13. Фиксация способом непрерывного автоматического учета осуществляется при условии наличия данных за период не менее двух лет.
14. Фиксация транспортных средств, проезжающих по автодороге (участку автодороги) осуществляется с разделением по следующим типам:
15. Фиксация проезжающих по обследуемой автодороге (участку автодороги) транспортных средств проводится в течение 20 минут каждого часа периода наблюдений.
Для обоснованного выбора часов «пик» при составлении программы обследований анализируются данные об интенсивности и структуре движения автотранспортных потоков, полученные в соответствии с пунктом 4 настоящей методики.
18. При проведении натурных обследований на каждой автодороге (или ее участке) фиксируются следующие параметры:
— ширина проезжей части (в метрах);
— количество полос движения в каждом направлении;
— протяженность выбранного участка автодороги (в км) с указанием названий улиц, ограничивающих данную автодорогу (или ее участок);
— средняя скорость автотранспортного потока с подразделением на три основных типа транспортного средства: легковые и грузовые автомобили, автобусы (в км/час).
19. Для определения средней скорости движения автотранспортного потока используются транспортные средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль и автобус).
При движении транспортного средства по всей протяженности обследуемой автодороги (участка автодороги) фиксируется время, затрачиваемое на весь путь. Такая фиксация затрачиваемого времени проводится 3-5 раз в часы «пик». Средняя скорость движения автотранспортного потока (км/час) на обследуемой автодороге (участке автодороги) вычисляется по основным типам транспортных средств как среднее расстояние (км), пройденное транспортным средством по всей протяженности обследуемой автодороги (участка автодороги), отнесенное к среднему времени (час), затраченному транспортным средством для преодоления этого расстояния.
Расстояние, пройденное транспортным средством, определяется по показаниям датчика пройденного пути на панели приборов транспортного средства.
На автодорогах (участках автодорог) с безостановочным движением средняя скорость движения автотранспортного потока может фиксироваться по показаниям датчика скорости движения (км/час) на приборной панели транспортного средства.
20. Для оценки валовых (годовых) выбросов на конкретных автодорогах в программу обследований включаются выходные дни и дни в разные сезоны года.
21. Результаты натурных обследований структуры и интенсивности движения автотранспортного потока оформляются в табличной форме, рекомендуемый образец приведен в таблице N 1 приложения к настоящей методике.
К таблице № 1 должны прилагаться схемы расположения обследуемых автодорог (или их участков).
22. Обработка данных натурных обследований для их использования при проведении расчетов загрязнения атмосферы должна включать: определение средних значений интенсивности движения (за 20 мин.) по каждому типу транспортных средств для каждого часа «пик» в течение всего периода наблюдений.
Из полученного ряда средних значений выбираются наибольшие средние значения интенсивности движения для каждому типу транспортных средств, которые используются при расчетах по формуле (1), приведенной в пункте 26 настоящей методики.
III. Расчет выбросов автотранспортных потоков
23. Определение показателей выбросов автотранспортных потоков выполняется для следующих поступающих в атмосферный воздух с отработавшими газами загрязняющих веществ:
1) углерода оксид (СО);
4) взвешенные частицы ;
Выбросы взвешенных частиц от автотранспортных потоков при проведении Сводных расчетов учитываются в составе выбросов взвешенных веществ.
Значения удельных пробеговых выбросов приведены в таблице № 2 приложения N 1 к настоящей методике.
В указанной таблице значения удельных пробеговых выбросов приведены:
25. Значение выбросов i-го загрязняющего вещества от автотранспортного потока ( ) определяется для конкретной автодороги (участка автодороги).
26. Значение выбросов i-го загрязняющего вещества (г/с) от движущегося автотранспортного потока на автодороге (участке автодороги) с фиксированной протяженностью L (км) определяется по формуле (1):
— фактическая наибольшая интенсивность движения, которая определяется как наибольшее количество транспортных средств каждой из k групп, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автодороги за единицу времени (20 минут) в двух направлениях по всем полосам движения;
— поправочный коэффициент, учитывающий зависимость изменения количества выбрасываемых загрязняющих веществ от средней скорости движения автотранспортного потока ( (км/час) на выбранной автодороге (участке автодороги), определяемый по таблице N 3 приложения к настоящей методике. Минимальная скорость движения в «пробке» принимается равной 5 км/час. Для выбросов оксидов азота применяется коэффициент (NOx).
IV. Определение валовых (годовых) выбросов от автотранспортных потоков
27. Определение валовых (годовых) выбросов (т/г) на автодорогах (участках автодорог), включенных в перечень дорог программы обследований, выполняется на основе величин максимальных разовых выбросов (г/с), рассчитанных по формуле (1) с применением показателей удельных пробеговых выбросов, приведенных в таблице N 2.
28. При определении валовых (годовых) выбросов (т/г) на основании максимальных разовых выбросов (г/с) необходимо учитывать изменения выбросов в течение суток, недель и сезонов на протяжении года.
29. Для определения валового (годового) выброса i-го загрязняющего вещества для конкретной автодороги (участка автодороги) в теплый период года применяется формула (2):
— максимальный разовый выброс i-го загрязняющего вещества (г/с), определенный по формуле (1) настоящей методики.
— коэффициент пересчета максимального разового выброса в суммарный годовой выброс в зависимости от категории автодороги/
Категория автодороги определяется на основании результатов обследований структуры и интенсивности движения автотранспортных потоков, исходя из количественных показателей изменений интенсивности движения в течение суток:
Значения приведены в таблице N 4 приложения к настоящей методике.
30. Для расчета валового (годового) выброса загрязняющего вещества для конкретной автодороги (участка автодороги) в холодный период в формуле (2) применяется дополнительный сезонный коэффициент 0,8.
31. При применении в качестве способа обследования структуры и интенсивности движения видеофиксации по данным непрерывного автоматического учета на конкретной автодороге (участке автодороги) валовые выбросы i-гo загрязняющего вещества от автотранспортного потока за текущий календарный год рассчитываются по формуле (3) для любого характера движения и категории автодороги:
— валовые выбросы i-го загрязняющего вещества автотранспортным потоком за рабочие дни календарного года;
— валовые выбросы i-го загрязняющего вещества автотранспортным потоком за выходные, в том числе праздничные, дни календарного года.
Валовые выбросы i-го загрязняющего вещества автотранспортным потоком за рабочие дни календарного года рассчитывается по формуле (4):
— коэффициент 0,0036 соответствует пересчету из г/с в т/год;
Валовый выброс i-го загрязняющего вещества на автодороге автотранспортным потоком за выходные дни календарного года рассчитывается по формуле (5):
— коэффициент 0,0036 соответствует пересчету из г/с в т/год;
1 Статья 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”
Приложение к методике
определения выбросов
загрязняющих веществ в
атмосферный воздух
от передвижных источников
для проведения сводных
расчетов загрязнения
атмосферного воздуха
Таблица
учета характеристик движущегося автотранспортного потока
__________________________________________________________________
(название автодороги, место и способ обследования, направление движения)
__________________________________________________________________
(ширина проезжей части, количество полос движения)
Дата/ рабочий, выходной день | Время подсчета, за период 20 минут | Число транспортных средств по типам | Скорость движения потока, км/ч | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Л | AM | Легковые | Грузовые | Автобусы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Удельные пробеговые выбросы загрязняющих веществ (г/км) для различных типов транспортных средств
Скорость движения V, км/ч | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
V | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 60 | 70 | 80 | 100 | 110 | 120 |
1,4 | 1,35 | 1,30 | 1,20 | 1,10 | 1,00 | 0,90 | 0,75 | 0,65 | 0,50 | 0,30 | 0,40 | 0,50 | 0,65 | 0,75 | 0,95 | |
(NOx) | 1, 0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,2 | 1,5 |
Значения для автодорог различных категорий
Обзор документа
Минприроды утвердило порядок определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для сводных расчетов загрязнения. Порядок содержит:
— процедуру натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков;
— порядок расчета выбросов автотранспортных потоков;
— правила определения валовых (годовых) выбросов.