Рассадка в автомобиле деловой этикет
Рассадка в автомобиле деловой этикет
Манеры для карьеры. Современный деловой протокол и этикет
© Шевелева Ольга Владимировна, текст, 2020
© Коломина С., иллюстрации, 2020
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020
Отзывы о первом издании книги
Есть одно мудрое выражение на английском: «Первое впечатление можно произвести всего один раз». Новая книга видного российского специалиста по деловому протоколу и этикету Ольги Шевелевой – это ключ, дающий возможность произвести именно то благоприятное первое впечатление, которое никогда больше не удастся произвести, упусти вы свой единственный первый шанс. Именно с этого первого раза возникают между двумя до того не знакомыми людьми основания для дальнейшего развития знакомства, делового и личного. Или не возникают.
«Манеры для карьеры» – редкое по своей осведомленности, полноте, насыщенности, многогранности, читабельности и полезности издание. От советов, кому и как подавать руку, как правильно одеваться, как говорить по телефону и как держаться в различных ситуациях, до тонкостей ведения переговоров, организации мероприятий, публичных выступлений, принятия и преподнесения подарков книга уводит читателя в увлекательное путешествие по реальному миру интересных людей и событий.
Этот мир настолько живо описан во всех деталях, что читатель, даже умудренный опытом и считающий, что он все это знает, видел и «проходил», невольно ловит себя на том, что «примеряет» все аспекты на себя и подсознательно перепроверяет: «А правильно ли я держался, беседуя с тем послом на вчерашнем приеме?!», «Вернул ли я утренний телефонный звонок коллеги до ухода с работы сегодня вечером?!».
Фундаментальный труд Ольги Шевелевой придает совершенно иное звучание трафаретному выражению «настольная книга». Это самый настоящий «учебник жизни», который необходимо постоянно иметь под рукой любому, кто не только хотел бы преуспеть в деловой карьере, но и тем, кто просто хотел бы чувствовать себя уверенно и комфортно в любой жизненной ситуации. Только специалист, обладающий таким всеобъемлющим, энциклопедическим знанием современных цивилизованных взаимоотношений мог написать столь интересную и в высшей степени полезную книгу. То, что этот специалист – деликатная, проницательная, обаятельная и элегантная женщина, придает книге особый лоск и звучание.
Чтобы быть «в игре», необходимо знать, что такое деловой протокол, понимать язык этикета, распознавать адресованные вам невербальные сигналы и знать, как отвечать на них, и при этом учитывать национальные и религиозные особенности своих партнеров. Хорошие манеры помогают сделать профессиональные и личные отношения более гармоничными и содержательными, эффективно налаживать деловые связи, завязывать полезные контакты, устанавливать долгосрочные отношения и получать настоящее удовольствие от общения с самыми разными людьми. Книга Ольги Шевелевой «Манеры для карьеры» является прекрасным пособием для «начинающих», инструкцией для «изучающих» и настольной книгой для «практикующих».
С большим удовольствием прочитал книгу Ольги Шевелевой «Манеры для карьеры». И это в очередной раз заставило меня задуматься о том, что соблюдение этикета и делового протокола не только создает благоприятную атмосферу для успешной и плодотворной деятельности, но и является показателем культурного уровня и того общества, в котором человек привык вращаться. Знание/незнание и соблюдение/несоблюдение писаных и неписаных правил создает как человеку, так и компании, которую он представляет, определенную репутацию и напрямую влияет на экономические результаты работы. Книга расцвечена примерами из реальной деловой жизни и имеет очень полезные с практической точки зрения приложения, что делает чтение интересным и нескучным. В этой связи книга может явиться незаменимым помощником и советником.
Для налаживания общения между людьми нет, наверное, ничего более важного, чем умение быть адекватным традициям общения и этикета собеседника. А, например, для стран Востока, где веками все строится именно на тонкостях ритуала, это важно вдвойне. Книга Ольги Шевелевой – блестящий путеводитель в мир великих секретов – секретов того, как можно стать «своим» практически в любой культуре мира за счет точного знания делового этикета.
Бизнес-тренер, консультант, эксперт по деловому протоколу и этикету с 25-летним стажем. Тренер тренинговой компании «Бизнес Партнер».
Лауреат Национальной профессиональной премии в области протокола, имиджа и этикета в номинациях «За вклад в развитие делового этикета в России» (2014), «Лучшая книга в области протокола, имиджа и этикета» (2017).
Член Национальной ассоциации специалистов по протоколу.
Спикер и модератор I (2011), II (2012), III (2014), IV (2017), V (2019) Международного Форума «Служба протокола» (FEPS). Автор книг «Организация ведения переговоров» (2007, 2014), «Манеры для карьеры» (2014) – книга внесена в каталог библиотеки Женевского отделения Организации Объединенных Наций («Business manners» 2018), «Атлет и этикет» (2016).
Автор электронного курса Московского городского университета управления Правительства Москвы «Деловой этикет и позитивный имидж государственного служащего» (2016).
Сертифицирована Дипломатической академией Министерства иностранных дел Российской Федерации.
20-летний опыт успешной преподавательской деятельности в вузах Москвы.
В активе более 15 000 участников тренингов.
Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Мэрия Москвы, Администрация Губернатора Московской области, Администрация Губернатора Ульяновской области, Прокуратура Москвы, Управление Федерального казначейства по г. Москве, ПАО Сбербанк, ОАО РЖД, ОАО «Вертолеты России», ОАО «Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической системы», Ассоциация Российских фармацевтических производителей, ГУП «Мосводосток», ОАО «Московская городская телефонная сеть», КСК групп, MSA Safety, Platron, Petainer Trading, ЗАО «Ретиноиды», Бизнес-парк «Гринвуд», «ТехноПарк» и др.
Московская школа управления «Сколково», Школа бизнеса «Синергия», Международная школа бизнеса Московской торгово-промышленной палаты, Московский городской университет управления Правительства Москвы, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Первый Московский государственный медицинский университет им. Сеченова, Российский университет дружбы народов, Московский Центр развития кадрового потенциала образования, Центр международного протокола и кросскультурных коммуникаций Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московский областной учебный центр, Агентство «Деловой протокол», Институт развития личности и бизнеса.
Манеры – внешние формы поведения.
Карьера – путь к успеху, видимому положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения.
В автомобиле
I. При посадке и высадке пассажиров в легковые авто водитель несет ответственность за их безопасность и комфорт: он лично помогает занять места в салоне и выйти из машины.
II. Значимость мест в авто по степени убывания статуса:
3) среднее место на заднем сиденье предлагается только в авто представительского класса;
III. Посадка в авто происходит в определенном порядке:
2. Затем занимаются среднее и левое задние места автомобиля с левой стороны:
• дамам обязательно помогают это сделать;
• мужчины могут сесть сами;
3. Последними свои места самостоятельно занимают:
Садиться в экипаж должно осмотрительно, не торопясь, и в особенности этот совет относится к дамам, которые при излишней торопливости могут легко запутаться в длинном платье и не только поставить тем себя в смешное положение, но, что еще хуже, повредить ногу.
Клеопатра Светозарская. «Светский человек»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
10.8. Пожар в автомобиле
10.8. Пожар в автомобиле Теперь рассмотрим действия и необходимые меры при пожаре в автомобиле.Есть три наиболее важные вещи, которые надо всегда иметь в автомобиле: аптечку с медикаментами, огнетушитель и несинтетическую накидку. Если автомобиль загорелся,
На автомобиле
На автомобиле — Вы такие высокие и красивые, а мы такие маленькие и толстые. Поедемте с нами мороженое есть.— Моя машина отказывается продолжать движение без прекрасной попутчицы. Помогите, пожалуйста!— Позвольте подвезти Вас. Лучше ехать в машине, чем ждать на морозе
Что еще нужно знать об автомобиле
Что еще нужно знать об автомобиле Правила хранения автомобиля Хранению автомобиля следует уделять также особое внимание. Идеальным местом является теплый гараж, в котором поддерживается постоянная температура. Несколько хуже бетонные гаражи или обшитые изнутри
Путешествие на автомобиле
Путешествие на автомобиле Автопутешествия являются одним из видов активного отдыха и позволяют интересно провести время, познакомиться с достопримечательностями различных городов и мест. Однако такой отдых должен быть как полноценным, так и безопасным. Путешествие на
I. Коротко об автомобиле
I. Коротко об автомобиле Хороший водитель управляет автомобилем почти автоматически. На зрительные и слуховые раздражения он реагирует соответствующими действиями, по большей части не сознавая их причин. Если вдруг из боковой улицы выйдет кто-нибудь, водитель тормозит
Размещение груза на автомобиле
Размещение груза на автомобиле Без долгих теоретических рассуждений вы поймете, о чем идет здесь речь. Многие из вас замечали на собственном опыте, что у автомобиля, на котором вы едете вдвоем, лучше посадка, на поворотах он идет лучше, чем автомобиль, набитый пассажирами
На автомобиле
На автомобиле Намучившись в душных, шумных, малокомфортабельных автобусах, рано или поздно любой путешественник начинает задумываться о том, чтобы купить или арендовать собственный транспорт – машину или мотоцикл.Во время поездки на машине путешественник не привязан к
На автомобиле вокруг света
На автомобиле вокруг света Первым россиянином, объехавшим вокруг света на автомобиле, стал президент Союза кругосветчиков России Владимир Лысенко (www.skr.web-online.ru). Он пересекал континенты вдоль или поперек – по самым длинным маршрутам: Северную и Южную Америку с севера на
На автомобиле по Европе
На автомобиле по Европе Для большинства россиян поездка на автомобиле за границу на практике означает поездку именно в Европу. Эта часть света находится ближе всего, в ней лучше всего развита сеть автомобильных дорог, сервис, меньше проблем с документами и полицией.
Езда на автомобиле в тумане
Езда на автомобиле в тумане Меры предосторожности:• Включите фары ближнего света, а лучше – противотуманные фары (если они у вас есть). При движении в тумане важно не только видеть самому, но и ясно обозначить себя: свет фар вашего автомобиля будет хорошим
Езда на автомобиле по воде
Езда на автомобиле по воде Меры предосторожности:• Если вам предстоит преодолеть даже обычную лужу, обязательно снижайте скорость.• Если у вас нет сомнений в глубине преодолеваемого водного пространства (например, вы видите, что другие машины едут по воде
Пожар в автомобиле
Пожар в автомобиле Главные причины:• дефекты электропроводки;• утечка бензина.Ваши действия:1. Заметив огонь, немедленно выключайте зажигание, но не вынимайте ключ, чтобы не заблокировать рулевую колонку.2. Сбрасывайте скорость и останавливайтесь
Ребенок в автомобиле
Ребенок в автомобиле Перед поездкой убедитесь в том, что детское сиденье правильно установлено в вашем автомобиле и ребенок будет надежно защищен. Не следует надеяться на то, что вы собираетесь ехать медленно. Также не следует рассчитывать на то, что ваши руки удержат
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕГКОВОМ АВТОМОБИЛЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕГКОВОМ АВТОМОБИЛЕ Любое обсуждение правил путешествия на машине следует предварить двумя существенными замечаниями: во-первых, всегда пристегивайтесь ремнем безопасности сами и требуйте того же от других пассажиров. Во-вторых, никогда не пейте за рулем
На автомобиле
На автомобиле Для передвижения по скоростным магистралям, автобанам, в Австрии вам понадобится специальная карточка, так называемая «виньетка» (Vignette). Она продается, например, на бензоколонках или в табачных киосках и имеет различный срок действия, максимально – 1 год.
Как распределяются места в представительских экипажах (автомобилях)
§ 12. В представительских экипажах с расположением мест друг против друга почетным местом является место на заднем сидении справа по ходу движения. Порядок рассадки по старшинству показан на схеме.
§ 13. По прибытии экипаж подается таким образом, чтобы выход был с правой стороны, причем лицо, занимающее почетное место выходит первым
§ 14. При следовании на церемониях в автомашинах, как правило, занимается только заднее сидение. Если в автомашину садится еще одно лицо, то занимается место либо между двумя почетными лицами, либо откидное сидение, чтобы не мешать сидящему на почетном месте во время движения и при выходе.
§ 15. При посадке в автомашину двух персон, места занимаются на заднем сидении, где почетный гость (а если это женщина, то независимо от своего положения) занимает правое место по ходу движения.
Мы говорим о том, что протокол писан для всех и соблюдение его для всех неукоснительно. Однако в исключительных случаях допускается корректировка протокола. И некоторые корректировки мы внесем в указанную параграфами протокола рассадку в экипажах.
Как известно, место на переднем сидении рядом с водителем никогда не занимается, ни первым, ни даже вторым лицом. Это место чисто рабочее. Там может сидеть охранник, репортер, как исключение переводчик. И ведется это издревле, с тех давних времен, когда передвижение осуществлялось в конных экипажах. Ну, разве можно представить себе высокопоставленную особу или приближенного к царскому двору дворянина, восседающего на облучке с кучером. Кстати, исстари существовала загадка-шутка: «Кто имеет право сидеть к царю спиною?» Ответ: «Кучер». Не поэтому ли щепетильные англичане изобрели своеобразные коляски, называемые «кэбами», где кучер не сидел на облучке, а стоял на запятках и длинными вожжами, через крышу кэба управлял лошадями.
Так вот, этот обычай не занимать место рядом с кучером, а в XX веке рядом с водителем существует и по сей день. Но все же существуют ситуации, когда это правило мы просто обязаны нарушить. Это касается таких случаев, когда вы пользуетесь не служебной машиной, а любезностью принимающего вас хозяина, предоставляющего свою личную машину и находящегося за рулем. Здесь вы просто обязаны сесть рядом с ним на переднее сидение. Ваша посадка на заднее место, чего требует протокол, в данном случае будет оскорбительна для вашего друга, партнера или коллеги, который ведет машину. Даже если вы следуете с дамой, то дама занимает правое заднее место, а вы остаетесь на переднем.
В случае же посадки в машину со вторым сопровождающим вас лицом, второе лицо садиться спереди, а вы сзади.
Схематически это выглядит так:
Рассмотрим другие примеры рассадки в автомобилях:
В случае же следования в экипажах, управляемых профессиональным водителем (такие автомашины называются персональными), нарушение протокола, означенного параграфом категорически исключено. К тому же встречающему лицу необходимо учитывать, что лучшим вариантом при встрече почетного гостя является следование в автомашинах вдвоем. Рассадка вторых и третьих лиц в последующих машинах, движущихся кортежем, допускается и численностью до четырех человек.
Не исключен случай, когда вы пребываете на деловую встречу в личной машине, находясь за рулем самостоятельно. Хотя это и не принято протоколом, но кратковременность и безотлагательность визита это допускают. В этом случае глава принимающей фирмы ни в коем случае не должен пользоваться любезным предложением воспользоваться вашей машиной, а предоставить сопровождающего, который по ходу поездки будет консультировать вас по правильности выбранного маршрута, уведомлять те или иные инстанции о вашем приезде и пр. Естественно, сопровождающий садиться рядом с вами. Если же с вами следует еще и помощник, то он (если это не женщина) пересаживается на заднее левое сидение, оставляя почетное правое место свободным.
Этикет для бизнеса. Автомобиль
Елена Брылина делится секретами делового этикета при использовании служебного и личного автомобиля
Мы все любим автомобили и не представляем, как можно жить по-иному. Они позволяют нам быть мобильными, создают комфорт, помогают строить бизнес, проявить свою индивидуальность и характер. Мы используем их каждый день в личной и деловой жизни. Этикет пробрался и в эту сферу и вновь позволяет нам проявить воспитание, такт и уважение к окружающим нас людям.
По правилам международного протокола и этикета машина подается таким образом, чтобы правая дверца была обращена к тротуару (к месту выхода из здания, месту посадки).
СХЕМА РАССАДКИ В АВТОМОБИЛЕ
Почетный гость садится первым через правую дверцу на заднее сидение справа на самое почетное место. Через левую дверцу на заднее сидение слева садится второй по значимости гость. Рядом с водителем садится переводчик. Если встреча не предполагает участие переводчика, то рядом с водителем садится третий по значимости гость или сопровождающее лицо. Место между пассажирами 1 и 2 предлагается занимать крайне редко. Это допустимо при условии использования автомобиля представительского класса и только в исключительных случаях. Если условия не позволяют подать машину правой стороной, то почетный гость садится на свое место через левую дверцу. Если почетный гость только один, то место за водителем, т.е. на заднем сидении слева занимает глава принимающей стороны. Один из членов встречающей делегации должен открыть дверцу для почетного гостя, а затем закрыть ее.
Если глава принимающей стороны сам ведет машину, то почетному гостю предлагается место рядом с ним на переднем пассажирском сидении.
Посадка в автомобиль осуществляется последовательно по степени важности мест. Первым – почетный гость, после него занимают свои места через левую дверцу пассажиры 3 и 2. Затем - водитель и сопровождающее лицо.
Для высадки пассажиров автомобиль должен подъезжать таким образом, чтобы гости выходили через правую дверцу. При этом первым выходит наиболее почетный гость, за ним уже все остальные.
Почему место на заднем сидении справа считают самым почетным? Ответ кроется в обеспечении максимальной безопасности и удобства. Это самое безопасное место при посадке и высадке пассажиров, а также при движении автомобиля. И проявляя свое уважение и заботу, мы предоставляем его самому почетному гостю.
Степень почетности мест в личном автомобиле такая же, как и в автомобиле деловом. Место справа на заднем сидении предлагается даме, старшему по возрасту или статусу человеку. Если в автомобиле едут двое, то водитель предлагает спутнику или спутнице занять место рядом с ним на пассажирском сидении. В ситуации, если пара едет со своим знакомым, то чтобы он не чувствовал себя наемным водителем следует одному сесть на переднее сидение, а второму занять место сзади. Конечно, в вопросе рассадки в личном автомобиле не всегда следует слепо соблюдать правила. Здесь разумнее исходить из конкретной ситуации, здравого смысла и учитывать возраст пассажиров, их рост и комплекцию. Водителю автомобиля как хозяину территории следует проявлять внимание к пассажирам, и помогать им сесть в машину или выйти из нее.
Открывать или не открывать дверцу дамам? По правилам этикета мужчине следует открыть дверцу даме и помочь ей занять свое место. После этого, обойдя, машину спереди сесть на водительское сидение и отправиться в путь. По прибытию на место, мужчина-водитель должен открыть дверцу для своей дамы и помочь ей выйти. Конечно, открыть дверь машины и занять место пассажира совсем не сложно, подумают многие дамы и практически большинство мужчин. Но здесь мы говорим о проявлении максимального уважения, желания создать безопасные и комфортные условия для спутницы. Что непременно будет ей с благодарностью отмечено и отразится на дальнейшем отношении к мужчине. Если дама оказалась в ситуации, что мужчина не спешит открывать дверь, то следует подождать несколько секунд и выйти из машины самостоятельно. Ждать долго не надо, как и указывать мужчине, что ему делать. А мужчинам следует помнить, что в момент посадки в автомобиль от него ожидают не только того, что он откроет дверцу, но также поможет даме сесть в автомобиль или выйти из него.
Специально для дам
Сесть в машину элегантно, особенно в узкой юбке и на высоких каблуках, целая наука, требующая тренировки и не признающая суеты. Когда дама садится в автомобиль, она должна сначала сесть на сидение, а потом уже красиво, стараясь держать колени вместе, втянуть ноги. Выходя из машины, сначала следует поставить ноги на тротуар, а затем подняться с сидения. Чтобы это выглядело красиво со стороны, а для дамы было удобно и нужна помощь сопровождающего мужчины.
— Автомобиль часть нашего имиджа, поэтому он должен быть чистым и внутри, и снаружи.
— Водитель берет на себя ответственность довести пассажиров безопасно и максимально комфортно, поэтому должен быть собран, внимателен и обходителен.
— Не следует отвлекать водителя от его прямых обязанностей, навязывать беседу или хлопать по плечу.
— При посадке в автомобиль будьте внимательны и не торопитесь.
Пусть ваши короткие и дальние путешествия на деловом или личном автомобиле принесут удовольствие и подчеркнут взаимное уважение с коллегами и близкими.
Автор – Елена Брылина, специалист по организационной работе и этикету
Автомобильный и водительский этикет
За рубежом социальный статус напрямую связывают с автомобилем, которым пользуется человек. Если вы получаете повышение по службе, по этикету, вы просто обязаны сменить и автомобиль — разумеется, на более дорогой или более престижный. Причем иногда работодатель выдает приглашенному работнику специальный кредит на покупку авто, чтобы не подмочить имидж компании.
При этом демонстрировать свою финансовую состоятельность по любому случаю — моветон. Эксперты в области этикета не рекомендуют, например, женам состоятельных мужчин приезжать на работу в дизайн-бюро на Ferrari. Никто, конечно, не требует от них пересаживаться на Lada Kalina, но для поездок на службу (даже если работа — просто хобби) лучше приобрести автомобиль гольф-класса, пусть и премиального сегмента.
Чтобы костюмчик сидел
В идеале одежду тоже следует «подбирать» к автомобилю. Скажем, для большого внедорожника классический костюм не подходит. Изначально такие машины создавались как транспортные средства для активного отдыха, и здесь более актуален стиль casual (повседневный).
Седан бизнес-класса, безусловно, подразумевает наличие строгого костюма. Знатоки этикета поставят вам «неуд», если вы отправитесь на таком автомобиле в фитнес-клуб в шортах и кедах. Для таких целей подойдет спортивный автомобиль.
Понятно, что у большинства людей нет возможности иметь несколько машин. В этом случае необходимо выбирать универсальный автомобиль гольф-класса, но опять же придется учитывать определенные условия. Если вы ходите на службу в костюме, то для этих целей лучше брать седан. Если жесткого дресс-кода нет, то можно приобрести хэтчбек или кроссовер.
Добро пожаловать
Хозяин автомобиля, если это мужчина, должен открывать дверь перед дамой или пожилым человеком. Даме при этом можно подать руку, чтобы ей было удобнее разместиться в машине.
Возвращаясь на свое место, водитель обходит машину спереди, чтобы пассажир его видел. Если же водитель женщина, то в соответствии с этикетом, она должна открывать дверь только перед пожилыми людьми.
Как правильно садиться в автомобиль, мужчина решает сам. Дама сначала усаживается, а затем поднимает ноги в салон. Высадка — в обратном порядке.
Пассажиры — это гости, поэтому каждый из них может выбрать себе место. Однако водитель как хозяин может предложить свою схему рассадки.
По этикету самое почетное место — на переднем пассажирском сиденье. Второе «престижное» место — по диагонали от водителя. Самое не почетное — позади него.
Причем рассадка должна производиться опять же с учетом пола и возраста. Если вы с супругой везете на дачу ее родителей, то рядом с вами должна сесть теща, по диагонали — тесть, ну а жене остается самое не престижное место — позади водителя.
Однако все перечисленное выше касается только личных автомобилей. Если это такси или служебная машина, правила рассадки меняются.
В данном случае самое престижное место по диагонали от водителя. Причин несколько. Во-первых, когда машина подъезжает, удобнее совершать посадку/высадку справа. Во-вторых, чтобы пассажиру было комфортно, переднее пассажирское сиденье можно отодвинуть до упора вперед. Водитель так вести машину не сможет.
Второе по значимости место — за водителем. В частности, чтобы пассажиры (партнеры по бизнесу, например) могли вести беседу. Ну а место впереди в лучшем случае достается охране, а так оно вообще должно быть свободно. Поэтому во многих странах таксисты привыкли к тому, что пассажиры рядом с ними не садятся.
В России, садясь на заднее место, вы даете понять водителю, что не планируете вступать в дискуссию относительно пробок, выслушивать случаи из его жизни, рассуждать о не профессионализме сотрудников полиции и т.д.
Без шансона
Даже на личном автомобиле водитель перед тем, как открыть окно, включить радио, закурить, должен спросить разрешения у окружающих.
Пассажиры, в свою очередь, если хотят поговорить, должны поинтересоваться у водителя, не будет ли это отвлекать от дороги. Говорить в салоне автомобиля можно, конечно, о чем угодно. Но не принято выяснять отношения, вести беседу на повышенных тонах или касаться каких-то сложных вопросов, отвлекающих водителя.
Самое главное правило: водитель — главный в автомобиле. Независимо от того, такси это или личное транспортное средство. Поэтому пассажиры не должны указывать водителю, как ехать и куда ехать. Разумеется, если это не угрожает вашей жизни. Например, если вас не устраивает скорость, то можно вежливо и спокойно попросить снизить ее. В такси же пассажиры могут обратиться к водителю с просьбой сменить радиостанцию с шансона на более интеллектуальное, и водитель-таксист обязан выполнить ваше требование.
Правила хорошего тона для автолюбителей
А теперь познакомимся с неписанными, но установленными правилами поведения самих водителей между собой.
Основным правилом всех водителей является правило «УДД», которое расшифровывается, как «Уступи дорого дураку». Правило это актуально всегда. Поэтому, увидев на дороге лихача, лучше пропустить его во избежание аварийной ситуации, если он пытается вас обогнать. Когда вы встретите на дороге водителя, который всячески пытается препятствовать его обгону, лучше не пытаться этого делать.
Вам приходилось оказываться в ситуации, когда никак не выехать на главную дорогу из двора собственного дома? Что вы чувствовали в этот момент? Вот такие же чувства испытывает и водитель, которого вы можете увидеть, двигаясь по основной дороге. Пропустите его, дайте возможность выехать на главную дорогу.
Широко распространена среди водителей, так называемая, «Азбука световой сигнализации».
Подобная азбука знаков безопасности и опознавательных сигналов чем-то сродни азбуке Морзе с той лишь разницей, что подаётся с помощью света фар и звукового сигнала. Автомобилисты, знающие язык и правила «хорошего тона на дороге», имеют меньше шансов попасть в неприятность.
1. Для выражения благодарности
— включение аварийной световой сигнализации — «аварийки» (пару раз моргнуть).
Применяют в знак благодарности за действия соседнего авто, если кто-то пропустил вас на трассе или в городе, дал вам возможность выехать с обочины или перестроиться из соседнего ряда, дал обогнать. Можно щелкнуть сначала левым, а потом правым «поворотником», что аналогично сигналу «аварийкой».
— поднятая от руля рука ладонью к лобовому стеклу (для встречного авто, например, предупредившего об опасности на дороге).
2. Выражение возмущения
— короткие звуковые сигналы. Один — предостережение, два — недовольство, три — раздражение, четыре и более — брань.
— многократное мигание дальним светом.
Для обозначения своего возмущения многие водители просто обгоняют автомобиль и притормаживают перед ним или вообще полностью останавливаются. Но следует помнить, что на дороге очень много нервных водителей и данная ситуация может привести к непредсказуемым последствиям.
3. Впереди опасность
— включение аварийной световой сигнализации.
Для движущихся сзади — информация о том, что впереди какая-либо опасность, не обозначенная соответствующими дорожными знаками (затор, ДТП, ремонт проезжей части т т.п.)
Кроме этого, информировать следующий за вами автомобиль об опасности впереди можно нажатием несколько раз на педаль тормоза. Водитель движущегося за вами автомобиля узнает об опасности по вашим сигналам тормоза. Этот сигнал означает «держи дистанцию».
— два кратковременных включения дальнего света.
Для встречных — впереди по ходу движения сотрудники ДПС или по стороне движения встречного транспорта какая-нибудь опасность. Получив такое предостережение от встречных водителей, вежливо поблагодарите их жестом руки, обращенной ладонью вперед (см. пункт 1).
4. Просьба переключиться с дальнего света фар на ближний
— кратковременное включение дальнего света фар.
— мигание (2-3 раза) ближнего света.
Применяется ночью, как просьба к встречному, который едет с дальним светом или слепящими противотуманками.
Если вы в ночное время решили обогнать автомобиль, то следует выключить дальний свет фар и включить ближний, и только после завершения обгона можно включить дальний свет.
5. Пропустите, дайте дорогу
— один длинный сигнал дальним светом.
Применяют с включенным левым поворотом и без левого поворотника. Возможно добавление длительного звукового сигнала — на трассе применяется в экстремальных ситуациях при обгоне, когда, выскочив на «встречную», водитель не успевает завершить маневр и просит встречную машину съехать немного правее, чтобы благополучно разъехаться.
6. Выхожу из машины
— приоткрыть левую дверь и слегка покачать ею;
— слегка приоткрыть дверь и повернуть голову назад;
— включить левый поворотник и приоткрыть дверь.
7. Обгоняйте
— включить правый поворотник (и, возможно, притормозить).
Для идущего сзади.
— помахать левой рукой.
Кроме того, левый указатель поворота, включенный на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но пока не возвращается на свою полосу движения, — сигнал для остальных, движущихся, например, за грузовиком машин, о том, что впереди на полосе встречного движения свободно и можно совершать обгон вслед за ним.
8. Не обгоняйте
— включить левый поворотник.
Для автомобиля, следующего сзади. Можно также кратковременно зажечь тормозные огни. Этот прием часто применяют дальнобойщики на фурах, которым хорошо видна дорожная обстановка, для информирования идущих сзади легковых авто.
— открыть левую дверь или высунуть левую руку ладонью назад.
— попеременно включать правый/левый поворотники и стоп-сигналы.
9. Не пропущу
— уменьшить расстояние, необходимое другой машине для маневра, например, прижаться к осевой, не давая обогнать.
— уменьшить дистанцию до впереди идущей машины, не давая встроиться.
10. Просьба о помощи
— водитель стоит у дороги с канистрой (ведром) и шлангом.
— кулак с опущенным вниз большим пальцем.
Нужно горючее.
— водитель стоит у дороги с тросом.
Необходима буксировка.
— водитель стоит с колесом или с домкратом.
У него проблемы, связанные с заменой колеса.
— водитель стоит у открытого капота или багажника с поднятой рукой.
Нужна техническая помощь.
— человек показывает скрещенными руками знак «Х».
Ему нужна медицинская помощь.
Пользуясь этими знаками, соблюдайте правила дорожного движения, будте взаимно вежливы на дороге — и счастливого вам пути!