Реакция якоря машины постоянного тока приводит
Реакция якоря машины постоянного тока приводит
В результате смещения часть проводников параллельной ветви, расположенных между щеткой и нейтралью окажется под полюсом противоположной полярности и будет создавать тормозной момент.
Изменение нагрузки машины будет приводить к изменению тока якоря и соответствующему усилению или ослаблению его магнитного поля. Поэтому угол будет изменяться с нагрузкой.
Помимо смещения нейтрали реакция якоря уменьшает общий магнитный поток за счет того, что поле под главными полюсами искажается. Под одним краем полюса оно ослабляется, а под другим усиливается, но усиление поля в результате насыщения края полюса оказывается меньше ослабления и результирующий магнитный поток уменьшается, что отрицательно сказывается на энергетических показателях машины.
Наиболее эффективным средством уменьшения влияния реакции якоря является компенсационная обмотка. Она укладывается в специальные пазы главных полюсов и включается последовательно в цепь якоря. Магнитное поле компенсационной обмотки направлено встречно и, как следует из ее названия, компенсирует магнитное поле якоря. Ток компенсационной обмотки равен току якоря, поэтому компенсация происходит при всех режимах от холостого хода до полной нагрузки. В результате поле машины под главными полюсами остается практически неизменным. Однако в межполюсном простанстве часть МДС якоря остается не скомпенсированной и оказывает отрицательное влияние на работу щеточно-коллекторного узла. Компенсация реакции якоря в этой области осуществляется применением добавочных полюсов. Компенсационные обмотки сильно усложняют и удорожают машину, поэтому они используются только в специальных двигателях средней и большой мощности.
Другим способом компенсации является увеличение зазора между краями главных полюсов и якорем. Для сохранения потока при увеличении зазора требуется увеличение МДС обмотки возбуждения. Это приводит к увеличению полюсов, катушек и в целом к ухудшению массогабаритных показателей. Увеличение зазора используют в машинах малой и средней мощности.
Реакция якоря в машинах постоянного тока
Магнитный поток в машине постоянного тока создается всеми ее обмотками, по которым протекает ток. В режиме холостого хода по обмотке якоря генератора ток не протекает, а по обмотке якоря двигателя протекает ток холостого хода, небольшой по значению. Поэтому в машине существует только основной магнитный поток Ф0, создаваемый обмоткой возбуждения полюсов и симметричный относительно их осевой линии (рис. 1, а).
На рис. 1, а (коллектор не показан) щетки расположены рядом с проводниками обмотки якоря, от которых идут отпайки к тем коллекторным пластинам, с которыми в данный момент соединены щетки. Такое положение щеток называется положением на геометрической нейтрали, т. е. на линии, проходящей через центр якоря и проводники обмотки, в которых индуцируемая основным магнитным потоком э. д. с. равна нулю. Геометрическая нейтраль перпендикулярна осевой линии полюсов.
Когда к обмотке якоря генератора присоединена нагрузка Rn или когда на вал двигателя действует тормозной момент, по обмотке протекает ток якоря 1Я, который создает магнитный поток якоря Фя (рис. 1, б). Магнитный поток якоря направлен по линии, на которой расположены щетки. Если щетки расположены на геометрической нейтрали, то поток якоря направлен перпендикулярно основному магнитному потоку и поэтому называется поперечным магнитным потоком.
Рис. 1. Магнитные потоки в машине постоянного тока: а — магнитный поток полюсов; б — магнитный поток обмотки якоря; в — результирующий магнитный поток
Влияние магнитного потока якоря на основной магнитный поток называется реакцией якоря. В генераторе постоянного тока под «сбегающим» краем полюса магнитные потоки складываются, под «набегающим» — вычитаются. У двигателя — наоборот. Таким образом под одним краем полюса результирующий магнитный поток Ф увеличивается по сравнению с основным магнитным потоком, под другим краем полюса — уменьшается. В результате он становится несимметричным по отношению к осевой линии полюсов (рис. 1, в).
Физическая нейтраль — линия, проходящая через центр якоря и проводники обмотки якоря, в которых индуцируемая результирующим магнитным потоком э. д. с. равна нулю, поворачивается на угол а по отношению к геометрической нейтрали (в сторону опережения у генераторов, в сторону отставания — у двигателей). При холостом ходе физическая нейтраль совпадает с геометрической.
В результате реакции якоря магнитная индукция в зазоре машины становится еще более неравномерной. В проводниках якоря, находящихся в точках повышенной магнитной индукции, индуцируется большая э. д. с, что приводит к увеличению разности потенциалов между соседними пластинами коллектора и к возникновению искрения на коллекторе. Иногда электрическая дуга перекрывает весь коллектор, образуя «круговой огонь».
Кроме того, реакция якоря приводит к уменьшению э. д. с. якоря, если машина работает в области, близкой к насыщению. Это связано с тем, что когда основной магнитный поток Ф0 создает насыщенное состояние магнитопровода, то увеличение магнитного потока на +ΔФ под одним краем полюса будет меньшим, чем уменьшение на —ΔФ под другим (рис. 2). Это приводит к уменьшению суммарного потока полюса и э. д. с. якоря, так как
Отрицательное влияние реакции якоря можно уменьшить, сдвигая щетки на физическую нейтраль. При этом поток якоря поворачивается на угол α и встречный поток под набегающим краем полюса генератора уменьшается. Сдвиг щеток осуществляют у генератора по направлению вращения якоря, а у двигателя — против направления вращения якоря. Угол α меняется с изменением тока якоря Iя. На практике щетки обычно устанавливают на угол, соответствующий средней нагрузке.
В машинах средней и большой мощностей применяют компенсационную обмотку, расположенную в пазах главных полюсов и включаемую последовательно с обмоткой якоря так, чтобы ее магнитный поток Фк был противоположен магнитному потоку Фя. Если при этом Фк = Фя, то магнитный поток в воздушном зазоре из-за реакции якоря практически не искажается.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Реакция якоря и ее виды
Явление реакции якоря
Поля якоря и индуктора, действующие совместно, образуют результирующее поле, характер которого на основании рисунка 1, а и б показан на рисунке 2. Полярность полюсов и направлений токов якоря на этом рисунке соответствуют случаю, когда в режиме генератора (Г) якорь вращается по часовой стрелке, а в режиме двигателя (Д) – против часовой стрелки.
Из рисунка 2 видно, что под влиянием поля якоря результирующее поле машины изменяется. Это явление называется реакцией якоря.
Поперечная реакция якоря
При установке щеток на геометрической нейтрали 1 – 1 (рисунок 1, б) поле якоря направлено поперек оси полюсов, и в этом случае оно называется полем поперечной реакции якоря.
Рисунок 1. Магнитное поле индуктора (а) и якоря (б)
Как следует из рисунка 2, поперечная реакция якоря вызывает ослабление поля под одним краем полюса и его усиление под другим, вследствие чего ось результирующего поля поворачивается в генераторе по направлению вращения якоря, а в двигателе – в обратную сторону. Если условно, как это иногда делается, рассматривать линии магнитной индукции в качестве упругих нитей, то возникновение электромагнитного момента можно рассматривать как результат действия упругих сил этих нитей, стремящихся сократиться и повернуть якорь. Из рисунка 2 видно, что при такой трактовке явлений направления действия моментов совпадают с реальными как в режиме генератора, так и в режиме двигателя.
Под воздействием поперечной реакции якоря нейтральная линия на поверхности якоря, на которой Bδ = 0, поворачивается из положения геометрической нейтрали 1 – 1 на на некоторый угол β в положение 2 – 2 (рисунок 2), которое называется линией физической нейтрали. В генераторе физическая нейтраль повернута в сторону вращения якоря, а в двигателе – в обратную сторону.
Из рисунка 1, б следует, что при вращении якоря в проводниках, показанных в левой части рисунка 1, б, поле поперечной реакции якоря индуктирует э. д. с. одного направления, а в правой – другого. В результате этого при установке щеток на геометрической нейтрали суммарная э. д. с. от поля реакции якоря в каждой параллельной ветви обмотки и на щетках равна нулю.
Рисунок 2. Результирующее магнитное поле при установке щеток на геометрической нейтрали |
Рис. 43.1. Магнитное поле машины постоянного тока при холостом ходе
При диаметральном шаге обмотки якоря ток в проводниках, лежащих по одну сторону от щетки, имеет одно направление, а по другую — противоположное.
43.2. Поперечная реакция якоря
Рассмотрим реакцию якоря в машинах постоянного тока, когда щетки установлены на геометрической нейтрали.
При возбужденной и нагруженной машине (когда ( I B ≠0) и ( I a ≠0)) поля якоря накладывается на поле возбуждения, в результате чего образуется результирующее магнитное поле машины, примерный характер которого показан на рис. 43.3. Как можно видеть из рис. 43.3, при нагрузке машины в результате действия поперечной реакции якоря происходит искажение магнитного поля.
Рис. 43.2. Магнитное поле, созданное током якоря
Под одним краем полюса оно усиливается, а под другим ослабляется.
где Da — внешний диаметр якоря; А—линейная нагрузка якоря, от которой зависят размеры и ряд характеристик машины. Линейная нагрузка изменяется от 5 до 70 кА/м, увеличиваясь с возрастанием мощности машины.
Чтобы получить более наглядную картину распределения поля поперечной реакции якоря в воздушном зазоре, развернем статор и якорь машины в плоскость (рис. 43.4, а). Примем за начало отсчета точку 0 поверхности якоря, лежащую на линии, проходящей через ось полюсов. Эта линия является линией симметрии для потока поперечной реакции якоря (см. рис. 43.2). На расстоянии ±х от этой линии проведем одну из индукционных линий потока якоря. Полный ток, охватываемый ею, будет равен:
Величина представляет собой МДС поперечной реакции якоря на один зазор. При х=0 Fqx =0. С увеличением х МДС поперечной реакции якоря возрастает, достигая максимального значения при
(в нейтрали):
При МДС Fqx уменьшается, так как линия поля будет охватывать часть проводников с противоположным направлением тока (линейная нагрузка А меняет знак). Распределение Fqx при x
Рис. 43.4. Развертка статора и якоря машины постоянного тока (а) и распределение МДС поперечной реакции якоря по окружности якоря (б)
Магнитодвижущую силу поперечной реакции якоря Fqx можно записать в виде суммы:
Магнитное напряжение воздушного зазора (на один зазор)
Предположим, что в стальных участках магнитной цепи μ =∞ и (т. е. примем, что машина ненасыщенна), тогда
Максимальное значение Bqx будет иметь место под краями полюсного наконечника. У машин, в которых воздушный зазор под краями наконечника выполняется большим, чем под серединой, максимальное значение индукции Bqx будет меньше, чем при равномерном зазоре, и вследствие этого влияние реакции якоря на результирующее поле будет проявляться слабее.
В ненасыщенной машине картину распределения результирующего магнитного поля в зазоре машины при нагрузке можно построить путем наложения картины поля поперечной реакции якоря (рис. 43.6, б) на картину поля возбуждения (рис. 43.6,6).
Рис. 43.5. Распределение магнитной индукции поперечной реакции якоря в воздушном зазоре
Рис. 43.6. Развертка полюсного деления машины (а) и кривые распределения магнитных индукций полей возбуждения (б), якоря (б) и результирующего (г) в воздушном зазоре
Направление тока в проводниках обмотки якоря, показанное на рис. 43.6, а, соответствует перемещению якоря в направлении, указанном стрелками при работе машины в генераторном Г и двигательном Д режимах.
Из сопоставления рис. 43.6, б и г можно сделать следующие выводы:
1) при нагрузке машины под влиянием поперечной реакции якоря происходит искажение магнитного поля. Под одним краем полюса оно ослабляется, а под другим усиливается. При работе машины в качестве генератора ослабление поля происходит на набегающем крае полюса, а усиление — на сбегающем. В двигательном режиме картина обратная;
2) точки Ф и Ф’, в которых кривая результирующего поля проходит через нуль, смещаются из геометрической нейтрали. Эти точки (Ф и Ф’) определяют положение так называемой физической нейтрали. По отношению к геометрической нейтрали физическая нейтраль смещается в сторону вращения якоря при работе машины в качестве генератора и в противоположную сторону при работе его как двигателя. Так как индукция Bqx зависит от тока якоря, то положение физической нейтрали меняется с изменением нагрузки. При холостом ходе физическая и геометрическая нейтрали совпадают; положение геометрической (прямая 1) и физической (прямая 2) нейтралей показано на рис. 43.3;
3) в ненасыщенной машине поток сохранит то же значение, что и при холостом ходе. Связано это с тем, что вследствие симметрии картины поля якоря ослабление и усиление результирующего поля под половинками полюса будут происходить на одно и то же значение. В результате этого площади, ограниченные кривыми поля (рис. 43.6, б и г) и пропорциональные соответствующим потокам, будут равны.
Подавляющее большинство машин постоянного тока в той или иной мере насыщены, и в этом случае уже нельзя получить результирующее поле при нагрузке сложением составляющих полей. Более насыщенным будет участок магнитной цепи под частью полюса, где индукция больше. Поэтому результирующая индукция на этом участке будет меньше суммы индукций полей возбуждения и якоря. Под другой частью полюса из-за перераспределения потока индукция несколько возрастает. Картина результирующего поля в воздушном зазоре машины, имеющей насыщенную магнитную цепь, показана на рис. 43.6, г штриховой линией. Поток при нагрузке, пропорциональный площади фигуры, ограниченной штриховой кривой, всегда получается меньше потока при холостом ходе. Происходит это потому, что увеличение потока под одной половиной полюса из-за насыщения происходит на меньшее значение, чем ослабление его под другой. В этом смысле говорят, что при нагрузке машины с насыщенной магнитной цепью поперечная реакция якоря оказывает размагничивающее действие.
43.3. Количественный учет размагничивающего действия поперечной
Для практических целей иногда необходимо уметь количественно учитывать размагничивающее действие поперечной реакции якоря. Для этого следует построить картину результирующего поля в воздушном зазоре под полюсом с учетом насыщения.
По данным расчета магнитной цепи машины строят зависимость индукции в воздушном зазоре B δ от суммы (рис. 43.7). Зависимость
носит название переходной характеристики.
Рис. 43.7. Определение размагничивающего действия поперечной реакции якоря
Изменение потоков под половинками полюсов при нагрузке пропорционально площадям криволинейных треугольников b ‘ b «а’ и а’с’с». Так как площадь треугольника b ‘ b «а’ больше площади треугольника а’с’с», то полный поток полюса при нагрузке будет меньше, чем при холостом ходе.
Уменьшение потока машины из-за размагничивающего действия поперечной реакции якоря
где
Для того чтобы при нагрузке машины получить тот же поток, что и при холостом ходе, необходимо скомпенсировать размагничивающее действие поперечной реакции якоря повышением МДС обмотки возбуждения на Fqd=ka (рис. 43.7). Достигается это увеличением тока возбуждения на значение
МДС Fqd можно также найти по приближенной формуле предложенной :
Зависимость Fqd от насыщения машины при Ia =const показана в нижнем квадранте рис. 43.7. Приведенная кривая подтверждает, что размагничивающее действие поперечной реакции якоря в сильной мере зависит от магнитного состояния машины. Максимального значения Fqd достигает на колене переходной характеристики.
43.4. Продольная реакция якоря
Иногда в машинах постоянного тока щетки устанавливают не на геометрической нейтрали, а смещают от нее в ту или иную сторону на угол α (рис. 43.8). Примером тому может служить сдвиг щеток для улучшения коммутации в машинах без дополнительных полюсов (см. гл. 44).
Рис. 43.8. Разложение МДС якоря при щетках, смещенных с геометрической нейтрали, на поперечную и продольную составляющие
Рис. 43.9. Пространственное распределение МДС поперечной и продольной реакций якоря при щетках, смещенных с геометрической нейтрали
Максимальное значение составляющих МДС можно найти, если угловое смещение щеток выразить через соответствующую ему дугу окружности якоря:
тогда максимальные значения МДС реакции якоря на один полюс
Как следует из этих выражений, при α=π/2 в машине будет существовать только продольная реакция якоря. На рис. 43.8 продольная реакция якоря направлена навстречу потоку возбуждения и, следовательно, будет оказывать на него размагничивающее действие. Аналогично можно показать, что при смещении щеток в противоположную сторону, т. е. против направления вращения якоря в генераторном режиме и по вращению в двигательном, продольная реакция якоря будет оказывать подмагничивающее действие, усиливая поток полюсов.
Таким образом, при сдвиге щеток с геометрической нейтрали кроме поперечной реакции якоря возникает еще и продольная реакция якоря, которая в зависимости от направления сдвига щеток оказывает или размагничивающее, или намагничивающее действие на поле возбуждения. Искажения картины магнитного поля в зазоре машины продольная реакция якоря не производит.
43.5. Влияние реакции якоря на напряжение между. соседними коллекторными пластинами.
Круговой огонь на коллекторе
где wS — число витков в секции; υα — окружная скорость вращения якоря, м/с; l δ — расчетная длина якоря, м; B δ MAX — максимальное значение индукции в воздушном зазоре под полюсным наконечником, Тл.
Рис. 43.10. К определению напряжения между соседними коллекторными пластинами
При холостом ходе (рис. 43.10, а). При нагрузке машины вследствие искажения магнитного поля в зазоре из-за поперечной реакции якоря индукция под одним из краев полюсного наконечника увеличится до В„δт (рис. 43.10, а). В соответствии с этим увеличится напряжение между соседними коллекторными пластинами, к которым подсоединяются секции, расположенные при вращении якоря под этими краями полюса.
Индукция может быть получена из переходной характеристики рис. 43.7 (
равна отрезку
) По сравнению с холостым ходом при номинальной нагрузке максимальное напряжение может возрасти на 25—30 %, а по сравнению со средним напряжением [см. формулу (41.8)] —на 70—80 %.
При работе машины постоянного тока вследствие истирания щеток образуется токопроводящая пыль, которая попадает на изоляционные промежутки между соседними коллекторными пластинами, образуя мостики. Если напряжение между соседними пластинами будет большим, то между отдельными коллекторными пластинами возникнут искровые разряды, в результате которых мостики сгорят. Такое искрение называется потенциальным. Оно опасно тем, что приводит к плавлению краев коллекторных пластин и вследствие этого к быстрому износу щеток.
При чрезмерно большом напряжении между соседними коллекторными пластинами в машинах большой и средней мощности единичные вспышки, растягиваясь, могут вызвать круговой огонь. Круговой огонь представляет собой мощную электрическую дугу на поверхности коллектора между щетками разной полярности, при этом происходит короткое замыкание машины—ток резко увеличивается, что приводит к повреждению коллектора и выходу машины из строя.
Отметим, что искажение кривой распределения индукции зависит от выбранного воздушного зазора и будет тем больше, чем меньше зазор. При проектировании машины воздушный зазор выбирается таким, чтобы при номинальной нагрузке индукция в зазоре по всей ширине полюсного наконечника не меняла знак, т. е. не было бы опрокидывания поля. Для этого согласно рис. 43.7 необходимо, чтобы выполнялось неравенство
Снижению UKMAX способствует применение полюсных наконечников со скошенными краями и эксцентричного воздушного зазора (см. рис. 40.4, 40.5).
43 . 6. Компенсационная обмотка
Компенсационная обмотка в машинах постоянного тока предназначается для компенсации поперечной реакции якоря. При компенсации реакции якоря кривая распределения индукции в воздушном зазоре под полюсом при нагрузке машины сохраняет тот же вид, что и при холостом ходе. Вследствие этого напряжение между соседними коллекторными пластинами при нагрузке не будет увеличиваться, что сделает работу машины более надежной, так как уменьшается опасность возникновения кругового огня. Кроме того, при наличии компенсационной обмотки не будет проявляться размагничивающее действие поперечной реакции якоря.
Применяется компенсационная обмотка в машинах большой мощности, а также в машинах, работающих при резко переменных нагрузках и в двигателях с широким диапазоном регулирования скорости. При наличии компенсационной обмотки воздушный зазор между полюсами и якорем принимается минимально возможным по конструктивным соображениям, что приводит к уменьшению МДС обмотки возбуждения, ее размеров и размеров полюсов. Вследствие этого габаритные размеры и масса машины сокращаются. С этой целью в серии 4П машин постоянного тока общего назначения компенсационную обмотку применяют, начиная с машин малой мощности.
Компенсационную обмотку располагают на основных полюсах машины. Для более полной компенсации магнитные поля, создаваемые компенсационной обмоткой и обмоткой якоря, должны иметь одинаковое пространственное распределение в зазоре под полюсным наконечником и противоположные направления. Поэтому компенсационную обмотку, как и обмотку якоря, выполняют распределенной и укладывают в пазы, проштампованные в полюсных наконечниках (рис. 43.11). Обмотка состоит из соединенных между собой секций, располагаемых на полюсах, как показано на рис. 43.12, а. Для автоматической компенсации реакции якоря при любых токах I а компенсационную обмотку включают последовательно с якорем.
Рис. 43.11. Полюс с пазами для компенсационной обмотки
Рис. 43.12. Расположение катушек компенсационной обмотки на полюсах (а) и распределение МДС якоря и компенсационной обмотки (б)
Распределение МДС компенсационной обмотки F K и обмотки якоря Fq показано на рис. 43.12,6. Как следует из рис. 43.12,6, полная компенсация реакции якоря происходит только в пределах полюсного наконечника. В межполюсном пространстве сохраняется не полностью скомпенсированная МДС реакции якоря (заштрихованные треугольники), которая, однако, мало влияет на работу машины, так как поле в этой зоне мало.
Витки компенсационной обмотки w K выбирают из предположения, что ее линейная нагрузка должна быть равна линейной нагрузке якоря А. Тогда МДС компенсационной обмотки на полюс
- Реакция людей на громкую музыку в авто
- Реакция якоря машины постоянного тока это