Регулировка карбюратора мотоцикла баджадж вм150
Еще несколько слов о карбюраторе.
Карбюратор на Bajaj Boxer в целом достаточно прост и надежен. Конечно, если не придираться к его нестабильности работы на холостом ходу, которые не удается исправить регулировкой в полной мере. Обороты будут плавать в зависимости от различных влияющих факторов. Это и температура окружающего воздуха, и режим движения (температура двигателя), и резкий сброс газа после нагрузки, и продольный уклон мотоцикла, и, наверное, еще что-то…
Наиболее значимым фактором в вопросе стабильности дозировки смеси на ХХ является температура впускного патрубка и самого карбюратора. В режиме запуска, когда температура этих частей не достигла рабочих значений, бензин плохо испаряется и оседает на внутренних стенках. Испарение бензина способствует охлаждению корпуса. Температура может упасть на 6 ℃ по сравнению с первоначальной, что может приводить даже к обмерзанию выходных распылительных отверстий при небольших положительных температурах воздуха. Можно завести, тронуться на обогатителе, проехать метров 300, заглохнуть и встать, пока карбюратор не прогреется от окружающего воздуха и едва теплого двигателя.
Но вот, двигатель почти прогрелся, можно ехать без обогатителя. Перекресток, светофор, остановка с предварительным торможением двигателем, выжимаем сцепление, нейтралка, и … тишина… Двигатель заглох. Знакомо?
Поневоле все больше и больше думаешь о том, что инжектор изобретен не напрасно.
В одной из прошлых разборок карбюратора было обнаружено, что
Решено устранить эти два недостатка следующим образом, при помощи термоусадочной трубки:
Удлиненный заборник топливного жиклера ХХ
Штатная переливная трубка 6 мм
Удлиненная переливная трубка 12 мм
Теперь при закрытии топливного крана двигатель работает одинаково и на холостом, и на рабочем режиме через определенное время, когда уровень топлива понижается до предела, а также перестали появляться капли топлива из сливной трубки при перегазовках.
Спасибо за внимание!
О борьбе против обморожения выпускных отверстий в прохладную влажную погоду и скорейший выход в рабочий режим при запуске поговорим в следующий раз.
Карбюратор Bajaj Boxer 150
Анекдот. В советскую пору в одном из районов черноземья некий водитель горячих кровей очень трепетно относился к своему грузовичку, тщательно подбирая к нему важнейшие узлы, положительно влияющие на скорость хода. Машинка у него летала на зависть многим другим водителям. Но вот случилось непредвиденное — на скорости не удалось пройти поворот. Грузовик слетел под откос, перевернулся, задел дерево капотом. Водитель жив, отделался легким испугом, а вот пассажир — председатель районного совета получил серьезные увечья. Идет суд. Обвинение не сдержалось, перешло на эмоции: «Ну что же ты, сукин сын, наделал? Такого человека, главу райсовета чуть не погубил?» На что водитель привел свой контраргумент: «Слушай, что ты говоришь? Голову себе другую найдете! А вот у меня был тааакооой карбюратор! Такого больше нигде не найти!»
Ну а теперь к делу. Захотелось разобраться в особенностях нашего карбюратора, понять как правильно его регулировать, возможно, выявить недочеты, чтобы улучшить его характеристики. Приступаем.
Карбюратор у нас, можно сказать, обычный поплавковый, шиберного типа. Но не все так просто. Есть в нем особенность. По порядку, смотрим на карбюратор со стороны воздушного фильтра:
Теперь взгляд со стороны цилиндра:
Немножко отвлекусь, сразу скажу, не делайте так, как я это себе позволил, не применяйте бензостойкий герметик для карбюратора. Бензин его со временем все равно разъест, и закупорка жиклеров, а еще хуже — каналов, его частицами обеспечена. Смотрим снизу:
Теперь внимательно посмотрим на иглу поплавкового клапана:
Посмотрим на крышку поплавковой камеры изнутри:
Ну вот теперь настало время рассказать об особенностях. Начнем с системы холостого хода. Как вы помните, на рис.1 поз. 4 можно видеть воздушный жиклер системы ХХ. Дозированный воздух поступает в зону эмульсионной трубки ХХ без каких-либо регулировок. Смешивается с бензином, поступающим через топливный жиклер ХХ (Рис.3 поз. 4), и в виде топливной эмульсии разделяется на два направления. Одно ближайшее — основное отверстие ХХ (рис.2 поз.3), поток через него ничем не регулируется, т.е. это базовая подача. Но ее недостаточно для стехиометрии топливной смеси на ХХ. Для ее точной настройки служит второе направление с выходом через дополнительное отверстие ХХ (рис.2 поз.4), регулируемое винтом «качества смеси ХХ» (рис.2. поз.2) Иллюстрация направлений на рис.6:
Теперь понятно, почему вращение «винта качества ХХ» не сильно влияет на работу двигателя. Он даже может работать при почти закрученном винте. С другой стороны, такая система позволяет боле точно настроить топливоподачу ХХ. Не нужно ловить положения винта с точностью 1/16 или даже 1/32 оборота. Тут рабочим шагом вполне может служить более удобная 1/8 оборота.
Ну и на вопрос: «Что это за винт, регулировки воздуха или топлива?» можно ответить, что он больше похож на винт регулировки топлива.
Теперь некоторые наблюдения.
Винт регулировки качества ХХ:
Рис. 7 Винт регулировки качества ХХ Баджаж Боксер 150
Уровень погружения в топливо топливного жиклера ХХ кажется недостаточным:
Рис. 8 Уровень погружения топливного жиклера ХХ.
Чем чревато такое положение? Даже при небольшом понижении уровня топлива в поплавковой камере топливный жиклер ХХ окажется в воздушном пространстве, что нарушит работу двигателя на ХХ. Если вдруг вы заглохли на подъеме в крутую горку, то не сможете завестись, пока не выровняете мотоцикл хотя бы горизонтально. Наверное, чаще можно столкнуться с ситуацией, когда по забывчивости забыли открыть топливный кран, завели, поехали, а мотоцикл через короткое время начинает глохнуть на холостом ходу, хотя если ехать под нагрузкой, то можно проехать больше полукилометра, т.к. топливный жиклер ГДС погружен в топливо значительно глубже. Положение легко исправляется термоусадочной трубкой (жаль, что только сейчас это заметил, а не при разборке карбюратора).
Немножко о габаритах и контрольных размерах:
Рис.9 Топливный жиклер ГТС Bajaj Boxer 150 — 102.5
Рис.10 Bajaj Boxer 150: Диаметр фланца карбюратора под впускной патрубок головки цилиндра 34 мм.
Рис.11 Баджаж Боксер 150: Диаметр фланца карбюратора под патрубок воздушного фильтра 41 мм.
Рис.12 Bajaj Boxer 150, карбюратор, габарит по фланцам 80 мм
Рис.13 Баджаж Боксер, замер высоты поплавка карбюратора (должно быть 14 мм)
Всем спасибо за внимание. Надеюсь, материал окажется полезным.
Результат настройки карбюратора на малых и средних нагрузках
Еле дождался очередной заправки до полного бака, чтобы получить количественные показатели экономии топлива после регулировки карбюратора на малых и средних нагрузках. О них чуть позднее. Пока же расскажу об изменении поведенческого характера мотоцикла, точнее, принудительно экономичного мотора Bajaj Boxer 150.
Итак, игла с заводской проставки в 2.54 мм смещена вниз до упора в подготовленную шайбу толщиной в 1.69 мм. Смесь на малых и средних нагрузках вместо прежних 13.3- 13.8 (отношение частей воздуха к части топлива) стала находиться в пределах 13.8 — 14.5, иногда доходя до 15.2 в режимах, граничащих с принудительным ХХ. Напомню, что стехиометрическим значением принято считать величину 14.7
Обороты ХХ стали стабильнее, видимо по причине того, что пришлось открутить винт качества на целый оборот, чтобы компенсировать уменьшение подачи смеси через главную дозирующую систему (ГДС). Т.е. на ХХ предназначенная для этого система стала работать в большей степени, чем раньше. Предполагаю, что «паразитная» подача топлива через ГДС на ХХ была нестабильной, что приводило к плаванию оборотов на ХХ. Но это отдельная тема, требующая отдельного изучения.
Что же изменилось в поведении мотора? Прежде всего, ручка газа перестала быть «дерганой» Бывало, раньше хочешь чуть-чуть поддать газку, а не получалось этого сделать мягко. Знаменитый «удар» в трансмиссии, слабо смягчаемый демпфером задней звезды многим знаком, и мне лично тоже. Сейчас же ручка газа стала неузнаваемо более «мягкой», удары в трансмиссии практически пропали. Стало гораздо легче рулить в междурядье, меньше нужды подыгрывать сцеплением.
Ну а как же с динамикой разгона? Тут появился ньюанс. Нет, динамика практически не ухудшилась. Но если по старой привычке работать ручкой газа, ожидая резвости коня на малое движение, то теперь конь на такой запрос оборачивается, и спрашивает: » Ну что, хозяин, хочешь быстрее? Ну так давай, крути ручку сильнее, а то я не чувствую твоего желания!»
Максимальная скорость также не изменилась, это закономерно, поскольку мы не касались настройки этого режима.
Ну а теперь долгожданная информация о расходе топлива. Очередная заправка до полного бака:
Заправка 18.06.2019 до полного — полного.
Вошло 9.57 литра (В баке оставался бензин):
Заправка 18.06.2019 на 402 рубля (9.57 литра)
Чек от 18.06.2019 на 402 рубля (9.57 литра)
Пробег на 18.06.2019 — 19946 км
И вот — итог: 2.05 литра на 100 км :
Логи заправок на 18.06.2019
Сразу скажу, что стиль движения не менялся, никаких специальных приемов экономии топлива не применялось, т.е. замер проходил в обычных условиях городской и пригородной езды. Впервые удалось получить стоимость километра ниже 1 рубля, а именно 86 копеек. Честно говоря, я ожидал получить эффект, но столь явный результат даже немного озадачил.
Неужели Bajaj Boxer может быть еще экономичнее?
Спасибо за внимание!
Дополнение от 13.07.2019,
Заправка до полного 13.07.2019
Регулировка карбюратора, перевод заводской инструкции.
Левый винт — контроль подачи воздуха!?
Я тоже в выходные подключусь, попробую через измерительные методики получить точные сведения.
Побаловался. При откручивании обороты падают.
Тогда в пользу верности заводской инструкции 1:0
Визуальный осмотр внутренностей карбюратора дал свои плоды:
Левый винт считать винтом качества. Его откручивание обогощает смесь.
7. Баджадж Боксер 150. Сервисные и регламентные работы.
Здесь буду рассказывать про плановые и внеплановые ремонтные и сервисные работы.
1. При покупке дилером (универсалмоторс) была проведена предпродажная подготовка. В принципе все нормально, кроме двух моментов — коряво залили аккум, пришлось потом выравнивать уровень электролита и регулировка карба (высокие обороты ХХ)
2. Первое ТО на пробеге 500км, делал там же, в универсале. Все сделали норм, по пунктам в книжке, кроме одного — регулировки карба. На жалобу о высоких оборотах ХХ, механик, видимо сам не шибко грамотный в этой теме, тупо закрутил винт, после чего мот стал глохнуть, пока полностью не прогреется. Пришлось самому изучать вопрос и пытаться настроить, в принципе более-менее получилось нормально. Но сам карб конечно не самый лучший на мой взгляд неспециалиста.
3. Примерно на 1000км слил конденсат из воздушного фильтра, вытекло порядочно так буро-масляной жижи.
4. По весне, перед сезоном хочу проверить регулировку клапанов (подсмотрено у Алексея Васильевича)
5. Поставил фильтр тонкой очистки топлива. Резать штатный шланг не стал, взял кусок шланга, который приехал вместе с фильтрами и поставил его между краником и фильтром.
UPD апрель 2020.
Ну вот, скоро начало сезона, а на улице ж…па с погодой и вдобавок режим самоизоляции. Само время позаниматься с мопедом.
6. Слил конденсат из воздушного фильтра, немного, но было жидкости, ибо зима была сравнительно теплая и я несколько раз заводил-прогревал мопед и пару раз по ранней весне прокатился по гаражам.
7. Проверил клапана, впускной был чуть-чуть зажат, ну то есть буквально зазор вместо 0,05 был наверно 0,04, а выпускной в норме 0,10, как и нужно.
8. Поменял масло, хотя то что было, прошло всего 1тык и было вполне нормальное на вид, но — новый календарный год, поэтому решил поменять. На фильтре-сетке, на магнитном кольце, было чутка металлической хни, одна стружка была прям конкретно здоровая, явно не от работы двига, а еще с производства осталась, несмотря на то, что ТО уже делалось и масло менялось.
Бумажный фильтр тоже был не особо загаженный.
Комментарии 4
Т.е ТО-2 уже своими силами и гарантия слетает? Дилеры экономят на всем, масляный фильтр неоригинальный поставили. Кстати, а сколько они взяли на пробеге в 500км?(ТО-1).
Недавно после ТО-0 помыл цепь в бензине, были следы густой смазки типа Солидол/Литол, т.е ни про какие спреи они не слышали. Цепь была вся черная, гадость эту разметало по всему кожуху — оттирал тряпкой.
После прочистки и подтяжки смазал трансмиссионным, в наличии было 80w90, но советуют брать самое густое.
Можешь выложить фото регулировки оборотов ХХ(не качества смеси, а именно оборотов), т.к мот на холодную постоянно глохнет, даже краник не помогает И артикул топливного фильтра.
Не, это я просто промежуточно масло поменял, ТО-2 это кажись 5000км, еще пока не доехал.
Масляные фильтры и Mahle и HF считаются нормальными, «официальными», поэтому и те и другие продают официалы и устанавливают во время ТО.
За ТО-1 с меня взяли 2500 за работу и 1440 за фильтр и масло, итого 3940.
По цепи. Такая вот гадкая липучая грязь часто бывает как раз от спреев, я когда свою цепь мыл, так и было, а брызгал перед этим спреем. Потом промазал трансмиссионкой, и сначала её излишки немного подзагадили колесо и маятник, но потом все лишнее улетело. Поэтому да, с трансмиссинкой тоже надо аккуратнее, не переливать на цепь.
По регулировке ХХ, к сожалению ни фото ни видео нет, делал «на ощупь», сначала выкрутил бОльшие обороты и потом потихоньку уменьшал, добиваясь устойчивых оборотов на ХХ. При настройке использовал тахометр, ориентируясь на 1350/1400 оборотов, но можно в принципе и без него, смотри на стоп и фару, как перестают моргать-дергаться, так в принципе, и норм. На ю-тубе по запросу есть несколько видосов про настройку.
Но карб конечно живет своею жизнью, то сам поднимает хх на горячем, то вдруг изредка заглохнет, вообщем агрегат не айс.
Топливные фильтры без артикула, просто на али заказал разных маленьких. И да, есть мнение, что они могут быть не только полезны, но и вредны (когда засорятся, а подача бензуса у нас очень слабая, самотеком, поэтому может случится неприятный сюрприз, например на обгоне).
А когда фильтр меняешь — промазываешь герметиком крышку и по капле фиксатора резьбы на 3 крепежных болта?
Нет, там и так все нормально держит. По крайней мере пока проблем с этим не было, единственно, купил в запас резиновую прокладку под крышку.