Ремонт авто в сша
Дорого. Качественно. Застраховано. Репортаж о том, как устроен автосервис в США
Сфера обслуживания и ремонта машин в США имеет столь же давнюю историю, как само автомобилестроение. В Америке все устоялось и разложено по полочкам, словно инструмент в шкафу автослесаря-аккуратиста: есть сервисы для новых автомобилей, где дают «подменку» того же класса, а можно обратиться на экспресс-СТО (что-то вроде ресторанов быстрого обслуживания) или в частную мастерскую. У каждого сегмента есть свои плюсы и минусы. При этом американцы раз и навсегда решили болезненные проблемы нештатных ситуаций (вроде угона автомобилей пьяными сотрудниками сервисов и повреждения машин в отсутствие владельца) и гарантии на ремонт. Предлагаем вниманию репортаж из США о том, как устроен высокоразвитый рынок обслуживания автомобилей.
В Штатах не проблема купить машину — стоят они недорого, клиентам предлагают заманчивые программы кредитования и лизинга. А вот обслуживание обходится в копеечку, простите, в цент. Куда обращаются автовладельцы, когда приходит время заменить масло или что-то стало стучать в подвеске?
— В Америке сложились три основных сегмента, — рассказывает Виталий Скребец, директор ООО «БелАукцион-ГРУПП», который не раз выступал экспертом в наших публикациях. — Первый — new car dealer, то есть сервис, где обслуживают свежие машины, находящиеся на гарантии. Средний уровень — сети по экспресс-обслуживанию автомобилей. Третий сегмент занимают частные СТО.
С гарантийным сервисом все более-менее понятно. Можно сказать, это премиум-сегмент. На станциях дилеров работают сертифицированные механики, специализирующиеся на ремонте машин определенной марки. Все блестит, сотрудники в униформе. Клиентам на время ремонта или обслуживания предоставляют аналогичный автомобиль. Например, если он приехал на Mercedes S-Class, то взамен получит минимум Mercedes E-Class.
— У американцев все прагматично и многое зависит от денег — уровень уважения дилера к вам в том числе, — говорит Виталий Скребец. — Если много денег оставили — получите соответствующий сервис: и капучино предложат, и «подменку» быстро найдут.
Самое интересное — это средний сегмент, в котором работают крупные сети СТО. Их уместно сравнить с ресторанами быстрого питания. Таких станций много, там все заточено под быстрое обслуживание клиентов. Самые яркие примеры — Sears и Pep Boys. Это крупные компании, в которые входит сеть гипермаркетов (по продаже автозапчастей, аксессуаров и пр.) и автосервисы.
Есть одно существенное «но»: на таких СТО занимаются «легким» ремонтом и обслуживанием. Заменить фильтры, масло, тормозные колодки — пожалуйста! Но устранять неисправности коробки или мотора никто не будет. Сложный ремонт — не про них…
Также не стоит ожидать «плюшки» как у new car dealer — вам вряд ли предложат автомобиль-«подменку». Скорее пригласят в комнату отдыха с бесплатным кофе и телевизором. В то же время обслуживание и ремонт там стараются произвести максимально быстро — в присутствии клиента.
Наконец, третий уровень — это частные СТО. Если у new car dealer в радиусе 50 миль один сервис, то маленькие станции — буквально на каждом шагу. Обычно такой бизнес открывают сотрудники как раз дилерских сервисов, поработавшие в сфере, набравшиеся опыта и накопившие денег на свою мастерскую.
Дорого. Качественно. Застраховано. Репортаж о том, как устроен автосервис в США
Сфера обслуживания и ремонта машин в США имеет столь же давнюю историю, как само автомобилестроение. В Америке все устоялось и разложено по полочкам, словно инструмент в шкафу автослесаря-аккуратиста: есть сервисы для новых автомобилей, где дают «подменку» того же класса, а можно обратиться на экспресс-СТО (что-то вроде ресторанов быстрого обслуживания) или в частную мастерскую. У каждого сегмента есть свои плюсы и минусы. При этом американцы раз и навсегда решили болезненные проблемы нештатных ситуаций (вроде угона автомобилей пьяными сотрудниками сервисов и повреждения машин в отсутствие владельца) и гарантии на ремонт. Предлагаем вниманию репортаж из США о том, как устроен высокоразвитый рынок обслуживания автомобилей.
В Штатах не проблема купить машину — стоят они недорого, клиентам предлагают заманчивые программы кредитования и лизинга. А вот обслуживание обходится в копеечку, простите, в цент. Куда обращаются автовладельцы, когда приходит время заменить масло или что-то стало стучать в подвеске?
— В Америке сложились три основных сегмента, — рассказывает Виталий Скребец, директор ООО «БелАукцион-ГРУПП», который не раз выступал экспертом в наших публикациях. — Первый — new car dealer, то есть сервис, где обслуживают свежие машины, находящиеся на гарантии. Средний уровень — сети по экспресс-обслуживанию автомобилей. Третий сегмент занимают частные СТО.
С гарантийным сервисом все более-менее понятно. Можно сказать, это премиум-сегмент. На станциях дилеров работают сертифицированные механики, специализирующиеся на ремонте машин определенной марки. Все блестит, сотрудники в униформе. Клиентам на время ремонта или обслуживания предоставляют аналогичный автомобиль. Например, если он приехал на Mercedes S-Class, то взамен получит минимум Mercedes E-Class.
— У американцев все прагматично и многое зависит от денег — уровень уважения дилера к вам в том числе, — говорит Виталий Скребец. — Если много денег оставили — получите соответствующий сервис: и капучино предложат, и «подменку» быстро найдут.
Самое интересное — это средний сегмент, в котором работают крупные сети СТО. Их уместно сравнить с ресторанами быстрого питания. Таких станций много, там все заточено под быстрое обслуживание клиентов. Самые яркие примеры — Sears и Pep Boys. Это крупные компании, в которые входит сеть гипермаркетов (по продаже автозапчастей, аксессуаров и пр.) и автосервисы.
Есть одно существенное «но»: на таких СТО занимаются «легким» ремонтом и обслуживанием. Заменить фильтры, масло, тормозные колодки — пожалуйста! Но устранять неисправности коробки или мотора никто не будет. Сложный ремонт — не про них…
Также не стоит ожидать «плюшки» как у new car dealer — вам вряд ли предложат автомобиль-«подменку». Скорее пригласят в комнату отдыха с бесплатным кофе и телевизором. В то же время обслуживание и ремонт там стараются произвести максимально быстро — в присутствии клиента.
Наконец, третий уровень — это частные СТО. Если у new car dealer в радиусе 50 миль один сервис, то маленькие станции — буквально на каждом шагу. Обычно такой бизнес открывают сотрудники как раз дилерских сервисов, поработавшие в сфере, набравшиеся опыта и накопившие денег на свою мастерскую.
Обслуживание автомобиля в Америке: сам или в автосервисе?
Давно собирался написать, да сомнения одолевали: будут ли полезны частные и поверхностные впечатления от обслуживания и ремонта автомобилей в Америке. Материалов на эту тему в интернете много, причём спорного и противоречивого, часто полезного по содержанию и временами смачного по форме.
Всё же решил поделиться — может быть, практические идеи пригодятся у нас — всегда лучше поучиться на чужих ошибках.
Чинят ли в Америке машины сами автовладельцы?
Так что легко принимается на веру миф о недалёких умственных способностях янки, которые не знают куда заливать моторное масло, меняют автомобиль на новый после проколотой шины и совсем не озабочены его обслуживанием.
Немного цифр
То есть, по количеству автосервисов на тысячу автомобилей парка и на тысячу ежегодно продаваемых новых автомобилей «силы примерно одинаковы». При этом их парк стареет (значит, нуждается в сервисе) быстрее нашего.
Конкретный опыт
Исходные данные подопытной американской семьи: бывший «наш народ» в количестве 6 человек и стажем пребывания в “соединёнке” более 15 лет. Благосостояние семьи я бы определил как умеренное по их (как мне кажется) меркам: не жируют, но и впроголодь не живут.
Место действия — сельская местность восточного побережья (детям свежий воздух нужен, да и жильё уже своё). До места работы родителей около 70 км. Семейный парк — 2 автомобиля: Субару Импреза с пробегом 144 тыс. км 2006 года и Мазда 5 с пробегом 176 тыс. км 2012 года — машины с нашей точки зрения свежими не назовёшь.
Глава семейства своими руками меняет:
Плюс к этому выполняются мелкие работы: дворники, долив жидкостей, подзарядка аккумуляторов, уход за кузовом и салоном, чистка, мойка, визуальная диагностика.
А ещё (видимо, природная любознательность и профессия программиста отца семейства) диагностика простеньким сканером ошибок по OBD II (если в Мазде check engine загорелся) и прошивки ЭБУ профессиональным сканером Субару (но это уже для массового потребителя не типично).
Экономика
Но экономия (точнее экономия на прямых затратах) стоит не на первом месте. Главе семейства куда важнее, что он уверен в качестве использованных материалов и запасных частей и добросовестности работ. А дешёвых материалов, «кривых» расходников и косяков в работе механиков в Америке более чем достаточно — он сталкивался с этим сам и не раз.
Еще один решающий фактор — время. Сдать машину на обслуживание — это потеря 3-4 часов, как ни крути, а обслуживание дома занимает времени в разы меньше, да ещё сам планируешь, когда тебе удобно.
На круг выходит, что хоть экономия в основном и косвенная (качественное ТО продлевает жизнь машины, а рабочее время главы семейства стоит уже ощутимых денег), но может быть оценена как приличная.
Тенденция
А как у них? Может быть, пример выше совсем нетипичный?
Вообще-то, я попробовал разыскать статистику в интернете, но оказалось, что это непросто: многие американцы занимаются самостоятельным сервисом время от времени, или подразумевают под этим термином только мойку машины и чистку салона, или пользуются услугами сети DIY (do it yourself – аренда подъёмника — услуга уже известна и в нашей стране).
То, что удалось разыскать (данные опросов) свидетельствует: более 30% владельцев автомобилей в США полностью или частично (как правило, в послегарантийный период) обслуживают свои автомобили самостоятельно. Цифра на удивление похожа на такую же оценку у нас, что, мне кажется, и понятно: любознательных людей с правильно вкрученными руками в любой стране хватает.
Здесь (как, впрочем, сейчас и у нас) легко найти печатные и видео пособия по обслуживанию и ремонту машин, хорошо налажена покупка и доставка запчастей и материалов через интернет, великое множество форумов с участием специалистов. Да и сами производители в инструкции по эксплуатации все чаще приводят материалы для самостоятельного обслуживания.
Конечно, обычный автовладелец может далеко не всё: сложный ремонт требует квалификации и специального оборудования, но простые вещи вполне можно делать самостоятельно. Эта тенденция, как мне кажется, характерна и для Америки и для нас: сервис своими руками, особенно в теперешних экономических условиях, продолжает оставаться актуальным.
Эксплуатация автомобиля в США: едем на первое ТО
Фраза «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения» из романа Ильфа и Петрова в нашей стране часто звучала с сарказмом. Личный автомобиль был и остается показателем статуса. Даже обладатель старенькой «классики» будет «первым парнем на деревне», если у остальных и того нет. В Америке же машина нужна, чтобы ездить, а вот необходимость ее обслуживания, как ни странно, не является чем-то очевидным. Логика проста: ведь телевизор или микроволновую печь никто не обслуживает, так почему же для машины стоит делать исключение?
США долго были самым крупным автомобильным рынком в мире. Многие автопроизводители стремились сюда попасть, открывали заводы, создавали отдельные бренды, боролись за клиента. Все эти факторы привнесли в местный рынок немало специфических особенностей, первая из которых – это относительно невысокие цены на популярные марки, а вторая – отсутствие необходимости платить за машину «живыми» деньгами. Теоретически, из салона можно уехать, поставив лишь несколько подписей в договорах. И это не закончится разорением. Иногда взять машину в лизинг даже выгоднее, чем покупать за наличные.
С механизмом покупки автомобиля в лизинг мы еще познакомимся, а пока мне пришлось купить KIA Soul 2014 года по старинке – за «кэш». Мотивы выбора именно этой модели просты: я покупал максимум ресурса за минимум денег. Напомню, что на момент покупки машине было чуть больше года, гарантия сохранилась на 46 месяцев, а пробег едва перешагнул отметку в 7 тысяч миль (11 тыс. км.), а обошлась она мне в 13 тысяч долларов, включая налоги, номера и страховку.
Много это или мало? По статистике за 2014 года средний доход домохозяйства в США составлял чуть менее 54 тысяч долларов в год, или около 4,5 тысячи долларов в месяц. Таким образом, машина обошлась мне менее, чем в три месячных дохода среднестатистической американской семьи. Сравните это со средней заработной платой в России за тот же период, которая составила 32 600 рублей. Если считать аналогичный индекс, то эквивалентная стоимость такой машины в России составила бы (32 600 x 2 взрослых членов семьи) x 3 = 195 600 рублей.
Напомню, что это почти новая машина с «автоматом» и 130-сильным двигателем. Да, не слишком престижная, но современная и вполне надежная. Багажник небольшой, зато форма кузова практичная, что позволяет возить крупногабаритный груз. Кондиционер, круиз-контроль, hands-free, ABS, ESP, шесть подушек безопасности, стеклоподъемники и спутниковое радио — это даже не список опций, а базовый набор большинства моделей на местном рынке. Все, что нужно и ничего лишнего.
С таким пробегом машина еще очень долго не потребует никаких вложений, кроме планового ТО. Учитывая, что в семье пока только один автомобиль, а школа ребенка находится не слишком близко, пробег начал наматываться весьма интенсивно. За три месяца я проехал более шести тысяч миль (10 тыс. км), и пришла пора ехать на ТО.
Бесплатное ТО – это реальность
Почему бесплатное, спросите вы? Признаюсь: дал слабину и в момент покупки машины, поддался на уговоры продавца и взял пакет «три года замены масла» за 130 долларов. Что такое 130 долларов даже по текущему курсу? Это 9 100 рублей. За эти деньги даже в России можно пройти всего пару ТО, а тут целых три года замены масла… В общем, я согласился.
Подобные «тарифные планы» достаточно распространены в Америке, и причин тому несколько. Во-первых, это своего рода страховка, а любая страховка рассчитана на вероятность события. Забегая вперед, скажу, что стоимость замены масла за деньги составляла всего 20 долларов. Какова вероятность, что я посещу сервис более шести раз в течение срока владения автомашиной? Не слишком большая. Даже если менять масло раз в 15 000 километров, за три года нужно накатать 90 000 километров, при этом не меняя место жительства и автомобиль. Ну и кроме того, 130 долларов сегодня «дороже», чем 130 долларов завтра. Но я действительно много езжу и, скорее всего, вложения отобьются.
Во время первого визита на сервис я не был уверен, что все будет совсем бесплатно – по старой российской привычке я ждал подвоха до последнего момента. Кроме того, у машины накопилось две небольшие проблемы. Во-первых, мне не нравилось, как работает зажигание. При интенсивном разгоне возникали провалы в тяге, что наводило меня на мысль о плохом состоянии свечей. Гипотеза подтверждалась тем, что за последние пару тысяч километров эффект «троения» стал уменьшаться, и совпало это с переходом на нормальный 95-й бензин. До этого я, как и многие, ездил на низкооктановом regular, который по нашей классификации близок к 92-му. Второй проблемой стала появившаяся иконка низкого давления в шинах. Проверив давление и подкачав для порядка все колеса, я по привычке полез в меню, чтобы сбросить иконку, как это было в Volkswagen Tiguan, но такого пункта у Kia не нашел.
Таким образом, на момент поездки в сервис у меня было две задачи: поменять масло и устранить две вышеуказанные проблемы. С ними я и приехал в автосалон Miami Lakes Automall Kia, где покупал машину. Там мне сообщили, что единый авторизованный сервис находится при въезде на территорию дилерского комплекса. Вернувшись на пару сотен метров назад, я увидел большой ангар.
Здание выглядело не слишком презентабельно: большое помещение со сквозным проездом, где проходило оформление бумаг. Слева располагались стойки, за которыми стояли менеджеры и принимали заказы на замену масла. Напомню, что стандартная замена масла стоит 20 долларов – причем неясно, меняется эта цена в зависимости от объема заливаемого масла или нет.
Когда я рассказал «масляному» менеджеру о двух своих проблемах, то был послан в кабинет к одному из старших менеджеров, которые принимали заявки на более сложный ремонт. Менеджер сидел ровно напротив в стеклянном кабинете. Выслушав меня, он сказал, что по регламенту свечи меняются позже, но суть моей проблемы ему понятна, и в случае необходимости свечи все же поменяют. Я подписал пару заказов на работы, и хотя в одном из них фигурировало 20 долларов за замену масла, менеджер заверил: мне, как обладателю «абонемента», платить не придется.
Томительное ожидание
Я сел прямо здесь же, в ангаре, за кофейный столик и начал наблюдать за работой персонала и посетителями сервиса. Надо сказать, меня удивило, что кроме свежих и гарантийных машин, на сервис приезжали и весьма потрёпанные экземпляры, на вид которым было лет 10-15, не меньше. В России таких гостей у официальных дилеров не бывает, потому что цены рассчитаны в основном на тех, кто деньги считать не любит. Тут же, в Майями, 20 долларов за замену масла – это просто смехотворная сумма, поэтому клиентура со стороны вовсю пользуется услугами «официалов».
Убив еще немного времени прогулкой по автосалону и распитием кофе в комнате отдыха с телевизором, я наконец дождался результата. «Мой» менеджер вручил мне ключи, уверил в том, что все проблемы устранены и пригласил к выходу. В общей сложности я провел на сервисе два часа и не потратил ни цента. Естественно, лампочка аварийного давления погасла, и провалов тяги больше не было.
Что это было?
Спешу заверить, что в плане «разводов» США – далеко не самая безобидная страна. Американцы любят написать что-нибудь мелким шрифтом, поэтому у меня были причины сомневаться в том, что все пройдет хорошо. К моей радости, неприятных сюрпризов не последовало.
Да, как видите, регламент обслуживания тут простецкий, и всякими дополнительными услугами никто не заморачивается. Скажем, про воздушный и салонный фильтр мастера даже не вспомнили – к счастью, их я поменял сам сразу после покупки машины, заказав на Амазоне за несколько долларов.
В то время как в России «сервисные абонементы» только недавно стали предлагать единичные «официалы», в Америке такие продукты – обычное дело. Случается и так, что производитель или дилер при покупке новой машины дарит пожизненный сервисный контракт с расширенной гарантией, чтобы покупатель вообще не думал о технической стороне вопроса, а просто наслаждался ездой. А главной причиной такого положения дел, скорее всего, является не пресловутый менталитет, а банальный уровень жизни. Как говорится, easy come, easy go.
Читайте также:
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Статья об устройстве автосервиса в США. Что? Как? Почему?
Наткнулся на интересную статью о автосервисах в США. auto.onliner.by/2017/03/03/usa-75
Почитав ее понимаешь, почему подержанные автомобили в США приезжают под час в весьма плачевном состоянии. А также корень причины того, что в США некоторые владельцы масло не меняют приличное время.
Стоимость обслуживания авто у них даже для их доходов бывает приличной.
Комментарии 10
отношение к машинам как к обычной бытовой технике, сервис соответствующий
Странная статья…Там всё основывается на страховке. Имеешь страховку — значит не имеешь проблем. А если ездишь на авто за 100 баксов — то не нужно рассказывать сказки, что никто не будет её чинить аля в нашем гараже))) Минимум 50% зп там идёт на разные страховки…
Они страхуют все риски от всего.
Я про это и говорю…поэтому и суммы приличные платят. Правда не всегда покрывают все 100% ущерба кстати…но большую часть. У знакомой субарику весь правый борт самосвалом ободрали — в оф. дилере сделаи, т.е. заменили ВСЮ правую сторону…счёт был на около 20 штукарей вроде, но доплачивать к страховке пришлось около двух штук)) И это при том, что всё авто около 25 штукарей там стоит вроде… Ньюансов не помню, но понял одно — доплачивать всё равно пришлось(((
Наверное есть разные виды страховок с определенными лимитами. Вряд ли у них есть безлимитные страховки.
типа как у нас))) Редко очень удаётся выбить страховку, которой бы хватило на ремонт)))