Рейтинг краш тестов бюджетных авто
О безопасности автомобилей, часть первая: рейтинги.
В последнее время всё чаще попадаются на глаза бескомпромиссные комментарии к русскоязычным новостям о результатах краш-тестов некоторых автомобилей. Не секрет, что на иностранных рынках базовые комплектации машин нередко имеют более длинный список оснащения, чем на российском, и это в том числе касается средств активной и пассивной безопасности. Этот факт до такой степени печалит некоторых граждан, что наружу рвутся крики о производителях, позволяющих себе экономить на жизни и здоровье потребителей в странах третьего мира, коей является и Россия (по их мнению). Также они призывают бойкотировать модели с количеством подушек безопасности меньше 6, без системы стабилизации в базовой комплектации и ещё чего-то там, без чего в «цивилизованном мире» существовать нельзя.
Честно говоря, меня очень удивляет постановка результата краш-теста на первое место среди доводов для покупки того или иного автомобиля. Безусловно, безопасность имеет очень большое значение для всех существ с инстинктом самосохранения, но однозначно судить о ней только по краш-тесту в отрыве от контекста видится мне в корне неверным.
Что вообще такое краш-тест? Это строго стандартизированный подход к постановке эксперимента с тщательно задокументированными правилами оценок и последующим подробным протоколированием результатов. Для подготовки процедуры используются манекены определённых размеров и веса, сидящие в выверенной позиции относительно руля, а автомобиль разгоняется до фиксированной скорости и бьётся о препятствие с заданным углом смещения (или препятствие бьёт автомобиль, если речь о боковом краш-тесте). Все эти параметры должны быть одинаковыми для всех машин, чтобы а) присутствовала воспроизводимость результата, б) была правомерная возможность сравнивать данные краш-тестов разных автомобилей между собой.
Таким образом, если рассматривать результаты краш-теста двух моделей, и одна машина набрала больше баллов, чем другая, что это значит? Это означает ровно то, что при присутствии в салоне людей такого веса и размеров, сидящих вот именно в такой позе, и при ударе при такой скорости о конструкцию именно такой высоты, массы и размеров машина А имеет больше шансов сохранить жизнь/здоровье седоков лучше, чем машина Б.
А теперь скажите мне, сколько людей хотя бы сидит точно так же, как манекены за рулём? Сколько людей снимает верхнюю одежду зимой (я не снимаю, кстати), чтобы ремни безопасности отработали именно так, как задумывалось производителем? Сколько ДТП произошло ровно в тех же условиях, что и при краш-тесте? При ДТП, как и в боксе, разница масс в пару сотен кило может свести на нет любые рейтинги безопасности.
Мне могут возразить, что в любом случае результаты краш-теста отражают пассивную безопасность машины в целом, и если она хорошо себя показала при постановочном ударе, то, скорее всего, выдержит с честью и реальное испытание. Извольте: давайте посмотрим хотя бы на результаты испытаний Лады Весты SW Cross, которая при краш-тесте, осуществлённом специалистами «Авторевю», внезапно выступила хуже, чем в заводском эксперименте — к великому сюрпризу инженеров АвтоВАЗ. У «Авторевю» пороги машины пошли «гармошкой» (можно посмотреть в видео, если у вас нет оплаченной подписки), и после анализа произошедшего выяснилось, что разница с заводским краш-тестом была в том, что эксперты «Авторевю» вместо манекенов детей в креслах на заднем диване прикрепляли груз аналогичной массы к полу. Единственное изменение заметно ухудшило результаты краш-теста Лады!
Уже предвижу ехидные ухмылки и комментарии про «ТАЗ», но вот другой пример: американский страховой институт провёл эксперимент с перекрытием не водительской, а пассажирской стороны. И вот незадача: оказалось, что Toyota и Nissan имели заметную асимметрию в проектировании энергопоглощающих элементов кузова и закономерно провалили новый вид испытания. Я, конечно, понимаю, что RAV4 и Rogue не эталоны в своём классе, но это не самые дешёвые машины, к тому же, весьма популярные на американском рынке, и пошутить про «ведро для отсталых стран» уже не получится.
А если обратиться к балльной системе поощрения и пенализации, то можно смоделировать интересную ситуацию, когда двум машинам с одинаковой защитой седоков присвоили разные оценки: одна лишилась дополнительных баллов за отсутствие сигнализаторов непристёгнутых ремней безопасности, а другой надбавили за наличие системы автоторможения. Именно поэтому нет смысла смотреть на количество звёзд EuroNCAP, надо разбирать каждую составляющую финального рейтинга отдельно.
Всё вышеперечисленное не значит, что результаты краш-теста всегда являются испытаниями шарообразных коней в вакууме. Я считаю, что в век компьютерного моделирования, позволяющего подстраиваться под задачу, а не находить универсальное решение, имеет смысл изучать те краш-тесты, которые проводят сразу после каких-либо глобальных изменений в постановке эксперимента. Например, при уменьшении степени перекрытия с 40 до 25% при фронтальном столкновении краш-тест провалили даже такие гранды, как Ауди и Мерседес, которые в старой версии теста получили 5-звёздочные рейтинги. А вот Вольво выдержала изменившиеся условия, и я думаю, что это не случайность: компания неоднократно декларировала своё намерение в ближайшие 20 лет сократить количество погибших до нуля в ДТП при участии моделей это марки. Согласно публикациям, специалисты Вольво изучают статистику реальных аварий и делают соответствующие выводы при проектировании своих машин.
Намного более интересной информацией по сравнению с краш-тестами являются исследования страховой компании Folksam, которая собирает данные по ДТП в Швеции. Вот некоторая информация за 2009 год.
В общем, по моему мнению, при покупке нового автомобиля нужно ставить рейтинг безопасности EuroNCAP/IIHS на первое место только при прочих равных условиях. Кроме того, нужно отдельно обсудить составляющие активной безопасности, и об этом — в следующем посте.
5 безопасных автомобилей до 1 млн рублей, которые не разочаруют при эксплуатации
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сегодняшний авторынок балует нас тысячами разномастных предложений с широким выбором двигателей, кузовов и комплектаций. Среди них немало моделей, способных доставить людей и грузы из пункта А в пункт Б не только комфортно и безопасно, но и экономично.
Такие автомобили выбирают водители, рассчитывающие на то, что их машина при покупке будет стоить как можно меньше, а ее эксплуатация не отнимет много нервов и денег в дальнейшем. Конечно, в этом случае инвестиции требуют жертв – например, ограничения мощности двигателя, выбора менее интересной версии оборудования или цветовой гаммы, но использование «обычного» надежного автомобиля имеет свои преимущества в долгосрочном владении.
Выбирайте из молодых и популярных
Выбирать машину – все равно что выбирать девушку: все они по-своему привлекательны, сложно определиться. Зачастую главным показателем качества становится цена, но, вопреки расхожему мнению, хороший автомобиль совсем не обязательно должен стоить дорого. С каждым годом машины становятся все современнее и технологичнее, и даже среди моделей в ценовой категории до 1 млн рублей есть достойные кандидаты. Но какие из них созданы с особым упором на безопасность?
Чтобы облегчить вам первые шаги в поиске, мы составили список популярных автомобилей стоимостью менее 1 млн рублей, а затем проверили уровень безопасности каждого по оценкам ведущих авторитетов в этой области – организаций, которые занимаются профессиональным тестированием. К ним относятся:
Пока новая российская система независимых автомобильных краш-тестов ARCAP, организованная газетой «Авторевю», не получила широкого признания (к тому же она учитывает только уровень пассивной безопасности и сильно страдает от нехватки финансов), остаётся опираться на данные этих компаний.
Для европейских, в том числе и российских, пользователей особенно актуальны оценки EuroNCAP, чья команда регулярно публикует рейтинги безопасности, проверяя сотни машин на прочность, и практически каждый год ужесточает методики и стандарты.
Давайте подробнее рассмотрим самые безопасные доступные автомобили на рынке. Воспользуйтесь информацией и выберите для себя лучшее.
Недорогие и безопасные
Год назад «Российская газета» привела перечень наиболее безопасных моделей стоимостью до 1 млн рублей. В него вошли такие популярные среди российских потребителей машины, как:
К сожалению, к концу 2021 года стоимость большинства ранее дешевых предложений перевалила за миллионный рубеж, а те, что по-прежнему доступны новыми по дешевке, не могут похвастаться ни передовым функционалом, отвечающим за защиту, ни хорошими оценками в краш-тестах. Хороших показателей они достигают только с дополнительными опциями и пакетами, а это удовольствие дорогостоящее.
Однако на рынке всё ещё остались автомобили, способные даже в базовом виде по низкой цене предложить россиянам пятизвездочную безопасность.
1. Volkswagen Golf
Новый Гольф стоит порядка 2,5 млн рублей, но на вторичном рынке можно найти достаточно свежие модели в 2-3 раза дешевле. Golf долгое время считался одним из самых приятных в управлении автомобилей – репутация, которая насчитывает десятилетия. Вдобавок он очень практичен, и это хороший выбор для молодой семьи.
Машина отлично подходит как для городских поездок, так и для маршрутов средней протяженности. В отношении безопасности Гольф тоже на высоте: проверка последнего поколения (выпускается с 2019 года) принесла ему пять звезд.
2. Honda Civic
Модель предлагает много вариантов комплектации. Все стили кузова этого компактного автомобиля стоят недорого, хотя наиболее экономным покупателям придется придерживаться базовой комплектации. В Civic по-прежнему есть, что любить, даже в версии начального уровня, которая включает в себя камеру заднего вида среди прочих стандартных функций. По безопасности Civic тоже получает хорошие оценки по всем направлениям.
3. Subaru Impreza
Еще один практичный компакт с невысокой ценой, но довольно полным и убедительным пакетом оснащения даже на начальном уровне. Subaru производит хорошие и доступные автомобили для повседневного вождения, поездок на работу и отдых. Impreza высоко ценится семейными пользователями и очень хорошо показывает себя в краш-тестах. Она получила отличные оценки от NHTSA и IIHS, включая высшую награду Top Safety Pick +, а также 5-звездочный общий рейтинг EuroNCAP.
Камера заднего вида и некоторые другие «средства первой необходимости» входят в оснащение каждой Impreza с 2017 года, но большинство передовых функций активной безопасности доступно только в более высоких комплектациях.
4. Renault Megane
Еще одно интересное предложение. Неважная репутация второго поколения (до рестайлинга) положительно сказалась на стоимости подержанных машин. Даже будучи новыми, эти автомобили быстро обесценивались, хотя многое в них было улучшено по сравнению с предшественником, и они стоили гораздо больше тех сумм, в которые их оценивали.
В диапазоне от 500 тыс. до 1 млн рублей предложений действительно много. Интересно, что за столь малые деньги можно найти отличную версию 2-3-летней давности, чей пробег не превышает 50 000 км. С безопасностью тоже все в порядке: Renault не делает машины прочными, как танки, но они в состоянии защитить на дороге и водителя, и пассажиров.
5. Ford Focus
Седан, хетчбэк, универсал – этот малый семейный автомобиль предлагается в разных видах. Это давний фаворит в своем классе, несмотря на то, что последний раз он капитально пересматривался еще в 2012 году.
В пределах бюджета до 1 млн руб. некоторые новейшие функции безопасности и помощи водителю недоступны, но все равно Focus остается одним из самых надежных недорогих автомобилей и дает возможность каждому покупателю выбрать нужные ему опции. Он обеспечивает всестороннюю защиту не только благодаря передовым технологиям, но и за счет прочных материалов, используемых в конструкции.
Жесткий каркас, среди прочего, позволяет сохранить структурную целостность кузова даже при серьезной аварии, что крайне ценно для небольшой и сравнительно легкой машины.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какие автомобили за 500 000 рублей самые безопасные?
Но, начиная с февраля 2009 года и по настоящее время Euro NCAP представила новую рейтинговую систему, наиболее значимым изменением которой стало то, что раньше рейтинги выставлялись отдельно по каждому из перечисленных выше трёх критериев, а в новой системе даётся суммарный пятизвёздочный рейтинг, который включает в себя все эти три критерия безопасности в виде подрейтингов, которые стали оцениваться в процентах. Ещё одним значимым нововведением стало введение нового рейтинга под названием «Safety assist», учитывающего активную безопасность автомобиля.
Итак, какие же автомобили являются самыми безопасными с точки зрения оценки по результатам краш-тестов Euro NCAP и в то же время самыми недорогими представителями мирового автопрома, имеющими право называться хорошими авто? В рейтинге мы отобрали новые автомобили с рейтингом безопасности не менее 4,5 по пятибалльной шкале и по цене от 400 до 550 тысяч рублей (ну разве что совсем немного дешевле или дороже).
Подушка безопасности переднего пассажира может быть отключена, чтобы позволить посадить ребёнка спиной вперёд на детских удерживающих устройствах, которые будут использоваться в машине. Тем не менее, информация, предоставленная водителю относительно статуса подушки безопасности, недостаточно ясна для удовлетворения требований Euro NCAP. Наличие креплений ISOFIX на задних сиденьях не обозначено достаточно отчётливо и очевидно.
Бампер предоставил хорошую защиту для ног пешеходов и набрал максимальное количество баллов в тестах Euro NCAP. Безопасность в отношении пешеходов переднего края капота также оценена как «хорошая», хотя были выявлены некоторые области слабого протекта различных частей тела. Защита, предоставляемая капотом для головы пешехода, колебалась от хорошей к допустимой с плохими результатами измерений только в нижнем основании ветрового стекла и в жёстких передних стойках.
Электронный контроль устойчивости является стандартным оборудованием в базе Fabia. Напоминание о ремне безопасности охватывает передние и даже задние сиденья.
Водитель и пассажиры в салоне определённо выживут при фронтальном ударе при тех же условиях, что использовались с EuroNCAP. Общие значения безопасности выявили хорошую защиту головы и шеи, но отклонения грудной клетки показали слабую защиту для груди водителя и пассажира. Структуры нижней части приборной панели представляют риск травм коленей и бёдер для водителя и переднего пассажира.
Тем не менее, Спарк набрал максимальное количество баллов при боковом ударе о барьер. В более суровым испытаниях хорошо себя показала защита грудной клетки и других регионов тела.
Основываясь на фронтальных и боковых испытаниях с манекенами-детьми, Chevrolet Spark набрал максимальное количество баллов за защиту 3-хлетнего манекена. Оба манекена сидели прямо против направления движения. Поступательное движение головы было хорошо контролируемо в каждом случае краш-теста. В боковом ударе манекены были должным образом обезопасены в защитных поддержках детских кресел. Подушка безопасности пассажира может быть отключена, чтобы позволить посадить ребёнка задом по ходу движения автомобиля.
Манекены в салоне в целом оставались в стабильном состоянии при фронтальном ударе. Оценки во время краш-тестов выявили хорошую защиту коленей и бёдер водителя и переднего пассажира. Однако, руль и центральная консоль, как выяснилось, представляют опасность для жизни и здоровья водителя и пассажиров различных размеров. Зато при боковом ударе Ноут показал хорошую защиту всех частей тела, кроме груди, защита которой была оценена как «вполне достаточная».
Ребёнок-пассажир в динамических испытаниях набрал максимальное количество баллов за защиту 1,5-годовалого ребёнка. При лобовом столкновении движение вперёд головы 3-хлетнего манекена показало неплохие результаты. Все типы детских удерживающих, для которых автомобиль был разработан, могут быть правильно установлены, и учтены все нюансы безопасности машины.
Бампер набрал максимальное количество баллов за защиту ног пешеходов. Тем не менее, защита, обеспечиваемая передним краем капота, был недостаточна во всех областях испытания. Поверхность капота в целом демонстрировала хорошую или достаточную защиту в большей части своей поверхности.
Пассажиры в салоне Picanto оставались стабильными при фронтальном ударе. Краш-тесты выявили хорошую защиту коленей, бёдер и таза водителя и переднего пассажира. Kia показал, что аналогичный уровень защиты будет предоставляться для пассажиров разного роста и веса и, кроме того, сидящих в самых различных положениях. В большинстве регионов тела были хорошо защищены в краш-тесте на боковой барьер при надлежащей защите груди. Тем не менее, задняя дверь поражала одного из пассажиров во время неоднократных тестов, и за это автомобиль получил штрафные баллы. А вот сиденья и подголовники показали неплохую защиту от хлыстовой травмы в случае наезда сзади.
Конструкция капота была оценена как низкая для безопасности пешеходов и даже непозволительно низкая некоторых районах, которые могли ударить голову пешехода, нанеся последнему смертельны травмы. Кроме того, передний край капота не обеспечивает надлежащую защиту ног пешеходов. Только бампер набрал максимальное количество баллов, предлагая хорошую защиту для пешеходов во всех областях испытания.
Шутка ли, но мало кто ожидал увидеть в рейтинге наиболее безопасных автомобилей представителя китайского автопрома. Но такое вполне допустимо, ведь рынок китайских автомобилей уже давно вышел на конкурентоспособный уровень некоторыми представителями Поднебесной. А если уж речь заходит о рейтинге бюджетных автомобилей за 500 тысяч рублей, то кто как не Китай будет доминировать крупноразмерными автомобилями среди компактных конкурентов по ценовой категории!
Все манекены в салоне Джили Эмгранд оставались стабильными при фронтальном ударе во время проведения краш-тестов. Хотя оценки и указали хорошую защиту коленей и бёдер водителя и переднего пассажира, структуры приборной панели, по оценкам, представляют опасность для пассажиров разных размеров и сидящих в разных положениях. Наблюдалась значительная деформация в области ног водителя, с разрывом металла в некоторых местах. Автомобиль получил штрафные баллы за этот недостаток в безопасности. В краш-тесте с боковым ударом автомобиль набрал максимальное количество очков, так как практически все участки тела были хорошо защищены. Сиденье и подголовник показали также неплохую защиту от травм шейного отдела позвоночника в случае удара сзади.
Основываясь на динамических испытаниях, модель Emgrand набрала максимальное количество баллов за защиту 3-хлетнего манекена. Движение вперёд двух таких манекенов, оба из которых сидели в автокреслах, обращённые вперёд, не было чрезмерным. В боковом ударе оба манекена должным образом сохранились целыми и невредимыми. Подушка безопасности пассажира может быть отключена.
Самые безопасные автомобили до 1 млн рублей
Несмотря на то, что соплатформенные Hyundai Solaris и Kia Rio в текущем году обновились, их силовая структура кузова не изменилась и абсолютно идентична. Отличаются только внешние панели кузова.
В 2017 году Hyundai Solaris второго поколения прошёл краш-тест по методике ARCAP. Корейский седан получил 16 баллов из 16 возможных. Четырёхдверка оснащалась фронтальными подушками безопасности, ремнями с преднатяжителями и ограничителями усилия.
Hyundai Solaris с прочным кузовом отлично защищает пристёгнутых людей. Нагрузки, действовавшие на голову, грудь и ноги манекенов во время краш-теста, оказались ниже, чем в Volkswagen Polo Sedan и Lada Vesta Sedan.
Для Hyundai Solaris и Kia Rio до 1 млн рублей доступны фронтальные подушки безопасности, крепления детских сидений ISOFIX, система помощи при старте на подъёме (HAC), система управления стабилизацией (ABS, ESP, ESC, TSC, EBD, VSM). В топовых версиях добавляются боковые подушки и шторки безопасности.
Lada Vesta Sedan прошла краш-тест в 2016 году также по методике ARCAP. Автомобиль с двумя подушками безопасности, ремнями с преднатяжителями и ограничителями усилия заработал 15,1 балла. Данный результат лишь на 0,9 балла хуже Hyundai Solaris.
Вазовская четырёхдверка, по сути, защищает людей в салоне так же хорошо, как Hyundai Solaris и Volkswagen Polo Sedan. Кузов Lada Vesta прочен. Что касается интегрального критерия повреждения головы, то он составляет неопасные 355 единиц у водителя, 496 единиц у пассажира. Также минимальна вероятность травм ног. Уязвимым участком тела водителя и переднего пассажира является грудная клетка. Примечательно, что Lada Vesta стала самым безопасным отечественным легковым автомобилем.
Lada Vesta в кузове седан в максимальном исполнении Exclusive стоит 987 900 рублей. Такая машина может похвастать фронтальными и боковыми подушками безопасности, креплениями для детских сидений ISOFIX, системой помощи при трогании на подъёме (HSА), системой управления стабилизацией (ABS, ESP, ESC, TSC, EBD). Боковые шторки безопасности не предусмотрены ни за какие деньги.
Лифтбеки Volkswagen Polo и Skoda Rapid 2020 модельного года ещё не проходили независимые краш-тесты по методике ARCAP на Дмитровском полигоне НАМИ по заказу журнала «Авторевю».
Зато известно, что организация Latin NCAP провела в 2017 году серию независимых краш-тестов хэтчбека Polo с четырьмя подушками безопасности. Модель набрала пять звёзд. Rapid в 2012 году по итогам краш-тестов по методике Euro NCAP получил также пять звёзд.
Отметим, что Volkswagen Polo Sedan в 2010 году с фронтальными подушками безопасности и ремнями с ограничителями усилия по методике ARCAP набрал 14,3 балла из 16 возможных. Этот показатель на 0,5 балла ниже, чем у европейского хэтчбека с преднатяжителями ремней (14,8 балла)
В России лифтбеки Polo и Rapid до психологической отметки в 1 млн рублей оснащаются фронтальными подушками безопасности, боковыми подушками безопасности, креплениями детских сидений ISOFIX, системами HAC, ESP, ESC. В люксовых комплектациях появляются боковые шторки безопасности.