Рзм разгрузочно загрузочная машина

Перегрузочное оборудование

С 1967 года в ЦКБМ началось создание специального дистанционно-управляемого оборудования защитных камер для промышленных, энергетических, научно-исследовательских объектов использования атомной энергии, включая перегрузочные машины, манипуляторы, роботы, станки, автоматизированные сборочные линии. В области судовой атомной энергетики были созданы и внедрены комплексы оборудования: в1972 году – для перезарядки реакторов атомных ледоколов «Ленин» и «Арктика», в 1975 году – для замены и ремонта установок ОК-500, в 1981 – 1982 годах – для перезарядки ядерного топлива реактора атомного ледокола «Сибирь», в 1986-м – для агрегатной перегрузки ЯЭУ атомных ледоколов «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», а также лихтеровоза «Севморпуть».

В области стационарной ядерной энергетики уникальным достижением стало создание разгрузочно-загрузочной машины РЗМ-488 для перегрузки топлива канальных реакторов типа РБМК без необходимости их остановки. С 1973 года было изготовлено 18 машин, некоторые из них и сегодня успешно эксплуатируются на Ленинградской, Курской, Смоленской АЭС. Для повышения безопасности регулярно проводится работа по модернизации РЗМ-488 в соответствии с современными требованиями нормативной документации ФСЭТАН РФ.

Разгрузочно-загрузочная машина РЗМ-488:

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина

Источник

Разгрузочно-загрузочная машина

Перегрузка топлива в реакторах РБМК осуществляется с помощью разгрузочно-загрузочной машины (РЗМ), обеспечивающей возможность замены топлива без остановки реактора (рис. 3). В РЗМ имеется окруженный биологической защитой (контейнером) герметичный пенал-скафандр, снабженный поворотным магазином с четырьмя гнездами для ТВС и других устройств. Скафандр оборудован специальными механизмами для выполнения работ по перегрузке.

Скафандр установлен на тележке мостового крана с пролетом 21 м, перемещающегося по рельсам, проложенным вдоль стен реакторного зала. При перегрузке топлива скафандр уплотняется по наружной поверхности стояка канала, и в нем создается давление воды, равное давлению теплоносителя в каналах. В таком состоянии разуплотняется запорная пробка, извлекается отработавшая ТВС с подвеской, устанавливается новая ТВС и уплотняется пробка. Во время всех этих операций вода из РЗМ поступает в верхнюю часть канала и, смешиваясь с основным теплоносителем, выводится из канала по отводящему трубопроводу. Таким образом, при перегрузке топлива обеспечивается непрерывная циркуляция теплоносителя через перегружаемый канал, при этом вода из канала не попадает в РЗМ.

Управление машиной осуществляется из операторской кабины, расположенной за торцевой стеной реакторного зала. Установка машины над соответствующим каналом производится по координатам, а точное наведение на канал с помощью оптико-телевизионной системы, через которую можно наблюдать головку пробки канала, или с помощью контактной системы, в которой возникает сигнал при касании детектора с боковой поверхностью верха стояка канала.

Механизмы для подъема и опускания ТВС с подвеской расположены в верхней части скафандра. Перемещение захвата и управление им осуществляется через две цепи. С верхом стояка канала скафандр соединяется через стыковочный патрубок, который управляется механизмом перемещения. По наружной поверхности стояка канала патрубок уплотняется с помощью резиновых надувных манжет. Уплотнение и разуплотнение запорной пробки в канале осуществляется приводом герметизации. В скафандре имеется еще запорное устройство, герметизирующее его снизу при перемещениях РЗМ по реакторному залу. На ферме машины, установленной на тележке, расположено технологическое оборудование для снабжения РЗМ водой конденсатом и воздухом, необходимым для ее работы. воздухом, необходимым для ее работы.

Источник

Разгрузочно-загрузочная машина (РЗМ-488)

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина

Оцените товар «Разгрузочно-загрузочная машина (РЗМ-488)», по 5-ти бальной шкале.
Выберите одну из цифр: 1-min, 5-max
В окне для комментариев вы можете оставить свой отзыв.

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина

Заказать разгрузочно-загрузочная машина (рзм-488)

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина

Предложения похожие на Разгрузочно-загрузочная машина (РЗМ-488)

Полуавтоматическая этикетировочная машина ЭМ-4П Мини-П

Этикетировщик предназначен для нанесения самоклеящихся этикеток на цилиндрические или конические поверхности. Этикетировщик может применяться для наклейки самоклеящихся этикеток на различные изделия, имеющие цилиндрическую или коническую форму. Этике.

Петельная машина Siruba BH780B

Тип: швейная машинаТипшвейная машина

Швейная машина Juki DDL-5600NJ-7FB /SC910/M91/CP160A

Тип: швейная машинаТипшвейная машина

Машина для удаления засора барабанного типа с ручным приводом (для труб длиной до 30 метров, диаметром до 100 мм) крокочист 50711-10-30

Прочистная машина PowerClear™ 230 В

Производитель: RIDGIDТип: прочистная машинаТиппрочистная машинаПроизводительRIDGID

Поделитесь страницей «Разгрузочно-загрузочная машина (РЗМ-488)» в Социальных сетях

Источник

Разгрузочно-загрузочная машина ядерного канального реактора

Изобретение относится к области атомного машиностроения, касается, в частности, перегрузочных машин ядерных энергетических реакторов, и может быть использована при выполнении операций, связанных с перегрузкой топлива. Технический результат заключается в повышении надежности и безопасности работы разгрузочно-загрузочной машины (РМЗ). РМЗ ядерного канального реактора включает мостовой кран, контейнер с подвижной биологической защитой, скафандр, ферму, энергетический шлейф и оптико-телевизионную систему наведения. РМЗ дополнительно снабжена оптико-электронной системой, состоящей из расположенных диаметрально на торце контейнера излучателя и приемника оптического излучения с преобразователем оптического сигнала в электрический. При этом в излучателе осветительная лампа соединена последовательно с герконовым реле, а приемник дополнительно снабжен светодиодным осветителем. 6 ил.

Изобретение относится к области атомного машиностроения, касается, в частности, перегрузочных машин ядерных энергетических реакторов, и может быть использована при выполнении операций, связанных с перегрузкой топлива.

В зависимости от типа и конструкции реактора для перегрузки тепловыделяющих сборок (ТВС) с ядерным топливом в атомной промышленности используются различные виды перегрузочных машин и механизмов. В частности, для перегрузки водо-водяных реакторов используется перегрузочная машина, которая описана в книге [1]. Перегрузка ТВС в данном случае осуществляется на остановленном реакторе. Реактор для перегрузки ТВС останавливается и расхолаживается, давление снижается до атмосферного, затем отсоединяются коммуникации на крышке корпуса реактора, после чего крышка разуплотняется и снимается. Перегрузочная машина выгружает из реактора и транспортирует ТВС в контейнер, установленный около реактора. Заполненный ТВС контейнер транспортируется в бассейн выдержки мостовым краном. Подготовка к пуску реактора после завершения перегрузки производится в обратном порядке. Канальные реакторы по сравнению с водо-водяными доступны для перегрузки топлива на работающем реакторе.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является разгрузочно-загрузочная машина (РЗМ), позволяющая осуществлять перегрузку канального реактора на любом уровне мощности, а также после его остановки и расхолаживания. [1,2]. Основными частями РЗМ являются мостовой кран с тележкой, скафандр, контейнер с подвижной биологической защитой, энергетический шлейф, ферма, оптико-телевизионная система наведения.

Недостатком наиболее близкого аналога является недостаточная надежность и безопасность процесса перегрузки ТВС из-за участия человека в ряде контрольных операций, в частности конструкцией РЗМ не предусмотрена система (или устройство), позволяющая дистанционно контролировать присутствие постороннего предмета (например, ТВС) в зазоре между контейнером и полом центрального зала (ЦЗ), что при съезде РЗМ с узла выгрузки бассейна выдержки кассет (УВ БВК) может приводить к разрушению подвески, повреждению ТВС и стыковочного патрубка (СП) РЗМ. Помимо операции по выгрузке отработавших ТВС (ОТВС) в УВ БВК, возникновение подобных ситуаций возможно также при работе РЗМ с ТВС на гнездах тренажерного стенда (ТС) и технологического канала (ТК) расхоложенного реактора. В настоящее время контроль присутствия посторонних предметов в зазоре между контейнером и полом ЦЗ осуществляет оператор ЦЗ, т.е. надежность и безопасность работы РЗМ зависит в сильной степени от человеческого фактора.

Задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности и безопасности работы РЗМ путем исключения зависимости их от человеческого фактора.

Сущность предлагаемого технического решения заключается в том, что разгрузочно-загрузочную машину, состоящую из мостового крана, скафандра, контейнера с подвижной биологической защитой, энергетического шлейфа, фермы и оптико-телевизионной системы наведения, предложено дополнительно снабдить оптико-электронной системой контроля зазора между контейнером РЗМ и полом ЦЗ.

Данное техническое решение позволяет повысить безопасность процесса перегрузки ядерного топлива, т.к. обеспечивается дистанционный контроль отсутствия посторонних предметов в центре нижнего среза контейнера машины по оси стыковочного патрубка при работе РЗМ с ТВС на расхоложенном реакторе, на УВ БВК и на гнездах ТС. При наличии постороннего предмета (ТВС) на оси стыковочного патрубка система выдает соответствующий сигнал оператору и сигнал, формирующий блокировку на запрет перемещения крана РЗМ, что позволяет избежать непреднамеренное повреждение ТВС и СП РЗМ. Кроме того, исключается ложное срабатывание системы при отказе источника света (лампы излучателя) и приемника за счет предусмотренного контроля за работой осветительной лампы излучателя путем последовательного включения в цепь питания лампы герконового реле с нормально разомкнутыми контактами, а также за счет предусмотренного контроля за работой приемника путем установки в электронном блоке светодиодного осветителя, подключаемого при тестировании к цепи питания.

Разгрузочно-загрузочная машина ядерного канального реактора (фиг.1,2,3) состоит из мостового крана с тележкой 1, предназначенного для транспортировки и наведения разгрузочно-загрузочной машины на координаты ТК(УВ БВК, гнезд ТС), на котором установлен контейнер 2, предназначенный для биологической защиты обслуживающего персонала и размещения в нем скафандра 3, представляющего собой сосуд высокого давления, в котором расположены все основные исполнительные механизмы, необходимые для перегрузки технологического канала (стыковочный патрубок (СП) 4 с узлом (ключом) герметизации, быстродействующие задвижки (шибера) 5, магазин с системой перецепки 6, захват 7 с механизмом перемещения и управления им). На мостовом кране имеется ферма 8, предназначенная для размещения основного технологического оборудования машины, а также шлейф 9, через который осуществляется энергообеспечение разгрузочно-загрузочной машины. В нижней части контейнера смонтирована подвижная биологическая защита 10, предназначенная для защиты обслуживающего персонала от радиационного облучения через зазор между контейнером и плитным настилом ЦЗ, также в нижней части контейнера установлены оптико-телевизионная система наведения, выполненная в виде перископа 11, которая предназначена для точного наведения разгрузочно-загрузочной машины на координаты ТК (УВ БВК, гнезд ТС) и оптическая система контроля зазора между контейнером машины и полом ЦЗ (фиг.4,5), представляющая собой оптико-электронный датчик присутствия объекта, работающий на просвет и состоящая из излучателя 12 и приемника 13. Корпуса излучателя и приемника установлены на контейнере в кронштейнах 14 и имеют возможность разворота вокруг вертикальной оси.

Излучатель (фиг.4) размещен в унифицированном герметичном стальном корпусе 15 цилиндрической формы. Толщина стенки корпуса в районе установки электронных компонентов достигает 26 мм, что повышает радиационную стойкость излучателя. В корпусе установлены герметичный иллюминатор 16 из кварцевого стекла, поворотное металлическое зеркало 17 для излома оптической оси, отражатель 18 а также осветительная лампа 19, которая снабжена металлическим рефлектором и имеет юстировочные подвижки для фокусировки и перемещения луча по вертикали.

Приемник (фиг.5) размещен в унифицированном герметичном стальном корпусе 20 цилиндрической формы. Толщина стенки корпуса в районе установки электронных компонентов достигает 26 мм, что повышает радиационную стойкость приемника. В корпусе установлены герметичный иллюминатор 21 из кварцевого стекла, поворотное металлическое зеркало 22 для излома оптической оси, фотоприемник 23, в качестве которого используются кремниевый фотодиод, а также электронный блок 24, состоящий из предусилителя и компаратора.

Нижний порог компаратора выбран в несколько раз выше фоновой засветки от верхнего освещения, верхний порог компаратора не менее чем в 3 раза ниже номинального потока источника при напряжении питания 12В (24В). Это дает возможность компенсировать снижение пропускания иллюминаторов, падение светового потока лампы, снижение характеристик электронных компонентов при работе в радиационных полях. Электронный блок выполнен на дискретных высокочастотных кремниевых транзисторах в металлических корпусах, обладающих высокой радиационной стойкостью.

Разгрузочно-загрузочная машина ядерного канального реактора с системой контроля зазора между контейнером и полом ЦЗ работает следующим образом. Для выгрузки ОТВС РЗМ наводится с помощью перископа 11 на пенал узла выгрузки БВК (гнездо ТС или ТК расхоложенного реактора), опускается подвижная биологическая защита 10, СП 4, открываются шибера 5 и захват 7 опускает ОТВС в пенал. После этого захват расцепляется с ОТВС, поднимается в крайнее верхнее положение (КВП), закрываются шибера, поднимается подвижная биологическая зашита 10 и СП, затем перед съездом РЗМ излучатель 12 посылает световой поток в зазор между контейнером РЗМ и полом ЦЗ. Принципиальная схема работы оптико-электронной системы в составе разгрузочно-загрузочной машины проиллюстрирована на фиг.6, где условно показан контейнер РЗМ, на котором размещены блок излучателя с осветительной лампой 19 и герконовым реле 25, а также блок приемника с фотодиодом 23, реле фотоэлектронного компаратора 26 и осветительным светодиодом 27. Кроме того, на схеме условно показана кабина оператора, в которой находятся сигнальная лампа “Перемещение опасно” 28, подключенная к контактам реле 26, лампа контроля работы излучателя 29, подключенная к контактам герконового реле 25, а также кнопка тестирования приемника 30, подключенная к светодиодному осветителю 27. Прерывание светового потока излучателя посторонним предметом приводит к размыканию сухих контактов реле фотоэлектронного компаратора 26, расположенного в электронном блоке приемника. Затем размыкание сухих контактов реле 26 используется для формирования предупреждающего сигнала оператору (загорается сигнальная лампа “Перемещение опасно” 28), а также для формирования сигнала блокировки перемещения мостового крана. При исправной работе излучателя и приемника оптико-электронной системы вышеуказанные сигналы свидетельствуют о нахождении постороннего предмета (например, ТВС) в зазоре между контейнером и полом ЦЗ. Контроль за исправной работой осветительной лампы излучателя 19 осуществляется путем последовательного включения в цепь питания лампы герконового реле 25 с нормально разомкнутыми контактами. Нормальной работе лампы соответствует замыкание сухих контактов герконового реле, которому в цепи контроля работы излучателя соответствует свечение лампы контроля излучателя 29. Контроль за исправной работой приемника производится путем воздействия оператора на кнопку тестирования приемника 30, что в цепи контроля работы приемника приводит к свечению светодиодного осветителя 27. Данное свечение воспринимается фотодиодом 23 и далее приводит к замыканию сухих контактов реле 26. Замыкание контактов приводит к снятию предупреждающего сигнала оператору (сигнал лампы 28 пропадает).

Предложенная разгрузочно-загрузочная машина ядерного канального реактора обеспечивает требуемую безопасность работ, надежна и проста в обслуживании.

Разгрузочно-загрузочная машина ядерного канального реактора, включающая мостовой кран, контейнер с подвижной биологической защитой, скафандр, ферму, энергетический шлейф и оптико-телевизионную систему наведения, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена оптико-электронной системой, состоящей из расположенных диаметрально на торце контейнера излучателя и приемника оптического излучения с преобразователем оптического сигнала в электрический, причем в излучателе осветительная лампа соединена последовательно с герконовым реле, а приемник дополнительно снабжен светодиодным осветителем.

Источник

Рзм разгрузочно загрузочная машина

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина

При создании таких реакторов решалась задача экономичного использования нейтронов в активной зоне реактора. С этой целью оболочки твэлов и трубы канала изготовлены из слабо поглощающих нейтроны циркониевых сплавов. В период разработки РБМК температурный предел работы сплавов циркония был недостаточно высок. Это определило относительно невысокие параметры теплоносителя в РБМК. Давление в сепараторах равно 7,0 МПа, чему соответствует температура насыщенного пара 284° С. Схема установок РБМК одноконтурная. Пароводяная смесь после активной зоны попадает по индивидуальным трубам в барабаны-сепараторы, после которых насыщенный пар направляется в турбины, а отсепарированная циркуляционная вода после ее смешения с питательной водой, поступающей в барабаны-сепараторы от турбоустановок, с помощью циркуляционных насосов подается к каналам реактора.

Разработка РБМК явилась значительным шагом в развитии атомной энергетики СССР, поскольку такие реакторы позволяют создать крупные АЭС большой мощности.

Эффективность канальных реакторов типа РБМК в значительной степени зависит от мощности, снимаемой с каждого канала. Распределение мощности между каналами зависит от плотности потока нейтронов в активной зоне и выгорания топлива в каналах. При этом существует предельная мощность, которую нельзя превышать ни в одном канале. Это значение мощности определяется условиями теплосъема.

Первоначально проект РБМК был разработан на электрическую мощность 1000 МВт, чему при выбранных параметрах соответствовала тепловая мощность реактора 3200 МВт. При имеющемся в реакторе количестве рабочих каналов (1693) и полученном коэффициенте неравномерности тепловыделения в активной зоне реактора максимальная мощность канала составляла около 3000 кВт. В результате экспериментальных и расчетных исследований было установлено, что при максимальном массовом паросодержании на выходе из каналов около 20 % и указанной мощности обеспечивается необходимый запас до кризиса теплосъема. Среднее паросодержание по реактору составляло 14,5%.

Для повышения эффективности реакторов РБМК были изучены возможности увеличения предельной мощности каналов. В результате конструкторских разработок и экспериментальных исследований оказалось возможным путем интенсификации теплообмена увеличить предельно допустимую мощность канала в 1,5 раза до 4500 кВт при одновременном повышении допустимого паросодержания до нескольких десятков процентов. Необходимая интенсификация теплообмена достигнута благодаря разработке ТВС, в конструкции которой предусмотрены интенсификаторы теплообмена.

При увеличении допустимой мощности канала до 4500 кВт тепловая мощность реактора РБМК повышена до 4800 МВт, чему соответствует электрическая мощность 1500 МВт. Такие реакторы РБМК-1500 работают на Игналинской АЭС. Увеличение мощности в 1,5 раза при относительно небольших изменениях конструкции с сохранением размеров реактора является примером технического решения, дающего большой эффект. (обратно к содержанию)

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина Фотография 1. Реакторный зал установки РБМК-100
(обратно к содержанию)

Внутри реакторные конструкции

Помимо топливных каналов в активной зоне РБМК имеется 179 каналов СУЗ. Стержни СУЗ предназначены для регулирования радиального поля энерговыделения (PC), автоматического регулирования мощности (АР), быстрой остановки реактора (A3) и регулирования высотного поля энерговыделения (УСП), причем стержни УСП длиной 3050 мм выводятся из активной зоны вниз, а все остальные длиной 5120 мм, вверх.

Для контроля за энергораспределением по высоте активной зоны предусмотрено 12 каналов с семисекционными детекторами, которые установлены равномерно в центральной части реактора вне сетки топливных каналов и каналов СУЗ. Контроль за энергораспределением по радиусу активной зоны производится с помощью детекторов, устанавливаемых в центральные трубки ТВС в 117 топливных каналах. На стыках графитовых колонн кладки реактора предусмотрено 20 вертикальных отверстий диаметром 45 мм, в которых устанавливаются трехзонные термометры для контроля за температурой графита.

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина

Реактор размещен в бетонной шахте размером 21,6х21,6х25,5 м. Нижняя плита толщиной 2 м и диаметром 14,5 м состоит из цилиндрической обечайки и двух листов, в которые герметично вварены трубные проходки для топливных каналов и каналов управления.. Весь объем внутри плиты между проходками заполнен серпентинитом, благодаря чему она, являясь биологической защитой, обеспечивает возможность проведения работ в под реакторном пространстве во время остановки реактора.

Нижняя и верхняя плиты соединены между собой герметичным кожухом из листового проката толщиной 16 мм. В нижней части кожуха имеются компенсаторы линейного удлинения с толщиной стенки 8 мм. Вверху и внизу кожух и бак боковой защиты соединены диафрагмами с компенсаторами, линейных удлинений. Таким образом, между кожухом и боковой защитой образуется кольцевая, также герметичная, полость.

Внутренняя полость реактора заполнена прокачиваемой через кладку азотно-гелиевой смесью с небольшим избыточным давлением, благодаря чему обеспечивается нейтральная атмосфера для находящегося при высокой температуре графита, что предотвращает его выгорание. В результате добавки гелия увеличивается теплопроводность газовой смеси и улучшаются условия теплоотвода от графитовой кладки к теплоносителю внутри каналов. Газовая среда реактора служит также для вентиляции внутриреакторного пространства и для контроля целостности каналов. Откачка газа из реактора осуществляется из вваренных в верхнюю плиту проходок-стояков по индивидуальным импульсным трубкам, проложенным над верхней плитой. Газ в эти трубки поступает снизу кладки, проходя вдоль канала. В случае нарушения целостности канала газ увлажняется, что и определяется проводимым анализом влажности газа. Полость вокруг кожуха реактора заполнена азотом, давление которого несколько больше давления газа внутри кожуха. Благодаря этому исключаются утечки газа из внутриреакторного пространства через кожух.

В вертикальные сквозные отверстия, образованные стояками нижней и верхней плит и отверстиями в графитовых колоннах, вставляются 1693 топливных канала и 179 каналов для стержней СУЗ реактора. Каналы представляют собой трубчатую конструкцию, состоящую из центральной, выполненной из циркониевого сплава части на высоте активной зоны и нижней и верхней концевых частей, выполненных из нержавеющей стали. Концевые части присоединяются к центральной циркониевой трубе через заранее изготовленные переходники сталь-цирконий. Циркониевая часть топливного канала изготовлена из трубы 0 88х4, а канала СУЗ из трубы 0 88х3. Длина топливного канала 18,2 м, диаметр в нижней части 60 мм, а в верхней 121 мм, длина канала СУЗ 21,3 м. Каналы привариваются к внутренней поверхности стояков верхней плиты, а со стояками нижней плиты соединяются через сильфонные узлы, обеспечивающие компенсацию линейных удлинений канала при разогреве и в результате осевой ползучести циркониевого сплава. Тем самым в пределах реактора формируется тракт для теплоносителя, образуемый собственно технологическим каналом и частью стояков верхней плиты выше шва приварки каналов к этим стоякам. На циркониевую часть канала надеты разрезные графитовые кольца. Эти кольца через одно плотно облегают трубу канала или прижаты к поверхности отверстия графитовой кладки. По торцам кольца имеют плотный контакт. Разрезные кольца обеспечивают теплопередачу от графитовой кладки к теплоносителю, протекающему в канале, и дают возможность изменяться размерам каналов за счет ползучести, и отверстиям в графите за счет усадки.

Перегрузка топлива в реакторах РБМК осуществляется с помощью разгрузочно-загрузочной машины (РЗМ), обеспечивающей возможность замены топлива без остановки реактора (рис. 3). В РЗМ имеется окруженный биологической защитой (контейнером) герметичный пенал-скафандр, снабженный поворотным магазином с четырьмя гнездами для ТВС и других устройств. Скафандр оборудован специальными механизмами для выполнения работ по перегрузке.

Скафандр установлен на тележке мостового крана с пролетом 21 м, перемещающегося по рельсам, проложенным вдоль стен реакторного зала. При перегрузке топлива скафандр уплотняется по наружной поверхности стояка канала, и в нем создается давление воды, равное давлению теплоносителя в каналах. В таком состоянии разуплотняется запорная пробка, извлекается отработавшая ТВС с подвеской, устанавливается новая ТВС и уплотняется пробка. Во время всех этих операций вода из РЗМ поступает в верхнюю часть канала и, смешиваясь с основным теплоносителем, выводится из канала по отводящему трубопроводу. Таким образом, при перегрузке топлива обеспечивается непрерывная циркуляция теплоносителя через перегружаемый канал, при этом вода из канала не попадает в РЗМ.

Управление машиной осуществляется из операторской кабины, расположенной за торцевой стеной реакторного зала. Установка машины над соответствующим каналом производится по координатам, а точное наведение на канал с помощью оптико-телевизионной системы, через которую можно наблюдать головку пробки канала, или с помощью контактной системы, в которой возникает сигнал при касании детектора с боковой поверхностью верха стояка канала.

Механизмы для подъема и опускания ТВС с подвеской расположены в верхней части скафандра. Перемещение захвата и управление им осуществляется через две цепи. С верхом стояка канала скафандр соединяется через стыковочный патрубок, который управляется механизмом перемещения. По наружной поверхности стояка канала патрубок уплотняется с помощью резиновых надувных манжет. Уплотнение и разуплотнение запорной пробки в канале осуществляется приводом герметизации. В скафандре имеется еще запорное устройство, герметизирующее его снизу при перемещениях РЗМ по реакторному залу. На ферме машины, установленной на тележке, расположено технологическое оборудование для снабжения РЗМ водой конденсатом и воздухом, необходимым для ее работы. воздухом, необходимым для ее работы. (обратно к содержанию)

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина

А вот так РЗМ выглядит с близкого растояния:

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина Фотография 2. РЗМ на «пятаке» реактора:
(обратно к содержанию)

К твэлам и ТВС предъявляются высокие требования по надежности в течение всего срока службы. Сложность реализации их усугубляется тем, что длина канала составляет 7000 мм при относительно небольшом его диаметре, и при этом должна быть обеспечена машинная перегрузка кассет как на остановленном, так и на работающем реакторе. Напряженные условия работы ТВС в реакторах РБМК предопределили необходимость проведения большого комплекса предреакторных и реакторных испытаний. Основные параметры, характеризующие условия работы ТВС, приведены в таблице 1: (обратно к содержанию)

Таблица 1. Условия работы ТВС.

Мощность максимально напряженного канала

Расход теплоносителя через канал при максимальной мощности

Максимальное массовое паросодержание на выходе из кассет

Параметры теплоносителя на входе в кассету

Параметры теплоносителя на выходе из кассеты:

Максимальная скорость

Максимальная температура:

Наружной поверхности оболочки,

Внутренней поверхности оболочки

Коэффициенты неравномерности энерговыделения:По высоте кассеты

1,4По радиусу кассеты

Начальное обогащение урана

Среднее по каналам плато выгорания урана

Максимальное выгорание топлива

Кампания кассеты с выгоранием 24 ГВт x сут/т UO2,

Срок службы кассеты при коэффициенте использования 0,85

Максимальная линейная мощность твэла

Максимальная температура в центре топливной таблетки

2100

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина Рисунок 4. Тепловыделяющая кассета РБМК-1000.
1 — подвеска,
2 — штифт,
3 — переходник,
4 — хвостовик,
5 — твэл,
6 — несущий стержень,
7 — втулка,
8 — наконечник,
9 — гайки.

Конструкция защиты от ионизирующего излучения ректора.

Периферийная часть верхнего перекрытия представляет собой металлические короба высотой 70 см, которые заполнены на первом блоке Ленинградской АЭС материалом ЖБСЦК, а на последующие рекомендован более дешевый материал — смесь чугунной дроби (86% по массе) с серпентинитом.

В радиальном направлении за кожухом реактора располагается кольцевой бак с водой, которая снижает потоки излучения на бетон шахты; служит тепловым экраном; способствует охлаждению кожуха реактора; бак одновременно является опорой для верхней металлоконструкции. Пространство между баком и шахтой реактора засыпано обычным песком, что позволило сократить толщину бетона примерно на 75 см. Толщины и состав материалов защиты реактора РБМК в основных направлениях от активной зоны приведены в таблице 2.

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина

Таблица 2. Толщины, в сантиметрахм, материалов защиты (в направлении от центра активной зоны)

Направление

ВверхВнизРадиальное
Графит (отражатель)505088
Сталь (защитные плиты и лист металлоконструкции)29244,5
Засыпка серпентинита (1,7 т/м3)280180
Вода114
Сталь (металлоконструкция)443
Песок (1,3 т/м3)130
Тяжелый бетон (4 т/м3)82
Обычный бетон (2,2 т/м3)200

При разработке конструкции каналов проектирование велось таким образом, чтобы ликвидировать прострел излучения по цилиндрическим и кольцевым отверстиям. Значительное снижение интенсивности излучения в верхнем направлении по зазору между трубами каналов диаметром 88 мм и отверстиями в графитовых блоках отражателя и защитных блоках диаметром 114 мм достигается благодаря установке в этом зазоре втулок из графита (смотри рисунок 7). Для защиты от прострела по зазору между трубой канала диаметром 95 мм и трактом с внутренним диаметром 121 мм в верхней металлоконструкции размещаются стальные втулки высотой 700 мм (смотри рисунок 8). Зазор между трубой канала и трактом в районе нижней металлоконструкции заполнен графитовыми втулками.

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина Рисунок 7. Размещение защитных втулок в районе верхнего отражателя:
1 — графитовые втулки;
2 — стальной защитный блок;
3 — графитовый отражатель.

Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть фото Рзм разгрузочно загрузочная машина. Смотреть картинку Рзм разгрузочно загрузочная машина. Картинка про Рзм разгрузочно загрузочная машина. Фото Рзм разгрузочно загрузочная машина Рисунок 8. Размещение защитной пробки в канале:
1 — стальные втулки,
2 — стальная винтовая пробка,
3 — труба канала,
4 — засыпка серпентинита.

Во внутренней полости канала в районе расположения стальной втулки размещена стальная пробка диаметром 80 мм и высотой 1 м. Для прохода пароводяной смеси пробка выполнена винтовой, эффективная толщина стали 0,5м (смотри рисунок 8). Защита от прострельного излучения, проходящего по каналам СУЗ в зависимости от положения стержня, обеспечивается либо столбом воды, либо стержнем-поглотителем, или вытеснителем, заполненным графитом. Газовые трубопроводы, проходящие через защитные конструкции, выполнены изогнутыми. В каналах с датчиками контроля энерговыделения, ионизационными камерами, в температурных каналах размещаются защитные пробки с уступами. Согласно проекту, стены боксов с технологическим оборудованием выполнены из обычного строительного бетона (смотри таблицу 3) объемной массой 2,2 т/м3. (обратно к содержанию)

Таблица 3. Характеристика защиты обслуживаемых помещений, смежных с боксами с технологическим оборудованием

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *