Шахматы признаны спортом в более чем 100 государствах. Чтобы определить мастерство каждого спортсмена, были придуманы рейтинговая и разрядная системы.
В этой статье мы вместе с основателем шахматной школы EduChess Геннадием Козловым расскажем о том, какие существуют разряды в шахматах и как их получить.
О системе разрядов по шахматам: новые правила получения
Определить мастерство каждого игрока можно с помощью квалификационной иерархии. Её имеет каждый вид спорта, в том числе и шахматы.
В России выделяют несколько шахматных разрядов:
Также в шахматах выделяют звания: мастер спорта, международный мастер, гроссмейстер.
В возрасте до 15 лет у подростков есть возможность добиться присвоения третьего, второго и первого юношеских разрядов.
Победитель какого-то крупного международного соревнования получает звание мастера спорта и гроссмейстера.
В приказе Министерства спорта Российской Федерации от 09.01.20. № 1 говорится об изменениях в нормах, требованиях и условиях выполнения разрядов, касающихся такого вида спорта, как «шахматы». Данный документ – руководство к действиям, который служит основанием для того, чтобы был присвоен определённый шахматный разряд.
Изменения начали действовать в конце февраля 2020 года. Набранные и максимально возможные очки в сыгранных партиях и их процентное соотношение ранее служило достаточным основанием для получения спортивного разряда. Сегодня выдвигается требование об определённом количестве очков.
В чём отличие рейтинга и разряда?
Рейтинг – это числовой показатель силы игрока. Являясь переменной величиной, он подтверждает текущие достижения шахматиста и рассчитывается с учётом результатов выступления в классических шахматах, рапиде и молниеносной игре.
В проведённой серии шахматных игр рейтинг может измениться, а разряд определяет мастерство игрока на длительный этап времени. При этом его следует постоянно подтверждать.
Для объективной оценки общего уровня мастерства шахматистов в России существует рейтинг, который рассчитывается на сайте Федерации шахмат России.
На начальном этапе рейтинг равен 1000, и получить его можно вне зависимости от возраста или пола, достаточно стать участником официального соревнования.
Как получить разряды по шахматам: инструкция по выполнению
Чтобы получить разряд по шахматам, игрок должен принимать участие в турнирах, результаты которого будут учитываться Федерацией шахмат России (ФШР). Календарь таких турниров можно на сайте ФШР.
Для выполнения нормы необходимо провести хотя бы семь партий в турнире, где имеется классический контроль. В формате быстрых шахмат этот показатель увеличен до 9 партий, а в блице – до 11.
Уровень подготовки участников влияет на коэффициент соревнования. Рассмотрим таблицы расчёта выполнения разрядов.
Как получить 1-й, 2-й, 3-й юношеские разряды
Например, чтобы получить 3-й юношеский разряд, согласно таблице норм, шахматисты должны были набрать в 8 турах минимум 4 очка при среднем рейтинге соперников >1100, 4,5 очка при среднем рейтинге 1051-1100, 5 очков при среднем рейтинге 1001-1050 и 5,5 очков при среднем рейтинге 1000.
Рассмотрим получение 3-его юношеского разряда на примере конкретного турнира.
Средний рейтинг шахматистов в этом турнире входит в интервал 1001-1050. Было сыграно 8 туров. То есть чтобы получить третий юношеский разряд, нужно набрать как минимум 5 очков.
В таблице в последней колонке отмечены те, кто выполнил норму и получил 3-й юношеский разряд.
Интересный факт: На примере конкретного турнира (в таблице) можно увидеть, что каждая партия имеет свои обозначения, например 2б1 или 14ч0.
Любитель, глядя на эту таблицу, не сразу всё поймёт, но шахматист, который идёт к разряду, знает, что первая цифра – это номер соперника, б и ч – цвета шахматных фигур (белые и чёрные), последняя цифра – количество набранных очков (0, 0,5, 1).
Таким образом, например, 2б1 означает, что участник выиграл партию белыми у игрока под номером 2.
Как получить 3-й разряд
Представим, что в турнире со средним рейтингом соперников 1360 было сыграно 8 партий. Мужчинам для получения 3-его разряда в таком турнире нужно набрать 5,5 и более очков, женщинам – 4,5 и более очков.
Как получить 2-й разряд
Например, если в турнире, при среднем рейтинге соперников 1550, было сыграно 9 партий, то мужчинам для получения второго разряда нужно набрать 7 и более очков. Женщинам в такой же ситуации нужно набрать 6 и более очков.
Как получить 1-й разряд
Представим, что в спортивном соревновании было сыграно 10 партий, средний рейтинг соперников 1803. В таких условиях мужчинам для получения первого разряда нужно набрать как минимум 6,5 очков, женщинам – не меньше 5 очков.
Как получить разряд «кандидат в мастера спорта»
Представим, что в турнире, при среднем рейтинге соперников 1960, было сыграно 11 партий. Мужчинам для получения КМС необходимо набрать 7,5 и более очков, женщинам в таких же условиях нужно набрать как минимум 6,5 очков.
Куда передаются сведения о результатах
Сведения о выполнении разрядов передаются в Федерацию шахмат России. Перед этим их официально утверждает организация, уполномоченная на эту деятельность вышестоящим государственным органом. Например, в Москве сведения утверждает Департамент спорта города Москвы.
К официальным соревнованиям на получение разряда, которые длятся несколько дней, лучше всего готовиться на городских турнирах, так дети смогут привыкнуть к количеству соперников и атмосфере конкурентной борьбы.
Школа шахмат города Москвы «EduChess» проводит турниры каждый месяц, официальные результаты можно посмотреть на сайте школы.
Совсем недавно 27 сентября 2020 в EduChess прошла десятая детская премия А.Е. Карпова.
Сколько нужно заниматься, чтобы получить разряд по шахматам?
Выполнение очередного разряда требует от шахматиста хорошей подготовки, поэтому эта цель может быть достигнута только при усердной работе.
Известный советский и эстонский шахматист, трёхкратный чемпион Советского Союза Пауль Керес говорил: «Никто и никогда не рождался мастером. Путь к этому званию лежит через годы учёбы, борьбы, радости и печали».
Однако в подготовке к получению разряда время не главное, важно больше сосредоточиться на том, что именно нужно изучать и как это сделать. В большинстве случаев эффективно работать над шахматами можно 2-3 часа в день. Некоторые способны заниматься больше, не теряя концентрации.
Самое важное: сосредоточиться на тактике, позиционной игре и эндшпиле (заключительная часть шахматной партии). Такие рекомендации даёт Г.А. Козлов – основатель школы шахмат EduChess, которая ежедневно помогает тысячи ученикам прийти к цели: получение звания или разряда.
Что-то непонятно или вы нашли ошибку? Обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!
Шахматные титулы для некоторых кажутся довольно запутанными, тем более что они могут варьироваться в зависимости от организации, которая их предоставляет.
Названия экспертов и классов. Многие игроки будут называть себя шахматистами «класса А», «класса С» или «экспертами» по шахматам. Эти названия полностью основаны на рейтингах и, по большей части, очень неформальны. Большинство игроков ссылаются на название, к которому принадлежит их текущий рейтинг. Эти названия классов обычно считаются соответствующими следующим диапазонам рейтингов:
USCF теперь также предлагает «нормальные» классы, которые предоставляются на основе турнирных выступлений в качестве своего рода признания достижений. Мы вернемся к такой системе, когда поговорим о более высоких титулах ФИДЕ.
Национальные магистерские звания. Титулы магистров часто присуждаются национальными шахматными федерациями как способ чествования сильнейших шахматистов в своей стране. Например, USCF присуждает звание Национального мастера любому игроку, который достигает установленного рейтинга 2200; дополнительное звание старшего мастера присуждается любому игроку, который достигает уровня 2400.
Обычно считается вполне приемлемым, чтобы игрок называл себя мастером, если он когда-либо имел титул мастера. Кроме того, USCF также имеет титул Life Master, который предоставляется только игрокам, которые имели рейтинг 2200 или выше.
Звания ФИДЕ. Самые престижные титулы присуждаются ФИДЕ, Всемирной шахматной федерацией. Эти титулы требуют высоких рейтингов ФИДЕ, а самые высокие титулы также требуют сильных выступлений в турнирах против других элитных игроков. После предоставления титулов ФИДЕ у игроков их звание не отнимается, даже если их производительность падает.
Названия ФИДЕ и их требования:
Кандидат в мастера: этот титул присуждается любому игроку с установленным рейтингом ФИДЕ 2200 или выше. Это наименее престижный титул, присвоенный ФИДЕ.
FIDE Master (FM): звание мастера ФИДЕ присваивается любому игроку, который установил рейтинг ФИДЕ не менее 2300. Многие международные юниорские турниры также присуждают титул ФИДЕ победителям; например, можно получить титул FM, выиграв раздел на Молодежных играх, даже если они не соответствуют требованиям к рейтингу.
Международный мастер (IM): для того, чтобы заработать титул IM, игрок должен обычно иметь установленный рейтинг ФИДЕ 2400. Тем не менее, игроки также должны доказать свою силу, имея достаточно сильные результаты в трех турнирах против очень сильного конкурента.
Гроссмейстер: титул гроссмейстера – самый сложный титул для любого шахматиста. Чтобы стать гроссмейстером, игрок должен установить рейтинг ФИДЕ не менее 2500. Кроме того, они должны проходить через тот же процесс норм, что и IM, но с более высоким стандартом, необходимым для достижения каждой нормы.
Женские титулы. ФИДЕ также присуждает ряд титулов исключительно женщинам-игрокам. Эти титулы несколько противоречивы; в то время как большинство утверждает, что они помогают продвигать лучших женщин-игроков и оценивать их достижения, другие утверждают, что титулы унизительны и ненужны, поскольку женщины могут достичь уровней, необходимых для получения обычных титулов ФИДЕ. На самом деле, большинство лучших шахматисток мира теперь гроссмейстеры. Тем не менее, женские титулы имеют более низкие стандарты.
Женские титулы следующие:
Женщина-кандидат в мастера (WCM)
Женщина ФИДЕ мастер (WFM)
Женщина-международный мастер (ВИМ)
Источник: Edward Scimia «Chess Player Titles (Class, Master, and FIDE)».
Материал подготовлен командой проекта «Шахматы».
Насколько вырос рейтинг Шахматистов за 50 лет?
Добрый день, меня зовут Павел мне 24 года. Интересуюсь шахматами с 5 лет.
В один день стало интересно, насколько изменился уровень игры шахматистов за 50 лет, а точнее, как поменялся рейтинг ФИДЕ за этот период.
Рейтинг ФИДЕ – это официальный рейтинг международной шахматной федерации, призванный оценивать уровень шахматистов.
Введение: я собрал в Excel файле рейтинги 3,5 миллионов шахматистов, начиная с 1969 по 2019 год, не брал 2020 из-за отсутствия очных турниров, а 2021 ещё не закончен.
Для анализа решил отследить изменения в рейтинге топ 10 (рисунок 1) и топ 100 шахматистов по годам (рисунок 2)
Рисунок 1 – Средний рейтинг Топ 10 шахматистов
Рисунок 2 – Средний рейтинг топ 100 шахматистов
По рисункам видно, что с 1969 по 1987 год рейтинг, практически не изменялся, а затем начал резко расти (Рисунок 3)
Рисунок 3 – тенденция изменения рейтинга
Если Вам интересно, насколько вырос средний рейтинг шахматистов, то это, примерно, 150пунктов ФИДЕ.
Возникает вопрос, почему это произошло, первое, что приходит на ум – это появление компьютерных программы, которые играют сильнее человека, тем самым, помогая ему развиваться и становиться сильнее. Так-то оно так, однако первый матч между человеком и компьютером в классические шахматы, по турнирным правилам был сыгран в 1996 году (Гарри Каспаров – Deep Blue 1). В дальнейшем матчи продолжались ещё 10 лет, и вся эта эпопея закончилась поражение Владимира Крамника в матче против Fritz 7 (2-4), где Владимиру Борисовичу не удалось выиграть ни одной партии. После этого матча стало окончательно ясно, что человек не сможет обыграть компьютерные программы. Исходя из этого, можно сказать, что компьютерная эпоха в шахматах началась, ориентировочно, в промежутке между 2002 и 2006 годом, что значительно позднее, чем начался рост рейтинга, то есть в 90-е компьютер на это никак повлиять не мог.
Однако, в 2000-е рейтинг тоже рос, возможно, что компьютерные программы оказали своё влияние в это время. Чтобы это выяснить я взял средний рейтинг шахматистов, занимавших с 8000 по 9000 места в Топ-листе ФИДЕ, так как логично можно предположить, что компьютерные программы должны оказывать влияние на всех шахматистов без исключения, а не только на топовых гроссмейстеров (рисунок 4)
Рисунок 4 – рейтинг шахматистов с 8000 по 9000
Исходя из графика видно, что за 15 лет (с 2004 по 2019 гг.) средний рейтинг вырос на 15 пунктов, что достаточно мало за такой промежуток времени, поэтому, вероятнее всего, компьютерные программы не оказывают большого влияние на рейтинг ФИДЕ, а есть другая причина!
Это стало неожиданностью, так как был уверен, что именно «шахматные движки» стали причиной роста рейтинга, однако это оказалось не так, поэтому снова обратился к своим данным и, кажется нашел ответ на вопрос: «Почему рейтинг начал расти, начиная с 90-х годов?». Я неожиданно понял, что на рейтинг ФИДЕ влияет количество шахматистов, которые играют в шахматы, чтобы это доказать я проверил количество игроков с рейтингом выше 2000 ФИДЕ, составил график (рисунок 5) и сравнил его с графиком среднего рейтинга то 10 шахматистов (рисунок 1)
Рисунок 5 – количество людей с рейтингом выше 2000
Оказалось, что корреляционное значение составляет 0,95, что говорит о сильной зависимости двух числовых рядов. Получается, что рейтинг ФИДЕ зависит от количества людей, которые играют в шахматы, а не от каких-либо иных факторов.
И если это так, то в целом это и логично, так как пик популярности шахмат пришелся на 90-е и 00-е годы. Всё началось с противостояния Карпова и Каспарова, продолжилось матчами человека против компьютера и завершилось поражением против компьютера в 2006 году. Поэтому логично, что основной рост рейтинга, как раз и пришелся на эти годы.
Международный день шахмат
Организация Объединенных Наций признавая, что спорт, искусство и физическая активность могут изменять взгляды и поведение и способствовать преодолению предрассудков, а также вдохновлять людей, разрушать расовые и политические барьеры, противодействовать дискриминации и сглаживать конфликты, в 12 декабря 2019 году на заседании Генеральной Ассамблеи также провозгласила 20 июля Всемирным днем шахмат (World Chess Day).
Провозглашение Всемирного дня шахмат ООН не только признает важную роль Международной шахматной федерации в содействии международному сотрудничеству в области шахмат и стремлении к расширению дружеского согласия между всеми народами мира.
Ведь шахматы — это одна из древнейших интеллектуальных и культурных игр, сочетающая в себе спорт, научное мышление и элементы искусства. Будучи доступным и инклюзивным видом деятельности, эта игра может проводится в любом месте.
В шахматы могут играть все, преодолевая языковые барьеры, а также различия в возрасте, поле, физических возможностях или социальном положении. Это глобальная игра, которая поощряет справедливость и взаимное уважение. В этой связи следует отметить, что шахматы могут способствовать созданию атмосферы терпимости и взаимопонимания между странами и народами
Шахматы — это настольная стратегическая игра для двух игроков, целью которой является перемещение различных типов игровых фигур, каждая из которых имеет предписанный набор возможных ходов, на клетчатой доске, пытаясь захватить «королевскую» фигуру противника. На сегодняшний день существует более 2000 идентифицируемых вариантов игры. Одна из теорий заключается в том, что ранняя игра, похожая на шахматы, чатуранга, зародилась на северном индийском субконтиненте в период Гупта (319-543 гг. н.э.) и распространилась по Шелковому пути на запад, в Персию.
Считается, что современные шахматы произошли от чатуранги. Название «чатуранга» переводится как «четырёхсоставная» и предположительно объясняется тем, что первоначально в чатурангу играли вчетвером. Чатурангой в древней Индии называлось войско, состоявшее из боевых колесниц (ратха) и слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа). Чатранг, а позже Шатрань, было название, данное игре, когда она прибыла в Персию Сасанидов около 600 г. н.э. Самое раннее упоминание об этой игре относится к персидской рукописи около 600 г. н.э. В рукописи описывается посол с индийского субконтинента, посетивший царя Хосрова I (531-579 гг. н.э.) и преподнесший ему игру в подарок. Далее она распространилась по Шелковому пути в другие регионы, включая Аравийский полуостров и Византию.
В 900 г. н.э. аббасидские шахматные мастера ас-Сули и аль-Лайладж составили сочинения по технике и стратегии игры, и к 1000 г. н.э. шахматы стали популярны как в Европе, так и в России, куда они пришли из Великой Степи. В рукописях Альфонсо, известных как Libro de los Juegos («Книга игр»), средневековый сборник текстов о трех различных типах популярных игр, начиная с XIII в. н.э., игра в шахматы описывается как очень похожая на персидский Шатрандж в правилах и игровом процессе.
На Руси шахматы появились примерно в 9-10 веках.
Шахматы — это настольная игра на 64-клеточной доске, на которой располагаются 32 фигуры (по 16 фигур белого и черного цвета). Играют 2 партнера. Цель игры заключается в том, чтобы поставить мат королю противника. Считается, что игра в шахматы способствует развитию памяти, умственных способностей, творческого и логического мышления. По данным ФИДЕ, сегодня шахматы как вид спорта признаны в 107 странах мира.
С развитием интернета и многочисленных игровых площадок каждый желающий может попробовать свои силы и найти соперника по своему уровню игры.
Приведены основные шахматные понятия и термины, встречающиеся в шахматной литературе.
Батарея — две (или более) фигур, объединенная сила которых усиливает потенциал атаки (давления), например, батарея «ферзь слон», «ладья ферзь» и т. п.
Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).
Быстрые шахматы (рапид) — партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).
Вертикаль — поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль f).
Вечный шах — ситуация, при которой сторона, которой объявляются шахи, не может от них никаким образом уклониться. При возникновении такой ситуации партия признается ничьей.
Вилка — ход коня или пешки, при котором под боем оказываются две и более фигуры противника.
Гамбит — жертва в дебюте материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.
Гарде́ — В шахматах: нападение на ферзя (объявление «гарде» не обязательно).
Гандикап — англ., В шахматной игре состязание между многими игроками разной силы, причём сильные дают какое-либо преимущество (фору: вперед 1-2 хода, пешку или фигуру) более слабым игрокам для относительного уравновешивания сил.
Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).
Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу.
Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
Детский мат — мат в дебюте, который объявляют белые, сделав следующие ходы: 1.e4 2.Сc4 3.Фh5 (или Фf3) 4.Ф:f7Х. Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея — ферзь и слон атакуют поле f7.
Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.
Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур)для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью.
Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.
Зевок — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
Зрение комбинационное (тактическое) — умение увидеть таящиеся в позиции возможности получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.
Игра вслепую — игра не глядя на доску, одна из разновидностей показательных выступлений. В последнее время для повышения зрелищности игра «вслепую» включена в программу международных турниров («Амбер-турнир»). Однако в нем игрокам разрешается использовать для удобства изображение пустой шахматной доски (на дисплее компьютера).
Инициатива — преимущество активной стороны, могущей навязать обороняющейся стороне стиль и темп борьбы, подготовить и осуществить атаку и т. п.
«Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или фигуры.
Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или « пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив)за неё лёгкую фигуру.
Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
Комбинация — форсированный вариант с жертвой.
Контргамбит — разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).
Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.
Кооперативный мат — разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.
Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).
Лавирование — маневры позиционного характера, в ходе которых поддерживается общее напряжение, неопределённость, и стороны не обнаруживают до конца своих намерений.
«Ласкеровская компенсация» — компенсация за ферзя в виде ладьи, пешки и лёгкой фигуры (как правило, слона). Термин образован от фамилии второго официального чемпиона мира по шахматам Эм. Ласкера, неоднократно и с успехом осуществлявшего подобный размен сильнейшей фигуры.
Ловушка — один из приемов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку рассчитывает на опрометчивость противника, который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.
Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1 6.C:f7 Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюр Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787,Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть, взяв не ферзя на d1, а коня на е5.
Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьей и ферзем, двумя ферзями).
Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при этом матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
Мат эполетный — мат, который ставится ферзем, при этом матуемый король с обоих сторон ограничен собственными ладями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала во имя получения решающего преимущества — комбинация, жертва.
Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур.
Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.
Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
Новинка — новый ход (новая схема развития)в известных вариантах (табиях).
Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в «быстрые» шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц.
Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращенной нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).
Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет ходов.
План в шахматах — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль и эндшпиль. План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы (борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов, необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.
Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.
Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной позиции предопределяет позиционное преимущество. «Слабое» поле — то есть поле, доступные для вторжения вражеских сил.
Полуход — один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске. Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.
Превращение — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).
Превращение «слабое» — превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью. То есть «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).
Программа шахматная — разновидность игровых компьютерных программ, способных оценивать позицию и в соответствии с заложенным алгоритмом делать (предлагать) ход. Лучшие современные программы (Freetz, Deep Blue, Deep Thought etc.)играют на уровне сильных гроссмейстеров и успешно сражаются с чемпионами мира (компьютерам проигрывали матчи и Каспаров, и Крамник…). Они также незаменимы при подготовке к соревнованиям и при анализе партий или технических позиций.
Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.
Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).
Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на легкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три легких фигуры и т. п.).
Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте (с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов). Уровень мастера — примерно от 2200. Уровень гроссмейстера — от 2400 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.
Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король.
Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд- вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых тяжелые фигуры могут «полакомиться» пешками.
Связка — положение, когда фигура не может сделать ход из-за того, что после её хода поле, на котором стоит король, будет битым.
Cкакография — жанр шахматной композиции, при которой расположение шахматных фигур образует очертания букв, цифр или какие-то рисунки (например, очертания новогодней елки).
«Слепота» шахматная — «затмение» во время игры, при которой игрок не видит очевидных выигрывающих продолжений или совершает грубый «зевок», ведущий к проигрышу или утрате решающего перевеса.
Стратегия шахматная — долговременный план, на реализацию которого направлены конкретные ходы и операции. Общая линия стратегии определяется прежде всего требованиями позиции и включает в себя оценку позиции, определение конечной цели (борьба за победу или за ничью), методов достижения последней (обострение игры, блеф, переход в эндшпиль и т. п.).
Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).
Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором ряд участников играет с друг другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков).
Фаланга — пешечная цепь.
Фейерверк — каскад жертв при осуществлении комбинации.
Фианкетто — или фианкетирование, термин обозначающий развитие слона на большую диагональ под защитой пешечного «домика» (например, слона на g2 при пешках f2, g3 и h2).
Фланг — край доски, ограниченный вертикалями a, b, c и f, g, h.
Фишеровские шахматы (рэндом-чесс)- шахматы, в которых фигуры стоят на исходных позициях иным образом (но симметрично у белых и черных), чем в классических шахматах (пешки же по-прежнему занимают второй ряд) — причем слоны обязательно стоят на полях разного цвета и ладьи с разных сторон от короля. Позиции в этой разновидности шахмат недостаточно изучены теорией и носят более «свежий» и оригинальный характер.
Форпост — выдвинутая во вражеский лагерь (то есть за демаркационную линию)фигура (как правило, конь), защищённая пешкой. Например, конь на поле e6, защищённый пешкой d5 или (и) f5.
Форсирование — осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчет.
Форточка — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» — это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для чёрных) горизонтали.
Ход — передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру или пешку на поле и отпустил ее. Ходы шахматной партии, сыгранной в официальных соревнованиях, записываются посредством шахматной нотации. В случае рокировки и взятия в ходе могут участвовать две фигуры. См. также полуход.
Центр — поля с индексами e4-e5-d4-d5. Понятие расширенного центра включает также смежные с указанными поля.
Цугцванг — положение, при котором у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных ходов, так что любой ход игрока ведет к ухудшению его собственной позиции.
Часы шахматные — особая разновидность часов, в которых совмещены два циферблата и при совершении хода особый механизм переключает часы таким образом, что идут часы того, кто обдумывает ход. Нехватка времени вызывает цейтнот, а его исчерпание (в случае, если не сделано предусмотренное количество ходов) означает просрочку времени и поражение.
Часы Фишера — часы, в которых предусмотрено прибавление нескольких секунд за каждый сделанный ход (то есть возможность просрочки времени в выигрышной позиции минимизируется).
Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой. Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.
Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.
«Шахматы Фролова» — разновидность шахматной игры, придуманная А.Фроловым. Игра начинается на пустой доске. Противники поочередно выставляют на доске свой комплект фигур (свои пешки — только на своей половине доски). «Обычная» игра начинается, когда все фигуры поставлены на доску. Легко предположить, что наибольшие проблемы вызывает определение возможной позиции своего короля.
Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.
Этюд шахматный — произведение шахматной композиции, искусственно составленная позиция, в которой необходимо найти единственно верный путь (как правило, неочевидный, парадоксальный) для достижения поставленной задачи (достижение выигрыша или ничьей).