шалашников кому на руси жить хорошо

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: характеристики героев

шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть фото шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку шалашников кому на руси жить хорошо. Картинка про шалашников кому на руси жить хорошо. Фото шалашников кому на руси жить хорошо

Характеристики героев

Роман

Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Роман утверждал, что помещику.

Демьян

Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Демьян утверждал, что чиновнику. Был грамотный, умел читать.

шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть фото шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку шалашников кому на руси жить хорошо. Картинка про шалашников кому на руси жить хорошо. Фото шалашников кому на руси жить хорошо

Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Лука утверждал, что попу. Однако, после встречи с попом, выяснилось, что ему живётся плохо, и он понял, что проспорил. Лука был упрямым, крепким мужиком с бородой. Любил много говорить, махая руками, но был глуп.

Братья Губины (Иван и Митродор)

Одни из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Братья утверждали, что купчине толстопузому. Братья шли ловить коня в своё стадо, но заспорили с другими мужиками и пошли разрешать спор. Были большими любителями водки.

Пахом Онисимыч

Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Пахом утверждал, что вельможному боярину, министру государеву. Старик, до встречи с мужиками нёс соты медовые на базар. Именно Пахом подобрал птенчика, мать которого потом рассказала мужикам про скатерть-самобранку.

Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Пров утверждал, что царю. Был дюжим и угрюмым.

Первый встреченный кандидат на лучшую жизнь на Руси. Поговорив с ним, мужики выяснили, что живёт он не очень хорошо, и отругали Луку, который утверждал, что попы живут лучше всех.

Вавило

Старик, пообещал дома купить внучке башмачки на ярмарке, но все деньги пропил. Его выручил Павлуша Веретенников. Вавило так обрадовался, что даже забыл сказать Павлуше спасибо.

шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть фото шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку шалашников кому на руси жить хорошо. Картинка про шалашников кому на руси жить хорошо. Фото шалашников кому на руси жить хорошо

Павлуша Веретенников

Все его звали барином. Купил Вавиле башмачки за 2 двугривенных для внучки, так как тот все деньги пропил, а возвращаться без подарка любимой внучке было стыдно.

Яким Нагой

Убогий, пьющий, но работящий старик из деревни Басово. Когда-то, он жил в Санкт-Петербурге, но затеял он тяжбу с одним из купцов, и проиграл её, потеряв все свои деньги, да ещё и попал в тюрьму. После выхода из тюрьмы, вернулся в родную деревню, и начал работать в поле.

Бывший дьячок

Сильно худой, утверждал, что счастье не в богатстве, а в благодушие.

Старуха

Древняя бабка, рябая и одноглазая. Утверждала, что она счастлива, так как у неё выросло много репы в огороде.

Солдат

Старый солдат с медалями. Участвовал в двадцати сражениях, но остался живой, поэтому он счастлив в этой жизни.

шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть фото шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку шалашников кому на руси жить хорошо. Картинка про шалашников кому на руси жить хорошо. Фото шалашников кому на руси жить хорошо

Трофим

Бывший каменщик, который хвалясь силою в молодости, надорвал спину, после чего зачах.

Каменотес

Молодой и сильный каменщик, который говорил, что он счастлив, потому, что в день до пяти рублей может заработать своей силой.

Дворовый человек

Федосей

Крестьянин, рассказал мужикам историю про Ермила.

Алтынников

Купец, обманным путём, договорившись с подьячими, пытался купить мельницу на торгах у Ермила Гирина.

шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть фото шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку шалашников кому на руси жить хорошо. Картинка про шалашников кому на руси жить хорошо. Фото шалашников кому на руси жить хорошо

Ермил Ильич Гирин

Оболт-Оболдуев, Гаврила Афанасьич

Помещик, татарин, встретился мужикам при поиске самых счастливых людей. Они попросили его рассказать, счастливо ли он живёт? Гаврила Афанасьич начал рассказывать, что был древнего роду, есть записи 300 лет назад, как его предок пытался сжечь Москву, другой, 200 лет назад развлекал царицу дикими зверями, и однажды его даже помял медведь.

Влас Ильич

Утятин

Князь, богатый и знатный помещик. Несмотря на изменение законов, которые давали свободу крестьянам, продолжал над ними издеваться и не признавал этих законов. Не так давно его разбил паралич, но только он услышал, как сыновья хотели начать управлять его хозяйством, сразу поправился. Правда, стал он, как ребёнок. Подробнее>>>

шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть фото шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку шалашников кому на руси жить хорошо. Картинка про шалашников кому на руси жить хорошо. Фото шалашников кому на руси жить хорошо

Сидор

Мужик, попавший в острог, но продолжавший платить оброк своему помещику.

Клим Лавин

Фиктивный бурмистр у князя Утятина, пьяница, тунеядец и вор. Пошёл к нему в тот момент, когда он после удара стал несмышленым, и никто не хотел быть рядом с ним и терпеть его разные дурачества. Настоящим же бурмистром был Влас.

Агап Петров

Корчагина Матрена Тимофеевна

Филипп Корчагин

Муж Матрены Тимофеевны, печник. Был незаконно отправлен в солдаты, но жена поехала в город и смогла встретиться с губернаторшей, которая восстановила справедливость и вернула его домой.

шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть фото шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку шалашников кому на руси жить хорошо. Картинка про шалашников кому на руси жить хорошо. Фото шалашников кому на руси жить хорошо

Тихоныч

Свекор Матрены Тимофеевны, который не любил её.

Абрам Гордеич Ситников

Господский управляющий, приставал к Матрене Тимофеевне, но не смог добиться своего, так как умер от холеры.

Савелий

Дедушка, который жил в пристройке к дому Матрены Тимофеевны и единственный, кто к ней относился хорошо. Бывший богатырь, теперь уже старик с горбатой спиной. Был 20 лет на каторге за убийство злого немца-управляющего. Вернулся домой после каторги и ссылки, но был принят детьми плохо, они его не любили. После того, как не досмотрел за сыном Тимофеевны и тот погиб, ушёл на покаяние в Песочный монастырь. Перед самой смертью вернулся. Он прожил сто семь лет.

Шалашников

Барин при Савелии, который часто его порол. Был убит под Варною, после чего на его смену пришёл немец.

Макар Федосеич

Швейцар, помог Матрене Тимофеевне встретиться с губернатором и губернаторшей.

Елена Александровна

Губернаторша, помогла восстановить справедливость и вернуть мужа Филиппа, Матрене Тимофеевне. У неё не было детей, поэтому она с удовольствием общалась с родившимся ребёнком Тимофеевны.

шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть фото шалашников кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку шалашников кому на руси жить хорошо. Картинка про шалашников кому на руси жить хорошо. Фото шалашников кому на руси жить хорошо

Был верным холопом у барина Поливанова много лет. Даже когда у того отказали ноги, он всё равно ходил за ним примерно, всё для него делал. Когда у Якова вырос племянник Гриша, то бросился он в ноги к барину и попросил разрешения жениться. Но барин, узнав, что невеста Ариша, на которую он сам имел виды, отказал ему, да ещё к тому же отправил Гришу в солдаты.

Трифон

Саввушка

Сын Трифона, семинарист.

Гриша Добросклонов

Сын Трифона, семинарист. Ему посвящена последняя глава поэмы. Имеет бледное и худое лицо от недоедания, так как эконом кормит его плохо, а отец не помогает. Гриша твёрдо решил идти по честному пути, сделать родину свободной и счастливой. Он любит гулять по улицам и сочинять песни про Русь, про бурлаков. Именно в таких людях, как Гриша, автор видит будущее России.

Источник

Характеристика героев поэму «Кому на Руси жить хорошо»

Характеристика героев поэму «Кому на Руси жить хорошо»

Просмотр содержимого документа
«Характеристика героев поэму «Кому на Руси жить хорошо»»

Характеристика героев поэму А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Веретенников Павлуша — собиратель фольклора, встретившийся мужикам — искателям счастья — на сельской ярмарке в селе Кузьминском. Этому персонажу дается весьма скудная внешняя характеристика («Горазд он был балясничать, / Носил рубаху красную, / Поддевочку суконную, / Смазные сапоги. »), немного известно и о его происхождении («Какого роду-звания, / Не знали мужики, / Однако звали «барином»). За счет такой неопределенности образ В. приобретает обобщающий характер. Живая заинтересованность в судьбах крестьян выделяет В. из среды равнодушных наблюдателей за жизнью народа (деятелей разнообразных статистических комитетов), красноречиво разоблаченных в монологе Якима Нагого. Первое же появление В. в тексте сопровождается бескорыстным поступком: он выручает крестьянина Вавилу, покупая ботиночки для его внучки. Кроме того, он готов прислушиваться к чужому мнению. Так, хотя он и порицает русский народ за пьянство, но убеждается в неизбежности этого зла: выслушав Якима, и сам предлаг ает ему выпить («Якиму Веретенников / Два шкалика поднес»). Видя неподдельное внимание со стороны разумного барина, и «крестьяне открываются / Миляге по душе». Среди предполагаемых прототипов В. фольклористы и этнографы Павел Якушкин и Павел Рыбников, деятели демократического движения 1860-х гг. Своей фамилией персонаж обязан, возможно, журналисту П. Ф. Веретенникову, несколько лет подряд посещавшему Нижегородскую ярмарку и публиковавшему отчеты о ней в «Московских ведомостях».

Влас — староста деревни Большие Вахлаки. «Служа при строгом барине, / Нес тяготу на совести / Невольного участника / Жестокостей его». После отмены крепостного права В. отказывается от должности псевдо-бурмистра, но принимает на себя фактическую ответственность за судьбу общины: «Влас был душа добрейшая, / Болел за всю вахлачину «— / Не за одну семью». Когда проблеснувшая со смертью Последыша надежда на вольную жизнь «без барщины. без подати. Без палки. » сменяется для крестьян новой заботой (тяжбой с наследниками за поемные луга), В. становится ходатаем за крестьян, «живет в Москве. был в Питере. / А толку что-то нет!». Вместе с молодостью В. расстался с оптимизмом, боится нового, вечно угрюм. Но повседневная жизнь его богата незаметными добрыми делами, так, например, в главе «Пир на весь мир» по его почину крестьяне собирают деньги для солдата Овсяникова. Образ В. лишен внешней конкретности: для Некрасова он прежде всего представитель крестьянства. Тяжелая его судьба («Не столько в Белокаменной / По мостовой проехано, / Как по душе крестьянина / Прошло обид. ») — судьба всего русского народа.

Гирин Ермил Ильич (Ермила) — один из наиболее вероятных претендентов на звание счастливца. Реальный прототип этого персонажа — крестьянин А. Д. Потанин (1797—1853), управлявший по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев — князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину. Потанин прославился необычайной справедливостью. Некрасовский Г. своей честностью стал известен односельчанам еще в те пять лет, что служил писарем в конторе («Худую совесть надобно — / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать»). При старом князе Юрлове его уволили, но затем, при молодом, единогласно избрали бурмистром Адовщины. За семь лет своего «царствования» Г. лишь единожды покривил душой: «. из рекрутчины / Меньшого брата Митрия / Повыгородил он». Но раскаяние в этом проступке чуть не привело его к самоубийству. Только благодаря вмешательству сильного господина удалось восстановить справедливость, и вместо сына Ненилы Власьевны служить отправился Митрий, причем «сам князь о нем заботится». Г. уволился, снял в аренду мельницу «и стал он пуще прежнего / Всему народу люб». Когда же мельницу решили продать, Г. выиграл торги, но у него не оказалось с собой денег, чтобы внести задаток. И тогда «чудо сотворилося»: Г. выручили крестьяне, к которым он обратился за помощью, за полчаса ему удалось собрать на базарной площади тысячу рублей. Г. движет не меркантильный интерес, а бунтарский дух: «Не дорога мне мельница, / Обида велика». И хотя «имел он все, что надобно / Для счастья: и спокойствие, / И деньги, и почет», на тот момент, когда крестьяне заводят о нем речь (глава «Счастливые»), Г., в связи с крестьянским восстанием, находится в остроге. Речь рассказчика, седоволосого попа, от которого становится известно об аресте героя, неожиданно прерывается посторонним вмешательством, а позже он и сам отказывается продолжать повествование. Но за этой недомолвкой легко угадывается как причина бунта, так и отказ Г. помогать в его усмирении.

Глеб — крестьянин, «великий грешник». Согласно легенде, поведанной в главе «Пир на весь мир», «аммирал-вдовец», участник битвы «под Ачаковым» (возможно, граф А. В. Орлов-Чесменский), пожалованный императрицей восемью тысячами душ, умирая, доверил старосте Г. свое завещание (вольную для этих крестьян). Герой соблазнился посуленными ему деньгами и сжег завещание. Этот «Иудин» грех мужики склонны расценивать как наитягчайший из когда-либо совершенных, из-за него-то им и предстоит «вечно маяться». Только Грише Добросклоно-ву удается убедить крестьян, «что не они ответчики / За Глеба окаянного, / Всему виною: крепь!».

Добросклонов Гриша — персонаж, появляющийся в главе «Пир на весь мир», ему же целиком посвящен эпилог поэмы. «У Григория / Лицо худое, бледное / И волос тонкий, вьющийся / С оттенком красноты». Он семинарист, сын приходского дьячка Трифона из деревни Большие Вахлаки. Семья их живет в крайней бедности, только щедрость Власа-крестного и других мужиков помогла поставить на ноги Гришу и его брата Савву. Мать их Домна, «батрачка безответная / На каждого, кто чем-нибудь / Помог ей в черный день», рано умерла, оставив на память о себе страшную «Соленую» песню. В сознании Д. образ ее неотделим от образа родины: «В сердце мальчика / С любовью к бедной матери / Любовь ко всей вахлачине / Слилась». Уже в пятнадцать лет он преисполнился решимости посвятить жизнь народу. «Не надо мне ни серебра, / Ни золота, а дай Господь, / Чтоб землякам моим / И каждому крестьянину / Жилось вольготно-весело / На всей святой Руси!» Он собирается в Москву учиться, пока же они вместе с братом по мере сил помогают мужикам: пишут для них письма, растолковывают «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», трудятся и отдыхают «с крестьянством наравне». Наблюдения над жизнью окружающей бедноты, размышления о судьбе России и ее народа облекаются в поэтическую форму, песни Д. знают и любят крестьяне. С его появлением в поэме усиливается лирическое начало, прямая авторская оценка вторгается в повествование. Д. отмечен «печатью дара Божьего»; пропагандист-революционер из народной среды, он должен, по мысли Некрасова., служить примером для прогрессивной интеллигенции. В его уста автор вкладывает свои убеждения, свой вариант ответа на социальные и нравственные вопросы, поставленные в поэме. Образ героя придает поэме композиционную завершенность. Реальным прототипом мог быть Н. А. Добролюбов.

Елена Александровна — губернаторша, милосердная барыня, спасительница Матрены. «Добра была, умна была, / Красивая, здоровая, / А деток не дал Бог». Она приютила крестьянку после преждевременных родов, стала крестной матерью ребенка, «все время с Лиодорушкой / Носилась как с родным». Благодаря ее заступничеству удалось вызволить Филиппа из рекрутчины. Матрена превозносит свою благодетельницу до небес, и критика (О. Ф. Миллер) справедливо отмечает в образе губернаторши отголоски сентиментализма карамзинского периода.

Ипат — гротескный образ верного холопа, барского лакея, оставшегося верным хозяину и после отмены крепостного права. И. хвалится тем, что помещик его «рукою собственной / В тележку запрягал», купал в проруби, спас от холодной смерти, на которую сам же перед тем и обрек. Все это он воспринимает как великие благодеяния. У странников И. вызывает здоровый смех.

Корчагина Матрена Тимофеевна — крестьянка, ее жизнеописанию целиком посвящена третья часть поэмы. «Матрена Тимофеевна / Осанистая женщина, / Широкая и плотная, / Лет тридцати осьми. / Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо». Слава счастливицы приводит к ней странников. М. соглашается «душу выложить», когда мужики обещают помочь ей в жатве: страда в самом разгаре. Судьба М. во многом подсказана Некрасову опубликованной в 1-м томе «Причитаний Северного края», собранных Е. В. Барсовым (1872), автобиографией олонецкой вопленицы И. А. Федосеевой. Повествование строится на основе ее плачей, а также других фольклорных материалов, в том числе «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым» (1861). Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы подчеркивают типичность судьбы М.: это обычная судьба русской женщины, убедительно свидетельствующая о том, что странники «затеяли / Не дело — между бабами // Счастливую искать». В родительском доме, в хорошей, непьющей семье, М. жилось счастливо. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала «с девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна работать, как раба. С мужем, правда, ей повезло: лишь однажды дело дошло до побоев. Но Филипп только зимой возвращается домой с заработков, в остальное же время за М. некому заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господского управляющего, прекратившиеся лишь с его смертью. Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первенец Де-мушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат неправедный суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка. Долгое время К. не может простить Савелию его непоправимой оплошности. Со временем у крестьянки появляются новые дети, «некогда / Ни думать, ни печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее восьмилетнему сыну Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Но самые тяжкие испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди). В бреду ей рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и, когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне. С мужем и новорожденным Лиодорушкой героиня возвращается домой, этот случай и закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторша». Дальнейшая судьба ее также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «Дважды погорели. Бог сибирской язвою. трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!» Часть критики (В. Г. Авсеенко, В. П. Буренин, Н. Ф. Павлов) встретила «Крестьянку» в штыки, Некрасова обвиняли в неправдоподобных преувеличениях, фальшивом, деланном простонародничанье. Однако даже недоброжелатели отмечали отдельные удачные эпизоды. Встречались и отзывы об этой главе как лучшей части поэмы.

Лавин Клим Яковлевич — мужик «присадистый, с широкой бородищею», с виду степенный и трезвый, на деле же «и пьяница, / И на руку нечист. Бродяга, коновал. Бахвал мужик». Грамотный, с хорошо подвешенным языком. Он ведет жизнь паразита и посмеивается над трудящимися, недаром Влас недолюбливает К. При Последыше К. предлагает свою кандидатуру на должность бурмистра и успешно разыгрывает эту роль перед барином: «Чудит, во все мешается». Однако на практике все проблемы ложатся на плечи Власа. По косвенной вине К. гибнет Агап Петров. Образ К. все же не лишен некоторой привлекательности: Некрасов наделяет его скоморошьим остроумием. В главе «Пир на весь мир» красноречие К. сослужило добрую службу Овсяникову.

Овсяников — солдат. «. Был хрупок на ноги, / Высок и тощ до крайности; / На нем сюртук с медалями / Висел, как на шесте. / Нельзя сказать, чтоб доброе / Лицо имел, особенно / Когда сводило старого — / Черт чертом! Рот ощерится, / Глаза — что угольки!» С сироткой-племянницей Устиньюшкой О. разъезжал по деревням, зарабатывая на жизнь райком, когда же инструмент испортился, сочинил новые присловья и исполнял их, подыгрывая себе на ложках. В основе песен О. лежат фольклорные приговорки и раешные стишки, записанные Некрасовым в 1843—1848 гг. во время работы над «Жизнью и похождениями Тихона Тростниковая. Текст этих песен отрывочно обрисовывает жизненный путь солдата: война под Севастополем, где он был искалечен, халатный медицинский осмотр, где раны старика забраковали: «Второразрядные! / По ним и пенцион», последующая нищета («Ну-тка, с Георгием — по миру, по миру»). В связи с образом О. возникает актуальная как для Некрасова, так и для позднейшей русской литературы тема железной дороги. Чугунка в восприятии солдата — одушевленное чудовище: «В рожу крестьянину фыркает, / Давит, увечит, кувыркает, / Скоро весь русский народ / Чище метлы подметет!» Клим Лавин объясняет, что солдат не может добраться в петербургский «Комитет о раненых» за справедливостью: тариф на Московско-Петербургской дороге увеличился и сделал ее недоступной для народа. Крестьяне, герои главы «Пир на весь мир», пытаются помочь солдату и общими силами собирают только «рублишко».

Петров Агап — «грубый, непокладистый», по словам Власа, мужик. П. не хотел мириться с добровольным рабством, успокоили его лишь с помощью вина. Пойманный Последышем на месте преступления (нес бревно из господского леса), он сорвался и объяснил барину свое реальное положение в выражениях самых нелицеприятных. Клим Лавин инсценировал жестокую расправу над П., напоив его вместо порки. Но от перенесенного унижения и чрезмерного опьянения к утру следующего дня герой умирает. Такую страшную цену платят крестьяне за добровольный, пусть и временный, отказ от свободы.

Поливанов — «. господин невысокого рода», однако небольшие средства нисколько не мешали проявлению его деспотической натуры. Ему присущ весь спектр пороков типичного крепостника: жадность, скупость, жестокость («с родными, не только с крестьянами»), сладострастие. К старости у барина отнялись ноги: «Очи-то ясные, / Щеки-то красные, / Пухлые руки как сахар белы, / Да на ногах — кандалы!» В этой беде Яков стал для него единственной опорой, «другом и братом», но за верную службу барин отплатил ему черной неблагодарностью. Страшная месть холопа, ночь, которую П. пришлось провести в овраге, «стонами птиц и волков отгоняя», заставляют барина раскаяться («Грешен я, грешен! Казните меня!»), но повествователь полагает, что прощения ему не будет: «Будешь ты, барин, холопа примерного, / Якова верного, / Помнить до судного дня!»

Поп — по предположению Луки, попу «живется весело, / Вольготно на Руси». Сельский священник, встретившийся странникам на пути самым первым, опровергает это предположение: у него нет ни покоя, ни богатства, ни счастья. С каким трудом «достается грамота / Поповскому сынку», сам Некрасов писал в стихотворной пьесе «Забракованные» (1859). В поэме эта тема появится снова в связи с образом семинариста Гриши Добросклонова. Беспокойно поприще священника: «Болящий, умирающий, / Рождающийся в мир / Не избирают времени», никакая привычка не защитит от сострадания умирающим и сиротам, «всякий раз намается, / Переболит душа». Сомнительным почетом пользуется поп в крестьянской среде: с ним связаны народные суеверия, он и его семья — постоянные персонажи непристойных анекдотов и песен. Богатство же поповское ранее было обусловлено щедростью прихожан-помещиков, с отменой крепостного права покинувших свои усадьбы и рассеявшихся, «как племя иудейское. По дальней чужеземщине / И по Руси родной». С переходом раскольников под надзор гражданских властей в 1864 г. местное духовенство лишилось еще одной серьезной статьи дохода, а с крестьянских трудов «копейками / Живиться тяжело».

Савелий — богатырь святорусский, «с большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал». Когда-то в схватке с медведицей он повредил спину, и в старости она согнулась. Родная деревня С, Корежина, находится в лесной глуши, и оттого крестьяне живут относительно свободно («К нам земская полиция / Не попадала по году»), хотя и терпят зверства помещика. В терпении и состоит богатырство русского крестьянина, но любому терпению есть предел. С. попадает в Сибирь за то, что живьем закопал в землю ненавистного немца-управляющего. Двадцать лет каторги, неудачная попытка побега, двадцать лет поселения не поколебали в богатыре бунтарский дух. Возвратившись после амнистии домой, он живет в семье сына, свекра Матрены. Несмотря на почтенный возраст (согласно ревизским сказкам, деду сто лет), он ведет независимую жизнь: «Семейки недолюбливал, /В свой угол не пускал». Когда же его попрекают каторжным прошлым, весело отвечает: «Клейменый, да не раб!» Закаленное суровыми промыслами и людской жестокостью, окаменевшее сердце С. смог растопить лишь правнук Дема. Несчастный случай делает деда виновником Демушкиной смерти. Горе его безутешно, он уходит на покаяние в Песочный монастырь, пытается вымолить прощение «гневной матери». Прожив сто семь лет, перед смертью он произносит страшный приговор русскому крестьянству: «Мужчинам три дороженьки: / Кабак, острог да каторга, / А бабам на Руси / Три петли. В любую полезай». Образ С, помимо фольклорных, имеет общественно-полемические корни. Спасший Александра II от покушения 4 апреля 1866 г. О. И. Комиссаров был костромичом, земляком И. Сусанина. Монархисты в этой параллели видели доказательство тезиса о царелюбии русского народа. Для опровержения этой точки зрения Некрасов поселил в Костромскую губернию, исконную вотчину Романовых, бунтаря С, причем Матрена улавливает сходство между ним и памятником Сусанину.

Трофим (Трифон) — «мужик с одышкою, / Расслабленный, худой / (Нос вострый, как у мертвого, / Как грабли руки тощие, / Как спицы ноги длинные, / Не человек — комар)». Бывший каменщик, прирожденный силач. Поддавшись на провокацию подрядчика, он «снес один по крайности / Четырнадцать пудов» на второй этаж и надорвался. Один из самых ярких и страшных образов в поэме. В главе «Счастливые» Т. хвалится счастьем, позволившим ему живым добраться из Питера на родину в отличие от многих других «лихорадочных, горячечных работничков», которых выкидывали из вагона, когда те начинали бредить.

Утятин (Последыш) — «худой! / Как зайцы зимние, / Весь бел. Нос клювом, как у ястреба, / Усы седые, длинные /И — разные глаза: / Один здоровый светится, / А левый — мутный, пасмурный, / Как оловянный грош!». Имея «богатство непомерное, / Чин важный, род вельможеский», У. не верит в отмену крепостного права. В результате спора с губернатором его разбивает паралич. «Не корысть, / А спесь его подрезала». Сыновья князя боятся, что он лишит их наследства в пользу побочных дочерей, и уговаривают крестьян притвориться снова крепостными. Крестьянский мир дозволил «покуражиться / Уволенному барину / В останные часы». В день прибытия странников — искателей счастья — в деревню Большие Вахлаки Последыш наконец умирает, тогда крестьяне устраивают «пир на весь мир». Образ У. имеет гротескный характер. Абсурдные приказания барина-самодура смешат крестьян.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *