шифтер или манетка что лучше
Манетки (шифтеры). Виды и выбор
Применение нескольких передач на многоскоростных байках позволяет передвижение с минимальными усилиями в оптимальном соотношении скорости и педалирования. Передаточный механизм контролируется манетками.
Манетка или шифтер (Shifters) – механическая система переключателя скоростей, располагающаяся на рулевой трубе или раме велосипеда.
Передаточное усилие осуществляется трансляцией движения с манетки на дерэйлер через тросиковый привод, с периодическим изменением расположения цепи на звёздочках.
Многоскоростной велосипед чаще всего оборудуется двумя манетками:
Новаторская система А GE фирмы Acros устанавливается на велосипеды с гидравлическим механизмом, такая конструкция регулирует передний и задний рычаг управления.
Разновидности шифтеров
В самом начале манетки были только фрикционные, при этом вытянутый трос обеспечивал перебрасывание цепи только с помощью фиксации гайками. Серьезные изменения в работе произошли со встраиванием храпового механизма. С каждым годом в продажу поступают новые шифтеры на велосипед с усложненным механизмом работы и функциональными особенностями.
Основные виды манеток:
Фрикционная система
Фрикционный шифтер до 80-ых г., оснащал все гоночные велосипеды, в 90-ых устанавливался на дешевые модели велосипедов. В современном велоспорте такие модели остались только на старой или самодельной конструкции. Модель фрикционной системы – рычажок натягивающий или ослабляющий трос. Сама рукоятка не прикрепляется к рулю и удерживается от самостоятельного переключения только трением или кустарным приспособлением.
Шифтер прикрепляется на раму и рулевую трубу велосипеда:
Индексный однорычажный
Индексные конструкции устанавливались на недорогие горные байки 90-ых годов. В данный момент могут встречаться на шоссейниках. В отличие от фиксационного шифтера рычаг индексного крепится специальной гайкой в разных позициях. Устанавливаются на раме и рулевой трубе велосипеда.
Несмотря на свои преимущества и четкость передачи, модель не является удобной в управлении транспортом.
Основной производитель индексной манетки – «Shimano».
Триггерный двухрычажный шифтер
Rapidfire + – это триггерная манетка – самая популярная модификация механизма управления скоростной системой. Устанавливается на горные байки, гибриды и другие велосипеды, не устанавливается на шоссейники.
Триггерный шифтер располагается на рулевой части велосипеда, работает на основе зубчатого устройства передаточного движения, состоит из двух рычагов или рычага и кнопки управления. Наиболее популярная фирма по производству триггерного шифтера – «Shimano Nexave».
Принцип механизма заключается в передвижение цепи на одну сторону нажатием первого рычага, и в противоположную – нажатием второго переключателя или кнопки.
После всех переключений рычаг возвращается в исходное положение. Благодаря легкости в управлении можно переключать скорости не прилагая физических усилий и не отвлекаясь от дороги.
Производители триггерных манеток:
Шифтеры Грип-шифт
Манетки грип-шифт фирмы SRAM представляют собой крутящиеся ручки и похожи на мотоциклетные рычаги газа. Механизм работы заключается в проворачивание рычага на определенное количество оборотов. При повороте можно переключить сразу на разные передачи и в противоположные стороны.
Минус системы – точность работы ниже триггерного шифтера.
Главным производителем вращающихся манеток является компания SRAM фирма Shimano, которая производит грип-шифты только в линии Tourney. Шифтеры SRAM выполняются с удлиненными рычагами, подходящими шириной под руку и укороченными – на один-два пальца.
Шифтеры с тормозным переключателем
Campagnolo Ergo-Power и Shimano Dual-Control – манетки на велосипед, совмещённые с тормозным рычагом, идеально размещаются на бараньих рогах шоссейника и рулевой трубе гоночного велосипеда.
Отличается тремя системами управления: торможение; увеличение и понижение скорости.
До изобретения совмещенных манеток шоссейники оснащались однорычажным механизмом на нижних трубах велорамы. В данный период компании устанавливают универсальные тормозные шифтеры со сложной системой и продуманной конструкцией.
Совмещенные шифтеры работают по принципу горных велосипедов. Внешне они похожи на моноблоки горных байков, но с одной ручкой для управления.
SRAM Dual Drive
Шифтеры для управлений внутренними скоростными переключениями для планетарных втулок располагается на правой стороне руля и является комбинацией крутящихся рычагов и триггерного аппарата переключения скоростей.
Заключение
Манетки – неотъемлемая составляющая системы байка с одной или более скоростями, в частности они необходимы для шоссейных и горных велосипедов, где оптимально устанавливать сочетанные системы с тормозным механизмом.
Как выбрать манетки для велосипеда
Каждый владелец велосипеда, даже менее опытный, знает, что в механизме переключателя скоростей важным элементом являются манетки. Казалось бы, такая простая конструкция, благодаря которой происходит быстрое и лёгкое перескакивание цепи с одной звезды на другую (требуемую). При выборе манеток нужно понимать, что этот элемент позволяет устанавливать необходимую передачу в зависимости от требований райдера. Но их разновидностей не так чтобы мало, отчего и становится актуальным вопрос о том, как для велосипеда выбрать манетки.
Что такое манетки (шифтеры)
На велосипеде манетки или как иначе их называют шифтеры, размещаются внутри переключателя на рулевой трубе, рядом с тормозными ручками или совмещённые с ними. За счёт ослабления или натяжения тросика происходит изменение положения переключателя, который отвечает за выбор передач, то есть перебрасывает цепь с одной звезды на другую.
Каждый из шифтеров, по левую руку райдера и по правую, отвечает за передний и задний переключатели передач. Левый механизм шифтера отвечает за переднее переключение, а правый за заднее.
Переключатель начинает работу с нажатия ручки, которая приводит в движение рычаг. Последний в свою очередь, прокручивает блок, внутри которого накручивается или отпускается тросик, влияющий на машинку переброски цепи. Фиксатор в виде пружины, закрепляет трос.
Разновидности шифтеров
В зависимости от велосипеда и действия внутреннего механизма, различают несколько разновидностей манеток:
Моноблок
Моноблок, цельная конструкция, включающая ручку для тормозов и шифтеры. Из-за меньшего веса, по сравнению с остальными, устанавливают на шоссейные велосипеды. Изменить значение переключателя, то есть переключение, возможно, смещением ручки параллельно рулевой трубе, а чтобы затормозить необходимо нажать её.
Также чуть иной конструкции ставятся на горные велосипеды бюджетного сегмента.
Существенными недостатками является:
Пистолеты
Пистолеты, схожи внешне с первым видом. Управление торможением и повышением передачи осуществляется при помощи одной ручки. Для повышения передачи ручку дергают в левую сторону, если это правая рука и наоборот, а торможение осуществляется нажатием ручки на себя. Для понижения используют второй, меньший рычаг.
Использовать такой вид переключателя для шоссейного велосипеда удобно, но стоимость данной конструкции немалая.
Триггеры
Триггерные шифтеры. Наиболее распространенные и использующиеся в большинстве велодисциплин. Расположены они в наиболее привычном месте на руле, почти горизонтально, параллельно рулю. Внутренний механизм этих манеток основан на выступающих рычажках, под большими пальцами руки. Один рычажок отвечает за повышение передачи, другой за понижение.
Положительными сторонами данного переключателя являются простота работы механизма, удобство использования в моунтинбайк дисциплинах и удобство в техническом обслуживании.
Грипшифты
Манетки-грипшифты. Схож с ручкой газа мототехники. Механизм работы основан на прокручивании детали, имеющей вид барабана. Он перемещается вокруг оси рулевой трубы. По центру ручки имеется указатель, по которому ориентируются при смене передач. Некоторые модели оснащены “экраном” внутри, под стеклом которого видна выбранная в данный момент передача.
К достоинствам такого переключателя можно отнести дешевизну, простоту конструкции, лёгкость использования и быстроту ответной реакции.
К недостаткам относят случайные переключения, частые поломки прокручивающегося механизма. Ручка переключения занимает большой отрезок рулевой трубы.
Как самостоятельно заменить манетки
Как и всем составляющим велосипеда, механизму манеток необходимо проводить техническое обслуживание по мере их загрязнения, однако чаще всего шифтеры не нуждаются в регулярном сервисе. При появлении трескота, заедании или других проблем, можно провести переборку и чистку с дальнейшей смазкой. Но эти манипуляции стоит предоставить мастеру, потому как механизм чувствительный и предполагает аккуратных действий знающего свое дело человека.
Самостоятельная отладка механизма манеток
Рассмотрим этапы разборки манетки:
Итоги
Манетки – неотъемлемая часть любого велосипеда, имеющего более одной передачи на борту. Шифтера может быть два, отвечающих за передний и задний переключатели, может быть и один, в случае с современными трансмиссиями 1х10, 1х11, 1х12. В зависимости от стиля езды, выбирается подходящий тип манеток. Шоссейная дисциплина – пистолеты или моноблоки, горные дисциплины – триггеры, реже грипшифты.
Как и любой детали велосипеда, манеткам может потребоваться техническое обслуживание, которое при желании и опыте можно провести самому. Но в ином случае лучше довериться веломастеру.
Как определиться между триггерами и грипшифтами
Велосипед является излюбленным транспортным средством у большого количества человек. Объясняется это совмещением спорта и удовольствия. Многие предпочтут вечернюю поездку на велосипеде бегу или походам в тренажерный зал.
Не так давно появились велосипеды с несколькими скоростями, для их переключения используется 2 разновидности манеток, альтернативное название шифтеры.
Что такое манетки
Манетками, или шифтерами, на двухколесном транспортном средстве называется переключатель скоростей, фиксирующийся на руле. Во время движения на велосипеде манетка позволяет перекидывать цепь на другую звезду кассеты, тем самым изменяя скорость байка.
При наличии переднего и заднего переключателя, на руль фиксируются манетки слева и справа.
Многие с негативом относятся к грипшифтерам, так как они в большинстве случаев идут в комплекте с бюджетными моделями велосипедов. Однако данная характеристика подходит только к Шимано, SRAM применяет данную разновидность монеток и на топовых велосипедах.
Когда райдер не может определиться с выбором типа шифтов, следует рассмотреть и взвесить положительные стороны каждого типа.
Сильные стороны триггеров
Профессиональные райдеры выделяют следующие преимущества, в сравнении с грипшифтами.
Очень серьезное преимущество для быстрой езды на велосипеде, большой палец контролирует скорости, указательный отвечает за торможение, три остальных контролируют положение руля.
Однако, несмотря на все недостатки, у грипшифтов есть свои преимущества.
Сильные стороны грипшифтов
По какой же причине некоторые профессиональные райдеры пользуются данной разновидностью манеток.
В заключение
Большинство предпочитает использовать триггеры, для них использование грипшифтов всегда будет сопровождаться дискомфортом.
Однако некоторая часть профессиональных райдеров предпочитает именно второй тип манеток. Они утверждают, что при формировании привычки грипшифты куда удобнее, случайного переключения скоростей нет.
Что такое манетки на велосипеде
Выбор манеток для велосипеда
Что из двух видов предпочесть? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя — каждый велосипедист выбирает то, что ему удобно или по другим каким-либо соображениям. С точки зрения безопасности, при падениях, грипшифты практически не страдают. Рапид файр же при падении страдает чаще, из-за конструктивно торчащих рычажках и индикаторе, который вылезает за руль. Правда, в некоторых последних моделях рапид файр, индикатор спрятан под руль, поэтому хорошо защищен.
Грипшифт имеет один существенный недостаток, когда он может переключаться сам во время прыжков, из-за того, что рука лежит на нем постоянно. Для того, чтобы такого не происходило, грипшифт сдвигают ближе к центру руля, а также ставят грипсы большей ширины.
Как для велосипеда выбирать манетки — современные манетки подвязаны под стандарт Speed Indexed System (SIS), когда переключение происходит при помощи щелчков строго по скоростям. Однако, есть еще устаревшие фрикционные манетки, не имеющие фиксированных положений.
Кто чего выпускает и про совместимость
Компания Shimano производит только рапид файр, исключением составляет только самая младшая группа Tourney. SRAM выпускает только грипшифты, исключение — группа 9.0 и Gemini Pro, совместимая с Shimano. Однако, не у всех правых манеток SRAM есть совместимость с задними переключателями Shimano.
При переключении манетки, у троса происходит поступательное движение, однако величина смещения троса во время переключения на одну скорость различная: у всех манеток Shimano она равна 10мм, у передненго левого шифтера SRAM – 10мм, а у заднего правого – 5мм. Это относится к грипшифтам SRAM линейки ESP (3.0 — 9.0 и 9.0SL).
Как для велосипеда выбирать манетки — SRAM выпускает также линию грипшифтов, которые совместимы с задними переключателями Shimano. У них шаг перемещения троса точно такой, как и у Shimano – 10 мм. Эту линию представляют такие группы:
1. Performance (Rocket).
2. Competition (Gemini Pro, Attack).
3. Enthusiast (Centera, Verio comfort).
4. Recreation (MRX plus).
5. Entry level (MRX).
Еще посмотреть статьи на эту тему:
Переключатели скоростей велосипеда. Передний переключатель. Его работа состоит в том, чтобы перебрасывать цепь с одной звезды на другую. Параллелограммный механизм перемещает…
Почему на велосипеде плохо переключаются передачи. Когда передачи плохо переключаются и заедают, то владельцы таких велосипедов говорят, чего мол можно ожидать от недорогих компонентов. Очень сильно удивляются…
Апгрейд трансмиссии велосипеда. Если Вы вдруг решили избавиться от надоевших и неустраивающих переключателей и манеток и т. д., то сразу приготовьтесь, что “малой кровью” трансмиссию заменить не получится…
Самостоятельная отладка механизма манеток
Рассмотрим этапы разборки манетки:
Как самостоятельно заменить и перебрать манетки на велосипеде
Рано или поздно шифтер может перестать корректно работать или вовсе откажет служить дальше. Подтягивание или ослабление троса может не решить задачу, поэтому потребуется замена старого механизма.
Новые манетки идут в собранном виде вместе с тросиком, поэтому собирать их «с нуля» не нужно. Все операции сводятся к снятию старой детали, установке новой и обязательной регулировке переключателей.
Как поменять шифтеры:
После этого можно ставить новые детали на велосипед:
Если манетки работают не очень хорошо, заедают на переключениях, можно воспользоваться альтернативным вариантом – переборка, чистка и смазка. При неисправном состоянии какой-нибудь детали можно поставить ее с аналогичной модели, тогда это ремонт шифтера. В любом случае, придется разбирать ее, и как это сделать, узнаем далее.
Переборка и ремонт на примере Shimano-шифтера: 1. Открутить болт нижней крышки, вытащить ее.
2. Снять верхнюю крышку, в которой находится индикатор скоростей.
3. Добираемся до храпового механизма с собачками. Распространенные проблемы, какие могут быть: попадание усиков, грязь или отсутствие смазки. В первом случае дальнейшая разборка имеет смысл, если вставить новую шайбу с усиками от другой манетки.
4. Откручиваем центральную гайку.
5. Вытаскиваем прижимную деталь и рычаги.
6. Откручиваем винт, который держит корпус.
7. Снимаем корпус, вытаскиваем храповой механизм с тросом.
8. Отделяем храповик от пластиковой шайбы.
9. На корпусе возле закрепления троса имеется подтягивающая собачка, ее не стоит разбирать, так как собрать будет достаточно сложно.
10. Разъединяем рычаги: поддеваем узкими клешнями пружинки на стыке рычагов.
11. Аккуратно протираем и смазываем все детальки шифтерного механизма. Установка производится в обратном порядке.
Вот так, на примере делается ремонт манетки. В работе самое главное – держать все детали отдельно друг от друга в поле зрения.
Что такое манетки и какими они бывают:
Многие велосипедисты используют манетки на велосипед, но далеко не все знают, что они так называются. Я и сам не знал, пока не возникла необходимость их ремонта. На самом деле, это всего лишь орган управления переключателем скоростей, который монтируется на руль и служит для того, чтобы на ходу перекидывать цепь на звездочки разного диаметра, меняя, таким образом, скорость. Другое название манеток — шифтеры, от английского слова «shift». Считается, что чем больше скоростей сзади на велосипеде, тем он круче.
Велосипедные манетки бывают разных типов. Основных можно выделить три: триггеры, «грипшифт» и «дуалконтрол». Об особенностях каждой из них я расскажу чуть позже, а пока скажу, что на большинстве велосипедов, которые можно купить у нас в стране, устанавливаются именно триггерные манетки.
Что такое манетки, и как они устроены
Манетки – приводные устройства переключателей передач, закрепленные на руле велосипеда. Современные скоростные байки на 90% оснащены двумя системами переключения – передней и задней – соответственно, каждая оснащается своей манеткой. Слева на ручке руля располагается приводной механизм для переднего переключателя, справа – для заднего.
В классической системе переключения 3 Х 8 на каждую переднюю звезду приходится по 2-3 задних. По аналогии, одно деление левой манетки включает 2-3 деления правой. На велосипедах с одинарной системой переключения скоростей (только задняя кассета) или на планетарной втулке устанавливается одна манетка, на правой стороне руля.
Профессиональное название этих устройств – шифтеры. Внутреннее строение их довольно простое, включает в себя несколько сопряженных деталей:
Классическое устройство приводной системы переключения скоростей
Ручка, которую приводит в действие велосипедист, заставляет изменять положение свободного рычага. Тот, в свою очередь, передвигает блок, на который наматывается или сматывается тросик переключателя передач. Пружинный фиксатор выполняет функцию закрепления положения троса на барабанном блоке и не позволяет переключателю самостоятельно перебрасывать цепь.
Таким образом, за счет изменения натяжения троса на блоке выставляется соответствующая передача
Крайне важно, чтобы механизм шифтера был отлажен, и одно деление на манетке точно соответствовало перебросу цепи ровно на одну звездочку. Если манетка работает исправно, но передачи не переключаются или перескакивают через две-три, то необходимо отрегулировать переключатель скоростей
О горном велосипеде — Выбор переключателя: триггерный или грипшифт?
Многие велосипедисты негативно относятся к грипшифтам. Так вышло из-за того, что данный тип манеток чаще всего устанавливается на бюджетных моделях.
Но стоит отметить, что вышесказанное в сторону грипшифтов справедливо только для одного бренда – Shimano, ведь Sram, например, выпускает манетки такого типа и в дорогих линейках. Столкнувшись с муками выбора между грипшифтами и триггерными манетками, можно обратиться к советам ниже.
Триггеры лучше, так как…
У манеток данного типа более высокая скорость переключения. Взять для сравнения тот же Sram: триггеры произведут переключение гораздо быстрее любого грипшифта аналогичного уровня.
Гораздо комфортнее управлять трансмиссией в процессе торможения, ведь крутить барабан грипшифта, одновременно тормозя указательным пальцем, не совсем удобная процедура даже для опытного велосипедиста.
Также есть возможность установки манетки и ручки тормоза, используя специальный адаптер (matchmaker), что сэкономит место на руле велосипеда. Одним из недостатков грипшифта как раз и есть тот факт, что они занимают слишком много места на руле и требуют особенные грипсы.
Триггеры самовольно не переключаются, что не скажешь о грипшифтах, для которых не редкость самостоятельное перещелкивание. Особенно часто это случается во время сильной тряски и крепком удерживании руля.
Триггерная система будет работоспособной в практически в любых условиях – она будет удобной и в дождь, и в грязь. А мокрый барабан грипшифта, если необходимо быстро переключиться перед резким подъемом, потребует больших усилий при переключении.
Грипшифты лучше, так как…
Они могут мгновенно переключить скорости с первой до последней. Если необходимо одним движением пальца проскочить всю кассету, то они будут подходящим выбором. При резких переходах спусков в подъемы и наоборот – это очень сильное преимущество.
Привычка ездить с грипшифтами играет огромную роль, ведь тогда с передачами управляться гораздо удобней, так как барабан грипшифта является, по сути, продолжением грипсы. Следствие из этого: руки занимают более органичное положение на руле.
Они интуитивно понятны в сравнении с триггерными, что особенно актуально для начинающих велолюбителей, так как с ними проще разобраться в логике переключения разных скоростей.
Вес наилучшего в линейке грипшифта меньший, чем триггерных манеток. Стоит отметить, что данный пункт не так уж важен для рядового любителя велоспорта, но для спортсменов играет роль.
В итоге имеем то, что имеем. У каждого из видов переключения есть свои плюсы и минусы. Но факт остается фактом, что агрессивно катающиеся велосипедисты, которых ни за какие деньги не заставишь перейти на триггеры, тоже есть (хоть их и очень мало). Но это уже, скорее, дело привычки.