штампованные диски или литые что лучше на лето
Что лучше для машины: «литые» диски или «штамповка»
В советские годы литые диски были уделом тонкой прослойки партийной элиты да закрытого мира автоспорта. Простой автолюбитель мог и не знать, что бывают иной вариант колес, кроме штампованного стального «тазика». Сегодня же на рынке представлено огромное количество самых разнообразных, отличных друг от друга по цене и дизайну литых дисков. Так почему же многие автовладельцы до сих пор не отказались от «штамповки», ведь можно купить «литье» за те же деньги?
Чтобы расставить все точки над «i» и принять для себя окончательное решение, достаточно просто разобраться в своих же требованиях к колесу. Какие задачи и какие цели перед вами стоят, сколько лет покупке предстоит радовать глаз, а также в каких условиях будет происходить эксплуатация. И, наконец, ключевой момент: какой бюджет выделить? А теперь разберем каждый пункт подробно.
Внешний вид
Важнейший фактор при выборе обновки, кто бы там чего не насоветовал, визуальный. Именно колеса — атрибут, который с легкостью меняет внешность автомобиля. Скромная рабочая лошадка заиграет яркими красками, если на местах старых и ржавых «штампов» появится новенькое блестящее «литье». Почти все направления тюнинга так или иначе подразумевают этот аргумент.
Казалось бы, победа в этой номинации автоматически должна быть присуждена «литью». Но нет, американская компания U. S. Wheel сумела создать настолько стильные и красивые стальные диски для внедорожников, что многие «джиповоды» отдают предпочтение «штамповкам» даже в визуальном аспекте! А среди легковых автомобилей выделился Opel: например, Astra поколения J обладала красивыми пятилучевыми стальными дисками, которые многие покупатели выбирали именно за дизайн!
Ресурс
Стальная конструкция, произведенная методом штампа, мягче диска, отлитого из сплава алюминия и магния. «Сталь» быстрее изнашивается, ржавеет и требует замены намного раньше «литья». Но это при идеальных условиях эксплуатации: отсутствии аварий и преодолений препятствий на высоких скоростях, регулярной балансировке и прочих сервисных мероприятиях. При этом очень многое зависит от качества литого диска, ведь иные китайские «литые» поделки куда хуже российских стальных.
Увы, но сегодня российский рынок переполнен китайским «литьем», расколоть которое может не только «пойманный» бордюрный камень, но и неумелое действие пневматическим гайковертом! Выяснить истинный порог возможностей такого колеса можно лишь методом проб и ошибок, а установка такого диска на автомобиль может привести к аварии даже в безобидной ситуации. Основа колеса может лопнуть на незаметной яме, деформироваться от неприметного контакта с бордюром, а уж уровень покраски не способен выдержать никакой критики. Даже при нормальной повседневной эксплуатации китайский литой диск быстро потеряет форму, перестанет балансироваться и начнет разносить подвеску автомобиля. Задумываться о ремонте такого колеса и вовсе не следует. Но об этом в следующем абзаце.
Можно ли ехать дальше, если погнул литые диски
Почему китайские диски для авто смертельно опасны
Ремонтопригодность
Штампованные диски — абсолютный победитель этого конкурса. Они могут плохо выглядеть, ржаветь и гнуться, но для приведения их в тонус достаточно молотка и банки краски. От контакта с камнем или другим «случайным» предметом литой диск скорее лопнет, но коль уж загнется, выпрямить себя не даст. А стальной — запросто! Притом сделать это можно даже в полевых условиях.
Прокат стального диска на специальном станке тоже дает отличные результаты: опытный мастер может вывести «в ноль» даже запущенный экспонат! Отпескоструить, загрунтовать и хорошенько покрасить — будет выглядеть как новый! И функцию свою выполнять, как новый! Так что плохие дороги, грунтовки и гребенки, которые быстро превращают в рухлядь колеса, стимулируют к приобретению именно стальных дисков. Есть к тому и еще один веский довод.
Отношения с подвеской
Дело в том, что при серьезном «контакте», когда «эхо» прокатиться не только по колесу, но и по всей подвеске автомобиля, штампованный диск погнется, погасив энергию удара. Таким образом стальной «тазик» примет на себя львиную долю проблем, а его ремонт или замена обойдется в разы дешевле, чем «хирургия» рычагов и тяг.
Перевешивает этот довод тот факт, что «сталь» значительно тяжелее литья, а значит ее установка приводит к увеличению расхода топлива. К тому же она быстрее и проще деформируется, то есть требует постоянного внимания специалиста и, по мнению «быстрых» пилотов, непосредственным образом влияет на управляемость автомобиля. Но если автомобиль постоянно «проживает» в городе с хорошими дорогами, то бояться перечисленных проблем не стоит. А вот коли «ареалом обитания» транспортного средства стали проселочные дороги, разбитые грунтовки, где превалирует не скорость и управляемость, а простота в эксплуатации и заявленная выше защитная функция — то тут стоит задуматься. Вы где ездить собрались?
Цена вопроса
Более шестидесяти процентов всех автомобилей на планете Земле оснащены стальным штампованными дисками. Причина такой популярности проста и понятна: цена «штамповки» значительно ниже. Стальные колесные диски проще и дешевле в изготовлении: их штампуют тиражом в миллионы экземпляров, а прокат, из которого они сделаны, намного бюджетнее «крылатых» металлов — алюминия и магния.
Процесс изготовления литых дисков намного сложнее: их отливают, потом обрабатывают, многие элементы этого сложно действа до сих пор не автоматизированы на 100 процентов. К тому же, стальные диски красят более стойкими к механическому воздействию составами, форму, как правило, выбирают такую, чтобы она не выступала за контуры автомобиля и уж точно — за контуры покрышки. Про «литье» такого сказать нельзя: в погоне за вниманием покупателя, производитель старается покорить дизайном, который отлично смотрится на полке в магазине, но совершенно не приспособлен к реальной жизни. Поэтому литые диски редко сохраняют первозданный лоск дольше трех месяцев, а реставрация обойдется в копеечку.
…Оценив места, где пройдет жизнь автомобиля, а также те параметры, которые необходимы по мнению непосредственного владельца машины, и нужно сделать выбор. Свой собственный, верный и правильный. А в процессе непосредственной эксплуатации пару раз в год заезжать на балансировку — от количества, качества и точного расположения грузиков по ободу колеса зависит не только «здоровье» подвески, но и безопасность пассажиров.
Как выбрать диски на лето
Приближается очередной летний сезон, хотя в этом году весна с приходом немного задержалась. Автовладельцам часто приходится менять диски, когда старые уже невозможно отбалансировать, а кто-то просто хочет вместо непрезентабельных штамповок поставить эстетичное литьё. Желание удачно выбрать диски на лето обращает наши помыслы к витринам колёсных магазинов и специализированным сайтам. Надеемся, что представленная здесь информация будет не только интересной, но и полезной для наших читателей.
Одна модель в различных вариациях
Что учесть при выборе дисков
Любой автопроизводитель при разработке модели машины не только определяет базовый размер её колёс, но и даёт рекомендации по их взаимозаменяемости. Как правило, на один заводской размер даётся ещё 2-4 варианта на замену, отличающиеся по диаметру, ширине диска или вылету. Неизменной остаётся только разболтовка (сверловка отверстий LZ x PCD) и DIA (ступица). Ступичный размер на дисках может быть больше в том случае, когда они выполнены в универсальном варианте, с двойной сверловкой — но тогда придётся надевать их на ступицу через проставочное кольцо.
Обратите внимание: Соответствие всех параметров дисков тем, что рекомендует производитель, избавит вас в будущем от массы проблем с подвеской, амортизаторами и ступичными подшипниками.
У официальных дилеров цены на диски всегда выше, но они точно соответствуют требованиям завода по всем параметрам. В обычных магазинах на некоторые модели авто подобрать всё в идеале не удаётся. В такой ситуации есть три выхода из положения:
Внутренний диаметр кольца – это и есть размер ступицы вашей машины
Типы дисков и их отличительные особенности
Если классифицировать автодиски по технологии изготовления, то существует три разновидности:
Штамповка (железный диск)
Литой диск 10 спиц
На заметку: Конечно, кованый диск тоже может сломаться. Но для этого требуется гораздо больше усилий, поэтому на гоночные машины устанавливают только ковку. При попадании в ямку она не расколется — и это плюс. Но диск передаст всю энергию удара подвеске — и это минус. Вывод только один: если на машине стоят кованые диски, её подвеска должна быть усиленной.
СЛИК – одна из самых популярных кованых моделей российского производства
Что лучше: штамповка или литьё
Решать, какие диски лучше именно для вашей машины, следует исходя из условий её эксплуатации. Если приходится ездить по просёлочным дорогам, по грязи и ямам, железные диски, изготовленные по технологии холодной штамповки (учитывая возможность их ремонта), прослужат гораздо дольше. Проблема только в том, что теряются декоративные колпаки, но тут уж нужно следить, чтобы крепления не разбалтывались.
Литые диски для плохих дорог не предназначены, но для городской езды — это отличный выбор. Они не покрываются ржавчиной, благодаря гладкому покрытию меньше пачкаются и лучше моются, их не нужно закрывать колпаками. Хотя безопасность важнее.
Если вы любите скорость и имеете автомобиль с соответствующими характеристиками, лучше взять кованые диски. Литьё тоже подойдёт, но лучше, если сплав будет не чисто алюминиевый, а с добавлением магния. Сориентироваться можно по цене: в самых дешёвых дисках никакого магния быть не может, хотя многие именитые производители все выпускаемые диски изготавливают из сплавов Al-Mg.
На заметку: Для улучшения прочностных качеств, сплавы для производства дисков могут легировать титаном или хромом. Примеси железа не допускаются, так как они снижают устойчивость металла к коррозии.
Ковку лучше ставить на скоростные автомобили
А вот для машин типа off-road, призванных бегать по бездорожью, всё же лучше подойдут диски стальные. Они не столь красивы, но зато гораздо более ремонтопригодны. Да и стоят штамповки не так дорого, чтобы было жалко «убивать» их на разбитых грунтовых дорогах, когда хочется отправиться на охоту или рыбалку, выехать с семьёй на пикник или погостить у деревенской родни. Другое дело, что найти нужный размерчик можно далеко не на всякий джип. Так что хочешь-не хочешь, приходится брать литьё или ковку, поэтому далее будем говорить именно о них.
Литьё для внедорожника
У кого лучше ассортимент, баланс цены и качества
Всю географию импортирования литых дисков (туда же по умолчанию отнесём и ковку), можно условно разделить на три сектора: Европа, США и Азия, что очень сильно влияет на уровень цен. Четвёртым сектором является собственное производство, и вот с него мы и начнём свой обзор.
Отечественные производители
Для России производство автодисков как отрасль относительно ново, так как началось оно только в годы перестройки, когда дороги страны стал активно заполонять транспорт иностранного производства. Образовавшиеся тогда предприятия по производству дисков за прошедшие десятилетия доказали, что их продукция не хуже импортной — она вполне конкурентоспособна, благодаря чему и приобрела прочную репутацию.
Например, один из двух красноярских заводов K&K, выпускающий под одноимённым брендом легкосплавные колёса. Вторым предприятием из этого же региона является завод СКАД, его продукция не уступает по качеству и не менее разнообразна по дизайну. Почему они базируются именно в Красноярске? Да потому что там есть алюминиевый завод, который и является основным поставщиком сырья. Оба производителя с завидной регулярностью представляют модели дисков с новым дизайном.
У КиК есть 3 линейки дисков, которым соответствует 3 логотипа:
Линейки дисков K&K | Назначение |
K&K Рим | Дизайн моделей оригинальный, предназначен для конкретных машин. |
RAPID Модена | Одна модель диска этой линейки выпускается на разные модели автомобилей. |
Реплика Сeed КС878 | Слово «repliсa» переводится, как «копия», и этим всё сказано. Диски этой линейки имеют не только точные параметры на конкретный автомобиль, но и оригинальный дизайн. Например, модель, которая здесь представлена в качестве примера, предназначена для Kia Сeed. Не путать с китайской Репликой! |
Примечание: На линейки K&K и RAPID производитель даёт три года гарантии на лакокрасочное покрытие и бессрочную гарантию на металл. У Реплики и на то, и на другое гарантия всего 1 год.
Под крылом этого же производителя работает и совсем молодая компания, выпускающая диски под брендом IFREE. У неё есть своя студия, перед которой стоит две задачи: разработка совершенно новых дизайнов, а не копий, и снижение массы колеса с сохранением прочности. Насколько хорошо им это удаётся, пока сказать трудно — время покажет.
iFree Трейсер Нео-классик
Завод СКАД начал свою производственную деятельность на десяток лет позднее, чем КиК, поэтому ему пришлось догонять ближайшего конкурента и соответствовать. Но благодаря импортному оборудованию и запатентованным европейским и американским технологиям, продукция под этим брендом довольно быстро заняла достойное место на рынке дисков до 18 диаметра. Остальные размеры пока в перспективе.
В середине нулевых в России заработал ещё один завод по производству дисков – в Ростовской области. ООО «Азов-Тэк» тоже выпускает три линейки дисков:
Важно: Облегчённый вес не всегда является положительным моментом, так как при этом страдает прочность. Чтобы диски хорошо выдерживали циклические нагрузки, в сплаве должно быть больше магния, чем алюминия. Но тогда они будут дороже и никак не смогут быть бюджетными. VENTI – точно не тот вариант, и ездить на них следует с осторожностью.
Есть в России и ещё парочка производителей дисков, но качество их продукции не лучше чем у малоизвестных китайских брендов, поэтому упоминать о них не будем.
Мы будем рады, если Вы решите дать свою оценку и отзыв о том, какие диски используете, на нашем форуме.
Достойные диски из Азии
Основной поток автодисков поступает на отечественный рынок из двух азиатских стран: Китая и Японии – да и что удивляться, если они же поставляют и наибольшее количество автомобилей. И то, и другое пользуется популярностью хотя бы потому, что эта продукция дешевле европейской и американской.
За японскими товарами давно и прочно закрепилась репутация самых качественных и надёжных, и автомобильные диски не исключение. Просто невозможно представить себе японские диски плохого качества, поэтому при их выборе остаётся обсуждать только дизайн моделей. Надо отдать должное, у каждого бренда есть какая-то изюминка, отличающая его изделия от всех остальных.
Взять хотя бы диски Kosei – бренд, который выпускается ещё с середины 20 века и известен во всём мире. Авторитетное имя всегда влечёт появление копий, поэтому не удивляйтесь, если увидите на диске надпись «made in China». Просто внимательно смотрите, что покупаете.
Оригинальные изделия Kosei отличаются не только отменными техническими характеристиками, но и привлекательным внешним видом.
У предприятия богатый опыт в данной сфере, так как изначально, в начале своей деятельности, они изготавливало самолётные колёса. Соответственно, всё начиналось с горячей штамповки (ковки) — диски для самолётных шасси изготавливают только так. Позднее была взята на вооружение и технология обычного литья, и сегодня производитель выдаёт «на гора» оба варианта.
Отличить, где ковка, а где литьё, можно по толщине обода: у литья она 6 мм, у ковки вдвое меньше. Но вообще, можно ориентироваться и по дизайну. Кованые диски имеют максимально простое решение – например, 5-6 узких прямых лепестков, лучей или сдвоенных спиц, тогда как у литья могут быть самые замысловатые формы.
Как видите, особенности дизайна налицо: чем меньше спиц, тем меньше и вес диска, так что разницу в массе на 3-4 кг обеспечивает не только толщина обода. Литой сплав легко обрабатывается на станках ЧПУ – отсюда и практически неограниченные возможности для создания лицевого рисунка.
И те, и другие модели подвергаются рентгеновскому контролю на предмет обнаружения пустот в металле. Затем выборочные образцы распиливают, и только после этого на партию выдаётся сертификат соответствия и заводская гарантия.
Есть в Японии и ещё несколько производителей, начавших свою деятельность в 1970-х годах. Одна из них — компания Rays Co Limited, выпускающая диски под брендом Rays. Они ориентированы на машины выше среднего класса и спорткары, которые чаще всего подвергаются оригинальному тюнингу. Соответственно, говорить о бюджетных дисках этой марки не приходится, да и конкурировать с ними могут далеко не все именитые бренды.
Rays Daytona FDX F7S
Ещё один, столь же элитный бренд японских дисков Weds — от одноимённой компании, производящей запчасти для Nissan. Это так же официальный поставщик колёс для многих гоночных команд, принимающих участия в ралли самого разного уровня. Диски Weds предназначены для тюнинга, но вполне доступны и для рядового автолюбителя. Продукция проходит обязательную сертификацию VIA и JWL, которая признана представителями автопрома на всех континентах.
Определить, не является ли находящийся перед вами диск подделкой, можно по расположенной на тыльной стороне голографической наклейке. Продукция Weds так же предлагается потребителю в двух вариантах – литьё (серия Flow Forming) и ковка. Готовое литьё после формовки подвергается шоковому охлаждению, что улучшает прочностные качества металла.
Ковка Weds sport sa 70
Литьё WEDS KRANZE VERAE для тюнинга
Если говорить не только о тюнинговых или спортивных моделях, но и вариантах для всех классов автомобилей, нельзя не отметить японскую компанию Enshu Keigokin, выпускающую кованые диски под брендом Enkei. Она так же работает с 1950-х годов прошлого века, и благодаря оптимальному сочетанию цены с качеством давно уже поставляет свою продукцию автопроизводителям такого уровня, как General Motors. Диски Enkei выпускаются не только непосредственно в Японии, но и на филиалах в Таиланде, Китае, Малайзии.
Самым молодым японским производителем является Minamoto Aluminiumcorp, который в нулевых годах нынешнего столетия запустил диски под брендом Yamato. Главной целью компании стало изготовление таких дисков, которые при эксклюзивном дизайне будут дешевле премиальных. Она была достигнута довольно быстро — но не за счёт экономии сырья, а, как это сейчас делают во всём мире, за счёт более дешёвых рабочих Китая, где она и располагает свои производственные мощности.
И действительно, получилось: диски Yamato имеют свой неповторимый шарм и очень приличное качество, что позволило им моментально укорениться на российском колёсном рынке и не только. Такой успех не может остаться незамеченным, и вскоре из ниоткуда появился ещё один, якобы японский бренд Yokatta. Его владельцы попросту «слизали» концепцию дизайна Yamato, но качество оставляет желать лучшего.
Из китайских производителей несомненного доверия заслуживают такие бренды:
Все остальные диски с китайской пропиской — тёмные лошадки: чем они дешевле, тем меньше можно поручиться за качество. У нас крайне редко организовываются испытания дисков вроде тех, что устраивают для шин. Но и те, что были проведены, показали, что практически все тестируемые китайские диски не выдержали даже незначительных ударов.
Заключение
Ассортимент дисков на российском рынке не ограничивается теми брендами, о которых здесь было упомянуто. Есть ещё Европа с Америкой, которые предлагают десятки брендов автомобильных дисков отменного качества. Жаль только, что цены на их продукцию практически неподъёмны для рядового отечественного автолюбителя, у которого личный транспорт чаще всего взят в кредит на долгие годы. Гораздо проще взять, к примеру, японские диски, чем переплачивать за немецкие или итальянские как минимум 30%.
Мы будем рады, если Вы решите дать свою оценку и отзыв о том, какие диски используете, на нашем форуме.