Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие

Украл или прокатился

Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть картинку Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Картинка про Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть картинку Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Картинка про Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие

Верховный суд отказал в жалобе некоему Полеву, которого обвинили в угоне и приговорили к трем годам лишения свободы. Полев утверждал, что он не собирался угонять машины, а просто хотел в них погреться, поскольку на улице было холодно, а все доказательства против него сфабрикованы. Однако показания свидетелей, а также полицейских говорили о другом.

Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть картинку Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Картинка про Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие

Верховный суд исследовал дело и не нашел в нем нарушений. Все доказательства изучены, все ходатайства рассмотрены, и им дана соответствующая оценка. А значит, приговор за покушение на угон вынесен справедливо.

Напомним, что у нас угоном называется незаконное завладение автомобилем без цели хищения. В нашей ситуации не доказано, что машинами хотели завладеть, чтобы потом их продать. То есть кражей это назвать нельзя. И именно для подобных случаев существует статья «Угон».

Для примера: завел хозяин машину, а сам отошел до помойки мусор выкинуть. Тут в машину прыгнул хулиган, прокатился по двору, врезался в дерево и попытался сбежать. Это не кража. Корысти здесь нет никакой. А значит, кражу применить нельзя. Тогда что это? Угон. Причем, надо заметить, наказание за угон строже, чем за кражу.

Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть картинку Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Картинка про Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие

Угонщики часто действуют организованными группами. Один вскрывает и заводит машину, другой ее перегоняет, третий перебивает номера и подделывает документы или разбирает машину на запчасти, четвертый продает. Если, поймав перегонщика, не установить, что он действовал в группе, целью которой была реализация похищенного, то предъявить ему нечего. Кроме угона.

В прошлом году снова прозвучала инициатива изменить статью «Угон» и ввести в нее квалифицирующие признаки. Предлагалось добавить способ проникновения и хищения, передачу автомобиля в пользование другим лицам, изменение внешнего вида автомобиля, государственных номеров.

Но по мнению экспертов, это еще более усложнит работу следователей и судов. Ведь у того же перегонщика не будет с собой инструментов, которыми его подручный вскрывал автомобиль. Он сел в заведенную машину и уехал.

При этом эксперты на рынке систем защиты автомобилей от угонов считают, что применение каких-либо устройств для вскрытия машины, обхода штатной или дополнительной систем безопасности прямо квалифицируют попытку угона, как кражу. Человек не из хулиганских побуждений сел прокатиться, а готовился к похищению. Подбирал нужные устройства и выбирал автомобиль. А уж изменение номеров прямо указывает на хищение машины.

Поэтому без статьи «Угон» никуда не деться. Она позволяет привлекать к ответственности тех, кто взял чужую машину просто прокатиться, пока не доказано их корыстных интересов.

Источник

Полиция назвала 8 главных причин хищения автомобилей

Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть картинку Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Картинка про Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть картинку Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Картинка про Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие

1. Хищение автомобиля и его дальнейшая легализация под видом «двойника».

Этот способ в ГУУР назвали наиболее простым, а потому и самым распространенным. Он включает в себя похищение автомобиля; подбор (через базы данных дилерской сети или организаций по ремонту, обслуживанию и реализации запчастей) машины такой же марки, модели и цвета; нанесение на похищенное транспортное средство аналогичных маркировочных обозначений и изготовление поддельных документов, которые и помогут сбыть автомобиль.

2. Хищение автомобиля с дальнейшим изменением идентификационных обозначений под данные автомашины, получившей «тотальные» повреждения в результате ДТП, возгорания или каких-то природных катаклизмов, а также под устаревший автомобиль.

Это наиболее безопасный и трудно выявляемый способ. По большому счету, схема применяется та же, что и в предыдущем случае, только маркировку наносят не от «двойника», а от так называемого тотального или устаревшего автомобиля.

Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть картинку Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Картинка про Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие

3. Хищение автомобиля с целью его последующего разукомплектования на запасные части.

Самый прибыльный и поэтому востребованный способ. Как правило, он касается автомобилей с солидным пробегом и уже сошедших с конвейера моделей. Однако, с учетом роста спроса на запчасти и возможностей их сбыта через интернет, все чаще с этой целью похищают и новые машины, утверждают в угрозыске.

4. Хищение автомобиля с целью изменения его идентификационных обозначений и последующей «очистки» путем таможенного оформления.

В этой схеме похищенный автомобиль становится, как правило, «двойником» машины из другой страны, откуда, якобы, он и прибыл.

5. Хищение автомобиля с целью его вывоза за пределы России.

Тут все очевидно: машину похищают для продажи за границей, где ее и легализуют тем или иным способом.

6. Хищение автомобиля с целью получения вознаграждения за его возврат.

Этот способ, по данным полиции, был характерен для России конца 1990-х, но в дальнейшем утратил актуальность «из-за значительного риска, сложности схемы, развития практики страхования автомобилей и отсутствия желания потерпевших идти на сделку с преступниками». Однако в последнее время правоохранительные органы вновь фиксируют такие случаи, в частности, в Приморском крае, Иркутской области и Санкт-Петербурге.

7. Хищение автомобиля с целью его последующей сдачи на металлолом.

Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Смотреть картинку Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Картинка про Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие. Фото Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие

8. Хищение автомобилей с целью совершения различных мошеннических действий.

Три главных совета от угрозыска:

1. никогда не оставляйте автомобиль с открытыми дверями и ключами в замке зажигания;

2. избегайте парковки автомобиля на длительное время в безлюдных и неосвещенных местах, паркуйте машину на охраняемой стоянке;

3. установите охранный комплекс (систему GPS-мониторинга, механические и электронные устройства, препятствующие несанкционированному доступу в салон и запуску двигателя).

Источник

Профилактика угонов и краж автотранспортных средств

Хищения автомототранспортных средств приобрели в России за последние годы широкую распространенность в связи с возросшей мобильностью населения, престижностью обладания автомобилем, особенно иностранного производства, высокой стоимостью автомобилей.

Хищения автомототранспортных средств отличаются от иных хищений предметом посягательства. Им являются легковые и грузовые автомобили и мотоциклы. Вид и характеристика автомототранспортных средств на квалификацию преступления не влияют.

В структуре хищений автомототранспорта в соответствии со структурой автомототранспортного парка России и тенденциями его развития основную долю составляют хищения легковых автомобилей иностранного производства. В последние годы участились случаи хищений и дорогостоящих грузовых автомобилей иностранного производства, а также спецтехники.

В тоже время раскрываемость хищений автомототранспортных средств остается низкой, поскольку большинство краж автомототранспорта совершается в вечернее и особенно в ночное время и тщательно готовится.

Кражи автомототранспорта совершаются как с неохраняемых стоянок, улиц и дворов, так и со стоянок закрытого типа. В последнем случае совершению кражи способствует халатное отношение к своим обязанностям лиц, осуществляющих охрану и пропускной режим на этих объектах.

Наиболее часто кражи автомототранспортных средств совершаются с открытых стоянок, где они оставлены без присмотра, в том числе со дворов, а также от магазинов, рынков, кафе.

Распространенными местами совершения краж автомашин являются неохраняемые стоянки у торговых центров, офисных зданий и дворы. Имеют место случаи краж автомототранспортных средств и из гаражей собственников. Реже всего кражи совершаются на платных автостоянках.

Материалы следственной практики последних лет свидетельствуют о том, что марка и модель похищаемого автомототранспорта зависят от ряда обстоятельств: спроса, времени года, специфики региона, где совершается преступление, наличия и степени сложности противоугонных систем, места и условий стоянки автомототранспорта, стоимости и срока эксплуатации автомобиля.

Особый интерес проявляют похитители к автомобилям, находящимся в процессе снятия и постановки на учет, поскольку автомобили без государственных номерных знаков в учетах правоохранительных органов не числятся и их проще легализовать.

Для завладения автомобилем преступники нередко прибегают к обману собственника либо злоупотребляют его доверием, специально создавая для этого соответствующие условия, и тот добровольно передает им свою автомашину.

Наиболее ухищренные способы хищения применяются преступниками при совершении грабежей и разбойных нападений. Они совершаются, как правило, в дневное время на дорогах, открытых стоянках возле магазинов, кафе, на автозаправках.

Примером таких способов завладения транспортным средством являются следующие:

— к остановившейся на светофоре на красный свет автомашине подбегает несовершеннолетний соучастник преступления и плюет в зеркало. Разгневанный водитель пытается поймать его, чтобы проучить, и выбегает из машины, не вынув ключи из замка зажигания. В ту же минуту другой соучастник преступления садится за руль автомашины и уезжает на ней, совершив грабеж;

— к заднему мосту или колесному диску автомашины, стоящей на открытой стоянке у торгового центра, привязывают консервные банки на веревке. Владелец автомашины, выйдя из торгового центра, садится в машину и при отъезде слышит невообразимый гул. Чтобы разобраться в причинах происходящего, он останавливает автомашину и выходит из нее, не вынув ключи из замка зажигания и даже не заглушив мотор. В это время преступник садится за руль автомашины и уезжает на ней, совершив грабеж;

В целях предупреждения грабежей и разбойных нападений с выкидыванием водителя из салона автомашины производители изобрели карточки «от разбоя» (хай-джек, блэк-джек), при использовании которых водителем двигатель автомобиля в автоматическом режиме глохнет в его отсутствие. Зная об этом, похитители нередко, завладев автомобилем, удерживают водителя в салоне до того, пока не доедут до нужного им места, совершая тем самым грабеж или разбойное нападение.

Таким образом, причинами, способствующими угонам и хищениям автомототранспортных средств, служат в ряде случаев небрежность и невнимательность водителей, оставляющих автотранспортные средства с открытыми ветровыми стеклами; в местах производства работ, либо во дворе домов с открытыми дверцами; перевозящих незнакомых и сомнительных пассажиров; передающих ключи и оставляющих автомобили без присмотра в сервисах, на мойках, шиномонтаже; не оборудовавших автомобили противоугонными или поисковыми (охранными) системами.

Организационно-техническими мерам предупреждения угонов и хищений транспортных средств являются: хранение автотранспортных средств на платных охраняемых парковках и стоянках; обязательное оборудование личного автотранспорта необходимым минимумом противоугонных средств, таких как: мультилоки, иммобилайзеры, клиффорды, гаранты, цезари, блекбаги, заводские карточки и маркировка отдельных узлов и агрегатов автомашин в целях повышения уровня противоугонной технической оснащенности индивидуального автотранспорта.

Каждый автомобиль должен быть снабжен противоугонным устройством, позволяющим с момента оставления транспортного средства на стоянке вывести из строя или заблокировать какой-либо основной агрегат транспортного средства.

— блокирует рулевое управление;

— блокирует передаточный механизм или;

— блокирует механизм переключения передач.

Устройства противоугонной сигнализации, которые издают визуальные или звуковые сигналы предупреждают о попытках взлома транспортного средства.

Профессиональные угонщики используют все более новые и новейшие технические средства преодоления самых последних типов и совершенных видов противоугонных систем, постоянно совершенствуя свое преступное мастерство, повышая свои криминальные навыки. Предотвращению краж способствует только применение автовладельцами нескольких систем безопасности и индивидуальных секреток.

Водители автотранспортных средств, будьте бдительны!

Если в отношении Вас совершено противоправное деяние или Вы стали свидетелем преступления, необходимо незамедлительно обратиться в дежуную часть Отдела МВД России по городу Анапе по телефона 102, 4-68-82 или лично к любому сотруднику полиции.

Источник

Факторы, детерминирующие угоны и хищения транспортных средств

Колесников Роман Викторович, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России.

В статье рассматривается проблема детерминации преступлений, связанных с угонами и хищениями транспортных средств. Анализируются понятия: «причины», «условия», «следствие», «причинная связь», «обстоятельства», «факторы», определяющие причинность в криминологии. Дается характеристика основных криминогенных факторов, оказывающих негативное влияние на совершение преступлений указанного вида.

Ключевые слова: детерминация, причина, условие, фактор, транспортное средство, угон, преступления, предупреждение, исследование.

In the article the problem of crime determination dealing with overtaking and stealing transport vehicle are considered. The concepts: «cause», «conditions», «investigation», «causal connection», «circumstances», «factors» specifying causality in criminology are analyzed. The description of the basic criminogenic factors rendering negative influence on crimes commition of indicated types are given.

Key words: determination, cause, condition, factor, transport vehicle, overtaking, crimes, preventions, investigations.

Для характеристики детерминации преступлений, связанных с угонами и хищениями транспортных средств, необходимо предварительно рассмотреть содержание причинности в целом и проанализировать такие понятия, как: «причины», «условия», «следствие», «причинная связь», «обстоятельства», «факторы».

«Причинность в криминологии, рассматриваемая в широком смысле слова, включает следующие понятия: причина, условие, следствие (результат), связь между причиной и следствием. «. См.: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968.

В.Н. Кудрявцев, отмечая роль причинной связи в правовой сфере, указывает: «Исследование причинности дает возможность в практической деятельности человека сознательно использовать естественные или социальные факторы, силы процесса, осуществлять поставленные задачи» [7, с. 83].

Понятие «обстоятельства» обычно употребляется, когда необходимо выразить то, что конкретно возникло, сложилось на данный момент вокруг того или иного человека [8, с. 197]. Поэтому данное понятие отождествляется с понятием «ситуация», которое означает совокупность обстоятельств, положение, обстановку [4, с. 719]. Любой поступок человека есть в конечном счете результат реагирования личности на соответствующую ситуацию. Не случайно ученые, ведя речь о причинах преступлений, относящихся к самой личности (субъективные причины), говорят о «внешних обстоятельствах», что преступление может быть совершено в силу «неблагоприятного стечения обстоятельств», что совершению конкретного преступления иногда способствуют «случайные обстоятельства» [9, с. 40].

Однако, как показывает практика, в движущейся сложной социальной системе деление на причины и условия не имеет четких границ и носит условный характер, поскольку причина порождает следствие, при взаимодействии с порожденным им следствием трансформируется, и становится либо причиной, способной породить иные следствия, либо условием, способствующим возникновению иных явлений. По отношению же к первому следствию она выступает одновременно и явлением-причиной, и как претерпевшая в порядке взаимодействия с ним изменения явлением-следствием.

Мы придерживаемся мнения криминологов [10], считающих, что различное понимание детерминант преступности ведет к возникновению в сознании практических работников негативного отношения к научным криминологическим теориям и выполняемым ими соответствующим функциональным общественно важным ролям. В связи с вышеизложенным представляется вполне обоснованным использование в качестве их альтернативы термина «фактор».

При наличии единой методологической основы объяснения общих детерминант преступности и, следовательно, успешного воздействия на них необходим более предметный анализ криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений, связанных с угонами и хищениями транспортных средств в определенных регионах, при определенных обстоятельствах и т.д. Именно такой подход, при котором группируется совокупность преступлений по объекту посягательства, территориальной распространенности и иным частным характеристикам, позволяет достичь наибольшей «осязаемости» данных явлений, целенаправленно воздействовать на конкретные преступления и их субъектов, принимать меры, препятствующие самодетерминации преступности.

Принимая во внимание широкий диапазон факторов, влияющих на угоны и хищения транспортных средств, мы ограничимся рассмотрением тех из них, которые чаще оказывают негативное влияние на совершение рассматриваемых преступлений. Это главным образом социально-экономические, социально-психологические, социально-демографические, организационно-управленческие факторы.

По данным нашего исследования, совершение угонов и хищений транспортных средств является в 80% случаев связанным с низким уровнем благосостояния населения. При изучении уголовных дел было выявлено: материальные затруднения вызывают такие чувства как зависть, озлобленность, что становится причиной совершения угонов, а особенно грабежей и разбоев.

Отрицательно сказывается на совершении всех хищений чужого имущества, в том числе угонов и хищений транспортных средств, незанятость отдельных членов общества, особенно молодежи, в сфере производства, но главное в том, что многие граждане не видят перспективы улучшения своего положения. Именно этим объясняются психологические срывы, или, как пишут ученые, «социальные взрывы» в регионах.

Следующим фактором угонов и хищений транспортных средств является рост безработицы (особенно среди молодежи), пропаганда «красивой жизни» в СМИ, понижение образовательного уровня, а значит увеличение количества низкооплачиваемого населения.

К рассматриваемой группе факторов можно отнести и несовершенство экономических отношений, связанных с оборотом автомобилей. Под несовершенством подразумевается дестабилизация рынка, инфляционные процессы, нарушения экономических связей не только внутри государства, но и с зарубежными странами. При этом усиливается значимость теневой экономики.

Следующим фактором совершения преступлений в сфере угонов и хищений транспортных средств является низкий уровень развития автомобильной промышленности, неконкурентоспособность отечественных автомашин на мировом рынке, высокая стоимость автомобилей, произведенных в России.

Высокая стоимость отечественного транспорта делает его менее доступным для населения. Также малопривлекательным фактором, сдерживающим приобретение, является качество автомобилей. Низкий уровень технологических процессов при изготовлении автомобилей, использование устаревших технических параметров и технологического процесса, несоответствие дизайнерским, экологическим требованиям заставляет покупателя отдавать предпочтение иномаркам. Так, например, по данным МВД России за последние 5 лет в основном похищаются автомобили импортного производства: популярны модели «Мерседес», «Ауди», «БМВ», «Тойота», «Фольксваген», «Мицубиси» и др. [12]. Широкая сеть сервисных центров, обслуживающая автомобили иностранного производства, делает привлекательным приобретение иномарок. Но при этом на каждом этапе движения автомобилей отечественного и иностранного производств от изготовления, продажи, покупки, сервиса наблюдается рост криминального влияния, контроля, получения прибылей.

Социально-психологические факторы. Они относятся непосредственно к личности преступника, характеризуют ее внутренний мир. На формирование личности угонщика и похитителя, как указывалось выше, влияют обнищание, сильное имущественное расслоение населения и в связи с этим ослабление контроля в семьях за детьми, в школах за подростками, в училищах и вузах за молодежью и вообще отсутствие условий для воспитания несовершеннолетних, должной организации их образования и досуга, распространение пьянства, алкоголизма и наркомании, их повышенная социальная конфликтность и т.д.

Общеизвестна тесная взаимосвязь преступности и пьянства. Пьянство и алкоголизм, являясь обстоятельствами, способствующими антиобщественному поведению, нередко выступают в роли своего рода катализаторов совершения конкретных преступлений. Вместе с тем несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, пьянство все еще сохраняет определенную распространенность и продолжает выполнять свою криминогенную роль в этиологии многих видов и групп преступлений, в том числе угонов и хищений транспортных средств.

По данным исследований [14, с. 85], каждое третье преступное посягательство на автомобиль совершается лицами в нетрезвом состоянии. Это особенно характерно для угонов, свыше половины которых (60%) совершается под непосредственным воздействием алкоголя. Указанное обстоятельство связано, конечно, с ситуативной природой этих преступлений, их импульсивным характером, открыто пренебрежительным отношением к общественным установкам, составляющим содержание мотивационной сферы их совершения. Алкоголь в таких случаях способствует снижению у преступника чувства ответственности за свое поведение, понижает способность к самоконтролю, правильной оценке своих поступков и способствует противоправному способу самоутверждения. В этом смысле можно сделать вывод о том, что угоны наиболее тесно связаны с пьянством, которое в итоге является криминогенным фактором совершения подавляющего большинства преступлений этого вида. Среди лиц, привлеченных к ответственности за совершение корыстных преступлений, в частности хищений транспортных средств, эти показатели намного ниже.

Вместе с тем незначительная доля хищений транспортных средств, совершенных лицами в нетрезвом состоянии, не должна снижать внимания к проблеме борьбы с пьянством применительно к этим преступлениям. Если пьянство является своеобразным импульсом при совершении подавляющего большинства угонов, для значительного числа хищений транспортных средств оно выступает в аналогичном качестве, только более завуалированном и, следовательно, не менее опасном. Так, например, Е.Р. Ким указывает, что «потребность к алкоголю, к жизни «на широкую ногу», к кутежам присуща большинству участников устойчивых преступных групп, совершающих кражи автомашин [14, с. 86]. Поэтому борьба с пьянством в деле предупреждения как угонов, так и хищений транспортных средств представляет важную и актуальную задачу и, несомненно, должна увязываться с общими усилиями, направленными на ликвидацию этого социального зла.

Социально-демографические факторы. Предупреждение преступлений в сфере угонов и хищений транспортных средств усложняется миграционным процессом в России. Из-за большого притока населения из стран ближнего зарубежья, а также КНР, КНДР и т.д. ухудшилась не только социальная, но и обострилась криминальная обстановка. Во многом преступные посягательства на автотранспорт приобрели устойчивые отличительные черты организованной преступности. Деятельность преступных группировок, специализирующихся на хищении автомашин с целью их сбыта, нередко выходит за рамки одного региона и даже государства, а потому представляет серьезную проблему как для отечественных, так международных и зарубежных правоохранительных органов, приобретая статус транснациональной преступности [15]. По данным Интерпола, около 40% похищенных в странах Западной Европы автомашин реализуются в странах СНГ [16, с. 24], а значит, и в России. Поэтому необходима четкая, согласованная, совместная работа правоохранительных органов и миграционных служб России и зарубежных стран.

Организационно-управленческие факторы. Угоны и хищения имеют высокую латентность. В 90% случаев осужденные, привлеченные к уголовной ответственности, до первого осуждения совершили в среднем по 2-3 угона и 5-6 хищений транспортных средств. Это создает атмосферу безнаказанности, а также вседозволенности среди преступников. Не обеспечивается принцип неотвратимости наказания.

К этому же ряду криминогенных факторов, способствующих повторному совершению угонов и хищений транспортных средств, относится неудовлетворительная в ряде случаев работа органов внутренних дел: некачественное проведение профилактической работы с преступным контингентом из числа осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, формальное установление мест отстоя и разукомплектования похищенных автомобилей, неудовлетворительная работа с потерпевшими, в результате чего потерпевшие, не надеясь на успешную работу милиции, обращаются к криминальным элементам за помощью (около половины всех похищенных автомобилей в стране возвращается владельцам за денежное вознаграждение). Кроме того, на практике следователем, прокурором при решении вопроса об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения также допускаются ошибки. Данные ошибки, по мнению сотрудников органов внутренних дел, специализирующихся на борьбе с кражами и угонами автомобилей и иных транспортных средств, связаны либо с несвоевременным заключением под стражу лиц, совершивших угон или хищение автомобиля, либо вообще оставлением их на свободе. По данным некоторых исследований, около 20% автоворов и автоугонщиков совершили повторные кражи и угоны именно в ходе предварительного расследования по первому преступлению [14, с. 77].

Одним из существенных недостатков расследования уголовных дел по угонам и хищениям (особенно угонам) транспортных средств является ослабление работы по выявлению в процессе следствия конкретных причин и условий, способствующих преступлениям данного вида, принятию предусмотренных законом мер по их устранению. Изучение 20 уголовных дел по угонам транспортных средств показало, что в подавляющем большинстве (в 90%) причины и условия их совершения не выявлялись, либо выявлялись формально. А по выявленным причинам и условиям меры по их устранению органами следствия не принимались.

В деятельности по предупреждению повторных угонов и хищений транспортных средств имеет место нескоординированность работы аппаратов криминальной милиции, ГИБДД, участковых уполномоченных милиции, ППС и т.д. Указанные недостатки во многом зависят и от качественного состава кадров, их профессионализма. Как справедливо указывает Н.И. Пряхина, «недостаточность материального обеспечения органов внутренних дел, интенсивный отток кадров приводят к тому, что сотрудники оперативно-следственного аппарата работают в условиях постоянных перегрузок, что способствует низкому проценту раскрываемости имущественных преступлений» [17, с. 231]. Упущения в оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и раскрытию угонов и хищений транспортных средств во многом являются следствием отсутствия достаточного количества оперуполномоченных, специализирующихся по угонам и хищениям транспортных средств, а также постоянно действующих специализированных оперативных подразделений и следственно-оперативных групп, занимающихся исключительно раскрытием и расследованием рассматриваемой категории преступлений.

Совершению угонов и хищений транспортных средств благоприятствует нехватка гаражей и платных стоянок, надлежащее количество которых могло бы надежно защитить автомобили от преступных посягательств. В крупных городах, где интенсивность преступных посягательств на автомобили особенно велика, практически отсутствует проблема угона личных автомобилей из гаражей и с территории охраняемых стоянок. Поэтому при осуществлении общепрофилактических мероприятий органы внутренних дел должны информировать государственные органы о необходимости расширения этих видов защиты автомобилей, расценивать данный вопрос в качестве составного элемента планов профилактики преступлений, настойчиво добиваться включения мероприятий по устройству охраняемых стоянок в комплексные планы социального развития городов и районов.

Значительное количество угонов и хищений преступниками совершается потому, что хорошо изучив стандартные запирающие устройства и технологию противоугонных систем, они сравнительно легко проникают в салон автомобиля. Здесь следует отметить, что в целом в настоящее время нет оснований говорить о достаточной эффективности противоугонных систем, да и уровень осознания владельцев автомобилей о необходимости использования противоугонных систем пока относительно низок. Только в 50% случаев угонов и 30% хищений транспортное средство было оборудовано противоугонным устройством. Данные цифры подтверждаются исследованиями и других авторов [18, с. 100].

Совершению преступных посягательств на автомобили благоприятствует также беспечность и легкомыслие отдельных водителей, оставляющих автомобили без присмотра, иногда с незапертой дверцей и включенным двигателем, что существенно облегчает доступ преступника к автомобилю. Следует отметить еще одну разновидность беспечности. Нередко водители личных автомашин за определенную плату соглашаются подвозить совершенно незнакомых им лиц и это стремление подзаработать в ряде случаев, заканчивается, как правило, грабежом или разбойным нападением. Несмотря на большую разъяснительную работу, осуществляемую органами внутренних дел среди владельцев личного автотранспорта, эти случаи продолжают иметь место и выступают в качестве наиболее распространенных факторов, способствующих совершению посягательств на автотранспорт.

В ограниченных объемах статьи мы не можем рассмотреть более подробно все факторы, детерминирующие угоны и хищения транспортных средств, но надеемся, что проведенный анализ может оказать определенную помощь в разработке системы мер предупреждения преступности рассматриваемого вида.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *