Среди причин совершения хищений угонов автомобилей можно выделить следующие
Украл или прокатился
Верховный суд отказал в жалобе некоему Полеву, которого обвинили в угоне и приговорили к трем годам лишения свободы. Полев утверждал, что он не собирался угонять машины, а просто хотел в них погреться, поскольку на улице было холодно, а все доказательства против него сфабрикованы. Однако показания свидетелей, а также полицейских говорили о другом.
Верховный суд исследовал дело и не нашел в нем нарушений. Все доказательства изучены, все ходатайства рассмотрены, и им дана соответствующая оценка. А значит, приговор за покушение на угон вынесен справедливо.
Напомним, что у нас угоном называется незаконное завладение автомобилем без цели хищения. В нашей ситуации не доказано, что машинами хотели завладеть, чтобы потом их продать. То есть кражей это назвать нельзя. И именно для подобных случаев существует статья «Угон».
Для примера: завел хозяин машину, а сам отошел до помойки мусор выкинуть. Тут в машину прыгнул хулиган, прокатился по двору, врезался в дерево и попытался сбежать. Это не кража. Корысти здесь нет никакой. А значит, кражу применить нельзя. Тогда что это? Угон. Причем, надо заметить, наказание за угон строже, чем за кражу.
Угонщики часто действуют организованными группами. Один вскрывает и заводит машину, другой ее перегоняет, третий перебивает номера и подделывает документы или разбирает машину на запчасти, четвертый продает. Если, поймав перегонщика, не установить, что он действовал в группе, целью которой была реализация похищенного, то предъявить ему нечего. Кроме угона.
В прошлом году снова прозвучала инициатива изменить статью «Угон» и ввести в нее квалифицирующие признаки. Предлагалось добавить способ проникновения и хищения, передачу автомобиля в пользование другим лицам, изменение внешнего вида автомобиля, государственных номеров.
Но по мнению экспертов, это еще более усложнит работу следователей и судов. Ведь у того же перегонщика не будет с собой инструментов, которыми его подручный вскрывал автомобиль. Он сел в заведенную машину и уехал.
При этом эксперты на рынке систем защиты автомобилей от угонов считают, что применение каких-либо устройств для вскрытия машины, обхода штатной или дополнительной систем безопасности прямо квалифицируют попытку угона, как кражу. Человек не из хулиганских побуждений сел прокатиться, а готовился к похищению. Подбирал нужные устройства и выбирал автомобиль. А уж изменение номеров прямо указывает на хищение машины.
Поэтому без статьи «Угон» никуда не деться. Она позволяет привлекать к ответственности тех, кто взял чужую машину просто прокатиться, пока не доказано их корыстных интересов.
Полиция назвала 8 главных причин хищения автомобилей
1. Хищение автомобиля и его дальнейшая легализация под видом «двойника».
Этот способ в ГУУР назвали наиболее простым, а потому и самым распространенным. Он включает в себя похищение автомобиля; подбор (через базы данных дилерской сети или организаций по ремонту, обслуживанию и реализации запчастей) машины такой же марки, модели и цвета; нанесение на похищенное транспортное средство аналогичных маркировочных обозначений и изготовление поддельных документов, которые и помогут сбыть автомобиль.
2. Хищение автомобиля с дальнейшим изменением идентификационных обозначений под данные автомашины, получившей «тотальные» повреждения в результате ДТП, возгорания или каких-то природных катаклизмов, а также под устаревший автомобиль.
Это наиболее безопасный и трудно выявляемый способ. По большому счету, схема применяется та же, что и в предыдущем случае, только маркировку наносят не от «двойника», а от так называемого тотального или устаревшего автомобиля.
3. Хищение автомобиля с целью его последующего разукомплектования на запасные части.
Самый прибыльный и поэтому востребованный способ. Как правило, он касается автомобилей с солидным пробегом и уже сошедших с конвейера моделей. Однако, с учетом роста спроса на запчасти и возможностей их сбыта через интернет, все чаще с этой целью похищают и новые машины, утверждают в угрозыске.
4. Хищение автомобиля с целью изменения его идентификационных обозначений и последующей «очистки» путем таможенного оформления.
В этой схеме похищенный автомобиль становится, как правило, «двойником» машины из другой страны, откуда, якобы, он и прибыл.
5. Хищение автомобиля с целью его вывоза за пределы России.
Тут все очевидно: машину похищают для продажи за границей, где ее и легализуют тем или иным способом.
6. Хищение автомобиля с целью получения вознаграждения за его возврат.
Этот способ, по данным полиции, был характерен для России конца 1990-х, но в дальнейшем утратил актуальность «из-за значительного риска, сложности схемы, развития практики страхования автомобилей и отсутствия желания потерпевших идти на сделку с преступниками». Однако в последнее время правоохранительные органы вновь фиксируют такие случаи, в частности, в Приморском крае, Иркутской области и Санкт-Петербурге.
7. Хищение автомобиля с целью его последующей сдачи на металлолом.
8. Хищение автомобилей с целью совершения различных мошеннических действий.
Три главных совета от угрозыска:
1. никогда не оставляйте автомобиль с открытыми дверями и ключами в замке зажигания;
2. избегайте парковки автомобиля на длительное время в безлюдных и неосвещенных местах, паркуйте машину на охраняемой стоянке;
3. установите охранный комплекс (систему GPS-мониторинга, механические и электронные устройства, препятствующие несанкционированному доступу в салон и запуску двигателя).
Профилактика угонов и краж автотранспортных средств
Хищения автомототранспортных средств приобрели в России за последние годы широкую распространенность в связи с возросшей мобильностью населения, престижностью обладания автомобилем, особенно иностранного производства, высокой стоимостью автомобилей.
Хищения автомототранспортных средств отличаются от иных хищений предметом посягательства. Им являются легковые и грузовые автомобили и мотоциклы. Вид и характеристика автомототранспортных средств на квалификацию преступления не влияют.
В структуре хищений автомототранспорта в соответствии со структурой автомототранспортного парка России и тенденциями его развития основную долю составляют хищения легковых автомобилей иностранного производства. В последние годы участились случаи хищений и дорогостоящих грузовых автомобилей иностранного производства, а также спецтехники.
В тоже время раскрываемость хищений автомототранспортных средств остается низкой, поскольку большинство краж автомототранспорта совершается в вечернее и особенно в ночное время и тщательно готовится.
Кражи автомототранспорта совершаются как с неохраняемых стоянок, улиц и дворов, так и со стоянок закрытого типа. В последнем случае совершению кражи способствует халатное отношение к своим обязанностям лиц, осуществляющих охрану и пропускной режим на этих объектах.
Наиболее часто кражи автомототранспортных средств совершаются с открытых стоянок, где они оставлены без присмотра, в том числе со дворов, а также от магазинов, рынков, кафе.
Распространенными местами совершения краж автомашин являются неохраняемые стоянки у торговых центров, офисных зданий и дворы. Имеют место случаи краж автомототранспортных средств и из гаражей собственников. Реже всего кражи совершаются на платных автостоянках.
Материалы следственной практики последних лет свидетельствуют о том, что марка и модель похищаемого автомототранспорта зависят от ряда обстоятельств: спроса, времени года, специфики региона, где совершается преступление, наличия и степени сложности противоугонных систем, места и условий стоянки автомототранспорта, стоимости и срока эксплуатации автомобиля.
Особый интерес проявляют похитители к автомобилям, находящимся в процессе снятия и постановки на учет, поскольку автомобили без государственных номерных знаков в учетах правоохранительных органов не числятся и их проще легализовать.
Для завладения автомобилем преступники нередко прибегают к обману собственника либо злоупотребляют его доверием, специально создавая для этого соответствующие условия, и тот добровольно передает им свою автомашину.
Наиболее ухищренные способы хищения применяются преступниками при совершении грабежей и разбойных нападений. Они совершаются, как правило, в дневное время на дорогах, открытых стоянках возле магазинов, кафе, на автозаправках.
Примером таких способов завладения транспортным средством являются следующие:
— к остановившейся на светофоре на красный свет автомашине подбегает несовершеннолетний соучастник преступления и плюет в зеркало. Разгневанный водитель пытается поймать его, чтобы проучить, и выбегает из машины, не вынув ключи из замка зажигания. В ту же минуту другой соучастник преступления садится за руль автомашины и уезжает на ней, совершив грабеж;
— к заднему мосту или колесному диску автомашины, стоящей на открытой стоянке у торгового центра, привязывают консервные банки на веревке. Владелец автомашины, выйдя из торгового центра, садится в машину и при отъезде слышит невообразимый гул. Чтобы разобраться в причинах происходящего, он останавливает автомашину и выходит из нее, не вынув ключи из замка зажигания и даже не заглушив мотор. В это время преступник садится за руль автомашины и уезжает на ней, совершив грабеж;
В целях предупреждения грабежей и разбойных нападений с выкидыванием водителя из салона автомашины производители изобрели карточки «от разбоя» (хай-джек, блэк-джек), при использовании которых водителем двигатель автомобиля в автоматическом режиме глохнет в его отсутствие. Зная об этом, похитители нередко, завладев автомобилем, удерживают водителя в салоне до того, пока не доедут до нужного им места, совершая тем самым грабеж или разбойное нападение.
Таким образом, причинами, способствующими угонам и хищениям автомототранспортных средств, служат в ряде случаев небрежность и невнимательность водителей, оставляющих автотранспортные средства с открытыми ветровыми стеклами; в местах производства работ, либо во дворе домов с открытыми дверцами; перевозящих незнакомых и сомнительных пассажиров; передающих ключи и оставляющих автомобили без присмотра в сервисах, на мойках, шиномонтаже; не оборудовавших автомобили противоугонными или поисковыми (охранными) системами.
Организационно-техническими мерам предупреждения угонов и хищений транспортных средств являются: хранение автотранспортных средств на платных охраняемых парковках и стоянках; обязательное оборудование личного автотранспорта необходимым минимумом противоугонных средств, таких как: мультилоки, иммобилайзеры, клиффорды, гаранты, цезари, блекбаги, заводские карточки и маркировка отдельных узлов и агрегатов автомашин в целях повышения уровня противоугонной технической оснащенности индивидуального автотранспорта.
Каждый автомобиль должен быть снабжен противоугонным устройством, позволяющим с момента оставления транспортного средства на стоянке вывести из строя или заблокировать какой-либо основной агрегат транспортного средства.
— блокирует рулевое управление;
— блокирует передаточный механизм или;
— блокирует механизм переключения передач.
Устройства противоугонной сигнализации, которые издают визуальные или звуковые сигналы предупреждают о попытках взлома транспортного средства.
Профессиональные угонщики используют все более новые и новейшие технические средства преодоления самых последних типов и совершенных видов противоугонных систем, постоянно совершенствуя свое преступное мастерство, повышая свои криминальные навыки. Предотвращению краж способствует только применение автовладельцами нескольких систем безопасности и индивидуальных секреток.
Водители автотранспортных средств, будьте бдительны!
Если в отношении Вас совершено противоправное деяние или Вы стали свидетелем преступления, необходимо незамедлительно обратиться в дежуную часть Отдела МВД России по городу Анапе по телефона 102, 4-68-82 или лично к любому сотруднику полиции.
Факторы, детерминирующие угоны и хищения транспортных средств
Колесников Роман Викторович, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России.
В статье рассматривается проблема детерминации преступлений, связанных с угонами и хищениями транспортных средств. Анализируются понятия: «причины», «условия», «следствие», «причинная связь», «обстоятельства», «факторы», определяющие причинность в криминологии. Дается характеристика основных криминогенных факторов, оказывающих негативное влияние на совершение преступлений указанного вида.
Ключевые слова: детерминация, причина, условие, фактор, транспортное средство, угон, преступления, предупреждение, исследование.
In the article the problem of crime determination dealing with overtaking and stealing transport vehicle are considered. The concepts: «cause», «conditions», «investigation», «causal connection», «circumstances», «factors» specifying causality in criminology are analyzed. The description of the basic criminogenic factors rendering negative influence on crimes commition of indicated types are given.
Key words: determination, cause, condition, factor, transport vehicle, overtaking, crimes, preventions, investigations.
Для характеристики детерминации преступлений, связанных с угонами и хищениями транспортных средств, необходимо предварительно рассмотреть содержание причинности в целом и проанализировать такие понятия, как: «причины», «условия», «следствие», «причинная связь», «обстоятельства», «факторы».
«Причинность в криминологии, рассматриваемая в широком смысле слова, включает следующие понятия: причина, условие, следствие (результат), связь между причиной и следствием. «. См.: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968.
В.Н. Кудрявцев, отмечая роль причинной связи в правовой сфере, указывает: «Исследование причинности дает возможность в практической деятельности человека сознательно использовать естественные или социальные факторы, силы процесса, осуществлять поставленные задачи» [7, с. 83].
Понятие «обстоятельства» обычно употребляется, когда необходимо выразить то, что конкретно возникло, сложилось на данный момент вокруг того или иного человека [8, с. 197]. Поэтому данное понятие отождествляется с понятием «ситуация», которое означает совокупность обстоятельств, положение, обстановку [4, с. 719]. Любой поступок человека есть в конечном счете результат реагирования личности на соответствующую ситуацию. Не случайно ученые, ведя речь о причинах преступлений, относящихся к самой личности (субъективные причины), говорят о «внешних обстоятельствах», что преступление может быть совершено в силу «неблагоприятного стечения обстоятельств», что совершению конкретного преступления иногда способствуют «случайные обстоятельства» [9, с. 40].
Однако, как показывает практика, в движущейся сложной социальной системе деление на причины и условия не имеет четких границ и носит условный характер, поскольку причина порождает следствие, при взаимодействии с порожденным им следствием трансформируется, и становится либо причиной, способной породить иные следствия, либо условием, способствующим возникновению иных явлений. По отношению же к первому следствию она выступает одновременно и явлением-причиной, и как претерпевшая в порядке взаимодействия с ним изменения явлением-следствием.
Мы придерживаемся мнения криминологов [10], считающих, что различное понимание детерминант преступности ведет к возникновению в сознании практических работников негативного отношения к научным криминологическим теориям и выполняемым ими соответствующим функциональным общественно важным ролям. В связи с вышеизложенным представляется вполне обоснованным использование в качестве их альтернативы термина «фактор».
При наличии единой методологической основы объяснения общих детерминант преступности и, следовательно, успешного воздействия на них необходим более предметный анализ криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений, связанных с угонами и хищениями транспортных средств в определенных регионах, при определенных обстоятельствах и т.д. Именно такой подход, при котором группируется совокупность преступлений по объекту посягательства, территориальной распространенности и иным частным характеристикам, позволяет достичь наибольшей «осязаемости» данных явлений, целенаправленно воздействовать на конкретные преступления и их субъектов, принимать меры, препятствующие самодетерминации преступности.
Принимая во внимание широкий диапазон факторов, влияющих на угоны и хищения транспортных средств, мы ограничимся рассмотрением тех из них, которые чаще оказывают негативное влияние на совершение рассматриваемых преступлений. Это главным образом социально-экономические, социально-психологические, социально-демографические, организационно-управленческие факторы.
По данным нашего исследования, совершение угонов и хищений транспортных средств является в 80% случаев связанным с низким уровнем благосостояния населения. При изучении уголовных дел было выявлено: материальные затруднения вызывают такие чувства как зависть, озлобленность, что становится причиной совершения угонов, а особенно грабежей и разбоев.
Отрицательно сказывается на совершении всех хищений чужого имущества, в том числе угонов и хищений транспортных средств, незанятость отдельных членов общества, особенно молодежи, в сфере производства, но главное в том, что многие граждане не видят перспективы улучшения своего положения. Именно этим объясняются психологические срывы, или, как пишут ученые, «социальные взрывы» в регионах.
Следующим фактором угонов и хищений транспортных средств является рост безработицы (особенно среди молодежи), пропаганда «красивой жизни» в СМИ, понижение образовательного уровня, а значит увеличение количества низкооплачиваемого населения.
К рассматриваемой группе факторов можно отнести и несовершенство экономических отношений, связанных с оборотом автомобилей. Под несовершенством подразумевается дестабилизация рынка, инфляционные процессы, нарушения экономических связей не только внутри государства, но и с зарубежными странами. При этом усиливается значимость теневой экономики.
Следующим фактором совершения преступлений в сфере угонов и хищений транспортных средств является низкий уровень развития автомобильной промышленности, неконкурентоспособность отечественных автомашин на мировом рынке, высокая стоимость автомобилей, произведенных в России.
Высокая стоимость отечественного транспорта делает его менее доступным для населения. Также малопривлекательным фактором, сдерживающим приобретение, является качество автомобилей. Низкий уровень технологических процессов при изготовлении автомобилей, использование устаревших технических параметров и технологического процесса, несоответствие дизайнерским, экологическим требованиям заставляет покупателя отдавать предпочтение иномаркам. Так, например, по данным МВД России за последние 5 лет в основном похищаются автомобили импортного производства: популярны модели «Мерседес», «Ауди», «БМВ», «Тойота», «Фольксваген», «Мицубиси» и др. [12]. Широкая сеть сервисных центров, обслуживающая автомобили иностранного производства, делает привлекательным приобретение иномарок. Но при этом на каждом этапе движения автомобилей отечественного и иностранного производств от изготовления, продажи, покупки, сервиса наблюдается рост криминального влияния, контроля, получения прибылей.
Социально-психологические факторы. Они относятся непосредственно к личности преступника, характеризуют ее внутренний мир. На формирование личности угонщика и похитителя, как указывалось выше, влияют обнищание, сильное имущественное расслоение населения и в связи с этим ослабление контроля в семьях за детьми, в школах за подростками, в училищах и вузах за молодежью и вообще отсутствие условий для воспитания несовершеннолетних, должной организации их образования и досуга, распространение пьянства, алкоголизма и наркомании, их повышенная социальная конфликтность и т.д.
Общеизвестна тесная взаимосвязь преступности и пьянства. Пьянство и алкоголизм, являясь обстоятельствами, способствующими антиобщественному поведению, нередко выступают в роли своего рода катализаторов совершения конкретных преступлений. Вместе с тем несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, пьянство все еще сохраняет определенную распространенность и продолжает выполнять свою криминогенную роль в этиологии многих видов и групп преступлений, в том числе угонов и хищений транспортных средств.
По данным исследований [14, с. 85], каждое третье преступное посягательство на автомобиль совершается лицами в нетрезвом состоянии. Это особенно характерно для угонов, свыше половины которых (60%) совершается под непосредственным воздействием алкоголя. Указанное обстоятельство связано, конечно, с ситуативной природой этих преступлений, их импульсивным характером, открыто пренебрежительным отношением к общественным установкам, составляющим содержание мотивационной сферы их совершения. Алкоголь в таких случаях способствует снижению у преступника чувства ответственности за свое поведение, понижает способность к самоконтролю, правильной оценке своих поступков и способствует противоправному способу самоутверждения. В этом смысле можно сделать вывод о том, что угоны наиболее тесно связаны с пьянством, которое в итоге является криминогенным фактором совершения подавляющего большинства преступлений этого вида. Среди лиц, привлеченных к ответственности за совершение корыстных преступлений, в частности хищений транспортных средств, эти показатели намного ниже.
Вместе с тем незначительная доля хищений транспортных средств, совершенных лицами в нетрезвом состоянии, не должна снижать внимания к проблеме борьбы с пьянством применительно к этим преступлениям. Если пьянство является своеобразным импульсом при совершении подавляющего большинства угонов, для значительного числа хищений транспортных средств оно выступает в аналогичном качестве, только более завуалированном и, следовательно, не менее опасном. Так, например, Е.Р. Ким указывает, что «потребность к алкоголю, к жизни «на широкую ногу», к кутежам присуща большинству участников устойчивых преступных групп, совершающих кражи автомашин [14, с. 86]. Поэтому борьба с пьянством в деле предупреждения как угонов, так и хищений транспортных средств представляет важную и актуальную задачу и, несомненно, должна увязываться с общими усилиями, направленными на ликвидацию этого социального зла.
Социально-демографические факторы. Предупреждение преступлений в сфере угонов и хищений транспортных средств усложняется миграционным процессом в России. Из-за большого притока населения из стран ближнего зарубежья, а также КНР, КНДР и т.д. ухудшилась не только социальная, но и обострилась криминальная обстановка. Во многом преступные посягательства на автотранспорт приобрели устойчивые отличительные черты организованной преступности. Деятельность преступных группировок, специализирующихся на хищении автомашин с целью их сбыта, нередко выходит за рамки одного региона и даже государства, а потому представляет серьезную проблему как для отечественных, так международных и зарубежных правоохранительных органов, приобретая статус транснациональной преступности [15]. По данным Интерпола, около 40% похищенных в странах Западной Европы автомашин реализуются в странах СНГ [16, с. 24], а значит, и в России. Поэтому необходима четкая, согласованная, совместная работа правоохранительных органов и миграционных служб России и зарубежных стран.
Организационно-управленческие факторы. Угоны и хищения имеют высокую латентность. В 90% случаев осужденные, привлеченные к уголовной ответственности, до первого осуждения совершили в среднем по 2-3 угона и 5-6 хищений транспортных средств. Это создает атмосферу безнаказанности, а также вседозволенности среди преступников. Не обеспечивается принцип неотвратимости наказания.
К этому же ряду криминогенных факторов, способствующих повторному совершению угонов и хищений транспортных средств, относится неудовлетворительная в ряде случаев работа органов внутренних дел: некачественное проведение профилактической работы с преступным контингентом из числа осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, формальное установление мест отстоя и разукомплектования похищенных автомобилей, неудовлетворительная работа с потерпевшими, в результате чего потерпевшие, не надеясь на успешную работу милиции, обращаются к криминальным элементам за помощью (около половины всех похищенных автомобилей в стране возвращается владельцам за денежное вознаграждение). Кроме того, на практике следователем, прокурором при решении вопроса об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения также допускаются ошибки. Данные ошибки, по мнению сотрудников органов внутренних дел, специализирующихся на борьбе с кражами и угонами автомобилей и иных транспортных средств, связаны либо с несвоевременным заключением под стражу лиц, совершивших угон или хищение автомобиля, либо вообще оставлением их на свободе. По данным некоторых исследований, около 20% автоворов и автоугонщиков совершили повторные кражи и угоны именно в ходе предварительного расследования по первому преступлению [14, с. 77].
Одним из существенных недостатков расследования уголовных дел по угонам и хищениям (особенно угонам) транспортных средств является ослабление работы по выявлению в процессе следствия конкретных причин и условий, способствующих преступлениям данного вида, принятию предусмотренных законом мер по их устранению. Изучение 20 уголовных дел по угонам транспортных средств показало, что в подавляющем большинстве (в 90%) причины и условия их совершения не выявлялись, либо выявлялись формально. А по выявленным причинам и условиям меры по их устранению органами следствия не принимались.
В деятельности по предупреждению повторных угонов и хищений транспортных средств имеет место нескоординированность работы аппаратов криминальной милиции, ГИБДД, участковых уполномоченных милиции, ППС и т.д. Указанные недостатки во многом зависят и от качественного состава кадров, их профессионализма. Как справедливо указывает Н.И. Пряхина, «недостаточность материального обеспечения органов внутренних дел, интенсивный отток кадров приводят к тому, что сотрудники оперативно-следственного аппарата работают в условиях постоянных перегрузок, что способствует низкому проценту раскрываемости имущественных преступлений» [17, с. 231]. Упущения в оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и раскрытию угонов и хищений транспортных средств во многом являются следствием отсутствия достаточного количества оперуполномоченных, специализирующихся по угонам и хищениям транспортных средств, а также постоянно действующих специализированных оперативных подразделений и следственно-оперативных групп, занимающихся исключительно раскрытием и расследованием рассматриваемой категории преступлений.
Совершению угонов и хищений транспортных средств благоприятствует нехватка гаражей и платных стоянок, надлежащее количество которых могло бы надежно защитить автомобили от преступных посягательств. В крупных городах, где интенсивность преступных посягательств на автомобили особенно велика, практически отсутствует проблема угона личных автомобилей из гаражей и с территории охраняемых стоянок. Поэтому при осуществлении общепрофилактических мероприятий органы внутренних дел должны информировать государственные органы о необходимости расширения этих видов защиты автомобилей, расценивать данный вопрос в качестве составного элемента планов профилактики преступлений, настойчиво добиваться включения мероприятий по устройству охраняемых стоянок в комплексные планы социального развития городов и районов.
Значительное количество угонов и хищений преступниками совершается потому, что хорошо изучив стандартные запирающие устройства и технологию противоугонных систем, они сравнительно легко проникают в салон автомобиля. Здесь следует отметить, что в целом в настоящее время нет оснований говорить о достаточной эффективности противоугонных систем, да и уровень осознания владельцев автомобилей о необходимости использования противоугонных систем пока относительно низок. Только в 50% случаев угонов и 30% хищений транспортное средство было оборудовано противоугонным устройством. Данные цифры подтверждаются исследованиями и других авторов [18, с. 100].
Совершению преступных посягательств на автомобили благоприятствует также беспечность и легкомыслие отдельных водителей, оставляющих автомобили без присмотра, иногда с незапертой дверцей и включенным двигателем, что существенно облегчает доступ преступника к автомобилю. Следует отметить еще одну разновидность беспечности. Нередко водители личных автомашин за определенную плату соглашаются подвозить совершенно незнакомых им лиц и это стремление подзаработать в ряде случаев, заканчивается, как правило, грабежом или разбойным нападением. Несмотря на большую разъяснительную работу, осуществляемую органами внутренних дел среди владельцев личного автотранспорта, эти случаи продолжают иметь место и выступают в качестве наиболее распространенных факторов, способствующих совершению посягательств на автотранспорт.
В ограниченных объемах статьи мы не можем рассмотреть более подробно все факторы, детерминирующие угоны и хищения транспортных средств, но надеемся, что проведенный анализ может оказать определенную помощь в разработке системы мер предупреждения преступности рассматриваемого вида.