Средний возраст парка автомобилей
По итогам 2020 года средний возраст автопарка вырос до 20,7 лет
> Средний возраст парка ТС – 20,7 лет
> Уровень автомобилизации – 199 автомобилей на 1 000 жителей
> ТОП брендов: LADA, Toyota, Volkswagen, Audi, Mercedes-Benz
Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» информирует о структуре парка транспортных средств по состоянию на 1 января 2021 года.
По данным органов адмполиции в Казахстане на учете состоит 4 млн 520 тыс. транспортных средств всех типов. На долю легковых и легких коммерческих автомобилей приходится 3 млн 758 тыс. единиц техники, или 83,2 %. Далее следуют грузовая техника (423,1 тыс. ед.; 9,4%), прицепы и полуприцепы (214,3 тыс. ед.; 4,7%), автобусы (67,9 тыс ед; 1,5%) и мототехника (55,9 тыс ед.; 1,2%).
По результатам 2020 года парк транспортных средств Казахстана увеличился с 4,47 млн. ед. до 4,52 млн ед. (+1,1%). Количество легковых и легких коммерческих автомобилей выросло на 1,3%. Парк автобусов и мототехники сократился на 7,1% и 0,7% соответственно. Количество прицепов и полуприцепов увеличилось на 3,3%, а парк грузовой техники сохранился на прежнем уровне.
Средний возраст парка ТС вырос с 20,5 до 20,7 лет. Данная тенденция затронула все типы транспортных средств. За отчетный период средний возраст легковых автомобилей увеличился с 19,7 до 19,9 лет; грузовиков – с 24,4 до 24,8 лет, прицепов – с 23,9 до 24,3 лет, автобусов – с 18,2 лет до 18,3 лет, мототехники – с 30,1 до 30,2 лет.
Возрастная структура парка легковых автомобилей свидетельствует о превалировании устаревшей техники. Так, практически половину автопарка занимают транспортные средства старше 20 лет (1,88 млн ед.; 49,9%), от 11 до 20 лет – 801,3 тыс. ед. (21,3%), от 8 до 10 лет – 447,2 тыс. ед. (11,9%), от 6 до 7 лет – 312,3 тыс. ед. (8,3%), от 3 до 5 лет – 154,7 тыс. ед. (4,1%), в возрасте от 0 до 2 лет – 166,9 тыс ед. (4,4%).
Наибольшей популярностью среди казахстанских автовладельцев пользуется LADA. На долю этого бренда приходится 19,1% парка, или 716,6 тысяч автомобилей. Следом идут Toyota c долей 13,8% (518,8 тыс. ед.), Volkswagen (7,7%; 290,5 тыс. ед.), Audi (5,7%; 214,9 тыс. ед.), Mercedes-Benz (4,9%; 186,0 тыс. ед.), GAZ (4,2%; 157,0 тыс. ед.), Mitsubishi (4,1%; 152,7 тыс. ед.), Nissan (4,0%; 151,8 тыс. ед.), Hyundai (3,9%; 148,2 тыс. ед.)и Москвич (3,0%; 110,9 тыс. ед.).
В региональном разрезе наибольший парк транспортных средств всех типов находится в г. Алматы (725,3 тыс. ед.; 16,0%), Туркестанской области (438,3 тыс. ед.; 9,7%), Алматинской области (421,6 тыс. ед.; 9,3%), г. Нур-Султане (358,1 тыс. ед.; 7,9%) и Восточно-Казахстанской области (353,3 тыс. ед.; 7,8%).
По состоянию на 1 января 2021 года уровень автомобилизации в Казахстане составил 199 легковых автомобилей на 1 000 жителей республики. В предыдущие годы этот показатель (по сост. на 1 января) складывался следующим образом: 2017 – 211 ед., 2018 – 207 ед., 2019 – 202 ед., 2020 – 199 ед.
Наибольшая плотность легковых автомобилей зафиксирована в городах Алматы – 332 ед. и Нур-Султане – 270 ед., Северо-Казахстанской области – 235 ед., Акмолинской области – 217 ед. и Восточно-Казахстанской области – 211 ед.
«Средний возраст автомобиля — 14 лет»: Моржаретто потребовал сменить автопарк в России
30 декабря 2021, 12:56
Минтруду предложили ввести налоговый вычет до 1 млн рублей при покупке автомобиля. С инициативой выступил директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов. Он отметил необходимость распространить вычет не только на образование и покупку квартиру, но и на приобретение транспорта, поскольку для многих россиян страны наличие транспортного средства необходимо.
Партнер аналитического агентства «Автостат», автоэксперт Игорь Моржаретто в эфире Общественной службы новостей отметил, что эта инициатива не сможет реализоваться в ближайший год. Он отметил, что сперва необходимо заняться обновлением автопарка.
«У нас очень старый парк, средний возраст автомобиля примерно почти 14 лет, и это плохо. Парк у нас стареет, за последние семь лет он постарел на четыре года. И во всем мире в таких случаях принимаются какие-то меры, стимулирующие замену старого автомобиля на новый, у нас в этом смысле работали неплохо в предыдущие годы скидки за утилизацию автомобилей, льготный кредит и так далее. Сейчас эти меры отменены.
Напомним, в России с 1 января 2022 года произойдут ряд изменений, которые отразятся на жизни граждан. Речь идет, в частности, об увеличении минимального размера оплаты труда, индексации пенсией, увеличении материнского капитала, отмене обязательного техосмотра, а также отмене бумажных больничных и обложении новыми налогами банковских вкладов.
МРОТ с нового 2022 года вырастет на 8,5%, достигнув отметки в 13 890 рублей, что отразится на росте заработных плат. Вырастут выплаты семьям с детьми и пособия по нетрудоспособности, привязанные к размеру МРОТ.
Рейтинг регионов РФ по среднему возрасту парка легковых автомобилей
В ходе очередного исследования парка транспортных средств аналитики агентства «АВТОСТАТ» выяснили, что средний возраст легковых автомобилей в России составляет 13,1 года (по состоянию на 1 января 2018 года).
Наименьший средний возраст парка легковых автомобилей зафиксирован в Татарстане – 9,7 года. Только в этом субъекте Российской Федерации он составляет менее 10 лет. В целом ряде регионов Поволжья и Урала средний возраст парка находится в диапазоне от 10 до 12 лет. В Москве и Санкт-Петербурге он равен 10,3 и 10,7 года соответственно.
Всего же в 29 субъектах РФ парк оказывается моложе, чем в целом по стране. В Белгородской области средний возраст местного автопарка (13,1 года) идентичен общероссийскому показателю.
Самый старый парк – на Дальнем Востоке, в некоторых регионах которого средний возраст легковых автомобилей составляет не менее 20 лет (Еврейская АО и Сахалинская область). Высокие показатели и в ряде субъектов Сибири – от 17 до 19 лет. А вот парк самого западного региона нашей страны – Калининградской области – превзошел эту возрастную отметку (19,1 года).
ТОП-15 регионов с наименьшим средним возрастом парка легковых автомобилей
№ | Регион | Средний возраст парка на 01.01.2018, лет |
1 | Республика Татарстан | 9,7 |
2 | Москва | 10,3 |
3 | Санкт-Петербург | 10,7 |
4 | Ханты-Мансийский АО; Югра | 10,7 |
5 | Пермский край | 10,7 |
6 | Самарская область | 11,0 |
7 | Московская область | 11,2 |
8 | Нижегородская область | 11,2 |
9 | Республика Башкортостан | 11,3 |
10 | Удмуртская Республика | 11,4 |
11 | Архангельская область | 11,4 |
12 | Чувашская Республика | 11,6 |
13 | Тюменская область | 11,9 |
14 | Вологодская область | 11,9 |
15 | Республика Марий Эл | 12,0 |
ТОП-15 регионов с наибольшим средним возрастом парка легковых автомобилей
Российский автопарк на начало 2021 года – возраст и структура
Средний возраст 60-миллионного автопарка РФ – 15,2 года
Александр Климнов, фото автора
На онлайн пресс-конференции «Автомобильный парк: на чем ездят россияне?» директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков озвучил цифру размера российского автопарка по состоянию на 1 января 2021 года, который суммарно достиг 60 млн транспортных средств.
Львиную долю (76%) всех транспортных средств составили легковые автомобили, парк которых насчитывает 45 млн. Кстати, «львиная доля» легкового парка (96%) зарегистрирована на физических лиц, а на компании и организации оформлено лишь 4% легковушек, при этом на юрлица зарегистрирован каждый четвертый легковой автомобиль категории Luxury.
Вторым по величине выступает сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV), который занимает в парке 7%, или 4,19 млн. На грузовые автомобили и прицепы/полуприцепы приходится по 6% (3,77 млн и 3,44 млн соответственно). Парк мототехники включает 2,36 млн мотоциклов, мопедов и мотороллеров (4%). Ну, а самой малочисленной категорией ТС в нашей стране остаются автобусы, чья доля составляет менее 1% парка (0,41 млн).
На начало нынешнего года средний возраст российского парка автотранспортных средств составил 15,2 лет. При этом средний возраст самой многочисленной категории автомобилей – легковых машин, составляет всего 13,9 лет и более 40% из них моложе 10 лет. Однако все прочие категории транспорта, можно сказать, удручают: у мотоциклов средний возраст – 28,8 лет (т.е. едва ли не большая часть из них выпущены еще при СССР – авт.), у грузовиков – 21,6 лет. У автобусов (16,6 лет), прицепов/полуприцепов (16 лет) и LCV (15,9 лет) средний возраст тоже выше, чем в целом по парку.
Более 60% всей автомобильной техники было произведено на территории РФ. Причем наиболее явно это очевидно в сегменте грузовиков, 70% которых – именно отечественного производства (а уже исчезнувшая марка ЗИЛ занимает второе место по численности парка – авт.).
Для легковых автомобилей и автобусов данный показатель составляет 63%. Однако именно у легковушек наиболее высока доля иномарок российской сборки (27%). В прочих же категориях данный показатель варьируется от 2% до 6%.
Естественно, что самый большой региональный легковой парк приписан к Москве: здесь сосредоточено 8% всех легковых транспортных средств РФ или 3,6 млн. На втором месте – парк Московской области (2,74 млн), на который приходится 6%. Из нестоличных самый крупный парк – в Краснодарском крае (
2 млн).
По данным агентства «АВТОСТАТ», парк легковых автомобилей России представлен 112 различными марками. При этом свыше 90% его численности приходится всего на 25 марок. В частности, отечественная LADA (ВАЗ) занимает 30,6% в общем парке (по словам Целикова – сколько машин этой марки в год списывается, столько и регистрируется новых), японская Toyota – 9% (за счет массированного ввоза в 1990-2000-х), корейские Hyundai и KIA – 5,3% и 5,2% соответственно (самые быстрорастущие иномарки). Среди марок, доля которых в парке составляет более 3% представлены: Nissan (4,8%), Renault (4,6%), Volkswagen (3,9%), Chevrolet (3,8%) и Ford (3,1%). Если Nissan также был наиболее популярен в 1990-2000-х за счет ввоза праворульных моделей, а сейчас собирает кроссоверы под Питером, то Renault активно развивает продажи за счет кооперации с АВТОВАЗом, ну а Volkswagen освоил сборку автомобилей в Калуге и Нижнем Новгороде. Два же последних американских бренда отличаются большой убылью, так как Chevrolet сократил свое присутствие, да еще и внедлорожник Niva окончательно уступил АВТОВАЗу.
Сегодня в развитых странах мира экологичность автотранспорта вышла на главенствующее место. Поэтому в ряде стран Европы применяются «утилизационные» меры, способствующие выводу из эксплуатации транспортных средств, не соответствующих актуальным нормам токсичности. В России тоже начинают уделять данной теме большее внимание, так на 1 января 2021 года даже нормам Евро-2 (с которых собственно в нашей стране началась борьба за экологию – авт.) не соответствует 58,7% российского грузового парка, 39,2% автобусов, 38,3% LCV и 24,1% легковых машин. Что же касается стандартов Евро-5 и выше, то в нашей стране ему удовлетворяет лишь 3,5% парка автобусов, 8% грузовых автомобилей, 8% LCV и 22,6% легковушек.
Дизельные автомобили занимают в легковом автопарке РФ всего 5%, а вот машин с правым рулем в парке – 8% (что аномально много – авт.). Впрочем, как отмечают эксперты, в разных регионах страны доля праворульных машин заметно отличается. Так, в Приморском крае с правым рулем – 83% всех легковых машин, причем, по словам Целикова, их ввоз из Японии все еще продолжается. Практически во всех субъектах Дальнего Востока этот показатель превышает 50% (он даже иронизировал, что при таком превалировании правого руля этому региону впору переходить на левостороннее движение). При этом, в Москве и Санкт-Петербурге на правый руль приходится лишь 0,22% и 0,31% парка (Почему в Питере больше «праворулек»? Потому что море-океан рядом – авт.).
Отдельно «АВТОСТАТ» рассмотрел легковые автомобили класса Luxury и «распиаренные» электромобили, но это тема для отельной статьи.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
#анализ рынка #это интересно #авто #третий рим
В России вырос средний возраст частных автомобилей
Средний возраст легковых автомобилей в России на начало августа 2020 года составил 13,6 года, по данным аналитического агентства «Автостат». В 2019 году аналогичное исследование агентства показало, что средний возраст автомобилей был чуть меньше — 13,4 года.
Негативные тенденции в российском парке автомобилей набирают обороты: для сравнения, в 2011 году, когда продажи новых автомобилей в стране были на высоком уровне, средний возраст легковушки в РФ составлял 11,8 года. Кардинально ситуация началась ухудшаться после 2014 года, когда рынок новых автомобилей упал практически вдвое из-за снижения курса рубля.
В зависимости от региона возраст локального автопарка может отличаться значительно. Так, в Москве, где уровень зарплат выше, показатель среднего возраста автомобиля составляет 10,2 года, лучше эти цифры только у Татарстана — 10 лет. Схожие данные «Автостат» приводит по Санкт-Петербургу (10,8 года), Ханты-Мансийскому автономному округу (10,8) и Пермскому краю (11,1 года).
А хуже всего с возрастом автомобилей дела обстоят на Камчатке (23,4 года), в Еврейской автономной области (21,7), Приморском крае (21,5), Магаданской области (20,7) и на Сахалине (20,3).
Большие классифайды, где россияне продают автомобили с пробегом, отмечают рост спроса и на запчасти для них. По данным «Авито», в январе-июне этого года россияне искали запчасти с помощью их сервиса на 21% чаще, чем за первую половину 2019 года.
«В этом году россияне чаще делают выбор в пользу подержанных автомобилей. Соотношение сделок по покупке подержанных и новых автомобилей впервые в истории российского авторынка достигло 5 к 1. На этом фоне растет спрос на ремонтные работы и автозапчасти.
Кроме того, спрос подстегивает то, что водители, отказавшиеся от покупки автомобиля в этом году, инвестируют в ремонт уже имеющегося транспортного средства»,
— рассказывал ранее руководитель направления «Авито Запчасти» Александр Куроптев.
Отрицательная динамика автопарка совпадает с кривой курса российской валюты, которая в 2014 году пошла стремительно вниз, считает автоэксперт Сергей Ифанов. С того времени рубль обесценился практически вдвое по отношению к ключевым валютам, в которых происходят сделки по закупке автомобилей для российского рынка, а также комплектующих для сборки машин на территории РФ, напомнил он.
«Если сравнивать нынешние показатели продаж, то рынок новых машин к 2014 году обвалился практически вдвое. Из-за этого существенно замедлилось омоложение вторичного рынка.
То есть в продажу поступает все меньше трехлетних и пятилетних машин после первого покупателя, которые как молодая кровь обновляют авторынок страны.
Но негативная ситуация сейчас только набирает оборот — в этом году рынок сократится еще сильнее», — предупреждает эксперт.
Если не брать отдельные регионы России, пока что средний возраст автомобилей сопоставим с некоторыми европейскими странами. К примеру, по данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), в Польше, Литве и Словакии средний возраст машин — 13,9 года, а в целом по Евросоюзу — 10,6 года. В США, по данным компании IHS Markit, аналогичный показатель составляет 11,9 года.
Однако сравнивать автомобили в Европе и США с российскими некорректно, считают специалисты.
«В сравнении с развитыми странами в России за один и тот же срок машина подвергается более жесткому режиму эксплуатации.
Сюда входит некачественный бензин, о чем неоднократно говорит Росстандарт, а также плохие дороги, перепробеги между процедурами ТО, ремонт некачественными запчастями либо деталями с разбитых машин на авторазборках.
Ну, и конечно, наш климат — частые переходы температуры за ноль градусов и обратно и вездесущий реагент, разрушающий все узлы автомобиля», — объясняет Ифанов.
Из-за этого в России машины быстрее изнашиваются, а риск ДТП по вине отказа той или иной системы автомобиля резко возрастает, отмечает он. В России действуют программы поддержки спроса, в 2020 году на них выделено суммарно 45 млрд рублей, но и они не смогут решить проблемы старения автопарка, говорит лидер движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин.
Главная проблема — падение реальных доходов граждан страны, и пока они не начнут расти, автопарк будет продолжать превращаться в «автохлам», заключил правозащитник.