Средства повышения проходимости автомобилей и их применение эвакуация неисправных автомобилей
Средства повышения проходимости автомобильной техники
Быстрое перемещение войск и перевозка различных грузов на автомобилях в указанных условиях возможны только при их высокой проходимости, которой обладают армейские полноприводные автомобили многоцелевого назначения.
Средствами повышения проходимости называются приспособления, обеспечивающие увеличение сцепления ведущих колес с грунтом, снижение удельного давления колес на грунт, а также самовытаскивание застрявших автомобилей. Наиболее распространенными из них являются цепи противоскольжения, противобуксаторы, браслеты, лебедки, самовытаскиватели, а также подручные средства. Все колесные и гусеничные машины укомплектовываются шанцевым инструментом, а также средствами повышения проходимости и буксирования согласно существующему табелю.
Рис. 1. Средствами повышения проходимости (СЛАЙД № 23)
Цепи противоскольжения.
По своему устройству цепи противоскольжения делятся на мелкозвенчатые, траковые и гусеничные.
Мелкозвенчатые цепи (рис. 2) используются для повышения проходимости неполноприводных автомобилей по мягким грунтовым дорогам, снежной целине, скользким и обледенелым дорогам, а также при работе в горных условиях.
Комплект на автомобиле включает две цепи противоскольжения, каждая из которых состоит из продольных и поперечных цепей и замковых устройств для крепления их на колеса. Они изготовляются для одинарных и для сдвоенных колес. Перевозятся цепи в инструментальном ящике.
Рис. 2. Мелкозвенчатая цепь противоскольжения для одинарных колес (СЛАЙД № 24)
1 – продольная цепь; 2 – поперечная цепь; 3 – соединительное звено; 4 – замок
Для того чтобы надеть цепи противоскольжения, необходимо расположить их спереди или сзади ведущих колес автомобиля по колее, пустить двигатель, включить низшую передачу и наехать ведущими колесами на середину цепей, затем натянуть цепи колеса и соединить их концы замками.
Правильным считается такое натяжение, при котором средняя часть поперечной цепи может перемещаться по покрышке колеса на расстояние 10-20 мм. Слишком тугое натяжение цепей приводит к их быстрому износу, а слабо натянутые цепи издают сильный шум при движении машины. Время надевания цепей на колеса автомобиля составляет в среднем 15 мин, а снятия и укладки – 10 мин.
Траковые цепи (рис. 3) предназначены для повышения проходимости автомобилей со сдвоенными ведущими колесами в особо тяжелых дорожных условиях: при движении по грунтовой дороге в распутицу, по снежной целине, заболоченному лугу. Траковая цепь состоит из траков с гребнями, межтраковых цепей, замков и крепежной цепи.
Рис. 3. Траковая цепь ( СЛАЙД № 25)
Комплект на автомобиле включает две цепи, перевозится он в кузове автомобиля. Траковые цепи монтируют на ведущие колеса автомобиля аналогично мелкозвенчатым.
Гусеничные цепи противоскольжения (рис. 4) предназначены для повышения проходимости трехосных автомобилей в особо тяжелых дорожных условиях. Гусеничная цепь состоит из траков с гребнями, межтраковых цепей и соединительного пальца. В комплект входят две гусеничные цепи, которые, как и траковые, перевозятся в кузове автомобиля. Для облегчения надевания гусеничных цепей на колеса автомобиля применяют специальное натяжное устройство.
Рис. 4. Гусеничная цепь ( СЛАЙД № 26)
Цепи противоскольжения следует надевать на колеса при подъезде автомобиля к труднопроходимому участку местности и снимать их после его преодоления, так как при длительном движении с цепями по дорогам с твердым покрытием быстро выходят из строя шины, изнашиваются цепи, повышается расход горючего и разрушается покрытие дороги.
Противобуксаторы.
Для предотвращения буксования автомобилей со сдвоенными ведущими колесами при движении по мягкому грунту, снежной целине или песку применяются противобуксаторы (рис. 5).
Рис. 5. Противобуксатор ( СЛАЙД № 27)
1 – цепь; 2 – болт с гайкой; 3 – зацеп
Противобуксаторпредставляет собой сварную металлическую конструкцию, состоящую из продольных и поперечных угольников с зацепами.
При буксовании автомобиля необходимо на задние сдвоенные колеса надеть браслеты, подложить противобуксаторы узкими концами под задние колеса так, как указано на рис. 5, включить пониженную передачу и начать движение. Колеса, вращаясь, захватят браслетами зацепы противобуксаторов, благодаря чему будет обеспечено поступательное движение автомобиля.
При отсутствии противобуксаторов для повышения проходимости машин при движении по мягким грунтам могут применяться съемные браслеты или противобуксовочные колодки (рис. 6).
Рис. 6. Противобуксовочные колодки и браслеты ( СЛАЙД № 28)
Лебедка.
Если автомобиль снабжен лебедкой, то ее можно использовать при преодолении особо тяжелых участков пути для самовытаскивания и для оказания помощи застрявшим автомобилям.
Для самовытаскивания застрявшего автомобиля, оборудованного лебедкой, необходимо выключить муфту включения барабана лебедки, размотать вручную трос на необходимую длину и закрепить конец троса за какой-нибудь местный предмет: пень, дерево и др. (рис. 7).
Рис. 7. Самовытаскивание автомобиля с помощью лебедки ( СЛАЙД № 29)
Если таких предметов нет, можно закрепить трос за другой автомобиль, предварительно затормозив его рабочим стояночным тормозом, или применить для крепления троса специальные приспособления, называемые анкерами или якорями (рис. 8).
Закрепив конец троса, включить муфту и начать подтягивание автомобиля. Для облегчения работы лебедки при самовытаскивании рекомендуется включить первую передачу в коробке передач и одновременно с лебедкой включить ведущие мосты автомобиля.
В целях увеличения силы тяги при пользовании лебедкой, а также в случаях, когда наматываемый трос направлен к барабану под углом более 15° относительно продольной оси автомобиля, применяют блоки.
Закончив подтягивание автомобиля, необходимо отсоединить трос от местного предмета или якоря, очистить его от грязи и намотать под нагрузкой на барабан и закрепить в положении для движения автомобиля.
Рис. 8. Якорные устройства ( СЛАЙД № 30)
а – горизонтальный анкер; б – плоский якорь
Средства повышения проходимости автомобилей и их применение эвакуация неисправных автомобилей
Глава 17. Подготовка автомобилей к использованию в условиях бездорожья и ночью
Средства повышения проходимости
Армейским автомобилям, как правило, приходится двигаться в тяжелых дорожных условиях.
Современные армейские автомобили обладают высокой проходимостью, но в некоторых случаях, особенно в гололедицу, при эксплуатации машин в горах, песчаной и болотистой местности, возникает необходимость применять вспомогательные средства, называемые эксплуатационными средствами повышения проходимости. К ним относятся цепи противоскольжения, самовытаскиватели, противобуксаторы, колейные мостики и подручные средства.
Эксплуатационные средства повышения проходимости обеспечивают понижение удельного давления колес автомобиля на грунт, увеличение сцепления колес с грунтом и самовытаскивание автомобиля при застревании.
Цепи противоскольжения
Цепи противоскольжения улучшают зацепление колес с грунтом. Они делятся на мелкозвенчатые, траковые и гусеничные.
Мелкозвенчатые цепи состоят из продольных и поперечных цепей и замковых устройств.
Чтобы надеть цепи, их раскладывают около ведущих колес автомобиля (спереди или сзади ведущих колес), запускают двигатель, включают низшую передачу и устанавливают автомобиль ведущими колесами на середине цепей, затем натягивают цепи на колеса и концы их соединяют замками.
Цепи должны плотно прилегать к покрышкам; слабо натянутые цепи сильно гремят при движении автомобиля, а при очень тугом натяжении они быстро изнашиваются.
Траковые цепи (рис. 131) предназначены для повышения проходимости автомобилей со сдвоенными ведущими колесами и в особо тяжелых дорожных условиях, например при движении автомобиля в распутицу по грунтовой дороге, по снегу (вне дорог) и по заболоченным участкам пути,
Траковая цепь состоит из траков с клиньями для предотвращения спадания цепей, замков и крепежной цепи. В комплект входят две цепи. Одна цепь автомобиля ЗИЛ-164 весит 43 кг.
Рис. 131. Траковая цепь
Чтобы надеть цепи, их располагают около ведущих колес автомобиля (сзади или спереди ведущих колес). Концы межтраковых цепей закрепляют за диски колес при помощи крепежных цепей, запускают двигатель, включают низшую передачу и наезжают ведущими колесами на цепи. При этом цепи охватывают колеса и натягиваются. Затем концевые цепи соединяют замками. Укладываются цепи в кузове автомобиля.
Рис. 132. Гусеничная цепь
Гусеничная цепь (рис. 132) предназначена для повышения проходимости трехосного автомобиля в особо тяжелых дорожных условиях; состоит она из траков, межтраковых цепей и соединительного пальца.
В комплект входят две гусеничные цепи и натяжйое устройство, при помощи которого цепи надеваются на колеса. Одна цепь автомобиля ЗИЛ-l5l весит 60 кг.
При монтаже цепей их располагают за задними колесами автомобиля. Затем запускают двигатель, включают передачу заднего хода и наезжают колесами на среднюю часть цепей. Концы цепей накидывают на колеса среднего и заднего ведущего мостов и соединяют пальцем, после чего зашплинтовывают его проволокой.
Цепи укладываются в кузове автомобиля.
Длительное применение цепей всех типов повышает износ шин автомобиля, особенно при движении по твердому грунту, поэтому цепи следует снимать, как только необходимость в них отпадает.
Самовытаскиватели
Для вывода застрявшего автомобиля без посторонней помощи пользуются самовытаскивателями.
Для самовытаскивания автомобилей со сдвоенными задними колесами можно применять два троса или веревки диаметром примерно 20 мм. Концы веревок продевают между дисками колес и закрепляют на ступицах. На местности выбирают упоры, за которые укрепляют веревки; затем запускают двигатель, включают низшую передачу и начинают плавное движение. Веревки при этом натягиваются, вытаскивая застрявший автомобиль.
Рис. 133. Самовытаскиватель-якорь
Для самовытаскивания застрявшего автомобиля самовытаскиватель-якорь устанавливают около передних колес автомобиля грунтозацепами вниз и крюками для закрепления цепей к колесам, автомобиля. Цепи присоединяют к крюкам якорей и к ведущим колесам автомобиля; затем запускают двигатель, включают первую передачу и начинают движение. При движении автомобиля цепи наматываются на диски колес и подтягивают якоря под передние колеса. Передние колеса, наезжая на якоря и вдавливая их в грунт, обеспечивают надежное сцепление якорей с грунтом. В дальнейшем цепи, наматываясь на диски колес, вытаскивают застрявший автомобиль, продвигая его вперед.
Если передние колеса прошли всю поверхность якорей, а автомобиль еще не может двигаться своим ходом, якоря переставляют вперед и повторяют все сначала.
Лебедка-самовытаскиватель для автомобилей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 состоит из двух фланцев, прикрепленных постоянно
к ступицам ведущих колес, двух съемных барабанов и двух тросов. Для правильного направления троса на барабаны в передней части автомобиля (при самовытаскивании его вперед) устанавливаются направляющие ролики.
Лебедка-самовытаскиватель может быть изготовлена средствами воинской части.
Оборудование автомобиля лебедкой-самовытаскивателем заключается в установке фланцев на ступицы ведущих колес, для чего отвертывают гайки шпилек крепления полуосей, устанавливают фланцы на шпильки и закрепляют их гайками. Съемные барабаны с намотанным на них тросом перевозятся в кузове автомобиля и устанавливаются на фланцы непосредственно перед пользованием лебедкой-самовытаскивателем.
Для самовытаскивания автомобиля с использованием лебедки-самовытаскивателя тросы с барабанов разматывают по направлению движения автомобиля; барабаны с закрепленными на них концами тросов устанавливают на фланцы ведущих колес, а тросы продевают в направляющие ролики. Свободные концы тросов закрепляют за деревья, пни, столбы или якорь. Затем запускают двигатель, включают первую передачу или передачу заднего хода (при самовытаскивании автомобиля назад) и при средних оборотax коленчатого вала двигатели плавно включают сцепление. Тросы наматываются на барабаны, вытаскивая застрявший автомобиль.
Лебедка-самовытаскиватель для автомобиля ГАЗ-63 состоит из двух дисков, двух тросов и двух якорей. Оборудование автомобиля лебедкой-самовытаскивателем заключается в установке дисков на ступицы передних колес, для чего отвертывают гайки крепления втулок ведущих фланцев полуосей, устанавливают диски на шпильки и закрепляют их гайками.
Для самовытаскивания застрявшего автомобиля закрепляют осы за диски лебедки, разматывают и располагают их в направлении выезда автомобиля. Другие концы тросов закрепляют на местности. Запускают двигатель и на средних оборотах коленчатого вала начинают двигаться с включенным передним мостом и на низшей передаче. Тросы при эхом наматываются на ступицы передних колес, вытаскивая застрявший автомобиль.
Для самовытаскивания тяжело застрявшего автомобиля применяют стрелу-двуногу (рис. 135).
Чтобы увеличить сцепление колес с грунтом при буксовании на мягком грунте, снежной целине или на скользкой дороге, применяют противобуксаторы, противобуксовочные колодки и браслеты.
Противобуксаторы
Противобуксатор (рис. 136) состоит из двух продольных угольников с зацепами, шести поперечных угольников, сваренных вместе, и двух цепей. На задние сдвоенные колеса автомобиля надевают цепи, противобуксаторы подкладывают под задние колеса, включают первую передачу и начинают движение, При вращении колес цепи захватывают зацепы противобуксаторов, а угольники противобуксатора углубляются в грунт, обеспечивая хорошее сцепление с грунтом; в результате автомобиль начинает двигаться.
В некоторых случаях для вывода буксующего автомобиля можно при менить довольно простой прием: подготовив выезд для автомобиля, вывернуть искровые зажигательные свечи и, включив первую передачу или передачу заднего хода, вращать коленчатый вал пусковой рукояткой. Так как колеса вращаются медленно, буксования их не происходит и автомобиль удается вывести.
Колейные мостики
Для преодаления автомобилями канав, траншей и кюветов при съезде с дороги применяют колейные мостики (рис. 137) из бревен и досок.
Комплект состоит из двух мостиковв, которые крепятся на боковых (наружных) бортах кузова или на платформе.
Рис. 137. Применение колейных мостиков
Подручные средства
К подручным средствам повышения проходимости автомобилей относятся: дорожки из прутьев, пучки, из хвороста, песок, дерн и деревянные ваги для вывешивания застрявших колес автомобиля.
Колодки и горный тормоз
При эксплуатации автомобилей в горах, помимо средств повышения проходимости, применяют приспособления для обеспечения безопасности движения. Эти приспособления надежно удерживают автомобиль на подъемах при откате и вынужденных остановках.
Наиболее широко распространены колодки и горный тормоз. Колодки (рис. 138) обеспечивают надежную стоянку автомобиля или автопоезда на подъеме или на спуске, а также предотвращают самопроизвольный откат автомобиля (автопоезда) назад при вынужденных остановках. В комплект для одного автомобиля входят две колодки, а для автопоезда-четыре колодки.
Во избежание несчастного случая при подкладывании колодок под колеса нельзя становиться против колес со стороны спуска.
Рис. 139. Горный тормоз
Горный тормоз (рис. 139), или горный рельс, предназначен для автоматической остановки автомобиля (автопоезда) при самопроизвольном откате назад или при сползании на подъеме. Горный рельс подвешивают к раме за задним мостом на натяжных цепях. Свободные концы цепей крепятся болтами и гайками к угольникам рамы. Длина натяжных цепей должна быть такой, чтобы задние колеса автомобиля наезжали на рельс, но не переезжали его. Короткими цепями рельс присоединяют к кожухам полуосей заднего моста. При самопроизвольном откате автомобиля назад его задние колеса наезжают на горный рельс, который входит в зацепление с грунтом; натяжные цепи натягиваются, и автомобиль останавливается.
В нерабочем положении рельс на цепях подвешивают вплотную к раме автомобиля; для этого короткие цепи отсоединяют от кожуха полуосей и рельс, вращая вокруг своей оси, поднимают к раме автомобиля.
Средства повышения проходимости и самовытаскивания автомобиля
Цепи противоскольжения — наиболее распространенное средство повышения проходимости автомобиля. Чтобы надеть на колеса цепи противоскольжения, нужно разложить их спереди или сзади автомобиля точно по его колее и осторожно въехать на середину цепей. После этого цепи натягивают и концы их соединяют замками. Правильно смонтированные цепи должны иметь небольшое свободное перемещение относительно покрышек колес.
По своей конструкции цеди противоскольжения бывают:
Мелкозвенчатые цепи используются для обеспечения движения автомобиля по мягким грунтам, снежной целине, скользким и обледенелым дорогам, а также в горных районах. Устанавливая цепи, их надо натягивать так, чтобы среднюю часть поперечных цепей можно было бы легко переместить по покрышке колеса на расстояние 10—20 мм.
Рис. Мелкозвенчатые цепи противоскольжения: а — для одинарных колес; б — для сдвоенных колес; в — смонтированные на колесах автомобиля
Рис. Траковые цепи противоскольжения: а — в развернутом виде: б — смонтированные на колесах автомобили
Рис. Гусеничные цепи противоскольжения: а — в развернутом виде; б — смонтированные на колесах автомобиля
Траковые цепи используются при движении по мягким размокшим грунтам, разбитым грунтовым дорогам и в распутицу, по заболоченной местности и снежной целине.
Натяжение траковой цепи считается правильным, если один из ее траков усилием руки может быть поднят над покрышкой колеса на 5—8 мм.
Гусеничные цепи используются при движении по очень мягким грунтам, заболоченной местности и снежной целине. Эти цепи применяются для трехосных автомобилей и крепятся на колесах среднего и заднего ведущих мостов.
Правильным натяжением гусеничной цепи считается такое, при котором провисание ее верхней ветви между колесами составляет 10—15 мм.
После преодоления труднопроходимого участка цепи противоскольжения снимаются, в противном случае быстро изнашиваются цепи противоскольжения и автомобильные покрышки, повышается расход горючего и разрушается покрытие дорог.
Лебедка автомобиля используется как для самовытаскивания, так и для вытаскивания застрявшего автомобиля (прицепа). Для самовытаскивания застрявшего автомобиля (рис. а) сначала выключают муфту включения барабана лебедки, разматывают трос на необходимую длину и закрепляют его за столб, пень, дерево, большой валун или за другой местный неподвижный предмет. Затем включают муфту включения барабана лебедки, запускают двигатель, включают первую передачу коробки отбора мощности и начинают подтягивать автомобиль на средних оборотах коленчатого вала двигателя. Для облегчения работы лебедки предварительно откапывают колеса застрявшего автомобиля и расчищают грунт под передним и задним мостами автомобиля.
Рис. Применение лебедки: а — для самовытаскивания автомобиля; б — для вытаскивания другого автомобиля
Рис. Приспособления, применяемые в качестве опоры при самовытаскивании автомобиля лебедкой: а — горизонтальный анкер; б — вертикальный анкер; в — складной плоский якорь; г — штопор
Если для самовытаскивания застрявшего автомобиля недостаточно силы тяги лебедки, применяют блок (рис. б). Усилие, прилагаемое к вытаскиванию автомобиля, в этом случае увеличивается.
Если для крепления троса нет подходящих местных предметов, то трос можно закрепить за другой автомобиль, надежно его затормозив, за анкеры, вкопанные в грунт, за складные якори или за штопоры.
При вытаскивании другого автомобиля автомобиль с лебедкой устанавливают на твердом грунте и затормаживают. При необходимости подкладывают под его колеса тормозные подкладки или закрепляют автомобиль тросом за какой-либо упор на местности.
Рис. Якорь-самовытаскиватель: а — схема установки; б — установленный на местности
Якорь-самовытаскиватель используется для вывода автомобиля, застрявшего ведущими колесами в мягком грунте (снегу). Для этого якорь-самовытаскиватель устанавливают перед передними колесами по ходу движения автомобиля. Цепь каждого якоря пропускают между дисками ведущих сдвоенных колес. Свободный конец цепи продевается через окно в диске наружного колеса и закрепляется на ступице. После этого включают первую передачу и начинают движение. Во время движения цепи наматываются на ступицу между дисками задних колес автомобиля, подтягивая якори под передние колеса. Дальнейшее укорачивание длины цепей в результате их наматывания приводит к тому, что автомобиль начинает двигаться вперед, выезжает из углубления в грунте (снегу) и двигается до тех пор, пока, передние колеса не выходят за передний край якорей. Если в дальнейшем нет необходимости использовать якори, они снимаются, очищаются от грунта (снега) и укладываются на отведенное для них место. Если же однократное использование якорей-самовытаскивателей на данном месте не дало результатов, прием повторяют.
Противобуксатор является наиболее простым и надежным приспособлением для вывода автомобиля из препятствия при буксовании сдвоенных ведущих колес.
Рис. Противобуксатор: а — схема установки; б — установленный на местности
Чтобы использовать противобуксатор, на задние сдвоенные колеса автомобиля надевают цепи-браслеты, под задние колеса укладывают противобуксаторы, включают первую передачу и начинают движение вперед. При этом надетые на колеса цепи захватывают зацепы противобуксаторов и обеспечивают принудительное зацепление колес с противобуксаторами, в результате чего автомобиль выходит из препятствия.
Противобуксовочные колодки и браслеты применяются для предотвращения буксования ведущих колес на мягких грунтах и скользких дорогах.
Рис. Противобуксовочные колодка и браслеты: а — колодка; б — браслеты
Дорожки из прутьев и фашины используются при движении автомобилей по болотистой местности и сыпучим пескам. При подъезде к препятствию дорожки раскладывают по ширине колеи автомобиля. Во избежание повреждения дорожек бугры и кочки на пути укладки дорожек нужно обходить или срезать.
Рис. Дорожки из прутьев и фашины: а — дорожки; б — укладка фашин