Срок службы гелевого аккумулятора 12в для авто
Особенности гелевых аккумуляторов
Особенности гелевых аккумуляторов
На сегодняшний день гелевые аккумуляторы являются одним из наиболее популярных и перспективных источников питания. Современные производители АКБ шагнули далеко вперёд и наделили новые устройства питания достойными преимуществами. Гелевые аккумуляторы отличаются большей ёмкостью, высокими показателями выходного заряда, а также отличными техническими характеристиками. В связи с тем, что гелевые аккумуляторы во многом превосходят привычные аналоги, данный вид АКБ все чаще используется владельцами транспортных средств. Немалая часть автолюбителей интересуется устройством и принципов функционирования составляющих ТС и, в частности, современных АКБ. Поэтому поговорим о гелевых АКБ подробнее.
Параметры гелевых аккумуляторов.
Несмотря на то что характеристики гелевых аккумуляторов продолжают поражать автомобилистов, устройство самого АКБ также остается схожим с привычным свинцового — кислотным аккумулятором. Все же, гелевая батарея имеет несколько особенностей, которые и объясняют характерные преимущества. Так же как и кислотно свинцовая батарея, гелевая АКБ имеет в составе пластины и электролит. Но, характерным отличие гелевых аккумуляторов является состояние электролита. Как известно, в свинцовых аккумуляторах электролит имеет жидкий вид. Как становится ясно из названия в современных АКБ электролит находится в гелевой консистенции. При этом данного состояния электролита можно добиться несколькими способами.
Различия гелевых аккумуляторов.
Одной из наиболее популярных является методика производства гелевых АКБ при которой необходимое состояние получают путем добавления в рабочий состав частиц кремния. Также нередко можно встретить электролита на основе стекловолокна. В данной конструкции используют специальный наполнитель, который состоит из стекловолокна. В таком случае оптимальная консистенция получается благодаря физическому воздействию, в то время как иные технологии подразумевают использование химических реакций.
Аналогичные методики появились много лет назад, но получили активное применение только с момента освоения космического пространства. Гелевые аккумуляторы, с принципиально новым видом электролита стали отвечать всем требованиям полёта. Явным недостатком обычных аккумуляторных батарей был электролита в жидком виде. Такие аккумуляторные батареи не соответствовали требованиям полёта, поскольку электролит в ходе использования менял свою плотность и нередко вытекал. Поэтому началось активное развитие гелевых аккумуляторов, которые имели наиболее подходящие характеристики.
Преимущества и недостатки гелевых АКБ.
Одним из явных преимуществ гелевых АКБ, является одинаково продуктивность в любом положении. Благодаря гелевому электролиту, батарею можно переворачивать в то время, как рабочий состав мне будет растекаться. Также гелевая батареи является более безопасной и экологичной. В случае нарушения герметичности батареи, электролит не будет вытекать из корпуса. В составе привычный аккумуляторной батареи находится свинец и серной кислоты, который постоянно взаимодействуют в ходе эксплуатации. В результате продолжительного использования кислота выветривается, а на её месте образуется вода.
В ходе эксплуатации привычной батареи, жидкий электролит выделяет большое количество газа, что делает данный вид АКБ менее практичным. В то время как, гелевый электролит не пропускает газ за поверхность корпуса АКБ. Газ задерживается в парах геля и не выходит наружу, сохраняя безопасность обладателя. Современные аккумуляторы, в большей степени является жидкостными. При этом тонкий слой стекловолокна позволяет добиться необходимой консистенции электролита. При такой конструкции аккумуляторной батареи, рабочий состав находится в оборудованных сепараторах, которые также выполняют функцию отделения пластин.
Оболочка такого аккумулятора полностью герметична и не требует отдельного ухода. Данный параметр делает батарею более безопасной и позволяет функционировать и в любом положении. Даже при повреждении корпуса АКБ, электролит сохранится в составе оболочки. При этом, данный вид АКБ невосприимчив к изменению температурных условий. Также можно отметить что данный вид батарей не боится масштабных разрядов. АКБ имеет большее количество резервов. Гелевые аккумуляторы при соблюдении условий использования обладают достаточно большим сроком эксплуатации. Как известно, для того чтобы вывести гелевый аккумулятор из строя, необходимо в значительной мере нарушить условия использования или подвергнуть корпус батареи серьезным механическим повреждениям.
Но, несмотря на ряд достойных преимуществ, такой тип аккумуляторов имеет характерные недостатки.
Первое что необходимо отметить, гелевый аккумулятор плохо переносит перезаряд. Это является одним из наиболее уязвимых мест данного аккумулятора. В случае перезаряда, срок эксплуатации гелевого аккумулятора сокращается в несколько раз. В связи с этим возникают серьезные требования к состоянию бортовой электроники транспортного средства на котором будет использоваться данный вид аккумуляторной батареи. Для сохранения срока эксплуатации гелевой батареи, генератор автомобиля должен находиться в хорошем состоянии, в то время как натяжка ремня привода генератора должна соответствовать норме.
Именно чувствительность к перезаряду не позволяла использовать гелевый аккумулятор на транспортном средстве ранее. Но, современные производители во многом увеличили производительность и безопасность аккумуляторной батареи, что позволяет использовать её для питания бортовой сети автомобиля сегодня и получать максимальную продуктивность. Также в ходе развития автомобилестроения увеличились качество и безопасность бортовой сети транспортного средства, что делает использование современных батарей полностью безопасным.
Несмотря на чувствительность к перезаряду, рассматриваемый вид АКБ спокойно относится к масштабным разрядам. Даже в случае, если напряжение аккумулятора падает до 10 В, батарея сохраняет срок эксплуатации и не выходит из строя. Дело в том, что даже при критическом разряде электролит не испаряется и соответственно пластины не начинают окисляться. Поэтому даже при минимальном напряжение АКБ прослужит 1500 циклов заряда и разряда. Данный параметр гелевой АКБ делает её практически уникальной, аналогов которой на сегодняшний день неизвестно.
Несмотря на технические характеристики, которые во многом превосходит привычное аналоги, гелевые аккумуляторы имеют небольшие размеры – благодаря компактной компоновке. Относительно недавно стали применять спиральную компоновку аккумуляторной батареи. При такой конструкции АКБ пластина выполняется в виде спирали, в то время как, В её центре находится сепаратор с электролитом.
Характерные преимущества гелевых аккумуляторов, делают их практически незаменимыми для транспортных средств участвующих в ралли, а также для автомобилей, эксплуатируемых в сложных погодных условиях. Благодаря постоянство тока и надёжности в эксплуатации, такая календарная батарея послужит отличным источником для качественной аудиосистемы. В связи с тем, что данный вид батареи не выделяет газа, АКБ можно спокойно размещается прямо в салоне транспортного средства. Таким образом, можно снизить количество проводки, повысив безопасность бортовой сети транспортного средства. Конечно, одним из наиболее распространённых недостатков современных аккумуляторной батареи является высокая цена. При выборе аккумулятора, стоит отдавать свое предпочтение проверенным производителям.
Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
Изменяются автомобили, их комплектующие, но десятилетиями остается прежним громоздкий свинцовый аккумулятор. Уже есть легкие, компактные емкие литиевые батареи, AGM и GEL аккумуляторы. К сожалению, 90 % автопарка по-прежнему работает на свинцово-кислотных АКБ. Предлагаем объективно оценить одну из новинок – гелевый аккумулятор и его перспективность для моторной техники.
Устройство гелевого аккумулятора автомобиля
Известно, свинцовый аккумулятор требует контроля состояния элементов. В нем происходит сульфатирование и осыпание пластин, короткое замыкание. Возможны трещины корпуса, протечки электролита.
В гелевом аккумуляторе пластины выполнены из чистого свинца, что улучшает проводимость. Тот же электролит на основе серной кислоты не изменит свою плотность – он внедрен в селикогель. Все беды, грозившие жидкой среде АКБ, отсутствуют.
Залитые жидкой массой электролита пластины всегда остаются в затвердевшей пористой массе. Переносчиком зарядов являются кислородные ионы. Соединяясь с ионами водорода, они превращаются в воду, но остаются в шариках селикогеля. Нет испарений, протечек. Гелевый аккумулятор можно ставить на машину хоть на бок – это не влияет на работоспособность.
Силами ученых и проектировщиков создан легкий, компактный необслуживаемый прибор с призматическими или цилиндрическими банками – гелевый аккумулятор. Производитель дает гарантию на АКБ для автомобиля 5 лет, обещает срок службы до 15 лет.
Гелевый аккумулятор для автомобиля – плюсы и минусы
Гелевый аккумулятор для автомобиля имеет технические преимущества перед свинцовым аккумулятором:
Однако недостатки, связанные с суровым климатом, стоимостью и состоянием российского парка авто, сводят все достоинства гелевых АКБ в нашей стране к нулю.
Для отечественных возрастных машин этот вариант совсем не рассматривается. Гель в банках сохраняет свою структуру при напряжении до 16 В. Случись, откажет реле напряжения, поднимется значение до 17 В, и гель растает невозвратно. Гелевый аккумулятор придет в негодность, а свинцовый выдержит. Стоит ли покупать новинку на автомобиль с ненадежной бортовой системой?
Сколько стоят гелевые аккумуляторы для легкового автомобиля? Пока в среднем 15000-16000 рублей. Несмотря на их долгий срок службы, на эти деньги можно купить 3-4 привычных, адаптированных к условиям эксплуатации свинцовых аккумулятора на машину.
Разобравшись с плюсами и минусами гелевых автомобильных аккумуляторов можно придти к компромиссному решению. Новые авто с хорошей регулировкой напряжения в бортовой электрической схеме, имеющие теплый бокс на зиму нужно оборудовать гелевой АКБ. Она легкая, не требует обслуживания, имеет массу преимуществ по экологии и престижна.
Гелевые аккумуляторы 12 вольт для автомобиля
Одной из характеристик аккумуляторов считают номинальное напряжение. АКБ на 12 В используют на мототехнике, и легких автомобилях. Они производят пусковой ток 200 А/ч, быстро восстанавливают заряд. Аккумулятор не требует обслуживания. При перевертывании техники, гель остается в корпусе, не вытекая.
Только специалисты СТО, ведущие плановое обслуживание автомобиля, могут дать рекомендацию по выбору гелевого аккумулятора. И тогда от использования устройства будут только плюсы.
Гелевый аккумулятор для автомобиля 65 А/ч
В зависимости от назначения гелевых аккумуляторов, они рассчитаны на определенного типа нагрузки. Так различные по направленности АКБ бренда «Оптима» можно классифицировать по цвету крышек цилиндрических банок. Гелевые аккумуляторы на 12 вольт, разной емкости предназначены:
Здесь выпускают аккумуляторы на 12 В емкостью от 38 до 90 А/ч, отличаются изделия габаритами и ценой. Так гелевый аккумулятор для автомобиля «Оптима» 75 Blue TOP8052-188-75 Ач стоит 21 тысячу рублей, а емкостью 55 А/ч 17650 рублей. Батарею комплектуют из разного количества банок.
Призматические батареи с гелевым наполнителем можно купить дешевле. Тяговый аккумулятор Delta GX 12-65 12B 65 А/ч стоит 11 600 рублей. Аккумулятор с глубоким разрядом используют для установки на лодочные моторы.
При выборе гелевого аккумулятора для автомобиля или другой техники нужно учитывать рейтинг. Показатель создается на основе покупательского спроса. В 2017 году лучшими изделиями этого класса считали:
Сложность представляет расшифровка маркировки гелевых аккумуляторов для разной техники, автомобилей. Используются стандарты европейский, азиатский, американский. Российские АКБ маркируют продукцию в соответствие ГОСТ 959-2002. Эти же показатели зашифрованы в моделях иностранных марок, но в своих единицах измерения и в другом дизайне.
Лучший гелевый аккумулятор для автомобиля
На сегодня нет идеальной техники и узлов к ней. Гелевый аккумулятор не исключение. В разработке аккумуляторы AGM, литиевые, гелевые. Все они обладают достоинствами и недостатками. Разберемся какие плюсы для авто предлагаются разработчиками гелевых аккумуляторов. В сравнении с кислотными, новые аккумуляторы проигрывают в цене, но имеют выдающие технические характеристики.
Выбирая лучшую модель, из существующих на рынке, можно остановиться на банках в спиральной компоновке. В них особая конструкция расположения проводящих обкладок, исключается короткое замыкание между пластинами с разными разрядами.
В основном гелевые аккумуляторы представляет необслуживаемую конструкцию. Но есть уже модели с верхней съемной крышкой. Как их обслуживают? Периодически из пипетки капают внутрь немного дистиллированной воды. И все.
Срок службы гелевого аккумулятора для автомобиля
Заводская гарантия на гелевый аккумулятор 5 лет. Причины – чистый свинец, запакованный в гель, не осыпается, не окисляется. Все процессы происходят внутри геля, нет испарения. Все это создает неубиваемую конструкцию, при выполнении условий эксплуатации. Поэтому производители называют срок службы 15-20 лет.
Однако критичны для сохранности композиции геля следующие факторы:
В совокупности с высокой стоимостью изделий эти обстоятельства являются серьезным препятствием для широкого спроса на продукцию.
Предлагаем консультацию видео специалиста по выбору гелевых или AGM аккумуляторов, их разницу.
Гелевые аккумуляторы.
Я уже язык смозолил, пока объяснял, что технологии GEL и AGM — это в принципе разные вещи.
Ну, вот наконец-то и ролик вышел на эту тему.
Для тех, кто интересуется именно AGM, тоже есть ролик — самый первый в моём блоге.
Рассказ о том, какие плюсы и какие минусы имеет аккумулятор, выполненный по GELтехнологии, насколько он действительно необслуживаемый и как его правильно эксплуатировать.
Давайте определим, что такое аккумулятор GEL, для чего он создавался, и где применяется.
В первую очередь обратите внимание, что технологии GEL и AGM совершенно не похожи друг на друга, хотя их часто объединяют или путают.
Технология называется GEL от слова гель, так что название не имеет никакого отношения к газу гелий, а исключительно к гелеобразному (загущенному) состоянию электролита. Поэтому аккумуляторы называются гелЕвые, а не гелИевые.
Загущение электролита производится селикагелем. Что этим достигается? Электролит уже не жидкий, его невозможно пролить. Измерение плотности становится ненужной операцией, и в этом смысле у владельцев гораздо меньше хлопот, чем с любым аккумулятором с жидким электролитом. Такие аккумуляторы не боятся наклонов и даже переворотов. Но! Это вовсе не означает, что их можно постоянно эксплуатировать «вверх ногами»!
Электролит в гелеобразном виде всё равно остаётся электролитом. Но из-за желеобразного состояния ионный обмен в нём замедленный. Это приводит к тому, что аккумулятор не в состоянии отдавать большие токи. Поэтому используются гелевые аккумуляторы там, где токовые нагрузки меньше стартерных.
Примеры использования гелевых батарей.
Тяговые аккумуляторы подъемников, гольфкаров и другой техники.
Автономное освещение или отопление.
Источники бесперебойного питания. И не обязательно компьютеров, а в том числе и газовых котлов.
Ветрогенераторы и другие подобные устройства для накопления энергии.
С загущением электролита связана и ещё одна особенность гелевых аккумуляторов.
В геле при заряде так же происходит газовыделение. Но если его интенсивность будет выше определенного уровня, то жёсткий корпус аккумулятора просто разорвёт. Поэтому корпуса для таких батарей делают достаточно пластичными, и их размеры в процессе эксплуатации несколько меняются, пульсируют.
По этой же причине аккумуляторы технологии GEL плохо переносят заряд большими токами и высокие напряжения. Сам гель просто «усыхает», срок эксплуатации аккумулятора серьёзно сокращается.
Вот мы и подошли к моменту эксплуатации гелевых батарей.
У многих складывается ложное впечатление, что гелевые батареи не требуют обслуживания. Да, как мы и сказали, никаких хлопот с замером уровня и плотности электролита. Однако, даже стоящие в буферном режиме батареи при возможности лучше заряжать нормальным зарядом для циклической эксплуатации.
Для буферного режима необходимо поддерживать напряжение на зарядном устройстве строго в пределах 13,4 – 13,6 Вольта. При меньшем напряжении аккумулятор может недозаряжаться, а при большем – «высыхать». И то, и другое приведёт к выходу АКБ из строя.
Какие ещё есть особенности у таких аккумуляторов?
GEL батареи достаточно сильно нагреваются при работе, что для них вовсе не полезно ввиду усыхания электролита. Разумеется, бОльшая ёмкость, а значит бОльшая масса, будет остывать дольше.
Как и прочие аккумуляторы, эти батареи теряют ёмкость на холоде и их точно не стоит нагревать выше 40С°. Зато гелевый электролит не замерзает.
Оптимальная температура эксплуатации для них от +20С° до +25С°.
Именно технология приводит к тому, что гелевые батареи имеют низкий саморазряд и высокую вибростойкость.
Далее мы приводим график нормального заряда гелевого аккумулятора для циклической эксплуатации. Скорость процесса будет зависеть от температуры. Мы приводим значения напряжений для температуры 20С°.
Итак, первая ступень.
Ставим ограничение конечного напряжения на значение 13,5 Вольта, задаём ток 12% от ёмкости.
Если зарядное устройство программируемое, то оно само переключит заряд на следующую ступень. Если всё делается руками, то нужно следить за вольтметром, и когда он покажет напряжение 13,5 десятых Вольта, переключить зарядное устройство на вторую ступень.
Обратите внимание, что время в данном случае вторично и зависит только от степени разряда батареи. То есть единственный параметр, по которому мы можем судить об окончании первой ступени заряда, — это достижение аккумулятором заданного конечного напряжения. Тот же принцип будет относиться и ко второй ступени.
Вторая ступень
Устанавливаем конечное напряжение 13,8 Вольта, ток 6% от номинала. И так же не обращаем внимание на время, ждём достижения указанного напряжения, если всё делаем сами. Или доверяем программе зарядного устройства.
Третья ступень
Устанавливаем конечное напряжение 14,1 – 14,2 Вольта, ток 3% от номинала. И здесь время также вторично.
Что же считать окончанием заряда? Ток должен упасть до 1% от номинала и держаться на этом уровне два часа.
Обратите внимание, что ряд производителей рекомендует конечное напряжение выше – 14,4 – 14,5 Вольта. При регулярном заряде таким напряжением аккумулятор быстро выходит из строя! Поэтому для частых операций заряда лучше использовать напряжение ниже, как мы и указали: 14,1 – 14,2 Вольта.
Однако, изредка для профилактики каждый седьмой – каждый десятый цикл заряда полезно проводить именно напряжением 14,4 десятых – 14,5 Вольта.
Гелевый аккумулятор для автомобиля — плюсы и минусы
С момента изобретения автомобиля его конструкция претерпела значительные изменения, но по-прежнему резервным источником энергии служит свинцово-кислотная батарея, установленная на 90% машин. Ее устройство простое, параметр емкости приличный, но есть и существенные недостатки, с которым остается только мириться. Гелевый аккумулятор – АКБ, появившаяся в начале двухтысячных годов. Изначально применялась в аэрокосмической отрасли – батарея сохраняла работоспособность при кренах, переворотах. Главное отличие от обычного аккумулятора – нетекучий электролит. У такого решения противоречивые отзывы, свои плюсы и минусы, о которых и стоит поговорить.
Гелевый аккумулятор для автомобиля отличается от других типов АКБ нетекучим электролитом.
Особенности гелевых аккумуляторов
«Изюминкой» гелевого источника питания стал его электролит. В отличие от других АКБ, здесь в раствор серной кислоты добавлен диоксид кремния, который превращает жидкость в гелеобразную массу. Это дало серьезное преимущество – электролит остается на месте независимо от положения батареи. В то же время он гасит вибрации: гелевый аккумулятор легко переносит тряску, в отличие от классического, где в обязательном порядке конструкция предусматривает упругие сепараторы.
Еще одна особенность гелевых АКБ – они вообще не выделяют газов. Этого удалось добиться за счет легирования отрицательных пластин кальцием (по ходу зарядки-разрядки рекомбинируется водород). Электролиту в состоянии геля просто не требуется пространство между пластинами, куда бы отводился водород, образуемый по мере получения заряда. Это «вытекает» в такие преимущества:
Привычная конструкция аккумулятора та, где в каждой «банке» по две параллельные пластины. В гелевых разновидностях можно по-другому. Например, пластины бывают свернутыми в спираль – так пространство задействуется еще эффективнее.
Устройство
Гелевый аккумулятор 12 Вольт работает по тому же принципу, что и свинцово-кислотный. Те же свинцовые пластины и электролит, вступающие в химическую реакцию друг с другом. Только электролит не жидкий, а гелеобразный.
Корпус аккумулятора полностью герметичен, то есть необслуживаемый. Он включает в себя шесть отсеков – «банок». Материалом пластин служит свинец высокой очистки. Электролит в виде геля служит сепаратором или диэлектриком, разделяющим пластины «плюс» и «минус», расположенные параллельно. В ходе работы аккумулятора электролит твердеет, так что свинцовые пластины со временем не осыпаются. За счет этого же свойства гелевые модели устойчивы к полному разряду. Все отсеки АКБ сверху соединены перемычками.
«Состав» гелевого аккумулятора для автомобиля:
Преимущество гелевой батареи в том, что она легкая, компактная, и в то же время необслуживаемая. Если применяется для авто, ее можно поставить хоть на бок – испарения и протечки исключены. Гарантия от производителя на такую АКБ – 5 лет, а срок службы достигает 15 лет, естественно, с учетом правильной эксплуатации.
При этом есть два способа изготовления:
Принцип работы
Работает аккумулятор за счет химической реакции между гелем-электролитом и применимыми электродами. Получается, принцип действия как и у стандартной свинцово-кислотной батареи. В результате реакции на клеммы батареи поступает стабильное напряжение в 12В.
Принцип работы разных типов АКБ.
Основные характеристики
Эксплуатационные параметры те же, что и я для классического аккумулятора:
Если придерживаться правил эксплуатации, гелевый элемент питания может гарантированно прослужить 8 лет.
Плюсы и минусы
Водителей интересует, как новинка ведет себя в работе. Вот ее основные положительные качества:
Гелевые АКБ зарекомендовали себя как надежные, но без ложки дегтя не обошлось, поэтому надо учитывать и характерные им недостатки:
В старых автомобилях такие батареи применяются редко, так как генератор в любой момент может отказать, а это критично.
Правила эксплуатации
О гелевых источниках питания в сети встречается немало негативных отзывов. Связаны они вот с чем – гель тает, а вместе с ним «уходят» и эксплуатационные параметры. И мало кто обращает внимание на условия эксплуатации, к которым такие АКБ довольно требовательны.
Газ, образуемый во время работы батареи, не выходит наружу. Владельцу не нужно смотреть, насколько чистые отверстия. В сложных погодных условиях, к примеру, на морозе, параметр емкости снижается на 19%, что сравнительно не худший показатель.
Зависимость емкости от температуры.
Ухода изделие не требует. Главное не допускать перегрева и перезарядки. Рекомендуется время от времени протирать корпус от пыли и влаги, и следить, чтобы ничего не вызвало замыкание. Гелевые АКБ неприхотливы: они заведут машину, даже после трех лет бездействия.
Устройства хоть и неприхотливы, но кое-что учесть надо:
Зарядка
У большинства моделей гелевых батарей такое же напряжение, как у кислотных аналогов – 12 В. Емкость, как правило, прописана на корпусе. Заряжать несложно, как и другие батареи, где учитывают емкость и выходное напряжение. Но за параметрами по ходу зарядки надо смотреть куда внимательнее.
Заряжая гелевый источник питания, надо понимать, что даже если немного превысить напряжение, АКБ запросто «сядет» за несколько минут. Ток заряда должен быть не более 10% от значения емкости. При энергоемкости 60 Ач ставят ток зарядки 6 А.
Что до напряжения, оно не должно превышать отметку 14.4 В.
Это стандартная схема. Есть автолюбители, которые вдвое уменьшают ток заряда, соответственно, на зарядку уходит порядка 24 часов. Таким образом можно продлить срок службы изделия.
К слову, к зарядному устройству тоже повышаются требования. ЗУ должно автоматически регулировать ток и напряжение. Хорошо, если предусмотрена поэтапная зарядка – режим, предназначенный для работы с гелевыми аккумуляторами.
Хранение и утилизация
Изделие хоть и необслуживаемое, но требует определенного внимания со стороны владельца. Если нужно оставить батарею на зимовку, первое, что делают – отключают ее от потребителя. Если транспортное средство зимует не на улице, то доставать ее необязательно, достаточно отключить. Снимают клемму «минус», которая идет на массу. Если этого не сделать, за время простоя элемент питания потеряет значительный запас заряда.
Прежде чем оставить аккумулятор на хранение, его рекомендуется зарядить, для чего в любом случае придется снимать обе клеммы. После зарядки изделие оставляют в прохладном месте (прохладном, но не холодном). Оптимальные условия – температура, близкая к нулю. В качестве места зимовки годится балкон или гараж.
Идеальные условия хранения обеспечат новые зарядные устройства, где есть так называемый «зимний режим». Работает это так: ЗУ поднимает напряжение на клеммах до 14.4 В, а выходное напряжение понижает до 12.8 В. Затем, по ходу саморазряда, напряжение батареи снизится до 12.8 В, и ЗУ начнет заряд малыми токами, пока не поднимет до 13.2 В. Достигнув этой отметки, выходное напряжение опять снизится до 12.8 В. С таким импульсным режимом батарея будет храниться дольше, с сохранением параметров.
Что до утилизации, важно понимать, что основные компоненты АКБ – свинец и электролит. Если эти вещества попадают в почву, то наносят природе непоправимый вред. Поэтому отслужившие свое изделия не выбрасывают, а сдают на вторичную переработку: в специализированные пункты сбора АКБ, в магазины автозапчастей или частным лицам.
Производители и модели
Гелевые изделия не боятся температурного разбаланса, устойчивы к вибрациям, работают как в горизонтальном, так и вертикальном положении. Они практичны, и их популярность растет с каждым днем. Лучшие автомобильные модели:
Гелевая АКБ – ценная и оправдывающая себя покупка. Но батарея требует дополнительных вложений (дополнительный реле-регулятор, специальное зарядное устройство). Особенность – электролит в гелеобразном состоянии, что дает массу преимуществ, за которые, соответственно, придется заплатить. Такая батарея запросто прослужит десяток лет, если соблюдать правила эксплуатации.