Старая дорога на красную поляну как проехать на машине
Старая дорога
Несколько лет назад, и особенно при подготовке к Олимпиаде 2014 года, были отстроены старые и проложены новые широкие, с прекрасным устойчивым покрытием дороги и тоннели Краснодарского края. Это относится и к автостраде А-149 из Адлера в Красную Поляну.
Тем не менее, часть старой дороги, которая связывала этот обширный горный регион с побережьем, сохранили. Ее предполагают использовать на случай вывода людей из тоннеля, если случится что-то непредвиденное.
Въезд и выезд из нее закрыты и охраняемы, так как она опасна для жизни! Особенно участок около 3 км длиной, так называемый «скальник». Он тянется вдоль живописной реки Мзымта с быстрым течением, которая начинается высоко в горах и впадает в Черное море.
Только самые отчаянные туристы проникают на эту дорогу при велосипедных прогулках. Здесь всегда прохлада и полумрак из-за того, что скалы горизонтально нависают над головой. Нередко от них откалываются камни и падают вниз. Особенно часто это происходит по утрам, при перепаде температур от ночной к дневной. Все рейсовые автобусы, перевозившие пассажиров, были оснащены защитными сетками сверху, которые защищали от падающих сверху камней.
Часть асфальта осыпалась вниз, в речку, и под ним обнажилась каменная кладка царской дороги, проложенной в прошлые века при завоевании Кавказа. Сохранились и тоннели как 19 века, так и построенные в советское время. Это полутоннели-шелтеры. Они совсем другие, чем мы привыкли — вырубленные в скалах, низкие, с отверстиями, куда проникает солнце.
В конце одного из тоннелей в скале вырублена икона Божьей матери с давно потухшей лампадой. В другом месте белый монумент в честь красноармейцев. Нередко встречаются кресты, отмечающие места аварий, в которых погибли люди.
Любого человека, попавшего сюда, охватывает волнение. Ведь это заброшенное место — наша история. Год от года растительность разрастается все больше и больше, отвоевывая место у асфальта, заплетая отверстия в тоннелях. И тишина нарушается только бурлящим течением горной реки, особенно быстрой в этом месте.
Страх и красота: Заброшенная дорога в Сочи
Что такое, в сущности, дорога? С развитием цивилизации, инфраструктуры, появлением экологичного общественного транспорта, мощных и комфортных автомобилей, мы ждем от дороги ровного и широкого полотна, освещения, слаженной и незаметной работы коммунальных служб и ремонтных бригад. В общем все для того, чтобы дорога была своего рода телепортом из точки А в точку Б, желательно, с красивой картинкой за окном.
Жители больших городов, забыли те времена, когда дорога сама по себе была процессом, сопряженным с риском — не тем сортом риска, когда на заправке в кафе не оказывается кофе предпочитаемого бренда, а самым что ни на есть риском для жизни и техники. А вместе с тем такие дороги существуют и по сей день. Некоторые из них носят статус федеральных трасс, но сегодня мы поговорим не об этом…
Заброшенная скальная дорога в Красную Поляну, так называемый скальник. Небольшой участок в целом неплохой дороги в регион Красной Поляны. Длина — около трех километров. Но километров непростых…
Трасса была построена в конце 19 века и использовалась на протяжении всего 20 века, и это было сопряжено с огромным риском для жизни путешественников — особенно это касалось “скальника”. Хотя строительство и обошлось в миллион полновесных царских рублей, но о полноценных тоннелях через горы речи тогда не шло. В итоге узкая дорога на краю обрыва и непрекращающиеся камнепады делали обычные повседневные поездки смертельно опасными. Не зря один из участков водители прозвали «Пронеси, Господи!».
В настоящее время трасса полностью закрыта для транспорта и людей. Въезды и выезды охраняются, но катаясь на велосипеде по старой дороге, можно совершенно случайно оказаться на этом заброшенном скальнике.
Только небольшой участок до поворота в просвете низко склонившихся кустарников. По бокам — каменные осыпи. Трудно поверить, что еще 15 лет назад эта трасса была главным путем в обширный регион. Да, частный сектор. Но еще и туристы, любители необычайно мягкого легендарного краснополянского снега зимой, и пьянящего вкусом медовухи и домашнего вина в бархатный сезон. Ширина трассы — в один автомобиль, и я не могу представить себе разъезд двух “пазиков”. Но ведь ездили, и быстро ездили, курили за рулем, выбрасывая сигаретку в окно лишь тогда, когда начинало жечь пальцы…
Нависшие над дорогой каменные карнизы не пугают — ужасают, если вдуматься. И не нужно намеков, чтобы понять, откуда на покрытом трещинами асфальте столько свежих камней — а местами и булыжников размером с велосипед.
Это она, гравитация. Камни летят вниз, пробивая металл, плоть и асфальт. Точная статистика смертельных случаев мне неизвестна, она уже затерялась во мраке лет, но когда видишь висящие над головой камни, становится не по себе. Те самые “ПАЗики”, кстати, все были с сетками над крышей…
Дорогу периодически чистят от камней и упавших деревьев, так как она служит в качестве технической трассы для вывода людей из тоннеля, случись что. Так что все камни тут — свежие. На моей голове — велосипедный шлем, но в случае падения булыжника он несильно поможет. Одна надежда — на послеобеденный зной, ведь камни падают обычно по утрам, когда перепад температур максимален.
Добавляют драматизма восприятия скальника раскиданные тут и там знаки смерти. Тут погиб водитель. Имя и дату трагедии уже не узнать — непогода смыла краску с металлической таблички.
А тут погибло несколько десятков красноармейцев, разрубленных на куски и сброшенных в реку во времена постреволюционной смуты.
“Пронеси Господи!”. Узкий, словно прогрызенный, как нора тоннель в каменной глыбе освещает только давно потухшая лампадка у иконы в нише.
Пропитанный человеческими судьбами, как губка, скальник — место сакральное. Жарить шашлыки под узким бетонным сводом — то же самое, что романтическое свидание на кладбище. Острота ощущений!
Кругом — только дикая зелень, камни и серый бетон полутоннелей-шелтеров.
Старое Краснополянское шоссе A149 и самая опасная дорога «Господи, пронеси»
Сегодня в Красную Поляну идет новая широкая и комфортная дорога, поэтому сложно поверить, что еще каких-то 15-20 лет назад поездка в этот поселок таила кучу опасностей для жизни. Один из участков даже назвали «Господи, пронеси!». Сейчас около 10 км новой дороги проходит по тоннелям, которые не имеют объездов по поверхности, и именно здесь открываются самые красивые и интересные места. А теперь давайте пройдемся по старой Краснополянской дороге и посмотрим, как строили дороги в конце 19 века.
Чтобы увидеть заброшенный участок дороги, нужно поехать от Красной Поляны не по новой дороге, построенной к Олимпиаде, а по старой, которая идет через поселки по правой стороне реки Мзымта.
Через какое то время вы увидите перекрытые шлагбаумом ответвления, таких участков от Красной Поляны до аэропорта несколько. Тут можно оставить машину и дальше двигаться либо пешком, либо на велосипеде.
А теперь немного истории. В 19-м веке единственным путем сообщения между горными поселками и побережьем Черного моря служила конная тропа, по которой можно было передвигаться максимум полгода. В остальное время дорогу либо размывало, либо заносило снегом. Поэтому жителям поселков приходилось запасаться провизией впрок на всю зиму. Строительство дороги началось в 1897 году, а стройку поручили руководить молодому горному инженеру Василию Константиновичу Константинову. Строителям в прямом смысле приходилось прорубать дорогу через горы и скалы. Получалась такого рода ступенька, которая огибала эти горы в самых сложных местах.
В конце 20 века — начале 21-го некоторые опасные участки этой дороги, где были возможно, заменили тоннелем. На некоторых точках, кстати, открывается потрясающий вид, где можно оценить разницу в строительстве дорог трех веков: справа конец 19-го, посередине конец 20 и слева современное шоссе 21 столетия.
Самая большая опасность старой дороги — это постоянные камнепады и провалы, поэтому на машине там уже не проехать даже при большом желании.
Вернувшись обратно к машине, прыгаем в нее и едем дальше через тоннель к следующему заброшенному участку.
Здесь есть парковка, а старая дорога уже не так заметна, как предыдущая часть
И больше напоминает конную тропу
Но самый опасный и колоритный заброшенный участок находится около поселка Кепша — ущелье Ахцу Здесь тоже можно увидеть дороги из трех веков.
Оставляем машину на парковке и проходим мимо старого кладбища, тут перед нами предстает 1897 год и 2013
Этот участок из-за опасности закрыт с обоих сторон железными воротами, но способ пройти все-таки есть — в заборе проделана дыра
Из-за опасности камнепадов сюда без каски лучше не заходить, а то как в том фильме «Камень в башка попадет, совсем мертвым будешь». И это совсем не шутка. В свое время этот участок Краснополянскй дороги назывался «Господи, пронеси!». Во время строительства дороги этот участок длинной 3 километра через ущелье Ацху был самым тяжелым.
Сейчас река потихоньку подмывает дорогу
Пройдя еще немного, видим несколько тоннелей. Их когда-то начинали строить, но потом забросили, поэтому сквозного соединения нет ни у одного, ни у второго. В итоге новый тоннель пустили полностью в объезд этого скального участка дороги в августе 2005 года.
Дальше встречаем памятник героям, отдавшим жизнь за советскую родину. В сентябре 1920 года в районе Красной поляны свыше 20 красноармейцев 273 полка были захвачены белогвардейцами в неравном бою. Здесь они были зверски казнены. Их изрубленные тела сбросили в пропасть.
А вот и первый виадук, их на этой дороге несколько
Их устанавливали от камнепадов в самых опасных участках дороги
Один из участков дороги вырублен в скале
Тут можно увидеть икону Богоматери
Сложно поверить, что относительно недавно по этому участку дороги было вполне обыденным ездить на автомобилях
Не представляю, как тут разъезжались, особенно на ПАЗиках
Пока изучал дорогу, встретил огромное количество туристов, которые тут также гуляли и фотографировались
Под одним из виадуков установлен памятник горному инженеру Константинову В.К., который и руководил строительством этой дороги в конце 19 века
И еще нашел памятник, который поставили, по всей видимости, одному из погибших водителей, но информации об этом никакой нет.
Пугающе-красивое место, но не смотря на опасность, это место хочется посещать снова и снова.
Пронеси, Господи! Прогулка по старой краснополянской дороге
Заброшка + экстрим = старая краснополянская дорога! Без каски по ней ходить не советуют. Узнайте, где она находится, как туда добраться и что посмотреть.
Сегодня в Красную Поляну ведет комфортная и широкая трасса, но еще не так давно поездка в горный поселок была не такой безопасной. Особенно страшен был скальный участок с тоннелем близ села Кепша: скалы немного нависают над дорогой, и часто случаются камнепады. Пишут, что в народе эту дорогу называли «Пронеси, Господи».
Такая предупреждающая табличка и шлагбаум встретят вас при входе на скальный участок.
Старая краснополянская дорога.
Строили шоссе в очень тяжелых условиях. Его приходилось буквально прорубать в скале кирками и лопатами. Почитайте об истории строительства дороги — в статье есть интересные факты и старинные фотографии.
Старая краснополянская дорога.
Сейчас старая краснополянская дорога давно заброшена и стала достопримечательностью Сочи. Несмотря на опасность, здесь проводят экскурсии, устраивают фотосессии, выгуливают собак и просто гуляют вдоль живописного берега реки Мзымты.
За короткую прогулку мы повстречали много пеших туристов, группы мотоциклистов и велосипедистов.
Мы любим заброшенные места и решили непременно посетить этот скальный участок. Поначалу идти было жутковато, ведь дорога усыпана мелкими камнями, а кое-где встречаются и внушительные булыжники. Прилети такой в голову — придется не сладко!
В некоторых местах дорога сильно обрушилась и обвалилась в реку. Несколько раз было слышно, как скалы осыпаются, и дважды камни стучали по крыше полутоннеля. Если решитесь посетить скальный участок, будьте внимательны. Я читала рассказ о том, что на этой дороге несколько лет назад во время обвала погиб маленький мальчик.
Местами дорога сильно обрушилась.
Скалы никто не укрепляют, поэтому сверху падают камни.
Что посмотреть
Дорога живописна, тут просто приятно гулять, смотреть на бурную Мзымту и восхищаться высотой скал. Это отличная локация для съемок постапокалиптических фильмов: заброшенные тоннели темным зевом завлекают внутрь, сквозь ребра полутоннеля красиво падают лучи солнца, где-то внизу бурлит река, шелестят в листве ящерки, тихо осыпаются камни.
«Оставь надежду всяк сюда входящий» — такая табличка висит у входа в этот тоннель.
В ущелье бурлит река Мзымта.
В одном из тоннелей, на самом узком его участке, вы увидите икону Богоматери, а чуть дальше выступает из скалы белый монумент в честь бойцов Красной армии.
Примерно посередине дороги находится первый из ребристых полутоннелей — тех самых, что чаще всего фотографируют. Там же есть хорошая смотровая площадка. Примерные координаты: 43.605288, 40.038397.
Еще с этой дороги можно полюбоваться на новенький вантовый мост.
Остатки тоннелей.
Смотровая на ущелье.
Вам будет интересно узнать:
Полезная информация
Как добраться
До скального участка старой краснополянской дороги очень легко добраться на своем авто. Если ехать из Красной Поляны, нужно съехать с нового шоссе и прямо перед кепшинским тоннелем сверните налево на парковку пожарников Минтранса. Мы оставили машину там. Координаты парковки: 43.613911, 40.048822.
Если же едете со стороны Адлера, тоже оставьте машину перед тоннелем. Справа там есть небольшой участок на 4 машины. Примерные координаты: 43.598201, 40.023799.
На сам скальный участок дороги на машине заехать невозможно — с обеих сторон он перегорожен шлагбаумом.
Автобусы тоже ходят — № 105, 105с, 135 до остановки «Кепша», но после того как пройдете весь участок, придется возвращаться на остановку.
Если нет своего авто и не хочется ехать на автобусе, возьмите экскурсию:
Участок старой дороги в Красную Поляну — «Пронеси господи»
В 1899 году в Красную Поляну была запущена первая автомобильная дорога. В узком скальном ущелье Ахцу, расположенному между Адлером и Красной Поляной, была проделана самая сложная часть работ по строительству старого краснополянского шоссе. Здесь между высокими скалами проложила себе течение река Мзымта. С правого берега реки, сделали дорогу высеченную на вертикальной скале. Сейчас дорога не функционирует, но она стала популярным местом для самостоятельных туристических прогулок доступных зимой и летом.
Маршрутные автобусы в Красную Поляну
Почему участок в народе назвали «Пронеси Господи»?
Во время прокладывания дороги не было технологии строительства длинных тоннелей, дорогу срезали на отвесной скале. Это сделало участок дороги в ущелье Ахцу опасным из-за частого падения камней. До 2005 года по узкой дороге автобусы ездили с защитой на крыше, чтобы случайные камни падающие с высоты не пробивали крушу. Еще дорога была очень узкой, что не позволяло разъехаться встречным автомобилям. Из-за этого опасный участок старой краснополянской дороги протяженностью 3 километра в народе назвали «Пронеси Господи»
Когда дорогу закрыли для движения транспорта
Участок старой дороги в ущелье Ахцу перестал функционировать когда построили первый тоннель в 2005 году. Тоннель позволил объезжать опасный участок. При строительстве новой дороги к олимпийским играм 2014 года, построили еще один тоннель на левом берегу Мзымты, при выезде с которого в сторону Красной Поляны проезжаешь по вантовому мосту. Если ехать по вантовому мосту в Адлер, и посмотреть перед въездом в тоннель в ущелье то старую дорогу хорошо видно.
Хотя дорога закрыта, а так же перед входом стоят уведомления о том что по дороге гулять опасно, это никого не останавливает, так как здесь действительно очень красиво и атмосферно. Но если соберетесь гулять по ущелью Ахцу, имейте ввиду, со скал, до сих пор, срываются камни, что создает большую опасность. Будьте очень внимательны при прогулке.
Как самостоятельно добраться до старой дороги.
Старая дорога находится между поселками Кепша и Монастырь. Из Красной Поляны или Адлера нужно ехать по дороге ведущей через все поселки, а не по новой дороге ведущей напрямую в Эсто-Садок. Перед длинным тоннелем после Кепши, слева увидите шлагбаум, это и есть начало участка дороги «Пронеси Господи». Машину можно оставить перед тоннелем, там есть бесплатная парковка. Если решите приехать на автобусе, то нужно доехать до Кепши, а далее пешком в сторону начала дороги.
Фото старта на участок старой дороги
Если вы планируете посетить все природные достопримечательности в окрестностях Красной Поляны, то приобретите мои путеводители по Красной Поляне, в нем есть все маршруты доступные в разные времена года с треком маршрута.