Старая линза как добраться на машине
Карьер Старая линза
Тальковый карьер в Шабрах. История карьера, фотографии, как доехать на машине. Что стало с карьером в 2019 году.
Тальковый карьер «Старая линза» много лет привлекал множество туристов в любое время года. Его любили за экзотический вид. Ступенчатые стенки напоминали египетские пирамиды или храмы древних майя. Такой необычный вид карьер получил благодаря способу добычи талька, который применялcя здесь до 1970-х годов. Тальк, а точнее талько-магнезитовый камень — очень мягкий минерал, легко режется и крошится. Кустарно в небольших объёмах его добывали здесь ещё с конца XIX века, а в 1930-х годах, когда в СССР обнаружился дефицит огнеупорных материалов, особым постановлением Высшего совета народного хозяйства начали промышленную разработку месторождения.
Сначала блоки вырубали вручную кайлами, ломами и клиньями и распиливали на кирпичи обычными двуручными пилами.
Потом их стали вырубать пневматическими перфораторными молотками и врубовыми машинами. Отделяли по-прежнему вручную клиньями, поднимали с помощью кабель-крана и мачтовых кранов на поверхность, где грузили на вагонетки и доставляли к местам распиловки. На руднике было два кабель-крана, от них оставались опоры, тросы над карьером и передвижная тележка, с помощью которой как раз и поднимали блоки. В 1937 году на руднике стали использовать установку А. М. Столярова, которая позволяла получать небольшие кирпичи прямо из забоя, и благодаря которой карьер и получил свой необычный вид.
Установка состояла из двух машин, они шли друг за другом по специально проложенным рельсам. По мере разработки забоя рельсы перекладывали. Первая машина делала в породе пропилы перпендикулярно краю. За ней шла другая, у неё было два параллельных вала: один с горизонтальными дисками, второй с вертикальными. Пропилы делались по трём измерениям, и получались сразу небольшие кирпичи. Сырые кирпичи были хрупкими, для их обжига на руднике построили две печи.
Разница в способах добычи была хорошо заметна: вверху — большие неровные уступы, ниже — маленькие одинаковые ступени. Установка Столярова не только сделала стенки карьера ступенчатыми, но и нарезала дно так, будто оно выложено тротуарной плиткой.
В 1970-х годах появились технологии, которые позволяли получать прочные кирпичи из молотого талька, и в 1974 году Старую линзу законсервировали с расчетом на то, что разработку когда-нибудь можно будет возобновить.
К слову, экзотическое название объясняется очень просто: «старая» — потому что разработку продолжили неподалёку, на Новой линзе, а «линза» — геологический термин, означающий тип залегания минерала: в форме линзы или чечевичного зернышка, широкий в центре и узкий по краям.
Карьер Новая линза сейчас тоже не используется и заполнен водой, летом там купаются и ловят рыбу. Во время работ в Старой линзе был пробит водный горизонт, и в карьере было несколько живописных водопадов.
Из-за них он мог быстро заполниться водой, поэтому после консервации на дне поставили насосную станцию, будку для дежурного и туалет. Для отвода грунтовых вод к станции по дну проложили траншеи.
Траншеи делали с помощью барового грунтореза. Это была главная достопримечательность карьера — огромная цепная пила, похожая на «Дружбу», которую обронил лесоруб-великан.
Кроме пилы, на дне оставался польский экскаватор КМ-602А. Их выпускали в 1950-80-х годах на предприятии им. Варьинского (WARYNSKI).
Ещё там были остатки установки Столярова, рельсы с вагонетками, радиатор масляного трансформатора и катушка от пневморукава. Все механизмы оставались в относительной сохранности, потому что этот своеобразный музей под открытым небом охраняли, и не давали вандалам окончательно распилить всё на металл.
Сторожка и туалет вида «дачный сортир», установленный на гладком «плиточном» дне карьера, тоже выглядели очень живописно.
Насосная станция выглядела как довольно ухоженное и по-своему уютное жилище в духе постапокалиптики. Там были даже самодельные клумбы.
Такая необычная фактура не раз привлекала киношников. Посмотрите, где «засветилась» Старая линза, видео запускаются с момента появления карьера в кадре.
В детской сказке «Легенда острова Двид» (2010) на дне перевернутой пирамиды живёт добрый волшебник. Загадочные спирали и круги, которые видны на многих на фотографиях, нарисовали специально для этого фильма.
В фильме Алексея Федорченко «Ангелы революции» (2014) карьер изображает съемочную площадку «фильма в фильме». А также он есть в ленте «Правда о щелпах» (2003). Видео, к сожалению нет, но карьер появляется там на 20-й минуте.Зимой 2016 года вышел из строя насос, и водопады стали быстро наполнять карьер. Сначала руководство рудника собиралось починить оборудование, но затем там признали, что это нецелесообразно, и оставили всё как есть.
Сосны, которые росли на дне, первое время стояли зелёными под водой. За три года карьер заполнился до самых краёв, так он выглядит в 2019 году. На дне остались экскаватор и знаменитая огромная пила, но нырять с аквалангом бесполезно, вода слишком мутная. Глубина получившегося в итоге «озера» — 100 метров.
Как доехать до карьера Старая линза на машине
Расстояние от Екатеринбурга до Старой линзы 30 км, быстрее всего туда доехать по Полевскому тракту. Выезжаем из города со стороны Елизавета на тракт. Не доезжая Горного щита сворачиваем налево по указателю Шабровский, доезжаем до станции Сысерть (не путать с городом Сысерть, он совсем в другой стороне). Либо можно доехать до станции Сысерть через Челябинский тракт и нефтебазу. В ст. Сысерть свернуть на Шабровский: после переезда, если вы ехали через Полевской тракт, или перед перездом, если через Челябинский.
В Шабрах перед автобусной остановкой поворачиваем налево и едем по дороге, параллельной ж/д путям. Справа видим двухэтажное здание, КПП и ворота с советской вывеской «Шабровский тальковый комбинат». Карьер находится на территории рудника, но доступ туда свободный. Оставляем машину и идём дальше пешком по ж/д путям. Когда кончатся здания комбината, свернуть направо, и по протоптанной тропинке выйти к карьеру.
Старая Линза
Старая Линза в Шабрах долгие годы была привлекательным туристическим объектом Екатеринбурга. Заброшенный карьер необычной формы со ржавой техникой на дне выглядел очень живописно и даже неоднократно участвовал в киносъемках.
Название достопримечательности связано с местоположением карьера и геологией. «Линзой» называют тип залегания талька, при котором минеральный блок утолщается в центре. А приставка «старая» появилась после того, как разработки продолжились на другом месторождении — Новой Линзе.
Карьер Старая Линза на google-панораме:
Историческая справка
С 1930-х на Старой Линзе добывали талькомагнезит. В советские годы спрос на этот мягкий минерал сильно вырос, что способствовало промышленной разработке месторождения. Тальковые блоки сперва извлекали вручную, а в 1937-м на карьер привезли установку А. М. Столярова. Этот агрегат вырезал блоки прямо из забоя, из-за чего стены Старой Линзы стали походить на ступенчатые пирамиды.
К 70-м технология изготовления тальковых кирпичей поменялась, больше не было нужды добывать готовые блоки. Это привело к закрытию карьера и его консервации в 1974 году.
Туризм на Старой Линзе в Шабровском
Еще в ходе добычи на стенах карьера появились водопады из подземных вод. Поэтому после остановки работ на дне Старой Линзы оборудовали насосную станцию и вырыли траншеи для отвода воды. Обслуживанием установки и охраной территории занимался дежурный.
На заброшенный объект стали проникать туристы. С каждым годом их становилось все больше. Среди желающих увидеть Старую Линзу были альпинисты, которые тренировались на ее ступенчатых склонах, геологи-любители, искавшие кусочки мрамора, кварца, гематита или змеевика, фотографы, охотившиеся за красивыми и экзотическими пейзажами и просто те, кому нравятся пешие походы.
Визитной карточкой талькового карьера Старая Линза был баровой грунторез, похожий на гигантскую цепную пилу «Дружба». Кроме него, на дне стоял польский экскаватор КМ-602А, рельсы с вагонетками, остатки установки А. М. Столярова и еще пара агрегатов. Все они покрылись ржавчиной и превратились в своеобразные арт-объекты.
Затопление
Затопление Старой Линзы случилось в 2017 году, когда вышел из строя насос. Дно карьера вместе со всеми достопримечательностями быстро ушло под воду. Руководство рудника пообещало починить станцию, однако вскоре решило, что это нерентабельно и Старая Линза оказалась заброшена окончательно. За несколько лет месторождение наполнилось водой почти до самых краев. Сегодня Старая Линза в Шабровском представляет собой обычное озеро искусственного происхождения.
Отдых на озере Старая Линза
В последние годы туристы приезжают на Старую Линзу чтобы отдохнуть в палатках, устроить пикник с шашлыками или искупаться. Учитывая происхождение водоема, никаких оборудованных пляжей, инфраструктуры или баз отдыха тут нет. Купание на Старой Линзе запрещено. Глубина озера достигает 100 метров, оно плохо прогревается. Пологого спуска естественно нет — неопытным пловцам и особенно детям не рекомендуется погружаться в воду.
Многие считают, что озеро Старая Линза подходит для дайвинга. На дне рудника осталась техника и затонувший лес, потому некоторые хотят нырнуть, чтобы увидеть былые достопримечательности. Однако, это довольно опасное мероприятие. Но вода внизу непрозрачна, видимость очень плохая и высока вероятность наткнуться на острые края или запутаться в ветках.
Зимой Старая Линза замерзает. До затопления замерзшие водопады рудника использовали для тренировок альпинисты, теперь озеро привлекает любителей зимних походов. Здесь даже катаются на коньках, называя карьер самым большим катком под Екатеринбургом.
Как добраться до карьера Старая Линза
Расстояние от Екатеринбурга до Старой линзы составляет 30 километров. До карьера можно добраться на машине, либо на автобусе доехать до поселка Шабровский (или Шабры) и дойти пешком.
Как доехать до Старой Линзы на машине
Из Екатеринбурга выезжайте на Полевской тракт. Когда доберетесь до поселка Полеводство следите за указателями, слева будет поворот на Шабровский. По этой дороге двигайтесь до станции поселка Сысерть (не путать с одноименным городом). Дальнейший путь пролегает вдоль железной дороги прямо до Шабров.
К самому руднику на машине не подъехать, обычно транспорт оставляют у проходной «Шабровского талькового комбината» и идут пешком (координаты КПП: 56.632668, 60.604423). Маршрут до водоема помогут составить координаты Старой Линзы: 56.625935, 60.605399.
Автомобильный маршрут на Яндекс. Картах:
Как добраться на автобусе
Из Екатеринбурга до Шабров ходит автобус № 9. Он отправляется от станции метро «Ботаническая», остановочный комплекс «ТЦ Дирижабль» ищите на улице Шварца. Расписание и маршрут смотрите здесь.
Панорама остановки:
Примерно через час вы будете в Шабрах — выходите на остановке «Поселок Шабровский». От нее идите вдоль железнодорожных путей на юго-восток, в сторону комбината.
Карьер Старая Линза: видео
Карьер Старая Линза
В поселке Шабровский (или просто Шабрах) был расположен, пожалуй, самый интересный туристический объект в ближайших окрестностях города Екатеринбурга. Это тальковый карьер необычной формы с небольшим водопадом и остававшейся на дне техникой. Своеобразный музей под открытым небом, прекрасно подходящий для съемок фильмов по мотивам произведений братьев Стругацких. Красивое и необычное место, не имеющее аналогов на Урале.
Увы, в 2017 году после поломки насоса уникальный карьер ушел под воду. Здесь образовалось глубокое озеро, постепенно уровень воды становился все выше и выше.
Немного истории
Шабровские недра отличаются богатством и разнообразием. В XIX веке здесь работали многочисленные золотые прииски, до сих пор добываются тальк, мрамор и змеевик. В окрестностях встречаются ценные минералы.
В 1829 году (5 июня по старому стилю) в Шабрах побывал и путешествовавший по России немецкий ученый Александр фон Гумбольдт со спутниками Густавом Розе и Христианом Готфридом Эренбергом. Экскурсию по Шабровским золотым россыпям для них устроил сам главный горный начальник хребта Уральского О.С. Осипов. Во время посещения Шабровских приисков немцы, помимо прочего, отметили встречающиеся здесь тальковый сланец, змеевик и кристаллы граната.
А в 1931 году в Шабрах возник крупнейший в Советском Союзе тальковый комбинат, работающий и в наши дни. Добываемый тут тальк используется в самых разных областях промышленности. Он применяется при производстве резиновых изделий, пластмасс, керамики, в химической промышленности и т.д.
Тальк – самый мягкий минерал, жирный на ощупь, но при этом он обладает огнеупорными свойствами (температура плавления талька 1530º C), плохо проводит тепло и электричество. Благодаря его огнеупорным свойствам кирпичи из талькового камня широко применялись на уральских заводах в ХIХ и большей части XX века. Кстати, тальковый камень использовали и наши далекие предки для плавки руд.
О карьере Старая Линза
Из-за такой технологии добычи стены карьера имели столь непривычный для карьеров вид ступенек, напоминая египетские пирамиды. Да и дно карьера производило обманчивое впечатление, словно было выложено гладкими плитами. Вряд ли где-то еще на Урале есть что-то подобное.
Спуск в Старую Линзу происходил по деревянным лестницам, за состоянием которых хорошо следили, ремонтируя или заменяя. Длина карьера – 300 метров, ширина дна карьера – до 100 метров, а глубина достигала метров 70-80.
При разработке карьера был пробит водный горизонт. В итоге в нескольких местах карьера с его склонов вытекали ручейки. Наиболее мощный – в северо-западной части карьера. Здесь образовывался настоящий двухступенчатый водопад, столь редкий для Среднего Урала.
Вода из всех ручейков собиралась в небольшом озерке с прозрачной, голубоватой водой. Над озером стоял домик, где находился насос, откачивавший воду. По соседству – избушка, в которой дежурил сторож, присматривавший за насосом.
Карьер Старая Линза был законсервирован в 1974 году, когда весь тальк стали добывать на новом карьере (Новая Линза) менее хлопотным способом, без выпиливания кирпичей. С тех пор во избежание затопления карьера воду с его дна постоянно откачивали. Делалось это на тот случай, если вновь решат возобновить здесь работы по добыче талька.
На дне карьера стояла старая техника, в том числе зарубежного производства. Здесь можно было увидеть и пилы, которыми выпиливали тальковые блоки. Одна из них была изобретена в 1930-е годы коллективом предприятия и получила название «пила Столярова».
Эта пила всегда вызывала наибольший интерес посетителей, она напоминала гигантскую пилу «Дружбу».
Стоял здесь и экскаватор, причем зарубежного производства.
Судя по сохранившейся на борту надписи, он был польского производства.
Также в Старой Линзе можно было заметить рельсы узкоколейки, тележки, механизмы подъемника и т.д.
Старая Линза была красива как летом, так и зимой. Водопад зимой покрывался сверху красивой ледяной коркой, а на южном склоне карьера за зиму намерзал толстый слой голубого льда. Здесь любили устраивать тренировки альпинисты.
Был на дне карьера и… туалет. Довольно экзотичное сооружение для карьеров было предметом многочисленных шуток среди посетителей Старой Линзы. Будто бы и земная ось через него проходит, и портал в иные измерения внутри открывается…
Местами на дне карьера было довольно влажно. Весной в лужах размножались лягушки. Дно и склоны карьера постепенно зарастали молодыми сосенками. В некоторых местах стенки карьера покрывались мхом.
Встречались в карьере и близ него и редкие растения: пальчатокоренник мясокрасный, венерин башмачок пятнистый, ночная фиалка, наперстянка крупноцветковая, дикорастущая лилия-саранка.
Любители геологии могли найти интересные образцы для своей коллекции. Кроме того, близ спуска в Старую Линзу расположен склад производственных отходов, где можно было взять на память о прогулке красивый кусочек змеевика или мрамора.
Кадр из фильма «Правда о щелпах»
Затопление Старой Линзы
С каждым месяцем воды в карьере становится все больше. Удивительно, что оказавшиеся под водой сосны и березы спустя несколько месяцев после затопления все еще стояли зелеными. Перед вами видео, снятое во время посещения затопленного карьера ураловедами в ноябре 2017 года.
UPD. Позже закрылся и сам Шабровский тальковый комбинат. Цеха и здания завода теперь стоят заброшенные.
Как добраться до Старой Линзы?
Чтобы попасть на Старую Линзу, достаточно сесть в городе Екатеринбурге на остановке около метро «Ботаническая» на автобус № 9. В среднем он ходит два-три раза в час. Поскольку административно поселок Шабровский относится к Чкаловскому району Екатеринбурга, стоимость проезда такая же, как поездка по городу.
Ехать нужно до конечной остановки «Шабровский». От остановки идите по железной дороге в юго-восточном направлении, в сторону талькового комбината. Сразу за зданиями комбината справа появятся тропки, которые через несколько десятков метров выведут сначала на грунтовую дорогу, а затем к самому карьеру. От остановки до карьера – не более 20-30 минут ходьбы. Хотя Старая Линза находится на территории предприятия, доступу в нее пока никто не препятствует.
GPS-координаты Старой Линзы: N 56º 37.572’; E 60º 36.350’.
Заброшенный карьер «Старая Линза»
Затопленный карьер Старая линза
«Жизнь без людей» — фильм, снятый Британской широковещательной корпорацией (ВВС), произвел шокирующее впечатление на зрителя. Это история о том, что случится с миром, оставшимся без людей. На протяжении тысячелетий природа была подчинена человеку. Но что станет с землей после его ухода? Это фильм о том, как природа постепенно восстанавливает землю, стирая следы человеческой жизнедеятельности.
Но это всего лишь фильм-фантазия, который бесспорно основан на многих фактах. А вот по-настоящему пощекотать нервы и оказаться в будущем, спроектированном ВВС, можно, проехав всего 25 км от Екатеринбурга.
Это место из фильмов ужасов, или из мира Тарковского… Как хотите … Заброшенный тальковый карьер «Старая линза» вырыт в монолитной глыбе и представляет собой огромное углубление, напоминающее по форме линзу (отсюда и название).
Есть и легенда, которая объясняет такое имя. Когда-то давно, когда еще и карьера никакого не было, на Урале появился фотограф-пейзажист. Оказавшись в Шабрах он набрел на красивое скалистое место, которое ему обязательно захотелось заснять. Но, не сделав и кадра, он обронил линзу. С тех пор этот фотограф ищет ее. И летом и зимой. Планомерно углубляясь в недра земли. Но это всего лишь одна из Уральских легенд.
Заброшка в Челябинской области
История карьера
Месторождения талькового камня было известно еще в 80е годы XIX века, и разрабатывались в небольшом размере кустарным способом. Недостаток огнеупорного материала в уже Советской России привел к тому, что начались форсированные поиски талька в Шабрах.
Так уже в 30-е годы XX века началась добыча талькомагнезитового камня из карьера, получившего название «Старая Линза». В 1929—1930 годах карьер имел глубину всего 10−12 метров. Все работы велись вручную — отделенные от породы блоки, распиливались тут же на кирпичи стандартных размеров и вывозились с помощью лошадей. Уже в 40-е годы кирпич научились добывать непосредственно из забоя. Благодаря этому «выпилу» мы можем наблюдать столь необычные стены карьера.
В 70-е годы XX века появилась возможность добывать тальк более простым способом. И карьер был законсервирован. Но здесь до сих пор откачивают грунтовые воды, не давая им затопить «Старую Линзу».
Современный взгляд
На данный момент любой желающий может посетить это место, восхититься масштабами, удивиться красоте, исподволь созданной человеком в лоне природы.
Заброшенный Шиловский дом отдыха
Пейзаж, сотворенный человеком, как фантастическая декорация предстает перед нами прямо посреди леса.
Размеры карьера достигают 100 метров в глубину, около 200 метров в ширину и почти 500 метров в длину.
Стены карьера со всех сторон выглядят как огромные ступени, напоминающие заброшенный в джунглях город или Мексиканские пирамиды. Такие лесенки образовывались постепенно, год за годом, целые пласты породы вырезались специальным оборудованием, кирпичик за кирпичиком.
Дно абсолютно гладкое, словно выложенное брусчаткой. Кое-где встречаются остатки рельс, то тут, то там останки техники: электромоторы, дисковые стальные пилы, лебедки, вагонетки и даже подъемные краны. На большой высоте, над карьером, протянута подвесная канатная дорога, по ней ездили вагонетки, перевозящие тальковый кирпич.
Здесь природа и дух промышленного прошлого слиты воедино. Стены карьера постепенно затягивает мхом, металлическая техника незаметно ржавеет и рушится. Лес понемногу спускается вниз, покрывая редкой порослью его кромки. Сквозь обработанные камни просачиваются родники, создавая водопады и водопадики. Природа уже начала работу по восстановлению первозданного вида.
А мы имеем уникальную возможность увидеть своими глазами сохранившиеся следы промышленной деятельности человека, постепенно уничтожаемые природой. На протяжении ста лет здесь присутствовали люди. Теперь они ушли, бросив технику, часть оборудования, сооружения. И вот постепенно природа берет свое, способная со временем изжить из себя следы пребывания человека.
Расположение:
Автомобильная трасса Екатеринбург-Полевской, поселок Шабровский, Свердловская область
Координаты:
N 56.6260678 E 60.6051779 (N 56°37’33″ E 60°36’22″)
Как доехать:
Едем по трассе Екатеринбург-Полевской. Сворачиваем налево перед указателем пос. Шабры. Далее сразу после железнодорожного переезда еще раз направо. Далее через поселок едем прямо в сторону Шабровского комбината. С правой стороны немного в глубине будет виднеться металлический забор. Это и будет комбинат, на территории которого находится заброшенный карьер «Старая Линза».
Urban Trip. Подземелья Екатеринбурга
Машину можно оставить прямо у ворот. По территории комбината следует пройти около 1,5 км. Комбинат действующий, ездят грузовые машины, стоят запрещающие таблички, но работники уже давно привыкли к большому потоку туристов, так что можно смело шагать вперед.
Если проехать чуть дальше вдоль железнодорожных путей, можно сократить путь до 1 км. Машину следует поставить возле станции Тальково. И далее через пути по протоптанной дорожке выходим к карьеру.
Расстояние:
Расстояние от центра Екатеринбурга 25 км