я буду хорошим наставником потому что
Как быть хорошим наставником
Анна Веселко
Если вы всерьез решили стать чьим-то наставником, знайте: это определенно будет стоить вашего времени. При правильном подходе отношения наставничества могут принести пользу даже опытным профессионалам: вы сможете поделиться своим опытом, узнать о проблемах, о которых вы, возможно, не знали, и открыть для себя возможности сделать то, что иначе вы бы и не подумали делать. Но если вы никогда раньше не были наставником, вам нужно знать несколько нюансов и правил, чтобы сделать этот процесс полезным для обеих сторон. Подготовили базовую инструкцию для начинающих наставников, которая поможет принести пользу подопечному и в то же время извлечь из этого массу полезного для самих себя.
Что такое наставничество
Преимущества наставничества для подопечных:
Повышение самоуважения и уверенности в себе
Расширение горизонтов и доступ к новому опыту
Признание достижений и повышение устремлений
Удовлетворение от работы
Возможности для нетворкинга
Карьерные возможности и карьерная мобильность
Повышение узнаваемости внутри или за пределами организации
Преимущества наставничества для самих наставников:
Улучшение навыков коучинга и слушания
Возможность развивать и практиковать персональный стиль лидерства
Изучение новых перспектив и подходов
Получение дополнительного признания и уважения
Возможность проявить свои творческие способности
Расширение профессиональной/общественной сети контактов
Получение опыта решения сложных ситуаций
Возможность продемонстрировать профессиональный опыт и поделиться знаниями и навыками
Как быть хорошим наставником
Помогите подопечному понять и определить цели
Ваш подопечный может обладать огромными амбициями, но ему может потребоваться помощь в формулировании целей. Так что помогите определить их заранее, а затем структурируйте все свои разговоры вокруг. Для многих постановка целей — это самая сложная часть процесса ; они знают, что им нужна помощь, но не всегда способны определить последовательность своих потребностей. Убедитесь, что каждая из поставленных целей укладывается в систему SMART, то есть является конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной, привязанной к срокам и ясной. Также хорошее практическое правило — сосредоточиться на одной цели в течение трех месяцев. Так вы сможете регулярно отслеживать прогресс и вносить коррективы по мере продвижения.
Смотрите на большую картину
Перед тем как погрузиться в решение какой-либо конкретной задачи, потратьте некоторое время на изучение контекста : кто основные люди в жизни вашего подопечного, с чем ему сейчас сложнее всего, что привело его к наставнику, каковы его отношения с руководителем/коллегами/подчиненными, как, по его мнению, вы можете помочь. Такая контекстная информация, в свою очередь, поможет вам лично лучше понять цели, тип помощи, которую подопечный получал в прошлом, уже приложенные усилия и то, как вы можете все это скорректировать, чтобы помочь добиться прогресса.
Встречайтесь регулярно и не переносите встречи
Качества хорошего наставника
Чуткость — поставьте себя на место подопечного, учитесь понимать и оценивать ситуацию с его точки зрения, чтобы предоставлять качественные советы, наставления и рекомендации. Без подобного понимания любая форма обратной связи и рекомендаций может оказаться нереалистичной, непрактичной и неуместной.
Непредвзятость — не существует двух одинаковых дискуссий и просьб о совете, которые руководствовались бы одними и теми же соображениями. Хороший наставник должен сохранять непредвзятость, а его открытость должна заключаться в разработке советов и помощи в разработке стратегии движения к целям.
Терпеливость — добродетель, без которой не обойтись. В рамках наставничества вы обязательно столкнетесь с моментами раздражения, недопонимания и непонимания, но лучшие наставники умеют преодолевать периоды разочарования.
Обучаемость — от наставника не ожидается, что он непременно будет знать все ответы на все вопросы. Однако эффективные наставники не позволяют недостатку знаний мешать хорошему руководству. Если у вас нет ответа на тот или иной вопрос, лучшее решение — подключить других людей, получить соответствующее знание и передать его подопечному.
Адаптивность — любой ваш совет может быть ценными только в том случае, если он адаптирован к конкретным обстоятельствам. То есть совет не обязательно должен быть идеальным, но он должен быть актуальным и практичным.
Наставничество — это работа не для всех, оно требует целеустремленности и подлинного интереса к тому, чтобы направлять и помогать развивать карьеру подопечного. Однако, если вы готовы принять этот вызов, наставничество может стать одним из самых полезных занятий в вашей собственной карьере.
Дополнительно: чек-лист наставника
Элементы, которые будут способствовать развитию здоровых наставнических отношений:
Слушайте активно и проявляйте сочувствие
Используйте разные методы общения
Давайте конструктивную обратную связь, которая предполагает действия
Будьте готовы отказаться от собственных суждений и предрассудков
Помогите определить цели подопечного
Поощряйте его брать на себя ответственность за собственное обучение и развитие
Будьте готовы, когда это уместно, поделиться собственным опытом работы, навыками и связями
Заранее выделите время для встреч и будьте последовательны
Используйте любую возможность для собственного развития
Помните об абсолютной конфиденциальности разговоров и встреч
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника.
«Уча других, мы учимся сами»
У меня большой стаж работы воспитателем в детском саду. За плечами большой уже опыт: и открытые показы на методических объединениях, и утренники в разных совершенно ролях, и родительские собрания, и субботники с родителями и много еще чего. Но когда-то и я была молодым педагогом. То, что давали мне в училище, мало что пригодилось. Интернета тогда не было, научной литературы на руках тоже не было. Что бы подготовиться к какому –нибудь мероприятию, надо было идти в библиотеку и перечитать, пересмотреть много разной литературы. Как вести занятия, прогулки, утренние и бодрящие гимнастики? Было страшно, что не получится. Мне же придется взять ответственность за этих мальчишек и девчонок, каждый день подбирать ключик к их маленьким сердечкам. И допускать ошибок нельзя. И всему я конечно же научилась у педагогов – стажистов, за что им огромное спасибо.
А теперь я сама стала педагогом наставником. И частично от меня зависит, каким воспитателем станет молодой специалист.
Кто же такой наставник?
Взаимное доверие является основой, на которой с самого начала строятся отношения. Педагог- наставник должен создать условия для добрых, доверительных отношений. Для этого использовать только демократический стиль общения. Назидательный тон недопустим, так как нужно понимать, что у твоего подопечного может быть достаточно высокий уровень теоретических знаний. Ему не хватает в первую очередь опыта, которым ты и должен поделиться. А ещё должен быть примером для молодого педагога в отношениях с детьми, с коллегами и с родителями.
Основная цель моей работы как наставника – анализ компетенции молодого педагога, предусмотреть и спланировать совокупность мероприятий, обеспечивающих изучение основ педагогики, психологии и методики обучения, а так же приобретение им необходимых навыков проведения образовательного процесса.
Первый год для молодого специалиста обычно самый важный и сложный. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли молодой воспитатель как профессионал, останется ли он работать в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Для начала молодому педагогу нужно познакомиться с детским садом, с коллективом, с условиями труда, правилами внутреннего распорядка, уставом ДОО, традициями. Хорошо, если начинающего педагога направят стажироваться ко мне в группу. Но, если так не вышло, то я приглашаю молодого воспитателя к себе на просмотр режимных моментов, различных занятий и мероприятий, даю необходимые консультации, демонстрирую свои знания, организую прогулки детей. И прежде, чем научить правильно всему, мне пришлось самой вспомнить методику обучения, разные методы и приемы, перечитать разную научную литературу. Затем уже молодой специалист работает самостоятельно, а я только корректирую его работу. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример. Адаптация молодого педагога во многом зависит от психологического климата в коллективе, от стиля управления, от условий труда.
Обычно первые два месяца работы молодому специалисту предоставляется свобода действий. В этот период он знакомится с детьми и с родителями
своей группы, с режимом дня, с расписанием всех мероприятий, с возрастными особенностями детей. В эти два месяца я наблюдаю за его деятельностью и помогаю, если это необходимо.
И чтоб легче было организовать свою работу по обучению молодого специалиста, я провожу анкетирование, тестирование, чтоб выявить, в чем больше всего затрудняется педагог. После этого составляю план работы с молодым специалистом, в который входит изучение нормативно-правовой документации; оказание помощи в организации качественной работы с документацией воспитателя ( перспективный и календарный план, воспитательно –образовательная работа, план по самообразованию, мониторинг и др.; оказание помощи в организации НОД, использования на них дидактических и наглядных материалов, использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах, организация работы с родителями и изучение инновационных технологий).
Затем составляю индивидуальный маршрут молодого специалиста.
Молодой педагог участвует в педагогических советах, где расширяется его информационное поле в области технологий и их использования в образовательном процессе. На семинарах –практикумах вовлекается в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обменивается своим опытом, рассказывает о своих «педагогических находках». С первого же дня педагог начинает заполнять свое «Портфолио», свои достижения, свое представление деятельности и профессионального развития, что в дальнейшем помогает аттестоваться.
На открытых просмотрах образовательной деятельности с последующим обсуждением увиденного, молодой педагог учится анализировать образовательный процесс и осознает свои недочеты.
Подводя итоги, можно сказать, что работа с молодыми специалистами помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между нами, делает молодого педагога владельцем секретов мастерства, накопленного мною за многие года.
Овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога, знакомство с нормативной правовой базой, становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Вместе с тем, начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на воспитание, развитие детей, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы дошкольного учреждения и педагогического коллектива.
В ходе работы с молодыми педагогами я сама приобретаю новые знания, ориентир на новые реалии современного дошкольного образования, развиваю свои деловые качества, повышаю свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. И какое же удовлетворение я получаю, когда вижу успехи молодых педагогов, их творческий рост в нашей работе, а если педагог проходит аттестацию и получает категорию, то моей радости нет предела!
Совет самим себе: 7 качеств хорошего наставника
Статья для наставников, будущих наставников, студентов и нас самих: о мотивации, работе и любви к своей работе.
Мы проводим в работе большую часть жизни. Да, вы прочитали правильно: не во сне, а именно в работе. Это новое правило активного человека XXI века, которое хочешь-не хочешь, а приходится воспринимать как данность. Конечно, можно процитировать великих, что работать надо не 24 часа в сутки, а головой… В этом тоже есть своя правда, но всепоглощающая работа (без знака плюс или минус) есть и никуда уходить не собирается.
Читайте также :
Наставнический центр «Ментори» — такая же организация, как и остальные: мы работаем много, часто и постоянно. Учим кураторов, советуем наставникам и поддерживаем коммуникацию с наставляемыми.
«Кто бы посоветовал нам?» — не единожды задавались мы именно таким вопросом.
Как известно, хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. Сделали. Итак, статья для наставников, будущих наставников, студентов и нас самих: о мотивации, работе и любви к своей работе. Без неё никуда, особенно в таком важном деле, как третий сектор.
Быть наставником — дело эмоционально непростое, требующее сил и времени, физической, но, главное, эмоциональной подготовки. Поэтому так важно, чтобы наставник (читай — человек) действительно хотел заниматься тем, чем он занимается. Разница между «надо» и «хочу» кому-то может показаться существенной и с «эгоистичным» перекосом второго слова, но именно оно имеет огромную значимость. Если человек не ХОЧЕТ что-то делать, а работает, если не из-под палки, а хотя бы по привычке, или потому что общество так ХОЧЕТ, то ни к чему хорошему это не приводит. А потому стоит помнить о таких важных качествах, как:
Читайте также :
Представьте себе наставника, который постоянно пытается решить сложный вопрос за подростка, что мы получим в итоге? Варианта два. Первый: ребёнок, разучившийся думать самостоятельно, оказавшийся в мире, о котором у него было довольно поверхностное представление. Наши коллеги из регионов, когда мы встречаемся с ними, всегда настаивают, что постинтернатное сопровождение чуть ли не важнее, чем работа внутри самого учреждения.
Второй вариант: этот подросток или подчинённый (коль скоро мы говорим о наставничестве как о многопрофильном институте) понимает, что с его собственным мнением не считаются. Он не способен предложить что-либо дельное и окончательно разочаровывается в своих силах.
Продолжаем наш to-do list:
Эмоциональный интеллект признан самой важной (внимание!) компетенцией, которую молодое поколение должно получать, начиная с детского сада. За пределами интеллектуальной сферы лежат огромные ресурсы. Это эмоции, способность понимать других и себя, а также жить в условиях постоянного саморазвития. Именно эмоции дают подросткам мотивацию к обучению и становлению позитивной психологии. Ко взрослым это применимо не в меньшей степени: в некоторых организациях даже есть должность специалиста по эмоциональному климату.
Читайте также :
И финальные два пункта, которые, признаемся честно, и нам дались нелегко:
Не хотелось бы, как в школьном советском сочинении, подводить итог и выводить какую-то мораль. Но напомним, что работа — это то, что происходит в ваших интересах, а, значит, и выполняться должна с тем же чувством. Проверено на себе в команде «Ментори».
11 мая 2017, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Мыслить как наставник: помогать с проблемами без непрошенных советов
Представим, близкий человек жалуется, что у него ничего не ладится в работе. Или друг пошёл учиться на дорогие курсы, но зашёл в тупик и думает, что зря потратил деньги. Хочется помочь человеку, но как: дать совет или просто посочувствовать?
Есть ещё один способ — задать правильные вопросы и помочь человеку самому найти решение. Казалось бы, что тут сложного и нового: задавать вопросы. На самом деле эту практику называют наставничеством.
Образовательная платформа «Яндекс.Практикум» использует наставничество, чтобы помочь студентам онлайн-курсов подготовиться к рабочей среде. Наставниками становятся разработчики «Яндекса». Мила Кудрякова, психолог и специалист по построению работы в команде, разрабатывала программу и проводила обучение наставников.
Мила и будущие наставники рассказывают, как применить наставничество в обучении и обычной жизни.
Наставник — человек, который помогает другому решить проблему или научиться новому. Проблемы могут быть разными: наладить отношения, продвинуться в карьере или справиться со сложной задачей во время обучения.
Когда люди заходят в тупик, советы обычно вызывают желание огрызнуться: «Да ничего ты не понимаешь!» Здорово, если рядом оказывается человек, который не пытается навязать свое мнение, а просто задаёт правильные вопросы. Он как будто чувствует, какой вопрос наведёт на нужные мысли. Именно так действуют наставники.
Крупные компании практикуют техники наставничества для обучения новичков. К примеру, приходит в команду новый программист: он где-то учился, но ещё не работал по профессии. Во время работы он сталкивается с неожиданными для себя задачами и не знает, как к ним подступиться. Пытается раз, другой, а потом сдаётся и хочет бросить.
В этот момент появляется наставник — более опытный сотрудник. Он не кидается делать за новичка задачи, а начинает с вопросов: «Что именно не получается? Каким ты видишь результат?» Так человек сам учится решать задачи.
Эссе «Я наставник, и это значит…»
Вера Макотрина
Эссе «Я наставник, и это значит…»
В нашем детском саду сложился коллектив единомышленников, работают люди творческие, у которых многому можно научиться. Хорошо помню своё смятение, когда мне предложили стать наставником молодой симпатичной девушки. В голове у меня то и дело роились всякого рода мысли, а что я с ней должна делать, с какой стороны лучше подойти к порученному мне делу. Взять такую ответственность на себя, помочь молодому педагогу поверить в себя, возрастить уверенность в своих силах. Быть наставником — дело эмоционально непростое, требующее сил и времени, физической, но, главное, эмоциональной подготовки. Хороший наставник, как правило, вдохновляет и учит подопечных следовать за целью, пока они не достигают её, помогают пережить трудные времена.
Я наставник и это значит, что, во – первых, должна начать работу с себя, а именно проанализировать, а что я могу дать своему подопечному, выяснить, а в какой помощи нуждается мой ученик. Во- вторых, я, как наставник, должна обеспечить максимальные благоприятные условия, которые бы позволили моей молодой коллеге лучше узнать себя, осознать цели педагогического пути и стать ответственным за их осуществление.
Наставник – это человек передающий опыт и навыки, безусловно, это очень ценно и важно для молодого специалиста. А я все думаю, что важнее, накопленный годами опыт и некая закостенелость или гибкость и жажда новых открытий? Для инновационного развития нужны молодые педагоги, знающие основные технологии и методики и способные творить. Моя подопечная, молодой педагог, на сегодняшний день уже самостоятельно мыслящий педагог. со сложившимися профессиональными компетенциями. Она очень общительна, легка на подъём, полна идей, принимает активное участие в общественной жизни коллектива, беспрерывно работает над развитием своего общекультурного и профессионального кругозора, развивает творческие способности и профессиональное мастерство.
Я — воспитатель, и значит я — актриса! Я – воспитатель, и значит я – актриса! А. П. Чехов однажды сказал М. Горькому: «Воспитатель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным.
«Мама — это значит жизнь». Фотоотчёт о концерте к Дню Матери В день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: «Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?.
Что для меня значит интернет-ресурс сайт МAAM.RU Уважаемые коллеги! Я сегодня познакомилась с публикацией Татьяны Михайловой «Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога».
Что такое день Победы? Это значит нет войны! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В этом году отмечается 70-летие с начала Великой Отечественной войны. Эта трагичная дата в отечественной.
Фотоотчет «Я воспитатель, и значит я — артист» Праздник в детском саду – яркое, незабываемое событие в жизни ребенка. Радость, веселье, улыбки, хорошее настроение. и ещё много-много.