я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Психологическая безопасность: учебное пособие

НАСТРОЙКИ.

я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть картинку я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Картинка про я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона

я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть картинку я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Картинка про я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона

я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть картинку я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Картинка про я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона

я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть картинку я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Картинка про я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть картинку я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Картинка про я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона

Валерий Павлович Соломин, Леонид Александрович Михайлов, Татьяна Владимировна Маликова, Олег Вячеславович Шатровой

Данная книга вместе с учебным пособием «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» составляет комплект по безопасности жизнедеятельности. Она состоит из двух частей. В первой – «Теоретические и практические аспекты психологической безопасности личности» – рассматриваются человек и социальная среда как факторы психологической безопасности, а также средства психологической саморегуляции. Приводятся упражнения для тренировки внимания, формирования навыков расслабления мышц, а также описание методики аутогенной тренировки.

Вторая часть – «Психологическая диагностика личности» – содержит методики, позволяющие определить структуру личности и ее основные характеристики. Дается краткое описание психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, воображения) и состояний (чувств, эмоций), рассматриваются основные характеристики личности, ее поведение, межличностные отношения. Предлагаются различные психодиагностические методики, с помощью которых выявляется способность человека адекватно вести себя в экстремальных ситуациях, следуя правилам безопасного поведения.

Представленные материалы апробированы в ходе лекционных и практических занятий на факультете безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Учебное пособие адресовано студентам факультетов безопасности жизнедеятельности, а также широкому кругу специалистов. Оно поможет приобрести навыки психологического изучения личности, определения психических проявлений человека в чрезвычайных ситуациях.

Проблемы психологической безопасности личности – сфера психологии безопасности. Эта отрасль психологической науки, изучающая закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной регуляции поведения с целью сохранения целостности и стабильности человека или группы людей как психологических систем. Под отражением опасности в данном случае понимается определение ее степени, т. е. квалификация. Регуляция поведения предполагает применение необходимых мер по устранению опасности или снижению ее до допустимого уровня.

В рамках психологии безопасности исследуются:

• психические процессы, порождаемые деятельностью человека и влияющие на ее безопасность;

• психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности жизнедеятельности;

• свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности.

Ситуацию, в которой создается достаточно большая возможность возникновения несчастного случая, принято называть опасной.

Опасные ситуации – это нежелательные события, которые при несколько изменившейся ситуации могли бы явиться причиной дестабилизации личностной системы. Природа опасных ситуаций чрезвычайно разнообразна – это может быть физическая опасность, опасность социальных наказаний, материальных потерь, духовных переживаний и т. д. Одним из типов опасной ситуации является несчастный случай.

Несчастный случай – это внезапное преднамеренное повреждение человека (препятствующее нормальному продолжению его деятельности), произошедшее в результате воздействия опасного фактора или собственного опасного поведения. Необходимым условием того, чтобы возник несчастный случай, является нахождение человека в опасной зоне. Причинами несчастного случая могут быть: физическая среда, социальная среда, межличностные отношения, сама личность. Таким образом, несчастный случай может быть следствием неадекватного поведения человека в опасной ситуации или результатом его неправильных реакций на нее.

Опасные ситуации часто возникают неожиданно, а потому их причины и способы выхода из них не всегда полностью осознаются. Уровень осознания возможной опасности в значительной степени зависит от шансов возникновения ее угрозы. Так, может существовать отдаленная угроза для жизни – землетрясение в районе с низкой сейсмической активностью; проживание в опасных районах (например, вблизи действующих вулканов); неожиданная угроза – нападение преступника, террористический акт и т. п. Степень осознания ситуации и адекватность поведения в случае возникновения неожиданной угрозы для жизни во многом определяются врожденными особенностями личности, ее установками, типом нервной системы и рядом других психобиологических показателей. Научить человека правильно вести себя в непредвиденных ситуациях, угрожающих жизни, возможно не всегда, поэтому зачастую люди оказываются неподготовленными к действию в них.

Опасная ситуация, которая способствует дестабилизации личности, называется эксвизитной. Психологическая характеристика эксвизитной ситуации (в крайнем выражении – чрезвычайной ситуации) в зависимости от вида ситуации будет определяться сочетанием нарушенных полей адаптации (идентичности, территориальности, временности, иерархичности). Можно сказать, что отличительным признаком чрезвычайной ситуации является нарушение территориальности, временности, а также степень нарушения всех четырех полей адаптации в целом. Это может быть в том случае, когда вектор разрушения направлен извне – потеря референтной группы (идентичность), разрушение среды обитания (территориальность), травмы, увечья, гибель (временность) – или изнутри, когда вектор направлен вовне, в этом случае речь идет о степени дезадаптации личности.

Безопасность личности определяют три фактора: человеческий фактор, фактор среды, фактор защищенности (рис. 1). Первые два считаются основными. Человеческий фактор – это различные реакции человека на опасность. Среда традиционно разделяется на физическую и социальную. В социальной среде, в свою очередь, выделяют макро– и микросоциальный уровень. К макросоциальному уровню относятся демографический, экономический и другие факторы, воздействующие на человека, к микросреде – его непосредственное окружение (семья, референтная и профессиональная группа и т. д.). Фактор защищенности – это средства, которыми люди пользуются для защиты от тревожных и опасных ситуаций. Они могут быть физическими и психологическими (механизмы психологической защиты). Уровень защищенности зависит от степени конструктивности и активности поведения и деятельности человека. При этом важным условием конструктивного поведения выступает адекватная социализация инстинктов, потребностей и мотивов деятельности, т. е. удовлетворение нужд человека социально приемлемым способом.

я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть картинку я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Картинка про я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона

Рис. 1. Структура безопасности личности

Объективная реальность современной жизни такова, что человеку приходится все время сталкиваться с чрезвычайными ситуациями, которые могут быть результатами аварии, природного явления, катастрофы, стихийных и иных бедствий. Они зачастую влекут за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности человека. События последних десятилетий дают основания предполагать, что частота и степень негативных последствий неожиданного возникновения чрезвычайных ситуаций будут возрастать. Поэтому готовность людей к риску, их поведение в экстремальных ситуациях, реакция на неожиданные изменения требуют постоянного изучения с целью обеспечения безопасности.

Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Представления о значении какого-либо явления или действия складываются в определенной социальной среде. Однако каждый человек по-своему интерпретирует общепринятое представление о значимости опасной ситуации. В основе такой интерпретации лежат психологические особенности конкретной личности. Таким образом, отношение к опасной ситуации складывается из значения опасности, которое приписывается ей обществом, и ее личностного смысла для человека (рис. 2).

я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть картинку я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Картинка про я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона

Рис. 2. Факторы формирования отношения к опасной ситуации

Источник

Я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона

Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель: определение свойств личности (замкнутость – общительность, интеллект, сдержанность – экспрессивность, подтвержденность чувствам – высокая нормативность поведения, жесткость – чувствительность, прямолинейность – дипломатичность, консерватизм – радикализм, самоконтроль).

Инструкция. Вам будут предложены вопросы, цель которых – выяснить ваши взгляды и интересы. Сначала заполните верхнюю часть бланка для ответов. Отвечая на вопрос, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Если вы выбрали ответ «а», то перечеркните крестиком левый квадратик; если выбрали ответ «б» – то средний квадратик; если вы выбрали ответ «в» – то правый квадратик бланка ответов.

Отвечая, помните о следующих четырех простых правилах:

1. Вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации, не задумываясь над деталями. Не тратьте много времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову.

2. Старайтесь избежать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда ответить определенно вы не можете (не более одного неопределенного ответа на 5-б вопросов).

3. Не пропускайте ничего, обязательно отвечайте подряд на каждый вопрос. Возможно, некоторые вопросы вам трудно будет отнести к себе, постарайтесь дать наилучший предположительный ответ.

4. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.

Опросник (сокращенный вариант).

1. Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал:

2. Я готов правдиво отвечать на каждый вопрос:

3. Если бы я увидел дерущихся детей, то я:

А – не вмешивался бы;

В – вмешался, чтобы прекратить драку.

4. По-моему, интереснее быть:

5. Я бы предпочел работу с возможно большим, но непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом:

6. При разговоре я предпочитаю:

А – высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову;

В – прежде хорошенько собраться с мыслями.

7. При одинаковом рабочем времени и заработке мне было бы интереснее работать:

В – официантом в хорошем ресторане.

8. На общественные должности меня выбирали:

9. «Лопата» так относится к «копать», как «нож» к:

10. Большинство знакомых считают меня интересным собеседником:

11. В школе я предпочитал (или предпочитаю):

А – уроки, связанные с искусством;

12. В наше время требуется:

А – больше дисциплинированных добросовестных людей;

В – больше романтиков и энтузиастов.

13. При чтении я сразу замечаю, когда меня хотят в чем-то убедить:

14. Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:

15. Если бы пришлось выбирать, то я предпочел бы быть:

В – учителем средней школы.

16. Ко дню рождения, к праздникам:

А – я люблю делать подарки;

Б – затрудняюсь ответить;

В – считаю, что покупка подарков – несколько неприятная обязанность.

17. «Усталый» так относится к «работать», как «гордый» относится к:

18. Какой из следующих предметов по существу отличается от двух других:

В – электрический свет.

19. Я склонен посещать зрелищные мероприятия и развлечения:

А – чаще одного раза в неделю, т. е. чаще, чем большинство;

Б – примерно раз в неделю, т. е. как большинство;

В – реже, чем раз в неделю, т. е. реже, чем большинство.

20. Я считаю, что непринужденность поведения важнее, чем соблюдение правил хорошего тона:

21. Мне бы понравилось быть ветеринаром; лечить и оперировать животных:

22. Я ем с таким удовольствием, что не всегда столь тщательно забочусь о своих манерах, как это делают другие:

23. В юности, если я расходился во мнении с родителями, то я:

А – оставался при своем мнении;

В – соглашался с их авторитетом.

24. Во многих отношениях в считаю себя вполне зрелым человеком:

25. «Удивление» так относится к «странная», как «страх» относится к:

26. Какая из следующих дробей отличается от двух других:

27. У меня определенно меньше друзей, чем у большинства людей:

28. Люди иногда считают меня небрежным, хотя и думают, что я приятный человек:

29. Я предпочитаю читать:

А – реалистические описания военных или политических конфликтов;

Б – не знаю, что выбрать;

В – роман, возбуждающий воображение и чувства.

30. В ситуациях, которые могут стать опасными, я громко разговариваю, хотя это может показаться невежливым и нарушает спокойствие:

31. Я предпочел бы иметь работу:

А – с постоянным окладом;

В – с более высокой зарплатой, которая бы прямо зависела от моих усилий и продуктивности.

32. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда, когда должное внимание уделено всем мелочам:

33. «Размер» так относится к «длина», как «нечестный» к:

34. Быть осторожным и не ждать многого лучше, чем быть оптимистом и всегда ждать успеха:

35. Думая о трудностях в своей работе, я:

А – стараюсь заранее планировать, как с ними справиться;

В – считаю, что справлюсь с ними, когда возникнут.

36. Интереснее быть:

А – консультантом, помогающим молодым людям выбирать работу;

В – руководителем технического предприятия.

37. У меня никогда не бывает потребности что-нибудь рисовать или вертеть в руках, ерзать на месте, когда мне приходится сидеть на собрании:

38. У меня бывает период, когда мне становится немного жаль себя:

39. Если бы зарплата была одинаковой, то я предпочел бы быть:

В – пилотом или штурманом.

40. «Лучше» так относится к «наихудший», как «медленнее» к:

41. Каким из приведенных ниже сочетаний следует продолжить буквенный ряд: ХООООПОООШ:

42. Я провожу много свободного времени в разговорах с друзьями о прошлых развлечениях, от которых получал удовольствие:

43. Мне нравится устраивать какие-нибудь смелые, рискованные выходки «смеха ради»:

44. Меня очень раздражает вид неубранной комнаты:

45. Я очень люблю музыку:

В – сентиментальную, задушевную.

46. Красота стиха меня восхищает больше, чем красота хорошо сделанного оружия:

47. Во время туристских поездок я предпочел бы придерживаться программы, составленной экскурсоводами, нежели самому планировать маршрут:

48. Если при обсуждении какого-либо вопроса среди участников возникает ожесточенный спор, то я предпочитаю:

А – чтобы кто-нибудь победил;

В – чтобы спор развивался мирно.

49. Иногда чувство зависти влияет на мои действия:

50. Интереснее быть:

Б – не знаю, что выбрать;

В – общественным деятелем.

51. Какое из следующих слов не относится к двум другим:

52. «Пламя» так относится к «жар», как «роза» относится к:

Б – красные лепестки;

53. Мне больше нравится спокойная, обычная одежда, чем яркая и бросающаяся в глаза:

54. Мне больше нравится провести вечер за спокойным любимым занятием, чем в оживленной компании:

55. В своих поступках я всегда тщательно стараюсь придерживаться общепринятых правил поведения:

56. Иногда приходится применять силу, потому что не всегда возможно добиться результата с помощью убеждения:

57. В школе я предпочитал (предпочитаю):

А – русский язык и литературу;

58. В воспитании важнее:

А – относится к ребенку с достаточной любовью;

В – выработать нужные привычки и отношение к жизни.

59. Считаю, что общество должно руководствоваться разумом и отбросить старые привычки и ненужные традиции:

60. Думаю, что в современном мире важнее решить:

А – вопросы нравственности;

В – вопросы практического использования научных открытий.

61. Я предпочитаю действовать по-своему, а не придерживаться общепринятых правил:

62. Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока не буду полностью уверен в своей правоте:

В – только если это целесообразно.

63. Если бы меня попросили участвовать в шефской деятельности, то я бы:

В – вежливо сказал бы, что очень занят.

64. Какое из следующих слов не относится к двум другим:

65. «Скоро» так относится к «никогда», как «близко» относится к:

66. Меня считают человеком, полным энтузиазма:

67. Мне нравится работа, которая требует перемен, разнообразия, командировок, даже если она связана с некоторой опасностью:

68. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно:

69. Мне нравится работа, требующая добросовестности, точных навыков и умений:

70. Я уверен в том, что не пропустил никаких вопросов и на все ответил как следует:

Бланк для ответов.

я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Смотреть картинку я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Картинка про я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона. Фото я считаю что непринужденность поведения важнее чем соблюдение правил хорошего тона

Интерпретация результатов.

Фактор А – замкнутость – общительность.

Больше 10 баллов – человек открыто проявляет эмоции, устанавливает с людьми теплые, доброжелательные отношения, хорошо уживается в группе, отзывчив, стремится поделиться своими мыслями и чувствами, способен сопереживать другим. Меньше 5 баллов – человек может скрывать эмоции, оставляя их внутри себя, строго, нередко скептически оценивать людей, настойчив, полезен для коллектива в ситуациях, характеризующихся жесткой требовательностью к себе и другим.

Фактор В – интеллект.

Больше 9 баллов – наблюдается абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость, существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.

Меньше 5 баллов – человеку свойственна конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления, снижена способность мыслить абстрактно.

Фактор F – сдержанность – экспрессивность.

Больше 13 баллов – человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, эмоционален и динамичен в общении, предпочитает деятельность в меняющейся ситуации, эти качества способствуют тому, что он часто становится лидером и энтузиастом в групповой деятельности.

Меньше 4 баллов – человек серьезный, рассудительный, склонен к сдержанности, осторожен, влечения находятся под контролем морально-этических ограничений.

Фактор G – подверженность чувствам – высокая нормативность поведения.

Больше 14 баллов – наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.

Меньше 9 баллов – человек склонен к непостоянству, подвержен чувствам, влиянию случая, обстоятельствам. В целом фактор определяет, в какой мере нормы и запреты регулируют поведение человека.

Фактор I – жесткость – чувствительность.

Больше 11 баллов – человеку свойственна мягкость, утонченность восприятия, можно говорить о развитой способности к эмпатии.

Меньше 5 баллов – человеку свойственны реалистичность, практичность, он полагается на себя, не считает необходимым учитывать нюансы, полутона в отношениях, некоторая жесткость, черствость, суровость к окружающим.

Фактор N – прямолинейность – дипломатичность.

Больше 10 баллов – человек к событиям подходит разумно, несентиментально, ему свойственна расчетливость, умение разбираться в людях.

Меньше 5 баллов – человеку свойственна прямолинейность, естественность поведения, безыскусность.

Фактор Q1 – консерватизм – радикализм.

Больше 9 баллов – человек склонен к критическому анализу, готов пересматривать любые принципы, провести эксперимент, не доверяет авторитетам, спокойно воспринимает перемены, ничего не принимает на веру.

Меньше 5 баллов – человек предпочитает придерживаться однажды принятых принципов и понятий, не склонен их анализировать и пересматривать, противится переменам, не интересуется аналитическими, интеллектуальными соображениями, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям.

Фактор Q3 – низкий самоконтроль – высокий самоконтроль.

Больше 11 баллов – развитый самоконтроль, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, стремится точно выполнять социальные требования, доводит любое дело до конца, внимателен к людям.

Меньше 7 баллов – наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не всегда внимателен к другим людям, снижен контроль к проявлению своих эмоций.

Ключ.

Оценка ответов на вопросы по факторам (цифра – номер вопроса, затем – стоимость ответа в баллах: а = 2 балла, б = 1 балл, в = 2 балла). Для фактора В стоимость ответа: а = б = в =1.

Источник

Темперамент – биологическая предпосылка лжи

К природным биологическим основам лжи с известной долей осторожности можно отнести и темперамент. Темперамент – биологический фундамент, определяющий природные особенности поведения, типичные для данного человека; темперамент проявляется в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Высшая нервная деятельность (ВНД) – основа темперамента (И.П. Павлов).

В современной психологии наряду с традиционными типами темперамента выделены его основные свойства. Свойства темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Типы ВНД и темперамента

1. Сильный, неуравновешенный (безудержный) – холерический: работоспособен, готов к быстрой реакции, но его «лихорадит», ему трудно бороться с собой; холерики взрывчаты, вспыльчивы, не умеют терпеть сдерживать свои желания, ждать; у них легко возникает раздражительность и агрессивность.

2. Сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный) – сангвинический: личность с хорошо сбалансированными волевыми и коммуникативными свойствами; работоспособен; стрессоустойчив; легко переключается с одного вида деятельности на другой.

3. Сильный, уравновешенный, спокойный (инертный) – флегматический: стабильный, спокойный, уравновешенный, настойчивый, упорный; «тяжел на подъем», не способен отказаться от своих навыков и стереотипов; затруднено включение в новые ситуации, эмоции проявляются замедленно и несильно.

4. Слабый – меланхолический: быстрое падение работоспособности, потребность в длительном отдыхе; высокая эмоциональная чувствительность в трудных ситуациях и повышенная ранимость; теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугливы, плаксивы; повышенно внушаемы. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные способности.

К основным свойствам темперамента относятся:

Сензитивность. Об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность. Об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольной реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.

Соотношение активности и реактивности. Об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.

Пластичность и ригидность. Об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям, или наоборот, насколько инертны его поведение, привычки, суждения.

Экстраверсия и интроверсия. Об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим, т. е. обращенности человека в свой внутренний мир (интровертированность).

Эмоциональная возбудимость. Об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.[4]

Холерику трудно скрыть свои эмоции, что облегчает распознавание его лжи. Холериком можно назвать человека, для которого характерны следующие психологические особенности:

он предпочитает легкую эстрадную музыку классической;

большинство знакомых считают его интересным собеседником;

он считает, что непринужденность поведения важнее, чем соблюдение правил хорошего тона;

у него больше друзей, чем у других людей;

он очень не любит находиться в таком месте, где не с кем поговорить;

он охотно принимает участие в общественных мероприятиях;

он может говорить посторонним людям вещи, кажущиеся ему важными, даже если они его об этом не спрашивают;

ему больше нравится яркая и бросающаяся в глаза одежда, чем спокойная и приличная;

ему больше нравится провести вечер в оживленной компании, чем за спокойным любимым занятием;

ему нравится работа, которая требует перемен, разнообразия, командировок, даже если они связаны с некоторой опасностью.

Вспыльчивый и нетерпеливый холерик вряд ли сможет сдержаться, чтобы без подготовки соврать, не моргнув глазом. Обязательно моргнет, оговорится. Холерик, как правило, импульсивен, разговорчив, откровенен, то есть предпочитает выражаться прямо. Поняв, что проболтался, холерик может придти в ярость и выместить свою злость на партнере по общению. Если же холерик заранее подготовил обман, тогда он также агрессивно будет настаивать на своем, метать громы и молнии в обидчика, биться в истерике, доказывая свою правоту. Более того, будет бурно выражать свою обиду: ведь его – честного человека – заподозрили в обмане.

Сильный, уравновешенный, но достаточно подвижный и выразительный сангвиник вполне может солгать без подготовки, благодаря своей стрессоустойчивости, способности не теряться при внезапно изменившейся обстановке. К тому же сангвиник гораздо менее импульсивен по сравнению с холериком, следовательно, более устойчив в общении, производит благоприятное впечатление энергичного и не раздражительного человека. Если же сангвиник изначально намерен обмануть другого человека, то его энергичность будет проявляться как убедительность, уверенность в своей правоте. В таком случае сангвиник способен сдержаться в случае уличения во лжи и представить свою ложь как одну из возможных точек зрения.

Повышенная возбудимость холерика и достаточно высокая возбудимость сангвиника позволяет им расширить степени свободы своего поведения. Намереваясь обмануть другого человека, холерик и сангвиник могут действовать более изобретательно и разнообразно. Весьма часто встречаются люди, у которых темперамент прямо влияет на степень усвоения социальных норм, то есть отражает влияние социального, культурного на личность. Если холерик склонен к эгоизму, то именно среди них можно встретить людей беспринципных и недобросовестных, пренебрегающих своими обязанностями и правилами. Холерик зачастую переменчив в своих целях, интересах и пристрастиях; легкомысленный, потворствует своим желаниям. Не считает себя связанным моральными нормами и правилами. Скорее всего, небрежен в работе. Ищет выгоду в любой ситуации, пользуется моментом, приспосабливается. Все сказанное и составляет психологическую основу для образования установки на ложь.

Флегматик характеризуется как трезвый, рассудительный, осторожный. Его спокойствие и уравновешенность не предполагают опрометчивых поступков, в том числе и непроизвольной, импульсивной лжи, как у холерика. Вместе с тем, флегматики порой излишне беспокоятся о своем будущем, озабочены последствиями своих поступков, постоянно ожидают возможных неудач и несчастий. Для защиты от неудач принимают предохранительные меры, старательно планируют свои поступки. Вот здесь и возможна попытка флегматика обмануть другого человека, чтобы избежать неудачи. А уравновешенность флегматика может затруднить партнеру по общению распознавание его обмана. Если же флегматик обнаружит свою ложь, то замедленное и несильное проявление его эмоций может быть истолковано также в его пользу. Кроме того, молчаливость флегматика облегчает использование им умолчания как формы лжи.[5]

Меланхолик может солгать, что называется «с перепугу», особенно в трудных ситуациях; он склонен к переживанию тревоги и реагирует на любую, даже воображаемую угрозу. Высокая эмоциональная чувствительность меланхолика обусловливает его плохую приспособляемость к людям и обстоятельствам; он долго колеблется принимая решение, чему способствуют его впечатлительность и образный склад мышления. В сочетании с импульсивностью названные психологические особенности меланхолика могут побудить его к обману, чтобы избежать неопределенности и избегания мучительного для него выбора нужного поведения.

Вывод: являясь феноменом человеческого общения, ложь в то же время в определенной степени психобиологически обусловлена. Диалектическое понимание синтеза биологических факторов и социального опыта в развитии лживости человека позволяет точно установить психологические основы и феноменологию (проявления) лжи.

Лжец – это хищник вида «Homo sapiens», и как любой хищник он стремится обмануть свою жертву, чтобы превратить ее в «кормовой объект», то есть нанести «жертве» обмана конкретный психологический, моральный и материальный ущерб и получить для себя конкретную выгоду. При этом лжец может использовать как врожденные психологические предпосылки лживости, так и социально приобретенные навыки и способы обмана.

Сказанное вовсе не означает, что человек человеку – волк. Нет. Однако не следует забывать, что человек – это бывший зверь. К сожалению, в последние годы мы видим озверение (без кавычек) многих людей, сообществ и государств. Как следствие, усиливается поток лжи на межличностном, межгрупповом и межгосударственном уровнях. Это – факт.

Об этом я размышляю в своих книгах «Психология лжи в бизнесе: Дурная бесконечность» и «Ложь в политике, или Желтый логарифм». Размышляю и предлагаю идеи и способы выхода из тупика системной финансово-экономической и политической лжи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *