я воспользовалась случаем чтобы получше рассмотреть портрет
Я воспользовалась случаем чтобы получше рассмотреть портрет
Схематические диктанты
Составить схемы предложений, указав вид придаточных.
I. 1) Если кукушка закуковала, то пора сеять лен. (Пословица) 2) Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К. Евграфов) 3) За любую работу брался, не задумываясь даже, сумеет ли справиться с ней. 4) На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе прогуляться по родным местам. 5) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.
II. 1) Его взгляд был направлен вперед, туда, где должна была находиться дичь. (В. Мясников) 2) Я воспользовалась случаем, чтобы получше рассмотреть портрет, и подошла поближе. (Е. Яковлева) 3) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься. (О. Погорелов) 4) Стояли они недалеко от скверика, где были скамейки. (В. Шукшин) 5) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Константинова)
III. 1) Солнце вот-вот должно было нырнуть за верхушки елей, так что поперек дороги уже протянулись черные тени. 2) Тогда наступает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. (Н. Гоголь) 3) Через пару минут мы услышали, как отъезжала машина. 4) Чтобы тебя поняли, лучше сказать все прямо. (В. Ленцов) 5) Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. (В. Шукшин)
IV. 1) Тополь, что он когда-то посадил возле школы, спилили. 2) Странно, что он не волновался и не радовался. (В. Шукшин) 3) Получилось так, что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. (Е. Майлин) 4) Черная вода озера была настолько тяжела, что, поглощая солнечный свет, не отражала его. (В. Константинов) 5) То, что я собираюсь рассказать, всем послушать будет полезно.
V. 1) Как только я оказалась в людном, освещенном месте, мой страх прошел. 2) Пока не распутается этот узел, покоя мне не найти. 3) Когда этот человек улыбался, он становился привлекательным. 4) Едва я открывала рот, как старушка обрушивала на меня поток эмоций. (Е. Яковлева) 5) Я три раза нажимала на кнопку звонка, прежде чем за дверью послышались признаки какой-то жизни.(Е. Яковлева)
VI. 1) Из двух повздоривших друзей виновен тот, кто поумней. (О. Константинова) 2) А этот лес выглядел так, словно на сто верст вокруг не было человеческого жилья. (М. Семенова) 3) Жизнь стала б скучной, серой, вялой, когда бы в ней наук не стало. (О. Константинова) 4) Они могли ехать рядом лишь по краю болота, где тайга рассыпается. (А. Казанцев) 5) Комья мокрого снега били в лицо, словно началась пурга. (А. Казанцев)
VII. 1) Порой часы обманывают нас, чтоб нам жилось на свете безмятежней. (С. Маршак)2) Запомнить это оказалось неожиданно тяжело, хотя на память он не жаловался никогда.(М. Семенова) 3) Но среди проходивших мимо, сколько он ни напрягал зрение, не было ни одного знакомого лица. 4) События продолжали развиваться совсем не по тому сценарию, который предполагался утром. (Е. Яковлева) 5) Слышно было, как залетевшая в окно ночная бабочка билась крылышками о матовый колпак лампы. (А. Казанцев)
VIII. 1) За поворотом, где дорога проходила под нависшей скалой, показалась плотина.(А. Казанцев) 2) Оставляя за собой цепочку следов, он бежал ровно и легко, словно ноги не увязали в сыпучем песке. (А. Казанцев) 3) За всеми этими делами он не заметил, как прошло обеденное время.(В. Мясников) 4) Деревья стояли настолько плотно, что лунный свет сквозь них почти не проходил.(А. Казанцев) 5) Они не стали разводить костра, так как надеялись поохотиться и не хотели пугать дичь запахом дыма. (М. Семенова)
IX. 1) Проникнуть на территорию, где размещалась опытная установка, оказалось невозможным.(Стругацкие) 2) За то время, что я провела в квартире старого коллекционера, на улице еще сильнее похолодало. (Е. Яковлева) 3) В большой светлой комнате, куда мы вошли, вдоль стен стояли шкафы с книгами. 4) Через минуту или две они вышли на плоскую площадку между скалами, один край которой обрывался в пустоту. (В. Пелевин) 5) Котловина, в которую мы спустились, была не очень велика.(И. Ефремов)
Предупредительный, объяснительный диктант
1) Как мы ни бодрились, но после всех дневных передряг еще два часа подъема показались очень тяжелыми. Поэтому все обрадовались, когда подковы лошадей зазвякали, высекая искры из камней, и показалась почти плоская вершина отрога. 2) Среди множества эскизов и небольших картин выделялась одна, к которой меня как-то сразу потянуло. 3) Из глубины ущелья послышался глухой шум, который все нарастал и вскоре превратился в низкий непрерывный рев. Мы приблизились к одному из самых больших порогов, мощную силу которого не смогли укротить даже пятидесятиградусные морозы. 4) На ровном снегу не было видно никаких следов, сколько ни напрягали мы зрение. 5) Когда снова нас окутал мрак, до конца ущелья осталось уже немного. 6) Веселые, слегка озорные глаза снявшего скафандр водолаза ничем не выдавали утомление, которое он, несомненно, должен был испытывать. 7) Должно быть, я незаметно заснул на несколько минут, потому что очнулся от молчания мотора. 8) К закату солнца мы были на южной стороне, где и обнаружили родник в глубоком овражке, впадавшем в большое ущелье. 9) Страшное чувство потерянности охватывало меня, когда я вглядывался в бесконечные равнины. 10) Исследователи оказались на берегу быстрой и холодной реки, узкое русло которой пролегало в высоких крутых берегах. 11) Насквозь промокшие моряки вылезли на палубы, где их сразу до дрожи в теле прохватило холодным ветром.
Самостоятельная работа в 9 классе на тему «Сложноподчиненные предложения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Схематический диктант. Составить схемы предложений, указав вид придаточных.
1) Если кукушка закуковала, то пора сеять лен. (Пословица) 2) Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К. Евграфов) 3) На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе прогуляться по родным местам. 4) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.5) Его взгляд был направлен вперед, туда, где должна была находиться дичь. (В. Мясников) 6) Я воспользовалась случаем, чтобы получше рассмотреть портрет, и подошла поближе. (Е. Яковлева) 7) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься. (О. Погорелов) 8) Стояли они недалеко от скверика, где были скамейки. (В. Шукшин) 9) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Константинова) 10) Солнце вот-вот должно было нырнуть за верхушки елей, так что поперек дороги уже протянулись черные тени. 11) Тогда наступает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. (Н. Гоголь) 12) Через пару минут мы услышали, как отъезжала машина. 13) Чтобы тебя поняли, лучше сказать все прямо. (В. Ленцов) 14) Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. (В. Шукшин)
Схематический диктант.Составить схемы предложений, указав вид придаточных.
1) Если кукушка закуковала, то пора сеять лен. (Пословица) 2) Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К. Евграфов) 3) На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе прогуляться по родным местам. 4) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.5) Его взгляд был направлен вперед, туда, где должна была находиться дичь. (В. Мясников) 6) Я воспользовалась случаем, чтобы получше рассмотреть портрет, и подошла поближе. (Е. Яковлева) 7) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься. (О. Погорелов) 8) Стояли они недалеко от скверика, где были скамейки. (В. Шукшин) 9) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Константинова) 10) Солнце вот-вот должно было нырнуть за верхушки елей, так что поперек дороги уже протянулись черные тени. 11) Тогда наступает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. (Н. Гоголь) 12) Через пару минут мы услышали, как отъезжала машина. 13) Чтобы тебя поняли, лучше сказать все прямо. (В. Ленцов) 14) Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. (В. Шукшин)
Схематический диктант.Составить схемы предложений, указав вид придаточных.
1) Если кукушка закуковала, то пора сеять лен. (Пословица) 2) Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К. Евграфов) 3) На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе прогуляться по родным местам. 4) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.5) Его взгляд был направлен вперед, туда, где должна была находиться дичь. (В. Мясников) 6) Я воспользовалась случаем, чтобы получше рассмотреть портрет, и подошла поближе. (Е. Яковлева) 7) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься. (О. Погорелов) 8) Стояли они недалеко от скверика, где были скамейки. (В. Шукшин) 9) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Константинова) 10) Солнце вот-вот должно было нырнуть за верхушки елей, так что поперек дороги уже протянулись черные тени. 11) Тогда наступает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. (Н. Гоголь) 12) Через пару минут мы услышали, как отъезжала машина. 13) Чтобы тебя поняли, лучше сказать все прямо. (В. Ленцов) 14) Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. (В. Шукшин)
Разработка урока «Придаточные предложения следствия. » (9 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Придаточные предложения следствия.
1. Познакомить учащихся с придаточными предложениями следствия. Повторить все типы придаточных предложений.
2. Формировать умения постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.
3. Употреблять в речи предложения следствия.
I .Организационный момент.
П. Проверка домашнего задания.
— Расскажите о строении сложноподчинённых предложений.
— Чем отличаются сложноподчинённые предложения от сложноподчинённых?
— При помощи каких союзов присоединяются придаточные предложения к главному?
— Чем отличаются союзы от союзных слов?
— Назовите группы сложноподчинённых предложений по их значению?
— Назовите виды обстоятельственных придаточных уже знакомых нам.
Преклонить колена перед памятью павших, приклонить ветку, приходящий момент, преходящие трудности, приходящий вовремя, преткнуться о камень, приткнуться в угол, преемник традиций, новый приемник передач, преемственность поколений, приемлемый вариант, претворить в жизнь, притворить окно, презирать трусов, презреть страх, призреть человека, новое пристанище, беспрестанно, приспособиться к обстоятельствам, преобразовать природу, привести пример, привыкать к трудностям, преодолевать препятствия, пригласить привратника, превратиться в лягушку, присутствовать на презентации, препятствовать примирению, примирять поссорившихся, прекращать споры, примерять костюм, притворить дверь, прибывать по расписанию, прискорбный факт, пресветлый образ, старинные придания, предание формы изделию, придание силы, преданный человек, придел в доме, предел терпению.
Знакомство с обстоятельственными придаточными предложениями следствия.
Выделить грамматические основы предложений, укажите вид придаточных.
I. 1) Если кукушка закуковала, то пора сеять лен. (Пословица) 2) Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К. Евграфов) 3) За любую работу брался, не задумываясь даже, сумеет ли справиться с ней. 4) На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе прогуляться по родным местам. 5) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.
II. 1) Его взгляд был направлен вперед, туда, где должна была находиться дичь. (В. Мясников) 2) Я воспользовалась случаем, чтобы получше рассмотреть портрет, и подошла поближе. (Е. Яковлева) 3) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься. (О. Погорелов) 4) Стояли они недалеко от скверика, где были скамейки. (В. Шукшин) 5) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Константинова)
III. 1) Солнце вот-вот должно было нырнуть за верхушки елей, так что поперек дороги уже протянулись черные тени. 2) Тогда наступает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. (Н. Гоголь) 3) Через пару минут мы услышали, как отъезжала машина. 4) Чтобы тебя поняли, лучше сказать все прямо. (В. Ленцов) 5) Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. (В. Шукшин)
1.С каким обстоятельственным придаточным мы познакомились на уроке?
Контрольная работа в 9 классе по теме «Сложноподчиненное предложение»
Контрольная работа в 9 классе по теме
1.Вставьте пропущенные знаки препинания, выделите основы предложений, составьте схемы, укажите вид придаточных
1) Если кукушка закуковала то пора сеять лен. (Пословица)
2) Когда я проходил мимо него он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К. Евграфов)
3) За любую работу брался не задумываясь даже сумеет ли справиться с ней.
4) На другое утро хотя было дождливо и холодно я позволил себе прогуляться по родным местам.
5) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде контуры острова становились четче.
2.Сформулируйте правило о СПП с придаточным изъяснительным, приведите пример предложения
1. Вставьте пропущенные знаки препинания, выделите основы предложений, составьте схемы, укажите вид придаточных
1) Его взгляд был направлен вперед туда где должна была находиться дичь. (В. Мясников)
2) Я воспользовалась случаем чтобы получше рассмотреть портрет и подошла поближе. (Е. Яковлева)
3) С привычками которые вошли в плоть и кровь так просто не расстанешься. (О. Погорелов)
4) Стояли они недалеко от скверика где были скамейки. (В. Шукшин)
5) Чтобы пленяла красота нужны ей ум и доброта. (О. Константинова)
2.Сформулируйте правило о СПП с придаточным определительным, приведите пример предложения
1. Вставьте пропущенные знаки препинания, выделите основы предложений, составьте схемы, укажите вид придаточных
1) Солнце вот-вот должно было нырнуть за верхушки елей так что поперек дороги уже протянулись черные тени.
2) Тогда наступает то таинственное время когда лампы дают всему какой-то заманчивый чудесный свет. (Н. Гоголь)
3) Через пару минут мы услышали как отъезжала машина.
4) Чтобы тебя поняли лучше сказать все прямо. (В. Ленцов)
5) Побежали к лодке что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. (В. Шукшин)
2.Сформулируйте правило о СПП с придаточным обстоятельственным места, приведите пример предложения
1. Вставьте пропущенные знаки препинания, выделите основы предложений, составьте схемы, укажите вид придаточных
1) Тополь что он когда-то посадил возле школы спилили.
2) Странно что он не волновался и не радовался. (В. Шукшин)
3) Получилось так что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. (Е. Майлин)
4) Черная вода озера была настолько тяжела что поглощая солнечный свет не отражала его. (В. Константинов)
5) То что я собираюсь рассказать всем послушать будет полезно.
2.Сформулируйте правило о СПП с придаточным обстоятельственным времени, приведите пример предложения
1. Вставьте пропущенные знаки препинания, выделите основы предложений, составьте схемы, укажите вид придаточных
1) Как только я оказалась в людном освещенном месте мой страх прошел.
2) Пока не распутается этот узел покоя мне не найти.
3) Когда этот человек улыбался он становился привлекательным.
4) Едва я открывала рот как старушка обрушивала на меня поток эмоций. (Е. Яковлева)
5) Я три раза нажимала на кнопку звонка прежде чем за дверью послышались признаки какой-то жизни. (Е. Яковлева)
2.Сформулируйте правило о СПП с придаточным обстоятельственным сравнения, приведите пример предложения
1. Вставьте пропущенные знаки препинания, выделите основы предложений, составьте схемы, укажите вид придаточных
1) Из двух повздоривших друзей виновен тот кто поумней. (О. Константинова)
2) А этот лес выглядел так словно на сто верст вокруг не было человеческого жилья. (М. Семенова)
3) Жизнь стала б скучной серой вялой когда бы в ней наук не стало. (О. Константинова) 4) Они могли ехать рядом лишь по краю болота где тайга рассыпается. (А. Казанцев)
5) Комья мокрого снега били в лицо словно началась пурга. (А. Казанцев)
2.Сформулируйте правило о СПП с придаточным обстоятельственным образа действия и степени, приведите пример предложения
1. Вставьте пропущенные знаки препинания, выделите основы предложений, составьте схемы, укажите вид придаточных
1) Порой часы обманывают нас чтоб нам жилось на свете безмятежней. (С. Маршак)
2) Запомнить это оказалось неожиданно тяжело хотя на память он не жаловался никогда. (М. Семенова)
3) Но среди проходивших мимо сколько он ни напрягал зрение не было ни одного знакомого лица.
4) События продолжали развиваться совсем не по тому сценарию который предполагался утром. (Е. Яковлева)
5) Слышно было как залетевшая в окно ночная бабочка билась крылышками о матовый колпак лампы. (А. Казанцев)
2.Сформулируйте правило о СПП с придаточным обстоятельственным цели, приведите пример предложения
1 Вставьте пропущенные знаки препинания, выделите основы предложений, составьте схемы, укажите вид придаточных
1) За поворотом где дорога проходила под нависшей скалой показалась плотина. (А. Казанцев)
2) Оставляя за собой цепочку следов он бежал ровно и легко словно ноги не увязали в сыпучем песке. (А. Казанцев)
3) За всеми этими делами он не заметил как прошло обеденное время. (В. Мясников)
4) Деревья стояли настолько плотно что лунный свет сквозь них почти не проходил. (А. Казанцев)
5) Они не стали разводить костра так как надеялись поохотиться и не хотели пугать дичь запахом дыма. (М. Семенова)
2.Сформулируйте правило о СПП с придаточным обстоятельственным условия, приведите пример предложения
1. Вставьте пропущенные знаки препинания, выделите основы предложений, составьте схемы, укажите вид придаточных
1) Проникнуть на территорию где размещалась опытная установка оказалось невозможным. (Стругацкие)
2) За то время что я провела в квартире старого коллекционера на улице еще сильнее похолодало. (Е. Яковлева)
3) В большой светлой комнате куда мы вошли вдоль стен стояли шкафы с книгами.
4) Через минуту или две они вышли на плоскую площадку между скалами один край которой обрывался в пустоту. (В. Пелевин)
5) Котловина в которую мы спустились была не очень велика. (И. Ефремов)
2.Сформулируйте правило о СПП с придаточными обстоятельственным причины и следствия, приведите примеры предложений
1. Вставьте пропущенные знаки препинания, выделите основы предложений, составьте схемы, укажите вид придаточных
1) Как мы ни бодрились но после всех дневных передряг еще два часа подъема показались очень тяжелыми.
2)Все обрадовались когда подковы лошадей зазвякали высекая искры из камней и показалась почти плоская вершина холма.
3) Среди множества эскизов и небольших картин выделялась одна к которой меня как-то сразу потянуло.
4) Из глубины ущелья послышался глухой шум который все нарастал и вскоре превратился в низкий непрерывный рев.
5)Мы приблизились к одному из самых больших порогов мощную силу которого не смогли укротить даже пятидесятиградусные морозы. (И. Ефремов)
2.Сформулируйте правило о СПП с придаточным обстоятельственным уступительным, приведите пример предложения
1. Вставьте пропущенные знаки препинания, выделите основы предложений, составьте схемы, укажите вид придаточных
1) На ровном снегу не было видно никаких следов сколько ни напрягали мы зрение.
2) Когда снова нас окутал мрак до конца ущелья осталось уже немного.
3) Веселые слегка озорные глаза снявшего скафандр водолаза ничем не выдавали утомление которое он несомненно должен был испытывать.
4) Должно быть я незаметно заснул на несколько минут потому что очнулся от молчания мотора.
5) К закату солнца мы были на южной стороне где и обнаружили родник в глубоком овражке впадавшем в большое ущелье.
2.Сформулируйте правило о видах придаточных в СПП, приведите примеры предложений
1. Вставьте пропущенные знаки препинания, выделите основы предложений, составьте схемы, укажите вид придаточных
1) Страшное чувство потерянности охватывало меня когда я вглядывался в бесконечные равнины.
2) Исследователи оказались на берегу быстрой и холодной реки узкое русло которой пролегало в высоких крутых берегах.
3) Насквозь промокшие моряки вылезли на палубы где их сразу до дрожи в теле прохватило холодным ветром.
4)Если не будет сделана какая-либо неожиданная находка то мы никогда так и не узнаем кто написал «Слово о полку Игореве»
5) Однажды я встал раньше всех потому что накануне приметил на дереве несколько плодов инжира.
2.Сформулируйте правило о типах сложных предложений, приведите примеры
Международное значение русского языка (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
— С каким обстоятельственным придаточным нам осталось познакомиться? (Следствия.)
III. Знакомство с обстоятельственными придаточными предложениями следствия. Работа с учебником.
3. Словарный диктант.
Выделить грамматические основы предложений, укажите вид придаточных.
I. 1) Если кукушка закуковала, то пора сеять лен. (Пословица) 2) Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К. Евграфов) 3) За любую работу брался, не задумываясь даже, сумеет ли справиться с ней. 4) На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе прогуляться по родным местам. 5) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.
II. 1) Его взгляд был направлен вперед, туда, где должна была находиться дичь. (В. Мясников) 2) Я воспользовалась случаем, чтобы получше рассмотреть портрет, и подошла поближе. (Е. Яковлева) 3) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься. (О. Погорелов) 4) Стояли они недалеко от скверика, где были скамейки. (В. Шукшин) 5) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Константинова)
III. 1) Солнце вот-вот должно было нырнуть за верхушки елей, так что поперек дороги уже протянулись черные тени. 2) Тогда наступает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. (Н. Гоголь) 3) Через пару минут мы услышали, как отъезжала машина. 4) Чтобы тебя поняли, лучше сказать все прямо. (В. Ленцов) 5) Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. (В. Шукшин)
Упражнение 186 Запомнить написание слова в рамке на с. 83 («будущее»).
Тема: СПП с придаточными присоединительными.
1. Познакомить учащихся с придаточными предложениями присоединительными.
2. Формировать умения постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.
3. Употреблять в речи предложения присоединительные.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
I. Повторение домашнего задания.
П. Подготовка к экзамену.
(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
(21)— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка.
В3. Из предложений 16-20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении присоединения, близости к чему-либо».
В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном уточняющем члене предложения.
И вдруг нам сказали, (1) что детей возвращают в Москву, (2) к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, (3) к кому мы собираемся ехать, (4) кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, (5) глядя в бумаги, (6) правленные карандашом: — Мальчик, (7) здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников.
В8. Выпишите из предложений 18-19 словосочетание со связью согласование.
B9. Напишите номер варианта правильно указанной грамматической основы предложения 18,
1) мне захотелось бежать
3) бежать из детдома
4) захотелось бежать
Ответы; В3 прижавшись В5: 2 В8 моя сестричка В9: 4
III. Знакомство с обстоятельственными придаточными предложениями присоединительными. Работа с учебником.
1. Чтение правила на с. 80
Выучить правило, упр 190.
Тема: Закрепление темы «Сложноподчиненные предложения»
1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме: «Сложноподчинённые предложения».
2. Проверить и закрепить знания учащихся и применение этих знаний на практике.
3. Воспитывать желание к совершенствованию письменной речи (текст о творчестве).
I. Работа со сложноподчинёнными предложениями (разминка).
1. Записать предложения под диктовку.
2. Выделить грамматическую основу предложений.
3. Объяснить правописание н — нн в прилагательных, причастиях, наречиях.
4. Объяснить постановку знаков препинания.
5. Определить тип придаточных предложений.
6. Какова тема предложений?
7. Какая главная мысль объединяет предложения?
8. Какой вывод мы можем сделать для себя из высказываний знаменитых людей?
1. Хотя гений и вспыхивает в юности, лишь зрелый возраст и старость способны давать завершённые, подлинно зрелые художественные произведения (Гегель). 2. Федин садился писать только в том случае, если очередная глава была строго обдумана, выверена, обогащена размышлениями и воспоминаниями (К. Паустовский). 3. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск (К. Паустовский). 4. Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена (Вольтер). 5. Талант имеет то драгоценное свойство, что он не умеет лгать (В. Гончаров).
III. Тест «Сложноподчинённое предложение».
1. Вписать недостающие слова.
Независимое предложение в составе называется_____________________________________
а зависимое (по смыслу и грамматически)______________________________________________.
2. Выбрать средства связи в сложноподчинённом предложении:
1) сочинительные союзы; 2) подчинительные союзы; 3) предлоги; 4) союзные слова; 5) местоимения.
Указательные слова помогают ____________________ от главного предложения к придаточному. Указательные слова в главном предложении указывают не только на наличие другого предложения, но и на его_____________________________.
4.Ответить на вопросы, подчеркнув слова да или нет.
Всегда ли придаточное предложение следует за главным? (Да, нет.)
Может ли придаточное предложение стоять перед главным? (Да, нет.)
Можно ли иногда менять местами главное и придаточное предложение? (Да, нет.)
5. Завершить утверждение, вписав пропущенные слова.
Предложение, от которого зависит одно или несколько подчинённых ему предложений, называется__________________________.
6. Вписать недостающие слова в утверждение.
Указательные слова в главном предложении указывают на наличие в
сложноподчинённом ___________________. Указательные слова
помогают_____________от главного предложения к придаточному.
7. Выбрать правильный вариант утверждения, подчеркнув нужное слово в скобках. В третьем предложении дописать недостающее слово.
1) Придаточное предложение, которое относится к слову в главном предложении, всегда стоит (перед ним / после него). 2) Придаточное предложение, которое относится ко всему главному предложению, может стоять (перед ним / после него). 3) Придаточное предложение может стоять не только перед или после главного предложения, но и ______
8. Отметить основные группы придаточных предложений:
1) сравнения; 2) времени; 3) определительные; 4) условия; 5) изъяснительные; 6) уступки; 7) обстоятельственные.
1. Прочитать предложения, расставить пропущенные запятые, определить виды придаточных предложений.
Правда, я легко мог пропустить её потому что часто останавливался и смотрел в глубину улиц, выходивших на набережную.
Он знал где лежит дорога к человеческому благородству, достоинству и счастью и оставил все приметы этой дороги.
И та же волна смоет её при случае в один миг как бы вы ни хотели продлить её пребывание здесь.__________________________.
У всех кто рассматривает эту амфору она вызывает прежде всего мысли об Одиссее и Эгейском море.______________________.
Так смеются люди когда сбываются мечты._____________.
Если у вас есть особые причины туда стремиться то я только развожу руками._________________________________.
2. Преобразовать предложения. Зачеркнуть неподходящий союз, вставить необходимый, добавить одно-два слова, где это необходимо по смыслу, соответственно изменить знаки препинания, если это требуется:
а) преобразовать в сложное предложение.
Когда мастер открыл нам дверь,____свет из комнаты упал полосой в шумную темноту и осветил волны, бившие о мол.
б) преобразовать в бессоюзное предложение.
Мы трое пошли вечером на ялтинскую пристань, чтобы _____
купить на проходящем теплоходе мандарины.
в) преобразовать в сложноподчинённые предложения.
Мы вышли с вокзала —________синеватый свет уже брезжил над Феодосией.
Говорили:______он погас навсегда.
Только днём в саду было тихо:__________беспокойные птицы улетали на юг.
1. Прочитать сложноподчиненное предложение и ответить на вопрос: как избежать в предложении повторения союзного слова которая? Вычеркнуть лишнее.
Мой друг завёл себе большую собаку, которая должна охранять дом от воров, которая поможет на улице в схватке с хулиганами и которая хорошо поддаётся воспитанию.
2. Сколько форм может быть у местоимения чей, если известно, что оно изменяется по числам, родам и падежам. Сколько придаточных предложений с различными вариантами чей вы сможете придумать (не меняя главного предложения) за пять минут?
Домашнее задание: выполнить вариант №6 из сборника ГИА русский язык Сениной.
Тема: СПП с несколькими придаточными.
1. Уметь распознавать предложения с несколькими придаточными.
2. Знать различные типы связи в предложениях с несколькими придаточными.
3. Формировать навык постановки знаков препинания.
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
III. Работа с учебником.
1. Чтение теоретического материала (с. 86-87).
— Назовите основные группы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.
— В каких случаях между придаточными предложениями не ставится запятая?
— Когда между придаточными предложениями может ставиться точка с запятой?
— Может ли в сложноподчинённом предложении быть несколько комбинаций придаточных?
3. Выполнение упражнения 200.
IV. Дополнительное задание.
Разберите предложение, выпишите грамматическую основу.
Как ни огромно было расстояние между тем, кто он был, и тем, чем хотел быть, для пробудившегося духовного существа представлялось всё возможно ().
Теория (с. 86-87). Упражнение 201.
Тема: СПП с несколькими придаточными.
1. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
2. Показать роль пунктуации: коммуникативную и эстетическую.
3. Воспитывать стремление к счастью.
I. Проверка домашнего задания.
—Какие виды сложноподчинённых предложений вам известны?
—В каких случаях не ставится запятая между частями сложноподчинённого предложения?
— В каких случаях однородные придаточные могут отделяться точкой с запятой?
II. Тренировочные упражнения.
1. Записать предложения. Определить тип подчинения. Выделить грамматическую основу. Обозначить орфограмму «Гласные в приставках».
Счастье завоёвывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему привести. Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определённой цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть
и умереть на дороге.
— Как понимает, что такое счастье, Д. Писарев?
2. Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика. Предложение начните так:
Я согласен (не согласен) с тем, что если. Полагаю, что, для того чтобы.
3. Записать предложения. Обозначить орфограмму «Разделительные ъ и ь». Определить вид подчинения. Обозначить границы простых предложений в составе сложных. Подчеркнуть основы предложений.
Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь. [Монетки осени так промёрзли или подсохли],(что слышно),(как в трепете друг о друга стучат) (М. Пришвин).
— Какой тип речи использован в тексте Пришвина?
— Какое чувство (радости, грусти, умиления, тревоги, тоски и т. п.) вызывает описание природы?
4. Записать предложение. Обозначить орфограмму «Гласные в личных окончаниях глаголов». Объяснить постановку знаков препинания при стечении союзов. Какое художественное средство используется в предложении?
Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звёзд.
5. Записать поэтический текст А. Фета с бессоюзным соединением однородных придаточных и присоединением к ним придаточных второй степени. Объяснить правописание гласных в личных окончаниях глаголов.
Я понял те слёзы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело,
Где внемлешь, что радость не знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца.
6. Обратимся ещё к одному поэтическому тексту. Послушайте отрывки из стихотворения Н. Рыленкова и охарактеризуйте синтаксический строй текста. К сочинению на какую тему может служить эпиграфом последнее предложение?
Как мне жалко людей, про которых
Говорят, что угрюмый их глаз
Видит лишь водоёмы в озёрах,
А в лесу древесины запас;
Кто не может с речушкой сдружиться,
Не заплачет навзрыд с куликом,
Кто не знает, как пахнет душица
На поёмном лугу вечерком.
Пей же всласть родниковую воду,
Росной свежестью луга дыши,
Кто не любит родную природу –
Тот не знает народной души!
Ответ. Синтаксический строй стихотворения характеризуется сложностью и разнообразием. Использование сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными даёт возможность точно, однозначно, лаконично выразить главную мысль стихотворения.
— Найдите придаточные изъяснительные. К чему они прикрепляются? Ответ. Придаточные изъяснительные относятся к глаголам говорят,
не знает. Присоединяются с помощью союза что союзного слова как.
— Какими словами из текста можно проиллюстрировать правописание глаголов?
Ответ. Видит, любит, заплачет, пахнет, может, знает; не может, не знает, не заплачет, не любит; сдружиться.
Задание. Запишите глаголы, группируя их по видам орфограмм.
Вывод. В художественном произведении синтаксис помимо коммуникативной задачи несёт и эстетическую функцию, участвуя вместе с другими приёмами языковой экспрессии в создании художественных образов, в передаче отношения к изображаемой действительности.
7. Записать предложение с двумя главными предложениями и общими придаточными.
По мере того как городской шум заглушается, по мере того как остаются назади городские здания, суровые глаза унтер-офицера, везущего вас в трущобу, смягчаются, а густые, преднамеренно нахмуренные брови постепенно разглаживаются, делаются обыкновенными, редковолосыми бровями, приличествующими всякому человеку, не наторевшему в ремесле театрального разбойника (М. Салтыков-Щедрин).
III. Самостоятельная работа.
Составьте предложение по схеме: (Хотя. ), [ ], (который. ), (что. ).
Вариант ответа. Хотя нам надо было ехать, не пришёл ещё человек, который должен был быть нашим проводником и сказать, что нужно взять с собой.
IV. Индивидуальная работа.
Для индивидуальной работы можно использовать упражнения из учебника (202-205).
Возможно, по 2-3 предложения. Оценку поставить в журнал.
Подготовиться к контрольному диктанту. Упражнение 206.
Тема: Контрольный диктант №2 по теме «Сложноподчиненные предложения».
Цель: проверить качество усвоенного материала по пройденным темам.
2. Запись текста под диктовку.
3. Грамматическое задание:
1. Почему автор считает, что «подлинные друзья приобретаются в молодости»?
2) Потому что пожилые люди не должны дружить.
3) Потому что настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости.
4) Потому что друзья должны вести активный образ жизни.
2. Из предложений 3-7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
3. Из предложения 8 выпишите словосочетание(-ия), постро-енное(-ые) на основе подчинительной связи управление.
1. В каком из высказываний, приведенных ниже, содержится ответ на вопрос «Почему горе человеку, если он один»?
1) Потому что подлинные друзья приобретаются в молодости.
2) Потому что человек так устроен.
3) Потому что и в радости, и в пору утрат человек нуждается в поддержке друзей.
4) Потому что одному трудно справляться с повседневными
2.Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Приставка ПРИ-придает слову значение присоединения, приближения, близости».
3. Из предложения 8 выпишите словосочетание(-ия), постро-енное(-ые) на основе подчинительной связи согласование.
Ответы: вариант1: 1, росли, приобретаются в молодости.
Вариант 2: 3, приобретаются, подлинные друзья.
Тема: Р/Р Устная сопоставительная характеристика «Портрета » работы О. Кипренского с работой В. Тропинина.
ЦЕЛИ: Открыть новую тему “Описание внешности человека. Дать общее представление о портрете, имеющее самое прямое отношение к описанию внешности человека; Показать значимость данной темы в системе уроков развития речи.
Дидактический материал: карточки для групповой работы.
I. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
Учитель: Я надеюсь, что, глядя на оформление доски, рабочих мест, вы самостоятельно определите тему нашего урока.
Да, тема урока “Портрет”. Она имеет самое прямое отношение к одному из высказываний в нашей речи, то есть к описанию внешности человека.
Серьезно поработав над этой темой,
- вы научитесь быть наблюдательными и внимательными к окружающим вас людям; обогатите речь “портретной” лексикой, которой вы еще недостаточно владеете на уроках литературы. Именно через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему.
Данный перечень задач показывает, как важна такая работа и серьезное отношение к ней, как нужны наши деловые качества, умение сотрудничать, работать коллективно, помогая друг другу, проявляя инициативу.
Учитель: Задача поставлена, но чтобы выполнить ее, что нужно иметь?
А какова история портрета, как он вошел в нашу жизнь, вы сейчас узнаете.
Портрет – один из жанров изобразительного искусства.
И живописцы, и скульпторы, и графики любят работать в этом жанре. А зародилось искусство портрета в глубокой древности.
В 1887 году археологи вели раскопки в Египте и обнаружили древнее кладбище. В бинты мумий (особым образом высушенных тел) на месте лица были вставлены портреты людей. Ученые считают, что они (по месту находки их назвали фаюмскими) писались еще при жизни людей, украшали их дома, а после смерти попадали в захоронения. Но это не самые древние портреты – им меньше двух тысяч лет.
В Музее изобразительных искусств имени наряду с фаюмскими портретами хранится, например, скульптурный портрет фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до нашей эры.
Да, поистине волшебна кисть художника.
Не зря Николай Заболоцкий, поэт, дал высокую оценку мастерству живописцев в стихотворении “Портрет”.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг. Полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРТРЕТОВ.
На первый взгляд, тема одна – портрет литературного героя. Но так ли похожи представленные материалы. Давайте сравним.
Ученик 3 группы показывает бюст (работа О. Кипренского, 1827 год) и проводит сопоставительный анализ с портретом :
— Есть ли общее в работах художника и скульптора?
— В чем отличие портрета и бюста?
На фоне музыки ученик ведет рассказ: “Творчество – яркая страница не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. Родился в Пермской области. Получил образование и диплом Училища правоведения в Петербурге, служил в юстиции Министерства и в это время серьезно начал заниматься музыкой. В 1865 году окончил Петербургскую консерваторию. Чайковский обращался практически по всем музыкальным жанрам и формам. Часто обращался к произведениям литературы, на основе которых создал лаконичные и эмоционально насыщенные музыкальные образы, которые по-другому можно назвать музыкальными портретами.
Описание внешности человека может быть деловым, научным и художественным.
- На художественных описаниях внешности мы сегодня остановились подробно. Описание внешности этнической группы, расы, национальности, например, портрет африканца, киргизской девушки, якута представляет собой научное описание. А деловое описание мы создадим сегодня на уроке в мини-проекте. Но сначала проведем небольшую разминку.
Определенную сумму знаний (теоретическую) вы получили на уроке. Переходя к практической работе, понимаем, что не избежать нам ошибок. Чтобы их было как можно меньше, сделаем работу над ошибками в работах ваших сверстников.
Карточка № 1 (1-я группа).
Задание: Данные примеры содержат речевые ошибки. Укажите (по возможности) тип каждой речевой ошибки.
Я сказал Сереже, чтобы он не возникал. Маруся посмотрела на меня своими коричневыми глазами. В конце аллеи появился молодой юноша. В этом рассказе рассказывается о подвиге русского разведчика. Мне нравятся ихние цветы. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.
Карточка № 2 (2-я группа).
Задание: Отметьте нарушения языковой нормы.
Я помогаю маме мыть посуды. Он не боялся опасностей и рисков. Мы сделали во дворе большую качель. Один брат был богатей другого. Гаврик рос круглой сиротой. Гринев жил недорослью.
Карточка № 3 (3-я группа).
Задание: Исправьте грамматические ошибки.
Я скоро выздоровею. Игрушки, выпущенные фабрикой, красивые и прочны. Я всегда радуюсь хорошей книгой. Справа стоит кровать у моей сестры. Он был похож на смертельно усталым человеком. Крестьянство не успевали убрать урожай.