якорь для лодки пвх какой лучше выбрать
Якорь для лодки ПВХ: выбор по размеру и весу
Какой якорь выбрать для лодки ПВХ?
Якорь — это обязательный атрибут любого плавсредства, в число которых входят лодки ПВХ.
Якоря на больших суднах и небольших лодках ПВХ выполняют немного различные задачи.
Рыболовы используют якорь, чтобы «припарковать» свою лодку в необходимом месте ловли подводных обитателей.
Тоже самое можно сказать и про охотников, желающих стать для засады.
Кроме этого, нужно не только застопорить лодку на месте, а полностью прекратить её дальнейшее движение в любую из сторон. Якорь должен противостоять ветру и волне.
Чтобы достичь максимального эффекта, опытные рыболовы (охотники) применяют сразу два якоря.
Первый устанавливают с передней части лодки, а другой с задней (носа и кормы соответственно). В народе этот метод получил название «в растяжку».
Существует большое множество якорей, которые применяются на данный момент. Далее в статье рассмотрим, какой якорь подходит наилучшим образом для лодки ПВХ.
Забегая наперед скажем, что много рыбаков вместо якоря погружают на дно водоема тяжелые подручные предметы.
Как правило, это делается в результате недостаточных знаний или в целях экономии.
Они не такие надежные, ведь удержание лодки на точке ловли происходит за счет веса предмета. В то время как он должен ещё и цепляться за дно водоема.
Перечислим одни из самых популярных «народных» якорей: куски рельс, емкости с камнями или песком, кирпичи, шлакоблоки и др.
В результате рыбалка или водная прогулка может оказаться сплошным мучением, ведь в большинстве случаев вес подбирают не верно.
Возиться с тяжелым грузом на воде очень неудобно. К тому же, сколько хлопот возникает с очисткой самодельного якоря от ила.
Поэтому, целесообразней использовать специальные якоря.
Перечислим популярные якоря, которые отлично работают: якорь Дэнфорта, якорь Матросова, якорь Брсюса (напоминает форму плуга), якорь «Кошка», и якорь в форме гриба.
Все они относительно небольшие по весу, при этом надежно зацепляются за дно и фиксируют лодку на одном месте.
Чтобы определить какой якорь лучше всего, нужно знать каким требованиям он должен отвечать.
Как выбрать якорь для лодки ПВХ
Согласно действующим Правилам на зарегистрированном судне должен устанавливаться якорь весом от 5 кг. Нарушение Правил влечет за собой административное наказание в виде штрафа.
Этот перечень требований поможет выбрать или изготовить собственноручно якорь, который будет надежно выполнять свои функции.
Веревка для якоря ПВХ лодки: какая лучше?
Перейдем к веревке, а точнее канате для якоря. Выбор подходящего каната для якоря стоит перед каждым уважающим рыбаком или просто любителем активного отдыха.
Все материалы из которых делают канаты можно разделить на две группы: натуральные (пенька, сезаль и др.) и синтетические (капрон, нейлон и др.).
Вы сейчас удивитесь, но синтетические канаты подходят лучше всего.
Синтетика практически не гниет в воде, активно противостоит солнечным лучам. Углубимся именно в синтетические материалы.
Характеристиками, по которым определяют качество каната, является толщина и разрывная нагрузка.
Исходя из этого, делаем следующий вывод: троса толщиной 10 мм, разрывной нагрузкой свыше 1000 кг вполне достаточно.
Какова должна быть длина троса? — ответ очень прост, — в 4−5 раз длиннее, чем предполагаемая глубина места ловли. Длина троса пропорциональна силе удержания.
Если наблюдается сильный ветер, лодку будет сильно тянуть. Как раз в таких случаях длинный канат будет как никогда кстати.
Якорь не получается извлечь из дна, что делать?
Зачастую случается так, что якорь настолько зацепляется за дно, что его невозможно извлечь без обрыва каната.
Поэтому, любители поплавать на лодке придумали интересный метод извлечения якоря в таком случае.
К тренду закрепляется дополнительный канат, к его концу привязывают поплавок, пенопласт или пластиковую бутылку 0,5 л.
Благодаря пенопласту или поплавку, рыболов может точно определить, где лежит якорь.
В случае зацепа якорь извлекается за тренд, вспомогательным канатом.
Плавучий якорь для лодки ПВХ
Все большую популярность набирает плавучий якорь. Он представляет собою матерчатый экран в виде парашюта, отлично гасит парусность лодки в ветреную погоду.
Также значительно уменьшается дрейф. Бывают как заводские, так и самодельные плавучие якоря.
Самодельные представляют собою погруженные в воду ведра или куски брезента, сверху которого поплавки, а снизу привязаны грузики.
Плавучий якорь в форме парашюта очень удобный, ведь не занимает много места в сложенном состоянии, а это очень важно особенно на лодке ПВХ.
Как сделать якорь для ПВХ лодки своими руками
Так как покупка якоря требует определенных затрат, часто бывает, что рыбаки используют любые подручные средства металлические обломки, связки камней, бутылки наполненные песком в качестве тормоза.
Такие способы, малоэффективны, иногда имеют острые края, могут порезать материал лодки, громоздки, занимают полезное пространства. Сделать удобный якорь самому достаточно просто и не займет много времени.
Наиболее популярно среди рыбаков разборное устройство-кошка. Подобный якорь имеет легкую конструкцию, которую при сильно ветренной погоде можно дополнительно утяжелять.
Инструмент хорошо показал себя для закрепления положения плавсредств из ПВХ средней длины.
Для изготовления нужно приготовить следующие материалы: металлическую трубка длиной 25 см, диаметром 25−35 мм, пара монтажных колец, лист метала около 5 мм толщины для изготовления 2 полос со сторонами 4 см на 26 см, гайка и втулка.
С двух концов длинной трубы привариваем монтажные кольца для веревок. В трубку закрепляем втулку. Фиксируем полоски с помощью гайки.
Трубку можно залить свинцом для придания дополнительного веса. Нижнее кольцо и дополнительная веревка послужат, чтобы вытянуть устройство из дна.
Складная кошка имеет подобный внешний вид. Но благодаря подвижной муфте, шарнирному креплению каждого крючка может складываться.
Это делает якорь более компактным. Но требует больше времени на изготовление.
Видео: самодельный якорь для лодки ПВХ
Как выбрать якорь для лодки ПВХ?
Большая часть владельцев надувных плавсредств не используют якоря, заменяя их гусеничными траками, кусками рельс, связкой камней и т.п. Использование подобных импровизированных якорей чаще всего оправдывают дешевизной и тем, что они неплохо справляются с основной функцией.
Однако такой подход не учитывает один важный нюанс: такие самоделки за счет тяжеловесности эффективны лишь там, где дно каменистое, достаточно ровное и плотное. И действительно, в таких условиях лапам обычного якоря практически не за что зацепиться. Однако в водоемах с другими характеристиками дна (песчаным или илистым) самодельный якорь как раз и не спасает.
Если вы не хотите погружаться в дебри, типов и принципов выбора якоря, мы вам можем посоветовать отличный вариант складного якоря, который является оптимальным вариантом в большинстве случаев, посмотреть и заказать можно у нас в магазине Лодки Деда Мазая.
Что лучше: самодельный якорь или профессиональный.
Минусы самодельного якоря:
Плюсы профессионального якоря:
Какие бывают якоря для надувных лодок?
Для малогабаритных суден, к разряду которых относятся ПВХ лодки, предлагается несколько видов якорей. Однако чаще используются только два:
Складной якорь-«кошка».
При складывании лапы прижимают к основанию – веретену, и вполне спокойно помещается в обычном рыбацком ведре. Это расценивается как главное преимущество, якорь кошка для лодки ПВХ считается одним из самых удобных при переноске. В сравнении с моделью Холла-Денфорта имеет чуть менее низкий, но вполне приемлемый уровень сцепления с грунтом.
Конструктивно якоря-«кошки» между собой также могут отличаться. У одних фиксация лап производится с помощью скользящей муфт, установленной на веретене. Фиксация производится жестко, а трос с буйрепом крепится через проушину, расположенную на тренде. Поэтому они более удобны и надежны.
Второй тип «кошек» отличается бугельной конструкцией. К тому же они не так устойчивы к износу как первые. Это обусловлено тем, что удерживающие лапы соединения работают на шарнирах, которые через определенное время ослабевают и самопроизвольно складываются, например, из-за сильного удара о дно.
Якорь кошка
Модель якоря Денфорта.
Не складывается, то есть отличается монолитной конструкцией соответственно – большие, чем у «кошки» размеры. Именно это многие владельцы надувных лодок рассматривают как его основной недостаток. К плюсам можно отнести заостренные широкообразные лапы, которые способны погружаться в грунт на достаточно большую глубину. Это делает их незаменимыми при плавании в водоемах с песчаным или илистым дном. Модель Денфорта весом в 2 кг способен удерживать лодку весом до 100 кг. Основным материалом якорей этого типа является высокопрочная оцинкованная или нержавеющая сталь с лакокрасочным антикоррозийным покрытием. Якорь из оцинковки способен прослужить 3-4 сезона, второй – немного меньше.
Якорь Денфорта
Плавучий якорь: конструкция, принцип работы.
Плавучий якорь имеет форму усеченного конуса, для его изготовления используются непромокаемые ткани, к примеру, брезент или парусина. Основу якоря составляет металлический обруч, основной функцией которого является укрепление всей конструкции.
По своему внешнему виду он напоминает сачок, к которому вместо ручки прикреплены специальные стропы, а они, в свою очередь, крепятся к основному канату. При помощи каната якорь прикрепляется к лодке. Обычно плавучий якорь имеет 4 стропы, кроме того, к основанию также крепится трос, позволяющий в случае необходимости вытащить якорь из воды.
Узнать о расположении конструкции относительно судна позволяет буек. Якорь опускается в воду с носа яхты или лодки, при этом конструкцию следует расположить основанием в сторону носа судна, удерживать ее будет якорный канат, буек при этом должен находится на поверхности воды. В купол попадает вода, за счет чего он расправляется, при этом судно поворачивается носом по отношению к направлению ветра.
Сопротивление конструкции течению позволяет судну оставаться на месте. Судно принимает устойчивое положение, уменьшается дрейф, волны не могут развернуть лодку в другую сторону. По принципу действия, собственно говоря, плавучий якорь очень похож на парашют.
Разновидности плавучих якорей
Якори различаются по форме, к основным видам якорей относятся:
Грибовидный якорь.
Такой якорь можно использовать в условиях сильного ветра и значительного течения. Он позволяет удерживать на воде суда и отличается большой силой. Грибовидные якоря лучше всего крепятся на дне с большой степенью вязкости, что позволяет надежно закрепиться и остановить судно в условиях шторма.
Грибовидный якорь для лодки
К очевидным плюсам такого якоря стоит отнести компактный размер, а также удачно выполненную конструкцию. Потерять в воде такой якорь очень сложно, ведь он не цепляется за коряги и любые другие водные препятствия. Грибовидный якорь занимает действительно совсем немного места, его удобно чистить, так как в конструкции нет острых углов (да, они абсолютно отсутствуют).
Как правильно пользоваться якорем
Якорь непосредственным образом закрепляется к судну при помощи специального троса или веревки. Показатели длины троса по отношению к глубине, должны быть больше в пять раз.
С целью обеспечения хорошего сцепления якоря со дном, лучше осуществлять процесс его закрепления его к тросу или веревке при помощи металлической цепи, показатели длины которой будут находиться в диапазоне от 1 до 1,5 метра.
Чтобы иметь возможность закрепиться и стать на якорь абсолютно при любых погодных условиях, лучше всего будет приобрести два якоря – один из них будет основным, а другой будет, соответственно, вспомогательным. Якорь, который будет основным, нужно подбирать, исходя их таких параметров, так длина, а также общая масса судна. Дополнительный якорь может иметь значительно меньшую массу, оптимальный вариант – половина массы от веса того самого основного якоря. При неблагоприятных условиях, основной якорь необходимо отдать с носа, а дополнительный – с кормы судна.
Если при сильном течении вам нужно замедлить судно, но при этом на борту якорь отсутствует, либо же он не способен хорошо прицепиться ко дну, можно попробовать сделать якорь из подручных средств. Для создания плавучего якоря можно использовать брезент, плащ-палатку или даже ветки прочных деревьев – все, что обладает хорошей плавучестью и имеет достаточно большую площадь. С помощью веревки или троса конструкцию можно закрепить на борту, что позволит существенно понизить показатели скоростьи судна.
Какой оптимальный вес якоря? Таблица подбора веса.
Вес якоря определяется просто – достаточно рассчитать отношение веса якоря к размерам плавсредства. Так, для судна длиной в один метр достаточно одного килограммового якоря, а на трехметровую лодку можно установить два полутора килограммовых якоря. Плюс этого варианта – возможность прочной фиксации плавсредства врастяжку – с кормы и с носа.
Добавить усиления можно коротким куском металлической цепи, выполняющую функцию фала. Частый случай, когда владельцы ПВХ лодок устанавливают якорь с небольшим весом, усиливая его парой отрезков цепи для наращивания длины. Например, кусок цепи длиной в 1 метр и диаметром в 10 мм способен увеличить вес якоря на 2,2 кг.
При этом цепь можно использовать одним из двух способов:
1. Цепь обматывают вокруг тренда и закрепляют. Таким образом не только увеличивается масса (практически в 2-3 раза), но и смещается ее центр (к тренду).
2. Цепь привязывают к веретену в качестве фала. Таким образом, вес цепи придавливает веретено ко дну, обеспечивает наиболее лучший угол зацепа, повышает зацепляемость якоря и выполняют функцию амортизатора при рывках лодки из-за сильного течения или порывов ветра.
Зачастую для подбора веса якоря используют специальную таблицу.
Согласно действующим Правилам на зарегистрированном судне должен устанавливаться якорь весом от 5 кг. Нарушение Правил влечет за собой административное наказание в виде штрафа.
Как выбрать фал (якорный трос)?
Фалы могут быть сделаны из полиамидной нити или синтетического волокна в виде толстого шнура (7-10 мм в диаметре) или плоской стропы.
Основные преимущества полиамидных фалов – это ценовая доступность и прочность. Однако эти плюсы перебивает неудобство эксплуатации – такой фал быстро спутывается, часто рвется и травмирует руки.
Потому в вопросе эксплуатации фалы из строп или шнура намного лучше. Синтетический материал обладает высокой водонепроницаемостью, следовательно, – не тонет. Стропы не спутываются, однако «поют» при сильном течении, тогда как шнур последнего недостатка лишен.
Что делать при зацепании якоря?
Зацепание о дно – является главной проблемой при использовании якоря. Якорь может зацепиться за камни или коряги, и тогда освободить его будет очень сложно. Чтобы избавить себя от лишних проблем, стоит подобрать подходящий якорь, который имеет наиболее удачную конструкцию. Лучше выбирать якорь с дополнительным тросом, при помощи которого закрепляется буй. В случае зацепания нужно потянуть за буйреп, что позволит вытащить якорь из ловушки.
Другой вариант – попробовать надежно установить предварительно на рыму веретена скользящую чеку, приделать относительно небольшую разрывную нагрузку, которую, в случае необходимости, можно будет легко разрывать, а конец фала нужно будет прикрепить напрямую к тренду. Если якорь зацепится, вы сможете одним рывком (делается это очень просто) его освободить.
Какие якоря подходят для надувных лодок?
При подборе надежного якоря для надувной лодки стоит обратить собственное внимание на такую модель, как якорь-кошка – его легко перевозить, при этом он не сможет повредить поверхность лодки. Подобные якоря имеют массу от 1,5 до 12 кг, их можно использовать на любом грунте. В конструкции якоря есть металлические рога, которые могут разгибаться при увеличении нагрузки.
Для надувных же лодок также можно использовать без опасения: якорь-обруч, якорь-колокол, якорь-зонт – эти разновидности идеально выполняют свое предназначение.
Как выбрать якорь к лодке
Разновидности якорей
Существуют несколько разновидностей якорей. Рассмотрим самые популярные и востребованные из них, а также узнаем, как правильно использовать якорь.
Обратимся к компактным якорям, которые предназначены для надувных моторно-гребных лодок.
Якорь гриб
Простой и компактный якорь Гриб является одним из популярных вариантов для надувных лодок. Он занимает мало места в лодке и не имеет подвижных частей. Часто такие якоря покрыты полимерной краской, которая защищает якорь от коррозии, а лодочный корпус от трения и царапин при соприкосновении с ним.
Якорь Гриб часто используется с простыми и бюджетными лебедками. Но держащей и захватывающей силы такого якоря лодке будет не хватать, если дно каменистое или галечное. На твердом грунте якорь гриб работает плохо.
Якорь Гриб плохо сцепляется с каменистым дном и не подходит для водоемов с быстрым течением.
Купить якорь гриб необходимо тем, кто ищет компактный и недорогой вариант фиксации для легкой надувной лодки ПВХ или маломерной каркасной лодки, желает защитить кокпит от царапин и работать в паре с бюджетной лебедкой.
Речной якорь Ромашка
Речной якорь Ромашка получил свое название благодаря лепестковой конструкции. Такой якорь удобен при использовании с лебедкой. Этот вариант якоря более надежен и функционален по сравнению с якорем «Гриб».
Речной якорь Ромашка гораздо быстрее и прочнее находит сцепку с дном, устойчив на водоеме с течением. Благодаря таким качествам он получил название «Речной».
Якорь Ромашка не только эффективнее работает на воде, но компактен при перевозке в лодочном кокпите. Плавные линии лап якоря не позволят поцарапать лодочный корпус, а это очень важно при выборе якоря для надувной резиновой или ПВХ лодки.
Стоит помнить, что речной якорь Ромашка слишком цепкий. Если такой якорь зацепится за корягу, вытащить его будет очень сложно. Поэтому такой тип часто обходят стороной, если планируется использовать его в водоемах с густой растительностью или на малой глубине.
Купить речной якорь Ромашка стоит тем, кому необходим якорь с цепкими лапами, выдерживающий большие течения, аккуратно устроенным корпусом для перевозки в надувной лодке и компактными размерами.
Якорь Кошка
Складной якорь Кошка считается самой популярной моделью среди владельцев надувных лодок. Универсальные лапы якоря Кошка позволяют не только углубляться в песчаное дно, но и надежно цепляться за камни.
Удобная складная конструкция якоря нравится компактностью при перевозке в лодке, поэтому хорошо соперничает с другими якорями. Складной якорь Кошка имеет легкий вес и считается оптимальным вариантом для надувных резиновых или ПВХ лодок.
Даже скромные габариты не мешают этому якорю проворно и быстро углубляться в донный грунт, тем самым увеличивая прочность сцепления. С водоизмещением до 250 кг будет достаточно якоря Кошка, весом от 2,5 до 3 кг.
Для этого якоря опасность может таиться в водоеме с большим количеством коряг и водорослей. Если такой якорь случайно зацепиться за подобную преграду, то вытащить его будет проблематично. Поэтому такие якоря редко используют для неглубоких водоемов с заросшим водорослями и подводными корнями дном.
Купить складной якорь кошка рекомендовано тем, кто ищет очень компактный якорь складной конструкции, предназначенный для надувных резиновых или ПВХ лодок с жестким настилом, лодок РИБ или каркасных судов.
Якорь Холла
Классический бесштоковый якорь Холла представляет собой коробку с лапами и подвижное веретено. Этот якорь обладает большой историей эксплуатации на грузовых судах и подтверждает это на практике.
Якорь Холла одинаково хорошо работает как на галечном грунте, так и в песке. У якоря Холла, как и других бесштоковых якорей, вес головы с лапами составляет большую часть от всего веса якоря. Это необходимо для того, чтобы обеспечить наилучшее погружение лап в грунт.
Работать с якорем Холла рекомендуется на ходу. Якорь ложится на дно плашмя, и когда якорная цепь потянет его по дну, нижний прилив лап входит в грунт, заставляя лапы повернуться книзу и зафиксироваться.
Сравнительно лёгкое выворачивание лап из грунта является главным недостатком якоря Холла. Для водоемов с мягким и сыпучим дном такой якорь будет не достаточно надежен.
Якорь Дэнфорта
Модификацией якоря Холла является якорь Дэнфорта. Практика показала, что чем ближе друг к другу расположены лапы якоря, тем лучше его погружная сила. Поэтому при меньшей собственной массе якорь Дэнфорта держит лучше, чем якорь Холла.
Поперечный шток якоря Дэнфорта не дает ему опрокинуться. Якорь удобно укладывается в роульс и широко применяется с автоматическими лебедками.
Модель якоря Денфорта, которая весит 2 кг, способна удерживать лодку, весом до 100 кг. Якорь изготавливается из высокопрочной оцинкованной или нержавеющей стали с лакокрасочным антикоррозийным покрытием. Якорь из оцинковки способен прослужить 3-4 сезона.
Недостатком якоря является его громоздкость. Это незаметно в висячем положении на роульсе, но при транспортировке в надувной лодке будет очевидно. Он занимает много места. Укорачивать шток якоря нельзя, поскольку якорь сразу потеряет в цепной силе.
Купить якорь Дэнфорта рекомендуется тем, кто ищет надежный вариант для катера или яхты, оснащенной автоматической лебедкой, а также для эксплуатации в песчаном или илистом водоеме.
Якорь Плуг
Однолаповый якорь Плуг с говорящим названием отлично справляется с различным типом донного грунта. Такой якорь хорошо зарывается в грунт илистого и песчаного водоема, где может хорошо уйти на глубину. Но на каменистом дне такой якорь работает значительно хуже.
Якорь состоит из веретена и единственной лапы-лемеха, которые связаны между собой шарнирным соединением. Это соединение рассчитано на падение якоря на дно разными вариантами. Даже если якорь упадет на дно острием лапы вверх, то под натяжением якорного каната он обязательно перевернётся и углубится в грунт.
Якорь Плуг отлично сочетается с автоматическими лебедками и стильно смотрится на роульсе судна. Этот якорь можно смело назвать одним из самых распространенных якорей в мире, которые используются с маломерными катерами и лодками.
Якорь Плуг изготавливается из нержавеющей стали, что добавляет спроса на данную модель.
Купить якорь плуг стоит тем, кто ищет стойкий вариант донного ухвата для любителей парусного спорта.
Якорь Брюса
Якорь Брюса по праву считается одним из лучших бесштоковых якорей. В нем нет подвижных частей, а его цельнолитая конструкция и плоская лапа со своеобразными загибами позволяет ему легко зарываться в грунт даже при боковом падении.
Якорь Брюса изготавливается из стали и алюминия, обладает практически одинаковой держащей силой, несмотря на различный вес.
Подобрать якорь Брюса согласно весу судна поможет данная таблица:
Купить якорь Брюса рекомендуется тем, кто ищет надежный и крепкий вариант якоря для маломерных судов (катеров, буксиров, яхт, лодок).
Плавучий якорь
Плавучий или дрейфовый якорь (парашют) применяется для снижения скорости дрейфа или удерживания судна носом навстречу к ветру. Плавучий якорь устраняет риск опрокидывания при швартовке лодки у подветренного берега.
Дрейфовый, плавучий якорь пользуется популярностью среди владельцев надувных ПВХ лодок, поскольку он является безопасным для ПВХ материала, не может повредить их, в отличие от металлических и иных видов якорей.
Плавучий якорь бывает нескольких видов, различающихся по форме:
• Конусовидный;
• Пирамидальный;
• Парашют;
• Штормовой;
• Дроги Жордана.
Для изготовления плавучего якоря используется плотная, жесткая ткань, обладающая водонепроницаемыми свойствами (брезент, парусина, ПВХ), канат и специальный клей.
Плавучий якорь прост в эксплуатации. Чтобы отрегулировать скорость дрейфа, необходимо уменьшить отверстие купола. В сложенном виде такой якорь компактен и почти невесом и не требует значительного запаса фала вне зависимости от глубины водоёма.
Купить плавучий якорь для надувной лодки удобно в интернет магазине Лодки Поволжья. Большой ассортимент плавучих якорей парашютов для катеров и лодок разных габаритов.
Как правильно выбрать якорь
От правильно выбранного якоря зависит, насколько надежным будет стоянка судна на открытой воде, в реке с течением или у причала. Поэтому при выборе якоря руководствуются его удерживающей силой, которая во многом зависит от самой массы якоря и формы.
Таблица подбора якоря согласно весу судна
Вес судна с полной загрузкой (кг)
Рекомендуемый вес якоря (кг)
Рекомендуемый диаметр якорного каната (м)
Для правильного расчета веса якоря относительно судна пользуются математическими формулами или специальными таблицами. Так, к примеру, для судна с водоизмещением в 500 кг нужен якорь весом 5 кг, тогда как при 250 кг водоизмещения потребуется якорь с весом в 2,5-3 кг.
Существует несколько правил, на которые можно опираться при выборе якоря:
1. Вес якоря должен быть равен примерно 1-2% веса водного судна, которое ему предстоит удерживать.
2. Вес якоря равен 1% длины судна (270 см – 2,7-3 кг; 500 см – 5 кг и т.д.).
При выборе якоря важно учитывать не только вес судна, но и природные условия водоема, где якорь будет использоваться. Сюда относятся особенности донного грунта водоемов, сила течения, ветер и высота волны.
Для илистого или песчаного дна хорошо подходят якорь Плуг или якорь Дэнфорта. Но такой якорь удобно использовать на катерах с автоматической лебедкой. Для компактных надувных лодок рекомендованы Якорь Гриб, Якорь Ромашка или Плавучий якорь.
С любой каркасной лодкой или лодкой РИБ отлично будет сочетаться складной якорь Кошка.
Как правильно подобрать якорь для лодки ПВХ
Якорь для лодки ПВХ подбирается немного иначе, чем в случае с каркасной металлической или стеклопластиковой лодкой. В надувных лодках парусность по воде больше, а водоизмещение меньше.
Для использования якоря с надувной лодкой необходимо, чтобы он помимо надежного удержания был еще удобен для использования в небольшом кокпите и имел компактные размеры. Современные якоря практически все хорошо устойчивы к коррозии, но на этот параметр при выборе якоря также стоит обратить внимание.
Наиболее подходящим якорем для лодки ПВХ является складной вариант, потому что он элементарно экономит место. Одним из самых популярных считается складной якорь Кошка с четырьмя или более откидными лапами, которыми он может держаться на песчаном дне. Если надувная лодка используется на водоеме с каменистым дном, то якорь Кошка не подходит.
Одним из самых важных требований к якорю для надувной лодки считается отсутствие опасных острых элементов, способных повредить ПВХ материал. Заостренные тонкие концы лап якоря Кошка лучше цепляют дно, но при вытягивании велика вероятность пореза лодки. Самодельные приспособления в виде мешков с грунтом, камней и кирпичей относительно безопасны, но нередко требуют большого веса, чтобы преодолеть воздействие течения.
Подходящий якорь для надувной ПВХ лодки не должен быть сильно тяжелым, поскольку доставать из воды его придется либо руками, либо легковесной лебедкой, не предназначенной для тяжеловесных якорей.
При слишком тяжелом грузе можно легко угодить за борт, вытаскивая якорь наверх. Для надувных ПВХ лодок рекомендуется использовать якорный рым и ролик для комфортного спуска/поднятия якоря. В таком случае веревка не перетирает борт в месте спуска, а перевод якоря из положения походного и обратно осуществляется в разы удобнее. Купить якорный рым для установки якоря на лодку ПВХ удобно в интернет магазине Лодки Поволжья.
Как правильно привязать якорь
Чтобы надежно зафиксировать якорь и не потерять его в воде, необходимо знать, как правильно привязать якорь.
Чтобы якорь фатально не угодил в корягу и не застрял в «подводном лесу», необходимо привязывать якорь за нижнюю петлю. На верхнюю петлю крепится колечко, как на ключах и через него продевается веревка. При зацепе достаточно нескольких сильных рывков, чтобы сорвать кольцо и вытащить якорь за нижнюю часть.
Если рыбалка с лодки происходит в том месте, где якорные лапы способны сходиться, рекомендуется привязать дополнительный трос с поплавком. Функцию троса может выполнять резиновый мячик. Когда утяжелитель зацепляется, трос служит страховкой, позволяющей легко вытащить утяжелитель.
Надежно привязать трос к якорной системе, а затем канат к якорю, поможет якорный узел.
Рекомендуем инструкцию, как пошагово завязать якорный узел:
1. Продеть два раза ходовой конец веревки в якорное кольцо.
2. Сформировать двойное кольцо из веревки.
3. Ходовой конец продеть сквозь веревочное кольцо слева направо.
4. Затянуть веревочный узел на якорном кольце.
5. Закрепить узел обычным узлом поверх имеющегося узла два раза.
6. Закрепить образовавшиеся узлы кабельной стяжкой.
7. Обрезать излишки кабельной стяжки.
Данный узел надежно держит якорь и не подведет даже при длительном выходе на воду.
Что нужно сделать для хорошей работы якоря
Любой владелец якоря желает, чтобы его якорь работал лучше и выполнял свои функции в полную силу.
Для этого необходимо позаботиться о вертлюге.
При отдаче и выборке якорь будет вращаться в толще воды и перекручивать канат. Это плохо сказывается на состоянии и надежности якорной системы. Использование вертлюги увеличит износостойкость каната и защитит якорь.
Под автоматические лебедки с роульсом рекомендованы вертлюги с шарниром.
Для увеличения держащей силы якоря рекомендовано использовать якорь вместе с цепью.
Во время якорения лодки происходит трение ближайшей к якорю веревки о камни. Веревка или канат быстро изнашиваются, а металлическая цепь, контактирующая с водой, будет надежным вариантом эксплуатации с якорем. Минимальной длиной якорной цепи считается 2 метра. Якорная цепь утяжеляет якорь и помогает ему сильнее углубиться в грунт.
Цепь с веревкой можно соединить через вертлюг или связать сплесень, если канат используется крупной вязки. Также существуют готовые варианты оформления якорной веревки (фала) с цепью.
Чтобы якорь работал в полную силу, рекомендуется протравливать канат при его отдаче. Чем острее будет угол вектора тяги, тем сильнее будет держать якорь. Для уверенной стоянки протравливают 5-7 глубин. Если якорение происходит на глубине более 10 метров, то следует протравливать канат от 50 метров длиной.
Важно правильно выбирать место для стоянки и якорения судна, особенно в акватории с ограниченной площадью пространства. Следует учитывать, что при смене ветра лодка будет смещаться по окружности, в центре которой будет находиться якорь. Поэтому необходимо рассчитывать данную окружность так, чтобы лодку не занесло на берег.
Во время причаливания к гавани используются два и более якорей.
Как выбрать фал или веревку для якоря
Фал – это трос или судовая, якорная веревка. Фалы могут быть сделаны из полиамидной нити или синтетического волокна в виде толстого шнура (7-10 мм в диаметре), а также плоской стропы.
Основным преимуществом фалов из полиамидных нитей является ценовая доступность и прочность. Однако эти плюсы перебивает неудобство эксплуатации. Полиамидный фал быстро спутывается, часто рвется и травмирует руки.
Потому в вопросе эксплуатации фалы из строп или шнура намного лучше. Синтетический материал обладает высокой водонепроницаемостью, отталкивает воду, не утяжеляет якорную систему и обеспечивает безопасность судна.
Стропы не спутываются, но им свойственно издавать шум при сильном течении, тогда как шнур последнего недостатка лишен.
Купить фал для якоря доступно в интернет магазине Лодки Поволжья. Большой ассортимент капронового и буксировочного фала по доступной цене.
Итак, подведем итоги. Существуют разнообразные варианты якорей для лодок. Для большинства случаев подойдут якорь Гриб, Ромашка или Кошка. Выбирать якорь следует исходя из габаритов судна и акватории. Для надувной лодки 3-4 метра рекомендуемый вес якоря будет 3-4 кг. Для владельцев крупных каркасных лодок, катеров или яхт нужны якоря серьезнее и мощнее, поскольку берег в непогоду может легко обернуться препятствием. Чтобы якорь прослужил дольше, нужно уметь его правильно привязывать и использовать комплектующие для якоря (вертлюг, цепь, лебедку).