юдзуру ханю лучший прокат в истории
Кто стоит за успехами Юзуру Ханю
С первого взгляда величайшие творения не всегда раскрывают имена своих создателей. При анализе фантастических шедевров двукратного олимпийского чемпиона Юзуру Ханю, мы обнаружим скромную подпись- Ghislain Briand.
/Перевод статьи от 07.12.19 с французского ALAIN BERGERON/
Перевод с французского на рус.: Mirella
Золотой медалист Олимпийских Игр в Сочи и Пхёнчхане, двукратный Чемпион мира и единственный достигнувший стратосферы фигурного катания, японец вручил свою карьеру в руки трех тренеров после переезда в Торонто в 2012 году. Имя Гислена всегда стоит рядом с известными Брайаном Орсером и Трейси Уилсон.
Сначала с Элвисом Стойко
Карьера Гислена проходит в столичном регионе Торонто уже почти 25 лет. Ставший тренером после окончания карьеры на коньках, Бриан в течение десятка лет руководил клубами в Гаспези и Монреале, когда наконец в 1995 году занял должность в известной школе катания на коньках «Mariposa School of Skating» в Барри.
В связи с этим переездом и произошло его первое восхождение на вершину тренерской карьеры: до 2001 года он работал с Элвисом Стойко, выигравшим два мировых титула и серебряную медаль на Играх в Нагано.
И все же он ошибался.
Чуть позже, незадолго до Игр в Сочи, Юзуру Ханю встретится на его пути. Гислен уже готовился перепрофилироваться качестве финансового консультанта, когда подал заявку в клуб «Торонто Крикет Скетинг энд Керлинг» в сентябре 2005 года по приглашению своего давнего друга Брайана Орсера. Его вторая тренерская жизнь только началась…Являясь специалистом по прыжкам, он наткнулся на новый золотой самородок, когда Орсер, которому часто приходилось уезжать на соревнования с другими фигуристами, попросил его присмотреть за Юзуру Ханю за несколько недель до Игр в Сочи.
4Lz Юзуру Ханю на ФГП в Турине: Высота 72см, длина 310см.
Настоящий Олимпийский Чемпион-моя жена.
Семейное фото Гислена Бриана и его жены Натали Пакуин, сделанное во время окончания школы их старшего сына Энтони (20 лет). С ними двое других их сыновей Оливье (18) и Уильям (13).
Вернуться к «почти нормальной» жизни
Когда диагноз был снят, Натали стала вновь вести преподавательскую работу. Гислен также возобновил свои международные командировки с фигуристами из Cricket Club, причем приоритет всегда отдан Юзуру Ханю. Через две недели он улетает с ним на национальный чемпионат Японии. Перед этим он собирается сопровождать южнокорейского фигуриста Джунхван Ча, который будет защищать свой титул национального Чемпиона.
Японец внеземного происхождения. Чем покорил мир Юдзуру Ханю?
При всем обожании толпы и постоянном нахождении под прицелами камер на соревнованиях Ханю, пожалуй, остается самым закрытым фигуристом современности. Проще посчитать, сколько раз он обновлял мировые рекорды, чем найти хоть какую-то информацию о его семье, увлечениях и планах на будущее, не связанных с фигурным катанием. Он не ведет твиттер и инстаграм, не делает селфи и не проводит прямые эфиры для подписчиков. Все это создает вокруг Ханю ореол мистической тайны и дает повод для многочисленных почтительных шуток о внеземном происхождении спортсмена. Человечество ведь всегда стремится найти фантастическое объяснение тому, что не может расположить в пределах собственного разума.
«Сеймей» был настолько удачным образом для Юдзуру Ханю, что он возвращался к нему дважды. Премьера программы состоялась в сезоне 2016/2017, была оставлена на второй год для Олимпиады в Пхенчхане, а потом фигурист вернул ее вместо последней произвольной «Оригин». Похоже, именно «Сеймею» была уготована роль праздничной подушечки для новой главной победы Ханю — он был близок к тому, чтобы наконец исполнить четверной аксель на чемпионате мира в Монреале.
Эту почти невыполнимую задачу японец сделал своей целью номер один после того, как завоевал второе олимпийское золото.
Имя Ханю в списке участников турнира способно сделать из любого канадского или европейского захолустья центр международного туризма для японцев. Они приедут туда сотнями и даже тысячами, в зависимости от вместимости катка, и повсюду местным жителям будут видеться жёлтые плюшевые Винни-Пухи — многолетний символ Юдзуру Ханю.
По этим Пухам-брелокам, Пухам-игрушкам и Пухам-наклейкам на чемоданах у японских леди разного возраста, как по точкам в детской книжке, можно проложить маршрут до ледовой арены и официального отеля. Везде, где бы вы ни оказались — в Келлоуне, Турине или Братиславе.
Достоверной информации о причинах любви к Винни-Пуху фан-сообщество не предлагает, но есть одна романтическая версия. Когда-то маленькому Юзу, напуганному землетрясением (они не редкость в его родном городе Сендай, а в 2011 землетрясение даже повредило каток, где тренировался Ханю), родители подарили плюшевого Пуха. Игрушка стала мальчику лучшим другом, и уже во взрослом возрасте он появился на соревнованиях с салфетницей в виде диснеевского медвежонка.
С тех пор Юдзуру Ханю ассоциируется исключительно с Винни-Пухом, а после каждого выступления двукратного олимпийского чемпиона мягкие игрушки в виде Пухов тысячами бросают на лёд его фанаты.
Они бы с удовольствием выбросились на лёд сами, но тогда цветочные дети едва ли успеют очистить площадку к началу выступления следующего участника.
В японской культуре есть так называемый кодекс самурая — бусидо. Он наделяет истинного самурая качествами справедливости и мужества, вежливости и чести, верности и самоконтроля.
Все были уверены, что и Хань Янь, и Юдзуру Ханю снимутся с соревнований. Китайцу тоже сильно досталось, хотя визуально у него был только разбит подбородок.
Но они не снялись, и спустя 10 минут по очереди вышли кататься. Болельщики у экранов и на трибунах, замирая от ужаса и восхищения, смотрели, как люди с свежим сотрясением мозга пытаются прыгать, скользить и вращаться.
К счастью для всех, пока что Юдзуру Ханю о завершении карьеры не говорит. Монреаль-2020 четверной аксель не увидел, но впереди — множество достойных исторического рекорда городов, да и пандемия коронавируса когда-нибудь закончится.
На просторах Youtube можно найти записи выступлений Юзуру Ханю, когда он еще был ребенком. Десятилетний мальчик из Сендая выделялся своей пластикой и способностью по-кошачьи цепляться за каждый выезд из прыжка. А вот мощь и скорость катания, выносливость, позволяющая исполнять технически сложнейшие программы, пришли к нему с возрастом и тренировками.
👏Юдзуру Ханю: он вернул программы-легенды и взял недостающий титул. А в мечтах – прыжок, который не делал никто
Здесь нет квот: все страны могут заявить по три участника, единственное условие – наличие у них техминимума.
Япония и США часто дают шанс второму составу: Нэтан Чен игнорирует чемпионат третий раз подряд, а еще в этом году не приехали Шома Уно, Сатоко Мияхара и Мэрайя Белл.
Но в Сеуле выступал фигурист, для которого этот турнир – особенно важный. Юдзуру Ханю, в спортивной жизни которого было все: два олимпийских золота, шикарные программы, мировые рекорды, исторический четверной риттбергер. До него фигурное катание никогда не сталкивалось с такой безудержной любовью: фанаты ездят за японцем по всему миру, во время его прокатов на трибунах нет свободного места, а сразу после – на лед летят сотни желтых медведей.
За карьеру – уже десять лет на взрослом уровне! – Ханю никогда не выигрывал чемпионат четырех континентов. Три попытки приводили к серебру: в 2011-м Юдзуру проиграл Такахаси, в 2013-м Рейнольдсу, в 2017-м – Чену. После этого японец пропускал турнир: два года подряд травмировался в серии Гран-при и брал паузу на лечение.
Золото в Сеуле – бонус, закрытый гештальт, недостающая медаль для неофициального «Большого шлема» в фигурном катании. Но все это – лишь репетиция чего-то намного более важного.
«Для меня поражение похоже на смерть»
Когда Ханю выигрывал вторую Олимпиаду подряд, это казалось чудом и закономерностью одновременно. Чудом – поскольку тяжелая травма, полученная на четверном лутце за несколько месяцев до Игр, ставила само выступление в Пхенчхане под угрозу. Закономерностью – потому что Ханю два цикла был сильнейшим фигуристом мира и иконой мужского одиночного. И снова чудом – ведь если бы Чен не сорвал короткую программу, все могло сложиться иначе.
Вопреки травмам и, казалось бы, утерянной мотивации (чего еще может хотеть в спорте человек с такой коллекцией титулов и любовью фанатов?), Ханю не завершил карьеру после Пхенчхана. Более того – он даже не взял перерыв, пропустив лишь постолимпийский чемпионат мира.
Начало новой четырехлетки Юдзуру посвятил кумирам: Джонни Вейру и Евгению Плющенко – сделав программы по мотивам их лучших постановок.
Но сезон явно не задался.
На московском этапе Гран-при Ханю вновь повредил ногу – трудно было в этот момент не вспомнить прошлый год: Юдзуру снялся с Финала Гран-при, а следом пропустил и чемпионат четырех континентов.
К домашнему ЧМ Ханю восстановился, но отстал от Чена почти на 13 баллов уже в короткой – сказалась бабочка на четверном сальхове. Произвольная только увеличила отрыв: Нэтан откатал на мировой рекорд, а Юдзуру снова ошибся на сальхове.
На сентябрьской «Осенней классике» Юдзуру проиграл компоненты в произвольной Кевину Аймо: тогда это списали на не самый удачный прокат Ханю и ставку ISU на будущего чемпиона Европы (как мы узнали в январе – ставка не сыграла).
Судьи давали Нэтану и Ханю близкую вторую оценку уже в прошлом году. В этом сезоне случился перелом: по среднему баллу за компоненты Нэтан вырвался вперед на 0,11.
Кажется, эти 0,11 болельщики могли простить кому угодно, кроме Чена. Их бы простили Фернандесу – в конце концов, как устоять против испанского обаяния. Их бы простили Чану, объяснив его преимущество уникальным скольжением. Даже Брауну, который обошел Ханю в компонентах за произвольную на ЧЧК, простить это как-то легче – без четверных прыжков вряд ли кто-то всерьез держит его за конкурента Юдзуру.
Чен – другое дело. Нэтан – это чистый спорт, шесть прыжков в олимпийской произвольной и запредельные баллы за технику. Он не ставит программы-трибьюты кумирам – кажется, у него вообще нет кумиров – и не переделывает музыку для произвольной по 30 раз, пока не станет идеальной. Его костюмы иногда становятся предметами шуток – настолько они похожи друг на друга и далеки от моды на стразы, бархат и рюши, которая укоренилась в фигурном катании.
А еще Чен – тот фигурист, который легко может перепрыгать Ханю. Он здоровее, моложе, а неожиданный провал в Корее, кажется, полностью перекроил его мышление. Для Нэтана фигурное катание – не смысл жизни, а ее часть. Его безумное, на первый взгляд, поступление в Йельский университет оказалось единственно верным шагом: перестав замыкаться на спорте, Чен стал сильнее, чем раньше.
Нэтан Чен – умнейший чемпион: тренируется по скайпу и учится в Йельском университете
На самом деле, миф о некомпонентном катании Нэтана сильно преувеличен. В детстве он брал вовсе не прыжками – достаточно вспомнить его юниорскую короткую под Майкла Джексона. Гонка за четверными временно сделала его программы более утилитарными – но потом Чен нащупал баланс между техникой и компонентами. Сначала в олимпийской «Немезиде», потом в «Караване», а в этом году – в самоироничной произвольной «Rocket Man».
То, что Нэтан обойдет Юдзуру компонентами, было очевидно. Судьи любят новых чемпионов, технически безупречный прокат всегда тянет за собой вторую оценку, флаг влияет на компоненты – все эти аксиомы проверены годами, и было бы странно, не сработай они на Чене.
Возможно, с Ханю случилось то же, что и с Пападакис и Сизероном на последнем Евро. Их компоненты всегда подбирались к десяткам: даже вернувшимся Виртью и Моиру не ставили выше. Но тотальное доминирование устраивает только фанатов: как только Габриэлла и Гийом дали повод прокатом – их компоненты оказались меньше, чем у новых чемпионов Европы, пускай и на символические 0,04.
«Я живу, чтобы исполнить четверной аксель»
Перед чемпионатом четырех континентов Ханю неожиданно вернул старые программы – короткую под «Балладу №1» Шопена, которую катал три из четырех сезонов прошлого цикла, и легендарного «Сеймея». Обе постановки – счастливые для Кореи, с ними Юдзуру выиграл здесь второе олимпийское золото.
Программы превращают фигурное катание в искусство: на них тратят тысячи долларов, зовут актеров и балетмейстеров
Четвертое пришествие «Баллады №1» оказалось едва ли не самым удачным. Это был не просто мировой рекорд – сам прокат получился невероятно вдохновенным и музыкальным даже для Ханю. 111,82 – и это с более дешевым, чем у Чена, прыжковым набором.
После короткой Ханю выглядел абсолютно счастливым: помогал собирать игрушки со льда, аплодировал тренерам в кисс-энд-крае и кричал из-за борта «Вперед, Джейсон» выехавшему на старт Брауну.
Произвольная получилась хуже. Падение с четверного тулупа, неловкий выезд с лутца и ребро на тройном флипе – ошибка, которая, казалось, давно не беспокоит японца. В компонентах Ханю получил на 0,7 балла меньше Брауна – тот выступил чисто, не считая бабочки на четверном тулупе.
Очевидно, что этот прокат – всего лишь репетиция перед чемпионатом мира. В Монреале Ханю запланировал премьеру четверного акселя – последняя публичная попытка случилась на тренировке во время Финала Гран-при, но еще ни разу Юдзуру не заходил на этот прыжок на соревнованиях. Впрочем, не только он: единственный фигурист, который пошел на 4,5 оборота в программе – Артур Дмитриев. Правда, попытку не засчитали: из-за сильного недокрута прыжок понизили до тройного.
Русский фигурист чуть не исполнил прыжок в 4,5 оборота. Мы поговорили с ним
«Я живу, чтобы исполнить четверной аксель», – любого другого спортсмена после этих слов можно было бы обвинить в излишнем пафосе или самолюбовании. Глядя на Ханю, удивительно легко веришь, что эти несколько секунд в воздухе – действительно цель его жизни.
Статья с сайта МАТЧ ТВ: «Японец внеземного происхождения. Чем покорил мир ЮДЗУРУ ХАНЬЮ?»
Лицо ребенка и душа самурая.
В мужском турнире несостоявшегося чемпионата мира в Монреале была главная интрига — приземлит ли двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю свой вожделенный четверной аксель?
Вообще слово «приземлит» звучит в контексте фигурного катания несколько странно, потому что по смыслу больше подходит, скажем, испытаниям ракеты. Но по мере того, как усложняются прыжки, заполняя собой все новые и новые страницы Книги рекордов Гиннесса, фигурное катание становится все ближе к космосу.
Огромная заслуга в этом освоении космоса принадлежит именно Юдзуру Ханю.
«Матч ТВ» рассуждает о феномене уникального спортсмена, который не только поднял на новый уровень телевизионные рейтинги фигурного катания и влюбил в себя миллионы людей, но и заставил ездить их за собой по всему миру.
Юдзуру Ханю приучил публику считать японских одиночников лучшими на планете, и теперь нам кажется, что так было всегда. Но на самом деле с Ханю все и началось. До его победы в Сочи-2014 и в Пхенчхане-2018 у Японии вообще не было олимпийского золота в мужском одиночном катании.
При всем обожании толпы и постоянном нахождении под прицелами камер на соревнованиях Ханю, пожалуй, остается самым закрытым фигуристом современности. Проще посчитать, сколько раз он обновлял мировые рекорды, чем найти хоть какую-то информацию о его семье, увлечениях и планах на будущее, не связанных с фигурным катанием.
Он не ведет твиттер и инстаграм, не делает селфи и не проводит прямые эфиры для подписчиков. Все это создает вокруг Ханю ореол мистической тайны и дает повод для многочисленных почтительных шуток о внеземном происхождении спортсмена. Человечество ведь всегда стремится найти фантастическое объяснение тому, что не может расположить в пределах собственного разума.
А разум напоминает нам, что Юдзуру Ханю стал первым фигуристом, преодолевшим отметку в 100 баллов за короткую программу, 200 — за произвольную и 300 — в сумме. Он первым в истории прыгнул четверной риттбергер и каскад из четверного тулупа и тройного акселя.
Он вышел на награждение гран-при Москвы в 2018 году на костылях при том, что травмировался еще перед произвольной программой. Но сниматься с соревнований не стал, чувствуя свою ответственность перед тысячами приехавших из Японии болельщиков.
Удивительно наблюдать перевоплощение Ханю в разных программах. Он хотя и грешит тем, что периодически катает одно и то же по два сезона, за 10 лет в большом спорте все-таки успел показать себя с многих сторон.
Сексуально-отстраненный в блюзе «Прогулки по Парижу» Гэрри Мура, в том же сезоне он был страстным влюбленным в «Ромео и Джульетте» Нино Рота. Хотите непривычно отвязного Ханю — пожалуйста, вот вам Принс в сиреневых брюках и жилетке. А если желаете познать истинную Японию — посмотрите культовую программу «Сеймей».
«Сеймей» был настолько удачным образом для Юдзуру Ханю, что он возвращался к нему дважды. Премьера программы состоялась в сезоне 2016/2017, была оставлена на второй год для Олимпиады в Пхенчхане, а потом фигурист вернул ее вместо последней произвольной «Оригин». Похоже, именно «Сеймею» была уготована роль праздничной подушечки для новой главной победы Ханю — он был близок к тому, чтобы наконец исполнить четверной аксель на чемпионате мира в Монреале.
Четверной аксель — отдельный разговор. Юдзуру пытается подступиться к нему как минимум с 2015 года, и за все это время не показал ни одной чистой попытки даже на тренировках. Почему это так сложно? Потому что аксель — единственный прыжок, в котором из-за особенностей техники число оборотов — не целое.
Фактически четверной аксель гораздо ближе к пятерному, чем к четверному прыжку. Это требует от фигуриста запредельной силы отталкивания и группировки, а каждая неудачная попытка 4,5 акселя в исполнении Ханю напоминает падение с высоты двухэтажного дома. Эту почти невыполнимую задачу японец сделал своей целью номер один после того, как завоевал второе олимпийское золото.
Любовь болельщиков к Юдзуру Ханю иногда похожа на помешательство. Так фанатеют по поп-звездам, так любят богов, так следуют за пророками.
Имя Ханю в списке участников турнира способно сделать из любого канадского или европейского захолустья центр международного туризма для японцев. Они приедут туда сотнями и даже тысячами, в зависимости от вместимости катка, и повсюду местным жителям будут видеться жёлтые плюшевые Винни-Пухи — многолетний символ Юдзуру Ханю.
По этим Пухам-брелокам, Пухам-игрушкам и Пухам-наклейкам на чемоданах у японских леди разного возраста, как по точкам в детской книжке, можно проложить маршрут до ледовой арены и официального отеля. Везде, где бы вы ни оказались — в Келлоуне, Турине или Братиславе.
Достоверной информации о причинах любви к Винни-Пуху фан-сообщество не предлагает, но есть одна романтическая версия. Когда-то маленькому Юзу, напуганному землетрясением (они не редкость в его родном городе Сендай, а в 2011 землетрясение даже повредило каток, где тренировался Ханю), родители подарили плюшевого Пуха. Игрушка стала мальчику лучшим другом, и уже во взрослом возрасте он появился на соревнованиях с салфетницей в виде диснеевского медвежонка.
С тех пор Юдзуру Ханю ассоциируется исключительно с Винни-Пухом, а после каждого выступления двукратного олимпийского чемпиона мягкие игрушки в виде Пухов тысячами бросают на лёд его фанаты.
Они бы с удовольствием выбросились на лёд сами, но тогда цветочные дети едва ли успеют очистить площадку к началу выступления следующего участника.
Среди фигуристов есть мнение, что нет ничего хуже, чем вытянуть стартовый номер вслед за номером Юдзуру. Заваленный медведями лёд, который не могут убрать порой по 5 минут, тут ни при чем.
Просто выходить кататься после Ханю — значит неминуемо попасть под прицел сравнения с этим полубогом-получеловеком. И почти всегда сравнение будет в пользу Ханю и по сложности прыжков, и по качеству всех остальных элементов, и по эмоциям.
При этом японского фигуриста совсем нельзя назвать непобедимым. Да это и невозможно, учитывая, что на серьёзном уровне Ханю выступает с 2010 года. В его карьере бывали неудачи и провалы, случилось множество травм, было отдано в бою не одно золото. Но на дальней дистанции как нельзя лучше видно самурайскую сущность Ханю.
В японской культуре есть так называемый кодекс самурая — бусидо. Он наделяет истинного самурая качествами справедливости и мужества, вежливости и чести, верности и самоконтроля.
Настоящим триллером и примером мужества Юдзуру Ханю стал обычный гран-при Китая в сезоне 2014/2015. На разминке перед произвольной программой он на полном ходу столкнулся с китайцем Хань Янем.
Все были уверены, что и Хань Янь, и Юдзуру Ханю снимутся с соревнований. Китайцу тоже сильно досталось, хотя визуально у него был только разбит подбородок.
Но они не снялись, и спустя 10 минут по очереди вышли кататься. Болельщики у экранов и на трибунах, замирая от ужаса и восхищения, смотрели, как люди с свежим сотрясением мозга пытаются прыгать, скользить и вращаться.
Юдзуру Ханю в том прокате упал 5 раз. При этом он сделал почти все задуманное, да и реноме олимпийского чемпиона помогло, поэтому судьи поставили ему действительно высокие оценки. Их можно понять: когда видишь юношу с мертвенно-бледным детским личиком, перевязанной головой и плохо вытертой с подбородка кровью, который немыслимым образом подчиняет себе ноги и вестибулярный аппарат, хотя должен бы лежать в темноте и без движения, хочется достойно наградить героя.
Тогда было много разговоров, что подобными оценками судьи как бы поощряют спортсменов умирать на льду и совершать никому не нужные подвиги. Что Ханю стоило не то что не поощрять, а даже наказать. Должно быть, рассуждающие так люди ничего не понимают в механизмах продажи прав на спортивные трансляции и формировании телевизионного рейтинга.
Агент Ари Закарян, например, прямо говорит о том, что на Ханю молятся все спортивные бизнесмены. Одно его присутствие моментально делает кассу любому турниру и шоу, а завершение карьеры сильно ударит по популярности вида спорта в Японии — главному на сегодняшний день зрительскому рынку фигурного катания.
На просторах Youtube можно найти записи выступлений Юзуру Ханю, когда он еще был ребенком. Десятилетний мальчик из Сендая выделялся своей пластикой и способностью по-кошачьи цепляться за каждый выезд из прыжка. А вот мощь и скорость катания, выносливость, позволяющая исполнять технически сложнейшие программы, пришли к нему с возрастом и тренировками.
В родном городе Юдзуру Ханю дважды устраивались парады в честь его олимпийских побед. Выразить восхищение своему кумиру собралось суммарно почти двести тысяч человек. Ханю отвечал поклонникам по-японски — традиционным поклоном до земли.
Источник: matchtv.ru корреспондент: Анастасия Панина
Орфография и пунктуация сохранены.
Пишите в комментариях мнения и впечатления, как обычно, мирно и дружелюбно. Спасибо за внимание!