юлии друниной лучше лежать на дне
Памятные даты
Каталог статей
Фильм не имеет счастливого конца. Прощаясь с любимой девушкой, Ихтиандр говорит: «Ну вот и все. Мне запрещали любить тебя, а я любил. Нас разлучали, а я находил тебя. Как странно. Вот сегодня никто не может помешать нам, а я расстаюсь с тобой навсегда».
Главный герой фильма признает свое поражение за право любить и быть любимым. Глубоко пессимистический финал в целом правдиво отражает некоторые жизненные реалии. В обществе, в котором царит культ удовольствий, потребления, нередко подавляются естественные отношения между людьми, основанные на взаимной любви, сострадании к слабым, гуманизме и вере в реальный духовный прогресс общества. В этом смысле «Человек-амфибия» вовсе не фантастический фильм.
Трагизм человеческой жизни, кратковременность счастья, вероятно, главная тема, реалистично воплощенная в фильме «Человек-амфибия».
Об этом говорят прежде всего своеобразно расставленные музыкально-философские акценты:
короткое торжество чистой любви (свидание юноши и девушки на берегу моря, где Гуттиерэ говорит: «На субботу назначена моя свадьба. Но ее не будет, потому то есть ты. Понимаешь?»);
И, наконец, апогеем безысходности человеческого существования стала песня на стихи Юлии Друниной (1924-1991). Текст припева (т.е. выражение общей идеи песни) звучит так: «Лучше лежать во мгле, в синей прохладной мгле, чем мучиться на суровой, жестокой проклятой земле». В 1961 году немало зрителей искренне посчитали, что эти строки касаются лишь жизни простых людей в условиях «проклятого капитализма». На самом деле, видимо, в этих строках отразилась одна из сторон мировоззрения самой поэтессы, сформировавшегося, главным образом, под влиянием ужасов войны, которые ей пришлось испытать, будучи совсем молодой девушкой («Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»).
Они были единомышленниками в мировоззренческих вопросах. Вероятно, поэтому Алексей Каплер пошел на риск, дав жизнь сюжету с песней на стихи Ю.В. Друниной. Можно предположить, что возвышенные отношения этих людей, общность взглядов на мир, могли самым серьезным образом отразиться и на других аспектах сценария кинопроизведения.
Смерть Алексея Яковлевича стала для Друниной огромным несчастьем. Она пыталась заглушить горе, с головой окунувшись в общественную работу, особенно в годы «перестройки». Тогда люди поверили, что жизнь в нашей стране можно сделать более справедливой, опирающейся на все лучшее, что есть в человеке. Однако эти надежды не сбылись.
Юлия Владимировна все больше начинает думать о смерти. Обращаясь к умершему мужу, она писала: «И все-таки я верю, что ко мне ты вдруг придешь в предсмертном полусне, — что сердце успокоится тобою, твоею сединою голубою, что общим домом станет нам могила, в которой я тебя похоронила. «.
Поэтесса трагически ушла из жизни, покончив с собой 21 ноября 1991 года. В предсмертной записке она объяснила свой поступок: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…».
В тот момент душевное состояние Юлии Владимировны оказалась созвучным строкам, написанным ею в 1961 году: «Лучше лежать во мгле, в синей прохладной мгле, чем мучиться на суровой, жестокой проклятой земле». Как жаль, что она избрала этот путь!
Однако пессимистический финал «Человека-амфибии» и трагедия Ю.В. Друниной не приводят почитателей фильма и творчества замечательной поэтессы в отчаяние. Киноповесть и реальная история любви Алексея Каплера и Юлии Друниной убеждают нас в самоценности таких важных сторон человеческой жизни, как ожидание большого и искреннего чувства, самопожертвование ради любимого человека, и, наконец, постепенное осознание неизбежности расставания, кратковременности счастья, хрупкости и непредсказуемости земной жизни.
©Кузеванов Леонид Иванович, текст, 2019
Материал размещен с разрешения автора.
Библиографическое описание статьи
Кузеванов Л.И. «Я расстаюсь с тобой навсегда». Загадки и скрытые смыслы фильма «Человек-амфибия» (1961) //Некоммерческий научный сайт «Балашовский следопыт». 2019. 10 мая. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-758
Вертинская Анастасия Александровна.
URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/739/bio/
Друнина Юлия Владимировна.
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Друнина,_Юлия_Владимировна
Каплер Алексей_Яковлевич Каплер.
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Каплер,_Алексей_Яковлевич
Коренев Владимир Борисович.
URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Коренев,_Владимир_Борисович
«Мне милее и дороже человека нигде не сыскать…»
URL:https://www.vilavi.ru/prot/210106/210106.shtml
Юлия Друнина. Последняя осень.
URL: https://www.youtube.com/watch?v=I-3T9UIETqY
Человек-амфибия (1961). Тексты песен.
URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7797/song/
Юлия Друнина. Солдат с душой романтика.
URL: https://ok.ru/group2yamirova/topic/74210779078656
Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС «Балашовский следопыт» и автора. Все права защищены.
Человек-амфибия (1961)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
тексты песен
«Рыбак»
Музыка: А. Петрова
Слова: Ю. Друниной
Лучше лежать во мгле,
В синей прохладной мгле,
Чем мучиться на суровой,
Жестокой проклятой земле.
Будет шуметь вода,
Будут лететь года,
И в белых туманах скроются
Черные города.
Заплачет рыбачка, упав ничком.
Рыбак объяснить не смог,
Что плакать не надо, что выбрал он
Лучшую из дорог.
Пусть дети-сироты его простят,
Путь и у них такой,
Если рыбак не пришел назад,
Он в море нашел покой.
«Моряк»
Музыка: А. Петрова
Слова: С.Фогельсона
Эй, моряк, ты слишком долго плавал.
Я тебя успела позабыть.
Мне теперь морской по нраву дьявол.
Его хочу любить.
С якоря сниматься, по местам стоять.
Эй, на румбе, румбе, румбе так держать!
Дьяволу морскому
Свезем бочонок рому,
Ему не устоять.
Эй, моряк, ты слишком долго плавал.
Я тебя успела позабыть.
Мне теперь морской по нраву дьявол.
Его хочу любить.
Новое в блогах
ТЕПЕРЬ НЕ УМИРАЮТ ОТ ЛЮБВИ. ЮЛИЯ ДРУНИНА
Юлия Друнина. Это имя известно каждому человеку, который хоть однажды прикоснулся к стихам. Поэтесса трагически ушла из жизни, покончив с собой 20 ноября 1991 года. Ей было 67 лет.
Она готовилась к смерти неспешно и тщательно. Так готовятся к серьезному делу. Собрала сборник стихов, теперь он называется посмертным. Последним положила в книгу вот это стихотворение:
Судный час.
Твердым почерком написала предсмертную записку, в которой почти нет
Так погибла Юлия Друнина. Санинструктор, сестренка, сестра фронтовая… Сколько видела она в жизни горя, страданий, крови, жизней, оборванных в самом начале. Это она написала знаменитые строки: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Выдержала. Поэт, испытавший и непризнание, и безденежье, и славу. Выдержала и то, и другое.
«Поздравляю тебя, чудо, случайная искорка… будь счастливой, веселой, трижды любимая, трижды прекрасная, трижды единственная». Это писал не мальчик, не пятнадцатилетний восторженный юноша. Когда они встретились, ему было 50, ей — 30. Алексей Каплер и Юлия Друнина. Это было как раз, когда у нее не было денег, и стихи не печатались. Решила поступить на высшие сценарные курсы. Поступила. И записали ее в мастерскую к некоему Алексею Каплеру. Кто такой, она понятия не имела. Пришла на первое занятие. И так распорядилась судьба, что из семи слушателей она пришла единственная. И Каплер тоже пришел. А потом — любовь в четверть века!
«Родная моя, сегодня 8 марта, я приехал на дачу. Нет у меня ни слов, ни таланта, чтобы рассказать, что я почувствовал, когда вошел в наш дом, когда увидел прорытые тобой дорожки и… пустую кормушку. Все твои птицы улетели. Тихо. Ни одной ангельской души. Как странно, противоестественно быть без тебя, моя любимая. У меня сейчас буквально разрывается сердце, и я не могу дождаться твоего возвращения. А это письмецо пусть лежит тут, на даче. Мало ли что, вдруг меня действительно не будет на свете, а ты его прочтешь и вспомнишь, что был такой толстый, противный человек, для которого ты была жизнью. А ведь, правда, никогда не думал, что могу так мучительно, до дна любить. Жил дурак дураком. И что мне делать, чтобы ты всегда была счастлива, чтобы не спускалась на тебя тень никогда?» Они жили в большой квартире, состоящей как бы из двух квартир. Каждый работал в своем кабинете, и если не встречались они часа два, то Алексей Яковлевич подсовывал ей под дверь записочки или оставлял на столе. Чтобы она вышла на кухню, а там послание. «Моя самая! Я пошел за чем-нибудь насущным… Я тебя обожаю».
«Юленька, дорогая, я дерьмо, дурак, мелкий подлец, крупный подонок. Я тебя люблю». Представить себе, насколько знаменит был кинодраматург с мировым именем, ведущий «Кинопанорамы» Алексей Каплер, сегодня просто невозможно. Его любила вся страна. И, может быть, надо было пройти через сталинские лагеря, в которые попал за знакомство с дочерью Сталина Светланой, через предательство друзей чтобы научиться так иронично относиться к самому себе. А может быть, для этого надо быть просто интеллигентом, понимающим, что почем в этом мире. А нам, простым обывателям, все важней любви, на все времени хватает, кроме вот таких мелких, но по-настоящему великих знаков внимания. Когда Друнина уезжала, он посылал телеграммы в поезд, на борт самолета, а уж в гостиницу — обязательно.
Понятно, что А.Я. — это Алексей Яковлевич Каплер. Она и «там» не захотела быть без него.
В посёлке Старый Крым на кладбище есть две парные могилы. В одной из них похоронен писатель Александр Грин и его жена, в другой – Алексей Каплер и Юлия Друнина. Здесь и в Коктебеле они бывали и вместе и отдельно.
В 1979 году, когда А. Каплер умер, он был похоронен, согласно его воле, на кладбище Старого Крыма.
В одном ее старом стихотворении есть строчка: «Теперь не умирают от любви». От любви не умирают.
Имя на поэтической поверке. Юлия Друнина
Юлия Друнина, после школы, добровольцем, будучи 1924 года рождения, пришла в боевую пехоту, нашла себе силу духа, чтобы делать тяжелую работу батальонного санинструктора. О тех незабываемых военных днях Юлия Друнина писала в своём стихотворении:
***
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Предельно образно, женская жалостью и состраданием к раненым бойцам советской армии, показала Юлия Друнина, ратный, смертельно опасный труд санинструктора, в стихотворении.
Из фронтового дневника:
Имея свидетельство об окончании курсов медсестёр, Юлия Владимировна, получила направление в санитарное управление 2-го Белорусского фронта. По прибытию на фронт получила назначение в 667-й стрелковый полк, 218-й стрелковой дивизии, В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Юлия Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений:
Зинка.
Памяти однополчанки – Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой.
1
Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть,
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, сырой земле.
— Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живёт.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждёт.
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счёт…
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг нежданный приказ: «Вперёд!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.
2
С каждым днём становилось горше,
Шли без митингов и знамён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрёпанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Его тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
3
Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живёт.
У меня есть друзья, любимый,
У неё ты была одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала…
За время службы санинструктором в Действующей армии, Юлия Друнина была дважды ранена, награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Обе награды за 1944 год.
Ещё две награды за ратный труд получила в мирное время:
Орден Отечественной войны 1-й степени (1985)
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг,»
В 1943 году Юлия Друнина была тяжело ранена – осколок снаряда вошёл в шею и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать – спасать других. Очнулась уже в госпитале и там узнала что была на волосок от смерти. Там же, в госпитале, в 1943 году, написала своё первое стихотворение о войне, «Я только раз видала рукопашный…», которое вошло во все антологии военной поэзии.
После излечения несла военную службу, в 1038-ом самоходном артиллерийском полку 3-го Прибалтийского фронта. Воевала Юлия Друнина в Псковской области, затем в Прибалтике. В одном из боёв была сильно контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы.
Закончила войну в звании старшины медицинской службы.
Надо сказать, Юлия Владимировна, с 11-ти лет стала писать стихи. В конце 30-х годов участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение, В результате, её стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…» было напечатано в «Учительской газете» и передано по радио.
Демобилизовалась по контузии в конце сорок четвёртого года. С декабря 1944 года стала посещать Литературный институт. В институте познакомилась со своим однокурсником, фронтовиком, комиссованным по ранению, и начинающим поэтом Николаем Старшиновым. В 1945 году поженились. В 1946 году у них родилась дочь Елена. Из – за замужества и рождении дочери Юлия Владимировна пропустила несколько лет обучения в институте и закончила его только в1952 году.
Молодая семья ютилась в маленькой комнатке, в общей квартире, жили сверхбедно, впроголодь. В 1960 году семья распалась, Николай Старшинов был человек общительный, часто выпивал с друзьями, вынужден был лечиться от алкаголизма.
Смерть А. Я.Каплера в 1979 году так и осталась для Юлии Владимировны невосполнимой утратой. Юлия Владимировна посвятила мужу, своей любви к нему, огромное количество стихов – хотя и меньше, чем о войне, но больше, чем о чём бы то ни было другом.
В последствии Николай Константинович Старшинов (06. 12.1924Г. – 05 02.1998 г.)посвятил много стихов о своей бывшей и любимой навсегда жене. Вот одно из них:
Только вспомню тебя – затоскую.
Только вспомню тебя – затоскую,
Одолеет меня не покой…
Где найти мне другую такую?
Да нигде не найти мне такой!
Нету глаз твоих светлых бездонней,
В них лучится сиреневый свет.
И прохладных, и добрых ладоней,
Как твои, не бывало и нет.
Облечу океаны и сушу,
Побываю в раю и в аду,
Но такую высокую душу
Никогда и нигде не найду!
1972 год.
За книгу стихов «Не бывает любви несчастливой…» в 1975 году, Юлия Друнина была удостоена Государственной премии РСФСР имени М. Горького.
В книге стихи о любви чувстве, заставляющему жить интенсивнее, напряжённое интереснее, чувстве, делающем человека богаче и щедрее.
У Юлия Друниной была огромная аудитория читателей разных поколений, это потому, что Юлия Друнина писала о непреходящих человеческих ценностях –товариществе, мужестве, доброте. Через её творчество, красной нитью, проходит тема любви к однополчанам, к другу, к Родине.
Юлия Владимировна пользовалась заслуженным авторитетом у своих товарищей «по поэтическому цеху»- за талант, щедрость души, верность раз и навсегда взятой военной теме, непримиримостью к мещанству и пошлости.
Известный поэт–пародист Александр Иванов, с нескрываемой теплотой и любовью написал на Юлию Друнину пародию:
Я не кутаю шею в шарфик,
По команде «Подъем» встаю,
Я сажусь, как свою траншею,
Ванну кафельную свою.
Я скучаю без артналёта,
Незвоню, а иду на связь.
Слышуочередь пулемёта,
Просто в очередь, становясь.
Мне хрипит: «Помоги, сестренка!»
Некто, чей багровеет нос…
Вот проносится электричка,
Жаль,нельзя её под откос…
Двое суток бомбёжка длится,
Впрочем, кажется, это град…
Бедныймуж по утрам косится,
Слыша ночью: «Держись комбат!»
Вновь с утра я шинель надела,
Люди в гости, а я в наряд.
–Знаешь, Юлька, ты обалдела–
Мне знакомые говорят.
…Как сказать им, что вновь противник
На рассвете атаковал…
Я не знаю, кому пойти мне,
Чтобы демобилизовал!
С наступление времен перестройки, народный депутат Верховного Совета, с 1990 года, Юлия Друнина, остро переживала за дальнейшую судьбу народа и страны. Разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, вышла в 1991 году, из депутатского корпуса.
В августе 1991 года, во время путча ГКЧП, три дня, безотрывно провела у Белого дома. В беседе с одним из депутатов, объяснила свой приход, желанием защитить Бориса Ельцина.
О том, такие сильные гражданские чувства тревоги, мучили Юлию Друнину за Россию, Отечество, видно за строками её последнего стихотворения написанного незадолго до преждевременной смерти в ноябре 1991 года. Юлия Друнина назвала его:
Читая выстраданные строки стихотворения «Судный день» видишь в нём наглядную боль за Родину, за которую Юлия Друнина, воевала, после школьной скамьи, с семнадцати лет, с грозного 1941 года. В одном из писем, написанных перед уходом из жизни, Юлия Владимировна так описывала свои переживания:
«…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями, мире, такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл…»
21 ноября 1991 года Юлия Друнина, внутренне не смогла смириться с происшедшей в стране перестройкой, завела свой старенький «Москвич», закрыла гаражные ворота, выпила снотворное и оставаясь в гараже, задохнулась от выхлопных газов двигателя.
Нашли предсмертную записку, где она просила похоронить её возле мужа, известного драматурга Алексея Каплера. В своё время Юлия Друнина и Алексей Каплер отдыхали в Коктебеле и ходили по 25 километров в г.Старый Крым.
Юлия Друнина похоронила его на Старокрымском кладбище, по прижизненной просьбе Алексея Каплера, уроженца г.Киева.
На выходной двери дачи, где в гараже Юлия Друнина отравилась выхлопными газами автомобиля, она оставила записку, обращенную к зятю: «Андрюша, не пугайся, вызови милицию и вскройте гараж».
Основной причиной самоубийства, судя по всему, послужила крушение общественных идеалов и развал страны.
Замечательная советская поэтесса Юлия Владимировна Друнина, всей своей жизнью и творчеством, показала пример выполнения своего гражданского и военного долга, для нашего послевоенного поколения.
Из поэтического наследия Юлии Друниной
***
Не бывает любви несчастливой.
Не бывает. Не бойтесь попасть
В эпицентр сверхмощного взрыва,
Что зовут «безнадежная страсть».
Если в душу врывается пламя,
Очищаются души в огне.
И за это сухими губами
«Благодарствуй!» шепните Весне.
***
Не бывает любви несчастной.
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной.
Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает.
Тот, кто этого не усвоит,
Тот счастливой любви не стоит.
***
Да, сердце часто ошибалось,
Но все ж не поселилась в нем
Та осторожность,
Та усталость,
Что равнодушьем мы зовем.
Все хочет знать,
Все хочет видеть,
Все остается молодым.
И я на сердце не в обиде,
Хоть нету мне покоя с ним.
Как придёт похоронная на мужика
Из окопных земель, из военного штаба,
Став белей своего головного платка,
На порожек опустится баба.
А на зорьке впряжётся, не мешкая, в плуг
И потянет по-прежнему лямки.
Что поделаешь? Десять соломинок-рук
Каждый день просят хлеба у мамки.
Искры солнца и снега,
Спуск извилист и крут.
Темп, что надо, с разбега
Наши лыжи берут.
***
Теперь не умирают от любви
Теперь не умирают от любви –
насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
лишь без причины человеку плохо.
Теперь не умирают от любви –
лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но «неотложку», мама, не зови,
врачи пожмут беспомощно плечами:
«Теперь не умирают от любви. «
Без ошибок не прожить на свете,
Коль весь век не прозябать в тиши.
Только б, дочка, шли ошибки эти
Не от бедности – от щедрости души.
Не беда, что тянешься ко многому:
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.
Но когда пробьешься – не сворачивай –
И на помощь маму не зови…
Я хочу, чтоб чистой и удачливой
Ты была в работе и в любви.
Если горько вдруг обманет кто-то,
Будет трудно, но переживешь.
Хуже, коль полюбишь по расчету
И на сердце приголубишь ложь.
Ты не будь жестокой с виноватыми,
А сама виновна – повинись.
Все же люди, а не автоматы мы,
Все же непростая штука – жизнь…
1956
***
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
– Я ещё, ребята, не жила…
И бойцы вокруг неё толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать – это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…
Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.
Вздрогнет он и отойдёт к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко –
В сорок первом он сейчас году.
Там, где возле чёрного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
– Я ещё, ребята, не жила…
1974
***
Закрутила меня, завертела Москва,
Отступила лесов и озёр синева,
И опять, и опять я живу на бегу,
И с друзьями опять посидеть не могу.
И опять это страшное слово «потом»…
Я и вправду до слёз сожалею о том,
Что сама обрываю за ниткою нить,
То теряю, чего невозможно купить…
Я пальто из шинели давно износила,
Подарила я дочке с пилотки звезду.
Но коль сердце моё тебе нужно, Россия,
Ты возьми его, как в сорок первом году!
1955
Бывает в людях качество одно.
Оно дано нам или не дано.
Когда строчит в горячке пулемёт,
Один лежит, другой бежит вперёд.
И так во всём, и всюду, и всегда,
Когда на плечи свалится беда,
Когда за горло жизнь тебя возьмёт,
Один лежит, другой бежит вперёд.
Ну, что поделать, видно так заведено…
Давайте в рюмки разольём вино.
Мой первый тост и мой последний тост
За тех, кто подымался в полный рост!