ювелирная эпоксидная смола какая лучше
Лучшая эпоксидная смола для украшений. Мои тесты за три года
Как некоторые знают, я уже три с лишним года работаю с эпоксидкой. Делаю кулоны с опалами из эпоксидной смолы, стекла и лавы. За это время было сделано 48 моделей и отправлено 306 заказов. В общем, рукодельник со стажем.
Смолы, с которыми я активно работал:
Скажу сразу, что на холоде сжимаются все смолы. И все немного усаживаются при затвердевании. Поэтому, сейчас я бы не стал применять смолу со стеклом вместе. Даже как клей. У них совершенно разное температурное расширение.
ПЭО-510КЭ-20/0
+ Не пожелтела за 4 года.
+ Даже через три часа еще жидкая. Удобно работать.
+ Можно разогревать на водяной бане.
+ Не закипает при нагреве и в достаточно большом слое.
+ Пузырьки успевают выходить, так как долго схватывается.
+ Сертификат для применения в бижутерии.
+ Нашел пропорции и по объему. Пишут, что это 9,9 к 3.
— Долго схватывается. Чтобы блестки не оседали, нужно ждать 3 часа перед работой.
— Деградирует при контакте с потом и кожей (фото ниже). Размягчение поверхности занимало от месяца до года. Даже в изделиях, где контакт минимален. Но вот изделия, которые никто не трогает, остались в идеальном состоянии. Я проверял это десяток раз и могу сказать с уверенностью, что у меня поверхность становится значительно мягче. Еще и в каких-то кратерах.
Деградация поверхности ПЭО-510.
Арт-Эко
+ Быстро схватывается. При должной сноровке можно очень быстро работать.
+ Пузырьки успевают выходить.
+ Довольно прочная смола. Ничего не сделалось при носке кулона для теста (примерно месяц).
+ Отлично села себя со стеклом. И в холоде и при нагреве.
+ Сертификат для полов, мебели и предметов домашнего обихода, контактирующих с едой и водой.
— Быстро желтеет (фото ниже)! Буквально за пару месяцев в довольно темном помещении и даже под стеклом.
— Нельзя нагревать. Может сразу закипеть.
Банка, в которой год мешал смолу. Видно пожелтение смолы от Арт-Эко.
Artline Honey
+ Быстро схватывается. Хватает буквально 10 минут на замешивание и 10 на выход пузырьков. И можно заливать. В этом похожа на прошлую смолу.
+ Можно нагревать. Ускоряет полимеризацию.
+ ОЧЕНЬ твердая, если сравнивать с другими смолами.
+ Ни одна заливка не пожелтела. Но тут тест проводился не больше месяца. Я исправлю этот пункт, если что-то будет не так.
+ Не царапается и не деградирует при носке. Тесты были от 2 недель до месяца.
+ Неплохо соединяется со стеклом.
+ Изначально густая смола. легкие хлопья блесток и красители вообще не тонут.
+ Сертификат для контакта с холодной едой.
— Пузыри хоть и собираются на поверхности, но не всегда выходят. Иногда остаются в центре или липнут к краю. Но легко убираются обычной горелкой.
— Может не затвердеть, если замешивать меньше 10 кубиков! Даже при нагревании. Останется просто как желе.
— Нет пропорций по объему. Только по весу. Но лично у меня вышло где-то 8 к 4,4 кубика.
Вот такая вот история. Провел гору экспериментов, извел центнер смолы. И охватил только трех производителей. К сожалению, я не могу заниматься только тестами. Это получается дорого и занимает больше месяца времени. А мне еще нужно работать, если что. Но для себя я какие-то выводы сделал.
Сравнение ювелирных эпоксидных смол от Анны Тульской
В отличие от других публикаций я не буду распыляться на освещение всех возможных применений прозрачных эпоксидных смол. Очевидно, к смолам для заливки «линз» с высоким куполом и составам для объемных «рек» в столешницах, имитации воды должны предъявляться различные требования. Я рассмотрю применение ювелирной смолы только в одной области, самой популярной в среде хэндмэйд. Это получение качественных объемных покрытий на плоских поверхностях и небольших отливок (до 3 см толщиной). Недавно появилась публикация @ ordinary _ miracle 1 на эту же тему в отношении трех марок из исследованных мною смол и мне приятно, что наши данные практически совпадают.
Под разбор попали 6 марок ювелирных смол, большинство из которых появились на рынке относительно недавно:
ПЭО-510КЭ-20/0 от СПбГТИ(ТУ), Санкт-Петербург
Magic Crystal 3D от украинской фирмы Эластоформ, Киев
Epoxy Crystal PLUS от ООО «ЭПОКСИМАКС», Санкт-Петербург
Poly Glass от PolyMax (ИП Гончаров М.А.), Санкт-Петербург
D-line Crystal Epoxy от ООО «Д-Лайн», Иваново
Artline Crystal Epoxy от Artline Creativity (ИП Алексеев А.В.), Владимир
Сравнивать будем по следующим критериям:
— удобство смешивания и попадание пузырьков,
— реакцию на водяную баню, удобство дегазации,
— степень густоты, время первичного загустения, время полного отверждения,
— оптическую прозрачность в шарах и текучесть на плоских отливках, удобство шлифовки и полировки.
1. Удобство и пропорции смешивания
ПЭО-510КЭ-20/0
Одна из первых отечественных ювелирных смол, предложенная СПб технологическим институтом на замену импортной Crystal resin. Производитель выпускает 7 марок прозрачных ювелирных эпоксидных смол для заливки, но я чаще использую ПЭО-510КЭ-20/0 как наиболее подходящую для моего творчества. Смола поставляется в двух бутылках, на каждой написано, что внутри. Эпоксидная основа густая, отвердитель жидкий, как вода, оба компонента кристально прозрачные. Размешивается в пропорции 4:1 по весу. Достаточно удобно, легко запомнить, при сложении двух компонентов всегда выходит число, кратное пяти. Из-за вязкости смолы размешивание компонентов надо начинать аккуратно, иначе жидкий отвердитель может выплеснуться из низкого стакана. Перемешивать нужно тщательно, проходиться по дну и использовать технику второго стакана. При аккуратном размешивании пузыри не набиваются. В итоге смола получается жидкой и удобной для работы.
Magic Crystal 3D
Я долго пользовалась этой смолой из-за ее невысокой стоимости. Поставляется она в двух бутылках. Мешается в пропорции 2:1, очень удобно. Практически невозможно перепутать. Смола и отвердитель густые. Промешивать надо тщательно, обязательна техника «второго стакана». Из-за густоты пузыри легко набиваются даже при аккуратном перемешивании. Неудобно заливать шары с мелким наполнением. К работе с этой маркой надо приноравливаться.
Epoxy Crystal PLUS
Относительно новая смола на рынке, быстро набравшая популярность за счет соотношения «цена-качество». Поставляется в двух бутылках в картонной коробке, с перчатками и инструкцией. Мешается в пропорции 10:3,5 по весу. Лично мне очень неудобно. Долго привыкала, и считаю до сих пор. Густая смола и жидкий отвердитель. Если мешать малый объем или интенсивно, то набиваются пузыри. Обязательно второй раз смешивать в новом стакане, потому что есть вероятность не промешать до конца у дна.
Po l y Glass
Смола с практически такими же характеристиками, как у Epoxy Crystal PLUS. Только еще гуще. В моем случае это минус. Двойное смешивание и множество пузырей.
D-line Crystal Epoxy
Очень интересная смола, новинка на рынке. Приезжает в двух бутылках. Так как брала пробник, приехало просто перемотанное стрейчем. Очень жидкие смола и отвердитель. При перемешивании становятся еще жиже, фактически как вода. Из-за такой консистенции практически не набиваются пузыри даже при интенсивном размешивании. Промешивается отлично в одном стакане, но я по привычке все равно смешиваю во втором.
Artline Crystal Epoxy
Смола идентичная D-line Crystal Epoxy. Возможно, что производитель один и тот же. Мешается 2:1, очень жидкая, хорошо промешивается, пузыри не набиваются.
2. Реакция на водяную баню, удобство дегазации
После размешивания я обязательно ставлю стакан на водяную баню, это облегчает выход пузырьков.
ПЭО-510КЭ-20/0
Хорошо реагирует на водяную баню. Если нет дегазатора, то подержав на водяной бане подольше, можно добиться хорошего результата по выходу пузырьков. При дегазации в вакуумной камере вскипает умеренно, дегазируется быстро и легко.
Magic Crystal 3D
Самая густая из всех образцов. Перестала пользоваться этой смолой после того, как несколько последних партий приехали мутными. При прогреве на батарее мутность пропадала, но видимо была нарушена какая-то технология производства, потому что смола не дегазировалась в вакуумной камере даже при предварительном прогреве на водяной бане. Покрывалась кучей мелких пузырей, пеной, но результата не было.
Epoxy Crystal PLUS
Смола средней густоты, у меня вечно выходит набить в нее пузырей. Но после прогревания на водяной бане в вакуумной камере все выходит почти идеально. Вскипает сильно, поэтому объем стакана должен быть значительно больше объема смолы.
Po ly Glass
Смола гуще Epoxy Crystal PLUS, но жиже Magic Crystal 3D. Дегазируется средне, после водяной бани пузырей много. После вакуумной камеры тоже остаются пузыри.
D-line Crystal Epoxy
С этой смолой был интересный опыт. Так как она очень жидкая, я один раз ее просто прогрела на бане, и она стала идеально дегазированная. Вторую партию я поставила в дегазатор. Дегазировалась она за 10 секунд идеально. А третий раз я сначала прогрела, потом поставила в камеру. И тут был сюрприз. Смола очень разогрелась, почти закипела, в толще жидкости возникла куча мельчайших пузырьков и она сразу начала застывать. Через час была уже полностью отвердевшая. Никогда с таким не сталкивалась. Отливку я выкидывать не стала, в итоге застывший образец был опалесцирующий, с молочной белизной. Ни о какой прозрачности речи не шло. Отправила результат производителю. Они сказали, что возможно я применила двойное воздействие на образец. Больше я не рисковала и эту смолу не брала. Мне не нужны сюрпризы.
Artline Crystal Epoxy
Несмотря на то, что по моим подозрениям эта смола-близнец D-line Crystal Epoxy, она выдержала двойное воздействие «баня+дегазатор» и дала отличные результаты за счет своей изначальной жидкости.
3. Степень густоты, время первичного загустения, время полного отверждения
ПЭО-510КЭ-20/0
Magic Crystal 3D
Epoxy Crystal PLUS
Среднегустая, отлично переносит водяную баню + вакуумную камеру. Дегазируется достаточно легко, если теплая. Если не прогревать, остается пена на поверхности. Немного, но остается. Вскипает достаточно сильно. Время первичного гелеобразования примерно час-полтора. Потом начинает постепенно густеть, и еще примерно пару часов можно работать. Застывает за 24-36 часов в зависимости от температуры окружающей среды.
Po l y Glass
Из-за густоты плохо отреагировала на водяную баню, и так же плохо дегазировалась в камере. Пришлось долго прогревать, после чего дегазировалась до нормального состояния. Пользовалась только 1 раз, не помню точно, как застывала. Кажется по схеме смолы Epoxy Crystal PLUS.
D-line Crystal Epoxy
Если не брать в расчет тот случай, когда вышла накладка, то поведение смолы очень интересное. Она очень жидкая вначале, как вода. Но густеет за примерно 40 минут, иногда даже быстрее. Работать надо быстро, иначе все превратится в желе еще в процессе заливки)) Производитель указывает время полного отверждения 18 часов, но у меня ни разу так не получалось. По моим данным выходило 20-24 часов на полное отверждение.
Artline Crystal Epoxy
Эта смола действует по схеме смолы D-line Crystal Epoxy. Очень жидкая, набирает густоту за 30-40 минут, застывает за 24 часа полностью.
4. Оптическая прозрачность, плоская заливка, механическая обработка и безопасность
ПЭО-510КЭ-20/0
Отличные характеристики прозрачности после застывания. Смола не желтеет! У меня есть отливки трехгодичной давности, они не желтые. Я считаю, это прекрасные показатели. Я приноровилась заливать плоские элементы, не дожидаясь загустения. В плоских заливках не растекается, держит форму, застывает без ряби. Стачивается крупными хлопьями, не пылит, почти не пахнет. Шлифуется хорошо, в меру твердая, полируется до зеркально блеска и эффекта стекла. Безопасность подтверждена проведенной независимой токсикологической экспертизой: в отвержденном состоянии смола безвредна для здоровья.
Magic Crystal 3D
С двумя последними партиями была накладка. До смешивания она была прозрачная, после смешивания набирала пузыри, не дегазировалась даже после водяной бани. После застывания была молочно белая, опалесцирующая. При этом экзотермической реакции не было, она не грелась. Я отсылала эти партии обратно на производство, после экспертизы мне было сказано, что «если смолу прогреть до 80 ° С, то она не будет опалесцировать». Странный ответ. Мне казалось, что смолу надо купить, смешать и заливать, а не танцевать вокруг нее с бубнами и банями. В итоге мне вернули деньги за одну партию. Смола пожелтела через полгода. Очень неприятный сюрприз, так как мне начали писать покупатели по этому поводу. В плоских заливках ведет себя хорошо, но в итоге тоже желтеет. Стачивается мелкой пылью с сильным запахом. Пылью покрыто все вокруг. И снова минус. Без респиратора работать невозможно.
Epoxy Crystal PLUS
Poly Glass
После застывания оптически прозрачна, без проблем. Моих личных данных о пожелтении нет. Достаточно густая для заливки плоских образцов, но у меня застыла с рябью и ячейками, просматриваемыми под определенным углом. Об этом я сообщила производителю, но ответа не получила. Заливала один раз, шлифовать-полировать не приходилось.
D-line Crystal Epoxy
Оптически полностью прозрачная. В плоской отливке ведет себя хорошо, за счет быстрого набора вязкости не убегает. Стачивается мелкой пылью с сильным запахом, работать рекомендую только в респираторе.
Artline Crystal Epoxy
Резюме
Я попыталась оценить каждый из рассматриваемых технологических параметров смол в диапазоне от 1 (плохо) до 5 (отлично). Скажу сразу, дело это оказалось непростым, сильно зависящим от предпочтений мастера. Одному хочется, чтобы время первичного загустения было как можно больше (оценка 5), но тогда сильно увеличится время полного отверждения (оценка 1), для другого наоборот в приоритете быстрое отверждение (5) и малое время жизни (1). Со степенью густоты и удобством дегазации такая же ситуация: если одно «тянет» на 5, то второе на 1. Мое компромиссное решение было таким:
Примечание к таблице. Знак = отражает неопределенность по параметру стойкости смол к пожелтению.
Второе место разделили между собой «близнецы» D-line Crystal Epoxy и Artline Crystal Epoxy. Если бы не непредсказуемое поведение и странности с дегазацией, могли бы быть идеальными.
На третьем месте Magic Crystal 3D и Poly Glass. Первая – из-за непонятного поведения последних партий и желтизны, вторая – из-за густоты и разводов в плоских отливках.
Какую эпоксидную смолу лучше использовать для изготовления бижутерии
Первые эпоксидные смолы, появившиеся лет 60 назад, имели сугубо производственно-прикладное использование, ими заливали полы, создавали стеклоткань и первые композитные материалы в судостроении. Но уже тогда ювелиры, у которых очень ценился янтарь с попавшими в него миллионы лет назад насекомыми, задумали использовать эпоксидки для создания подобных поделок, только с уже заранее заданными свойствами. Далее появилось естественное желание «остановить мгновение» не только для забавных насекомых, но и для ракушек, цветов, срезов шишек, всевозможных хрупких поделок.
Но появилось естественное препятствие в виде несовершенства технологий: отливки из смолы мутнели, желтели вплоть до появления со временем желто-коричневого оттенка, поверхность стиралась и делалась матовой.
Ювелирный вариант
Химики пошли навстречу пожеланиям потребителей, хотя специально, конечно, никто именно для ювелирки эпоксидных составов не разрабатывал. Просто получилось так, что новые составы были:
Благодаря всем этим качествам выпуск бижутерии нового поколения значительно расширился в ассортименте, потребитель получил возможность заказывать украшения с заранее заданными свойствами, а мастера – эти заказы выполнять.
Более того, человек с фантазией, даже не будучи профессиональным ювелиром, мог, приложив некоторые усилия и потратив некоторое количество времени и некоторое количество денежных средств, изготовить такие поделки сам.
Импортное или отечественное
Строго говоря, такое деление не имеет смысла, потому что с импортозамещением в этой области в России дела обстоят не лучшим образом. На 90% производство эпоксидных ювелирных компаундов у нас базируется на импортных составляющих, то есть в страну завозится сырье, из которого на отечественных заводах выпускают ювелирную смолу, по качеству ничем не отличающуюся от ее аналогов производства Тайваня, Чехии, Австрии, Италии, Германии и других стран.
Поэтому, увидев надпись «Сделано в России», внимательно вчитайтесь в текст и обнаружите, что это или совместное производство, или изготовлено из импортных составляющих. Что не является чем-то ужасным, как об этом могут подумать некоторые граждане, глобализация экономики диктует свои правила. Ведь никого не шокируют многие детали «Лады», сделанные по лицензиям фирм «Рено» или «Пежо». Также как весь мир не испытывает комплекса неполноценности оттого, что чисто российское изобретение – терминалы по оплате мобильных телефонов, появились впервые в России еще 20 лет назад, а потом с триумфом распространились по всей планете.
Что на 100% делается в России и из российских компонентов, так это отвердители. Их ассортимент очень широк, и можно подобрать отверждающий состав под любую модель застывания, варьируя скорость полимеризации, совместимость смолы и отвердителя и возможность введения в составы всевозможных добавок в виде пластификаторов и пигментов.
Информация о совместимости того или иного компаунда с конкретным видом отвердителя или наоборот, всегда размещается в аннотации к товару или в инструкции по пользованию.
Критерии выбора
Наряду с такими качествами, как скорость застывания и экологичность, многие мастера на первое место помещают оптические свойства смол, применяемых для отливок. Что при этом имеется в виду? Ведь «прозрачность» материала не является аналогом термина «бесцветность». Например, чайная заварка прозрачна, но не бесцветна. Молоко бесцветно, если считать белый цвет бесцветным, но не прозрачно.
Поэтому если свет свободно проходит сквозь состав, но при этом меняет свой спектральный состав, то говорить о бесцветности нельзя.
Данным свойством «грешат» старые, еще советские разработки, ведь в экономике того времени при планировании не рассчитывали выпускать эпоксидные смолы с таким характеристиками, как бесцветность, сочетаемую с прозрачностью. Это не говорит о том, что химической промышленности советского периода таких смол разработать не могла, школа советской химии была на уровне лучших мировых стандартов. Дело было просто в некоторой неразворотливости плановой экономики, как таковой.
Выбор сделан, смола приобретена, но что можно наблюдать в реальности? Смотря для какой цели она куплена, какой тип изделий будет из нее изготавливаться. Если толщина покрытия или отливки не будет превышать 4-5 мм, то допускается легкий лимонно- желтый или охристо-желтый оттенок ее в массе, то есть при отливке таким слоем застывшая смола при чисто визуальной оценке будет восприниматься как совершенно прозрачная или бесцветная.
Заметить желтоватый оттенок в ней можно будет, если только превысит толщину в 10 мм и более. Но такие смолы обладают еще одним неприемлемым качеством: если слой заливки превысит некую, часто небольшую, величину, произойдет ее сильный саморазогрев. В аннотациях в таких случаях всегда есть предупреждение о цветности прозрачного слоя, и о предельной толщине его заливки, выше которой возможны термические явления.
Для заливок толщиной до 50 мм применяются смолы или абсолютно прозрачные, или, что чаще всего, с некоторой голубизной или фиолетовостью, которая заметна тем сильнее, чем толще слой заливки. Это связано с особенностями психологического восприятия цветов человеческим глазом, когда понятие «кристально-чистый» ассоциируется с легкой голубизной или сиренево-голубым оттенком. Для объемных изделий с толщиной свыше 500 мм характерно еще и применение смолы или специальных отвердителей, которые не подвержены сильному саморазогреву состава, который вызывает закипание смеси компаунда и отвердителя, или, как минимум, образования в ней пузырьков, которые тем больше по размеру, чем сильнее разогрев смеси.
Прием с голубизной, легкой лиловостью или синевой часто используют такие производители за рубежом, как Crystal resin и ICE resin. Компаунды с такими холодными оттенками называются отбеленными. В российских разработках эпоксидные смолы с таким свойствами выпускаются под индексом ПЭО-510КЭФ-20/0, а чисто прозрачный, без каких бы то ни было оттенков, маркируется как ПЭО-510КЭ-20/0. Хотя с последним можно поэкспериментировать, окрасив его в легкий заданный оттенок, оставив при этом прозрачным, добавляя в компаунд вещество Эпоксион 400 (110А).
Приемы смешивания и разведения с добавками могут зависеть, как от объемов компонентов готовых смесей, так от их веса. Дело в том, что при составлении ювелирных композиций чаще всего количество компонентов А и Б берут не в объемах, как то принято у эпоксидных смол производственного назначения, а по весу, в граммах или даже в миллиграммах.
Погрешность при этом должна быть не более чем в 5%, а чтобы не выйти за ее пределы, лучше начать взвешивание с компонента Б, то есть отвердителя. Посмотрим, что получится, на примере с частями А и Б эпоксидной смолы для ювелирный работ ПЭО.
Для этих компонентов должно быть соотношение А к Б как 100:25, или 4 к 1 по массе, и 100 к 30, или 3,3 к 1 по объему. При «промахе» взвешивания или отмеривания с отвердителем, если вместо единицы отмерили 1,1, то и компонента А, соответственно, должно тогда быть порядка 1,1г*4 =4,4г или 1,1мл*3,3 = 3,63мл.
Проще всего для таких смешиваний пользоваться следующей таблицей:
Как называется смола | ПЭО 10К 20/0 | ПЭО610КЭ20/0 | ПЭО510КЭ20/0 | ПЭО10КЭ20/0 | ПЭО201КЭ20/0 | Crystal resin | EpoxAcast 690 | KER 828/921 ОП | |||
Страна или фирма-изготовитель | Санкт-Петербург ГТИ (ТУ) Россия | PEBEO S/A, Франция | Smoos, on Ink, США | СП Юж. Корея — Россия | |||||||
Тара | 150, 30, 600, 1200 мл, а также любая в пределах от 10 до 200 кг (канистра – бочка) | 150, 300, 650 мл | 1,18, 4,72 кг | ——- | |||||||
Пропорции компонентов А и Б 100 : 30 | 100 : 50 | 100 : 30 | 100 : 50 100 : 50 | ||||||||
Вязкость мПа/с при t 25°C | 900 | 780 | 640 | 480 | 240 | 430 | 200 | 1470 | |||
Время до желатинизации в час при 25°C | 2-3 | 3-4 | 5-6 | 8-10 | 12-15 | 2 | 5 | ||||
Время отверждения при 25°C | 42-54 | 54-66 | 66-84 | 24 | 24-48 | 6(20-25) | |||||
Срок хранения мес. При t °C | 6(20-25) или 12 (3-8) | 6(12-25) беречь от холода | Срок ограничен 23* | 6(20-25) | |||||||
После полной полимеризации | |||||||||||
Как выглядит | Бесцветный, с небольшим отбеливающим эффектом или совсем без него | Бесцветный с отбеливающим эффектом | Бесцвет-ный | ||||||||
Стойкость к свету и УФ по 5-бальной шкале | 4 | 3 | 4 | 2 | |||||||
t °C max при эксплуатации | 80 | 75 | 70 | 50 | 46 | 60 | |||||
Твердость по Шору | 80 | 75-78 | 65-70 | 50-60 | 80 | 80 | 80 |
Разница в отмеривании по объему и по весу вызвана тем, что плотности эпоксидного компаунда и отвердителя сильно отличаются. Поэтому попытка как-то «усреднить» пропорции может привести к плохому результату.
Для образования однородной полимерной сетки в застывшей смоле нужно, чтобы при составлении смесей А и Б сохранялось так называемое стехиометрическое соотношение этих частей, когда вся протополимерная цепочка части А прореагирует с отвердителем. В случае с «ювелирными» смолами не сработает прием, часто применяемый в дешевых образцах этой продукции, используемой для обширных заливок полов, столешниц, когда небольшой избыток отвердителя только ускорит время реакции полимеризации.
Здесь же, в случае с ювелиркой, лишние молекулы отвердителя просто не встроятся в полимерную сетку, что снизит не только физико-механические характеристик полученных отливок, но и не даст их в дальнейшем отполировать. Ведь отвердитель будет иметь липкую консистенцию, и будет раз за разом будет выступать из мельчайших пор нарушенной полимерной сетки.
Если вы хотите иметь монолитную структуру ювелирного изделия, отлитого из эпоксидных смол, лучше обеспечьте к гарантированному сроку отверждения дополнительное время еще в трое-четверо суток, тогда на изделиях не будет оставляться отпечатков пальцев, как это часто бывает при нагреве украшений от тепла тела.
Работа с пористым поверхностями
При работе ювелирным смолами, если поверхности, которые будут заливаться, пористые, нужно или:
Хорошо, когда в работе со смолой есть опыт. В противном случае старайтесь ориентироваться на мнения:
Настоящие профи не замыкаются в себе, трясясь над секретам мастерства. Они щедро делятся ими показывая свой уровень экспертности, и в надежде, что вы когда-нибудь поступите так же.