что хорошего сделал сердюков
8 итогов военных преобразований министра Сердюкова
Четыре года назад министром обороны России стал Анатолий Сердюков, который затеял новую военную реформу. Эксперты рассказали «Труду» о первых итогах его преобразований.
Когда военное ведомство возглавил Сердюков — сугубо гражданское лицо, — для многих генералов это стало шоком.
«Сегодня очевидно, что на этот пост Сердюков был выдвинут именно как человек, не связанный с традиционным военным истеблишментом, а вследствие этого имевший незашоренный взгляд на то, как модернизировать армию», — сказал «Труду» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
По его мнению, четырехлетнее правление Сердюкова и его реформа изменили армию, и уже можно говорить о ее первых итогах.
Армия стала мобильнее
«До 2008 года армия у нас напоминала осколок старой, советской, перенасыщенной тяжелыми вооружениями, ориентированной на ведение глобальной ядерной войны практически со всем миром», — рассказал «Труду» бывший начальник одного из управлений ГРУ Генштаба ВС РФ Виталий Шлыков.
По его мнению, даже в августовской войне 2008 года с Грузией наша армия была еще «советской» — медленной на подъем, с архаичной структурой управления. Теперь ситуация изменилась. В Сухопутных войсках место дивизий, способных выдвинуться по тревоге к месту боевых действий не ранее чем за сутки, созданы мобильные бригады с временем приведения в боевую готовность 1 час.
Армия избавляется от духа казармы
«При Сердюкове кардинально начал меняться солдатский быт», — говорит глава Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова.
До недавних пор для нарядов по кухне, уборке помещений и территорий военных городков отряжалось ежесуточно более трети личного состава. Теперь солдат постепенно освобождают от этих функций. Бытовым обслуживанием военных занимаются коммерческие фирмы.
В войска пошла новая техника
Наконец дан старт самому масштабному за всю постсоветскую историю России перевооружению армии.
Сейчас доля новых вооружений в войсках составляет 10%, к 2020 году она составит 90–100%. «Только ВМФ получит в ближайшее десятилетие 40 подлодок и 36 новейших кораблей, а ВВС — 1500 самолетов», — говорит Пухов.
У офицеров выросли оклады
С 2012 года премиальные выплаты будут включены в постоянные должностные оклады, а минимальной базовой ставкой будет 50 тысяч рублей. «По уровню денежного содержания офицеры нашей армии фактически сравняются с армиями развитых стран», — считает зам- главы Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Реформу не заболтали
К числу важнейших результатов военной реформы специалисты относят и тот факт, что проводится она энергичными темпами и не утонула в длительных согласованиях.
Например, в течение последнего полугодия было радикально изменено военно-административное деление: вместо шести военных округов стало четыре, в каждом из них создано Объединенное стратегическое командование. «Переезжать с места на место пришлось огромному количеству офицеров и генералов, в другое время это заняло бы годы, но Минобороны сделало это всего за 4–5 месяцев», — отмечает Пухов.
Перестали готовить офицеров
В прошлом году военные вузы прекратили набор новых курсантов до 2012 года из-за переизбытка офицеров. Это коснулось всех военных вузов. При этом почти все выпускники 2010 года пошли работать в гражданскую сферу или были назначены на сержантские должности.
Это привело к тому, что вузы стали покидать опытные преподаватели. Вместо них набрали молодых офицеров без необходимого опыта.
Сержантов почти не стало
Ранее набранные сержанты-контрактники, в 2009–2010 годах были распущены. В министерстве считают, что они были плохо подготовлены и ничем не отличались от обычных солдат. Теперь ставка полностью делается на призывников с еще более низким уровнем подготовки.
Нечем защититься от Китая
Однако некоторые итоги реформы настораживают. В процессе реформы были фактически ликвидированы танковые части, говорит директор Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. «Сейчас в армии осталось только 2000 танков, причем старых моделей», — говорит он. По его мнению, танки в современном бою — основное средство ведения сухопутного боя. Особенно они актуальны на границе с Китаем.
1 млн. человек — численность Российской армии (до реформы — 1,13 млн.)
150 тыс. офицеров служат сейчас в войсках (было 350 тысяч)
84 бригады постоянной готовности создано в Сухопутных войсках
20 трлн. рублей выделено Минобороны до 2020 года на перевооружение
Что и как сделал гениальный менеджер Сердюков для армии
Я писал о Шойгу. И, к счастью, люди начали понимать что к чему. Сейчас много говорят о том, что армия уже не та, что в 90-х, когда позорно проиграла первую чеченскую войну. Развал армии удалось остановить. Реформировать вооруженные силы. Сделать их снова сильными, модернизировать вооружение, заставить россиян гордиться армией.
С 2007 года по 2012 год он был Министром обороны Российской Федерации. Именно Сердюков запустил кардинальную реформу Вооружённых Сил Российской Федерации». Катализатором, ускорившим принятие решения о реформе, стал военный конфликт с Грузией в августе 2008 года. Опыт участия российских Вооружённых Сил в конфликте выявил массу проблем, связанных как с недостатками системы управления войсками, так и с устаревшим вооружением, снаряжением и средствами связи. Срочно надо было что-то делать. И сделали.
Официально о начале реформы Сердюковым было объявлено 14 октября 2008 года по завершении коллегии Министерства обороны РФ. Изменения коснулись всех основных элементов Вооружённых Сил России.
Основные направления реформы:
Военно-административная реформа: Вместо шести военных округов созданы четыре оперативно-стратегических командования: «Запад», «Восток», «Центр» и «Юг» (Западный военный округ, Южный военный округ, Центральный военный округ и Восточный военный округ), в подчинение которых передаются основные группировки всех видов Вооружённых сил и родов войск;
Реорганизация и сокращение органов центрального военного управления со значительным сокращением роли командований видами Вооружённых сил и родами войск. Существенное сокращение численности Вооружённых Сил Российской Федерации, в том числе сокращение численности офицерских должностей;
Реформа системы военного образования, предполагающая укрупнение и трансформацию 65 военных учебных заведений в десять системных военных вузов; создание военных учебно-научных центров, реализующих образовательные программы различных уровней, профилей и специальностей;
Реорганизация системы резерва и системы подготовки резервистов;
Перевод Сухопутных войск на бригадную основу с упразднением дивизионного и полкового звена. Ликвидация скадрованных соединений Сухопутных войск и превращение всех соединений в силы постоянной готовности;
Реорганизация Военно-воздушных сил и ПВО с упразднением армий, корпусов, дивизий и авиационных полков и переход на систему авиационных баз и бригад воздушно-космической обороны;
Перевод на аутсорсинг (обслуживание гражданскими организациями) системы обеспечения и обслуживания ВС России;
Гуманизация условий прохождения службы по призыву (легализация пользования мобильными телефонами, переход на 5-дневную рабочую неделю, расширение взаимодействия с гражданскими организациями);
Запуск программы перевооружения. Оснащение Вооружённых Сил России новейшими образцами вооружения и военной техники, в том числе зарубежного производства. На эти цели планируется потратить 19 трлн рублей ($613 млрд) в период 2011—2020 гг.
Когда кто-то говорит: «Вот Шойгу пришел и спас армию», ясно, что он не в курсе армейских реалий, и не представляет, что для вооруженных сил сделал критикуемый генералитетом «штатский» Сердюков. Еще бы, их ведь отогнали от кормушки. Деньги пошли на дело. Да, знаю, воровство в «Оборонсервисе» организовали подчиненные Сердюкова. Но их привлекли к суду и посадили. А то, что у нас сейчас сильная армия, целиком и полностью заслуга Анатолия Эдуардовича Сердюкова. Шойгу просто не успел бы ничего сделать за столь короткий срок. Крайне несправедливо, когда человека мешают с грязью, забыв о его заслугах.
Анатолий Сердюков сделал для русской Армии всё, что мог
Военное действие
Автор – Иван Сафронов
Девять лет назад – 15 февраля 2007 года – президент Владимир Путин назначил Анатолия Сердюкова министром обороны. Несмотря на то, что в 2012-м тот покинул свой пост из-за коррупционного скандала вокруг компании «Оборонсервис», его имя всегда будет ассоциироваться с началом радикальной реформы российских вооружённых сил.
События девятилетней давности военные хорошо помнят до сих пор. В тот день около 10:00 утра состоялось плановое заседание коллегии Минобороны, на котором министр обороны Сергей Иванов вместе с руководящим составом ведомства отчитался по проделанной работе и поставил задачи на будущее.
Ряд высокопоставленных военных, вопреки традициям, начали заранее поздравлять начальника Генштаба Юрия Балуевского с назначением на пост министра – именно его, кадрового офицера в звании генерала армии, считали главным кандидатом на это место.
Практически год у Анатолия Сердюкова ушёл на ревизию наследства, формирование команды и выстраивание центрального аппарата. Становилось понятно, что министра назначили не только для контроля над финансовыми потоками, но и для придания армии принципиально нового облика, предусматривающего переход от советской системы к близкой к западным стандартам. Проводить эту неблагодарную работу ему, как человеку никак не связанному с военными традициями, было проще, чем кадровому офицеру.
После войны с Грузией в августе 2008 года, фактически оголившей слабые стороны российской армии, Сердюкову был и вовсе выдан карт-бланш на выполнение любых необходимых преобразований – как в сфере обеспечения вооружённых сил, так и в самих вооружённых силах.
В Минобороны началось выстраивание двух стволов: гражданского (финансовые, экономические, социально-бытовые вопросы) во главе с Анатолием Сердюковым и военного (органы управления войсками) – с начальником Генштаба Николаем Макаровым, сменившим генерала Балуевского.
Все шаги были направлены на оптимизацию. Так, численность военнослужащих была сокращена до 1 млн. человек (но при этом всем соединениям и воинским частям присвоили категорию постоянной готовности); из 355 тыс. офицеров оставили примерно 220 тыс., институты мичманов и прапорщиков, а также параллельные части, комплектуемые исключительно из числа срочников или контрактников, и вовсе упразднили.
Вместо шести военных округов были образованы четыре укрупнённых (Западный, Южный, Центральный и Восточный): каждому присвоили стратегическое направление, чтобы в критической ситуации его командование могло объединить и взять на себя контроль над всеми видами и родами войск, находящихся на его территории.
Система военного управления сократилась до трёх звеньев: объединённое стратегическое командование – оперативное командование – бригада. Функции главных командований были существенно урезаны: из прежних 20 задач им теперь оставили лишь пять, например проведение миротворческих миссий.
В сухопутных войсках была ликвидирована система кадрированных (не полностью укомплектованных, а ожидающих мобилизации населения) соединений, все они были переведены на более компактную и мобильную бригадную основу. В военно-воздушных силах были упразднены все армии, корпуса, дивизии и авиаполки, им на смену пришла система авиабаз, авиагрупп и эскадрилий со стоящими над ними командованиями. Силы флотов были включены в сформированные военные округа. Всё это сопровождалось ростом учений как локальных, так и масштабных: с переброской войск и техники на дальние расстояния.
Структура Генштаба также претерпела изменения, в результате которых он стал полноценным органом стратегического планирования. Функции, связанные с обслуживанием техники, содержанием военных городков, питанием, торгово-бытовым обслуживанием, были переданы на аутсорсинг в холдинг «Оборонсервис».
За время, проведённое им во главе Минобороны, Анатолий Сердюков запомнился своей жёсткостью при принятии решений внутри ведомства. К генералитету относился достаточно прохладно, в его окружении офицеров в шутку называли зелёными человечками – в решении многих вопросов он предпочитал опираться на выходцев из налоговых органов, которых привёл за собой в Минобороны.
Впрочем, инциденты возникали и с ними: разойдясь во взглядах на расходование средств, выделенных в рамках государственного оборонного заказа, Сердюков уволил своего заместителя по финансам Михаила Мокрецова, которого знал по совместной работе в налоговых органах и который считался его другом.
С другими ведомствами и членами кабинета министров дела обстояли не лучше: за пять лет Анатолий Сердюков рассорился со всеми, с кем только мог. Так, на совещания к вице-премьеру по оборонному комплексу Сергею Иванову он вместо себя отправлял даже не заместителей, а начальников профильных управлений.
Со сменившим Иванова Дмитрием Рогозиным он конфликтовал из-за желания приобретать военную продукцию за рубежом, в частности бронеавтомобили Iveco LMV-65 и вертолётоносцы типа Mistral. С силовиками проблемы возникали по самым разным поводам: на представления об устранении нарушений главного военного прокурора Сергея Фридинского министр предпочитал не отвечать, равно как и на заявления главы Счётной палаты Сергея Степашина. А загоревшись идеей создания военной полиции, покусился на полномочия Генпрокуратуры и Следственного комитета.
Оборонно-промышленный комплекс, по выражению Рогозина, отставке Сердюкова «просто аплодировал стоя», поскольку именно во время его руководства Минобороны вело с предприятиями «ценовые войны»: он пытался заставить промышленность, привыкшую в любое изделие вкладывать изначально завышенную стоимость, эту практику прекратить.
Это постоянно сопровождалось скандалами: крупнейшие контракты с судостроителями на сумму более 280 млрд. руб. были заключены лишь в ноябре 2011 года, да и те – после непосредственного вмешательства вице-премьера Игоря Сечина, курировавшего в то время судостроение, и лично Владимира Путина. Сложные отношения были и с главой госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым: поводом для этого послужила попытка Сердюкова провернуть сделку по Mistral без участия госпосредника в лице «Рособоронэкспорта», а также его желание переподчинить эту компанию Минобороны.
При таком раскладе, количество союзников у главы Минобороны таяло на глазах. Однако в связи с тем, что реформа армии была в активной фазе, а министр прочно ассоциировался с сопровождающим её негативом, речи о его отставке, несмотря на нарастающее недовольство, не шло. Для неё должен был появиться веский повод. Таким поводом стало «дело «Оборонсервиса».
В конце 2012 года Главное военно-следственное управление Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело по фактам злоупотреблений при продаже имущества и активов военного ведомства по заведомо заниженным ценам, которые, по подсчётам следствия, причинили ущерб в размере не менее 3 млрд. руб.
Основной фигуранткой дела стала близкая к министру начальница департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева, а также бывшие руководители компаний, так или иначе участвовавших в реализации военного имущества. После первых обысков в квартирах фигурантов, вопросы у следствия появились уже к самому Анатолию Сердюкову. 6 ноября 2012 года он приехал в Кремль на встречу с Владимиром Путиным, после которой был освобождён от занимаемой должности.
В тот же день новым министром обороны был назначен губернатор Московской области Сергей Шойгу.
С тех пор был завершён процесс создания полноценных группировок на всех стратегических направлениях, появилось новое объединённое командование – «Север». Количество учений вкупе с внезапными проверками, подразумевающими переброску военнослужащих, военной техники на незнакомые полигоны, увеличилось в несколько раз. Кроме того, именно при Шойгу началось обустройство российской военной инфраструктуры в Арктике.
Несмотря на заметное улучшение отношений между военными и промышленностью (это можно считать заслугой заместителя министра обороны по вооружениям Юрия Борисова), взаимодействие по-прежнему строится по правилам Минобороны.
В войска тем временем поступают техника и вооружения, закупленные в рамках госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, все 19 трлн. руб. для этого выбил именно Анатолий Сердюков.
Новейшие истребители Су-30СМ и Су-35, участвующие сейчас в сирийской операции, зенитные ракетные системы С-400, крылатые ракеты морского и наземного базирования – всё это было заказано предшественником нынешнего министра обороны.
Нельзя преуменьшать роль Сердюкова и в развернувшейся в 2014 году операции по присоединению Крыма к России: подготовка тех же «вежливых людей» стартовала уже при нём. По данным «Власти», именно при Сердюкове в ведомстве возникла идея создания сил специальных операций – аналога американских «морских котиков», подразделения, способного выполнять задания особой важности как внутри страны, так и за её пределами.
Вместе с тем, проблем в армии по-прежнему остаётся немало. Правопреемник «Оборонсервиса» – «Гарнизон» – реформируется, но пока избавиться от всех ненужных ремонтных заводов в составе «Авиаремонта», «Спецремонта» и «Ремвооружения» военным не удаётся. Единственным поставщиком услуг ЖКХ стало созданное по инициативе министра ГУ ЖКХ, однако проблемы с задолженностями по выплатам за электричество и водоснабжение периодически возникают.
По словам источников «Власти» в госструктурах, с учётом успешных действий российских военных в Сирии, руководство страны удовлетворено деятельностью последнего министра. Кроме того, Сергей Шойгу с момента своего назначения занимает первую строчку в рейтинге популярности министров, чем Анатолий Сердюков похвастаться не мог никогда.
Новому министру удалось также создать душевную атмосферу в коллективе. Рассказывают, что перед началом одного из совещаний у Владимира Путина Шойгу вошёл в кабинет, где его ждали главнокомандующие видами и командующие родами войск. Все готовы были встать по стойке смирно, однако он показал жестом, что делать этого не нужно, и присоединился к разговору с подчинёнными. И даже рассказал анекдот. При Сердюкове такого произойти не могло.
На фоне очевидного экономического кризиса Шойгу пока удаётся убеждать Белый дом не сокращать расходы на закупки вооружений, однако сложно предположить, насколько хватит его ресурса. Пока же известно, что принятие новой десятилетней госпрограммы вооружений отложили на период после 2017-го, хотя первоначально она должна была вступить в силу уже в этом году.
Так или иначе, но курс, выбранный Сергеем Шойгу, во многом является продолжением реформ, начатых Анатолием Сердюковым. Последний потратил на приведение армии к «новому облику» пять лет, делал это с ошибками и недочётами, но в конечном итоге, страна получила вооружённые силы, способные противостоять современным угрозам.
Спасибо Сердюкову и Васильевой за «вежливых людей»!
Сейчас профессиональные охранители, любящие власть, вне зависимости от её действий, постараются оправдать УДО Васильевой. Это будет нелегко, поэтому, как настоящий патриот, я считаю себя обязанным дать подсказку. Итак, дело обстояло таким образом…
Что делать?! Но, как говорится, «абы кого не берут в КГБ!» И в голове Президента созрел Хитрый План. Такую многоходовочку не мог придумать армейский сапог-дуболом. Не мог придумать яйцеголовый очкарик из РАН. На такое был способен только настоящий чекист, мастер спецопераций, каковым и является наш Президент!
План был до гениального прост. Суть его была во временной маскировке истинного вектора развития России и российских Вооружённых Сил. Поэтому преемником был избран Дмитрий Анатольевич Медведев, как истинный патриот России, согласившийся на неблагодарную роль чудаковатого системного либерала.
А вот Анатолию Сердюкову, назначенному на пост министра обороны 15 февраля 2007 года (сразу после Мюнхенской Речи!), Родина и Президент дали ещё более тяжёлое задание.
Назначение столь демонстративно некомпетентного в военном деле человека на пост министра обороны должно было создать у наших западных «партнёров» видимость того, что российская армия близка к своему окончательному распаду, разрыву связей с отечественным ВПК, и превращению в структуру, способную только к проведению локальных антитеррористических операций. Для этого же закупались ненужные российскому флоту «Мистрали», для этого же вбрасывались фейки о планах по закупке б/у немецких «Леопардов», итальянских вертолётов, броневиков, и колёсных танков.
Но военные компетенции от Сердюкова и не требовались – военными делами занимались другие, специально обученные люди, с имён которых до сих пор не снят гриф «секретно». От Сердюкова требовались другие таланты, обладание которыми в совершенстве он продемонстрировал на предыдущем посту – в Федеральной Налоговой Службе.
Это умение проводить секретные финансовые операции, умение маскировать серьёзные государственные траты в завесе из фирм-однодневок, откатов, и неправомерных возвратов НДС.
Это было поистине гениальное решение Путина, основанное на глубоком знании психологии западных «партнёров», ведь лучшая маскировка – это та ложь, в которую охотнее всего поверит тот, от кого за этой ложью хотят спрятать правду! Запад настолько убедил себя в тотальной коррумпированности российских элит, что сам попался на свою же удочку и проглотил наживку, что и показала спецоперация по присоединению Крыма.
Разведка приносила западным державам информацию о тотальной коррупции в российском Министерстве Обороны, и это было для них настолько правдоподобно, настолько ложилось на их собственные представления о России и русских, что они и не догадались копнуть поглубже.
А в это время на «украденные» и «нерационально потраченные» деньги ударными темпами, в обстановке строжайшей секретности, перевооружалась и готовилась к грядущим боям российская Армия, строились секретные объекты, бункеры и центры управления РВСН, РЛС нового образца.
Надо сказать, что «тотальное воровство» на олимпийских стройках было таким же отвлекающим манёвром, позволившим утаить от потенциального противника резкое увеличение финансирования оборонных программ.
У Сердюкова была ещё одна миссия, о которой не все догадываются – он был разрушителем, тараном, сломавшим гнилую корпоративную солидарность генералов, которых устраивал status quo, и которым ничего не было нужно, кроме солдат на строительстве их дач.
Да, Сердюков не умел и не должен был строить армию нового образца. Эта миссия была возложена Президентом на Сергея Кожугетовича Шойгу. Но для «строителя» Шойгу площадку подготовил «разрушитель» Сердюков, не надо об этом забывать.
Для выполнения своего ответственного задания Анатолий Сердюков привлёк самых надёжных, проверенных людей, из которых следует выделить его боевую подругу и ученицу Евгению Васильеву. Назначение этого высококлассного специалиста в Министерство Обороны также было замаскировано – якобы, у Сердюкова с ней был роман. На Западе посмеивались – «ох уж эти похотливые русские!». Но хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Ну, а мы, патриоты России, видим истинную картину, которая сейчас открылась перед нами во всём своём величии.
И мы знаем, кому (в том числе) мы должны быть благодарны за мир и безопасность, кому мы должны быть благодарны за воссоединение с Крымом и за эффективную защиту мирного населения от фашистов на Донбассе.
Сейчас, когда на границах ДНР и ЛНР стоит 90-тысячная ударная группировка ВСУ, напичканная американской техникой и инструкторами, а в Прибалтике развёртывается ударная группировка НАТО, нет смысла что-либо скрывать. Пришло время полностью открыть карты.
И УДО Васильевой – это всего лишь завершение спецоперации, которая войдёт в учебники истории.
Экс-министр обороны Анатолий Сердюков ответил на вопросы военных следователей
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…