что хорошего в детском саду
Что хорошего в детском саду
Если воспитатель поддерживает интерес к игре, то дети втягиваются, занимаются по несколько часов и активно воображают. В игре формируется умение выстраивать отношения со сверстниками, договариваться. Порой, в обычной жизни ребенку сложно выразить свои эмоции и чувства, но в игре это получается. Так, например, можно превратиться в дракона и выразить свою злость – ведь понарошку совсем другая жизнь, в «понарошечном» мире можно решить множество задач, которые не решаются в реальности. В игре все равны, развивается креативность, способность сотрудничать и действовать в изменяющихся обстоятельствах, не бояться проявлять себя.
Конечно, речь не о любой игре, а прежде всего о сюжетно-ролевой игре в ее развитых формах, в «придумывании» которой непосредственно участвуют дети. В такой игре есть правила, согласованные и принятые всеми участниками, есть роли и сюжет, развивающийся, возможно, при поддержке взрослого (воспитателя), но обязательно при вовлечении самих детей.
Доверие и уверенное общение
Все начинается с порога, когда ребенок заходит в сад. Очень важен первый момент встречи (каждый день). «Хороший» взрослый должен быть всегда по-настоящему заинтересован в ребенке. Такое невозможно подделать, дети всегда чувствуют искренний интерес и осознают, что их состояние, мысли, вопросы, они сами, вызывают любопытство. Необходимо дать детям ощущение того, что их появление в группе – важное событие для взрослых. При встрече, например, можно спросить: «Что тебе сегодня приснилось?», «Куда пропал зуб?», «Что ты принес?» и т.д.
Также уверенность формируется и в организационных моментах, когда обсуждаются события, строятся планы на «утреннем круге» (*прим. когда дети с педагогом садятся в круг, планируют день, делятся важными новостями).
Хороший педагог знает, как помочь ребенку, который стесняется говорить. Как вариант, можно сесть рядом, предложить на ушко все рассказать ребенку, чтобы потом озвучить сказанное вслух, или, например, проговорить вместе. Так малыш понимает: то, что он думает настолько важно, что вся группа должна про это знать! При таком подходе постепенно придет уверенность, что эмоции и дела ребенка ценны. Помните, что доверие формируется в мелочах: важно заглядывать в глаза, слушать внимательно, присаживаться на один уровень с детьми.
Участие родителей в жизни детского сада
Родители должны быть в первую очередь заинтересованы в жизни своих детей, а не в жизни воспитателей или заведующих. Им должно быть важно, что происходит с ребенком, чем он живет, поддерживать его интересы, «подхватывать» важные события, произошедшие в саду, развивать эту историю. Если родитель может быть полезен и другим детям, например, у него интересная профессия или необычное хобби, то он может прийти и рассказать о них в детском саду. И помните о «понарошечности» – понимающий родитель должен всегда и везде поддерживать игру, не настаивать на наличии в детском саду большого количества дорогих кукол и машинок, а приносить, к примеру, спилы деревьев, камушки или лоскутки.
Памятка для родителей «10 причин, по которым ребёнку нужно ходить в детский сад»
Ирина Потякина
Памятка для родителей «10 причин, по которым ребёнку нужно ходить в детский сад»
2. Детский сад – это место, где вырастает и формируется личность. Именно здесь ребенок учится взаимодействовать с коллективом сверстников. Таким образом, в детском саду сглаживается детский эгоизм и на смену ему приходит чувство коллективизма. Ребенок учится общаться с другими взрослыми, признавать авторитет «чужого» взрослого— это поможет ему в дальнейшем лучше выстраивать отношения в школе с учителями. Очень важны для ребенка (для его осознания себя как личности) сюжетно-ролевые игры.
Именно в них приходит понимание тонкостей человеческих взаимоотношений, законов жизни (в игре их называют правилами). Также в таких играх формируется творческое мышление. Такая игра не может существовать без заранее спланированного сюжета и без принятия на себя особой игровой роли. Также креативность развивается через умелое оперирование предметами заменителями (расческа-микрофон, палка-конь, деньги – листочки от деревьев). В группе детского сада дети часто играют в различные сюжетно-ролевые игры.
3. Ребёнок постигает нормы социальной жизни. В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Ребенок учится дисциплине и порядку. Не нужно содрогаться при слове «дисциплина», здесь нет ничего общего с армейской муштрой, это вовсе не уравниловка, как думают многие. Это всего лишь способность действовать в соответствии с нужными правилами человеческого общежития, мы все живем в социуме и взаимодействуем с ним, поэтому подобные навыки нам необходимы в течение всей жизни. «Садиковым» детям больше свойственно соблюдение режима, чем «домашним». Медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку очень важно для подрастающего организма. Если дома время приема пищи или прогулки может меняться день ото дня, то в ДОУ правила регламентированы, без этого невозможна качественная организация детской группы.
Многие дети в коллективе лучше едят, а днем спят, в то время как дома их приходится уговаривать или смиряться с невыполнением требований взрослых; в саду дети быстрее приучаются наводить за собой порядок (например, убирать разбросанные игрушки, так как это правило распространяется на всех.
4. Детский сад развивает самостоятельность. В детском саду дети усваивают навыки самообслуживания гораздо быстрее, чем дома. Ребёнок становится более самостоятельным. Он учится тому, что для того, чтобы добиться чего-то (взять понравившуюся игрушку, одержать победу в игре, первым разгадать загадку, нужно прикладывать усилия, стараться. Сейчас уже не будет как раньше, мамы на побегушках уже нет (по крайней мере, в дневное время).
5. Еще одним важным фактором, выступающим «за» детский сад, является здоровье ребенка. Детскими болезнями необходимо переболеть именно в детстве, не оттягивая их приход. К 3 – 3,5 годам иммунная система организма ребенка готова к столкновению с заразой, мощной атаке вирусов. Именно так организм учится опознавать болезнь, вырабатывает иммунитет, работает на будущее.
6. В детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Детские сады оснащены необходимым оборудованием для всестороннего развития ребенка. О малышах заботятся и занимаются ими квалифицированные специалисты. Большой плюс в том, что занятия в детском саду, в отличие от занятий, организованных дома, проводятся по расписанию, систематически.
7. В группе дети быстрее развиваются.Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, также стремится научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества.
8. Детские сады защищают современных детей от влияния электронных гаджетов. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. Виртуальное пространство лишает его творчества. В реальной жизни, в детском саду ребёнок фантазирует: он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Всё это даёт ребенку постоянные возможности для всестороннего развития. И,
конечно же, отрицательное влияние оказывают электронные гаджеты на здоровье и физическое развитие ребенка.
9. Это важно для семьи. Родители ребенка, который посещает детский сад, могут работать или заняться своими делами. Эта причина не относится к «плюсам» садика для ребенка, но косвенно влияет и на него. Если мама в душе досадует на малыша за то, что он «мешается под ногами», «не дает зарабатывать», «связывает руки», кроха это, несомненно, чувствует.
10. Детский сад – это лучшая тренировка перед школой. Современное образование предъявляет к будущим первоклассникам серьезные требования, и родители могут доверить ребенка профессионалу, нежели полагаться на собственные силы, не исключая, конечно же своего участия в различных видах деятельности с малышом. В домашних условиях порой сложно предоставить малышу достаточное пространство для игр, спортивных и творческих занятий. Детский сад – это важная ступенька перед школой. Здесь также есть занятия, пусть не такие продолжительные (это объясняется особенностями психологии дошкольного возраста). Вся совместная с педагогом деятельность задействует мелкую моторику, влияя на память, логику, мышление самым непосредственным образом. Будущие таланты и способности вашего малыша проявятся через года, в будущем на том основании, которое вы положите сейчас.
Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста» Поощрять детей нужно : 1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном.
«Нужно ли ребёнку посещать детский сад?» Консультация для родителей Детки в садике живут. Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают.
Книга в подарок библиотеке «10 причин, почему мы любим ходить в библиотеку» 27 мая Всероссийский день библиотек. Традиционно мы поздравляем с этим праздником наших друзей – библиотеку им. Пешкова. Эта библиотека.
Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?» Люди не могут долго удерживать в голове всё, что нужно знать и помнить. Известно, что в конце первого тысячелетия доходило до такого,.
Консультация для родителей «Выбираем ребёнку вид спорта» Консультация для родителей:«Выбираем ребёнку вид спорта»Заниматься профессиональным спортом дошкольникам рано. Для детей до 6 – 7 лет речь.
Памятка для родителей «Наказывая ребенка, нужно помнить!» Нет таких родителей, которые бы не хотели жить со своими детьми в полном взаимопонимании. Многие мамы и папы задаются вопросом, как воспитать.
Памятка для родителей «В первый раз в детский сад» Уважаемые мамы и папы! К переменам в жизни ребенка необходимо готовиться заранее, а именно за несколько месяцев до начала посещения ДОУ.
Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей) Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является.
Выбираем детский сад
Как найти хороший детский сад?
Есть давно уже сформулированное правило, о котором следует вспомнить, отдавая малыша в детский сад: ищем не столько сад, сколько воспитателей, на их личные и профессиональные качества следует делать ставку родителям. Ведь именно от первого воспитателя зависит, как сложится детсадовская судьба вашего ребенка.
Еще одно важное правило: связь между престижностью детского сада, громким именем и качеством, теплотой внутренних отношений есть, но далеко не всегда.
Начинать выбирать сад желательно не позднее, чем за год до предполагаемого поступления, поскольку в хороших садах существует очередь. Если изначально выбранный вариант вам вдруг не понравится, останется время найти и рассмотреть другие.
Отобрав адреса учреждений, о которых вы узнали что-либо вас заинтересовавшее, отправляйтесь на разведку. Советуем вам взять с собой эту книжечку и напротив каждого из нижеперечисленных пунктов проставлять плюсы и минусы. Придя домой, подсчитайте все плюсы и минусы, подумайте и обсудите в семье: будете ли вы спокойны за свое чадо, оставляя его на целый день именно в этом детском саду.
Беседа с заведующей
У заведующей поинтересуйтесь режимом дня. Достаточно ли времени уделяется на дневной сон и прогулки, не перегружены ли дети занятиями, есть ли утренняя гимнастика. Выбирайте такой садик, где количество детей в группе не более 15 и не менее 6.
Выясните, работает ли в саду медсестра, что входит в ее обязанности, график ее работы, какие профилактические, оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся.
Попросите рассказать о занятиях, праздниках, музыкальных и спортивных досугах и проводящем их персонале.
Стандартный набор дисциплин:
В подготовительной группе добавляется обучение грамоте.
При наличии в детском саду многочисленных дополнительных занятий (логика, психология, риторика, информатика, раннее обучение чтению, письму, шахматам и др.) тщательно взвесьте, действительно ли так необходимы вашему малышу все эти науки, или от чего-то имеет смысл отказаться.
Отдельно об иностранном языке для дошкольников. Сама по себе идея обучения иностранному языку уже в раннем детстве неплоха. Однако нужно иметь в виду, что раннее двуязычие может привести к задержке речевого развития или заиканию. Особенно эта опасность реальна, если ребенок не просто изучает язык, а попадает в иноязычную среду. Не следует также заниматься постановкой звукопроизношения с детьми до 5 лет, а также с детьми, имеющими логопедические проблемы.
Осмотр помещения и территории
Обратите особое внимание:
Овсепян К.Р.
Статья из журнала
Консультация для родителей «Как правильно выбрать «надежный» детский сад»
Ирина Антонова
Консультация для родителей «Как правильно выбрать «надежный» детский сад»
Семь важных рекомендаций о правильном выборе детского сада, которые помогут обратить внимание на самые важные стороны
1. Какой выбрать детский сад: частный или государственный
Прежде всего, нужно разобраться родителям: хотят ли они воспользоваться возможностью посещения государственного детского сада или их привлекают условия (хотя и более дорогих, но в каких-то аспектах более надежных) частных дошкольных учреждений. Для начала нужно разобраться, может ли семья позволить себе оплату услуг частного детского сада. Если это возможно, но вторым шагом может стать посещение государственного и частного детских садов,чтобы на деле выявить различия: сильные стороны и недостатки.
2. Определяемся с целями посещения детского сада
Следующее на что нужно обратить внимание, это собственные цели родителей относительно специфики детского сада.Задайте себе вопрос: «Что для меня самое важное в воспитательном процессе?», поскольку от этого будет зависеть ваше чувство удовлетворенности работой сотрудников ДОУ. К примеру, персонал детского сада уделяет максимум внимания развитию творческих и физических способностей ребенка, при этом не делается акцент на качественный присмотр за детьми. Для родителей, которым совершенно не важно, по какой развивающей методике работают педагоги ДОУ, будет не очень приятно узнать, что дети во время игр на детской площадке страдают от недостатка внимания со стороны воспитателей, что приводит к травмам и падениям.
Определяемся с родительскими предпочтениями:
•Качественный присмотр и забота о безопасности нахождения ребенка на территории детского сада
•Следование самым эффективным методикам развития детских способностей и характера
•Обучение детей счету, чтению, иностранному языку и другим полезным жизненным навыкам, например, основам здорового питания
Делаем выбор в пользу одного из вышеперечисленных направлений и обращаем на него внимание при первом посещении детского сада.
3. Расстояние до детского сада тоже играет роль
Обратите внимание на удаленность детского сада от дома ребенка. Продумайте, как родители могут облегчить процесс доставки малыша в ДОУ. Если детский сад находится близко к месту работы родителей, то это может стать еще одним плюсом в пользу выбора удобного детского сада.
4. Соберите всю нужную информацию в цифрах
Выбирая хороший детский сад из нескольких вариантов, можно составить таблицу с важными цифровыми данными. В таком виде собранная информация лучше структурируется и помогает сделать правильный выбор.
В таблицу сравнения можно вписать следующую информацию:
•Время открытия и закрытия детского сада;
•Количество детей в группе;
•Количество воспитателей и нянь в группе;
•Данные о питании (время завтрака, обеда, ужина);
•Данные об оплате и дополнительных взносах;
•Время, которое тратится на дорогу в детский сад;
•Количество образовательных курсов в программе детского сада;
•Сумма оплаты дополнительных образовательных курсов, предоставляемых сотрудниками ДОУ.
5. Что едят дети в детском саду
Обязательно нужно выяснить вопрос детского питания в детском саду. Отнеситесь к этому серьезно. Например,нужно узнать: готовится ли пища прямо на территории учреждения или ее доставляют. Если питание привозное, то оно может быть не таким свежим и полезным по сравнению с тем, которое готовится в самом детском саду.
Выбрав несколько понравившихся детских садов и собрав всю нужную информацию от друзей и знакомых, постарайтесь найти время и посетить все «подходящие» детские учреждения, чтобы познакомиться с педагогическим персоналом, прочувствовать психологическую атмосферу, в которой будет проводить большую часть дня ваш дошколенок. При этом будьте немного «разведчиком» и присматривайтесь ко всем «мелочам»:
•Наблюдаем за те, что происходит с детьми на прогулке
•Обращаем внимание на стиль общения педагогов с воспитанниками
•Играют ли взрослые с детьми или дети играют сами
•Как взрослые решают возникшие конфликты
•Что делают педагоги,когда на улице холодная погода: сидят целый день в помещении или отправляются на кратковременные прогулки
•Как проходит тихий час
•Какое внимание уделяется уюту в помещении детского сада
•Испытываете ли вы естественную симпатию к будущей воспитательнице?
•Перезагружают ли детей занятиями или дают им время на игры и развлечения?
•Чем пахнет в столовой и из кухни? Вкусно или неприятно?
•Чувствуете ли вы спокойствие, мир и покой на душе?
Обязательно возьмите на «экскурсию»малыша и прислушайтесь к его ощущениям: если ребенок сразу почувствовал, что в «образцово-показательном» учреждении будет скучно и он не будет тут по-настоящему кому-то дорого и нужен, то смело идите искать другой детский сад.
Выясните особенности прохождения адаптационного периода, когда Вы будете ходить вместе с ребенком в детский сад. Убедитесь, что педагоги понимают важного этого мероприятия и нацелены предоставить вам все необходимую помощь для того, чтобы помочь ребенку привыкнуть к новым условиям.
Консультация для родителей «Как правильно выбрать лыжи ребенку?» Как правильно выбрать лыжи ребенку? Если вы решили приобрести детские лыжи, как подобрать их правильно? Вероятно, этим вопросом озадачиваются.
Консультация для родителей «Как выбрать игрушку» Во все времена взрослые выбирают и покупают детям игрушки. На первый взгляд, нынешнее изобилие снимает все проблемы с приобретением забавных.
Консультация для родителей «Как выбрать санки» Консультация для родителей Как выбрать санки? Начнем с того, что для чего бы вы ни покупали санки, они должны быть легкими, невысокими,.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку выбрать увлечение?» Не у каждой из нас есть возможность отдать ребенка в изостудию, театральный или какой-то ещё кружок. Тогда надо взять инициативу в свои.
Консультация для родителей «Как правильно выбрать обувь ребёнку» Родителям следует подбирать обувь в соответствии с формой и размером стопы ребенка, а также надо учитывать такие свойства обуви как: прочность,.
Консультация для родителей «Как выбрать автокресло» Консультация для родителей. «КАК ВЫБРАТЬ АВТОКРЕСЛО» Правилами дорожного движения предусмотрена перевозка детей младше 12 лет только в.
Консультация для родителей «Как выбрать вид спорта?» Движение детям необходимо. Но, к сожалению, реальность такова, что с каждым годом все меньше и меньше малышей приходят в спорт. С самого.
Консультация для родителей «Как выбрать вид спорта» Когда ребёнок подрастает и становится более активным, у некоторых родителей возникает желание отдать его в спортивную секцию. Перед ними.
Рекомендации для родителей «Как правильно выбрать игрушку для ребенка дошкольного возраста» Многие родители, к сожалению, не знают что нужно ребенку, какую игрушку выбрать, какую купить игру. Покупают все хаотично. Хотелось бы посоветовать,.
Советы родителям «Как правильно выбрать искусственную ёлку для дома» Трудно представить себе праздник Новый год без зелёной пушистой красавицы-ёлки. Конечно, хорошо, когда она настоящая, большая, пахнет.
Что предпочтительней для ребенка до школы: детский сад или «домашнее» воспитание?
Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад.
Анна Морозова педагог-психолог, научный сотрудник Института современного детства, научный консультант Службы детского здоровья Семейного центра «Ого-Город»
Наталья Осипова психолог, старший научный сотрудник Института современного детства
Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад. Обсуждая с окружающими второй вариант, они сталкиваются со шквалом пугающих рассказов о частых болезнях детишек, посещающих садик, о непрофессиональном поведении педагогов, о «замечательных» словечках, которые расцвечивают словарь малыша. Иногда еще всплывают не самые светлые свои собственные воспоминания о дошкольном детстве. И вот принимается решение оставить ребенка дома: нанимается няня, кто-то из родственников соглашается помочь в воспитании сына или дочки, приглашаются педагоги — и мамы с папами начинают беспокоиться, все ли «правильно» делают они и их помощники.
Каждая конкретная семья в целом и ребенок достаточно уникальны, поэтому и выбор в каждом случае необходимо делать с учетом возможностей и особенностей жизни семьи и ребенка относительно этих двух форм организации воспитательного процесса.
Довольно популярно мнение о том, что детский сад необходим для общего развития каждого ребенка. Что действительно может дать садик? Главное — это условия для социального развития ребенка (возможность общения со сверстниками, включенность в группу, умение сотрудничать, умение подчиняться определенным правилам, соблюдать нормы взаимодействия и пр.). Конечно, и «домашний» ребенок вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании — это не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Более того, именно в этих направлениях умная семья может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития — обеспечить достаточное и разнообразное общение со сверстниками, детьми постарше и другими взрослыми, чем жизнь ребенка в детском саду достаточно насыщена.
Общение детей в этом возрасте строится, главным образом, вокруг игры. Именно игра дает толчок развитию интеллекта и воображения. Именно в игре ребенок «примеряет» на себя самые разные социальные роли, учится действовать по правилам. Именно игра помогает сбросить лишнее напряжение, которое накапливается из-за постижения правды жизни (хочется больше, чем можно). Об этом, кстати, можно почитать у выдающегося отечественного ученого Л. С. Выготского в работе «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка».
Еще недавно было распространено мнение, что «домашние» дети с трудом привыкают к школьным правилам, испытывают трудности в контактах с ровесниками. Детей, воспитывавшихся дома, было немного, подавляющее большинство составляли именно дети из садика. Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и «детский сад» уже не тот. Теперь, например, есть домашние детские сады — некая смесь домашнего и садовского воспитания. «Домашние» дети стали иными: они могут быть и общительными, и воспитанными, и с огромным багажом самого разного жизненного опыта. А из детского сада могут прийти дети, не готовые к школьному обучению, с низким уровнем воображения и нежеланием учиться. Но может быть и все наоборот.
Постараемся выделить в сравнении некоторые значимые возможности «домашнего» воспитания и воспитания в детском саду, а оценить их как положительные или отрицательные и отдать предпочтение чему-то — это уже ваше решение.
Характеристики | Детский сад | «Домашнее» воспитание |
Среда | Новая, приспособленная для группы детей, есть период адаптации | Привычная, домашняя с учетом особенностей жизни семьи |
Общение со сверстниками | Пять дней в неделю с утра до вечера (через взрослого или напрямую) | Круг, время и формы общения определяются возможностями семьи и регламентируются родителями |
Общение с детьми разного возраста | Если в садике не практикуются межвозрастные группы, то в рамках мероприятий (праздники, утренники и пр.) | Круг, время и формы общения определяются возможностями семьи и регламентируются родителями |
Общение с другими взрослыми | Сменные воспитатели, няни и другой персонал садика | Круг, время и формы общения регламентируются родителями |
Общение с родителями | Утро, вечер, выходные | Столько, сколько хотят и могут родители |
Самостоятельность | Поощряется хотя бы тем, что воспитатель один на 5-20 детей | Зависит от умения родителей (няни) не делать за ребенка то, что он может делать сам |
Режим дня | Стабильный, обязательный тихий час | Регламентируют родители |
Образовательный процесс | «Мини-школа» — общая для всех программа, рассчитанная на усредненную возрастную норму и ориентированная на подготовку к школе, возможны дополнительные образовательные услуги | Организуют родители в зависимости от своих возможностей и педагогических установок. Выбор педагогов и форм занятий (индивидуальные, в группе, дома, на выезде). Возможность учета религиозных и национальных особенностей. |
Знакомство с окружающим миром | Занятия по программе «Окружающий мир», прогулки, иногда — экскурсии | Самые разные варианты |
Мониторинг развития ребенка | Проводится специалистами садика (врач, психолог, логопед, педагоги) по тем критериям и с той периодичностью, которые определены образовательной программой учреждения. Психолого-педагогический мониторинг чаще всего включен в общий образовательный процесс и для ребенка незаметен. | Частота мониторинга и выбор специалистов — решение родителей. Для ребенка, как правило, это тестирование-собеседование, обследование. |
Уход | Стандартный, один воспитатель на 5-20 человек (в зависимости от типа садика) | Домашний уход |
Питание | Строго по режиму. Общее меню для всех, в частных садиках — иногда учет некоторых индивидуальных пожеланий родителей. Минимальная сервировка. Время на прием пищи строго регламентировано. Чаще всего у ребенка нет возможности заменить нелюбимое блюдо чем-то другим. | Домашнее питание, домашняя сервировка, возможен нестрогий режим и питание вне дома (кафе, рестораны, гости). Ребенок проводит за столом столько времени, сколько позволяют родители. Блюда — обычно по вкусу ребенка. |
Болезни | Риск частых заболеваний в адаптационный период, а некоторые болеют часто на протяжении всего периода посещения сада. Больше риск подхватить детские инфекции. | Зависит от иммунитета, практикуемой системы закаливания и частоты контактов с другими детьми. |
«Особый» ребенок | При отсутствии квалифицированного сопровождения специалистами есть риск усугубления проблемы и получения диагноза | Имеет шанс «уйти» от диагноза |
Стоимость | От 500-700 руб до 30 тыс. руб. в месяц и выше | Зависит от набора занятий, стоимости часа привлекаемых специалистов |
С какого возраста лучше начать водить ребенка в детский сад?
На все вопросы такого типа, когда речь идет об абстрактном ребенке и ожидается универсальная рекомендация, конечно, можно ответить по принципу «чаще всего». Но как игнорировать тот факт, что современная детская популяция характеризуется своеобразием и неоднородностью развития? По данным проф. Б. А. Архипова, в среднем около половины современных детей не отвечает в той или иной степени принятым в отечественной медицине, педагогике, психологии нормам возрастного развития (в чем-то опережение, в чем-то отставание). Наряду с этим можно наблюдать тенденцию к отходу от единого сценария построения жизни семьи, стремление к определению собственных норм, к организации своего семейного пространства по своим правилам и со своими границами. В связи с этим каждый ответ об уместности того или иного взрослого действия по отношению к каждому конкретному ребенку (в том числе и зачисление его в детский садик) требует выяснения особенностей ребенка, специфики его жизненной ситуации.
Сегодня в большинство яслей принимают детишек с полутора лет. В СМИ для родителей психологи и педагоги твердят: «Чрезвычайно рано!» Так ли это? Воспитатели отмечают, что детишки, посещающие ясли, быстрее осваивают бытовые навыки, более адаптивны, более самостоятельны. Но есть и такие малыши, которые долго не могут справиться с «тяжелым» наследством, оставшимся от посещения яслей.
Тем не менее, можно дать некую обобщенную «картинку» закономерностей развития ребенка, которую можно положить в основание размышлений о вашей конкретной ситуации.
Стандартный ответ на вопрос о том, когда следует отдавать ребенка в детский сад: «Самый оптимальный возраст для выхода в свет — четыре года». Аргументами «за» служит то, что к трем годам ребенок начинает интересоваться общением с другими детьми. Это, конечно, так, но не стоит забывать, что ровесники нужны и до трех лет. Многим родителям хорошо известны потасовки в песочнице, перемежающиеся нытьем, плачем, нежеланием делиться и одновременным стремлением отобрать все понравившиеся. Возраст от 1,5 до 2,5 лет — это возраст расцвета собственнического поведения, возраст установления границ своего «могу». Бесценную роль в этом процессе играют именно сверстники, а не только и даже не столько мамы, няни и бабушки.
Три года (а иногда и 2,5 г.) — это начало игр со сверстниками. Однако сегодня программы детских садов настолько насыщены, что зачастую игре отводится место и время по остаточному принципу. Если в садике ребенок занимается всем мыслимым и немыслимым, но не играет, то лучше оставить малыша дома и подумать, какие необходимо внести изменения в окружающую его среду с учетом возросших потребностей.
Надо помнить также, что если в семье планируется рождение еще одного ребенка, отлучение от груди, переезд, выселение ребенка из родительской кровати или еще какие-то серьезные изменения, то поход в сад лучше не форсировать.
Дать однозначную рекомендацию относительно возраста, когда ребенку пора в садик, очень непросто. Каждая конкретная ситуация требует своего решения. Можно пойти в садик в 1,5 года, в два, в три, в четыре и в пять лет, а можно и вообще не ходить в садик. У «домашнего» ребенка ничуть не меньше шансов прийти готовым к школьному обучению, реализовав все задачи дошкольного детства.
Как выбрать для ребенка подходящий детский сад, если есть такая возможность?
Чтобы детский сад стал и уютным, и полезным местом пребывания вашего ребенка, нужно сначала понять, для чего именно садик нужен вам и вашему малышу.
Если в любом поисковике набрать запрос «Как выбрать детский сад?», вы получите массу рекомендаций, содержащих информацию о том, какие есть сады (муниципальные, ведомственные, домашние, частные) и о различиях между ними (количество детей в группе, режим работы, качество питания и игрушек, охрана, стоимость и пр.). На многочисленных «родительских» сайтах вам доступны рейтинги детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития и задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.
Конечно же, даже без чужих подсказок, а просто руководствуясь здравым смыслом, вы постараетесь выбрать садик поближе к дому, приемлемый по цене. Придя туда, вы, вероятнее всего, оцените территорию, осмотрите внутренние помещения, спросите о программах и методиках, по которым работают в садике, о наборе дополнительных образовательных услуг, узнаете режим работы, особенности медицинского сопровождения и все то, что вас интересует.
Возможно, вас впечатлит и порадует набор занятий, который предлагает детский сад (окружающий мир, развитие речи, знакомство с художественной литературой, ИЗО, начальная математика, музыка, физкультура, иностранный язык, хореография и пр.) и перечень тех знаний и умений, которыми будет владеть будущий первоклассник (читать, писать, считать и пр.)
И, скорее всего, вы не спросите о том, как организуется пространство игр и сколько времени отводится на игры, на общение со сверстниками и с более старшими детьми, как строится это общение, как разрешаются конфликты, как учат сотрудничать, как поощряется детская инициатива.
Недавно на детской площадке мне пришлось стать свидетелем вот такого диалога мальчика четырех лет и его мамы:
— Ну, еще немного мы поиграем, а?
— Ты же целый день в саду только и играл!
— Нет, я целый день занимался, а поиграть совсем не успел.
Но если в четыре года некогда играть, то когда же?
Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Уютно ли в помещении? Нравятся ли вам воспитатели? Поговорите с ними о том, что им ценно, что важно в воспитании ребенка. Их взгляды созвучны вашим? Вам хорошо рядом с этими людьми? Вы доверите им своего ребенка? Понаблюдайте, как взрослые разговаривают между собой и с малышами, играют ли с детьми во время прогулки. Оцените, как общаются между собой дети, как дети реагируют на вас. Вашему ребенку здесь будут рады? Смогут ли разглядеть таланты вашего малыша и создать условия для их раскрытия? Вашему сыну или дочке здесь будет хорошо?
Если у вас есть возможность выбора, учтите, что целенаправленный подбор детского сада отнимет у вас много времени. Главное — не торопиться и искать. Тогда вам непременно удастся найти такой садик, в котором условия развития оптимально подходят для вашего ребенка и соответствуют вашим семейным ценностям и представлениям, вашим возможностям. Удачи вам!
Морозова Анна, педагог-психолог,
научный сотрудник Института современного детства,
научный консультант Службы детского здоровья
Семейного центра «Ого-Город»
Осипова Наталья, психолог,
старший научный сотрудник Института современного детства
Статья предоставлена семейным центром «Ого-Город»