что лучше экономика или управление персоналом
Что лучше экономика или управление персоналом
Многие задаются вопросом, кто такой менеджер, когда видят его работу в ресторане быстрого питания, магазине электротехники или продуктовом супермаркете. Почему эта профессия такая востребованная и высокооплачиваемая?
В переводе с английского «менеджмент» означает «управление». В разных видах деятельности «управление» или «менеджмент» имеет свои особенности. Давайте разберемся на примере, что такое менеджмент, и чем он отличается от экономики.
Представьте бутылку йогурта — она зеленая, ее объем составляет 0,5 литра, внутри молочный продукт с семенами чиа. Почему выбран именно зеленый цвет, и почему добавили именно эти семена? На эти вопросы с легкостью ответит менеджер по маркетингу или маркетолог. Он знает, что зеленый цвет напоминает о весне, энергии и молодости, а семена чиа содержат множество полезных веществ, что так востребовано у людей, увлеченных здоровым образом жизни и полезным питанием. Маркетолог знает, чего хотят люди и помогает производителю йогурта продать как можно больше товара.
Йогурт стоит 35 рублей. Вы спросите: «почему именно 35 рублей?» Всё просто: производитель заплатил 3 рубля за ингредиенты для йогурта, 2 рубля за оборудование, 1,5 рубля за труд сотрудников, 1,5 рубля за доставку, 1,5 рубля за упаковку и т.д. Все это — структура затрат, за которую отвечают финансисты. Вместе с маркетологами они рассчитывают рентабельность продукта и принимают решение о том, сколько будет стоить йогурт для конечного потребителя.
Когда йогурт готов, его нужно доставить в магазины. Этим занимается логистика. Логист придумал, что бутылки такой формы нужно складывать в коробки по 10 штук, потому что именно таким образом больше коробок поместится в контейнер для перевозки, и меньше места займет на складе. Так логист помог компании сэкономить на транспортировке и хранении. А экономия — это прибыль — главная цель любого бизнеса.
Еще в компании есть специалист кадровой службы — HR, он подобрал в команду сообразительного маркетолога, финансиста и логиста, которые придумали и вывели продукт на рынок. Также над йогуртом работают специалист по производству, по закупкам, IT-специалист, аналитик и многие другие.
Самая важная задача топ-менеджера — собрать маркетологов, логистов, финансистов и грамотно выстроить работу, чтобы бизнес-процессы были эффективными и приносили прибыль компании. Делаем вывод: менеджмент объединяет в себе множество функций, без которых невозможно было бы дать вам попробовать йогурт с семенами чиа в зеленой бутылке.
Основной сферой деятельности экономистов является осуществление экономического анализа деятельности организации, разрабатывание мер по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, выявлению резервов, предупреждению потерь и непроизводительных расходов.
Есть ли жизнь после HR: куда идти работать специалисту по кадрам
Об эксперте: Валерия Дворцевая — управляющий партнер и генеральный директор ГК «ВИЗАВИ Консалт».
Если бы меня спросили об ассоциациях с 2020 годом, я бы назвала следующие: неизвестность; маятник, который может забросить куда угодно; старые и новые бизнес-модели, действующие зачастую одновременно; переход от иерархической модели к гибкой; новая омниканальность, т.к. коммуникация и работа идут одновременно онлайн и офлайн. Если обобщать, то все это — про неопределенность и трансформацию. Такая среда не может не вызывать тревоги, желания найти что-то стабильное как в личной, так и в профессиональной среде.
В ситуации постоянных изменений роль HR особенно важна. Как говорит один из ведущих мировых исследователей в области управления талантами Джош Берсин, в 2020 году надежда и опора большинства компаний — это HR-директора.
Мало того, что они должны психологически быть опорой как для руководства, так и для сотрудников, они и технологически оказываются на переднем плане. Переход на удаленный формат работы потребовал ускоренной перестройки средств коммуникаций, постановки задач, оформления документов и многого другого.
Перестановка кадров, необходимость снизить затраты при одновременном сохранении сложившегося коллектива и бизнес-показателей, — это тоже к HR.
В итоге на протяжении карьеры они встречаются с новыми вызовами, получают новые компетенции и навыки, а также задаются вопросом: что дальше? От каких знаний и умений зависит движение в тот или иной карьерный трек? Каковы вообще эти траектории?
Предлагаю взглянуть на шесть самых популярных вариантов.
1. CEO/Совет директоров
Вариант достаточно известный. Движение в эту сторону осуществляется через захват зон ответственности, а также их расширение и укрепление управленческих, «мягких» компетенций, через общее видение.
2. Независимый директор
Путь, который также уже не нов. У этой траектории много общих инструментов с первым путем, но в рамках нее ярче и глубже должны быть развиты «жесткие» скиллы.
3. Консалтинг
Следующий трек — переход в консультанты. Для успешной карьеры здесь важны два аспекта: непрекращающаяся жажда нового и сейлзовые навыки. Именно они определяют любовь к постоянной смене картинки (новые клиенты — новые задачи) и бесконечному улучшению сервиса. Тут важно наличие и hard, и soft skills.
4. Образование
Для многих HR уже стал привычным переход в сферу обучения. Все больше вузов начинают рассматривать HR-специалистов в качестве преподавателей, тогда как некоторое время назад больше ценились директора компаний и собственники. По этому пути идут МГУ, ВШЭ, «Сколково» и другие учебные заведения.
5. Корпоративные психологи и коучи
Один из наиболее интересных треков развития.
Некоторое время назад одна из моих бывших клиенток, бывший HR-директор написала мне, что уже год работает корпоративным психологом в одной из крупных компаний и что эта тема становится все более востребованной.
Я и сама все чаще сталкиваюсь с запросом бизнеса на корпоративных карьерных консультантов и коучей, работающих с раскрытием потенциала людей и талантами.
6. Государственные проекты
Еще один тренд, который тоже не так давно стал очевиден: востребованность HR государственными проектами и в рамках госпрограмм. Это путь, конечно же, не новый: мы видим его, начиная с перехода Марины Починок на должность эксперта по управлению персоналом Международного Олимпийского Комитета, Татьяны Кожевниковой на место HR-директора ЧМ по футболу, а Александры Александровой — на работу первым заместителем руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.
Но таких примеров становится все больше, что означает как осознание государственными структурами пользы и эффекта от HR, так и умение HR мыслить масштабными категориями и влиять на значимые процессы.
Время сейчас одновременно сложное и безумно интересное. Оно дает нам возможность делать то, что действительно нравится, а не терпеть текущую работу как данность. Нынешняя ситуация не просто позволяет, а заставляет нас обернуться на свою жизнь и задуматься, в какую сторону мы хотим двигаться дальше.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Что лучше: карьера топ-менеджера или собственный бизнес?
Правда жизни такова: я видел множество топ-менеджеров, которые со временем открывали собственные компании, и только несколько бывших владельцев компаний, которые пошли работать топ-менеджерами.
Как правило, владелец компании отказывается от игры в свой бизнес только если потерпел поражение.
Почему так происходит? Причина проста — роль владельца компании дает больше свободы, больше простор для творчества. Она, конечно, таит в себе больше опасностей, но свобода пьянит воображение.
Кстати, это не имеет никакого отношения к деньгам. Зачастую владелец компании зарабатывает меньше, чем мог бы заработать на посту топ-менеджера. Это не имеет никакого отношения к способностям — я встречал много очень талантливых топ-менеджеров и немало владельцев со средними способностями. Это не имеет отношения к трудолюбию: владельцы обычно работают не меньше и не больше, чем топ-менеджеры.
Почему одни не мыслят себя наемным сотрудником, а другие с сочувствием смотрят на владельцев небольших компаний, не понимая, почему они «играют в песочнице»?
Для того, чтобы в этом разобраться нужно в первую очередь понять, чем отличается главная функция владельца от главной функции топ-менеджера компании.
Владелец в первую очередь создает цели своей компании, он формирует идеологию, он в какой-то степени является создателем особой вселенной, в которой есть определенные законы. Он творец, пусть небольшой, но вселенной. Пусть это всего-лишь вселенная нескольких десятков людей, в глубине души он мечтает о большем, о расширении этой вселенной.
Главная функция топ-менеджера — добиваться, чтобы цели воплощались в жизни, его цель вести за собой людей, добиваться результатов в деятельности.
Владелец — это тот, кто задает цель путешествия и задает правила игры, топ-менеджер — выбирает маршрут и ведет за собой людей по этому пути. Это — две составляющие единого целого.
Иногда это пытаются сочетать в одном человеке, обычно это не успешно, так как сложно ставить высокие цели, зная, что нужно будет самому преодолевать все препятствия на пути к ним. С другой стороны, трудно преодолевать препятствия, когда возможность подкорректировать цели находится в твоих же руках.
Идеальное положение дел — два сильных человека, один из которых обладает даром предсказания будущего, формирует прекрасные цели и создает блестящую стратегию. Второй — преданный этим целям полководец, способный вести за собой людей, добиваться исполнения не смотря ни на что.
Какую роль выбрать, в какую из этих двух игр сыграть. Ответ на этот вопрос зависит не от внешних обстоятельств, не от возможностей, которые «идут в руки». Каждый человек индивидуален, у каждого — свои побуждения и свой характер. Я считаю, что выбирать нужно ту деятельность, которая ближе самому человеку, больше соответствует его характеру.
Попытка «мыслить здраво» — математически точно рассчитать, что даст большую отдачу, приведет лишь к разочарованию. Потому что никто не сможет сказать, что быть владельцем гораздо лучше, чем наемным топ-менеджером. У каждой из этих ролей есть свои плюсы и свои минусы, есть свои возможности и свои риски.
Это двадцать лет назад у талантливых руководителей не было выбора — для того, чтобы себя реализовывать, нужно было обязательно создавать компанию просто по той причине, что работать было негде.
Сегодня ситуация другая: умелых руководителей ценят, есть множество компаний, множество владельцев, которые таких руководителей ждут.
Вам выбирать, выбирайте ту игру, которая вам по душе. В любой из этих двух игр можно достичь очень многого.
Абитуриенту: как стать финансистом или управленцем
Интервью с директором института экономики, государственного управления и финансов СФУ Евгенией Бухаровой
Приемная кампания-2021 на пороге. Июль — это время, когда абитуриенты, оценив свои шансы, несут заработанные баллы туда, где хотелось бы учиться. Это как и в прошлом году — 5 ВУЗов, 5 направлений и 2 главных вопроса.
Это «Город Прима» обсудил с директо ром института экономики, государственного управления и финансов СФУ. Евгения Бухарова рассказала о революции в образовательных программах и почему именно финансово-экономические и управленческие специальности подойдут успешным в математике и компьютерных наукам гениям, а также тем, кто владеет иностранными языками.
Евгения Бухарова
директор института экономики, государственного управления и финансов СФУ
— А стоит ли сейчас идти на «эконом»? Одно время казалось уже слишком много бухгалтеров и экономистов? Как сейчас?
— У нас всегда был достаточно высокий конкурс, и почти все наши студенты находят работу в первый год после выпуска. Да, меняются условия и подходы в обществе, но профессии, связанные с экономикой, финансами и государственным управлением, можно считать вечными. Потому что экономические и товарно-денежные отношения имеют многовековую историю и уходить от них мир никуда не собирается. С ростом сложности и масштабов производства растет роль профессии аналитиков в принятии финансово-экономических решений. Наш институт прекрасно иллюстрирует насколько обширна эта область для профессиональной деятельности: это и финансы, включая корпоративные финансы, рынок ценных бумаг, банковская деятельность, и бухучет, включая управленческий учет, и экономика труда, включая управление персоналом, и международная экономика, и государственно-муниципальное управление.
Сегодня востребованы междисциплинарные аналитические компетенции в области принятия тактических и стратегических финансово-экономических решений, включая обеспечение экономической безопасности деятельности организаций и компаний.
— А роботы финансистов и экономистов потом не вытеснят?
— Решения принимать всегда будут люди. Где-то сегодня машины замещают людей, да. Например, в подсчетах они быстрее и точнее. Однако анализировать и решать, как действовать, все равно людям. И мы с этого года полностью перестраиваем программы обучения, институт запускает новые образовательные программы по всем направлениям и специальностям под эти новые условия и запросы. Под мир, где идет глобальная цифровизация, но принимает решения и управляет процессом человек.
МЫ С ЭТОГО ГОДА ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕСТРАИВАЕМ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ, ИНСТИТУТ ЗАПУСКАЕТ НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ПОД ЭТИ НОВЫЕ УСЛОВИЯ И ЗАПРОСЫ. ПОД МИР, ГДЕ ИДЕТ ГЛОБАЛЬНАЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ, НО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЯЕТ ПРОЦЕССОМ ЧЕЛОВЕК.
— Чем экономист отличается от финансиста? Кажется, абитуриентам сейчас важно понять разницу.
— Экономист же работает с данными разных специалистов, например, бухгалтеров, специалистов по персоналу, маркетингу и иных, обрабатывает их, анализирует и планирует направления повышение эффективности компании или организации в целом.
Финансист отвечает за формирование финансовой стратегии развития организации или компании, а также за законность проведения финансовых операций. Это он распределяет денежные потоки, думает куда выгодно инвестировать средства, оценивает финансовые риски, с позиции обеспечения получения прибыли.
Так, например, по специальности «Экономическая безопасность» мы готовим по специализации «Финансово-экономическое обеспечение федеральных государственных органов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации», которая ориентирована на финансовое планирование, оценку рисков, создание и реализацию эффективных финансово-экономических механизмов деятельности государственных организаций и компаний.
— Ваш будущий студент обязательно должен хорошо считать, знать математику, гуманитариям же у вас нечего делать?
— А вот и нет. Не только абитуриенты, с хорошими знаниями математики могут учиться у нас. Социально-гуманитарная составляющая подготовки экономистов в последнее время возрастает. В своей работе экономисты и управленцы должны владеть цифровыми технологиями обработки данных, знать как российское, так и международное право, учитывать при принятии решений поведенческую психологию, уметь устанавливать коммуникации со специалистами из разных областей. Вот, посмотрите, наши абитуриенты при поступлении сдают русский и базовую математику, а дальше на выбор три предмета: обществознание, информатика или иностранный язык.
Кто-то из ребят с хорошей математической подготовкой будут успешными в сфере экономики, бухучета, финансов и экономической безопасности, так как при принятии решений в этих сферах используются современные количественные математические модели и методы. Для ребят-гуманитариев есть направления подготовки, связанные с управлением персоналом и государственным и муниципальным управлением. Специалисты в сфере принятия кадровых решения и трудовых отношений сейчас крайне востребованы. Это нужно как в бизнесе, так и в сфере государственного управления. За хорошими специалистами в области управления персоналом идет охота везде. Подготовка в области государственного и муниципального управления предусматривает углубленное изучение права, политологии, социологии и психологии.
СПЕЦИАЛИСТЫ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ КАДРОВЫХ РЕШЕНИЯ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЙЧАС КРАЙНЕ ВОСТРЕБОВАНЫ. ЭТО НУЖНО КАК В БИЗНЕСЕ, ТАК И В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. ЗА ХОРОШИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ИДЕТ ОХОТА ВЕЗДЕ.
— Если я буду поступать в институт экономики, управления и финансов — где работать потом?
— Наши выпускники востребованы, и как правило, трудоустраиваются быстро после получения диплома. Так уже со второго курса в процесс обучения включаются компании, организации, представители органов власти. С одной стороны, студенты под их руководством делают проекты, а с другой стороны, будущие работодатели к ним присматриваются. Работать выпускники потом могут в любой сфере. Так, например, в бизнесе маркетологи сколько угодно могут надувать щеки от креативных идей, но пока любую идею не обсчитают финансисты она не будет принята. Финансисты могут работать в инвестиционных фондах, финансовых службах корпораций и организаций, банках, биржах. Экономисты — плановых подразделениях, в бухгалтерии, отделах маркетинга: контролировать финансовые расчеты, готовить отчетность. Многие выпускники создают свои бизнесы.
Мы в этом году делаем 40-ой набор на экономические и управленческие специальности и направления. Наши выпускники — это наша гордость. В большинстве финансовых и управленческих структур города и края работают выпускники наших образовательных программ. Только 4 заместителя министров федерального уровня — наши выпускники. Многие выпускники успешны в бизнесе: Вадим Кириллов, Антон Глушков, Андрей Комоцкий, Борис Альхимович, Владимир Осипенко и другие. Так, например, Василий Герман — очень амбициозный предприниматель, создатель бренда фермерских продуктов и компании «Дары Малиновки». И мы надеемся, что и в этом году к нам придут ребята с хорошей школьной подготовкой, а наше образование позволит им сделать в будущем блестящую профессиональную карьеру.
— Что нужно, чтобы успешно учиться? Большой ли проходной балл?
— Конкурс достаточно большой — 3-6 человек на место на момент подачи оригиналов. Но не надо пугаться этих конкурсов. В университете множество специальностей и всегда есть, где подстраховаться. Что касается успешного обучения, то сейчас в стране начата реформа профессионального обучения. И наш институт, еще раз повторю, трансформирует подходы и создает новые программы. Мы с этого года очень серьезно изменили программы обучения по всем направлениям и специальностям. При модернизации своих образовательных программ мы тесно сотрудничали с ведущими университетами России (МГУ, НГУ, РЭШ и другие) и работодателями.
В новых программах заложено, что студент был мобилен в своем выборе будущего направления профессиональной деятельности. До 2 курса у студентов обязательная междисциплинарная фундаментальная подготовка, а далее любой студент может сформировать свой образовательный трек профессионального обучения с учетом рекомендаций практиков, выбрать направление более ему интересное и по нему двигаться. Есть возможность, в случае ошибки сменить фокус специализации. У нас много практико-ориентированных специализаций и возможностей у студента также очень много. Мы стремимся сделать обучение у нас современным и максимально эффективным с позиций будущего профессионального роста выпускников.
2 0 июня 2021 г начала работу приемная комиссия СФУ и Института экономики, государственного управления и финансов. Институт готовит экономистов-аналитиков, финансистов и управленцев для новой экономики в условиях цифровой трансформации по следующим специальностям и направлениям подготовки по очной форме обучения:
Бакалавриат:
Специалитет:
Экзамены для поступления в институт: математика, русский язык, обществознание / информатика и ИКТ / иностранный язык.
Профессия HR-менеджер: чем занимается и сколько зарабатывает специалист по управлению персоналом
Человеческий ресурс ― один из самых важных в развитии бизнеса, а управление им отведено менеджерам особой квалификации. Современный специалист по управлению персоналом — далеко не привычный «кадровик» из прошлого. Его задачи — куда шире, а ценность для компании высока, независимо от масштабов бизнеса.
Чем же занимается этот специалист в компании? Как им стать? Каковы плюсы и минусы профессии? И сколько зарабатывает HR-специалист сегодня? Об этом читайте в обзоре ФАН.
Особенности профессии HR-специалист
Главная задача менеджера по HR ― обеспечить бизнес персоналом, который создаст возможности для развития и роста компании, повышения ее конкурентоспособности на рынке. Для этого специалист выполняет:
В своей повседневной деятельности он добивается создания таких условий для сотрудников, которые позволяли бы им в полной мере проявлять свой талант, достигать целей, что в конечном счете позитивно сказывается на развитии бизнеса. Но в стремлении сделать жизнь коллектива лучше, специалисту по управлению персоналом важно соблюдать баланс.
Факт. Если перестараться в попытках угодить всем и каждому, работоспособность персонала снизится и бизнес пострадает. Если же оставаться только на стороне работодателя, добиваясь от персонала выполнения задач любой ценой, это приведет к формированию негативной атмосферы в компании и постоянной текучке кадров.
Плюсы и минусы профессии HR-менеджера
У этой специальности много достоинств. HR-менеджеры всегда находятся в центре внимания. Они много общаются: проводят собеседования с кандидатами на вакантные должности, тренинги и индивидуальные консультации с сотрудниками, организуют мероприятия, что вносит разнообразие в трудовые будни. Наконец, HR-менеджер, как правило, входит в руководящее звено компании или выступает советчиком руководителя: к нему прислушиваются директора и топ-менеджеры.
Среди минусов профессии HR-специалиста можно отметить следующие.
Различия между специалистом по кадрам и HR-ом
«Кадровики» ведут трудовую документацию сотрудников. Они оформляют приказы о приеме на работу и увольнении, вносят записи в трудовые книжки, формируют карточки сотрудников, в которых фиксируют изменения в должностях. По большей части специалист по кадрам работает с бумагами.
Профессия HR-специалиста требует работы с людьми, поэтому специалист нуждается в следующем:
Менеджер по управлению персоналом должен любить людей, стремиться к общению с ними и получать от этого удовольствие. От него требуется уважение к каждому сотруднику, независимо от того, какую роль тот играет в компании: работает ли на руководящем посту или трудится уборщиком. HR-специалист должен создавать комфортные и продуктивные условия труда для каждого сотрудника, на всех уровнях организации.
От него также требуются:
Одна из важных черт специалиста — наличие двух уровней мышления. Он должен мыслить глобально, «сканируя» ситуацию в компании и определяя направления работы с персоналом, которые помогут достичь заданных целей: реализовать проект, развить новое направление или избежать напряженности в коллективе. В то же время он должен мыслить детально, быть внимательным к нюансам поведения сотрудников, улавливать изменения в настроении отдельных из них, оценивая риски возможных конфликтов.
Где учиться HR-менеджменту
Чтобы освоить специальность, можно получить среднее специальное или высшее образование. Внимание обращают на учебные заведения, в которых осуществляется обучение специальности «Менеджмент». Эта специальность представлена в каталогах профессий как крупнейших вузов страны, например Московского государственного гуманитарно-экономического университета или Национального исследовательского университета «МИЭТ», так и в крупных региональных учебных центрах:
Некоторые учебные заведения предлагают обучение этой специальности дистанционно, без необходимости уезжать в другой город для получения навыков профессии. Также освоить ее можно в колледже, получив среднее специальное образование. Специальность представлена в учебных программах колледжей экономического направления.
Наличие высшего образования желательно для специалиста по HR. Как правило, выпускники вузов обладают большим запасом знаний и навыков, чем выпускники колледжей. Однако необязательно образование должно быть строго по специальности. Отличные управленцы персоналом получаются из психологов, экономистов, даже юристов и журналистов, которые обладают хорошими организаторскими способностями, стремятся к получению новых знаний, посещают профессиональные семинары и конференции и всегда открыты к общению с людьми.
Факт. При наличии высшего образования решить вопрос, где учиться управлению персоналом, помогут курсы. Такие проводят школы профессий, образовательные порталы и институты дополнительного профессионального образования. Обучение может быть очным или дистанционным. А по окончании курсов слушатель получит сертификат, подтверждающий новую квалификацию.
Возможности трудоустройства и заработка HR-специалиста
У менеджера по управлению персоналом не возникнет трудностей с трудоустройством в крупном городе. Бизнес становится все более ориентированным на людей, так как квалифицированные и сплоченные общей идеей сотрудники являются основой его успеха. Эти тенденции российский бизнес перенимает от бизнеса западного, но в регионах они еще не столь сильны. Поэтому перспективы трудоустройства выше в столице и крупных региональных центрах. Найти работу можно попробовать как в большой компании, так и в маленькой ― активно развивающемся стартапе или бизнесе сферы инноваций, IT.
В регионах шанс трудоустройства выше на крупных предприятиях. В компаниях, где трудятся более 100 человек, как правило, существует должность специалиста по управлению персоналом. Если численность сотрудников выше, на предприятии может быть создан целый HR-отдел из 2–10 сотрудников.
Уровень заработной платы различается в зависимости от региона. По данным онлайн-сервиса по трудоустройству, в столице специалист может претендовать на оплату от 50 тысяч на начальном этапе карьеры до 120 тысяч рублей при наличии опыта и в уверенно развивающейся компании. В регионах зарплаты начинаются от 25 тысяч и достигают 80 тысяч рублей.