что лучше эрмитаж или третьяковка
20 самых посещаемых музеев мира в 2020 году: от Лувра до Эрмитажа и Третьяковки
Издание The Art Newspaper представило рейтинг самых посещаемых музеев мира по итогам ковидного 2020 года. Составители списка сравнили эти показатели с результатами 2019 года (везде — в сторону значительного сокращения), а также, где это было возможно, уточнили количество дней, которое музеи были закрыты из-за пандемии (очень много).
В подробный топ-20, опубликованный в издании, попали сразу три российских музея. Впервые в истории самым посещаемым музеем России в списке оказался Русский музей. Он занял седьмую строчку с показателем 1,203 млн человек, при этом посещаемость упала ровно вдвое по сравнению с 2019 годом, а вынужденное закрытие из-за эпидемии продлилось 97 дней. Эрмитаж потерял место в первой десятке рейтинга и занял 11 место: 968,6 тыс. посетителей (на 80% меньше, чем в 2019-м) и 104 дня карантина. 13-й в списке идет Третьяковская галерея: 894,3 тыс. гостей (-68% к 2019 году), 124 дня закрытия.
Топ-20 самых посещаемых музеев мира в 2020 году:
Кроме того, в топ-100, который будет представлен позднее, вошли еще четыре музея из России: на 22-м месте — дебютант музей Фаберже (728,7 тыс. посетителей), на 33-м — Пушкинский музей (564,4 тыс. посетителей, 62% падения посещаемости), на 46-м — Музеи Московского Кремля (424 тыс. посетителей, 86% падения посещаемости), на 81-м — «Гараж» (291 тыс. посетителей, 69% падения посещаемости).
Рейтинг посещаемости мировых музеев по итогам 2019 года можно изучить здесь.
Эрмитаж или Третьяковка? Что скажет искусствоведческая литература?
С давно знакомых эрмитажных стен, \ Чей облик детской памятью продлился, \ Явился мне однажды Поль Гоген, \ И глаз впервые цветом утолился. Владимир Ханан «У Голубой лагуны». Том 4Б «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ГОСПОДИН ГОГЕН»\Поля Гогена
Зачем-то лед залили на Дворцовой, \ Но Эрмитаж пока еще стоит. \ “А Пиотровский просто трусит, баба! \ Колонна, может быть, не упадет. \ Давайте спросим мнение прораба. Егор Фетисов «Нева» 2008, №4 Госпиталь
Да, я был в Эрмитаже. Там все покупное, не наше\ Там мясистые бабы глядят похотливо со стен\ Там какая-то римлянка грудь предлагает папаше\ И какие-то матери плачут о мертвом Христе\ Это все нам чужое и нашей тоски не развеет\ По грядущему миру, простому как шар голубой\ Не возьмут за живое амуры, венеры, евреи\ Только ум искалечат, а нашу не вылечат боль Сергей Стратановский 1981-83 Из сборника «СТИХИ» 1993 ЭРМИТАЖ
Еще мы были в доме Гете… \ Признаюсь, олимпиец наш\ Любил, как видно, навороты —\ В своей квартире Эрмитаж\ Соорудил; второй этаж: \ Хариты, гении, эроты — Алексей Машевский «Звезда» 2006, №12 Еще мы были в доме Гете…
У вас в Москве эмалированных нет чайничков, таких, как в Эрмитаже, нет картин. И вообще, полным-полно начальничков, а у нас товарищ Толстиков один. Юз Алешковский 1966 БЕЛЫЕ ЧАЙНИЧКИ\Андрею Битову
— Что за картина, псих? \ — Это же — эпатаж! \ Ты, пожевав усы, \ Вымолвишь: \ — В Эрмитаж. Сергей Катеринич Крещатик, 2007 N2 Валентину Тарасову\\ Не про тебя галдёж:
Я нe xoчу, чтoбы вce этo длилocь, \ я нe xoчу эту Бoжию милocть\ в вeчный oтдaть эрмитaж. Сергей Магид Из цикла «Не в сезон» 1997-8
Сквозь две арки прошли к остановке, \ мимо детской площадки, парковки. \ По Ордынке продолжили путь. \ Рассказала мне, что в Третьяковке\ ты хотела луну сколупнуть. Александр Переверзин «Новый Мир» 2006, №6 Сквозь две арки прошли к остановке,
Интересны и цели собирательства произведений искусства, положившие начало Эрмитажу и Третьяковской галерее. Как известно, по распоряжению Екатерины 2 для интимных приемов и отдыха царской семьи строились так называемые эрмитажи ( » уединенные уголки»), которые украшались купленными ценными произведениями искусства, выставлявшимися за границей. Императорские коллекции явились основой будущего Эрмитажа. Кстати, до середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так, например, А. С. Пушкин смог получить пропуск в музей только благодаря В. Жуковскому.
Как посещение Эрмитажа перевернуло судьбу купца: Малоизвестны факты из истории Третьяковки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Будучи выходцем из знаменитого купеческого рода, Павел Третьяков (1832-1898) был не только удачливым предпринимателем, но и ценителем изобразительного искусства, на которое у него было особое чутье. Полагаясь лишь на свой художественный вкус, он умел отличить истинное искусство от полотен однодневок.
Он, собирая свою коллекцию, не гнался за актуальными произведениями и модными авторами, его не интересовала техника и вычурная манера. Иногда он покупал полотна вопреки критическим замечаниям публики и искусствоведов. И сломить волю Третьякова практически было невозможно. Будучи убежденным в том, что его коллекция произведений искусства останется на века, он тщательно подходил к каждому своему выбору. Так по тем временам его непрофессиональное мнение противопоставлялось предпочтениям целой Академии художеств.
В каждой работе он прежде всего искал искренность и правдивость и, приобретая картины, слушал только свое сердце. Как-то заказывая Горавскому пейзаж, колекционер писал живописцу: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника. »
Вы удивитесь, но в свое время Павел Третьяков не захотел приобретать в свою коллекцию картины «Девочку с персиками» Валентина Серова и «Портрет неизвестной» Ивана Крамского, отклонив из-за излишней «красивости». Это уже после его смерти эти картины станут достоянием Третьяковки.
На пути к мечте
Павел был старшим сыном Михаила Захаровича Третьякова, владельца льнопрядильной и льноткацкой фабрики в Костроме и держателя пяти лавок в Старых торговых рядах на Ильинке. Он был совсем юным, когда умер их отец. И с 14-летнего возраста подростку пришлось принять все дела отца, чтобы содержать большую семью. Ведь кроме него у матери остались еще четверо детей.
Павел, к счастью, оказался успешным предпринимателем: мануфактура их семьи стала одной из лучших в стране. Огромную роль в общем деле сыграл и младший брат Сергей, поддерживающий Павла во всех начинаниях: от бизнеса и до создания галереи.
А все началось тогда, когда Павел 20-летним юношей, побывав в Санкт-Петербурге, посетил Эрмитаж, что чрезвычайно впечатлило молодого Третьякова. В своей следующей поездке он познакомился с Федором Прянишниковым, владельцем внушительного собрания русской живописи. Увидев его коллекцию, Третьяков загорелся мечтой и усердно занялся самообразованием, собирал литературу по искусству, посещал все выставки читал рецензии. И к тому же начал делать первые шаги в коллекционировании. Павел, еще будучи подростком, частенько любил захаживать на Сухаревский рынок, где были завалы всякой всячины. А в 1854-55 годах на этом же рынке приобрел 20 полотен старых голландских мастеров. Ну а как позже выяснилось, часть купленных картин оказались подделками.
И с того времени Третьяков зарекся покупать старинные работы: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника». И он стал собирать произведения только русских мастеров. Однако были и исключения, когда коллекционер приобретал работы, ушедших из жизни мастеров. Но это были редкие случаи, когда он был уверен в подлинности картины на все сто.
Спустя одиннадцать лет после первых приобретений в галерее Третьякова было более тысячи картин, почти пятьсот рисунков и с десяток скульптур. Молодые художники ходили туда набираться опыта и вдохновения, а уже маститые живописцы искали дружбы и покровительства Третьякова.
Летом 1892 году он передал свое драгоценное детище в дар городу Москве. А через год официально была открыта Третьяковская галерея, ставшая первым общедоступным музеем России.
Кто знает, где найдешь, где потеряешь
К сожалению, Третьяков не всегда имел возможность приобрести понравившееся полотно того или иного художника. Конкуренция на русском художественном рынке существовала всегда, и за некоторые произведения приходилось серьезно побороться.
Так, к примеру, картину «Христос и грешница» (1888, ГРМ) Василия Поленова у коллекционера «перехватил» Александр III, впрочем как и «Запорожцев» *(1890, ГРМ) Ильи Репина. И это в то время, когда Третьяков вел уже с живописцами переговоры о покупке этих картин. Репину пришлось написать для Третьякова авторскую копию, которая после революции оказалась в Харьковском художественном музее.
А еще коллекционеру при жизни не досталась картина Василия Перова «Проводы покойника» (1865, ГТГ), которую он очень любил, однако после национализации коллекций она все-таки попала в его галерею.
Еще один забавный случай из жизни Михаила Нестерова, который так его прокомментировал: «Мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее Павла Михайловича Третьякова. » Так оно и случилось. Нынче целые экспозиции, посвященные творчеству художника время от времени открываются в Третьяковке.
Известный факт, что Третьяков особо ценил портретную живопись, поэтому в конце 1860 Третьяков надумал создать коллекцию «Русский пантеон», состоящую из прижизненных портретов русских знаменитостей. Коллекционер начал делать заказы лучшим художникам-портретистам, и в итоге он собрал великолепный пантеон цвета русской нации.
А так как не всегда знаменитости готовы были служить моделями художникам, одни из-за нехватки времени, иные из-за суеверий, то Третьяков невероятно радовался, если удавалось уговорить позировать того, кто раньше никак не решался быть увековеченным.
Бесценный дар родному городу
После того как Павел Третьяков передал галерею в дар Москве, ее стали называть Городская художественная галерея Третьяковых. В ее собрание вошло более 1800 живописных картин и рисунков и 10 скульптур.
До конца своих дней Третьяков продолжал ежегодно дарить Городской галерее новые произведения искусства. Его брат Сергей Михайлович также передал свою коллекцию французской живописи галерее, вслед на ним и некоторые другие меценаты отдали в фонд свои собрания.
Даже после смерти Третьяков позаботился о своем детище. В завещании он выделил значительные средства на ремонт и содержание галереи, хотя и был пункт, где он возражал, чтобы коллекция пополнялась, опасаясь, что без его присмотра собрание изменит свой характер.
Однако этот пункт, к счастью, выполнен не был, и на сегодняшний день Третьяковская галерея располагает семью зданиями и более чем 170 тысячами произведений. Она является одной из самых крупных и значительных коллекций русского изобразительного искусства в мире.
К слову, в 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 — 55 000 произведений. Собрание Галереи постоянно увеличивалось за счёт подарков и планомерных государственных покупок.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Культурная Россия превращается в филиал Москвы и Петербурга
Вертикализация управления может стереть локальные особенности регионов
Так будет выглядеть самарский филиал Государственной Третьяковской галереи после реконструкции. Фото сайта tretyakovgallery.ru
На днях в Самаре прошла презентация реконструированного здания фабрики-кухни, где сейчас находится филиал Третьяковской галереи. Первая выставка здесь пройдет уже в 2022 году. Расширение, экспансия крупнейших культурных институций Москвы и Петербурга в регионы идет уже не первый год. Начало положили Мариинский театр, который прирос сценой во Владивостоке, и Эрмитаж, открывший филиалы в Казани и Екатеринбурге (Приморье – в работе). Более того, сегодня существует государственная программа, согласно которой культурные кластеры – филиалы Большого или Мариинского театра, Эрмитажа, Русского музея, одной из столичных академий хореографии, кинематографических вузов и т.д. – должны появиться в Калининграде, Кемерове, Владивостоке и Севастополе.
Понятно, что выбраны ключевые точки на карте – западный и восточный форпосты России, Сибирь, Крым. Все эти планы связаны с крупными строительными проектами – здания для институций в большинстве случаев должны быть новые. Строительство филиала Большого в Калининграде уже идет, его должны завершить в 2023 году. Здание для Эрмитажа во Владивостоке проходит сложный этап реконструкции.
С одной стороны, иначе как грандиозным этот проект не назвать. В городах, где не было, скажем, оперных театров, они появятся. Неоспоримый плюс и в том, что финансирование будет идти из федерального бюджета и не зависеть от местного.
Но у системы, в которую превратились отдельные случаи, есть опасные стороны. Тенденция вертикализации власти, характерная для российской политики, применяется к культурной сфере. Управление крупными культурными точками будет осуществляться из двух столиц. В стране 11 часовых поясов, разница между этническими группами, характерными особенностями каждого региона огромна. И если в краткосрочной перспективе результатом будет быстрое получение качественного продукта, то в долгосрочной возможно нивелирование локальных традиций, апатия местного руководства. Есть федеральное предложение: Эрмитаж показывает импрессионистов, Московская консерватория присылает своих педагогов – к чему напрягаться и выстраивать что-то свое, взращивать местное? Стоит ли поощрять местных художников, когда Эрмитаж и так покажет великих?
А между тем столицы в XX веке питали региональные авторские школы. Скажем, школа Захара Брона в Новосибирске дала миру блистательных скрипачей, и таких примеров много. Сила России, как всегда считалось, именно в разнообразии культурных школ, и сейчас это разнообразие будет постепенно стираться.
Исторически, правда, складывалось и так, что столицы давали импульс. Так, культурная миграция была очень сильна в годы Великой Отечественной войны, и в городах, где «квартировался» Большой или Кировский, проросли творческие зерна. В 1945 году в Молотове (Пермь), куда был эвакуирован Кировский театр, появилось хореографическое училище, директором которого стала артистка из Ленинграда. Сейчас это учебное заведение со своими традициями, своим почерком, чьи выпускники узнаются профессионалами по характерным чертам, присущим пермской школе. В нынешней схеме вряд ли такое возможно.
Проблему понимает Владимир Урин, который в одном из интервью отметил, что задача Большого – запуск театра в Калининграде, помощь на первых этапах, но в перспективе он должен стать самостоятельной организацией. Правда, оставаясь в системе Большого… То есть финансовые и управленческие решения (возможно, и художественные) будут приниматься на Театральной площади в Москве, или в кабинете на Дворцовой в Санкт-Петербурге, или в Лаврушинском переулке и т.д. У руководителя филиала вряд ли будет право на ошибку, на собственный путь. Так вся культурная Россия грозит превратиться в филиалы, а местные творческие школы, традиции рискуют уйти в песок.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Копии вместо оригиналов: что на самом деле выставляют в музеях
Мы выяснили, насколько состоятельна популярная «теория заговора»
Похищение картины Куинджи из Третьяковки породило массу конспирологических теорий. Одна из них состояла о том, что работа «Ай-Петри. Крым» на самом деле — копия, и украли ее, чтобы скрыть факт подлога. А следом всплыла популярная мировая «теория заговора» — в музеях всего мира оригиналы давным-давно заменили копиями (читай — подделками). Есть ли в этой версии хотя бы доля правда, разбирался «МК».
Начнем со злободневного. «Ай-Петри. Крым» — работа Архипа Куинджи. Ее исследовало множество специалистов. Сначала в ходе подготовки выставки. На этом этапе была уточнена дата создания работы: если раньше считалось, что она выполнена в период с 1898 по 1908 год, то теперь специалисты уверены, что она написана раньше — в 1890-х. После операции по задержанию преступника и возращения картины ее обследовали снова — искусствоведы хором заключили, что это тот самый Куинджи и точка. Предположить, что эксперты сговорились с полицией — это уже перебор.
Теперь о теории музейного заговора. Она существует давно и умирать никак не собирается. Почему? Люди слишком падки на душещипательные арт-детективы? Или сильные мира сего, и правда, прикарманили шедевры, а публика восхищается в музеях подделками?
Копия подделке рознь
Чтобы расставить все точки над «i», прежде всего обратимся к терминологии. Есть такое понятие, как авторская копия — это произведение создателя оригинального произведения, который вновь воспроизвел тот же сюжет спустя какое-то время. Авторская копия не обязательно повторяет оригинал «от и до». Такое невозможно в принципе — опытному глазу всегда будет видна разница: в деталях, мазках, цветах. Человек не принтер. Авторские копии нередко встречаются в музеях и порой представляют не меньший интерес.
Тот же Куинджи не раз писал «Березовую рощу», и самым знаменитым стал вариант №3. Впрочем, это не то чтобы копия, а скорее возвращение к одному и тому же сюжету. Малевич сделал несколько повторений «Черного квадрата». Одно из них хранится в Третьяковке (как и оригинал), другое — в Русском музее, третье — в Эрмитаже. А сколько раз Саврасов писал своих «Грачей», затрудняются сказать даже специалисты. Верещагин, Серов, Нестеров, Репин — все эти знаменитые мастера не раз делали повторы своих работ.
Копия — реплика произведения, сделанная другим автором. Обычно создание реплик связано с образовательными целями. Так, ГМИИ им. Пушкина изначально строился как музей копий при Московском университете. Его задачей было проиллюстрировать развитие искусства от античности к Возрождению. Это потом уже Пушкинский вырос в огромный музей со значительной коллекцией подлинников. Но копии там есть и по сей день. Постоянную экспозицию открывает «Давид» — реплика скульптуры Микеланджело, оригинал которой хранится в Академии изящных искусств во Флоренции. О том, какая вещь копия, а какая нет, можно узнать из этикетки, которая есть рядом с каждой работой. В России учебное копирование оформилось в методическую программу для студентов-художников еще в XVIII веке. Копирование для начинающего автора — способ овладеть разными техниками, на практике познакомиться со стилями разных художественных школ. Для обычных зрителей копии тоже подспорье для самообразования — это ведь не картинка в книжке.
Вообще-то копию — репродукцию — любого известного произведения легко купить в Интернете. Такие картины часто делают на специальном принтере (многие даже печатают масляными красками) или вручную. И в первом, и во втором случае разница с оригиналом будет очевидна — для интерьера сгодится, но в музей такую не подсунуть, качество не то.
Если копия делается с целью выдать ее за оригинал — это уже подделка. Впрочем, более распространенная практика в мире фальсификаторов — сделать собственное произведение в стиле именитого мастера, с помощью красок, которыми тот пользовался и на старом холсте. А потом еще и искусственно состарить. Правда, процесс это долгий и трудоемкий. В последнее время чаще встречаются перелицовки: картину малоизвестного автора переделывают под знаменитого, затирают лишние элементы и ставят фальшивую подпись. Арт-рынок наводнен подделками. Порой, они попадают в музеи.
«Специалисты знают и молчат»
Десять лет кряду в Чикагском институте искусств красовалась скульптура «Фавн» якобы Поля Гогена. В 2007 году выяснилось, что это подделка. Как раз в разгар следствия над истинным автором — британцем Шоном Гринхолом. За свою преступную карьеру фальсификатор сделан сотни «новых старых» произведений, многие из которых до сих пор находятся в частных и музейных коллекциях, а их владельцы пребывают в сладостном неведении. Чикагский институт искусств купил фальшивую скульптуру в 1997 году у арт-дилера, который приобрел ее за три года до того на аукционе Sotheby’s. Эксперты института исследовали «шедевр» перед приобретением и фальшивки не разглядели. В данном случае преступник создал работу с нуля и придумал для нее легенду. Музеи регулярно закупают новые экспонаты для своих коллекций. Случаются проколы.
Бывает и такое, что музей сдает залы для временной выставки, и там показывается частное собрание. В такую экспозицию может попасть подделка — случайно (собиратель и сам не ведает, что у него фальшак) или намеренно (владелец создает музейный провенанс подделке, чтобы потом ее выгодно сбыть). Далеко не каждый музей проверяет экспонаты арендных выставок.
Но одно дело частное собрание, которое временно экспонируется в музее, совсем другое — музейный фонд. Возможны ли там проколы? Бытует мнение, что кое-где в музеях на стенах висят копии: якобы нечистые на руку сотрудники могли подменить шедевры, а оригиналы продать на черном рынке.
— Меня постоянно об этом спрашивают, — рассказывает сотрудница Британского музея в Лондоне, пожелавшая остаться неизвестной. — В Англии — это миф, в России — не знаю. Сейчас, думаю, такое невозможно, а вот в советское время и в годы перестройки могли и менять. Точно знаю, что в региональных музеях в конце 1980-х такое было.
Действительно, бывало. Об этом свидетельствует история, случившаяся в Ростовском кремле. В 2014–2016 годах музей получил в дар от князя Никиты Лобанова-Ростовского несколько картин, которые на поверку оказались подделками. Был большой скандал, благодаря которому провели экспертизу всего собрания авангарда в Ростовском кремле. Выяснилось, что хранившиеся в музее с 1922 года картины «Самовар» Казимира Малевича и «Беспредметная композиция» Любови Поповой — копии. Подмена произошла в начале 1970-х. Оригинал «Самовара» теперь находится в собрании нью-йоркского МоМА, а подлинник работы Поповой — в Музее современного искусства в Салониках (Греция). Преступники изготовили три подделки (специалисты пришли к выводу, что они выполнены одной рукой), но одну, очевидно, не успели подметить. Речь о «Зеленой полосе» Ольги Розановой, копия которой в итоге попала в коллекцию Костаки и выставлялась в уже упомянутом музее в Салониках. Оригинал же остался в Ростовском кремле.
— В постоянной экспозиции крупного музея подмена почти невозможна. Другое дело — провинция. Там такое, действительно, возможно случается, и многие специалисты знают, что в их музее подделка, но молчат. Почему? — говорит «МК» издатель «Каталогов подделок» и каталогов похищенных произведений «Внимание, розыск!» Владимир Рощин. — Потому что доказать нельзя, а нарваться на иск можно легко. Почему нельзя доказать? Потому что тебе никто не даст исследовать предполагаемые подделки. Впрочем, встречаются фальшивки или не правильно атрибутированные картины не только в провинциальных музеях. Мне говорили специалисты, что нашли несколько подделок в Центре Рериха (до его выселения из усадьбы Лопухиных), но никто разбираться не захотел. Делать экспертизу — это время и деньги. А в музеях еще советское мышления: они сразу, как одержимые, начинают придумывать, что кто-то под них копает. Вспомните историю с поддельными экспертизами, которые пачками штамповали искусствоведы Третьяковки, пока мы их не раскрыли. Еще неизвестна судьба всех фальшивок, которые нечистые на руку специалисты атрибутировали как подлинники!
Искусствовед Кирилл Алексеев, несколько лет проработавший в Третьяковской галерее, тоже уверен, что в постоянной экспозиции крупного музея копийных подделок нет и быть не может.
ИГИЛ уничтожал фальшивки, чтобы скрыть кражи?
Все настоящие исторические ценности давным-давно вывезли из Ирака и Сирии, а «ручные боевики» ИГИЛа (группировка запрещена в России) крушили подделки, чтобы замести следы былых преступлений. Такая версия давно гуляет на просторах Интернета в комплекте с фотографиями, на которых видна арматура, торчащая из якобы древних скульптур. Железяки успели проржаветь.
— В Англии в это не верят, но часть дилеров в России верят, — говорит наш источник в Британском музее. — Лично я не исключаю этого.
Но, может, фотографии — фейк? Ведь на них не видно скульптур целиком, да и самих вандалов.
Вандалы за работой.
А вот еще одна любопытная история от нашего собеседника из Британии: «Был случай: один музей затопило, и пострадала картина — шедевр русского художника XVIII века. Его отправили на реставрацию в Москву. В 2000-х музей снова затопило, и картину снова отправили на реставрацию. Оказалось, что это копия».
Но, как говорится, слухами земля полнится.
Впрочем, увидеть подделки в постоянной экспозиции можно вполне официально. Для этого есть специальные музеи — музеи подделок. Такой, например, с 1951 года существует в Париже. Располагается он в роскошном особняке на улице Рю-де-ла-Фазандери, экспозиция занимает шесть залов. Есть подобный музей и в Вене. Там можно найти работы одного из самых известных фальсификаторов, автора более двух тысяч подделок Тома Китинга. Или фальшивый дневник Адольфа Гитлера, созданный немецким художником Конрадом Куяу в 1983 году. И убедиться, что создание подделки — особое, пусть и преступное, но непростое искусство. А еще в том, что практика показывает, что большинство мошенников либо получают небольшие тюремные сроки, либо вовсе остаются безнаказанными. Не потому ли арт-рынок переполнен фальшивками?