что лучше глобус или карта и почему
В чем разница между глобусом и картой?
Глобус — трехмерная уменьшенная модель Земли. Он имеет такую же форму, как сама планета, ось вращения у него так же, как и у Земли, наклонена.
На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, глобус дает нам уменьшенную картину нашей планеты с минимальными искажениями.
Первый глобус был создан около 150 г. до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус немецкого ученого и мореплавателя Мартина Бехайма, созданный им в 1492 г.
В отличие от глобуса, карта показывает расположение географических объектов на листе бумаги, причем он может быть разного размера. Конечно же, карты более удобно носить с собой и пользоваться в поездках. Однако они немного искажают очертания географических объектов. Это происходит потому, что наша Земля шарообразная и ее поверхность нельзя изобразить на плоскости, не растянув некоторые части.
Географическая карта — изображение земной поверхности, содержащее градусную сетку с условными знаками на плоскости. Это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, показывающее расположение на ней объектов.
Географические карты бывают различными. Например, карты, на которых изображены природные объекты (горы, моря, равнины, материки), называют физическими; карты, на которых показаны страны, их границы, столицы, — политическими. В зависимости от масштаба выделяют крупномасштабные и мелкомасштабные карты.
Урок окружающего мира «Глобус и карта. Их сходство и отличие»
Урок окружающего мира (А.А. Вахрушев – 2 класс)
Тема урока: «Глобус и карта. Их сходство и отличие».
/Брагина Я.М., МАОУ «Гимназия № 34» г. Ульяновска/
1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.
Познакомить учащихся с особенностями глобуса и карты полушарий и их сходствами и отличиями.
Максимум: к концу второго класса учащиеся должны различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, владеть элементарными приёмами чтения карты. Понятие: Западное и Восточное полушария.
Минимакс: находить экватор на карте и глобусе и знать, что это такое. Понятие «экватор».
Оборудование: глобус и карта полушарий – демонстрационные и индивидуальные (в паре), развёртка глобуса, разрезанная и аккуратно снятая кожура апельсина у каждого ученика.
— развивать монологическую речь уч-ся, умение строить высказывание, отвечать на поставленный вопрос;
— развивать творческое воображение, мышление, память;
— развивать познавательные способности уч-ся;
— развивать умение адекватно оценивать свою деятельность на уроке;
— создать условия для развития у учеников ключевых компетенций: информационной, коммуникативной;
— формировать умение взаимодействовать друг с другом – работа в паре;
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый прогнозирование собственной деятельности.
/Психологическая установка на урок/
— Ребята, какое сегодня чудесное утро! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы – мне и друг другу, а теперь улыбнитесь гостям! Я желаю вам успеха.
Громко прозвенел звонок –
Наши ушки на макушке,
Помогаем мы друг дружке.
Ни минутки не теряем!
— C какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (с планом и различными картами)
— Что главное для себя запомнили?
Сходство плана и карты: (появляется на экране)
уменьшенное, обозначен масштаб;
имеют условные обозначения;
обозначены направления на стороны света.
на картах не обозначаются дома;
на картах обозначаются реки, озёра, города;
план подробнее карты.
— Посмотрите на схематичный план урока, как будет строиться наш урок?
— Прочтите тему урока: Глобус и карта.
— Как вы думаете, на какой вопрос мы должны будем найти ответ? Что выяснить? – после предположений детей открываю главный вопрос на доске (В чём сходство и различие глобуса и карты?)
— Что вы уже знаете о глобусе и карте? (глобус – шар, карта – плоское
изображение Земли; глобус – модель земли, на нём, как и на карте, есть меридианы, параллели и экватор, обозначены направления на стороны света: север, юг, запад, восток).
— Посмотрите, какие бывают глобусы (презентация).
(Ученица читает стихотворение «Глобус»)
Словно в руки дали
Чтоб цвели там вишни,
А потом очистила б
Чтоб жила в них рыба,
Чтоб не стало войн,
И вместе с болезнями
— А сейчас вы попробуете самостоятельно открыть новые знания. Откройте учебник на с.128-129 (карту полушарий) и поставьте перед собой глобус. Перед вами задача – сравнить глобус и карту по внешним параметрам. Что заметили? (глобус – целый, а карта состоит из двух частей, у глобуса видна ось вращения, а на карте её нет).
— Чем они похожи и в чём их отличие? Давайте, попробуем, опираясь на уже имеющиеся знания, сформулировать ответ на этот вопрос.
Сходство: по ходу ответов на экране появляются таблички.
уменьшенное изображение земной поверхности;
это изображения сверху;
глобус – объёмная фигура;
глобус изображает всю Землю, а карта может изображать и её часть;
на карте изображение искажается (а в этом знании вы убедитесь опытным путём в практической работе)
— Давайте внимательно рассмотрим горизонтальные линии на глобусе. Как они называются? Что вы можете сказать об их длине, о том, откуда они начинаются? Есть ли среди них особенные линии?
— Ребята, послушайте, как объясняет значение этого слова Василий Ливанов в сказке «Самый, самый, самый…» устами маленького львёнка:
«Знаете ли вы, что такое экватор? Он стягивает земной шар, как обруч стягивает бочку. Он всё равно, что тоненький-претоненький пояс вокруг толстого-претолстого живота. Он мокнет в солёной воде трёх великих океанов. Он прячется в болотистых лесах Южной Америки и сохнет на жарком солнце в самой середине Африки. И если кто-нибудь захочет узнать, где он начинается и где кончается, тот ничего не добьётся. У экватора нет ни начала, ни конца. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, но всё-таки он есть. Он существует с тех самых пор, как его придумали люди…»
— На какие части делит глобус экватор? (на Южное и Северное полушария)
— Закройте их руками.
— Назовите материки, которые пересекает экватор, океаны.
— А можно ли сказать, что такие линии начерчены на нашей планете?
(Нет, на самом деле таких линий нет – они воображаемые.)
— Теперь исследуйте вертикальные линии. Как они называются? – меридианы.
— Отличаются ли они по длине, где начинаются, где заканчиваются?
(Меридианы одинаковые по длине, начинаются у одного полюса и заканчиваются у другого).
— Какой материк пересекают все меридианы? Какой океан? (Антарктиду, Северный Ледовитый)
— Есть ли среди них особенные? – один из меридианов более тёмного цвета.
— Это нулевой меридиан или Гринвичский, он делит земную поверхность на две части: Западное и Восточное полушария.
— Закройте руками Западное и Восточное полушария.
— Какие материки пересекает нулевой меридиан?
— Что такое земная ось? Видна ли она на поверхности Земли? – не видна, это воображаемая линия, вокруг которой вращается наша планета.
Физминутка – релаксация (под спокойную музыку).
— А сейчас вы попробуете сделать собственное «открытие» знаний. Работать будете в парах. Давайте вспомним правила работы в группе, в паре.
1. Помоги товарищу, если ему трудно.
2. Помоги так, чтобы товарищ учился сам преодолевать трудности.
3. Взялся помогать – не подведи, доведи дело до конца.
4. Помогай не только другу, но и любому члену коллектива.
5. Помогая одному – думай об успехе всего коллектива!
— Рассмотрите в учебнике на с. 84-85 различные способы, с помощью которых можно глобус превратить в карту. Расскажите друг другу об этих способах, используя в качестве модели снятую кожуру апельсина.
— Можно ли получить из апельсиновых корок плоское изображение, не растягивая их? Можно ли создать карту всего земного шара без искажений?
— Так чем же ещё карта отличается от глобуса? – на ней изображение искажается сильнее.
— Оцените свою работу в Листах достижений, учитывая степень своего участия.
Давайте вспомним критерии оценки своей деятельности:
а) работа в парах по карточкам
(сначала один задаёт вопросы другому, затем наоборот, если сомневаются в ответах – можно развернуть карточку и ознакомиться с правильным ответом)
— Оцените свою работу в Листах достижений.
б) динамические пары
(ещё раз закрепляются и обобщаются полученные знания, терминология)
— Оцените свою работу, для этого посчитайте свои жетоны: если вы ответили на все вопросы и набрали 7-6 жетонов – это « + », 5-4 – « ? », меньше 4 – « — »
— Кто сможет дать ответ на главный вопрос?
— Что нового для себя открыли?
— За что можете себя похвалить?
— Как думаете, пригодятся ли вам полученные знания? Где?
VI . Домашнее задание: с.84-88, высокий уровень – с.89, задания в тетради с.27-28.
Плод – если урок для вас прошёл плодотворно и вы довольны своей работой;
Цветок – вы хорошо выполняли задания, но слегка затруднялись;
Бабочку – если вы испытывали трудности при выполнении заданий.
— Я благодарю вас за работу! Сдайте, пожалуйста, карточки и Листы достижений. Наш урок закончен.
Основные типы глобусов. Какой глобус выбрать в подарок для ребенка?
Слово “глобус” имеет латинские корни. Его форма – круглая. Поэтому несложно догадаться, что переводится он как “шар”. Что же такое глобус для детей — это уменьшенная трехмерная копия нашей планеты.
Такие круглые модели могут стоять в кабинетах географии или дома. Для чего нужен глобус? По нему можно изучать:
Но все эти параметры также представлены и на карте. Чем же тогда глобус отличается от географической карты? Здесь можно отметить два параметра:
В этом и состоят основные отличия глобуса от карты.
Объемная модель Земли является одним из самых популярных подарков. Она придется по душе любознательным детям, которые интересуются миром вокруг себя. Но как выбрать глобус для ребенка? На что стоит обратить особое внимание? Дорого ли он стоит? Какой глобус для школьника лучше?
Чтобы ответить на все эти вопросы, мы подготовили для вас познавательный материал. В нем вы узнаете:
Какие бывают глобусы
По диаметру модели делятся:
Также географические шары бывают:
По типу шарообразные модели земли можно разделить:
Рассмотрим все эти модели более подробно, уделяя особое внимание достоинствам и недостаткам каждого типа глобуса. А после перейдем к необычным моделям.
Глобус географический с физической картой мира
Самой распространенной является модель, на которой изображены озера, моря, океаны. Там также найдутся пустыни, равнины, материки, острова. Это физический глобус. Такие шары содержат меридианы, параллели и экватор, расскажут нам, что такое структура планеты, познакомят с дном океана и горными вершинами.
Достоинства этого вида:
Недостатком такой модели является то, что по ней невозможно изучать границы государств и их территории.
Политический глобус мира
Этот шар предназначен для того, чтобы обучить ребенка политическому устройству мира. На нем можно разглядеть границы государств, крупные населенные пункты и названия столиц. Они показывают автомобильные, железнодорожные и морские маршруты.
Чем же удобен и не удобен политический глобус?
Из плюсов можно выделить:
Минусом такой модели является то, что не получится пользоваться ей долго из-за быстро меняющейся политической ситуации в мире.
Универсальный
Это совмещенная модель. Из чего состоит такой глобус? Это модель, включающая в себя два вида карт: физическую и политическую.
Положительные моменты такого глобуса:
Отрицательный пункт – это короткие сроки использования, из-за быстрой изменчивости политической карты мира.
Универсальные варианты могут содержать выпуклые фрагменты (горы, ледники и т.д.). Такие глобусы подойдут для первоклассников. Понравятся они и дошкольникам. Маленьким ученикам намного проще изучать выпуклые, нежели плоские картинки.
Детский глобус с подсветкой
Такие святящиеся модели обладают дополнительной функцией. Их можно использовать в качестве ночника. Чаще всего подсветка выделяет обе карты: и физическую, и политическую. Если же шар выключен, увидеть удастся лишь физическую карту.
К сожалению, не все модели имеют выключатель подсветки. Регулирование света возможно только с помощью вилки.
Говорящий интерактивный обучающий глобус для детей
Такую модель обычной не назовешь! Это уже не просто пособие по географии. Это самый настоящий обучающий комплекс. Такой умный глобус для детей не только показывает, но и самостоятельно рассказывает, позволяя совмещать и зрительную, и слуховую память. К тому же, у обучающегося появляется уникальная возможность освоения иностранных языков, поскольку информация подается на нескольких языках.
Дойдя до этого момента, вряд ли кто-то захочет спросить, чем отличаются глобус и карта. Но если все-таки этот вопрос остается актуальным, читайте дальше и удивляйтесь.
При использовании специального приложения и наведения телефона или планшета на интерактивный глобус, на дисплее отразятся:
Единственным минусом электронного глобуса мира для детей является его стоимость. Цены на такую модель колеблются от 1 500 до 4 000 рублей.
Левитирующий
Эта модель имеет электромагниты. С их помощью она умело вращается над подставкой или в середине рамки. Это очень необычное зрелище. Усиливается оно за счет ярких переливов вокруг шара.
Достоинства левитирующих глобусов:
К недостаткам также можно отнести дороговизну. Стоит такой необычный вариант от 2 500 до 5 000 рублей.
Исторический
Такие глобусы имеют подсветку и позволяют увидеть пути важных в истории путешествий и географических открытий.
Из плюсов можно отметить:
К минусам относится опять-таки высокая стоимость – от 2 000 до 5 000 рублей
Астрономический
Это очень эффектный, интересный и развивающий вариант глобуса для детей, способный расширить кругозор. Модель подойдет для маленьких астрономов, желающие иметь у себя в коллекции мини копию Земли, Луны или Марса.
Цена на такие глобусы начинается от 2 000 рублей.
Контурный
Как используют и что делают с таким глобусом? Ответ прост – на нем рисуют! С помощью разноцветных фломастеров можно самостоятельно проводить и стирать территориальные границы государств, разукрашивать страны в разные цвета. Такая модель хороша тем, что можно править политические границы в соответствии с обстановкой в мире.
Стоимость таких вариантов начинается от 400 рублей.
Необычные виды глобусов
Модельный ряд географический шаров настолько разнообразен, что можно найти совершенно необыкновенные варианты:
Как выбрать глобус для школьника
Из основных критериев выбора можно отметить:
Лучшие производители
Одними из лучших фирм-производителей считаются компании: Globen, “Глобусный мир”.
Рейтинг лучших интерактивных глобусов
Учитывая отзывы покупателей, мы составили рейтинг лучших интерактивных моделей. Среди них:
Какой интерактивный глобус купить ребенку?
При покупке этого круглого географического учебного пособия следует обращать внимание:
Чем отличается глобус от географической карты?!
Ответ или решение 2
В первую очередь нужно определить что именно обозначают эти понятия. Глобус является объемной моделью нашей планеты, а карта это модель планеты, которая изображена на плоскости. Так вот, кроме собственно формы и вида эти две модели планеты отличаются тем, что глобус является точной моделью, по которому можно делать какие-то вычисления и иметь точное представление о планете. А вот на карте есть много искажений, чем дальше от экватора, тем их больше. Но на карте значительно больше условных обозначений, чем на глобусе.
В географических работах и расчётах мы используем карты или глобус. И очень часто у нас возникает вопрос: «Что же из них лучше и практичней: глобус или карта?» К сожалению, ответа на этот вопрос нету. Но зато есть несколько пунктов по которым эти два вида изображения земли очень отличаются.
Точность и искажение изображения
Практичность и удобство
Глобус, даже самый маленький, неудобно возить с собой да и вообще занимает он достаточно много места. Для измерения расстояний без спецприборов он не подходит.
Карта же отлично помещается даже в небольшой дипломат и не занимает много места на полочке. На карте проще измерить расстояние обычной линейкой.
Практическое применение
Я сомневаюсь, что вы много раз встречали глобус где-нибудь, кроме уроков географии. Он используется лишь специалистами-географами.
Разновидности и назначение
Глобус традиционно существует лишь двух видов: общегеографический или политический, что исключает его использование в более узких целях.
Разновидность карт же удивляет: географические, политические, рельефные, ископаемые. Благодаря разномасштабности карт возможно их использование в узких целях.
Чем отличается глобус от географической карты?
Бывает же такое: этот вопрос помог мне определиться с подарком 6-летнему крестнику на Новый год. Он очень любознательный мальчик, и я уверен, что глобус как раз то, что ему нужно для дальнейшего познания мира. А вот карту я бы ему не подарил — несколько разное у этих двух географических атрибутов назначение.
Глобус — объёмная модель Земли
Я считаю, что глобус — лучшее пособие, которое даёт представление о нашей планете. Благодаря ему, легко увидеть Землю почти так, как видят её космонавты. Глобус наглядно и без искажений показывает, как расположены материки и океаны, как движется Земля вокруг своей оси.
Изобретён глобус очень давно, но самый старый, который сохранился до наших дней, был изготовлен в Германии в 1492 году.
С тех пор трёхмерная модель Земли постоянно видоизменяется. Современные глобусы очень разнообразны как по размерам, так и по нанесённому изображению. Недавно к традиционным географическим и политическим глобусам прибавились рельефный, цифровой и интерактивный.
Карта — изображение поверхности на плоскости
Для того, чтобы ориентироваться на местности, нужно иметь представление о расположении того или другого объекта. Таким упрощённым изображением земной поверхности на плоскости является карта. Объекты на карте изображены при помощи условных знаков, линий, цвета.
Карт огромное разнообразие, они различаются по:
Карты могут изображать как всю поверхность планеты, так и отдельные части: материки, страны, города.
Отличия глобуса от карты
Оба предмета преследуют цель: отобразить земную поверхность, но делают это по-разному. Они отличаются точностью передачи изображения, практическим использованием, разновидностями.
Глобус передаёт изображение Земли без искажений, в отличие от карты.
Пользоваться картой в повседневной жизни удобнее, она отображает поверхность более подробно.
Разновидностей у карт огромное множество, чего не скажешь о глобусе.
Но, всё-таки, для развития ребёнка, глобус незаменим. И я обязательно куплю рельефный глобус крестнику.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Мне было года 4, когда отец привез мне из командировки огромный глобус. Я вскоре разрисовал его цветными карандашами, география не представляла для меня особого интереса. В 5 лет у меня появилась карта, я решил, что оберну ею глобусный шар и таким образом «починю» его. Но я столкнулся с проблемой: на карте появилось множество складок.
Чем карта отличается от глобуса
Можно сразу сказать, что отличие карты от глобуса в том, что она плоская, а глобус — круглый. Именно благодаря этому фактору между местностью, которая нанесена на карту, и той, которая обозначена на глобусе, есть множество различий. Вот некоторые из них:
Как известно из истории, какое-то время люди были уверены в том, что Земля является плоской. Но так думали далеко не все, многие античные ученые знали, что наша планета шарообразна. Именно благодаря этому знанию, первый глобус появился за полтора века до начала нашей эры. Карты появились гораздо раньше, но не в качестве учебного пособия, их использовали как ориентир в путешествиях.
Что лучше — карта или глобус
Все мы знаем еще с детского сада, что Земля имеет форму шара. Было бы логично предположить, что правдоподобнее поверхность нашей планеты будет отражена на глобусе. Это верно, но использовать глобус не всегда удобно. Его эффективно будет использовать как учебное пособие, но не для небольшого путешествия.
Если человек пойдет в поход, то он же не будет брать с собой глобус. Хотя бы из-за того, что вследствие маленького масштаба, местность будет обозначена на нем очень схематично. Тут на помощь приходит старая добрая карта.
На ней можно очень подробно изобразить место, которое хочет посетить путешественник. Чем больше масштаб, тем меньше погрешность межу картой и реальностью. Неопытным туристам в поход обычно советуют брать несколько карт большого масштаба, а не одну маленького.
Если б мне задали вопрос про отличие глобуса и карты, то на такого человека я бы посмотрел с недоумением. Казалось, чего проще — глобус круглый, карта плоская. Но не все так однозначно, у них друг перед другом есть преимущества и недостатки.
Глобус и карта: отличия
Стоит уяснить сразу, что глобус — это трехмерная модель Земли, а карта — двухмерное изображение ее поверхности. Главным отличием, я считаю то, что глобус никогда не сможет изображать отдельную часть Земли (не бывает глобуса Украины), а карта — запросто. Точность глобуса считается более высокой, чем у карты, т. к. он повторяет более-менее округлую форму планеты.
Меркаторова проекция
Еще картографы Ренессанса придумали «срезать с глобуса шкуру» и разложить ее на плоском столе. У них появилась вот такая вот картиночка (см. ниже), поделенная на ломтики, при этом являющаяся уточненной копией изображения планеты (если в уме соединить все края).
Затем темные части можно закрасить в цвета краев и получить полноценную карту. Опыт показал, что по таким картам более удобно прокладывать курс для морских судов (а сегодня и для воздушных), ибо достаточно приложить линейку, и полученное направление по меридиану окажется верным. Такой способ получил название по имени своего изобретателя — фламаднского картографа Меркатора Жерара.
Недостатки Меркаторовой проекции
Извечный вопрос о точности карт, даже с применением проекции, решается не в пользу последних. Переделка карт с глобуса дает неверное изображение площадей по мере приближения к полюсам.
Таким образом, и глобус, и карту нужно применять в зависимости от поставленных задач в каждой конкретной ситуации.
Любовь к географии у меня, как говорится, с младых ногтей. Бабушка подарила мне глобус, когда мне было 8 лет (я часами его рассматривала), а отец повесил в моей комнате настенную карту. Карта и глобус помогают изучать планету целиком или ее регионы, но они имеют существенные различия.
Модель действительности
Для того чтобы решить ту или иную географическую задачу можно использовать как глобус, так и карту. Первое их отличие ― это форма изображения поверхности Земли. Если же карта ― это плоское изображение на бумаге (как всей планеты, так и отдельных ее частей), то глобус ― это объемная (шарообразная) модель.
Искажение изображения
Сразу отмечу, что глобус точнее. Карта искажает изображение земной поверхности, она сжимает его или растягивает. Это происходит из-за того, что невозможно без разрывов или смятия перенести изображение со сферической формы в плоскую. При составлении карт использую проекции, которые бывают:
Тематика изображения
Мне ни разу не доводилось видеть глобус с изображением полезных ископаемых, климатических поясов или демографической ситуации. Глобусы чаще всего демонстрируют политическую или физическую картину мира. В некоторых случаях, глобусы освещают изнутри и на фоне физической карты высвечивается другое содержание, например административно-политическое деление земного шара.
Карты не ограничены в тематическом изображении. Их разделяют на карты, которые отображают природные явления и общественные. К первому типу относятся:
Ко второму типу относят:
Ограниченный масштаб
Если я нахожусь в незнакомом месте города или путешествую, то всегда использую карту (электронную). Вряд ли мне удалось бы достать глобус в транспорте и найти конкретную улицу. Глобус ограничен в масштабе. Например, модель с масштабом 1:5000000 имела бы диаметр 2,55 м. Бумажная карта намного удобнее, она занимает меньше места и ее можно положить в карман.
На уроках географии в моей школе никогда не использовался глобус. Его просто не было в школе. А вот карт было много, из чего я ещё в школьные годы сделала вывод, что глобус — наглядный и интересный, но необязательный атрибут.
Что появилось раньше: глобус или карта
Первые упоминания о глобусе относятся к 150 году до нашей эры. Но тот глобус до наших дней не дожил, остались лишь сведения о нём. Самый старый ныне существующий глобус был изготовлен в конце 15-го века.
На первых картах наши предки изображали не землю, а звёзды, и сделано это было на камне в 16500 году до нашей эры. Но, сравнивая подобные карты с глобусом, нужно учитывать, что на глобусе изображена не часть земного шара, а он весь целиком, то есть это уже другой уровень знаний.
Поэтому для верного ответа нужно найти самую первую карту мира. Таковой является Вавилонская карта мира, датированная 600 годом до н. э. Правда на ней нет и половины того мира, о котором мы знаем сейчас и планета ещё плоская. Чуть моложе карты мира, сделанные в Греции, и там те же огрехи.
Различия глобуса и карты
Когда я смотрю на глобус и карту, а всё это у меня есть дома и не в единственном числе, их отличие напрашивается само собой, всё же и так видно. Но одного визуального восприятия недостаточно. Отличия заключаются в следующем:
Глобус и космос
Все разработки, связанные с космосом вызывают у меня восторг и уважение. Тем более приятно, что у истоков стояли мои соотечественники. На панели управления в космическом корабле «Восток-1», в котором совершил свой полёт Юрий Гагарин, вмонтирован глобус.
Он нужен был для определения места посадки. Сейчас технологии ушли далеко вперёд, на смену приходит интерактив, смесь карты и глобуса.
Я всегда придерживался того мнения, что каждая вещь сделана для определенных целей. Взять, к примеру, вилку и ложку, первая нужна для захвата пищи вторых блюд, а вторая — для первых блюд. Так с картой и глобусом. Эти две вещи вроде бы чем-то похожи друг на друга, но имеют большое количество различий, как внешних, так и информационных.
Разница между картой и глобусом
Карта с глобусом — объекты, которые несут информацию о земной поверхности, однако между этими двумя объектами существует огромный ряд различий. Так, глобус — это объемная модель нашей планеты, а карта — изображение поверхности Земли, выполненное в масштабе, на плоскости, с помощью условных знаков. В большинстве случаев карта бывает намного удобнее, чем глобус, однако только второй может передать более точное изображение поверхности планеты, без искажений и в пропорциях.
Немного о глобусе
Впервые глобус появился в 1493 году благодаря одному немецкому географу Мартину Бехайму. Был создан глобус с учётом карт Птолемея и результатов путешествий Марко Поло. Первая модель не имела большой части материков и островов, однако именно она стала предвестницей эпохи ВГО.
Современные глобусы изготавливаются двух типов: политические и общегеографические.
Самые знаменитые глобусы в мире:
Главной особенностью и отличием глобусов от карт является мелкий масштаб.
Что удобнее: карта или глобус
Глобус зачастую является наглядной моделью нашей планеты. Для прокладки маршрутов, работы, представления о местности используют карты. Так как карта показывает земную поверхность на плоскости, то объекты и расстояния между ними изображаются с небольшими искажениями. Из-за своих точных параметров, глобус незаменим в сферах космонавтики, воздушной и морской авиации.
На мой взгляд, карта намного удобнее глобуса, однако для общего представления о Земле, я бы выбрал второе.
И то, и другое является масштабированным изображением Земли (или ее части, в случае с картой). Однако, глобус является более точным изображением, поскольку своей формой приближен к реальной форме Земли. Чем больше территория изображенная на карте, тем больше искажение. Например если провести прямую линию на глобусе, то на карте она должна выглядеть дугой, чтобы пройти через те же точки местности. Такие искажения проявляются сильнее ближе к полюсам. Землю на картах люди начали изображать еще во времена, когда представляли ее плоской. Изображение Земли на глобусах появилось значительно позднее, когда было доказано, что Земля имеет форму шара.
Впервые я увидела настоящий глобус в школе на уроке географии. Тогда он мне не показался чем-то удивительным, на первый взгляд карта как карта, просто нанесенная на вращающийся шар. Осознание важности глобуса пришло несколько позднее. Для того, чтобы выяснить в чем же отличия глобуса от карты, нужно рассмотреть и то, и другое в отдельности.
Что такое карта
Географическая карта – это значительно уменьшенное изображение в плоскости. Это одно из наиболее важных изобретений.
Карты нашли широкое применение у людей. Благодаря им можно познакомиться с рельефом местности без непосредственного контакта с нею. Карты активно используют в качестве помощников при ориентировании в путеводителях для туристов, в кораблевождении и даже космонавтике! Нужны они и при разработке полезных ископаемых, в военном деле и строительстве. Иными словами, географические карты используются практически во всех областях.
Что такое глобус
Итак, как мы уже выяснили, первым изображением Земли была карта. Глобус появился значительно позднее, после того, как люди пришли к умозаключению о шарообразности нашей планеты.
Глобус – это мини-копия Земли. История его создания уходит глубоко в древние времена. Примерно во втором веке до нашей эры ученым Кратесом Малосским был разработан самый первый примитивный глобус. Этот ученый очень любил поэму «Одиссеи». Он взялся раскрасить шар по всем маршрутам, по которым проходил его любимый герой. Получилось примитивно, но тем не менее это был самый настоящий глобус, соответствующий уровню знаний тех времен, и по достоинству оцененный нашими современниками.
Самый большой в мире глобус создали в Америке. Его диаметр равен 12,6 м, что соответствует высоте четырехэтажного дома!
Преимущества глобуса
К неоспоримым достоинствам глобуса можно отнести следующие: