что лучше лечебное дело или фармация

Войдите в ОК

Студент ФФМ МГУ Максим Казарновский — о сложной, но интересной учебе на «Фармации» и о том, куда устраиваются выпускники.

Как и почему вы выбрали именно этот факультет?
С выбором факультета у меня были сложности. В определенный период жизни понял, что хочу заняться улучшением здоровья людей. Всегда интересовался предотвращением возрастных заболеваний и болезней образа жизни. Хотелось делать новые прорывные вещи в этом направлении. Долго выбирал между медицинским вузом, биофаком МГУ и спортивным вузом. В тот момент еще не знал, что в МГУ есть медицинский факультет, потому думал о ММА имени Сеченова. Однажды в донорском центре познакомился с девушкой из Сечки, разговорились о моих интересах, и она надоумила поступать на ФФМ МГУ, за что ей огромное спасибо!

Сложно ли было поступить? Какие были проходные баллы?
Очень сложно. Я на момент начала подготовки был выпускником прошлых лет, школьный курс хорошенько выветрился из головы. Плюс работа. Но зато у меня был целый год на подготовку. В МГУ тогда надо было сдавать 3 ЕГЭ (химию, биологию и русский) и внутренний экзамен по химии. 2 года назад добавили еще ЕГЭ по математике (профиль), так что теперь у нас 5 экзаменов. ФФМ считается одним из 3-х самых сложных для поступления факультетов МГУ. Средний балл по всем 4-м экзаменам никогда не падает ниже 90 баллов, и это при том, что дополнительное вступительное испытание по химии (которое тоже оценивается по 100-балльной системе) намного сложнее и нетривиальнее ЕГЭ. На ФФМ на бюджет попадают очень умные ребята, призеры и победители международных олимпиад, хотя много и просто усердных ребят. Если задаться целью, поступить можно. В мой год на «Лечебное дело» брали с 380 баллами из 400. На «Фармацию» можно было попасть с 362 баллами. Контракт у нас совершенно неподъемный – почти 350 000 в год, потому для меня это было нереально. На «Лечебное» не хватило 2-х баллов, пошел на «Фармацию».

Сложно учиться на факультете?
Зависит от курса и направления. На «Лечебном деле» сложно учиться на первом курсе и очень сложно – на третьем. А потом начинаются клинические дисциплины, ребята много времени проводят в больницах – там легче. На «Фармации» фундаментальный блок наук занимает первые 2 курса. Это время мы проводим в лабораториях химфака МГУ, изучаем общую, органическую, коллоидную, физическую и аналитическую химии. Параллельно есть ботанический блок – провизор-фармацевт должен разбираться в лекарственных растениях. С третьего курса начинаются специальные предметы, за исключением фармакологии они не очень сложные. Фармакологию и нам, и лечебникам дают очень глубоко и там придется попотеть. Самый сложный курс на мой взгляд, хотя и наиболее интересный – второй.

Какие дисциплины вызывают наибольший интерес?
Среди дисциплин мне больше всего нравятся биохимия, молекулярная биология и иммунология. Иммунологии у нас в программе нет, но мы попросили руководство факультета сделать нам электив – и нам его сделали. Наука очень сложная, но ее изучение стоит всех трудов! Из практических дисциплин привлекает биофармация – процесс получения белковых препаратов, моноклональных антител, препаратов для генной и клеточной терапии. Этим я занимаюсь и во внеучебное время, в лаборатории при факультете.

Расскажите о студенческой жизни на вашем факультете.
Могу сказать, что она есть. Я довольно много учусь и работаю, потому не могу принимать в ней участие. Коллеги же часто выезжают на различные экскурсии, организуют концерты, устраивают праздники и так далее. Сейчас факультет ждет 25-летнего юбилея в сентябре 2017 года – это будет что-то!

Какие вы видите перспективы своей профессии?
Самые радужные. Вопреки распространенному среди медицинских студентов мнению, ФФМ – факультет, ориентированный на практику. «Лечебное дело» выпускает врачей, «Фармация» – провизоров (с этого года мы даже вводим на своей базе аккредитацию фарм-персонала, которая сменила фармацевтическую ординатуру). Разница в том, что нам дают очень глубокие фундаментальные знания, достаточные для работы в науке или на высокотехнологическом профессиональном оборудовании. Потому неудивительно, что выпускники «Лечебного дела» работают в очень хороших клиниках по России и за рубежом, а провизоры легко находят свое место в фарм-компаниях и пока ни один из наших выпускников не пошел простым аптекарем. Многие после обучения поступают в аспирантуру. Для себя я пока не решил, что будет мне интереснее. Работаю в лаборатории генных и клеточных технологий, а полученный опыт пригодится как в передовой науке, так и в прорывной терапии.

Источник

Может ли фельдшер работать фармацевтом?

Может ли медик без соответствующего образования работать в фармацевтике

Медсестра после профессиональной переподготовки сможет стать косметологом, имеет возможность пройти переобучение и устроиться массажистом. Вариантов много. Но может ли фельдшер работать фармацевтом?

Некоторые владельцы аптек нанимают на работу медсестер, лаборантов и других специалистов со средним медицинским образованием, но не фармацевтическим. Они нарушают закон.

Чем отличается фельдшер от фармацевта

Главная разница в том, что они учатся на разных специальностях. Первые получает образование по профилю «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело», а вторые получают образование по специальности «Фармация».

что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть фото что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть картинку что лучше лечебное дело или фармация. Картинка про что лучше лечебное дело или фармация. Фото что лучше лечебное дело или фармация

Обязанности фармацевта

Часто их путают с провизорами. Провизор — специалист с высшим фармацевтическим образованием. А фармацевт — его помощник, получивший среднее профессиональное образование. Они делятся на фармацевтов, младших и старших фармацевтов.

Обязанности сотрудника аптеки:

Но аптека не единственное место работы для специалиста по медикаментам. Также он полезен на предприятии по производству лекарств (следит за качеством сырья). Другое заведение для работы — научно-исследовательский институт. Там занимаются разработкой новых препаратов.

что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть фото что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть картинку что лучше лечебное дело или фармация. Картинка про что лучше лечебное дело или фармация. Фото что лучше лечебное дело или фармация

Еще один вариант — компании, которые производят лекарственные средства. Им нужны представители, они будут распространять медикаменты среди медицинских организаций.

Обязанности представителей фармацевтических компаний:

Если фармацевты продают медикаменты и готовят простые лекарства, то младшие сотрудники не имеют на это права. Они отвечают за лечебные травы, гигиенические принадлежности. Еще среди персонала аптек есть помощники. Они принимают товар, маркируют его, раскладывают для хранения.

что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть фото что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть картинку что лучше лечебное дело или фармация. Картинка про что лучше лечебное дело или фармация. Фото что лучше лечебное дело или фармация

Как проходит переобучение в фармацевтике

По другим специальностям можно получить удостоверение или сертификат, а потом начать практику. С фармацевтикой так не получится. Ей нужно учиться с нуля.

Учеба в колледже по профилю «Фармация» длится 3−4 года. Но если ранее было получено среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело», срок обучения сокращается. Дело в том, что в учебных планах по этим профилям много общих предметов, которые перезачтут.

После проходят профессиональную переподготовку (288 часов) или повышают квалификации (144 часа). Первый вариант для тех, у кого был перерыв в трудовом стаже от пяти лет и более. Второй вариант подходит тем, у кого нет перерыва в стаже или он менее пяти лет.

В обеих учебных программах изучают ботанику, органическую, неорганическую, общую и аналитическую химию, основы маркетинга, контроль качества лекарств, их изготовление, отпуск, а также консультирование и управление аптекой, ее персоналом.

В дальнейшем аттестацию проходят каждые 5 лет.

Фармацевтика — не та область медицины, которую можно освоить как дополнительную. На нее нужно учиться с нуля в медицинском колледже, потом в обязательном порядке получают дополнительное образование, проходят переподготовку.

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.

Источник

Можно ли переучиться с медсестры на фармацевта?

что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть фото что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть картинку что лучше лечебное дело или фармация. Картинка про что лучше лечебное дело или фармация. Фото что лучше лечебное дело или фармация

Содержание:

Профессиональная переподготовка специалистов – явление распространенное. Оно предполагает получение человеком с профильным образованием новой профессии либо дополнительной специальности на его основе. Причины такого решения различны: стремление к получению новых знаний и навыков, желание реализовать себя в новой профессии, перспектива карьерного роста и т. д.

Рассмотрим возможность переквалификации медсестер на фармацевтов, а также разберем, что для этого необходимо.

Профессия фармацевт – что собой представляет

Фармацевтическая деятельность востребована на рынке труда. Кроме того, перспективы в этой области широки. Как известно, фармацевт имеет дело с лекарственными средствами как уже изготовленными на производстве, так и требующими непосредственного изготовления по рецепту, выданному врачом. Каждый год рынок лекарств пополняется новыми наименованиями. Поэтому необходимо постоянно обновлять свои знания, чтобы оказывать грамотную консультационную помощь.

Ошибочно думать, что места работы фармацевтов ограничены лишь аптечными пунктами. На самом деле, значительная часть специалистов задействована на производствах, изготавливающих лекарственные препараты, в исследовательских лабораториях, а также в научных институтах медицинского профиля.

Если кратко, то фармацевт должен знать:

Могут ли медсестры переучиться на фармацевтов

Ответ на вопрос отрицательный. Получить новую квалификацию можно только получив соответствующее образование в полном объеме. Небольшая привилегия в том, что наличие документа, подтверждающего получение образования по специальности «Сестринское дело», позволяет получить специальность в течение менее продолжительного срока, в отличие от тех, кому приходится осваивать фармацевтику с самого начала. Дело в том, что многие экзамены для будущих медицинских сестер совпадают с теми, которые предусмотрены на фармацевтических факультетах. Соответственно, эти результаты могут автоматически засчитываться при получении новой профессии.

Фармацевт или провизор

Нередко приходится сталкиваться с ошибочны мнением, что фармацевт и провизор – разные названия одной и той же специальности. Это неверное суждение. Несмотря на то, что и в том, и в другом случае профессиональная деятельность так или иначе связана с лекарственными препаратами, предназначение фармацевтов и провизоров, а также уровень занимаемых должностей разный.

Основные отличия в следующем:

Какими качествами должен обладать фармацевт

Чаще всего, люди, получающие среднее образование по специальности «Фармация», в будущем становятся работниками аптек. Специфический вид деятельности требует наличия у кандидатов следующих качеств:

Как и где можно выучиться на фармацевта

Возможность получить фармацевтическое образование предоставляют следующие учебные заведения:

После получения специальности каждые 5 лет необходимо проходить повышение квалификации. Делать это можно дистанционно, что особенно актуально в условиях нынешней мировой эпидемиологической обстановки. В «Академии профессиональных стандартов» можно пройти обучение в таком формате. После завершения курса выдается документ установленного образца, подтверждающий получение новой специальности.

Прохождение переподготовки в дистанционном варианте помогает сэкономить время. Не надо тратить его на поездку в учебное заведение, время занятий четко регламентировано. Можно смотреть уроки в записи. Это позволяет совмещать переподготовку с основной трудовой деятельностью.

Источник

Что лучше лечебное дело или фармация

Если ты пойдёшь сразу работать по специальности как провизор, то и здесь у тебя будет выбор: ты можешь пойти работать в аптеку за первый стол, можешь устроиться в офис планировать матрицу закупок, можешь попасть на фармацевтический склад, в том числе как военный провизор (а там и военную ипотеку дадут), можешь устроиться в Департамент лекарственного обеспечения, в контрольно-аналитическую лабораторию или на завод.

Но в ряде из этих случаев у тебя не будет конкурентного преимущества перед теми твоими коллегами, которые получили постдипломное образование — прошли ординатуру.

Большинство тех, кто сразу идёт по специальности без повышения квалификации, работают просто в аптеках: кто-то в частных, кто-то в муниципальных или государственных.

Между частными аптеками тоже можно выбрать: одни предпочитают работать в аптеке ИП, кто-то — в сети. И сети тоже бывают разными, с разным уровнем планов по маржинальности, УСТМ (условно собственные торговые марки) и КПЧ (количество позиций в чеке), и разным акцентом на разных группах фармацевтических товаров (маленькие аптеки только с лекарствами, аптеки ортопедического профиля, центры красоты с лечебной косметикой, аптеки с большим ассортиментом детских товаров, ветеринарные аптеки).

Это нормально, если ты откажешься от дальнейшей учёбы, потому что учёба на этом не прекратится. Для подтверждения своего свидетельства об аккредитации тебе всё равно придётся в течение каждых следующих пяти лет проходить НМИФО, смотреть вебинары, посещать конференции, оплачивать курсы. Это нормально ещё и потому, что работа за первым столом — тоже хорошая работа.

Да, из нашего личного опыта как клиентов аптек (а мы ведь и сами болеем) нам может показаться, что большинство первостольников никогда не консультирует, а раз они этого не делают, то и такого запроса от клиентов не поступает. Это неправда. Запрос на грамотные консультации есть. Твои клиенты всегда будут тебе благодарны, если ты разъяснишь им назначения врача, у которого не нашлось на это времени за отведённые ему 15 минут на пациента, из которых семь минут он вынужден заполнять бумажки. Не менее благодарны будут пациенты, если ты поможешь им подобрать лекарства для ответственного самолечения без назначения врача. Они будут благодарны и будут узнавать, в какие дни ты работаешь. Они будут благодарны, потому что ты сделаешь их жизнь лучше.

Но не обязательно вставать на фронт, чтобы спасать жизни — это могут делать и работники тыла. А чтобы заслужить работу в тылу, тебе придётся получить дополнительное образование. А значит, тебе нужно выбрать ординатуру.

Если ты пойдёшь на фармацевтическую технологию, ты подробно изучишь все надлежащие практики семейства GxP (Good ___ practice), а особенно большое внимание уделишь надлежащей производственной практике GMP (Good manufacturing practice), на которой сейчас основано всё качественное фармацевтическое производство.

Тебе расскажут, как устроены фармацевтические производственные предприятия, расскажут о действующих в России и за рубежом производственных мощностях, покажут процессы производства и объяснят их нормативное регулирование. Здесь у тебя будет шанс устроиться на любое фармацевтическое предприятие, будь то производственная аптека или завод — в России или даже за рубежом.

Как правило, сам вуз не обладает собственной базой для прохождения практической части ординатуры, но имеет контракты с несколькими заводами. Например, медицинский вуз Томска — СибГМУ — часто отправляет своих студентов на заводы Р-Фарм, которые базируются как в России, так и за рубежом. Ты и сам можешь обратиться с запросом на прохождение практики по фармацевтической технологии на любое предприятие, будь то Акрихин, Синтез, Вертекс, Органика, Эвалар или какой угодно ещё. И, как правило, тебе ответят согласием, потому что бесплатная рабочая сила нужна всегда.

Кстати о бесплатной рабочей силе. На фармацевтических ординатурах, в отличие от клинических у врачей, не предусмотрены целевые места — только бюджетные и контрактные. Если где-то целевое место всё же есть, это очень большое исключение.

В отличие от ситуации с врачами, нам на любую фармацевтическую ординатуру поступить проще, чем им на клиническую, — у нас средний балл поступающих всегда ниже, потому что проще сам конкурс.

Стипендия ординатора, как и стипендия аспиранта, составляет 10–11 тысяч ₽ в зависимости от региона и может быть выше при получении тобой дополнительных стипендий за некоторые заслуги. При этом твоя база практики вполне может согласиться заключить с тобой трудовой договор при наличии вакантного места, хотя бы как ассистентом. Ты будешь получать суммарно от 30 тысяч ₽ в месяц, а при большой удаче и большом усердии — до 100 тысяч ₽.

Преимущество выбора фармацевтической технологии в том, что только с ней ты сможешь действительно управлять фармацевтическим производством, будучи или старшим бригады, или директором отдела, или — и это, на мой взгляд, самая престижная должность во всей фармации — ответственным за качество.

Ты можешь работать на заводе (контроль качества), в научно-исследовательской лаборатории (доклинические исследования), в контрольно-аналитической лаборатории (выборочный контроль качества), в токсикологической лаборатории (экспертиза) или в производственной аптеке.

Так или иначе, везде ты будешь заниматься приблизительно одним и тем же — анализом. Тебе нравится титровать? Тебе нравится работать в вытяжном шкафу с щитком и респиратором? Тебе нравятся роторные испарители? Ты в душе химик, которому из всех химикатов больше всего нравятся лекарства? Добро пожаловать в фармацевтический анализ!

ВНИМАНИЕ.
Управление и экономика фармации — это последний вариант не просто так. Если ты получил высшее образование, ты можешь выбрать между тремя ординатурами, но даже если ты выбрал фармацевтическую технологию или фармацевтический анализ, ты всё ещё имеешь право по закону переучиться на управление и экономику фармации (если твоё высшее руководство хочет перевести тебя с твоего рабочего места на руководящую должность).

НО!
Если ты получаешь образование по управлению и экономике фармации, переучиться ты уже не сможешь.

Как и везде, здесь тоже есть одна лазейка: переучиться не может провизор УЭФ, но провизор всё ещё может получить другую ординатуру по контракту. Чтобы сохранить за собой это право, тебе достаточно проходить НМИФО после выпуска из УЭФ не только по УЭФ, но и по основной специальности как провизор. Делать это несложно, так как большинство мероприятий НМИФО для провизоров засчитывается сразу во все специльности, а в 100% случаев — и в высшее образование провизора, и в УЭФ, поэтому тебе не нужно будет тратить вдвое больше часов на подтверждение двух свидетельств об аккредитации и ты сохранишь за собой возможность сменить деятельность.

У образования по УЭФ есть как плюсы, так и минусы.

Минусы будут актуальны только в том случае, если ты выберешь работу заведующим в аптеке. Минус один: на эту должность в обход закона из-за юридической коллизии часто принимают провизоров без ординатуры и даже, прости господи, фармацевтов из колледжа. Как это получилось?

Такая ситуация во многом сложилась из-за дефицита провизоров УЭФ на рынке труда, тогда как аптек много и должности занимать кто-то должен. Поэтому если вы придёте на работу с необходимым опытом и образованием, на должность примут, конечно же, вас. А если вас не принимают на должность, но отдают предпочтение фармацевту, вам же лучше, потому что лучше не работать под началом неграмотного бизнесмена, который понесёт убытки при первой же проверке.

Ты можешь работать заведующим фармацевтического склада — военного (напоминаю: военная ипотека! — и не нужно бегать с ружьём!), муниципального, частного. Через эту работу ты можешь попасть, например, в Катрен (владелец поставщика «Катрен», журнала «Катрен-стиль» и интернет-аптеки с одноимённой сетью «Аптека.ру») или Протек (владелец поставщика «Протек» и сети аптек «Ригла»).

Ты можешь работать в офисе, заниматься маркетингом, мерчендайзингом, договариваться с поставщиками, заключать договоры, планировать матрицу закупок, выкладку и продажи. Ты не будешь дураком, оторванным от реальной аптечной практики, который наобум ставит первостольникам планы, но будешь квалифицированным специалистом, понимающим, что могут и чего не могут твои подчинённые.

Ты можешь попасть в Департамент лекарственного обеспечения регионального или федерального Минздрава, планировать лекарственные нужды городских больниц и льготных аптек.

И да, ты можешь быть заведующим аптеки. В среднем заведующие получают на 10 тысяч ₽ больше своих подчинённых, а если ты сохранишь за собой свидетельство об аккредитации просто провизора, то сможешь совмещать должности заведующего и первостольника (официально заведующий не имеет права отпускать лекарственные средства).

Ты можешь организовывать и вести за собой других людей? Тебе нравится возиться с документами? За обезличенными таблицами чисел и номенклатурой дел ты видишь реальные процессы, настоящие истории и человека в их центре? Ты любишь считать? Тебе нравится принимать на себя ответственность? Добро пожаловать в управление и экономику фармации!

Источник

Журнал для профессионалов аптечного бизнеса

Регистрация

Высшее образование: вопрос престижа

что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть фото что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть картинку что лучше лечебное дело или фармация. Картинка про что лучше лечебное дело или фармация. Фото что лучше лечебное дело или фармация

Почему, несмотря на достаточно высокий конкурс, студенты фармацевтических вузов зачастую не стремятся найти работу по специальности? Соответствует ли современное высшее образование потребностям отрасли? Какие перспективы открываются перед молодыми специалистами и что может дать им новая система аккредитации? На эти и другие вопросы нам ответила декан фармацевтического факультета Нижегородской медицинской академии, председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов Светлана Кононова.

Светлана Владимировна, возглавляемый Вами фармацевтический факультет Нижегородской медицинской академии существует уже более 16 лет. Как развивается система высшего фармацевтического образования и как вы оцениваете эти перемены?

Одно из важнейших изменений последних лет – появление ЕГЭ, который полностью преобразил систему приема в ВУЗы. Вступительные экзамены, при всех известных недостатках, позволяли обеспечить настоящий конкурс знаний. Сейчас отбор происходит по баллам ЕГЭ или школьным аттестатам, причем документы можно подать сразу в несколько вузов, часто разнонаправленных. И если раньше абитуриенты четко выбирали для себя наш фармацевтический факультет, то сейчас действует принцип «не получится попасть на лечебный, пойду на педиатрический, а уж если и туда не поступил, значит на фармацевтическом буду учиться». Вступительный балл на нашем факультете по-прежнему достаточно высок – в среднем около 4. Но это, к сожалению, не конкурс людей, а конкурс документов.

что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть фото что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть картинку что лучше лечебное дело или фармация. Картинка про что лучше лечебное дело или фармация. Фото что лучше лечебное дело или фармация

ЕГЭ позволяет поступить в вуз случайным людям, оставляя за воротами мотивированных абитуриентов
К чему это приводит?

В результате мы получаем студентов- первокурсников с хорошими баллами, но при этом часто за воротами остаются действительно мотивированные, очень способные и желающие учиться именно у нас ребята. Я знаю случаи, когда по баллам не проходили дети из фармацевтических династий. Их опережали абитуриенты, которые выбрали наш факультет по остаточному принципу. Это очень большая проблема. В прошлом году мы провели анкетирование среди первокурсников. Выяснилось, что из всего потока целенаправленно на фармацевтический факультет поступали только 20% из них. Помимо этого, они подавали документы на лечебный, педиатрический, стоматологический факультеты НижГМА, в другие ВУЗы, в том числе и по направлениям, которые никак не связаны со здравоохранением. И вот, поступив к нам, они сталкиваются с достаточно напряженным учебным процессом, необходимостью работать всерьез – и оказываются не готовы к такому кропотливому труду.

Многих приходится отчислять?

Всего в течение 5 лет отчисляются от 6 до 8% учащихся. Причины разные: и по собственному желанию, и по неуспеваемости. По собственной инициативе, как правило, покидают ВУЗ студенты, которые поняли, что выбрали не тот факультет или осознали свою неготовность к продолжению учебы. Не могу не отметить тот факт, что меняется отношение к профессии – как у студентов, так и у их родителей.

В какую сторону оно поменялось?

Если раньше и ребята, и многие родители считали специальность провизора престижной, интересной, многогранной, с возможностями открыть свою аптеку, заниматься фармацевтическим бизнесом, то сейчас аптек на рынке больше чем достаточно. Открывать свое дело сегодня – себе на погибель, особенно в городе. В настоящее время в нашем регионе действует несколько сетевых структур, которые занимают весь рынок. Свободная ниша для индивидуалов – это сельские поселения, где работать экономически невыгодно. Так что сейчас в деревне продолжают держать аптеки – да и то с огромным трудом – только государственные предприятия.

А если говорить о детях из фармацевтических династий, они более преданы своему делу?

Да, плюс они понимают суть этого бизнеса. У нас есть студентка 4-го курса, которая будет провизором в третьем поколении. Мы попросили ее провести небольшую конференцию с первокурсниками. Она буквально проникнута духом специальности и с большой любовью рассказывала о работе в аптеке. Человек из профессиональной династии совсем иначе относится к учебе. Но их не так уж много. Даже дети из семей фармспециалистов, поступавшие на медицинские факультеты и оказавшиеся у нас, – уже другие. Ведь фармация и врачебная работа– разные вещи. Так же как провизор не сможет понять все аспекты врачевания, врач никогда не сможет проникнуться провизорской деятельностью. Так что, к великому сожалению, конкурс у нас есть, но не тот, что был. И дело не в проблемах поколения. Не в том, что нынешние дети якобы ленивы, не хотят учиться. Это не так. Но у них нет ясного понимания того, зачем они пришли в ВУЗ. И этим они сильно отличаются от первых наших 5 выпусков. Тогда у нас было 17–18% дипломов с отличием каждый год, сейчас – максимум 10%. Педагогические требования не изменились, и преподавательский состав в основном тот же. Значит, дело в чем-то другом. К нам стали приходить за высшим образованием, а не за специальностью. Но никто не хочет об этом думать, все радуются тому, как ЕГЭ победил коррупцию в ВУЗах.

Что нужно для того, чтобы исправить положение?

В вузе должен быть хотя бы один профэкзамен. В нашем случае – химия. У нас около десятка химических дисциплин. На лечебном факультете такую же роль играет биология. В специализированных вузах очень нужны экзамен и собеседование. Сейчас только ленивый не выпускает фармспециалистов, а что в этом хорошего? Да ничего! Почти половина выпускников – примерно 47% – уходят в медпредставители. А ведь это совсем не фармация. Медпредставителю главное выучить свой препарат и научиться хорошо его продвигать. Фармацевтическое образование здесь не нужно, а зачастую оно даже мешает.

Кем еще может работать выпускник? Можно пойти в промышленность. Но выпускник-провизор может устроиться только в лабораторию при заводе, реже – в отделы маркетинга. Для того чтобы работать в производстве, нужна другая квалификация и иной, технический склад ума, а к нам на факультет поступают в основном не технари. Кроме того, после 5 лет обучения мы выпускаем специалистов для работы в аптеках. Чтобы работать на фармацевтическом производстве, сейчас нужно пройти дополнительное обучение в ординатуре. На это готовы немногие.

что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть фото что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть картинку что лучше лечебное дело или фармация. Картинка про что лучше лечебное дело или фармация. Фото что лучше лечебное дело или фармация

Получить место в ординатуре сразу после ВУЗа сможет 1 выпускник из 4
Изменится ли что-то после введения аккредитации для выпускников медицинских и фармацевтических ВУЗов?

Первая аккредитация специалистов прошла в прошлом году, ею были охвачены 2 специальности – фармация и стоматология. В 2017 году к ним добавится лечебный и педиатрический факультеты. Диплом, выданный выпускнику, подтверждает, что он получил необходимый объем знаний. Но на основании одного диплома на работу молодого специалиста взять не могут. Раньше для этого нужно было еще год отучиться в интернатуре, получить сертификат и с ним работать. Теперь вроде бы все упростилось, можно сразу пойти в аптеку после учебы, пройдя процедуру аккредитации. Аккредитационный экзамен более развернутый по сравнению с государственным экзаменом, его проходят на базе симуляционной аптеки, где выпускник должен продемонстрировать целый ряд практических навыков: принять товар, обеспечить правильность его хранения, провести экспертизу рецепта и т.д.

После аккредитации можно работать за первым столом, а можно продолжить обучение в ординатуре. Пока предусмотрены три фармацевтические специальности: фармацевтическая технология, фармацевтическая химия и фармакогнозия и управление и экономика фармации – для будущих руководителей фармацевтических организаций. Но проблема заключается в том, что число мест в ординатуре ограничено. Могу предположить, что их будет 25 на 100 выпускников, то есть поступить сможет каждый четвертый. Немудрено посчитать, через сколько лет некоторым провизорам посчастливится поступить в ординатуру, чтобы расти по службе. А тем временем управлять аптеками будут фармацевты со средним образованием, поскольку у них специализация не предусмотрена. Вот такой фармацевтический парадокс.

В целом если сравнить профстандарт провизора и профстандарт фармацевта, то они очень похожи. Вы можете представить такое совпадение у врача и медицинской сестры? Получается, что нет никакой разницы, из вуза я прихожу за первый стол или из колледжа. И для чего тогда тратить на учебу долгие пять лет? Такое положение лишает студентов мотивации, ведь многие из них видят себя в будущем именно руководителями аптек.

что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть фото что лучше лечебное дело или фармация. Смотреть картинку что лучше лечебное дело или фармация. Картинка про что лучше лечебное дело или фармация. Фото что лучше лечебное дело или фармация

Около половины выпускников становятся медицинскими представителями, но эта сфера деятельности не требует квалификации фармспециалиста
А как смотрят на эту проблему работодатели?

99% аптек принадлежат частным лицам. Они вкладывают в бизнес собственные деньги. Их задача – получить прибыль, чтобы обеспечить себе возможность дальнейшего развития. А от чего зависит прибыль? От профессионализма сотрудников. При этом, с точки зрения работодателя, провизор знает столько же, сколько и фармацевт, а умеет иногда и меньше, ведь у фармацевтов в процессе подготовки больше времени выделяется на практические занятия. У провизоров исходно лучше теоретическая подготовка, но в продажах эти знания, как я уже говорила, могут и мешать. Например, выпускники ВУЗа могут не согласиться с распространенными в наше время нарушениями, которые допускаются повсеместно ради повышения прибыли. Например, с той же практикой свободного отпуска рецептурных препаратов.

В общем, с точки зрения работодателя, специалисты с высшим образованием – не самый удобный контингент. И для того чтобы их знания были востребованы, необходимо навести порядок во всей отрасли. В этом связи всем нам остается надеяться на благоразумие тех, кто не имеет права быть неблагоразумными. Нужны решительные, кардинальные меры для сохранения и развития фармацевтического образования. Хотелось бы, чтобы это развитие шло по примеру большинства стран мира, где профессия провизора престижная и статусная, а не по пути отката в прошлое, к почти аптекарскому ученичеству.

Для того чтобы знания провизора были востребованы, необходимо навести порядок в отрасли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *