что лучше майнкрафт или фифа
Выбора между FIFA и PES больше нет. Даже последний фанат PES в редакции сдался!
Пожалуй, худший год для любителей компьютерного футбола.
Представьте: вы приходите в магазин. Подходите к продавцу и отдаете ему деньги. За это он смачно плюет прямо вам в лицо. И так каждый раз без каких-либо изменений. Вот так кратко можно описать серию игр FIFA. ЕА даже не думает о том, чтобы менять свой футсим. Она выпускает одно и то же который год. Зачем меняться, если и так схавают? Зачем выдавать в паках что-то достойное, если все равно будут донатить, чтобы получить очередную порцию отстойных карточек в FUT?
Почему это продолжают терпеть? Потому что нет альтернативы.
Если до 2013 года между FIFA и PES велась ожесточенная битва за геймера, то обновленный онлайн-режим Ultimate Team в FIFA 14 ярко выделил фаворита. В ЕА поняли, что будущее – не за баталиями с ИИ, и предложили проект, который прост и одновременно интересен. Konami за 7 лет так и не сделали достойную альтернативу, хотя постоянно выпускали футбол, который и геймплейно, и графически превосходит FIFA.
В этом году в Konami решили, что теперь тоже будут ориентироваться на онлайн. Обновили название на eFootball, сделали игрушку бесплатной и надеются привлечь новых игроков, которым надоело однообразие и гандикапы в FIFA.
Спойлер: нет, не привлекут. Все очень плохо.
Графика. FIFA не улучшилась, но eFootball стал намного хуже
Konami делала свою игру 2 года. В 2020 она поступила честно: рассказала, что не успела провести все запланированные работы, а потом выпустила простое обновление составов (то, что FIFA делает уже лет 5, но берет за это по 4 тысячи рублей).
Японцы решили перевести eFootball на новый движок – Unreal Engine 4. Графически это должно было дать большой буст, но случилось обратное: они испортили графику. Мемы про кошмар с лицами уже видели многие. Причем эти лица ровно такие же, как в PES 2020, зато фэйлов с мимикой теперь вагон.
А вот такие приколы с болельщиками
Здесь вам бы точно пришлось отдать свой телефон.
Газон выглядит отвратительно. Футболисты смотрятся рыхло и пиксельно даже на высокой графике. Кожа у игроков почему-то похожа на пластилин. Сетка неадекватно реагирует на мяч. Трибуны и болельщики тоже не отличаются детализацией. В общем, караул.
Самое смешное, что все это еще и умудряется тормозить. И даже с мощным ПК или PS5 – фризы в моментах с празднованием есть почти всегда. Подтормаживает и во время матча. Страшно подумать, что происходит у обладателей средненьких ноутбуков. Оптимизации ноль. Не помню, чтобы все было настолько плохо, с момента FIFA 09.
Что про FIFA 22? Она выглядит так же, как и FIFA 21. И как FIFA 20. И как… ну, вы поняли. Изменения заметят обладатели PS5 (там действительно все выглядит красиво). Из года в год ЕА проигрывали в графике японцам, но в этом году Konami сами все так испоганили, что придется отдать балл FIFA. Не потому, что они заслужили, а потому что конкурент самоустранился.
Режимы игры. Здесь даже без соперничества
Для онлайн-режима оставим отдельный пункт и посмотрим на остальное.
В FIFA есть режим Карьеры. Многие его все еще любят (в том числе и я). Да, до реализма уровня Football Manager здесь далеко, но приятные механики все еще на месте.
В FIFA есть Volta – за нее, кстати, хочется сказать спасибо. В этой части она хороша. «Электроникам» надо скорее добавлять ее в FUT, она прекрасно покажет себя там.
В FIFA есть разные режимы матча. Есть карьера за одного футболиста. Даже если вы хотите поиграть против ИИ, у вас есть выбор.
В eFootball есть…ничего! Убрали весь контент! Вы можете сыграть против ПК, выбрав из 9 клубов, можете поиграть онлайн против других игроков – и это все.
А, нет, поиграть онлайн тоже не сможете.
Онлайн. FIFA не лечит серверы, но у eFootball все еще хуже
Критиковать серверы ЕА можно вечно. Но у Konami официально худшие серверы в мире. Если вы не вылетаете в 50% матчей – вы счастливчик, и вам можно идти в казино или закупаться лотерейными билетами. И с такими проблемами eFootball хотят сделать кросс-платформенной?
Кошмар и с откликом. Помните эти задержки, как в PES 17? Так вот, они вернулись. Футболисты с задержкой реагируют на нажатия, отдавая пасы и пробивая по воротам не вовремя. Кстати, такая беда происходит даже в оффлайн-режиме. Играть во все это решительно невозможно.
Сравнивать Ultimate Team с myClub не получится, потому что пока в eFootball нет myClub – это просто онлайн-побегушки без сборки составов и разных соревнований. Понятно, что все это появится, и пока Konami тестирует сервера на массового потребителя. Но почему нельзя это было сделать в июле, а сейчас уже выпустить полноценный онлайн-режим?!
Геймплей. FIFA – не футбол, но ей и не надо быть реалистичной
У eFootball геймплей лучше. Просто потому, что FIFA вообще на настоящий футбол не похожа.
У японцев реалистичнее все: ИИ куда умнее, прием мяча сложнее, пасы отдавать сложнее, вратари похожи на настоящих. Здесь намного меньше скриптов, больше анимаций, геймплей плавнее, мяч ведет себя естественно. В общем, выбирайте практически любой аспект, и он будет лучше в eFootball.
Но здесь вот какой момент нужно понимать. FIFA – это аркада. Игрушка, нацеленная на массового пользователя. Если вы хоть изредка смотрите настоящий футбол, от геймплея FIFA вас может стошнить. Но среднестатистическому геймеру не надо разбираться в тонкостях тактики и том, насколько движения вратарей реалистичны. Ему хочется поиграть за Роналду, Месси, Мбаппе, и чтобы это все было доступно и легко.
Опять же: мы не критикуем Battlefield или Need For Speed за то, что они вообще не похожи на реальную стрельбу или реальные гонки. Нам хочется приятно провести время, пострелять и погонять. FIFA нет необходимости биться за схожесть с настоящим футболом. Она развлекает. А eFootball заставляет потеть и фактически не подпускает к себе новичков.
Разумеется, отдам балл за японцев, но только потому, что поглядываю и реальные матчи.
Вывод
У eFootball 11% (!) положительных отзывов в Steam. Это худший результат в истории! Понимаете, насколько все плохо? Konami сама себе вырыла могилу, сама в нее легла и присыпала песочком. Тотальный провал. FIFA может и дальше выпускать один и тот же продукт ближайшие лет 10, не опасаясь за доходы. Нет конкуренции. И это очень печально для всех любителей футсимов.
Как FIFA 22 отличается от FIFA 21. Первые впечатления от игры
Оценивать футбольный симулятор EA с каждым годом становится всё сложнее. И визуально, и геймплейно игры отличаются не так уж сильно. Всё дело в нюансах, которые невозможно рассмотреть при беглом знакомстве.
© Артём Ращупкин Как FIFA 22 отличается от FIFA 21. Первые впечатления от игры
Как минимум последние три года сначала удивляешься и надеешься, что наконец-то вышла новая FIFA, которую так долго ждал.
Только EA задумывает превратить свой симулятор футбола в более сложный механизм, как следует массовая истерия от донатеров. Мол, забивать стало сложнее, верните всё как было. Следуют патчи, которые превращают новую часть в старую.
И именно этого обычные игроки боятся больше всего. Что повторится всё, как встарь. Ведь именно сейчас FIFA 22 — это то, что надо. Это то, во что действительно интересно играть. Делимся нашими первыми впечатлениями от знакомства с новой частью футбольного симулятора на PS5.
© Артём Ращупкин Как FIFA 22 отличается от FIFA 21. Первые впечатления от игры
Некстген? Революция? Подождите, со столь громкими словами придется повременить. Да, были слухи, что EA собирается переходить на свеженький Unreal Engine 5. Но если это и произойдет, то как минимум в последующей части. Авторам нужно больше времени, чтобы как следует ознакомиться с новой технологией.
И, объективно говоря, FIFA 22 не смотрится устаревшей или как-то плохо. Даже на уже поднадоевшем Frostbite с картинкой и анимациями всё в порядке, хотя в целом большой разницы по сравнению с FIFA 21 вы, естественно, не заметите.
© Артём Ращупкин Как FIFA 22 отличается от FIFA 21. Первые впечатления от игры
Отличается ли PS5-версия от PS4-версии? Конечно! Разница видна невооруженным глазом, но не настолько, чтобы уверенно сказать: играйте только на PlayStation 5, а консоли предыдущего поколения — в утиль. Картинка на новых приставках выглядит чуть красочнее. За счёт новой технологии захвата движений HyperMotion футболисты передвигаются чуть реалистичнее. Этого как раз нет на старых консолях. Вот это «чуть» проявляется во всём.
© Артём Ращупкин Как FIFA 22 отличается от FIFA 21. Первые впечатления от игры
А вот вратари, как показалось, тащат «мёртвые» мячи намного чаще. Их сейвы стали выглядеть реалистичнее. Заслуга новой технологии HyperMotion?
Кстати, показатели скорости теперь не так сильно решают. Даже условный Мбаппе не сможет так просто взять и убежать от защитников по флангу.
А что с динамикой? FIFA осталась такой же аркадой с космическими скоростями? Мы знаем, как может измениться игра за несколько недель, но прямо сейчас она ощущается более медленной и размеренной, чем FIFA 21. Может быть, это спланировано специально.
Вы купите FIFA 22, которая выгодно отличается от прошлой части, а затем выйдут патчи… Ну вы поняли. Похоже на шизофрению, но ведь мы с таким уже сталкивались. И не раз.
Защита стала более плотной, игроки медленнее, финты отошли на второй план. Вернее они никуда не делись, но необходимость в них пропала. Насовсем или временно — покажет время. Но забавляют те, кто пытается пройти тебя на старых скриптах, но лишь утыкается на защитников. Любители побеждать за счёт финтов будут наказаны игроками, умело играющими в пас. Навесы и треугольники — наше всё.
Подводя предварительные итоги, хочется пожелать игре оставаться такой если не всегда, то как можно дольше. Не слушайте киберспортсменов, которым FIFA 22 покажется слишком медленной и неповоротливой. В футбольном симуляторе, как бы это абсурдно ни звучало, должно быть больше футбола и меньше танцев с мячом. Построение атак через пасы, больше комбинаций и меньше скриптов — это то, что нужно игре.
© Артём Ращупкин Как FIFA 22 отличается от FIFA 21. Первые впечатления от игры
FIFA 22 выходит 1 октября на PS5, PS4, Xbox Series, Xbox One и ПК, но 27 сентября покупатели ультимативного издания получат доступ к новинке. Более того, подписчики EA Play уже могут начать 10-часовую пробную версию футбольного симулятора.
Обзор FIFA Online 4 или как мы побывали в футбольном гача-аду
В последние годы спортивные симуляторы обрели в комьюнити устойчивый имидж «симуляторов казино» из-за поощряющих микроплатежи систем. И если это — премиальный игровой опыт, представьте, что у FIFA есть еще и условно-бесплатная версия. Именно она запустилась в начале мая в России, а мы погрузились в нее с головой, чтобы рассказать вам, как далеко может зайти монетизация спортсимов.
Эксклюзивный для PC условно-бесплатный футбольный симулятор FIFA Online 4, обкатывали на азиатском рынке еще с 2018 года. Подготовка к релизу в России сопровождалась мощной пиар-кампанией с привлечением популярных блогеров и возвращением в виртуальное комментаторское кресло легенды русскоязычной FIFA Василия Уткина. Но учитывая, сколько камней летит в последние части FIFA за лутбоксы и непрозрачные механики, не говоря уже о несовершенствах движка, анонс free-to-play версии игры заочно заставил насторожиться многих ветеранов видеоигрового футбола. Нам довелось поиграть в нее несколько вечеров до релиза и еще несколько после. По итогу приходится заключить, что чуда не произошло. FIFA Online 4 вобрала в себя лишь отрицательные черты основной франшизы, наплодила множество собственных проблем и больше похожа мобильную гриндилку, чем на футбол.
Сравните невзрачный трансферный рынок.
Сходу внесем ясность — подобно режиму Ultimate Team, FIFA Online 4 — это игра не столько про тактические схемы, изящные пасы и завораживающие голы, сколько про разноцветные карточки с именами футболистов, получать которые игрок будет преимущественно из лутбоксов. Поэтому сразу разберемся с той частью игрового процесса, которая, казалось бы, должна быть важнейшей, но которой явно уделено меньше всего внимания — матчами. Серьезно, они даже длятся номинально какие-то смешные 6 минут, и их продолжительность никак нельзя изменить. Видимо, для того, чтобы ничто не отвлекало игрока от действительно важных по мнению разработчиков вещей. Уже по промо-роликам было ясно, что проект будет серьезно уступать последним выпускам FIFA по части физики и качества симуляции. На деле оказалось, что он уступает в этом даже игре пятилетней давности: у нас на старом аккаунте Origin завалялась FIFA 2016— было с чем сравнить.
. и яркую витрину магазина лутбоксов
Футболисты в FIFA Online 4 ощущаются пластиковыми человечками, не имеющими веса и инерции, мяч ходит медленно и неуклюже, а находящиеся под управлением ИИ напарники постоянно тупят. О какой-то серьезной комбинационной игре или тактических заготовках не может идти и речи. При этом несуразных ситуаций, которыми в целом славится жанр, здесь случается предостаточно. Футболисты мирового уровня оказываются не способны как следует обработать простейший пас и отдать точную передачу на пару метров, на отскоки мяча игроки реагируют самым нелепым образом, а коротышка Лоренцо Инсинье запросто может одолеть в верховой борьбе каланчу Вирджила Ван Дейка, если игре по какой-то причине так будет нужно. Исход игровых эпизодов здесь жесточайше подчинен скриптам, так что не удивляйтесь, если ваш подопечный вдруг выключится из борьбы за мяч без видимой на то причины. Словом, ради матчей в FIFA Online приходить точно не стоит. Из плюсов по этой части можно отметить разве что совершенно не ощутимую задержку — местные сервера делают свое дело.
Из чего же FIFA Online 4 состоит помимо матчей? В основном из гринда. В этом аспекте она способна переплюнуть многие гача-игры. От одного количества вещей, которые необходимо прокачивать, чтобы получить конкурентоспособный клуб, разбегаются глаза. Уровень адаптированности футболиста, уровень заточки карточки футболиста, уровень бонусов от футболистов одной команды в составе, уровень тренеров, уровень скаутов для найма тренеров, уровень стадиона для прибыли от матчей… Для знатоков FIFA вряд ли станет киндер-сюрпризом тот факт, что большинство этих механик сопряжены с рандомом, требуют влияния огромных внутриигровых ресурсов и ненавязчиво подталкивают игрока к тому, чтобы закупиться в местном магазине за реальные деньги. Но даже ветераны франшизы рискуют испытать шок от того, в насколько гипертрофирована форма всей этой околофутбольной мишуры в FIFA Online 4.
Леха, Леха, как ты там в Бергамо играешь с такими статами?
Разберем это на примере центрального элемента в прогрессе клуба — заточке карточек. Разжиться футболистами с громкими именами в FIFA Online 4 оказывается на удивление нетрудно, но в изначальном виде и по характеристикам, и по поведению в матчах они похожи лишь на свою бледную тень. Скажем, один из лучших форвардов планеты Килиан Мбаппе имеет изначальный общий рейтинг 80 — нонсенс по меркам «большой» FIFA, где этот показатель приближается к сотне. Но довести до этого уровня его можно и здесь — с помощью заточки.
Работает это следующим образом: вы выбираете карточку, которую хотите улучшить, и еще от одной до пяти других карточек, которые готовы потратить на улучшение. Чем выше будет рейтинг сжигаемых карточек, тем больше шанс того, что улучшение пройдет успешно. Но шанс этот никогда не будет стопроцентным. А теперь, внимание: что происходит в случае, если кубики выпадут не в вашу пользу? Карточка, в прокачку которой вы уже могли вложить множество сил и времени, откатывается к первому уровню заточки из десяти возможных, отправляя в помойку все ваши старания!
Проводим усиление карточки со страховкой.
Чтобы получить исчерпывающее представление о внутриигровой экономике, хватит трех цифр. За каждый матч в среднем можно получить от 5 до 10 тысяч монет в зависимости от результата. Чтобы купить пак с одним случайным футболистом начального рейтинга 75+, потребуются 500 000 монет. А если захотите купить на местном трансферном рынке Лионеля Месси без необходимости крутить рулетку, скопить придется 19 000 000 монет. В среднем на это должно уйти где-то 2500 матчей или 250 часов непрерывного геймплея без учета загрузок, пауз и меню. Напомним, что для полной гарантированной прокачки одного футболиста вам потребуется еще десяток его дубликатов и куча карточек схожего рейтинга.
. ну и что пошло не так на сей раз?
А теперь добивочка — число матчей в день, за которые можно получить монеты, ограничено. Причем игра заранее об этом не сообщает. О том, сколько полноценных матчей вам осталось на сегодня, вы узнаете лишь за 10 игр до введения ограничения. Да, поначалу вам будут сыпать немало бесплатных бонусов, чтобы поощрить нового пользователя. Да, играть можно и командой из недорогих резервистов московского «Спартака». Но как скоро вы начнете сталкиваться с готовыми вливать в игру десятки тысяч рублей противниками, которые раскатают вас просто за счет многомиллионного состава — вопрос времени.
Сколотить какой-никакой начальный капитал помогают упомянутые бонусы за выполнение заданий, но самые щедрые из них ограничены по времени. Пока что их исправно продлевают, но как скоро лавочку прикроют — знает лишь EA. И даже при получении заслуженных наград игрока будет ждать вездесущий рандом. Скажем, за ряд заданий можно получить лутбокс, который содержит якобы случайное количество монет: от трехсот тысяч до, внимание, десяти миллионов. На деле же из десятка открытых нами коробок самая ценная содержала лишь восемьсот тысяч виртуальных денег. И никакого обмана тут, конечно же, нет. Игроку просто не сообщают шансы дропа, как не сообщают шансы заточки. Так работают гача игры. А если хочешь получить гарантированное усиление — заноси денежку хоть до бесконечности. К слову, цены на донат тут отнюдь не народные. Чтобы открыть один пакет, в котором будет всего понемножку, потребуется закинуть в местный магазин как минимум 2500 рублей — да новые AAA-игры на PC столько стоят!
Даже после десятков матчей высокие уровни сложности остаются заблокированными
Важно отметить, что игра и безотносительно шансов дропа и заточки крайне избирательно относится к подаче информации. О скрытом ограничении на количество матчей было сказано выше. В случае, если вы не будете участвовать в онлайн-матчах на протяжении двух суток, игра отправит вас в более низкий дивизион, но узнаете вы об этом лишь постфактум. При продаже игрока на трансферном рынке вы получите лишь чуть больше половины его стоимости — такая вот комиссия, о которой вас никто не станет предупреждать. Всю жестокость механики заточек вам придется познавать путем проб и ошибок, игра не вдается в детали. Зато подобно маньячной воспитательнице из детского сада, она заставит вас пройти через целую серию обязательных тренировок, в которых вас научат базовым и интуитивно понятным навыкам. В местном магазине есть возможность покупать цепочки из лутбоксов, в конце каждой из которых вы получите приятный бонус. Но если вы приобрете тот же лутбокс за ту же цену из соседней вкладки, в счет цепочки он не засчитается. Трудно поверить, что это было сделано не специально.
FIFA Online 4 умудряется оступиться даже в тех местах, которые всегда считались сильной стороной франшизы. Такого чудовищного интерфейса в игре не бывало с начала нулевых. Меню представляет из себя какое-то хаотичное нагромождение вкладок безо всякой идеи. При совершении сделок на трансферном рынке нет никаких ползунков, каждую цифру приходится вводить вручную. И даже такая простая операция, как замена футболиста, потребует недюжинных усилий. Думаете, достаточно перетащить одного игрока на место другого? FIFA Online 4 не ищет легких путей! Тут нужно выделить футболиста, которого вы хотите заменить, проскроллить колесиком длинный список резервистов, навести мышь на того, кто вам нужен, и кликнуть на крошечную иконку справа от его имени. А геймпад в меню и вовсе не работает.
После забитых и пропущенных голов обязательно показывают карточку их автора
Сложно сказать, изменится ли что-то из вышеперечисленного со временем и будет ли вообще у FIFA Online в России стабильно живой онлайн. Но увиденного на данном этапе достаточно, чтобы впредь обходить эту игру за версту. Можно ли найти в этом гача-аду хоть какие-то положительные стороны? Пожалуй, лишь относящиеся к второстепенным деталям. Саундтрек нас порадовал еще в бета-версии: тут и Queen, и Fatboy Slim, а знаковая песня группы Blur сведет олдскулы тем, кто застал легендарную FIFA 98. На релизе плейлист, правда, зачем-то разбавили современной русскоязычной попсой — решение как минимум спорное. А вот вновь слышать в наушниках Василия Уткина по-настоящему приятно.
То говорят, играй чаще.
Правда, и тут не обошлось без червоточинки. Ассортимент реплик довольно широк, персонального упоминания удостоились даже многие малоизвестные футболисты. Но при этом во время матчей постоянно приходится слышать одни и те же, зачастую противоречащие друг другу и плохо сбалансированные по громкости фразы — подводит звукорежиссура. А раза четыре язык озвучки почему-то прямо посреди игрового эпизода менялся на корейский. И в эти моменты становится особенно ясно, насколько порой русскоязычной озвучке не хватает энергии. То ли неудачные дубли местами выбрали, то ли просто поленились перезаписать.
. то говорят, играй меньше!
И ладно бы у FIFA Online 4 не было никаких альтернатив, и можно было бы воспользоваться аргументом «ну, она хотя бы бесплатная!». Опробованная нами специально ради этого текста PES 2021 LITE от Konami по части симуляции матчей представляет из себя полную копию последней платной версии японского футсима с физикой кодзимовского Fox Engine. Да, у PES предостаточно собственных проблем, включая все тот же интерфейс. Да, в бесплатной версии нет режима однопользовательской карьеры, а многих лицензий нет и в платной. Но знаете, чего еще там нет? Ограничения на количество матчей, дубового управления, обилия непрозрачных механик и лютого гринда.
Прокачка есть, но, представьте себе, повышать навыки футболистов там можно не только сжиганием их одноклубников, но и участием в матчах! При этом состав, который способен показать результат на относительно долгой дистанции, собрать там можно буквально за несколько вечеров активной игры безо всякого доната. А единственное отличие схожего с Ultimate Team режима MyClub от платной версии — запрет на участие в ежедневных испытаниях, позволяющих получить больше наград. Но что важнее всего, PES LITE по крайней мере не стыдно назвать футбольным симулятором. С тактикой, комбинационной игрой и какой-никакой реалистичностью. Бесплатная FIFA в ответ может предложить лишь красивые логотипы, известный саундтрек и голос Василия Уткина, периодически срывающийся на корейский.
Сложно найти хотя бы одну причину попробовать FIFA Online 4. Если только вы не хотите лично убедиться в том, что такое и вправду могло выйти на PC в 2021 году. Она выглядит до нелепого бедно даже на фоне основного конкурента в условно-бесплатном сегменте, не говоря уже о полноценных версиях футбольных симуляторов. А играется и того хуже. Словом, если так уж хочется поиграть именно в FIFA, мы советуем приобретать полную версию. Скупой платит дважды, а в случае с FIFA Online 4 — как минимум четырежды.