что лучше открыть филиал или обособленное подразделение в другом городе
Десять вопросов об обособленных подразделениях
Обособленное подразделение — это часть компании, которая находится не по юридическому адресу и где есть хотя бы один сотрудник. Это может быть магазин на соседней улице, склад в другом городе или завод на Камчатке. В статье разбираемся, что нужно знать о таких местах.
Что такое обособленное подразделение?
Коротко: склад, офис или еще какое-то помещение компании с другим адресом.
Обособленное подразделение, или ОП — это помещение, адрес которого отличается от юридического адреса компании. Еще в обособленном подразделении есть хотя бы один работник, и срок его работы больше месяца.
Компания «Лосось» зарегистрирована на улице Ленина. Она открывает магазин на соседней улице и нанимает туда одного продавца. Магазин — это обособленное подразделение «Лосося».
Если же компания арендует склад на две недели и отправляет туда сотрудников сортировать помидоры по размеру, склад не считается обособленным подразделением: хотя это и часть компании, и адрес отличается, но рабочих мест на складе «Лосось» не создавал.
Чем обособленное подразделение отличается от филиала или представительства?
Коротко: не может выступать от лица компании.
Самое главное отличие — это то, чем может заниматься подразделение. В отличие от филиала, обособленное подразделение не может:
Еще обособленное подразделение не нужно указывать в ЕГРЮЛ, а филиал и представительство — да.
Как создать обособленное подразделение?
Коротко: подать заявление в ту же налоговую, где зарегистрирована компания.
Итак, компания решила открыть офис, склад или пункт выдачи товаров — это обособленное подразделение. И его нужно зарегистрировать в налоговой.
На регистрацию обособленного подразделения есть месяц с того дня, когда издали приказ об открытии. Чтобы зарегистрироваться, директор компании подает в налоговую сообщение по форме С-09-3-1.
Может ли ИП создать обособленное подразделение?
Коротко: нет, можно работать и так.
У ИП есть право работать в любом городе России без создания обособленного подразделения. Еще у ИП нет юридического адреса, а значит, нет и привязки к какому-то месту, поэтому у него не может быть обособленного подразделения.
Нужен ли отдельный бухучет в обособленных подразделениях?
Коротко: нет.
В обособленных подразделениях нет своего бухучета — его ведет компания.
Где бы не находилось подразделение, оно работает по тому же налоговому режиму, что и компания. Методы бухучета тоже используются такие же, как и в компании. Их прописывают во внутреннем документе — «Учетной политике организации».
Всё, что написано на желтом фоне, покажите бухгалтеру, там всё на бухгалтерском.
Рабочий план счетов организации составляется так, чтобы можно было учитывать операции с обособленными подразделениями. Для этого в плане предусматривают счета и субсчета.
Первичные учетные документы составляются от имени или на имя компании, а не обособленного подразделения. Потому что именно компания получает права и обязанности по всем сделкам.
В учетной политике можно прописать порядок распределения расходов между компанией и подразделениями.
Компания должна обеспечить раздельный аналитический учет хозяйственных операций обособленных подразделений, у которых нет отдельного баланса. Для этого все операции подразделения надо учитывать на отдельных субсчетах рабочего плана счетов, который прописан в учетной политике организации.
Как заполнять декларацию по налогу на прибыль для обособленных подразделений?
Коротко: бухгалтер знает как!
Компания заполняет две декларации:
Общую декларацию сдают в налоговую по месту регистрации компании, а сокращенную — в ту налоговую, где находится обособленное подразделение.
Как рассчитать налоговую базу, если у компании есть обособленные подразделения?
Коротко: каждое подразделение платит 17% от прибыли в бюджет региона, где оно зарегистрировано.
Компании платят налог на прибыль — 20%, которые распределяются между федеральным и региональным бюджетом:
Если у компании есть обособленные подразделения, налоги она будет платить так:
За полгода ООО «Лосось» в общем заработало миллион рублей. У компании два подразделения — в Петербурге и Москве, а сама она зарегистрирована в Челябинске. Подразделение в Петербурге заработало 100 000 рублей, а в Москве — 200 000 рублей. Компания платит:
3% от 1 000 000 рублей в федеральный бюджет — это 30 000 рублей;
17% в бюджет Москвы от прибыли московского подразделения — 200 000 / 100 * 17 = 34 000 рублей;
17% в бюджет Петербурга от прибыли питерского подразделения — 100 000 / 100 * 17 = 17 000 рублей;
17% от (1 000 000 — 100 000 — 200 000) = 119 000 рублей в бюджет Челябинска.
Итого компания заплатит 200 000 рублей — это 20% от прибыли.
Если в подразделениях есть сотрудники и за них платили НДФЛ, налог уменьшают на сумму этих платежей.
Компании с несколькими обособленными подразделениями в одном субъекте России, например тремя подразделениями в Челябинской области, могут не распределять прибыль. Это правило действует с 2006 года.
Нужны ли отдельный расчетный счет и касса для обособленных подразделений?
Коротко: необязательно. Счет может быть один — у компании, а касс покупают столько, сколько нужно.
Есть два вида обособленных подразделений — с выделением на отдельный баланс и без выделения. Какой выбрать, решает компания по ситуации: например, если подразделение — завод на Камчатке, стоит выбрать выделение на отдельный баланс, чтобы не тратиться на командировки.
Выделение на отдельный баланс значит, что у подразделения есть своя бухгалтерия со своими отчетами, главным бухгалтером и учетом документов, имущества.
Без выделения на отдельный баланс. У компании один расчетный счет, а касс столько, сколько нужно. Если в подразделении продают товары или оказывают услуги, для него заводят отдельную кассу.
Отдельный счет для подразделения тоже можно завести, но это по желанию.
Второй расчетный счет: когда пора открыть
С выделением. Нужно открыть отдельный расчетный счет, купить кассу, если продаете товары или оказываете услуги. Тогда придется встать на учет в пенсионный фонд и фонд социального страхования, чтобы платить взносы за сотрудников. Это делают сразу после создания обособленного подразделения с выделением на отдельный баланс.
Кто платит взносы за сотрудников обособленного подразделения?
Коротко: если подразделение само выдает зарплаты, платит НДФЛ и отчитывается тоже само.
Если у подразделения есть свой расчетный счет и оно само начисляет зарплаты, то само же встает на учет в пенсионном фонде и фонде социального страхования. А потом платит НДФЛ и сдает все отчеты: 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, РСВ.
Когда зарплатами занимается головной офис, на подразделении остается только выплата НДФЛ и отчеты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, а всё остальное делает головной офис.
Как закрыть обособленное подразделение?
Коротко: подготовить решение, издать приказ и отнести уведомление в налоговую.
Обособленное подразделение закрывают в три шага. Для первого шага, скорее всего, понадобится помощь корпоративного юриста.
1. Подготовить решение о закрытии. Как будет выглядеть этот документ, зависит от устава компании. В уставе может быть прописано, что решение о закрытии подразделений принимается на собрании участников ООО или наоборот, единолично директором.
2. Издать приказ о закрытии обособленного подразделения. В приказе — назначить ответственного за закрытие подразделения: он должен отправить уведомления в фонды и проследить, чтобы со всеми сотрудниками рассчитались по зарплатам.
У компании есть три дня, чтобы уведомить о закрытии налоговую. Уведомляют налоговую по месту регистрации компании, а три дня отсчитывают с даты, что указана в приказе: «Прекратить деятельность обособленного подразделения с такого-то дня».
3. Отнести уведомление в налоговую. Уведомление о закрытии обособленного подразделения заполняется на двух страница: на первой — информация о компании, на второй — о подразделении.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Структурные подразделения: способы жизни и налоговые последствия
Автор: Диана Асатурян, юрист ООО «Первая ростовская налоговая консультация».
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», сентябрь 2018.
Перед многими организациями с ростом бизнеса встает задача расширения географии. Тогда возникают вопрос: как грамотно делегировать функционал компании в другой район, город или субъект? Что открыть: филиал, представительство или обособленное подразделение? Какие могут возникнуть налоговые препятствия и последствия?
Разница и сходство филиалов и представительств
Структурное подразделение организации может существовать как филиал, представительство (согласно ГК РФ) или обособленное подразделение юридического лица (согласно НК РФ).
Исходя из определений этих терминов, можно сделать вывод, что филиал существенно превосходит представительства по объему полномочий, и знак тождественности между ними ставить нельзя. Филиал, кроме представительских функции, может осуществлять все те действия, что и головная организация. Поэтому, делая выбор в пользу того или иного подразделения, необходимо понимать, какой функционал планируется делегировать подразделению.
Тем не менее, общих признаков у этих двух видов подразделений гораздо больше. Приведем их ниже.
Филиал/представительство не являются юридическими лицами, а выступают исключительно от имени юрлица, их создавшего.
Филиал/представительство действует на основании утвержденного создавшим его юридическим лицом положения о филиале (представительстве). Положение принимается одновременно с решением о создании филиала или представительства. Форма положения о филиале/представительстве законодательно не утверждена.
Наличие имущества у филиала (представительства). Ст. 55 ГК РФ указывает на то, что головная организация наделяет обособленное подразделение имуществом, но не указывает на обязанность выделять подразделение на отдельный баланс и открывать другой расчетный счет.
Термин «отдельный баланс» в законодательстве не содержится, но Минфин своими письмами еще в 2005 г. разъяснил, что отдельный баланс подразделения – это совокупность показателей, установленных организацией, для своих подразделений и отражающих ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют исключительно на основании его доверенности.
Отражение филиала/представительства в едином государственном реестре юридических лиц.
На данный момент создание филиала или представительства должно быть обязательно отражено в ЕГРЮЛ, а вот в уставе организации сведений о филиалах и представительствах является необязательным.
Для создания филиала или представительства необходимо принять соответствующее решение, разработать положение и осуществить регистрационные действия в налоговом органе.
Постановка на учет филиала/представительства в налоговых органах произойдет автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Каждое подразделение будет поставлено на учет месту своего нахождения.
Что такое обособленное подразделение
В НК РФ отсутствует определение филиала или представительства, однако ст. 11 НК РФ содержит понятие обособленного подразделения.
Согласно этой статье обособленное подразделение – любое территориально отделенное от нее подразделение с оборудованными стационарными рабочими местами.
Не стоит путать понятие «обособленное подразделение» с филиалами и представительствами, так как каждый из видов обособленных подразделений имеет свой статус, функции и налоговые последствия. Порядок создания также отличается. Обособленное подразделение, отвечающее признакам, указанным в ст. 11 НК РФ, считается созданным при организации новых рабочих мест на постоянной основе по адресу, отличному от места нахождения организации. А для создания филиала или представительства требуется решение общего собрания участников общества, а также осуществление регистрационных процедур.
Создание обособленного подразделения, в отличие от создания филиала и представительства, не является регистрационной процедурой. Процедура создания обособленного подразделения, которое не является филиалом/представительством, значительно проще. Достаточно будет издать соответствующий приказ о создании обособленного подразделения и уведомить налоговый орган заявлением по форме № С-09-3-1. Руководство таким подразделением может осуществлять руководитель головной организации. Обособленное подразделение считается таковым независимо от отражения его в учредительных документах и от полномочий, которыми оно наделяется.
Для признания обособленного подразделения таковым согласно ст. 11 НК РФ, обязательными условиям являются:
создание в подразделении рабочих мест, обладающих признаками стационарности и оборудованности.
Разберемся, что это такое.
Условие территориальной обособленности выполняется, если обособленное подразделение находится географически отдельно от головной организации на территории, которая подконтрольна другому налоговому органу, в котором головная организация не состоит на учете.
Второе условие признания обособленного подразделения таковым – это наличие стационарных и оборудованных рабочих мест. Определение рабочего места содержится в ст. 209 ТК РФ, где указано, что рабочее место – это место, где работник обязан находиться или куда он должен прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя. Оборудованным рабочее место считается, если созданы все необходимые для исполнения трудовых обязанностей условия. А стационарным, если рабочее место создано на срок более месяца. Таким образом, именно создание оборудованного стационарного рабочего места территориально отделенного от главного офиса считается созданием обособленного подразделения.
Обособленное подразделение не является юрлицом, филиалом, представительством, не имеет самостоятельного баланса, не имеет расчетного или иных счетов в банке.
Налогообложение для обособленных подразделений
Рассмотрев особенности каждого обособленного подразделения, можно сделать вывод, что налоговое определение «обособленное подразделение» значительно шире, чем «гражданское» понятие филиала/представительства. Важно понимать, что каждый филиал или представительство является обособленным подразделением, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством. Это важно понимать для целей налогообложения. Почему? Потому что компании, открывшие филиалы, имеют ряд налоговых ограничений.
Обратите внимание: компания, которая имеет филиал, не вправе применять УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК).
Но если компания имеет обособленное подразделение, которое не является филиалом и имеет те признаки обособленного подразделения, которые перечислены выше, то такая организация вправе применять УСН.
Минфин в своих письмах не раз указывал, что наличие у организации обособленного подразделения (не филиала) не препятствует применению упрощенного спецрежима (Письмо Минфина РФ от 14 октября 2015 г., № 03-11-06/2/58685; Письмо Минфина РФ от 20 июня 2013 г. № 03-1106/2/23305; Письмо Минфина РФ от 12 мая 2014 г. № 03-11-06/2/22075).
Некоторые налогоплательщики используют пп.1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ с целью изменить налоговый режим в середине года – создают филиал формально, то есть только на бумаге. В своем свежем обзоре практики рассмотрения дел от 4 июля 2018 г. Верховный суд в п.3 указал, что создание филиала без намерения вести деятельность через него не может являться основанием для перехода организации с упрощенной системы налогообложения на общую.
Суть рассматриваемого дела была в том, что организация по каким-то причинам в середине года хотела перейти на общую систему налогообложения. А согласно п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики на УСН не вправе перейти на другой режим налогообложения до окончания налогового периода. То есть поменять систему налогообложения «упрощенщики» могут лишь с нового года. Тогда организация решила создать филиал для автоматического перевода на общую систему налогообложения. Филиал был создан, но исключительно «на бумаге». Были подготовлены соответствующие локальные нормативные документы, внесены изменения в ЕГРЮЛ, но реальную деятельность организация через филиал не осуществляла, руководитель был назначен лишь номинально, сотрудников не было, да и собственного офиса филиал не имел. А организация, в свою очередь, уже заявила вычет на возмещение НДС.
Но суд признал, что действия налогоплательщика были направлены на обход налогового законодательства и получение необоснованной налоговой выгоды. Вывод: создание филиала без осуществления реальной деятельности не переводит организацию, применяющую упрощенную систему налогообложения, на общую.
Помните, что целью создания обособленных подразделений должно являться расширение бизнеса, открытие новых торговых точек, увеличение объемов и привлечение новых потребителей. Содержание любого обособленного подразделения требует финансовых и трудовых ресурсов. Независимо от выбранной формы обособленного подразделения необходимо сдавать отчетность в ту или иную инспекцию в зависимости от обособленного подразделения и самой отчетности. Таким образом, если вы решили открыть для компании обособленное подразделение, для начала необходимо будет разобраться, какие существуют способы жизни обособленных подразделений, каков процесс их создания, требует ли создание подразделения регистрации в ЕГРЮЛ, какие есть особенности у каждого из видов подразделений и, самое главное, какие это повлечет налоговые последствия.
Филиал, представительство, обособленное подразделение: налоговые последствия
Перед многими организациями с ростом бизнеса встает задача расширения географии. Тогда возникают вопрос: как грамотно делегировать функционал компании в другой район, город или субъект? Что открыть: филиал, представительство или обособленное подразделение? Какие могут возникнуть налоговые препятствия и последствия?
Разница и сходство филиалов и представительств
Гражданское законодательство различает два вида подразделений— это филиал и представительство (ст. 55 ГК РФ). Согласно этой статье представительство — это обособленное подразделение компании, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал, в свою очередь, это обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения, которое осуществляет все его функции или их часть, в том числе представительскую функцию.
Исходя из определений этих терминов, можно сделать вывод, что филиал существенно превосходит представительства по объему полномочий, и знак тождественности между ними ставить нельзя. Филиал, кроме представительских функции, может осуществлять все те действия, что и головная организация. Поэтому, делая выбор в пользу того или иного подразделения, необходимо понимать, какой функционал планируется делегировать подразделению.
Тем не менее, общих признаков у этих двух видов подразделений гораздо больше. Приведем их ниже.
1. Филиал/представительство не являются юридическими лицами, а выступают исключительно от имени юрлица, их создавшего.
2. Филиал/представительство действует на основании утвержденного создавшим его юридическим лицом положения о филиале (представительстве). Положение принимается одновременно с решением о создании филиала или представительства. Форма положения о филиале/представительстве законодательно не утверждена.
3. Наличие имущества у филиала (представительства). Ст. 55 ГК РФ указывает на то, что головная организация наделяет обособленное подразделение имуществом, но не указывает на обязанность выделять подразделение на отдельный баланс и открывать другой расчетный счет.
Термин «отдельный баланс» в законодательстве не содержится, но Минфин своими письмами еще в 2005 г. разъяснил, что отдельный баланс подразделения — это совокупность показателей, установленных организацией, для своих подразделений и отражающих ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату.
5. Отражение филиала/представительства в едином государственном реестре юридических лиц.
На данный момент создание филиала или представительства должно быть обязательно отражено в ЕГРЮЛ, а вот в уставе организации сведений о филиалах и представительствах является необязательным.
Для создания филиала или представительства необходимо принять соответствующее решение, разработать положение и осуществить регистрационные действия в налоговом органе.
Постановка на учет филиала/представительства в налоговых органах произойдет автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Каждое подразделение будет поставлено на учет месту своего нахождения.
Что такое обособленное подразделение
Согласно этой статье обособленное подразделение — любое территориально отделенное от нее подразделение с оборудованными стационарными рабочими местами.
Не стоит путать понятие «обособленное подразделение» с филиалами и представительствами, так как каждый из видов обособленных подразделений имеет свой статус, функции и налоговые последствия. Порядок создания также отличается.
Создание обособленного подразделения, в отличие от создания филиала и представительства, не является регистрационной процедурой. Процедура создания обособленного подразделения, которое не является филиалом/представительством, значительно проще. Достаточно будет издать соответствующий приказ о создании обособленного подразделения и уведомить налоговый орган заявлением по форме № С-09-3-1. Руководство таким подразделением может осуществлять руководитель головной организации. Обособленное подразделение считается таковым независимо от отражения его в учредительных документах и от полномочий, которыми оно наделяется.
Для признания обособленного подразделения таковым согласно ст. 11 НК РФ, обязательными условиям являются:
Условие территориальной обособленности выполняется, если обособленное подразделение находится географически отдельно от головной организации на территории, которая подконтрольна другому налоговому органу, в котором головная организация не состоит на учете.
Второе условие признания обособленного подразделения таковым — это наличие стационарных и оборудованных рабочих мест. Определение рабочего места содержится в ст. 209 ТК РФ, где указано, что рабочее место — это место, где работник обязан находиться или куда он должен прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя. Оборудованным рабочее место считается, если созданы все необходимые для исполнения трудовых обязанностей условия. А стационарным, если рабочее место создано на срок более месяца. Таким образом, именно создание оборудованного стационарного рабочего места территориально отделенного от главного офиса считается созданием обособленного подразделения.
Обособленное подразделение не является юрлицом, филиалом, представительством, не имеет самостоятельного баланса, не имеет расчетного или иных счетов в банке.
Налогообложение для обособленных подразделений
Обратите внимание: компания, которая имеет филиал, не вправе применять УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК).
Минфин в своих письмах не раз указывал, что наличие у организации обособленного подразделения (не филиала) не препятствует применению упрощенного спецрежима (письмо Минфина РФ от 12 мая 2014 г. № 03-11-06/2/22075).
Некоторые налогоплательщики используют пп.1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ с целью изменить налоговый режим в середине года — создают филиал формально, то есть только на бумаге. В своем свежем обзоре практики рассмотрения дел от 4 июля 2018 г. Верховный суд в п.3 указал, что создание филиала без намерения вести деятельность через него не может являться основанием для перехода организации с упрощенной системы налогообложения на общую.
Суть рассматриваемого дела была в том, что организация по каким-то причинам в середине года хотела перейти на общую систему налогообложения. А согласно п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики на УСН не вправе перейти на другой режим налогообложения до окончания налогового периода. То есть поменять систему налогообложения «упрощенщики» могут лишь с нового года. Тогда организация решила создать филиал для автоматического перевода на общую систему налогообложения. Филиал был создан, но исключительно «на бумаге». Были подготовлены соответствующие локальные нормативные документы, внесены изменения в ЕГРЮЛ, но реальную деятельность организация через филиал не осуществляла, руководитель был назначен лишь номинально, сотрудников не было, да и собственного офиса филиал не имел. А организация, в свою очередь, уже заявила вычет на возмещение НДС.
Но суд признал, что действия налогоплательщика были направлены на обход налогового законодательства и получение необоснованной налоговой выгоды. Вывод: создание филиала без осуществления реальной деятельности не переводит организацию, применяющую упрощенную систему налогообложения, на общую.
Независимо от выбранной формы обособленного подразделения необходимо сдавать отчетность в ту или иную инспекцию в зависимости от обособленного подразделения и самой отчетности.
Таким образом, если вы решили открыть для компании обособленное подразделение, для начала необходимо будет разобраться, какие существуют способы жизни обособленных подразделений, каков процесс их создания, требует ли создание подразделения регистрации в ЕГРЮЛ, какие есть особенности у каждого из видов подразделений и, самое главное, какие это повлечет налоговые последствия.
Только до завтра запись со скидкой 20%. Программа вебинара тут.