что лучше открыть ресторан или кафе
Памятка начинающему бизнесмену: какую систему налогообложения и форму собственности выбрать для кафе или ресторана. Налоговый учет в общепите.
Планируете открыть заведение общественного питания? Форма собственности (ИП или ООО) и система налогообложения для ресторана, бара, кафе или пиццерии влияет на то, с какими ограничениями вы столкнетесь, начав деятельность, какой учет придется вести и сколько будете платить в казну. Прочтите эту статью, чтобы не ошибиться в выборе!
Выбираем форму собственности: ИП или ООО
Если планируете открыть небольшое заведение, лучше регистрировать ИП — в этом случае не придется вести бухгалтерский учет, что упрощает жизнь и снижает расходы. Учтите, что индивидуальный предприниматель может продавать только слабоалкогольные напитки: пиво, сидр и т.д., поэтому для бара придется регистрировать юрлицо. Компромиссный вариант — оформить заведение, как ИП, а для продажи крепкого алкоголя открыть ООО с единственным учредителем.
Плюсы и минусы ИП и ООО мы подробно описали в статье «ИП или ООО: какую форму собственности лучше выбрать для розничной торговли» — прочтите, она актуальна и для вас. По поводу выбора кодов ОКВЭД, тоже есть шпаргалка для новичков.
Нет времени разбираться в нюансах? Доверьтесь нам! Подскажем, какую форму собственности предпочесть, поможем с выбором системы налогообложения для кафе или ресторана, зарегистрируем ваше ИП или ООО.
Налоговый учет для ресторана и кафе(в общепите)
Не знаете, какое налогообложение выбрать для кафе или ресторана?
Это зависит от категории заведения. Например, для кофейни, пиццерии или кафе без продажи подакцизных товаров, лучше всего подходят специальные режимы — упрощенная система (УСН) или патент. Патент можно применять не во всех субъектах РФ, к тому же, он доступен только в случае, если площадь зала обслуживания не превышает 50 м² ( статья 346.43 Налогового кодекса РФ ). Из двух разновидностей УСН — «Доходы минус расходы» и «Доходы» — для малого бизнеса предпочтительнее вторая.
Если же в заведении планируется предоставлять полный комплекс услуг, лучше выбрать общий режим налогообложения.
Сомневаетесь в выборе? Воспользуйтесь налоговым калькулятором от ФНС!
Выбор режима налогообложения для ИП
При выборе ЕНВД или патента нужно вести только налоговый учет: заполнять «Книгу доходов и расходов предпринимателя», в которой фиксируются суммы доходов. Расходы в рамках этих режимов налоговую не интересуют.
Доходы учитывают кассовым методом: все, что приходит на расчетный счет, считается доходом, за исключением некоторых случаев — например, при возвратах от подотчетного лица или от поставщика, когда заказчик оплачивает какую-то сумму, а потом поставщик возвращает деньги, потому что не смог выполнить поставку.
В итоге налоговый учет для ресторана или кафе сводится только к ведению учета доходов, что сделать достаточно просто. Для этого не нужно специализированное программное обеспечение, достаточно подсчитать суммы по банковским выпискам и по кассе.
Выбор режима налогообложения для ООО
Что же касается ООО, то здесь вместе с налоговым требуется вести и полноценный бухгалтерский учет. Основная сложность — формирование регистров бухгалтерского учета, или, как их еще называют, «проводок». Их нужно делать на каждую хозяйственную операцию:
На любой факт хозяйственной деятельности нужно формировать регистры и отражать в соответствующих отчетах. Также, сдаются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, в котором отражаются основные показатели бизнеса на 31 декабря:
Может возникнуть дебиторская задолженность. Допустим, ресторатор получил что-то от поставщика, но еще не заплатил ему — задолженность перед поставщиком в этом случае отражается в пассиве баланса, а полученные товары — в активе. Или учредители внесли какую-то сумму изначально на приобретение оборудования — в данном случае деньги отражаются в активе баланса на статье «Денежные средства» и одновременно делается запись в пассив баланса на статью «Нераспределенная прибыль». К сожалению предпринимателей, подобная отчетность ценности для них не имеет, но вести ее обязательно.
Дальше мы расскажем, какая система налогообложения лучше для ресторана, как можно сэкономить на услугах бухгалтера и организовать учет.
Налогообложение кафе и ресторанов
Большинство рестораторов выбирает УСН «Доходы минус расходы» или основную систему налогообложения. Часто бывает, что бизнес такой крупный, что выбора толком и нет, потому что пороговое значение по выручке за год составляет 150 млн рублей и, если заведение приносит больше, упрощенную систему выбрать уже не получится, приходится становиться на основной.
УСН «Доходы минус расходы»
Этот режим выбирают, чтобы снизить налоговую нагрузку. Когда доля дохода, а именно чистой прибыли от общей выручки, до 30%, это действительно выгодно. Зачем платить 6% от выручки, если вы можете заплатить 15% от чистой прибыли и сэкономить?
Но есть и обратная сторона такой формы налогообложения: дополнительная нагрузка с ведением учета. Расчеты ведутся как кассовым методом, так и начислением. То есть вам придется считать не только доходы.
Чтобы принять себестоимость купленных товаров в расходы в налоговом учете при УСН «Доходы минус расходы», нужно выполнить три условия:
Обязательно соблюдение всех трех условий, чтобы внести себестоимость купленных товаров в расходы.
Например, кафе купило бутилированное пиво у поставщика → продало его гостю в заведении → получило деньги.
Если следовать логике, вот они — расход и доход, так как заведением ничего не производилось, а осуществлялась лишь перепродажа товара.
Но покупка пива будет расходом только при условии, что за поставку кафе уже расплатилось с поставщиком. Зачастую, у поставщиков есть условия с отсрочкой платежа на месяц или даже три — в таком случае расчета с поставщиком, а значит, и расхода, не было.
В таком случае у заведения есть только доход, В момент оплаты поставщику нужно сделать запись в книге расходов и доходов, что оплата за это конкретно этот товар прошла. Постоянно держать это в голове довольно, сложно, поэтому такой вид учета требует дополнительного оборудования, как минимум системы учета.
Также стоит учитывать и факт получения товара по накладной. Потому что для ресторатора может возникнуть еще одна неприятная ситуация. Например, вы проводите оплату поставщикам, но товары еще не получили, а продаете гостям товар из старых запасов. В этом случае оплату и получение товара нельзя считать расходом до тех пор, пока он не будет продан. Это касается не только товаров, но и ингредиентов для полуфабрикатов: только в момент отгрузки (продажи) гостю готовой продукции вы сможете записать это как расход.
Выбирая УСН «Доходы минус расходы», важно нанять квалифицированного бухгалтера, работающего с ПО, позволяющим отслеживать все изменения по номенклатурам, выявлять их себестоимости и проверять соблюдение условий.
В Фингуру есть специалисты с опытом ведения налогового учета в общепите, которые избавят вас от необходимости постоянно держать в голове кучу данных.
Основная система налогообложения
Что касается основной системы налогообложения, то здесь используется чистый метод начисления. Не нужно следить за движениями денежных средств — только отчитываться о движении товаров.
Например, вы получили товары по накладной, оприходовали их на склад и продали гостю. В этот момент происходит одновременно отражение выручки, себестоимости, и списание в расходы. Неважно, заплатили ли вы поставщику, товар всегда уходит в затраты по себестоимости.
На основной системе нужно оплачивать еще и НДС. Он заложен в цену товаров, и в заведении будет считаться только как разница между входящей и исходящей величиной этого процента (с 2019 года — 20%). То есть это процент налога от закупочной цены и этот же процент от цены при продаже.
С нами разбираться в нюансах налогообложения предприятий общественного питания не придется. Развивайте бизнес, а с бухгалтерским учетом и своевременной сдачей отчетов поможет Фингуру!
Как открыть ресторан
Ксения Корчагина, юрист сети ресторанов
Марина Владимировна все рестораны открывала сама. Санкт-Петербург, Ярославль, Кострома, Москва. 6 заведений за 6 лет. Где-то ошибалась. Получала штрафы. Исправляла ошибки. А эта же проблема всплывала в другом ресторане.
Однажды она решила — хватит кормить государство штрафами! Надо снижать затраты. Пригласила меня, бухгалтера, инженера по технике безопасности. Мы обсудили все предписания, все требования, все потраченные на ошибках деньги. И составили чек-лист с юридическими моментами, которые надо знать при открытии ресторана. С разрешения ресторатора публикую ее опыт.
Ваши шаги к открытию
Зарегистрируйтесь в Налоговой
Что выбрать ИП или юридическое лицо?
ИП не сможет продавать крепкий алкоголь, только пиво
ИП отвечает за долги всем своим имуществом.
Собственник ЮЛ несет ответственность только размером уставного капитала юрлица.
ИП сразу потратит выручку на личные нужды, а собственник ЮЛ получит денежные средства только после выплаты дивидендов.
Как зарегистрировать ИП
Сформируйте пакет документов.
Как зарегистрировать ООО
Обратитесь к юристу за помощью в регистрации, стоимость услуг от 5000 рублей.
Для самостоятельной регистрации:
Подберите помещение и оформите права на него (собственность, аренда)
Если помещение было спроектировано для общепита, то вероятнее всего нужные требования уже выполнены.
Требования к входам
Требования при продаже алкоголя
Помещение не должно находиться у школ, больниц, образовательных и медицинских центров, музеев, на прилегающих к вокзалам и аэропортам территориях. Полный перечень мест запрета.
На рынке и в торговых павильонах разрешат торговать только пивом и (при наличии лицензии) продукцией до 16,5% эт. спирта.
Границы территорий вокруг мест запрета определяет администрация населенного пункта. Территории постоянно обновляются.
При размещении в жилом здании или на прилегающей к нему территории площадь зала обслуживания должна быть от 20 кв. м. Но законом региона в таких местах могут вообще запретить продажи алкоголя или увеличить метраж площади зала.
Проверить не находится ли помещение в зоне запрета можно на консультации в региональном департаменте, выдающем алкогольные лицензии или на его сайте найти «Схему границ территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания».
Уведомьте о начале деятельности Роспотребнадзор
До 20 тысяч рублей штраф за неуведомление. Через 3 месяца штраф уже не назначат (истечет срок давности).
Заключите договоры на вывоз, утилизацию и размещение отходов
До 250 тысяч рублей штраф за отсутствие договоров (часто проверяет Роспотребнадзор, реже Росприроднадзор). Обязанность по вывозу отходов можно поручить Арендодателю.
Арендодатель обязан организовать вывоз отходов, образующихся в результате деятельности Арендатора.
Вывоз отходов Арендатора производится специализированными организациями, осуществляющими вывоз и размещение (захоронение) отходов, на основании договоров, заключенных с Арендодателем.
Отходы, подлежащие вывозу в соответствии с пп. 3.2. настоящего Договора, собираются Арендатором в специально предназначенные для этого мусорные контейнеры (далее — контейнеры), предоставленные Арендодателем.
Все права и обязанности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также ответственность за несоблюдение природоохранного законодательства, в т. ч. в области обращения с отходами, возлагаются на Арендодателя.
Отходы Твердые коммунальные (ТКО)
Класс отхода IV, код 7 33100 0172 4
В большинстве регионов договор обязательно заключать с региональным оператором (РО).
В Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе пока договор можно заключать с любой лицензированной компанией. Контейнер для сбора отхода можно установить на общественной или собственной контейнерной площадке.
Если поставите на собственной контейнерной площадке, то сможете платить не по нормативу, а за фактический объем. Это дешевле. Пример расчета.
Отходы пищевые
Класс отхода V, код 7 36 100 01 30 5
Лицензия на вывоз Подрядчику не нужна.
Предусмотрите договором периодичность вывоза не реже 2 раз в неделю или при накоплении 2/3 контейнера.
Отработанное фритюрное и растительное масло
Класс отхода IV, код 7 36 111 11 32 4
Если Роспотребнадзор выявит работу Фритюра, кроме договора на вывоз и утилизацию, обязательно потребует Журнал контроля качества и учета использования фритюрных жиров. Образец журнала.
Чтобы не платить за вывоз и не отчитываться по отходу, отработанное масло можно регулярно
Отходы при разгрузке жироуловителя (ЖУ)
Класс отхода IV, код 7 36 101 01 39 4
ЖУ устанавливают, чтобы очистить стоки канализации. Чистоту проверяют
Договор потребует Роспотребнадзор, если выявит работу ЖУ.
Чтобы не платить за вывоз и не отчитываться по отходу, ЖУ прячут от Роспотребнадзор в полу. Но если в Ресторане больше 200 мест, то установка ЖУ становится обязательной и отходы от него надо оформлять официально.
Отработанные бактерицидные лампы
Класс отхода I, код 4 71 101 01 52 1
Бактерицидные лампы нужны для дезинфекции помещений по приготовлению салатов, нарезок, украшению тортов. Полный перечень помещений.
Роспотребнадзор проверяет, есть ли лампы, ведется ли Журнал учета их работы и Инструкцию по эксплуатации. Как выполнить требования Роспотребнадзор и образец Журнала.
Договор на утилизацию отработанных ламп Роспотребнадзор обычно не запрашивает. Очень редко такой договор может проверить Росприроднадзор.
Разработайте Программу производственного контроля (ППК)
До 20 тысяч рублей штраф или приостановление деятельности за отсутствие ППК (при проверках Роспотребнадзор)
ППК — это документ с перечнем мероприятий, которые обязуется проводить Ресторан, чтобы готовить безопасную для потребителей продукцию. Общие требования к ППК установлены СП 1.1.1058-01.
Свою ППК вы можете написать на основании Типовой программы. Обязательно включите в текст раздел о лабораторных исследованиях (типовой раздел здесь).
Образец заполнения ППК.
Внедрите Процедуры ХАССП
До 20 тысяч рублей штраф за невнедрение процедур ХАССП (при проверках Роспотребнадзор).
ХАССП — это «процедуры обеспечения безопасности в процессе производства». К ним относятся — контроль качества изготовления, условий хранения продукции, чистоты помещений, гигиены работников. Полный перечень процедур.
Стоимость услуг по внедрению ХАССП от 70 тысяч рублей. Специалистов по ХАССП мало, в том числе и в Роспотребнадзоре.
На 20-30 тысяч рублей штрафовали общепит в 2019г. по нашим данным. Но есть и примеры приостановления деятельности: на 20 тысяч оштрафовали столовую в Свердловской области, приостановили деятельность на 30 суток в кафе с Камчатки, суд обязал внедрить процедуры ХАССП закусочную из Приморского края.
Заключите договоры для соблюдения санитарных норм
До 30 тысяч рублей штраф за отсутствие договора (при проверках Роспотребнадзора).
Проведение санитарно-гигиенических исследований воды, продукции, смывов
Такие исследования выполняют аккредитованные лаборатории.
Частота проведения лабораторных исследований определена в Вашей ППК. Если Вы разрабатывали ППК на основании Типового раздела, то срок контроля питьевой воды — 2 раза в год, готовой продукции — 1 раз в 6 месяцев, смывы с оборудования — 1 раз в квартал.
Храните Протоколы лабораторных исследований. При проверках их количество обязательно сравнивают с Вашей ППК.
Дератизация и дезинсекция помещений
Предусмотрите договором периодичность дератизации от 1 раза в месяц, препаратами, имеющими декларации.
Порядок проведения работ определен СП 3.5.3.3223-14, СанПиН 3.5.2.3472-17. Стоимость зависит от площадей и частоты обработки.
Проконтролируйте наличие медицинских книжек у сотрудников
До 130 тысяч рублей штраф и риск приостановления деятельности за работу без медкнижек (проверяет Роспотребнадзор, Инспекция труда).
Штраф могут уменьшить, если в день проверки работник пройдет медосмотр.
Медицинская книжка должна быть, у всех работников, даже у бухгалтера.
В ней отмечают прохождение медосмотров и
Контролировать сроки удобно в Журнале.
Медкнижки хранит Работодатель. Учет движения книжек можно вести в Журнале. Для проверки достоверности медкнижек используйте реестр Роспотребнадзор.
Соблюдайте авторские права на музыку
До 5 миллионов рублей за включение музыки без договора вправе требовать
Обычно с заведений общепита взыскивают 80-90 тысяч. Пример:
80 тысяч за музыку в ярославском ресторане,
87 за музыку из приемника бармена в г. Санкт-Петербурге,
120 тысяч с ИП в г. Москве.
До 40 тысяч рублей с конфискацией музыкального оборудования установлены штрафы в пользу государства. Протоколы о правонарушении составляет полиция. Обычно проверки инициируют РАО и ВОИС.
Средний штраф для Ресторана 10 тысяч. Пример:
10 тысяч с ресторана в Вологде,
10 тысяч с конфискацией айпада в кафе Краснодара,
30 тысяч с конфискацией ноутбука в Подмосковье.
Даже если музыку включил бармен или нанятый аниматор, виновным признают Ресторан.
Договор
Нужен во всех случаях звучания «чужих» произведений в заведении.
Без договора на использование авторских и смежных прав музыку могут воспроизводить только граждане для некоммерческого личного использования. Спеть песню дома, включить радио в своей машине.
8000 рублей в месяц.
Зарегистрируйтесь во ФГИС «Меркурий»
До 20 тысяч рублей штраф за прием, хранение, переработку продукции без ВСД (активно контролирует Россельхознадзор).
Нужны для продукции животного происхождения (мясо, молоко).
ВСД оформляют только в электронном виде. В федеральной системе ФГИС Меркурий.
Поставщик ВСД создает. Покупатель ВСД гасит, подтверждая получение товара.
Зарегистрируйтесь в системе, чтобы покупать легальное мясо, молоко, мед.
Для регистрации нужно подать заявку в отделение Россельхознадзора вашего региона или электронно. Инструкция по электронной регистрации.
Для торговли алкоголем
Оформите лицензию
200-500 тысяч рублей штраф за продажу алкоголя без лицензии. Протоколы о нарушениях составляют сотрудники Росалкогольрегулирования или полиции. Без лицензии можно торговать только пивом, пивными напитками, сидром, пуаре, медовухой.
Лицензию выдает Лицензирующий орган вашего субъекта РФ. Ищите в поисковике «Департамент выдача лицензий алкоголь ВАШ РЕГИОН».
В Москве — Департамент торговли и услуг. В Санкт-Петербурге — Комитет по промышленной политике. В Мурманской области — Управление по лицензированию Министерства инвестиций.
Соберите документы. Перечень установлен законом 171-ФЗ.
Например, образцы для Ярославской области:
Бланк заявления
Пример заполнения заявления
Подайте документы в Лицензирующий орган вашего субъекта на бумаге или электронно через портал госуслуг.
Подключитесь к системе ЕГАИС
До 200 тысяч рублей штраф за нарушение порядка учета алкоголя (проверяют Росалкогольрегулирование и орган, выдавший лицензию).
В системе ЕГАИС нужно подтверждать поступление и оформлять реализацию и алкоголя, и пива.
Чтобы фиксировать все операции, зарегистрируйтесь в системе. Получите электронную подпись ИП или ЮЛ, авторизуйтесь по ней в личном кабинете на сайте ЕГАИС.
Купите и зарегистрируйте онлайн-кассу
До 30 тысяч рублей штраф за работу без кассы и применение контрольно-кассовой техники (ККТ), не соответствующей закону (выявляет налоговая инспекция).
Оформите Вывеску и Уголок потребителя
До 10 тысяч рублей штраф за несоответствие оформления закону (активно проверяет Роспотребнадзор).
Хочу открыть кафе. С чего начать?
1. Выбираем формат заведения
Анна влюблена в кофе и хорошо разбирается в нем. Поэтому задумала именно кофейню с напитками навынос, парой столиков и барной стойкой с местами для гостей.
Кофейня, стритфуд, ресторан, закусочная… ИП может открыть любое заведение общепита, если не планирует предлагать крепкий алкоголь. Для продаж крепкого нужно открыть юрлицо, приобрести лицензию в региональном отделении Росалкогольрегулирования и вести отчетность в ЕГАИС и ФСРАР.
Анна оформила ИП. В качестве основного вида деятельности выбрала «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», он подходит и для кафе (код по ОКВЭД 56.10).
Платить налоги Анна решила по патенту (ПСН). На патенте можно работать общепиту с площадью помещения 50 м² и меньше. Узнать о других системах налогообложения и посчитать, что выгоднее.
2. Получаем разрешительные документы
Работу заведений общепита регулирует Роспотребнадзор. Анна прочитала, что открытие происходит в уведомительном порядке: открываешься, отправляешь уведомление в Роспотребнадзор (скачать бланк) и в региональное отделение МЧС (скачать бланк), затем ждешь проверку. То есть варить кофе и радовать клиентов можно, не дожидаясь ответа от инстанций.
Поначалу так и хотела сделать. Однако подготовка к открытию затянулась из-за ремонта, поиска бариста, закупки расходников и посуды. Поэтому Анна решила запустить сбор документов параллельно и действовала так.
1. Изучила основные требования для точек общепита:
2. Уточнила у собственника помещения (арендодателя), какие документы уже есть.
3. Обратилась в компанию, которая собирает необходимые документы на условиях аутсорсинга. Это сэкономило десятки часов рабочего времени и обошлось в 20 тысяч рублей.
Что делать, если открываетесь в помещении, где уже была точка общепита?
Уточните у арендодателя, какие есть документы для предъявления инспекции при проверке.
Поэтому рекомендуем связаться с Роспотребнадзором вашего региона. Требования отличаются и зависят от типа заведения (закусочная, столовая, кафетерий, бар), от особенностей вашего помещения, от меню и рассадки гостей.
Задайте вопросы не только о документах, но и как подготовиться к проверкам.
Что могут проверить представители различных инстанций:
Если сомневаетесь, что помещение по всем параметрам подходит для вашего заведения, закажите экспертизу в Роспотребнадзоре. Он выдаст санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности. Регламент по предоставлению этой услуги описан в Приказе Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775 (в ред. от 22.07.2016).
4. Анна сама оформила уголок потребителя. Этого понятия нет в нормативных актах, уголком потребителя принято называть стенд с информацией о заведении, которая отвечает требованиям ст. 8-10 Закона о защите прав потребителей.
Что разместить на стенде:
5. Анна прошла медосмотр у нескольких специалистов и получила медицинскую книжку в своей поликлинике. Это обязательный документ для работников общепита, подтверждающий, что здоровье соответствует санитарным требованиям (Приказ Роспотребнадзора № 402 от 20.05.2005 о личной медицинской книжке и санитарном паспорте).
3. Выбираем программу для учета ингредиентов и блюд
Анна пропустила этот шаг. И напрасно. Поняла она это уже после запуска кофейни.
Видеть выручку помогала касса, взятая напрокат. А для учета закупок, ингредиентов и продаж у Анны были разлинованный журнал и калькулятор. Когда нашелся бариста, Анна перестала работать за стойкой и судить о продажах приходилось по записям, сделанным чужой рукой.
В обоих случаях Анна не видела полно и четко, как у нее дела. Закупала ингредиенты на глазок, считала остатки вручную, верила на слово, сколько продано со скидкой или без.
Анна нашла недорогое решение, чтобы автоматизировать учет и не тратить силы на рутину. Приобрела учетный сервис сразу с кассой. Так получилось выгоднее и проще, потому что всё в одном: кассовая программа, учет ингредиентов, аналитика, а потом и работа со столиками пригодилась, когда открыла вторую кофейню побольше.
Автоматический учет ингредиентов, блюд и расходников
Сервис Контур.Маркет помогает эффективно управлять заведением, работать со столами, контролировать сотрудников, развивать лояльность клиентов.