что лучше психолог или педагог психолог

Чем отличается психолог от педагога-психолога?

Есть педагог, а есть психолог, а есть и 2 профессии в одной. В чем отличие психолога от педагога-психолога, чем занимается первый и второй? Узнаем!

Сегодняшнее поколение считает, что психология является одной наукой для всего. Но это, конечно же не так.

Утверждение о том, что психолог и педагог-психолог — это единое целое в профессиях ложное.

Отличие психолога от педагога-психолога

Чем отличается психолог от педагога-психолога на самом деле? Обладатели обеих профессий призваны улучшать жизнь, помогать становиться лучше и раскрывать себя.

Но у первого специалиста акцент смещен на поиск причин внутренних и внешних конфликтов и их разрешение, а у второго на творческое и духовное развитие младшей возрастной категории.

Если выразиться еще точнее, то отличия психолога от педагога-психолога в том, что к первому специалисту чаще всего обращаются тогда, когда есть проблема.

Специалист по профессии психолог помогает детям найти общий язык с родителями, взрослым разобраться в себе, решить проблемы общения между поколениями, семейным парам восстановить прежние отношения.

Чем занимается педагог-психолог?

Специалист по профессии педагог-психолог – это сотрудник, который по умолчанию работает в детских учреждениях, школах и ведет своих подопечных по жизни, помогая им становиться личностями и выявляя не только проблемы, но и их отсутствие. Отличие педагога-психолога от психолога в данном случае очевидно.

Сегодня открыт вопрос о необходимости наличия данного специалиста не только в школах и детских садах, где он обязателен, но и колледжах, техникумах и вузах.

Сосредоточенность на педагогике и большой объем работы по ведению документации и отчетности по каждому подопечному – то, что отличает педагога-психолога от психолога общей категории.

В образовательных учреждениях он ведет дела и карточки на каждого ученика, учитывая множества факторов. К примеру, социальный статус, отношения в семье, темперамент, отношение со сверстниками и многое другое.

В детских садах его работа помогает выявить отклонения в развитии ребенка. Все дети разные и речь не обязательно идет о серьезных нарушениях, скорее специалист подтягивает малыша до своей возрастной категории. То есть отличие педагога-психолога от психолога в том, что помогает ребенку раскрыть свои таланты.

Если же проблемы серьезные, то именно он сможет рекомендовать родителям необходимых специалистов и разрешить все проблемы, о которых спустя годы никто и не вспомнит. Профессия в садике эта нужная и важная.

А работая в школе, он сосредоточен на разрешении проблем пубертатного периода, на адаптации первоклашек, консультации подростков в самое сложное для них время, на выявлении причин проблем обучения.

Помочь понять детям младших классов, что хоть любимый детский сад и закончился, но впереди годы интересного обучения в школе – это как раз по его части.

В старших классах задача – помочь понять себя, психологически подготовиться к выпускным экзаменам, поступлению в колледж, вуз.

Чем еще существенно отличается педагог от педагога-психолога в школе – так это в том, что он работает не только с детьми, но и с учителями, родителями. Он постоянный участник педсоветов и родительских собраний.

К сожалению, иногда ему приходится подключать к процессу социальных педагогов, органы опеки и попечительства, сотрудничать с полицией и работать вне стен учебного заведения, встречаясь с родителями и обсуждая проблемы семьи и подрастающего поколения.

Но именно благодаря тому, чем занимается педагог-психолог, для каждого индивида существует возможность почувствовать себя автором и руководителем собственной жизни, а не жертвой данной системы.

Чем отличается психолог от педагога-психолога: итоги

Отличие психолога от педагога-психолога заключается в основной миссии их деятельности.

Психолог основывается на поиске причины в медицинской сфере, исходя из психических отклонений. К нему идут за советом, консультацией, нередко обращаются за помощью тогда, когда кажется, что больше не к кому.

А вот педагог-психолог изначально ищет не столько проблемы, сколько и их отсутствие и работает исключительно на развитие детей, имея не только психологическое, но и педагогическое образование. Его задача – вырастить личность из ребенка.

В целом же, хоть отличия педагога-психолога от педагога и существенны, оба специалиста стремятся показать, что жизнь – это бесценный подарок и истинное счастье, которое нужно ценить не взирая ни на что.

Источник

Что лучше психолог или педагог психолог

Библиографическая ссылка на статью:
Корниенко А.Ф. Преподаватель психологии – педагог или психолог? // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24725 (дата обращения: 04.10.2021).

Довольно часто при характеристике учителей-предметников и преподавателей отдельных учебных дисциплин их называют по наименованию предмета, который они преподают. Так учитель физики называется физиком, учитель биологии – биологом, а преподаватель психологии – психологом. Учитывая, что наряду с учебными предметами существуют соответствующие отрасли наук (физика, биология, психология и т.д., где также есть и физики, и биологи, и психологи), подобное именование учителей и преподавателей с научной точки зрения вряд ли можно назвать корректным. Вместе с тем в работе В.Н. Карандашева [1], например, преподавание психологии психологом рассматривается как нечто само собой разумеющееся.

То, что является общим для преподавателя психологии и для психолога, как представителя психологической науки, так это необходимость наличия глубоких научных знаний из различных областей психологии. Для осуществления своей профессиональной деятельности каждый из них должен обладать определенной совокупностью психологических знаний, которые можно черпать, как из научной литературы, так и из учебников, и учебных пособий по психологии. Однако по своим функциям и характеру профессиональной деятельности психолог и преподаватель психологии отличаются существенным образом.

Основная функция психолога – получение новых знаний о психике и психических явлениях, познание их сущности, выявление психологических законов и закономерностей. Кроме того, важным для психолога является наличие профессионального общения с другими психологами, в процессе которого психологи обмениваются своими знаниями и опытом профессиональной деятельности. Для осуществления своей профессиональной деятельности психологу необходимо иметь специальные знания по методологии и методам проведения психологических исследований [2].

Основной функцией преподавателя психологии является передача учащимся совокупности психологических знаний, имеющихся в психологии и полученных психологами. Свою профессиональную деятельность преподаватель психологии осуществляет на основе специальных знаний методологии и методов педагогической деятельности. Отсюда следует, что деятельность преподавателя психологии есть не что иное, как педагогическая деятельность, а сам преподаватель психологии является ни кем иным, как педагогом. Соотношение функций и особенностей профессиональной деятельности психолога и преподавателя психологии представлено на рис. 1.

что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть фото что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть картинку что лучше психолог или педагог психолог. Картинка про что лучше психолог или педагог психолог. Фото что лучше психолог или педагог психолог

Рисунок 1 – Основные функции и особенности профессиональной деятельности Психолога и Преподавателя психологии

Конечно же, имея необходимые педагогические знания и навыки преподавания, психолог может выполнять функции преподавателя психологии. Но тогда он перестает быть психологом и становится педагогом, а его деятельность становится педагогической. Причем, как отмечалось нами ранее [3], нет особой гарантии, что хороший психолог будет и хорошим преподавателем психологии. Преподаватель психологии, будучи педагогом, должен устанавливать персональные межличностные отношения с каждым учащимся и выполнять не только функцию обучения, связанную с передачей психологических знаний, но и функции воспитания и развития учащихся.

У психолога в его профессиональной деятельности возникают три основных вопроса:

б) зачем исследовать?

Первый вопрос – это вопрос о том, что является объектом и предметом исследования. Второй вопрос связан с определением актуальности исследования, его теоретической и практической значимости. Третий вопрос – это вопрос о принципах исследования, методологических подходах, методах и конкретных методик исследования, включая методы обработки и анализа эмпирических данных.

Основными вопросами, возникающими в профессиональной деятельности преподавателя психологии, являются:

Вопрос о том, что преподавать – это вопрос о системе основных категорий психологии, с которыми преподаватель психологии обязан ознакомить учащихся и обеспечить их усвоение. Обычно он связывается с разработкой стандартов образования, написанием учебников и учебных пособий.

Вопрос о том, как преподавать – это вопрос о принципах, подходах, методах и средствах обучения учащихся.

Как правило, изложение психологии как учебного предмета начинается с объяснения объекта и предмета психологии как науки и сути основных понятий психологии. Однако проблема состоит в том, что в психологии до сих пор нет удовлетворительных научных определений базовых психологических понятий и общепризнанной категориальной системы психологии [4]. Спрашивается, как преподавать психологию, не определившись с основными психологическими понятиями? Как, например, педагог может объяснить учащимся специфику познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов, если неизвестно что такое «психика» [5] и «психический процесс» [6], а сами психологи считают, что классификация психических процессов “лишена какого-либо реально понимаемого теоретического смысла” [7, с. 169].

Отсутствие понимания базовых, фундаментальных для психологии понятий, вынуждает преподавателя психологии, каким бы хорошим он не был педагогом, не столько объяснять их суть, сколько излагать их разные интерпретации разными психологами, представленные в учебниках психологии (см. рис. 2).

что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть фото что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть картинку что лучше психолог или педагог психолог. Картинка про что лучше психолог или педагог психолог. Фото что лучше психолог или педагог психолог

Рисунок 2 – Взаимодействие Преподавателя и Учащегося в отсутствии понимания сути учебного материала

В результате при изучении психологии основная нагрузка у учащихся ложится не на процессы мышления, обеспечивающие понимание и общее умственное развитие учащихся, а на процессы памяти, обеспечивающие механическое запоминание и последующее по возможности дословное воспроизведение излагаемого преподавателем содержания учебника. Непонимание сути учебного материала, излагаемого преподавателем психологии, способствует использованию учащимися шпаргалок и приводит к потере у учащихся интереса не только к теоретическим основам психологии, но и к самому процессу учебной деятельности.

Возможно, что снижение негативных последствий в преподавании психологии и повышение эффективности профессиональной деятельность преподавателя психологии можно было бы достичь, если бы преподаватель психологии, который по статусу является педагогом, был бы еще и психологом по своему духу. В этом смысле, конечно же, для преподавания психологии желательно привлекать профессиональных психологов высокой квалификации (кандидатов и докторов психологических наук), которым присваиваются ученые звания доцентов и профессоров. Однако даже при этом, отсутствие удовлетворительных научных определений базовых психологических понятий и непротиворечивой категориальной системы психологии создает все те же проблемы понимания учащимися излагаемых им теоретических основ психологии.

В этой ситуации одним из методов преподавания, который мог бы помочь активизировать у учащихся процессы мышления, и в какой-то степени заставил бы самого преподавателя психологии задуматься о сути того, что он преподает, является, на наш взгляд, так называемый, «проблемный метод обучения» [8].

В рамках проблемного метода обучения преподаватель должен ставить перед учащимися определенную проблему, которая вызывает у них особый интерес, но для решения которой у них нет необходимых знаний. Например, вместо того, чтобы давать разные определения и трактовки понятия «психика», приводимые в учебниках психологии, необходимо поставить вопрос: «Что следует понимать под «психикой»»? Преподаватель может не только сам формулировать ту или иную проблему, но и побуждать учащихся к самостоятельной постановке проблем, оказывая им необходимую мотивационную и когнитивную поддержку. Преподаватель может оказывать помощь учащимся и в выдвижении ими гипотез, необходимых для решения проблемы. Если значимость и необходимость решения проблемы учащимися осознается и содержательная сторона проблемы для них привлекательна, у них возникает побуждение активно включиться в ее решение. Процессы, механизмы и особенности взаимодействия преподавателя и учащегося, обеспечивающие реализацию проблемного метода обучения, схематично представлены на рис. 3.

что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть фото что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть картинку что лучше психолог или педагог психолог. Картинка про что лучше психолог или педагог психолог. Фото что лучше психолог или педагог психолог

Рисунок 3 – Особенности взаимодействия Преподавателя и Учащегося при реализации проблемного метода обучения

Очевидно, что значимость и привлекательность проблемы, а также степень побуждения учащихся к ее решению во многом зависит от действий преподавателя, от его умения организовать не просто учебную, а учебно-исследовательскую деятельность учащихся. Будучи вовлеченными преподавателем психологии в учебно-исследовательскую деятельность, учащиеся будут понимать наличие проблем в психологии, чувствовать свою сопричастность к решению этих проблем. В результате у них может появиться интерес к психологии не только как к учебному предмету, но как к науке. Более того, кто-то из учащихся может захотеть связать свою будущую профессиональную деятельность с психологией и внести свою посильную лепту в решение фундаментальных проблем психологии.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ферапонтова Наталья Александровна,

педагог – психолог МБОУ «СОШ № 45 г. Челябинска»

Педагог-психолог – это психолог или педагог?

В 1990 году я окончила Ярославский Государственный Университет по специальности психология. Почти сразу стала работать в школе.

Тогда наша должность называлась проще – психолог, и далеко не каждая школа могла похвастаться наличием такого специалиста.

С годами количество психологов в школах росло, их стало не устраивать неравное положение с учителями – отпуск 24 дня, отсутствие пенсии по выслуге лет и пр. В процессе борьбы за равные права с учителями, школьные психологи добились переименования собственной должности, теперь она носит название «педагог – психолог»

Вот тут-то и случился в моей голове сильнейший «когнитивный диссонанс». Как можно быть педагогом и психологом одновременно?

Еще в университете наши преподаватели многократно рассказывали о профессионально важных качествах личности. Где-то на подкорке записана информация о том, что психолог принимает любого человека без оценок, таким, каков он есть, со всеми его сложностями и «тараканами», не лезет в душу к людям, которые его об этом не просили. Разве подходят все эти качества педагогу, привыкшему сразу давать оценки всем явлениям и событиям? Еще педагог, как правило, предлагает ученикам и их родителям собственное видение решения проблемы, задача психолога – выстроить собственную работу с теми же учениками и их родителями так, чтобы они самостоятельно нашли решение проблемы.

Я люблю свою работу, психологу в школе оказываются необходимыми все умения и навыки, которым нас учили в университете и потом – на тренингах и курсах повышения квалификации. В двойном названии собственной должности слово «педагог» я долгое время воспринимала как приставку, дающую мне право на отпуск как у педагога.

С годами пришло понимание того, что работая в школе, не быть педагогом невозможно. Мы работаем бок о бок с учителями, часто по их просьбе предлагаем ученикам и их родителям собственную помощь, а не ждем когда к нам за этой помощью придут, выступаем в роли педагогов – организаторов на пробных ЕГЭ и ОГЭ, проводим занятия внеурочной деятельности и т.д и т.п. Проще говоря, есть много ситуаций, в которых школьный психолог является педагогом.

Нашелся выход из когнитивного диссонанса. Я, по-прежнему, уверена в том, что быть одновременно педагогом и психологом невозможно, а педагогу – психологу просто нужно очень четко осознавать в процессе своей работы кем именно он является в данный момент.

Источник

Что лучше психолог или педагог психолог

что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть фото что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть картинку что лучше психолог или педагог психолог. Картинка про что лучше психолог или педагог психолог. Фото что лучше психолог или педагог психолог

В современной жизни обращение к психологу или коучу (специалисту по личностному развитию) становится популярным явлением. Но, к сожалению, обращаясь к тому или иному специалисту, мы не до конца понимаем, на какие результаты вправе расчитывать, как оценить эффективность проделанной работы.

Давайте разберемся, что клиент (человек, который обращается за психологической помощью) ожидает от психолога. Иными словами, как чаще всего формулируется запрос при обращении. Если обобщить, можно выделить 3 большие группы запросов (на языке клиента):

В психологической практике много направлений и методов. Как понять, что предложенный специалистом метод отвечает именно вам и вашему запросу?

Что специалисты различных психологических школ могут предложить? В психотерпевтической энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского описано более 400 видов психотерапевтических приемов и методов. Как разобраться в этом многообразии?

Рассмотрим случай с точки зрения различных специальностей. Предположим клиент обратился по поводу неудовлетворенности своей жизнью, заниженной самооценки и страха будущего.

Это далеко не полный перечень направлений работы современных практических психологов, я представила наиболее распространенные и востребованные.

В работе психолога важную роль играют доверительные отношения и, чтобы создать атмосферу доверия, специалисту нужно открыто и уверенно говорить о своих профессиональных компетенциях, о методах, которые он применяет, и может обосновать целесообразность их применения в вашем конкретном случае.

Источник

Педагог-психолог: чем занимается и где востребован?

что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть фото что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть картинку что лучше психолог или педагог психолог. Картинка про что лучше психолог или педагог психолог. Фото что лучше психолог или педагог психолог

Еще в Древней Греции существовали профессии педагога и психолога. Предполагалось, что их обладатели несут огромную ответственность перед человечеством. Сегодня значимость педагогики и психологии не потеряла свою актуальность, это две серьезнейшие и обширные науки, в состав которых входит целый комплекс важных дисциплин.

Какие требования необходимо предъявлять к себе, чтобы заслужить уважение общества и иметь право воспитывать других людей? В этой статье расскажем об этой важной профессии, о ее востребованности в обществе, о требованиях к личности, навыкам и образованию педагога-психолога.

Педагог-психолог: это кто и чем занимается?

Педагог-психолог – это обязательная штатная должность в любом образовательном учреждении. Специалисты этой профессии, в первую очередь, ответственны за адаптацию детей к коллективу, развитие их психики и особенности поведения.

Основные задачи педагога-психолога:

обеспечить благоприятные и комфортные условия для обучения и развития воспитанников;

выявить причины конфликтов между учениками;

оказать психологическую поддержку ребятам, которые в этом нуждаются;

помогать учащимся в адаптации к правилам обучающего заведения и к коллективу сверстников;

разработать коррекционные и развивающие психологические программы;

контролировать процесс обучения;

проводить консультации преподавателей и родителей в вопросах развития и адаптации учащихся;

анализировать уровень успеваемости каждого ребенка;

оценивать эффективность работы педагогов и их соответствие занимаемой должности.

Полностью обязанности педагога-психолога прописываются в должностных инструкциях.

Плюсы и минусы профессии

К плюсами профессии педагога-психолога можно отнести:

универсальность: педагог-психолог может трудоустроиться не только в сферу образования, но и работать в смежных областях;

возможность вести параллельно частную практику, что заметно увеличит доход;

возможность самореализации: эта профессия как никакая другая дает почувствовать полезность обществу;

навыки можно применять не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни.

Но, как в любой профессии, есть и минусы (которые, при желании, можно скорректировать):

ненормированный график, особенно в работе с детьми и в медицинской отрасли;

невысокая зарплата в начале карьеры;

высокие эмоциональные нагрузки;

необходимость выстраивать доверительные отношения не только с детьми, но и с их родителями.

Нужно понимать, что для четкого определения своего соответствия выбранной профессиональной деятельности мало знать плюсы и минусы должности, важно еще обладать определенными личностными качествами. О которых мы сейчас и поговорим.

Качества, нужные педагогу-психологу в работе

Знание психологии и педагогики дает огромные преимущества его обладателю перед другими людьми, поэтому чувство ответственности за жизнь и здоровье людей, которые доверяют вам воспитание своих душ и их детей – это самое важное качество, которым должен владеть квалифицированный специалист.

Основной инструмент педагога-психолога – несомненно, слово. Чтобы тебя поняли воспитанники, нужен не только дар убеждения, но и богатый лексический запас вместе с широким кругозором и эрудицией – пригодятся знания в области литературы, истории, искусства, медицины. Получается, что педагог-психолог – это всесторонне развитая личность, умный и образованный человек, постоянно стремящийся к совершенствованию своих навыков.

Стрессоустойчивость помогает адаптироваться к постоянному взаимодействию с совершенно разными людьми, всех возрастов и характеров.

Доброжелательность, терпимость, толерантность и умение сопереживать помогут педагогу-психологу в выстраивании доверительных отношений с любыми подопечными.

Значимость и востребованность профессии

Как мы уже выяснили, педагог-психолог помогает не только детям, но и их родителям и даже педагогам, которые не меньше нуждаются в советах и знаниях специалиста, поэтому актуальность этой профессии не вызывает никаких сомнений.

К сожалению, проблем в учебных заведениях более чем достаточно, справиться с некоторыми подчас не под силу ни родителям, ни учителям, ни полиции, ни самим ребятам. Это и детские формы зависимости – ранний алкоголизм, наркомания, и плохая семейная наследственность, и травля сверстниками, и развод родителей, и низкие компетенции отдельных педагогов.

что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть фото что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть картинку что лучше психолог или педагог психолог. Картинка про что лучше психолог или педагог психолог. Фото что лучше психолог или педагог психолог

Внимательный и опытный специалист, в области психологии, способен решить все эти задачи, буквально спасти детей и подростков, родителей и опекунов, педагогов и воспитателей, попавших в трудную ситуацию.

В нашей современности педагоги-психологи востребованы в совершенно разных сферах:

в дошкольных, школьных, профессиональных и высших образовательных учреждениях;

в сфере медицины или психологии;

в социальных службах;

в правоохранительных органах и исправительных учреждениях;

в компаниях, деятельность которых связана с высокими психологическими нагрузками для сотрудников;

в системе отдела кадров.

Кроме того, дипломированные педагоги-психологи проводят частные консультации.

Где и сколько учиться на педагога-психолога?

Психика довольно тонкая и хрупкая материя, и работа с такой комплексной областью – безусловная ответственность, а потому общество предъявляет высокие требования к багажу знаний обладателей профессии педагога-психолога.

что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть фото что лучше психолог или педагог психолог. Смотреть картинку что лучше психолог или педагог психолог. Картинка про что лучше психолог или педагог психолог. Фото что лучше психолог или педагог психолог

Важный момент: работать на должности педагога-психолога возможно, только получив высшее психологическое образование. Если же вы окончили среднее специальное образовательное учреждение по профессии педагога-психолога, можно дальше обучаться в университете по сокращенной программе.

Самый быстрый путь к специальности педагога-психолога – педагогическое училище, вуз по специальности педагогика и/или психология. А далее необходимо регулярное повышение квалификации и дополнительное образование – курсы профессиональной переподготовки, тренинги, семинары, интенсивное самообразование.

Например, наш образовательный центр предлагает освоить курс по обучению на педагога-психолога в сфере образования и преподавателя психологии, и всего за 1090 часов приобрести необходимые компетенции и знания. Наши студенты выбирают этот курс обучения за качество и актуальность подаваемых материалов. Программа имеет практичный дистанционный формат и призвана подготовить высококвалифицированные кадры в области педагогики и психологии. По окончании обучения и успешной аттестации наши выпускники получают диплом установленного образца.

Мы желаем вам удачи в полноценном освоении этой востребованной специальности. Кропотливый труд педагога-психолога зачастую остается в тени славы ученика, но явное осознание того, что именно ваш воспитанник достиг успеха в учебе, работе, жизни не без вашего участия – лучшая награда специалисту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *