что лучше республика или империя
Разница между республикой и империей
Перед тем как разбираться, чем отличается республика от империи, давайте определимся с самими понятиями. С республикой все более-менее ясно: этот термин происходит от латинского res publica, что в переводе значит «общее дело». Республикой называют такую форму государственного устройства, при которой власть не является наследственной (правда, в теории, на практике порой бывают весьма «закрученные» случаи). А вот с понятием «империя» придется разбираться подробнее, ведь слово это очень неоднозначно. В общем, обо всем по порядку.
Империя
По существующим сегодня представлениям, признаками империи являются следующие:
На разных этапах истории империя способна проводить как экспансионистскую политику, так и оборонительную (пример – Римская империя в последние два века своего существования).
Вообще, с критериями понятия «империя» довольно большая путаница. Взять, к примеру, ту же Римскую империю. Одни историки считают первым императором Юлия Цезаря, другие – его преемника Октавиана Августа, третьи резонно указывают, что при них гордый Рим формально оставался республикой и император именовался не императором, а принцепсом, то есть «первым среди равных». Такое положение существовало более трехсот лет, пока в 284 году нашей эры «принципат» (так называлась эта форма правления, сочетавшая монархические и республиканские черты) не сменился «доминатом». Именно тогда внук раба и сын вольноотпущенника Диоклетиан, придя к власти, окончательно отринул республиканские условности и велел называть себя «dominus et deus», что значит «господин и бог».
Так в чем же отличие республики от империи, если период Римской истории, начиная с Августа, считается «ранней империей», а с Диоклетиана – «поздней империей»? Вопрос риторический, ведь в гуманитарных дисциплинах, какими являются и история, и политология, значение многих терминов размыто. Поэтому однозначный ответ на поставленный вопрос получить сложно. Многие считают империей современные США, которые проводят активную неоэкспансионистскую политику. Хотя формально они империей не являются, поскольку правление там не монархическое и не диктаторское.
Противоположный пример – Центральноафриканская империя. Современная молодежь о такой и не слыхала, однако она существовала… почти целых три года! С 1976 по 1979-й бывшую Центральноафриканскую республику возглавил печально известный Жан-Бедель Бокасса, провозгласивший себя императором. Задокументированный факт: на создание императорской короны ушло 5 миллионов долларов США, а вкупе с церемонией коронации затраты на изменение государственного статуса составили четверть экспортных доходов страны за год! Естественно, такая «империя» в одной из беднейших частей Африки вызывала смешанные чувства – от приступов смеха до жалости к жителям этой несчастной страны, тем более что Бокасса практиковал каннибализм (впрочем, на суде он сумел оправдаться, заявив, что части тел своих политических соперников он хранил в холодильнике «на удачу»).
Сравнение
Республиканские органы управления государством либо избираются всенародно (как в России), либо формируются особыми представительскими структурами. Пример второго варианта – США, где выборы президента двухступенчатые: сначала граждане выбирают «выборщиков» (такая вот тавтология), затем те через сорок дней после своего избрания решают путем прямого голосования, кто станет президентом и вице-президентом страны. Хотя и тут не обходится без нюансов. Некоторые шутники говорят о «династии Бушей» в США, где в 1989-1993 и в 2001-2009 высший государственный пост занимали два Джорджа Буша – отец и сын. Кстати, в 2014 году в качестве возможного кандидата от Республиканской партии на президентский пост активно обсуждалась кандидатура еще одного Буша – Джона по прозвищу «Джеб», являющегося родным братом Джорджа Буша-младшего.
Интересное государственное устройство было в Речи Посполитой, объединившей в 1569 году Польское королевство и Великое княжество Литовское. Там пожизненный правитель, носивший титул «Король Польский и Великий князь Литовский», избирался шляхтой – привилегированным военным сословием. В то же время сам термин «Речь Посполитая» – это калька (то есть буквальный перевод) на польский язык латинского термина «res publica». Вот и разберись тут – была Речь Посполитая республикой или нет.
Таблица
Республика | Империя | |
Тип власти | Выборная | Наследственная (монархия) или диктаторская |
Наличие представительских законодательных органов (парламента) | Есть | Есть, если монархия конституционная; возможен тип совещательного органа, без властных полномочий; при абсолютной монархии или диктатуре такие органы отсутствуют или имеют декоративные функции |
Взаимоотношения народа и власти | Как правило, присутствует прямой диалог, «гражданское общество» | При самых жестких типах власти – отсутствует абсолютно, в более мягких случаях – присутствует с разной степенью влияния на власть |
Разумеется, данные в таблице не безусловны, и у многих вызовут или вопросы, или прямое отторжение. Это и понятно, ведь истории известны республики с жесткой авторитарной властью и вполне демократичные и благополучные для своего времени империи. А значит, ответ на вопрос – в чем разница между республикой и империей – остается в какой-то степени открытым.
Империя vs Республика (Star Wars)
Политика. Тред закрыть.
В оригинальных трех частях да, Империя зло и все такое. Но в новых трех республика тоже показана как сборище придурков погрязших в коррупции, бюрократии и тд. Причем не только политики, но и орден джедаев.
Mimon
> Вопросец: почему Империю считали «злой»?
Потому что Дарт Вейдер одет во все черное и это показывает его принадлежность
к Темной Стороне Силы.
Barabus
> Между империей и республикой разницы никакой.
Океу
Mimon
> Я-таки думаю, что с приходом к власти Палпатина нихрена в их галактике не
> изменилось: как жил себе народец по своим канонам, так и продолжал жить.
Ducat
> Обывателям было насрать,
Вы не очень внимательно смотрели фильмы. Это школьникам было наплевать, а взрослое население активно участвовало в политической жизни страны. Это мы видим в новых доснятых эпизодах-приквелах. Людям не нравится когда их держат за скотов. А с приходом Палапатина их полностью устранили из участия и превратили в свободных рабов. Туда не ходи сюда не ходи налоги плати. И продолжали зажимать при этом загребая ресурсы планет. В фильмах это все показано. Плюс там и социальных благ никаких, Палаптин старался только увеличить надой. Хотя кто-то конечно и хорошо устроился как обычно, но основную массу явно не устраивал такой диктат. Как бы глупо говорить, что воду мутили принцессы. Если народу хорошо он за принцессами бы не пошел. А там еще дело в том, что
СМИ было полностью в руках Палапатина и народ был дезинформирован. Так бы они еще быстрее поднялись, если бы не были в информационном вакууме, ведь Палапатин им внушал, что возбухать бесполезно, что он самый сильный и у него шар этот, как его забыл, шар с лазером. Никому не понравится когда шаром с лазером угрожают. И так же не надо забывать, что с приходом к власти Палапатин выпилил всех джидаев в округе, что бы небыло конкуренции кому это понравится?
И вообще нормальному человеку в основном свойственно не любить диктат. Люди могут любить лидера, но Палапатин таким не являлся, так как пришел через силу и обман и вообще был мерзкий. Вот так все и объясняется.
=A=L=X=
Плюсую, отличный пост. Мне нравится.
Королевства — плохо, а республики — хорошо
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Good Republic, Evil Empire. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Да, в республике у власти может оказаться любая сволочь. Но в королевстве это была бы ПОЖИЗНЕННАЯ сволочь! | » |
— Ответ на анонимный «афоризм» из статьи о противоположном тропе |
« | Республики наилучшим образом сохранятся в истории, потому что великие государи умирают, а великие законы — бессмертны | » |
— На минуточку, прусский король Фридрих Великий |
Королевства — хорошо, а республики — плохо? Ну-ну, хорошо там, где нас нет. А давно ли вы жили в королевстве? Сколько вам было лет, когда в вашей стране свергли монархию? А может, вы родились уже после этого (возможно, сильно позже) и романтизируете королевства по незнанию?
Кому вообще жилось хорошо при королях? Крестьянам, составлявшим везде большинство населения? Нет, барин заставлял без перерыва пахать на земле, платить повинности и за малейшие оплошности порол на конюшне. А если выкупиться (ну или сбежать из общины), податься в город и устроиться в рабочие? Получится похожая ситуация: вкалывать по 12-14 часов у станка шесть дней в неделю, без профсоюзов и соблюдения техники безопасности за смешные деньги. Может, стоит податься в солдаты? В таком случае ты обречён участвовать в только королю нужной войне с соседним королевством или в колонизации диких земель. Хочешь стать офицером? А не положено тебе, простолюдин, чины только для дворян. Вот совершишь в бою настоящий подвиг, тогда можешь стать офицером, заодно и личное дворянство получишь… если выживешь. Полюбил девушку из аристократов? Что удумал, холоп, не может она за тебя выйти замуж! Вы из разных сословий! Выступил против короля или аристократии? Познакомься с охранкой!
Допустим, вам повезло чуть больше, и вы родились не в рабоче-крестьянской, а в интеллигентной семье, правда, принадлежащей национальному или религиозному меньшинству. Вы вынуждены носить опознавательные знаки, вы платите налог с инородца или иноверца, и вам запрещено селиться в столице и окрестностях, разрешено только купцам высшей гильдии или обладателям высшего образования. Что делать, чтобы выбиться в люди? Податься в армию? Офицером не стать, негоже, чтобы бравыми солдатами нашего великого короля командовали всякие басурмане. Один из путей — заняться финансовыми делами: торговля, ростовщичество, авось выбьешься во влиятельные купцы или банкиры. Второй — получение высшего образования. Ну и что, что ты из интеллигентной семьи, у тебя папа — врач, а мама — учительница, ты свободно владеешь двумя языками — своего народа и титульной нации и с детства читал много книг, так просто в университет или академию не поступишь. Знаешь законы? Словосочетание «процентная норма» что-нибудь тебе говорит? Математику же ты в школе хорошо знал, так смотри. На факультет в этом году есть пятьдесят мест. Ваших какой процент населения страны? Четыре? Вот и мест для ваших выделено четыре процента, что от пятидесяти — два места. А ваших пятеро поступает. И куда ты думаешь попасть, если из четырёх экзаменов три сдал на отлично, а один только на хорошо? Ну и что, что абитуриенты из титульной нации сплошь получили оценки «удовлетворительно» и были приняты? Вот и приходится либо становиться в учёбе лучшим из лучших, либо для обхода закона платить взятки, а чтобы достать деньги — вкалывать в свободное от учёбы время. Встречаешься с девушкой из титульной нации? Церковь не сможет вас повенчать, ты иноверец. Твоя община этого не примет. И не дай Бог, об этом вообще узнают твои или её родители. В общем хорошо, что вы её бросили и уехали поступать в университет в центр вашей губернии: в вашем родном городке случился погром, и вся ваша семья была убита.
Вам могло повезти меньше, если родились не просто инородцем, а представителем другой расы. Чернокожим или краснокожим человеком. Или, если есть в вашем мире, вообще нелюдью. Эльфом, или не дай Бог, орком. Судьба ваша может сложиться по-разному. Вы можете быть рабом, крестьянином, слугой или бомжом-кочевником, которому запрещено поселяться в городах титульной нации. Больше всего повезёт, если вы станете ремесленником, торговцем или рабочим где-нибудь на промышленной окраине города, но и то из-за вашего происхождения вам не позволят завести легальный крупный бизнес. И в ресторанах или отелях для титульной нации не вздумайте появляться: арестуют за нарушение порядка. Не стоит выступать с идеей об избирательных правах для ваших: засмеют.
Ладно, допустим вам всё-таки повезло больше. Крестьян или инородцев в вашем роду нет. Вы родились в городе, единственным сыном в семье мелкого чиновника. Дорога вам одна — туда же, куда отцу и деду и всем мужчинам в вашем роду: в мелкие клерки. Это значит — работать за копейки человеком-ксероксом без перспектив карьерного роста: чтобы продвинуться, нужно что? Правильно, дворянство.
Ладно, на этот раз вам действительно повезло: вы — мужчина и родились в семье крупного купца. Только папенька ваш на старости лет проиграл всё состояние в карты, а с горя застрелился. Приходится начинать всё с нуля, бедным купцом. Самому продвинуться наверх очень тяжело. А тут ещё из провинции понаехали купцы высшей гильдии из иноверцев: борясь с угнетением, они выработали поистине железную деловую хватку, и конкурировать с ними практически невозможно. Судьба вынуждает вас из столицы переезжать в ближайший пригород, куда иноверцы пока не добрались. Там, проклиная окружающую вас сельскую местность, вы всё-таки накапливаете капитал. Как вдруг, когда вам пятьдесят лет, от аппендицита умирает ваша жена. А у вас — хорошая наследственность и здоровье, в том числе вас переполняет мужская сила. Ваши дед и прадед дожили до 90 лет, и отец был бы сейчас жив, если бы не застрелился. Вы находите себе новую жену — ваш друг детства выдал за вас свою дочь. Она — ровесница вашей младшей дочери. Молодая жена устраивает вас в постели, но не любит вас. Ну и что, кого волнует, что думают эти бабы? Главное, у вас каждый день — интимная жизнь, да и кормит она хорошо. Вчера вечером, например, приготовила очень вкусный пирог с грибами. Только почему сегодня весь день вы ощущаете слабость? Объелись, наверное? Несварение? Ладно, пойдём пороемся в книжном шкафу — там вроде кое-какой медицинский справочник завалялся… Открыв шкаф, вы случайно заметили книгу с описанием ядовитых грибов, растущих в вашем регионе. Упс…
Допустим, вы — мелкий аристократ. Это значит, вам придётся прозябать на небольшие доходы без возможности заработать деньги, не уронив такую важную аристократическую честь.
А если вы — крупный аристократ? Землевладелец, помещик, лендлорд, барин? Всё тоже не так сладко, как кажется. Развиваются капиталистические отношения. Купчишки, которых вы ещё вчера презирали, закупают в городе территории, на которых строят заводы, а в качестве рабочей силы завлекают в город ваших крестьян. Вскоре, оставшись без крестьян, ваши земли не приносят дохода, и вы вынуждены продать их. Покупатель находится сразу — ваш бывший крестьянин, сваливший в город лет пятнадцать назад. Повкалывав год-другой на заводе и собрав первоначальный капитал, он подался в торговлю. Напористостью, взятками и махинациями за оставшиеся годы он стал купцом высшей гильдии, и сейчас, покупая ваше поместье с вишнёвым садом, смотрит на вас сверху вниз.
Выходит, повезти вам могло только в одном случае. Если вы родились принцем. А сейчас вы — король. Но что, если у вас от природы нет достаточной для государя хватки? Если вы хотели жизни простого гвардейского офицера, обычного аристократа, балов, охоты и путешествий? Никто вас не спрашивал, хотите ли вы быть королём, а братьев и племянников у вас нет. И хорошо, что нет, иначе прирезали бы слабохарактерного монарха во сне, или пристрелили на охоте, заранее найдя козла отпущения. Покопавшись в семейных архивах, вы обнаруживаете, что у вас было два старших брата. И оба были больны на голову. Один был просто умственно отсталый, а второй страдал маниакально-депрессивным психозом (или чем похлеще). Хорошо, что к власти пришли вы, а не они, пропавшие без вести в юности. Вы понимаете, что слабохарактерный государь — не самый худший вариант для страны и соглашаетесь править, правда, получив прозвище «Король-тряпка». Когда люди устраивают демонстрации против вас, вы не обращаете внимания. Когда на них собирается множество человек, вы приказываете расстрелять демонстрацию (ну или оставляете эту проблему на откуп своим генералам — вам сейчас не до этого, — а те уж…), получив новое прозвище «Кровавый». Вскоре происходит революция, и вы покидаете дворец. Ещё немного погодя в ваше старое поместье входят мутные личности в чёрных куртках с кобурами со словами «гражданин, пройдёмте в подвал фотографироваться».
Ладно, вы — не тряпка, у вас есть все черты характера, нужные королю. Лишь одна проблема: ваш батюшка преставился, когда вы были ребёнком, и королём стали вы. Уже в детстве. До совершеннолетия к вам приставлен регент. Но и после вашего совершеннолетия регент продолжает оказывать влияние на кабинет министров. Путём интриг вам удалось его казнить. Но внезапно вы поняли, что слишком молоды, чтобы самостоятельно править государством: пускай вам уже двадцать пять, в соседних республиках можно избираться президентом лишь в возрасте на десять лет старше, а хорошего некроманта, чтобы воскресить регента, рядом нет. Не справившись со слишком сложной для юноши игрой в политику, вы были убиты дядей, младшим братом отца, ставшим куда более искусным государем.
Всё вышеперечисленное — при условии, что ваше королевство хоть как-то развивается. Если же царит многовековой застой или вовсе сползание в бездну — тогда всё не так плохо, всё намного хуже. Вообще без просвета, и «комфортного и безопасного» сословия, куда можно было бы попытаться просочиться, просто нет. Одни воюют в бессмысленных междоусобных склоках между какими-нибудь двумя землевладельцами (за пару лысых бесплодных холмов с пошлым названием), других травят и режут в борьбе за власть, третьи вкалывают на полях с примитивными орудиями и не имеют никакой возможности куда-то свалить, жизнь четвёртых сплошь состоит из заучивания и произнесения религиозных речекряканий.
То ли дело республика! Вы родились полноправным гражданином, таким же, как все. Хотите копать землю? Бога ради. На завод? Легко, сел на поезд, приехал в город, пошёл работать. В армию? Запросто. В офицеры? Поступай в военное училище, а потом командуй солдатами. Поступить в институт? Коль хорошо учишься, поступишь. Все варианты возможны даже вне зависимости от того, мужчина вы или женщина. Вы спрашиваете, что, если происходите с вашей возлюбленной из разных сословий? Прошу прощения, я не понял вашего вопроса. А если разных вероисповеданий? А кого это, собственно, волнует? Вы — зрелый человек, обладающей железной хваткой политикана? Можете подаваться и в первые лица государства. Вокруг царит фэнтезийный мир с магией, а вы вообще не человек, а, например, орк? Опять же, если у вас хватит способностей, можете стать хоть политиком, хоть архимагом.
Содержание
Почему это не так [ править ]
Если вы осилили весь предыдущий текст, вы, будем надеяться, поняли, что он основан на двух капитальных подменах понятий. Во-первых, он не о том, как плохо жить в королевствах, а о том, как плохо быть лузером — в любом сословии и при любых начальных условиях. В каждой из перечисленных историй лузер страдает не от республиканских конкурентов, а от жителей своего же королевства, которые прекрасным образом преуспевают там, где он терпит фиаско — доказывая тем самым, что вовсе не королевство, и даже не принадлежность к конкретному сословию в нем, причина всех бед. Вторая подмена понятий связана с тем, что королевство образца XVIII—XIX, а то и раньше, века сравнивается с республикой конца XX. Всё вышеописанное, и многое другое, присутствует и в республиках той эпохи. И негров линчуют, и крестьян за людей не считают, и определённым группам населения закрывают доступы куда только можно, и жениться на ком хочешь может оказаться нельзя, и богачи наслаждаются вседозволенностью, и рабство в той или иной степени может быть узаконено. Все те беды, которые не связаны с личной неспособностью делать карьеру, бизнес и т. п., порождены низким уровнем как научно-технического (плохая медицина, тяжелый непроизводительный труд), так и социального развития (непреодолимые сословные и религиозные барьеры, дискриминация, прелести загнивающего феодализма и «дикого» капитализма), а опять-таки не монархической формой правления как таковой (Япония или Британия вон тоже монархия, хоть и конституционная).
Республика избавления от всего этого совершенно не гарантирует. Она может быть рабовладельческой, олигархической, теократической, нацистской, (псевдо-)коммунистической и Вы таки не поверите, даже монархической. В ней может прекрасным образом процветать расовая, религиозная и половая дискриминация (даже при наличии всеобщего избирательного права — а уж тем более при его отсутствии), а роль чванливых зажравшихся аристократов, которым не писаны никакие законы, будут играть или коррумпированные чиновники правящей партии (вполне возможно — узурпировавшие власть), или денежные мешки, скупившие на корню прессу и профсоюзы. Королевство же, в свою очередь, может быть вполне демократическим, где полномочия монарха ограничены парламентом, и даже сама фигура монарха может быть выборной (как это было, к примеру, в Речи Посполитой, само название которой именно и означает Республика). В классическом смысле это слово вовсе не означает отсутствие монархии или противопоставление ей. Республика — просто Общее Дело: та форма правительства, которую все согласились считать законной. И да, в ней вполне может быть король. Даже не особенно ограниченный. Когда Август объявил, что восстановил раздираемую фракциями республику, никто из современников не считал это иронией или издевательством. Эпоха принципата (т. е. до конца I века н. э.) именно считается республиканским периодом, а правители (да, включая тех же Калигулу и Нерона) — республиканскими правителями. Только при Домициане титул «принцепс» был заменён на титул «доминус» — т. е. господин, что и означало переход к новым отношениям между народом и властью.
Более того, если у власти Божией милостью окажется правитель, радеющий за реальные нужды народа (а не то, как их нашёптывают на ухо придворные аналитики от слова «а налить?»), то именно у абсолютного самодержца или хотя бы конституционного дуалиста гораздо больше возможностей предпринять по этому поводу реальные действия. Непожизненный президент (или премьер-министр при марионеточном монархе) банально столько не просидит, чтобы успеть претворить столь массивные преобразования в жизнь — а если и просидит, то скорее всего, как диктатор, озабоченный больше продлением срока, чем заигрываниями с плебсом. Король может проводить свою политику на протяжении хоть поколений, руками далеко не одного премьера, меняя их в случае надобности — и в итоге добиться своего, капля по капле сломив сопротивление и политической оппозиции, и финансовой олигархии, и успевших сменить мировоззрение единомышленников. Республиканский же лидер гораздо сильнее вынужден идти у них на поводу — иначе его банально не изберут на новый срок, и все прекрасные прожекты останутся исключительно в его голове. Отчасти это решается нарабатыванием рейтинга на первом сроке, проведением непопулярных, но необходимых меры на втором, а на третий можно уже и не идти… только вот есть шанс, что вместо тебя изберут оппозиционера, который эти меры (нарабатывая себе рейтинг на первом сроке) щедрым жестом отменит. А те, кто способен (а главное, хочет) преодолеть эффект Молоха единым рывком, встречаются ещё реже добрых королей.
Каков же вывод? Ни королевство, ни республика не являются панацеей. Это только формы, которые могут быть наполнены любым содержанием.