что лучше республика или монархия
Белое слово: Кому выгодна Монархия, а кому Республика?
Православный консерватор Михаил Смолин о том, кто защитит средний класс от богатых и хитрых
Что побуждает меня выступать за Монархию? Как у представителя среднего слоя нашего общества, у меня нет ярких талантов обирать ближнего, подминать слабого или обманывать глупого. Но одновременно и мне не хочется стать объектом обирания, подминания или обманывания со стороны сильных и хитрых нашего общества.
И здесь у любого думающего человека встаёт вопрос. Если власть в обществе неуничтожима, какой строй ни установи. Если в человеческих сообществах неизбежна психологическая система властвования и подчинения, то кто защитит слабого от сильного, доброго от злого, простого от хитрого?
Республика на этот вопрос отвечает, что защитит закон, на страже которого стоит суд. Но законы в республиках чаще всего пишутся в интересах богатых и хитрых, да и суды зачастую не способны противостоять власти денег.
Про Монархию коммунисты и либералы нам говорят, что она и есть власть богатых и хитрых, что сам Монарх олицетворяет этих людей во власти.
На самом деле большинство Монархов на протяжении своей жизни только и занимались, что борьбой с неуёмной жаждой сильных мира сего завладеть властью в государстве и поработить нас с вами. На этой неблагодарной «работе» многие Государи сложили свои головы.
В истории есть очень немного примеров, когда бедные слои были недовольны властью. Богатые и сильные были недовольны Монархией почти всегда, именно потому, что властвуя, она ограничивала свободу и тех, и других в их стремлении обобрать и подчинить слабых. Именно богатая знать, будучи ближе всего к Монарху, испытывала на себе тяжёлую державную руку своих Государей. Именно поэтому всякой знати, и особенно денежной, было выгодно ограничить власть Монарха законами.
Писаные законы, получившие чрезвычайную силу в республиках, управляют бедными классами, богатые же управляют самими законами.
Часто то, что хорошо для богатых и хитрых, плохо для основы народа, для её толщи. Среднему классу, тем слоям, которые можно назвать ядром, большинством народа, необходима защита. Все социальные слои должны иметь определенную свободу для своего развития.
Богатые стремятся обобрать средние классы, вогнав их в бедность, тем самым подчиняя себе. Беднота, чернь или иначе асоциальные элементы всегда с легкостью подкупаются богатыми в своих интересах.
Долго ли мы сможем продержаться в наших осажденных крепостях без Монархии?
Именно исходя из стремления к свободе от сильных и богатых нам и нужна Монархия.
А пока у нас «ни Царя, ни закона», как говорили наши предки про власть богатых и хитрых.
Статья на тесу: «Монархия или республика»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Творческое задание (эссе) на тему: «Монархия или республика?».
« Политика есть искусство возможного».
Политиков и мудрецов всех временем (древнего мира, средневековья, нового и новейшего времен) всегда интересовали вопросы касающиеся внутреннего устройства государства. Одним из наиболее важных вопросов был выбор формы правления в стране. В различные исторические эпохи выдающиеся мыслители пытались предложить наилучшую форму построения государства, которая привела бы к его процветанию и положительному развитию. Так, древнегреческий философ Аристотель поддерживал монархию как идеальную форму правления, но он не признавал тирании ( абсолютная власть одного, не обладающего авторитетом, властвующего насилием). А вот писатель Рима Полибий, видел лучшую власть в республике, он же впервые и ввел ее понятие. Таким образом, о сновными формами правления, которые существовали в различные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они обе показали примеры великих достижений и падений, которые привели к определенным историческим событиям.
Но вопрос о природе и форме власти не потерял своей актуальности и в настоящее время. Монархия или республика? Какая из этих форм наиболее выгодная для различных государств в XXI веке? Каковы их перспективы в настоящем и будущем? И какая из них имеет более важное значение для России?
Монархия и республика – это древние формы правления, берущие свое начало, в первом случае, с эпохи фараонов в Египте и, во втором случае, с образования Римской республики. Каждая из них имеет сложное строение и свои плюсы и минусы. Мы рассмотрим их на примере некоторых государств древности и настоящего времени.
В разных странах монархами были императоры, цари, султаны, шахи и т.д., но независимо от титула они являлись единоличными главами государств. Это основное свойство монархии как формы правления.
Ограниченная власть – это форма правления, при которой власть главы ограничена сословно-представительными органами. Таким был Земской собор в России, который занимался рассмотрением экономических и административных вопросов. А начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского, Соборы выполняли функцию избрания на царство.
В парламентарной монархии король царствует, но не правит (королева в Англии, Император в Японии), он является символом единения государства.
Но как и все в этом мире, монархия имеет свои достоинства и недостатки. Говоря о преимуществах монархии, стоит отметить, что она обеспечивает единство государства и прочность системы власти, так как чаще всего народ любит и уважает своего правителя, считает его избранником Божьим. Также монарх с детства воспитывается как будущий глава государства, что позволяет ему приобретать навыки необходимые для такой должности, именно это сыграет важную роль в его будущих реформах и решениях. Уолтер Бэйгхот говорил: «Монархия – это форма правления, при которой внимание людей сосредоточивается на одном человеке, совершающем великие дела».
Но стоит рассмотреть монархию и с отрицательной точки зрения. Так как приход к власти зависит не от состояния и способностей кандидата, а по его законному рождения, у власти может оказаться человек слабый и неготовый к правлению, а это может привести к ужасным последствиям для страны. Так, во время правления Жана Доброго более половины Франции оказалось под английской оккупацией; к таким правителям можно отнести и Федора Ивановича (сын Ивана Грозного), который был безвольным и бесхарактерным. Также, монарх часто принимает решения, которые не соответствуют интересам народа, то есть мнение граждан не учитывается. Наследственная форма передачи власти часто приводит к восхождению на престол ребенка, из-за чего начинается «война за регенство». Писатель Бернар Вербер в своей книге «Дыхание Богов» писал: «Уязвимость любой монархии в том, что вся власть сконцентрирована в одних руках. Гибель одного человека влекла за собой гибель всей системы».
В отличие от монархии, республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный способ передачи власти. Существуют президентская, парламентская и смешанная республики, но в каждой из них правительство ответственно за свои действия перед народом. В такой форме правления высшие органы власти избираются на определенный срок и могут быть сменены досрочно.
Одной из самых первых республик была Римская, где верховными органами государства были сенат и народное собрание римских граждан. В ведении сената находились финансы, внутренняя и внешняя политика, военное дело. Римские магистры были выборными, краткосрочными и безвозмездными. Это было одно из первых государств, где вводились понятия республики и демократии. Позже республики стали появляться и в Средневековье (города-республики Флоренция, Сиена, Пиза). Республиканское устройство в Средние века поддерживал мыслитель Леонардо Бруни.
В настоящее время выделяют три вида республик.
В президентской республике главную роль играет президент. Он соединяет в себе полномочия главы государства и главы правительства. Примерами современных президентских республик являются США, Бразилия, Мексика, Аргентина.
Главная особенность смешанной республики это двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Государствами с такой формой правления являются Португалия, Финляндия, Литва, Румыния, Франция и Россия.
Как и монархия, республика имеет свои плюсы и минусы. Если говорить о плюсах, то важно отметить то, что правительство учитывает интересы народа и несет перед ним ответственности за принятые им решения и законы. Также достоинством республиканского строя является разделение властей между органами государственной власти (исполнительная, законодательная и судебная).
Но здесь есть и свои минусы. При республиканской форме правления нет гарантии, что выбор населения будет верным и к правлению может прийти человек, который не способен править справедливо и с выгодой для страны (так Гитлер пришел к власти выборным путем). Стоит отметить и то, что ограничена возможность быстрого принятия решения; также у власти часто оказываются богатые люди, присуще взяточничество. Адольф Гитлер говорил: «Если взять республику, где весь народ выбирает главу государства, то с помощью денег, рекламы, и тому подобных вещей на этот пост можно воздвигнуть просто шута горохового».
Подводя итог всему сказанному, заметим, что, несмотря на то, что республика считается более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией не завершен и по сей день. В последние годы процесс «республиканизации» замедлился, а монархические государства не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Таким образом, видно, что четкой границы между плохой и хорошей формами правления в современном мире не существует.
Несмотря на долгое царствование монархии в России, в настоящее время ей присуща республиканская форма правления, но, к сожалению, она не совершенна.
Монархия и республика являются перспективными формами правления, но лишь при условии стабильного экономического развития и наличия высокой гражданской культуры и правового общества. Основной спор: монархия или республика — это реальность и перспектива еще не завершена.
Я считаю, что дело не в форме правления, а в методах, как власть заботиться о своем народе, уважает его права. Значит, в определении лучшей формы правления играет не институциональный критерий (кому принадлежит власть и ее степень ответственности), а социальные, экономические и культурные факторы развития общества.
Первая статья Конституции Российской Федерации гласит, что «Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления». То есть в основном законе поставлена цель построения правового государства в нашей стране, однако путь ее достижения является трудным и не скорым. Гражданское общество в России только формируется, государство не может обеспечить достойный уровень жизни всех слоев населения (экономика пока что далеко от совершенства, средний класс собственников не многочислен). Важной проблемой остается создание единого и непротиворечивого законодательства. Также не мало важная проблема это достижения высокого уровня политического и правового сознания граждан. Все эти проблемы сейчас являются заботами государства в России, которое должно разработать и реализовать комплекс мер по их решению.
В заключение остается только добавить, что мы хозяева своей судьбы и тот путь, который Россия изберет в следующем тысячелетии зависит только от нас самих.
Безусловно, идеи правового государства несут в себе позитивные последствия, но реализовывать эти идеи нужно поэтапно и, самое главное, грамотно, с учетом исторических и национальных особенностей страны. Нужно максимально использовать уже накопленный опыт других стран, по осуществлению правовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России.
Однозначного ответа нет. Ещё с древних времен люди искали лучший способ организации госаппарата. Так и появились формы правления, отличающиеся по различным критериям.
Но эффективность государства в плане политического, экономического, социального и культурного развития определяется не только формой правления, говорит завкафедрой дипломатической и консульской службы факультета международных отношений БГУ Андрей РУСАКОВИЧ.
Играют роль и другие факторы: например, политический режим, особенности экономической модели, наличие национального самосознания, исторических традиций. Многое зависит от заинтересованности самого общества в развитии государства.
Также вам может быть интересно
Топ 5 читаемых
Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Формы государства: виды, различия, примеры
Рассказываем о разных способах государственного устройства и политических режимах, приводим примеры из истории и современности.
Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.
Определение и признаки государства
Государство — основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей.
Любое государство должно обладать следующими признаками:
Понятие формы государства
Форма государства — способ организации государственной власти. В это понятие входят:
Рассмотрим все пункты по порядку.
Форма правления государства
От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия
Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).
В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).
В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.
В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления.
Республика
Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.
Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.
Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.
В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.
В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.
В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Политический режим
Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм
При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм
Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.
Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.