что лучше сега или супер нинтендо
«Консольные войны»: Sega против Nintendo
В декабре 2015 года на русском языке вышла книга Блейка Дж. Хариса «Консольные войны», повествующая о противостоянии двух гигантов консольной индустрии — Nintendo и Sega. Редакция рубрики «Рынок игр» публикует отрывок одной из глав произведения с разрешения издательства «Белое яблоко».
В Рождество 1992 года Nintendo столкнулась с той же проблемой, с которой сталкиваются многие стеснительные прыщавые подростки: компания попросту не была клёвой. И словно эти никому не интересные подростки, она пыталась сделать что-то клёвое (вроде покупки бейсбольной команды), что всех только раздражало. Главной причиной этой беды была Sega, чья разбитная, колкая рекламная кампания «Добро пожаловать на следующий уровень» клеймила Nintendo страшным пурпурным не (не клевая, немодная, не интересная никому из тех, кому больше десяти лет).
Осознавая распространенность этой рекламы и её идеальную гармонию с современной поп-культурой, сотрудники Nintendo понимали, что массовое восприятие их компании радикально изменилось. Но если кто-то из них всё ещё лелеял надежду на то, что Sega — это просто модное поветрие и временная блажь, то подобные мысли улетучились после презентации от Market Data Corporation (MDC).
— Замедляется рост, — несколько устало, словно в сотый раз повторил представитель MDC. — Конечно, рецессия составляет некоторую часть этого замедления, но наше исследование указывает и на иные факторы.
Чуть ранее в этом году, когда наметилась смена тренда, NOA заказала MDC исследование стремительно изменявшегося ландшафта видеоигровой индустрии. Агентство включило в маркетинговое исследование почти восемьсот семей и тщательно изучило пристрастия геймеров, как сотрудники Goodby, Berlin & Silverstein сделали это чуть ранее.
— Дети, у которых есть консоль Nintendo, по-прежнему играют очень много, — продолжал представитель MDC. — Примерно 2,3 часа в день, но среди тех, кого мы опрашивали, есть те, чье отношение к Nintendo можно определить как «недостаточная вовлечённость». Эта возрастающая апатия также может являться причиной.
— Позвольте мне предположить, — прервал его Питер Мэйн. — Причиной замедления роста?
— Да, — ответил представитель. — И ответ, который мы слышали много раз и который объясняет вышеупомянутое чувство апатии, состоит в том, что игра в нинтендовские консоли. цитирую: «это не круто».
— Эй, у меня есть мысль, — прервал его Билл Уайт. — Может быть, нам в каждую коробку с Super Nintendo класть ещё и пару солнцезащитных очков?
После волны смешков представитель продолжил своё выступление:
— Мы попросили, чтобы каждый из опрошенных оценил все находящиеся сейчас в продаже консоли по разным пунктам. Sega по многим пунктам заняла первое место, включая такие аспекты, как имидж, цена и технологии. Но Nintendo заняла первые места с точки зрения веселья, эмоциональности и выбора игр.
Здесь Аракава кивнул, и не потому, что для него это был луч надежды, но потому, что это было единственное, что имело значение. Геймплей правил всем, а всё остальное было шелухой. Если бы он высказал своё мнение вслух, никто из присутствовавших не возразил бы против такой логики, но они не согласились бы с тем, что так называемая шелуха не имеет никакого значения. Несколько лет назад Питер Мэйн придумал выражение «Главное — игра», и он по-прежнему считал, что именно так оно и есть, но никто не мог отрицать, что шипение Sega изменило правила игры. И главным изменением — по крайней мере, с точки зрения Nintendo — стало то, что Sega превратила это противостояние в войну стиля против содержания.
А если бы Nintendo планировала и дальше использовать Марио, то, может быть, она могла бы немного изменить его внешний вид (в 1990 году компания устроила ему пластическую операцию, чтобы он не выглядел типичным итальянцем; так почему бы теперь не одеть его в рваные джинсы, например)? Многие считали, что Sega загнала Nintendo в угол, но существовал миллион разных способов, которые позволяли компании избежать этой судьбы. Например, она вывела на рынок Mario Paint, новаторскую игру с компьютерной мышкой в комплекте, игру, которая представляла собой высокотехнологическую арт-программу, а не просто тупое семейное раскрашивание картинок по цифрам. Так как доля Nintendo на рынке снижалась, стало легко высказывать подобную критику, но существовала главная причина, по которой Nintendo никак не отвечала на то, в каком свете её выставляла Sega: просто Sega была, в общем-то, права.
Nintendo и вправду была видеоигровым эквивалентом Disney. Не только с милыми персонажами и семейными ценностями, но и с этим волшебным чувством ностальгии, которое могли испытывать даже дети. И точно так же, как Disney с Микки-Маусом, Nintendo с Марио теперь были не клевыми — просто потому, что в общественном сознании укоренилось убеждение, что они в самом деле перестали быть клевыми. Они, как считалось, были веселыми, нестареющими и волшебными, но эти важные достоинства превращались в недостатки, когда дело касалось подростков и взрослых. Если бы Nintendo и дальше оставалась такой, какая есть, то она бы потеряла эту растущую часть рынка, но если она хотела развиваться, то был риск потерять свою идентичность. В результате Nintendo столкнулась с простой дилеммой: одобрение или адаптация.
— Наше исследование ни в коем случае не окончательное, — сказал вестник плохих новостей из Market Data Corporation. — Но оно, как не что иное, указывает на то, что Nintendo нужно реализовать новые стратегии, чтобы сохранить доминирующее положение на рынке.
Хотя данный комментарий сильно попахивал очевидностью, многим он показался проявлением заботы. У каждого из присутствовавших был собственный взгляд на то, как должна развиваться Nintendo, и каждый втайне надеялся, что именно сейчас все остальные в этой комнате поймут, насколько правильно его мнение.
Естественно, Аракава хотел и дальше следовать выбранным курсом. Тильден (Гейл Тильден, бывший вице-президент Nintendo по бренд-менеджменту — прим. ред.) была согласна с ним, хотя считала, что можно в своих интересах использовать культовую нинтендовскую интеллектуальную собственность. Мэйн был согласен с Тильден по сути, но помышлял о более серьезных масштабах. Он полагал, что видеоигровая индустрия все больше напоминает киноиндустрию, и хотел делать масштабные запуски нинтендовских блокбастеров. Рекламщики из Leo Burnett хотели заново изобрести велосипед просто потому, что они рекламщики и все рекламщики хотят это сделать. И наконец, что не менее важно, Уайт не хотел отвечать Sega по существу; скорее, он предпочел бы делать то, что делали они, но только делать это много лучше. Он хотел, чтобы Nintendo развивалась агрессивно и стала чем-то вроде Sega, и полагал, что нет лучшего доказательства изменения вкусов рынка, чем взгляд на список бестселлеров компании за 1992 год:
Главной нинтендовской игрой 1992 года стал файтинг, и, хотя в нем не было крови и насилия, в нем не было и ничего диснеевского (в хадукене Рю или сотне ударов И. Хонды). Из этих десяти главных игр всего пять были созданы самой компанией (что свидетельствовало о том, что другие компании куда лучше преуспели в капитализации потребительских вкусов), четыре из них были спортивными (от создания которых Nintendo, как правило, уклонялась, но в этом году им наконец-то удалось договориться с Electronic Arts, после того как Трип Хокинс неожиданно покинул компанию). Эффективность рекламной кампании Sega служила дополнительным доказательством того, что новый маркетинговый подход крайне важен для дальнейшего успеха (если посмотреть любое спортивное мероприятие, можно заметить, что даже лидеры рынка, такие как McDonald’s и Coca-Cola, постоянно придумывают себя заново). «Ну давайте же, — сердито думал Уайт. — Sega начала бодаться даже с Nintendo, — поэтому именно сейчас самый лучший момент для того, чтобы выкатить свои самые мощные пушки».
Считая, что сейчас самое время для этого, а потом будет поздно, Уайт, вполне возможно, был прав, но, к сожалению, звезды для него сошлись неудачно. Если бы это было два года назад (до старта) или через два года (к моменту окончания жизненного цикла консоли), вполне возможно, что Nintendo и решилась бы рискнуть, но так как наступал 1993 год, под угрозой находилось слишком многое. Sega не только смогла откусить у Nintendo слишком большую долю рынка, но и попутно доказала, что в консольном бизнесе места хватит и двоим суперигрокам. И теперь, когда был создан прецедент, перед воротами выстраивались варвары, а на горизонте уже маячили пятеро уважаемых создателей «железа».
Sega и Nintendo: история противостояния гигантов игровой индустрии
1. Крах первой игровой сверхдержавы
Первой и долгое время единственной сверхдержавой в игровой индустрии была «Атари», выпустившая в 1977 году суперуспешную Atari 2600. Это была первая домашняя игровая система, получившая повсеместное распространение. При этом она выгодно отличалась от всех остальных конкурентов разнообразием и качеством игр. До «Атари» все игровые консоли были вариациями «Понга» и «Галаги», а здесь впервые появились игры по голливудским блокбастерам и родились некоторые франшизы. Например, знаменитая серия Pitfall начинает свою историю именно с Atari 2600, и доживёт франшиза до 5-го поколения консолей — до тех времён, когда сама империя «Атари» будет лежать в руинах.
Падение началось в самом начале 80-х — всему виной замечательные инди-разработчики. Они, как и сегодня, стали клепать дикий трешак — таким образом был спровоцирован кризис индустрии компьютерных игр 1983 года. Доход индустрии снизился с 3,2 миллиарда долларов в 1982 году до жалких 100 миллионов уже к 1985 году. Падение составило 97 % и поставило под вопрос вообще целесообразность существования самой индустрии. Естественно, ни одна консоль 2-го поколения не пережила эти события. Наверное, «Атари» можно сравнить с Древним Римом: это она заложила фундамент и некоторые стандарты индустрии, но после падения империи воцарился хаос. Вскоре многие «региональные державы» кинулись занимать освободившееся место, но успеха добились только две. Они и начали Первую мировую консольную войну.
2. Nintendo vs Sega
Если продолжать проводить параллели, то Nintendo следует сравнивать с Британской империей, а Sega — с СССР. С середины 80-х и до середины 90-х они делили игровой мир между собой: славные победы сменялись обидными поражениями, и никто не мог добиться полного доминирования. Nintendo изучили историю и сделали выводы. Заключались они в жестком контроле конечного продукта — игры. Для всех разработчиков игр существовал лимит — пять игр в год. Таким образом появился стимул делать действительно качественные игры и зарабатывать качеством, а не количеством. Кроме этого, все разработчики, сотрудничающие с Нинтендской империей, могли выпускать игры только для её консолей. Условия так себе, и это привлекло воинов света и добра из Sega.
3. Ход боевых действий
Рекламы от Sega — это вообще как отдельный вид искусства. Они очень гордились званием «самой быстрой консоли в мире» и всячески это подчёркивали. Объединив название конкурента Nintendo и слова don’t, получили креативное Nintendon’t. Послушай эту задорную песню, слова зацени: «Сега может, а Нинтендо — нет!»
Сеговский Союз решил действовать на опережение, выпустив 16-битную консоль раньше конкурента. Таким образом, значительную часть рынка в Европе и Азии удалось захватить в кратчайшие сроки. Некоторые регионы вроде Бразилии и СНГ почти полностью оказались во власти Sega. Ребята из «Нинтендо» так долго пили чай, что чуть было не превратились в ничто, однако, очухавшись через пару лет, запилили ответ — свою 16-битную приставку. В общем, к 1992 году доминирование Сеговского ССР оформилось как факт, и тут «партийную верхушку» понесло.
После исторической победы над «Нинтендо» и захвата бывших колоний у руководства «Сеги» буквально засвистела фляга. У консоли появилось огромное количество хоть и инновационных, но совершенно бесполезных и ужасно дорогих аддонов. Всяческие Sega-CD, SegaX32, портативные консоли, коврики для танцев, не поддерживающиеся ни одной игрой, и много чего ещё. Мало того, что все эти «республики» обходились очень дорого, так они ещё и были плохо совместимы с материнской консолью. В результате Sega стала терять популярность в мире, а золотовалютные резервы стремительно кончались.
Увидев сеговское чудо техники в виде СD-привода, «Нинтендо» смекнули, что им тоже необходим подобный аддон. Реваншистские настроения не покидали поверженную империю. Было решено заключить контракт с корпорацией Sony — те должны были создать СD-привод для Нинтендской империи. Однако спустя некоторое время в «Нинтендо» поняли, что «Сега» провалилась со своим приводом и что они, «Нинтендо», могут повторить этот маршрут на дно. Контракт с «Сони» был разорван, и началась разработка консоли нового поколения. Руководство Sony восприняло такое поведение как пощёчину, будучи изначально против входа на рынок игровых консолей — теперь отделу разработки был дан приказ проучить зарвавшуюся «Нинтендо». Никто (в том числе и в самой «Нинтендо») ещё не знал, чем всё это закончится; они не знали, какого монстра, по сути, породили на свет.
Время шло, лозунги не менялись. «Каждому по потребности!» — провозгласила «Сега». Вот вам куча аддонов, но если не нравится, то на подходе и супермощная 32-битная Sega Saturn. Нужно ли объяснять, насколько у всех подгорало от такой политики? Sega каждые полтора-два года предлагала игрокам и разработчикам переходить на новую консоль.
— Генеральный директор Sega Corporation
Ещё одна шедевральная реклама от Sega. Здесь объясняется, что у «Сатурна» два процессора, а у «Сони» — только один, поэтому она слабее и её следует выкинуть в окно.
Впрочем, решения Нинтендской империи были несильно лучше: они тоже запилили новую консоль, причём 64-битную, на картриджах. Это в 1996-м, когда для всего мира стало очевидно, что будущее за дисками. Например, суперхит Resident Evil 2 был портирован на эту приставку, но из-за ограничений картриджа пришлось сжать разрешение и вырезать всю музыку.
4. Рождение новой империи
Изначально эта приставка должна была носить имя Nintendo Play Station — разрыв контракта можно сравнить с обретением США независимости от Британской империи. У Sony осталось большое количество разработок и патентов; приплюсуй сюда задетую честь и жгучее желание отомстить, и получишь Sony PlayStation — возможно, величайшую игровую приставку в истории.
Выйдя в конце 1995-го, буквально за пару лет новая «сверхдержава» втоптала в грязь всех конкурентов и тех, кто случайно попал под раздачу. Качество игр на «Сони» было несоизмеримо выше того, что предлагали дряхлеющие «империи». Впрочем, «Нинтендо» всё-таки сумели занять собственную нишу и до сих пор клепают «Марио» и «Кирби». Руководство Sega, видя успехи нового игрока на рынке, сняло туфлю и, стуча ею по столу, пообещало показать кузькину мать. Супермощный Saturn был ликвидирован; вместо него выпустили Dreamcast, и — о чудо! — получилась отличная консоль. Однако империя, истощённая десятилетием войны, надорвалась.
Никто не ожидал подобного успеха новой консоли. Её расхватывали как горячие пирожки, и потому запасов не хватало. Нужно было быстро наладить сборку и поставку сотен тысяч экземпляров — и наладили, но партия получилась бракованная. Это стало последней каплей терпения фан-базы. На «Сегу» махнули рукой, в том числе и многие разработчики, например Electronic Arts и Squaresoft. Если интересуешься игровой индустрией, то должен понять масштаб трагедии. Вскоре свет увидит PlayStation 2, после чего Sega откажется от производства собственных приставок и превратится из консольной сверхдержавы в поставщика игр — сырья для других, более успешных конкурентов.
Где мои 16 бит? Сравниваем лучшие ретро консоли
Обновлено 13 мая 2020
Раньше всё было лучше: цвета — ярче, геймпады — удобнее, из игр так и пёрла душа, а 640 килобайт хватало всем. Иногда хочется вернуться в прошлое: позвать в гости школьных друзей, развести в треснувшем стеклянном кувшине пакетик «Юппи», воткнуть картридж с «Черепашками ниндзя» в раздолбанный китайский клон NES и на пару часов забыться в игровом трансе перед экраном лупоглазого телевизора «Славутич». Невозможно? На самом деле, провернуть прыжок в прошлое легче лёгкого — с помощью ретроконсолей. О них я сейчас и расскажу.
ТОП лучших ретро консолей
1. Nintendo Classic Mini
Две консольных сестрицы от японской корпорации, которая занимается игровыми приставками едва ли не дольше, чем Sony и Microsoft вместе взятые, а по количеству проданных девайсов уступает разве что Apple. Внешним видом и функционалом девайсы копируют знаменитые приставки NES и Super NES соответственно. Причём если с первой российские игроки пусть косвенно, но благодаря Dendy и прочим клонам всё же знакомы, то о второй на постсоветском пространстве можно было разве что легенды послушать — 16-битную нишу у нас прочно заняла Sega с её Megadrive. Так что если NES Mini можно рассматривать как способ вернуться в прошлое, то SNES Mini — как возможность познакомиться с историей более-менее аутентичным способом.
Выглядят приставки как уменьшенные версии своих прототипов. В комплекте с каждой идёт HDMI-кабель и проводные геймпады (у SNES Mini их два, а вот у NES Mini только один — для мультиплеера придётся докупать ему пару). Питаются гаджеты через MicroUSB-кабели, сетевой адаптер экономные японцы сделали платной опцией.
Слотов для картриджей у консолей нет, все доступные игры прошиты в память. У NES Mini их 30, включая такие топовые вещи, как например Castlevania, Double Dragon II, River City Ransom, две части The Legend of Zelda и три выпуска Super Mario Bros. SNES Mini хранит всего 21 игру, но клёвых тайтлов среди них не меньше: Contra III, The Legend of Zelda: A Link to the Past, EarthBound, Super Street Fighter II и две части Super Mario World. Для SNES Mini есть даже эксклюзивная игра! Речь о Star Fox 2, которая так и не увидела свет в своё время.
Железо у обеих малышек одинаковое: 4-ядерный мобильный процессор Allwinner R16, графика Mali-400 MP, 512 МБ постоянной и 256 МБ оперативной памяти. Начинка явно слишком жирная для игрушек третьего-четвёртого поколений. Неудивительно, что нашлись умельцы, которые добавили возможность эмулировать чуть ли не любую старую консоль. Это не совсем легально, но чертовски круто: можно, скажем, запустить порт Quake под N64 и утонуть в ностальгии — только подходящий джойстик через переходник подрубить.
Всего в мире продано около 2,3 миллионов NES Mini. На фоне Nintendo Switch, последней к настоящему моменту консоли «Большой N», которая уже разошлась тиражом почти в 35 миллионов штук, не особо впечатляет. Но NES, чёрт возьми, уже 36 лет! Для такого лютого олдскула — шикарный результат.
2. Sega Retro Genesis Ultra
В своё время Sega с её Genesis (она же Mega Drive) составляла Super NES равную конкуренцию и на каждую Legend of Zelda находила свою Altered Beast. Потом, правда, дела пошли под откос и Sega забросила консольный рынок — похоже, навсегда. Это, однако, не мешает бывшему приставочному королю время от времени напоминать людям и себе самому о былой славе. На этот раз — с помощью целой линейки 16-битного ретро.
В серию ретроконсолей Sega входят несколько очень похожих девайсов, но больше всего нас интересует версия Ultra, оснащённая беспроводными геймпадами и выходом HDMI.
Выглядит консоль, конечно, страшновато, зато у неё куда больше портов, чем у SNES Mini и гораздо больше встроенных игр. В зависимости от версии, в память консоли может быть зашито до 150 ретрохитов. И это не предел!
Главное преимущество Genesis Ultra перед аналогами от Nintendo — поддержка картриджей: и оригинальных, и со слотом для SD-карт, без региональных и прочих ограничений. За их запуск отвечает не какой-то там Linux-эмулятор, а настоящий аналог древнего процессора Motorolla 68000. Более аутентичный ретрогейминг в 2019 году и представить себе нельзя.
В общем — шикарная вещь, пусть это всё и продукция по лицензии. А вот 19 сентября готовится к выходу Sega Mega Drive Mini, но это уже совсем другой разговор: два проводных геймпада, 40 зашитых игр и никаких картриджей. На фоне Genesis Ultra выглядит не слишком интересно и вряд ли стоит ожидания.
3. Sony PlayStation Classic
PSX когда-то вывела Sony в высшую лигу консоледержателей. Дешёвая, качественная, мощная приставка продержалась на рынке больше 10 лет, разошлась тиражом в 102 миллиона штук и для многих российских игроков стала на рубеже веков билетом в мир виртуальных радостей. Ничего удивительного, что вслед за Nintendo и Sony решила поиграть на чувстве геймерской ностальгии.
Концепция та же, что у конкурента: уменьшенная копия оригинальной «плойки» без дисковода, зато с двумя десятками былых бестселлеров, упакованных в память. Здесь и Destruction Derby, и Final Fantasy VII, и Grand Theft Auto, и Metal Gear Solid, и Oddworld: Abe’s Odyssey, и Resident Evil Director’s Cut, и еще 14 игр, которые буквально сделали пятое поколение консолей.
В остальном тоже всё как у Nintendo: два проводных геймпада в комплекте, выход HDMI, питание через USB-порт, железо от недорого смартфона. Игры эмулируют 4-ядерный процессор MediaTek MT8167A с частотой до 1,5 ГГц, графический ускоритель PowerVR GE8300, 1 ГБ оперативной и 16 ГБ постоянной памяти.
Жаль только, комплектные геймпады остались без аналоговых стиков. В остальном Sony PlayStation Classic однозначно стоит покупки.
В лихие 90-е я о Super Nintendo и не мечтал. Потому что, как и большинство моих сверстников, даже не знал о её существовании. Море шикарных 16-битных игр просто прошло мимо российского игрока: The Legend of Zelda, Metroid, Super Mario World, Star Fox, Secret of Mana, EarthBound… В общем, я купил SNES Mini, как только она появилась в магазинах. Не пожалел ни разу, хотя приставка получилась со своими косяками.
Nintendo сэкономили на всём, что можно. В коробке даже для блока питания места не нашлось — его нужно докупать отдельно. Спасибо, хоть второй геймпад положили. Контроллеры, к слову, очень удобные, закруглённой классической формы. Жаль только, что проводные, а провода — короткие (комплектные кабели HDMI и USB длиной тоже не балуют). Эргономика здесь вообще на уровне прошлого века. Скажем, чтобы выйти из игры в главное меню приставки, загрузить сохранение или отмотать время, нужно жать клавишу на корпусе. Вставать с дивана по каждому поводу напрягает, но ладно — главное-то здесь игры. А с играми всё в порядке.
Консоль построена на мобильном железе и запускает игры через эмулятор. В памяти предустановлено два десятка суперских тайтлов: разномастные приключения Марио, несколько RPG, топовые платформеры вроде Castlevania. Набор может показаться странным, но на деле он очень толковый. Я во всё это залип на пару недель. После небольших манипуляций научил SNES понимать ромы для других консолей и докинул в память ещё пару сотен игрушек для NES, SNES и Sega Megadrive. Чую, надолго хватит. «Танчики» мы в дуэте с невестой уже прошли. На очереди «Чип и Дейл», чего и вам желаю.
Выводы
Nintendo Classic Mini, Sega Retro Genesis Ultra и Sony PlayStation Classic далеко не единственные ретроконсоли на рынке. На Aliexpress любые приставки продают по десять баксов за пучок. Вот только все девайсы, попавшие в этот материал, продаются в России официально со всеми вытекающими вроде гарантии и круглосуточной техподдержки. За нормальную сборку и легальные игры, конечно, придётся заплатить, но чувство ностальгии не сравнить ни с чем.
Что лучше сега или супер нинтендо
Война между Nintendo и Sega давно закончилась. Победила, конечно же, дружба, но периодически так и подмывает снова начать сравнивать игры для Sega Mega Drive и Super Nintendo. Постараемся подойти к этому процессу непредвзято. Будем искать различия, приятные различия, которые делают одноимённые игры совершенно разными и неповторимыми.
Аладдин, 16-ти битный принц ещё никогда не быт таким разным. Disney порадовала своих поклонников, выпустив сразу три различные игры, объединённые лишь названием и общей вселенной.
8-ми битную игрушку мы сегодня трогать не будем, она здоровская, но формат мелковат. Aladdin для Sega Mega Drive — самый, что ни на есть классический. Его выпустила Virgin в 1992-м году, то есть, примерно тогда же, когда и сам мультфильм. И да, игрокам предоставили возможность управлять мультфильмом с помощью обычного геймпада. Невероятно! Правда, временами перестаёшь любоваться красотами, концентрируясь на прохождении, ятаган не просто даден. Год спустя Capcom выпустила для SNES свою интерпретацию мультфильма. В ней принц Али более напоминает православного Марио, а игра заметно тяготеет к платформенному жанру: платформы и прыжки. Самый непростой этап в обеих играх — полёт на ковре. И если на SNES он был непростым, то на Mega Drive это уже испытание. Не такое, конечно, как турбо-тоннель в BattleToads, но попотеть придётся. В любом случае, перед нами два шедевра, и не будет ничего зазорного, чтобы пройти и тот, и другой. С какого начать — решайте сами, ведь обе игры в онлайн формате есть у нас на сайте:
Видео сравнение. Встречаются ролики, в который звук выведен одновременно на левый и правый каналы. Их лучше прослушивать в наушниках, чтобы лучше почувствовать разницу звучания.
В отличие от Аладдина, Король Лев на обеих платформах примерно одинаковый. Начальный уровень весьма расслабленный, даже детский, а вот следующий, «Just Can’t Wait To Be King» скорее всего отнимет жизнь-две. Страуса не так просто обуздать. Какую реализацию выбрать — решайте сами, это настоящие близнецы. Визуально картинка на Сеге более чёткая и контрастная, да и параллакс реализован лучше. SNES радует реалистичными цветами, но на экране телевизора разница почти не заметна. Многие отстаивают Сеговскую музыку, у неё и правда своё, неповторимое звучание. Сравните сами:
Скуби Ду раскрывает преступления, верно? Компания Sunsoft приняла это утверждение буквально, выпустив для Mega Drive полноценный квест в стилистике лучших игр от LucasArts. Argonaut же, работая на конкурента, выпустили приключенческую мультипликационную бегалку-прыгалку, в которой можно пользоваться различными предметами. Много не играл, но похоже, что геймплей на SNES смотрится повеселее.
Игра про Червяка Джима для всех платформ задумывалась одинаковой, различий и вправду немного, но складывается впечатление, что это всё-таки в первую очередь Сеговская игрушка. В любом случае, если есть возможность, то запускайте даже не картридж, а дисковую версию (для Sega CD), в ней анимация доведена до совершенства и появился ещё один уровень безудержного веселья.
Zombies Ate My Neighbors
LucasArts в 90-е обожали все. Эту студию великолепно зарекомендовали игры по мотивам Звёздных Войн, а так же уморительные квесты. Но кто бы мог подумать, что Джордж Лукас позволит разработчикам так далеко заходить в своих экспериментах. Zombies Ate My Neighbors — совершенно не типичная для Лукасов игра, классическая бегалка-стрелялка, в которой пара друзей оказывается в эпицентре зомби-апокалипсиса. SNES, судя по отзывам, имеет более качественный звук, яркую цветовую палитру и более детальные текстуры. Допустим, со звуком согласны, а графика, похоже, идентичная, причём, у Сеги хватает места для отображения карты. Традиционно, можно не верить и сравнить самим:
Эта игра очень странная, как и её главные герои. Обе версии разработала Konami, однако, реализации не сильно-то и похожи. Для Нинтендо получился мультипликационный боевичок в стиле Double Dragon, в то время, как для Сеги это, скорее, платформер. Причём, спрайты и музыка тоже различаются. Что случилось, Конами? Не проще было просто портировать игру? Экономически было бы выгодно выпустить двух близняшек, но в результате мы имеем сразу две милые мультипликационные игрушки, которых хватит на несколько ламповых вечеров.
Запасаемся наушниками и смотрим различия:
Или сравниваем сами:
Street Fighter II Turbo
Один из величайших файтингов всех времён просто обязан был попасть в библиотеки лучших 16-ти битных консолей. Графически игра выглядит привлекательнее именно на Super Nintendo, но заметно это лишь в эмуляторе, да и то, если присматриваться. Сега отдельно радует тем, что в наличии 6 кнопок, как в оригинале.
Традиционно, сравнить можно самолично, либо воспользоваться уже готовым решением.
Многие игроки совершенно не ассоциируют NHL ’94 с Super Nintendo. У этой крутой хоккейной игры было много фанатов и большинство из них клянутся, что Сега предлагает лучший звук и игровой процесс. Предлагаем вам сыграть самим и убедиться в этом.
Микки-Мания рулит. Эта очередная мультипликационная игра от Диснея, и язык не повернётся как-то начать критиковать её. Сегу разработчики любили больше, реализовав анимационные вставки и дополнительные уровни. Но в целом это ещё одна пара близняшек, которые незначительно различаются разрешением экрана, количеством цветов и музыкальным звучанием.
Чисто технически на SNES анимация круче. Но если же сравнивать дальше, то консоль от Nintendo проигрывает по геймплею и управлению. Музыка для Сеги, по мнению многих, тоже рулит. Но самое важное это цензура. Отвратительно порезанная Нинтендовская версия и рядом не стоит с элегантным решением для Сеги. Mortal Kombat для неё несколько отцензурен, но достаточно ввести пароль, чтобы насладиться аркадной жестокостью. Так что, если играть в MK1, то только на MegaDrive, любо на Sega CD, если хочется видеть нормальную анимацию бойцов.
Ys III: Wanderers From Ys
Если вы хотите узнать что такое даунгрейд в 16-ти битную эпоху, то обратите своё внимание на Ys III для Супер Нинтендо. Для Сеги создали яркий, привлекательный фэнтезийный мир, достойный называться одной из самых крутых ролевых игр всех времён. Реализация для SNES получила блёклые, невзрачные спрайты и лишилась анимационных роликов. Но если говорить начистоту, то лучше запускать дисковую версию для TurboGrafx CD.
Таз-Мания для Sega Mega это обычный, заурядный платформер, мало чем выделяющийся на фоне других игр, сделанных по лицензии. Для Super Nintendo пошли на эксперимент, создав гоночную игру в режиме Mode 7. Реализация, скажем так, на любителя. Если вы не поиграете в неё, то всё равно много не потеряете.
Как и ранее с приставочной адаптацией мультфильма Aladdin, мы имеем сразу две разные версии Jurassic Park. Разработчики для SNES опять пустились в эксперименты, выбрав перспективу обзора как в Зельде, с видом сверху. В подземельях включается режим от первого лица. Не Doom, конечно, но геймплей разнообразится. Для MegaDrive получился 2D платформер, и выглядит он как прототип Uncharted. Эта игра определённо рулит, потому что в ней можно играть за велоцераптора. Разработчики хорошо прочувствовали психологию геймеров. Дети хотят быть динозаврами, а не учёными.
Sunset Riders, одну из величайших аркад всех времён, очень достойно перенесли на Super Nintendo. За исключением чёткости картинки, мало что укажет на то, что перед нами домашняя реализация. Но с Sega MegaDrive что-то пошло не так. В картридже не оказалось половины уровней, всех бонусных этапов, и почему-то осталось только два ковбоя из четырёх. Оставшиеся уровни игры выглядят совершенно непохоже на оригинал, получив тусклую, болотную цветовую палитру. Пожалуй, единственный плюс этой реализации — отсутствие цензуры, и как результат, ковбои могут сгорать заживо.
The Adventures of Batman and Robin
RoboCop vs. The Terminator
Как и приключения Бэтмена, RoboCop vs. The Terminator это две разные игры, объединённые одним названием. Интересно то, что подобных фильмов не выпускали, и тем не менее, противостояние Робокопа и Терминатора увековечили в видеоигре, причём дважды! Обе игры сделаны по мотивам одноимённого комикса и представляют собой стрелялки, но большинство предпочитают реализацию именно для Sega. Не зря ведь журнал EGM назвал её «самой кровавой игрой 1993-го года»!
Это один из тех немногих случаев, когда одна игра на различных платформах получила разные названия. На Sega это Thunder Force III, на Nintendo это Thunder Spirits. Если верить фанатам, то и здесь Сега впереди. SNES не смогла предоставить той стремительности, которая необходима ураганному шутеру. Похоже, что мощный процессор помог Sega выбраться на первое место!
Кто бы мог подумать, что 90-е годы станут золотым веком для адаптаций настольных RPG? Версию Shadowrun для SNES вероятно знают лучше (но только не у нас). Это изометрический экшн-RPG с курсором (!), и он неплохо повторяет до-игровую механику игры. Для Сеги выпустили другую экшн-RPG, в этот раз с обзором сверху, но здесь геймплей периодически меняется на перспективу от третьего лица, позволяя полнее погрузиться в киберпространство. Игра внутри игры. Какая из этих двух реализаций круче? А давайте в этот раз вы сами решите. Ждём ваших комментариев.
Это вольный перевод статьи с IGN. Настолько вольный, что от оригинала остались только скриншоты и парочка интересных идей. Катастрофически не хватает времени постоянно создавать уникальные материалы, так что, временами на нашем сайте будут появляться переводы самых ярких или интересных статей.