что лучше шахматы или сеги
Ответы на часто задаваемые вопросы
Что такое «сёги»?
Сёги – одна из старейших настольных интеллектуальных игр. Происходят от древней игры «чатуранга», родиной которой можно считать иранский Абадан, в древности входивший в состав Индии. Оттуда любители завезли ее через Персию в Европу, где она эволюционировала в то, что ныне известно под названием «шахматы». Но движение игры происходило и на восток, в Китай, где она трансформировалась в «сянцы». В эпоху Нара (710-794) японские миссии, посылаемые ко двору империи Тан, привезли с собой на родину и захватывающую игру, несколько изменив на свой лад ее название. В Стране восходящего солнца с тех пор и играют в сёги.
Современный вид сёги приобрели в XVI веке, ее окончательную реформу произвел император Го-Нара. Во времена правления сёгунов династии Токугава сёги и го были признаны играми, развивающими стратегическое и тактическое военные мышления. Все прочие настольные игры были самураям запрещены, но эти две, напротив, получили государственную поддержку. Токугава Иэясу учредил должность сёги-докоро – главного придворного учителя сёги, который выявлялся в ходе постоянно проходивших чемпионатов. Только сёги-докоро имел право присваивать мастерские звания.
Для Японии сёги это – часть японской традиционной культуры. Здесь оговорены не только правила игры, но и одежда игрока, и поклоны, которыми обмениваются партнеры, и место, на котором молодым игрокам приходится ждать появления более маститого соперника. Молодежь годами изучает партии мастеров, участвуя в турнирах и двигаясь по сложной квалификационной лестнице. И только самые искусные будут допущены к состязаниям профессионалов.
Сёги очень популярны в Японии. По грубым подсчетам правила игры знают около 20 млн. человек, а регулярно играют около 100 тысяч.
В чем отличие сёги от шахмат?
В сёги у каждого игрока по 20 фигур 8 наименований, отличающихся друг от друга своей ценностью, силой и рисунком ходов. И уже с этой точки зрения игра в сёги несколько отличается от шахмат, где на поле в 64 клетки двигаются по 16 фигур 6 наименований каждого цвета. Но главная особенность игры в том, что при совпадении конечной задачи – заматовать короля противника – в сёги есть и дополнительные сложности. Взятые фигуры противника можно в любой момент вернуть на доску как свои собственные, что значительно расширяет тактику и стратегию игры.
Подробно о различиях между играми в статье Сергея Корчицкого.
Каков уровень игры у компьютерных программ?
С середины 90-х годов прошлого столетия уровень сильнейшей сёги-программы был сопоставим с уровнем «крепкого» любителя. К середине 00-х годов нынешнего столетия, благодаря усовершенствованию как алгоритмической, так и аппаратной части, сила цифрового игрока вплотную приблизилась к профессиональному уровню. В 2005 состоялись первые выставочные игры программ с профессионалами, в том числе и с игроками топ-уровня (на 3-м Международном Сёги Форуме Мейдзин Мориучи Тосиюки, дав фору в слона, обыграл сильнейшую на том момент программу YSS). В апреле 2013, компьютерная программа впервые обыграла действующего профессионала в официальном поединке без форы – в специально организованном матче 5 профессиональных игроков встречались с 5 лучшими программами и уступили со счетом 1.5 – 3.5. В частности программе GPS Shogi, работавшей на кластере из компьютеров с суммарным количеством процессоров 667 и вычислительной мощностью 270 млн операций в секунду, удалось обыграть игрока 8 дана Миура Хироюки. Таким образом, согласно оценкам экспертов, на 2013 год лучшие образцы компьютерной сёги-мысли играют на уровне 6 профессионального дана. На «обычном» компьютере лучшие программы играют в силу любителя 5-6 дана.
Список компьютерных программ доступен здесь.
Где можно приобрести комплект для игры?
К сожалению, по понятным причинам, в магазинах Беларуси, ни досок, ни фигур для игры найти не удастся. Простой комплект можно приобрести в онлайн-магазинах mogol.ru (в разделе Шахматы/Сёги) или lawnard.ru (возможно доставка в ваш город). В любом случае, свяжитесь с нами, возможно, мы сможем предложить вам набор для игры.
Какую вы посоветуете литературу?
На русском языке книги о сёги – пока большая редкость. Однако, благодаря энтузиастам игры информационный вакуум постепенно заполняется. В первую очередь необходимо упомянуть два издания, которые можно встретить в библиотеках и книжных магазинах:
Издательство: Университетская книга, 1996 | Издательство: АСТ, 2004 |
Обязательно посетите главные web-библиотеки русскоязычного сёги-сообщества – сайты Данилы Кулина и Сергея Острякова, там вы найдете ценные переводы японской сёги-литературы.
Ну и конечно, если вы интересуетесь сёги, то обязательно вливайтесь в дружные ряды поклонников игры, в этом случае найти необходимую литературу гораздо проще.
Есть ли в моем городе клуб любителей сёги?
Любителей сёги на постсоветском пространстве вряд ли можно охарактеризовать как «армия поклонников». По объективным причинам игра почти неизвестна за пределами Японии. Однако сейчас, благодаря Всемирной сети, все больше и больше людей знакомятся с японскими шахматами. Относительно крупные «скопления» энтузиастов есть в Санкт-Петербурге, в Москве, в Киеве, в Ровно.
Если вы увлеклись сёги, обязательно зарегистрируйтесь на популярных игровых серверах (81Dojo, PlayOk, Shogi Club 24). Помимо необходимой игровой практики, там вы, возможно, встретите игроков и из вашего города.
В Минске поклонники игры объединились в 2002 году (см. Как всё начиналось). Наладив контакты с Европой и Японией, сегодня наша группа – де-факто полпред японских шахмат в Беларуси. Мы всегда рады новым любителям игры (см. текущий список активных игроков), которых приглашаем к участию в регулярно проводимых встречах и турнирах. Мы также будем рады любому сотрудничеству, помогающему развивать сёги в Беларуси.
Сёги и шахматы
Отличия в правилах
Основные отличия в правилах двух игр: доска для игры в сёги просторнее (9х9 клеток против 8х8 европейских шахмат), на ней изначально расположено больше фигур (40 против 32 шахматных) и фигуры эти разнообразнее (8 родов войск против 6), хотя и слабее (две основные силы – ладья и слон, в то время как в шахматах все фигуры достаточно мощны), однако фигуры в сёги могут десантироваться из-за пределов доски, что очень повышает их силу, и превращаться, что увеличивает иерархию сёги-фигур до 14 единиц.
Самое существенное отличие сёги от остальных шахматных игр состоит в способности фигур десантироваться на доску, будучи уже сбитыми. Правило десантирования обусловливает почти полное отсутствие ничьих, увеличение числа возможных ходов и «вменяемых» игровых ситуаций, возникших не искусственным путем; в купе с правилом превращения нивелирует значение материала, делая главную цель игры – поставить мат королю – действительно главной.
Процент ничьих, преимущество первого хода и асимметричность стратегии. Сбалансированность игры
Японские шахматы сёги, отражая бескомпромиссный самурайский менталитет, не балуют своих поклонников обилием ничьих. Их в сёги всего около 3%. Это прямое следствие правила десантирования, которое исключает саму возможность взаимного уничтожения двух армий. Ничья в сёги может получиться только вследствие четырехкратного повторения ходов или обоюдного вторжения королей при недостаточном для победы количестве очков. Однако ничейный результат в сёги и за результат не считается, а партии, не выявившие победителя, переигрываются и в зачет никогда не идут. Такая двойственность результата обусловливает бескомпромиссный дух борьбы и повышает значимость игрового мастерства. В процессе выбора хода игрок должен ориентироваться только на позиционные факторы, в то время как наличие ничейной стратегии в европейских шахматах зачастую приводит к тому, что на решения игрока, на его агрессивность и желание бороться, зачастую влияет общая турнирная обстановка. Кроме того, шахматы – типичная игра с асимметричной стратегией. Как уже упоминалось выше, белые активны и всегда стремятся выйти из дебюта с насколько возможно большим плюсом, а черные жаждут уравнения, чтобы попытать счастье в миттельшпиле. В сёги нет ничейной стратегии, нет специальных установок на игру для белых и для черных, нет преимущества первого хода. По статистике профессиональных турниров белые и черные набирают примерно равное количество очков, при этом есть профессионалы, которые показывают лучший результат, начиная партию вторыми! Сёги – это по-настоящему сбалансированная игра.
Материальный перевес и стратегический рисунок борьбы
В сёги материал не является таким же краеугольным камнем, как в шахматах, несмотря на то, что и в этой игре есть шкала ценностей фигур, а материальный баланс является одним из важнейших критериев оценки позиции. Опять обратимся к элементарной математической логике. В виду правила десантирования размены в сёги не приводят к количественному уменьшению противоборствующих сил, однако вызывают их качественную трансформацию: активность сбитых фигур обычно возрастает, так как на доске они менее мобильны (золотой генерал при перемещении по доске выбирает не более чем из 6 клеток, в то время как десантироваться из-за ее пределов он может минимум на 41 клетку), а вместе с разменами повышается и интегральная мобильность обеих армий. Математически это выгодно слабейшей стороне, поэтому разменная стратегия в сёги просто-напросто не работает там, где в шахматах является генеральной линией. Этим объясняется интерес и популярность форовых игр в сёги. В отличие от европейских шахмат, фора здесь имеет свой смысл, так как ее реализация происходит путем проведения конструктивных стратегических планов, а не посредством слепых разменов.
Сравнив обе игры на предмет значимости материального перевеса, теперь мы не удивимся, почему в шахматах красивые комбинации и сумасшедшие тактические идеи, восхищающие умы, подобны редким жемчужинам, а в сёги их россыпи лежат на поверхности, радуя самых изощрённых эстетов от мира интеллектуальных игр.
Человек vs компьютер
Развитие компьютерных технологий привело к тому, что лучшие представители мира интеллектуальных игр стали проигрывать своим электронным оппонентам. После шашек и отелло очередь дошла до ранее безгрешных шахмат, и последней жертвой программного обеспечения стал «великий, но теперь уже не такой ужасный» Гарри Каспаров, проигравший бездушному терминатору «Deep Blue». И это при наличии обширной ничейной зоны, в которой можно было попробовать спрятаться от жестокого киборга! Теперь же жаждущие крови взоры программистов прикованы к игре сёги, ставшей новой мишенью высоких технологий. Но всем назло «король жив» и нового, электронно- вычислительного, короля пока не предвидится. Правда, в 2005 году много шуму наделала компьютерная программа TAKOS, чуть ли не обыгравшая в сёги профессионального игрока 5 дана. Но чуть не считается, профессионал в конце концов победил, а уже после этого в октябре того же года мейдзин Мориучи в Токио на глазах заинтригованной публики из более чем десятка стран (автор статьи тоже наблюдал вживую за этим событием) непринуждённо выиграл ещё более сильную программу YSS, дав слона в качестве форы! В мае 2006 года чемпион мира среди компьютерных программ Bonanza уступила в показательной партии одному из сильнейших японских любителей – Юкио Като. Почему же сёги оказались таким крепким орешком для машин, обладающих колоссальным быстродействием? Постараемся ответить на этот вопрос. Во-первых, правило десантирования превращает дерево игры в настоящие дебри. Если в начале игры вариантов в сёги не так уж много, тем более существуют упрощающие выбор объёмные базы данных по дебюту, то в концовке может возникнуть ситуация, когда компьютеру придётся выбирать из 500 с лишним возможных ходов! Во-вторых, это же правило имеет ещё одно интересное следствие. Если в шахматах существует великое множество легальных позиций, которые в виду своей вычурности в принципе недостижимы при игре двух разумных существ, то в сёги именно благодаря десантированию достижимы самые разнообразные и причудливые позиции. То есть, помимо того, что в сёги значительно больше возможных вариантов (10 220 по сравнению с 10 120 в шахматах), очевидно, что значительно больший процент от числа всех вариантов может воплотиться в реальной игре. Шахматы же отличаются большим процентом бессмысленных комбинаций, которые могут оставаться вне поля зрения как человека, так и компьютера без всякого ущерба для качества партии. В-третьих, меньшая значимость материального перевеса в сёги опять-таки увеличивает число позиций, могущих встретиться в реальной игре двух мастеров, в то время как в шахматах большинство позиций с лишней фигурой у одного из соперников абсолютно безнадёжны и недостойны рассмотрения. И, наконец, в-четвёртых, несмотря на более высокую вариативность японских шахмат, игроки в сёги глубже просчитывают позицию, чем шахматисты, более полагаясь на долгосрочные стратегические решения. И это тоже одно из следствий правила десантирования, благодаря которому, помимо взаимодействия и активности фигур, возникает еще один параметр позиции – «форма».
Форма
Формой в сёги называется взаимное расположение фигур, которое, в отличие от эффективности их расположения, является не динамическим, а статическим фактором позиции, определяющим как её тактические особенности, так и долгосрочные стратегические планы. В европейских шахматах, незнакомых с правилом десантирования, понятие формы отсутствует. Слабость с точки зрения сёги в шахматах обычно вовсе не является слабостью. Это можно объяснить на конкретном примере. Представьте себе шахматную позицию, в которой король и ладья белых стоят через клетку, что предполагает возможность коневой вилки. И вот соперник, играющий черными, подводит поближе к критическому пункту своего скакуна, тратя на это не один ход и жертвуя другими заманчивыми возможностями. Но только заметив опасность, грозящую очередным ходом, бдительный игрок, имеющий белый цвет, уводит свою ладью на другую клетку или защищает поле, на которое стремится вражеский конь. Мораль этой истории: грош цена такому маневру коня, если он не сопряжен с другими, более завуалированными и грамотными целями. Представим себе такую же ситуацию в сёги: наши король и ладья стоят через клетку. А в это время в другой части доски разыгрывается свой миниспектакль, в сценарий которого входит размен ряда фигур, в том числе коней. И наш соперник, получивший коня на руку, своим очередным ходом водружает его на критический пункт, делая нам вилку и выигрывая материал…
Понятие формы в японских шахматах применимо ко всей позиции в целом, но наиболее ярко сущность формы проявляется в теории крепостей. Так в сёги называются фигурно-пешечные укрепления, защищающие короля от вражеских атак. Разновидностей таких укреплений существует около полусотни, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Сравнение крепостей соперников, их защитных «форм», определяющих степень безопасности короля, является одним из самых главных элементов стратегии и критериев оценки позиции. В европейских шахматах существуют только две рокировки, а виды королевских замков не отличаются большим разнообразием (разве что наличие/отсутствие фианкеттированного слона и «форточки» для короля). Понятия королевской крепости, как и понятия формы, в официальной шахматной теории нет вообще. Король в сёги, в отличие от шахматного монарха, чувствителен не только к реальным, но и к потенциальным угрозам, могущим воплотиться в случае разменов (см. приведенный выше пример с коневой вилкой). Поэтому форма, образованная защитными фигурами вокруг короля, столь важна в японских шахматах сёги.
Итак, благодаря правилу десантирования, для любой самой слабой и неуклюжей фигуры мира сёги становится возможным непрямое дистанционное воздействие на всю доску в целом. Этот факт имеет не только тактическое, но и стратегическое измерение, обусловливая появление нового понятия в теории игры – «формы».
Можно добавить, что «форма» в сёги – это ещё более многогранное понятие, не исчерпывающееся написанным выше. Другие специфические правила сёги вносят свои поправки в теорию форм. Выстраивая форму, необходимо считаться с возможностью превращения вражеских фигур на незащищенных полях вашего лагеря, а низкая мобильность фигур сёги по сравнению с их «коллегами», сражающимися на черно-белой доске, заставляет учитывать даже самые незначительные нюансы их расположения. Например, конь и копьё никогда не возвращаются назад, в то время как серебру, переместившемуся прямо по вертикали, требуется три хода, чтобы занять неосторожно покинутую клетку!
«Пешка – душа шахмат»
Немного истории
Сёги и шахматы произошли от одной и той же игры – древнеиндийской чатуранги. Но, распространяясь в двух направлениях, – на Запад и на Восток – эта игра трансформировалась сообразно менталитету и традициям воспринимавших её народов. Через разных посредников в сильно изменённом виде древняя игра достигла Европы и Японии – столь отдалённых и непохожих друг на друга частей света. Несмотря на все формальные и существенные различия, и японские, и европейские шахматы получили полное признание у себя на родине. В связи с мощной экспансией европейской культуры, шахматы давно перешагнули региональные рамки и распространились по всему миру. Сёги начали завоёвывать планету только в конце ХХ века, в связи с процессом глобализации и возросшим интересом к загадочной восточной культуре. Родственные по происхождению, эти игры приобрели много различий, которых гораздо больше, чем сохранившегося сходства. И вот, не прошло и двух тысяч лет, как они опять встретились, оставив знание о себе в тысячах книг, приобретя по дороге миллионы поклонников, собрав сотни миллионов долларов спонсорских денег. Теперь в Японии есть национальная федерация европейских шахмат, а в европейских странах 15 федераций шахмат японских. Что ждёт эти шахматные игры в ближайшем будущем? Я думаю, мы, европейцы, задавшие моду всему миру в литературе, философии, науке, искусстве, праве, политическом устройстве и многих других сферах человеческого бытия, должны признать, что в области интеллектуальных игр мудрые японцы оказались прозорливее и дальновиднее…
Силой мысли
Интеллектуальные виды спорта в России для широкой публики сводились к небогатому выбору: попроще (шашки) и посложнее (шахматы). Последние у нас зачастую преподносятся как своеобразная вершина логических игр. Но это, мягко говоря, неправда. Шахматы не самый сложный, не самый интересный и даже не самый популярный в мире интеллектуальный вид спорта.
РИСУНОК Валентина ДУБИНИНА
Война на уничтожение
Гениальная простота го
Чем привлекает го, так это исключительной простотой правил (знай себе ставь камни и захватывай территорию) и одновременно исключительной сложностью содержания. По богатству вариантов го бьет шахматы с огромным запасом, а по стратегической глубине этой игре просто нет равных. Показательно, что только в этом году появился суперкомпьютер, способный побеждать сильнейших игроков в го, тогда как в шахматах эта задача была решена двадцать лет назад. Причем компьютер этот козыряет не столько пересчетом вариантов, сколько удивительной самообучаемостью, заложенной программистами.
Думаю, шахматистам будет крайне трудно добиться в го серьезных успехов. А вот в карточных играх наши гроссмейстеры всегда чувствовали себя уверенно, а некоторые из них стояли у истоков советского, гонимого тогда властями бриджа. Одним из пионеров «квартирного» бриджа был десятый чемпион мира Борис Спасский, но еще больший след оставила ленинградская шахматистка Ирина Левитина. Переехав в США, она переключилась на бридж и добилась схожих высот, став чемпионкой мира в составе мужской американской сборной. Левитиной принадлежит знаменитое сравнение двух великих игр: «Как могут быть интереснее шахматы, когда там всегда приходит один и тот же расклад?».
Впрочем, есть у бриджа и серьезные недостатки. В отличие от го правила здесь довольно сложны и требуют длительного изучения, прежде чем новичок оценит его прелесть. Вместе с тем по глубине анализа он все-таки уступает тому же го или разным версиям шахмат. Здесь важна не столько тонкость замысла, сколько высокий процент правильных решений. Ну а в России бриджу мешает прежде всего традиционное недоверие, которое существует в обществе к карточным играм.
Начинать лучше с простого
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5793) от 22.09.2016.
Сёги или Го
Уважаемые любители Го, очень приятно видеть огромное число почитателей этой замечательной игры. С упадком классических шахмат, число поклонников Го стремительно растет, однако я бы не спешил хоронить шахматную концепцию игры. Да, в «рекламных» статьях приводится множество преимуществ Го (концепции Го) над шахматами, однако в качестве спарринг партнера к восточной игре всегда берутся западные шахматы и никогда восточные шахматы сёги (третьи по популярности в мире, причем только за счет популярности в Японии). А ведь сёги не имеют тех недостатков, которые присущи классическим шахматам, но, к сожалению, эта игра известна только в Японии. В самой же Японии, стране, которая изобрела или культивирует большое количество настольных игр (рендзю, го, сёги, отелло…) сёги популярнее го, об этом говорят и очевидцы, которые там побывали и факты: самым умным человеком в мире японцы считают чемпиона по сёги. Видимо, все-таки человеку приятней быть героем, чем божеством.
Замечательную статью, описывающую сёги языком других игр (го также) можно почитать здесь [belarusshogi.net].
—
Веруй, что есть в природе и кроме этого языки
Недостатки общеизвестны: ничейная лихорадка и угроза спортивным шахматам со стороны компьютеров. В сёги же соперник может выставлять сбитые фигуры противника, как своисобственные: в результате позиция со временем не упрощается, как в шахматах, а усложняется. Ничьих в сёги почти нет и сильный любитель легко обыгрывает компьютерную программу-чемпиона.
Всё-таки 500 лет развития европейских шахмат как части культуры не должны кануть в небытие.
—
Веруй, что есть в природе и кроме этого языки
В Беларуссии есть несколько сильных сегистов. Например Карчевский. В России среди гошников очень перспективен в сеги Сурин. Прилично играет Филиппов. Лично я вижу сеги, как побочное занятие на гошных турнирах. Приезжайте к нам на гошные турниры, мы вас обыграем в сеги!
Значение коми должно быть пересмотрено!
Есть тут один малоизвестный чемпион мира по фамилии Касымжанов. Очень увлекается китайскими шахматами (знаю, знаю, что это не сёги!). Говорил, что это ему существенно помогло на чемпионате мира в Ливии. В Линаресе, однако, дело не пошло. Наверное, потому что китайские шахматы всё-таки не сёги :))
Отправка отредактированного (16/03/05 12:56)
—
Веруй, что есть в природе и кроме этого языки
Я долго не мог понять, чего меня задело в подходе автора ветки, наконец понял: «Сеги или Го».
Кажется скоро мне предстоит начать ветку: «Го & Сеги» =0))
Чтобы оживить классические шахматы, Фишер придумал перемешивание изначальной позиции фигур. Теория перестает работать и опять включаются мозги. Т.е у шахмат есть куда отступить в случае полного коллапса теории,хотя Крамник недавно утверждал,что компьютеру все равно еще далеко до человека в этой игре.
М. Поваляев, Вице-президент Федерации Го.
Слишком категоричное и поверхностное заявление, чтобы быть абсолютно верным. Во-первых, правила сёги шлифовались столетиями и окончательно их реформировал японский император Го-Нара в 16 веке. Чтобы придумать хотя бы одну такую игру за полчаса, надо быть как минимум императором, да и тысячелетняя история в нагрузку не помешала бы. Иначе, получается как в известном фильме по Булгакову: «какое житье твое?» :)))
Во-вторых, усложнение не всегда признак упадка. Если древнеримская повозка проще космического корабля, то это не значит, что за полчаса можно придумать с десяток боингов или НЛО. Это нарушение элементарных законов логики.
Сахабутдинов писал:
>>Теория сеги очень сложна. Взаимодействие крепостей, борьба >>одного построения против другого, слишком много труднодоступной >>информации, чтобы получать удовольствие от усиления игры.
Примерно в таком же духе я слышал жалобы некоторых западноевропейский игроков в сёги о трудности прогресса в го. Тоже никакого усиления и удовольствия. И объём информации для запоминания по крайней мере не меньший, чем в сёги. Опыт подтверждает известную истину: каждый упирается в тот барьер, который сам себе ставит.
>> Опыт подтверждает известную истину: каждый упирается в тот барьер, который сам себе ставит.
Хорошо сказанул =))
Попробовать что-ли себя в сегах??
А есть у вас игровые сервера? И где читать правила?
Latin писал:»Хорошо сказанул =))
Попробовать что-ли себя в сегах??
А есть у вас игровые сервера? И где читать правила?»
Кстати, проблемы в сёги и го довольно схожи.
Например, есть такое понятие Путь Сёги. Насколько я понял, следя за Вашим форумом, это весьма близко по содержанию мировоззрению Игоря Гришина, к которому я заочно проникся глубокой симпатией.
Отправка отредактированного (16/03/05 17:14)
Недавно вышла книга Носовского про Сёги объемом страниц 600.
С уважением, Нилов И.
Latin писал: «А есть у вас игровые сервера?»
Посмотрите ссылки по адресу [www.belarusshogi.net]
На Ява-сервере (рекомендую его) не требуется регистрация, в отличие от «Клуба 24», где порой собираются 3-4 тысячи японцев.
>>Вот только странно, что компы все еще играют в нее слабее людей.
В шахматах хороший тактик может переиграть гениального стратега, так как часто используется следующая стратегия: выиграй пешку, уйди в глухую оборону, разменяй фигуры, упрости позицию, проведи лишнюю пешку в ферзи. В сёги – это абсолютно не работает. В сёги работает ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ: партию начинают и заканчивают 40 фигур, которые не куда не исчезают и, следовательно, позиция не упрощается. В сёги очень важна стратегия, с которой у компьютера большие сложности.
Мое мнение, что СЁГИ – это ответ на вопрос, что получится, если объединить шахматы и Го! Сёги – несомненно шахматы и в то же время им присущи многие черты Го: «форма», «потенциал», «выставление фигуры в любое место» и др. Есть в сёги и элементы, которые заманчивы для любого игрока: бескомпромисстность, азарт…
А комплект для игры? Многие игроки Го меня поймут, что значит иметь хороший комплект, какое это эстетическое удовольствие (и не только). А представьте себе комплект для игры в сёги: деревянные фигурки с иероглифами… я думаю меня поймут и ценители всего восточного… Ах, жаль, что у меня до сих пор нет настоящего комплекта сёги.
Latin писал: «А есть у вас игровые сервера?»
Вот этот англоязычный: [www2.shogi.gr.jp] и не требует регистрации.
С уважением, Нилов И.
В сеги часто играл Ямамото Исороку.
В сеги играли многие Великие мастера Го (смотри у Кавабаты).
В сеги мало играют в Китае, а, может быть, даже никто не играет.
Отправка отредактированного (16/03/05 18:46)
Игорь Гришин писал:»В сеги мало играют в Китае, а, может быть, даже никто не играет.»
В ряде городов Китая есть сёги-клубы. Вышеупомянутый Александр Носовский встречался в Пекине с руководителем одного из таких клубов. Он же рассказывал мне байку из разговора с министром спорта Китая. Там, как известно, на государственном уровне развиваются го, китайские шахматы, европейские шахматы и рэндзю. А вот сёги они не развивают, так как, по словам министра, в них играет «всего» миллион человек, то есть не доросли еще в миллиардном Китае до должного статуса. Думаю, это действительно байка, может правила и знают полмиллиона. Но вот на детском турнире по сёги, проходившем пару лет назад в Шанхае, собралось около 600 детей. Это факт. И Шанхай еще не весь Китай.
Отправка отредактированного (16/03/05 18:44)
Это был не министр спорта, а начальник отдела интелектуальных игр Чанг (кстати мастер по го), он внешне немного похож на Путина.
Кстати, он из Харбина.
Александр Носовский
Отправка отредактированного (16/03/05 21:50)
Отправка отредактированного (21/03/05 23:40)