что лучше стерео или моно звук в наушниках

Моно и стерео — что это такое и отличия

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках

Такие слова, как моно или стерео присутствуют в нашей жизни постоянно. Звуки и музыкальное сопровождение – то, что окружает людей, делает их мир ярче и интереснее. Человеческое ухо получило способность к распознаванию качества звучания до того как появились различные дополнительные эффекты, объем. Для того чтобы лучше понимать, что же собой представляют моно и стерео в музыке и звуковой сфере в целом, нужно провести сравнение каждого элемента. Также потребуется дать определение понятиям. Известно, что еще в самом начале развития звукозаписи, когда не существовало компьютерных технологий и цифровых возможностей, специальной аппаратуры, магнитных лент и знаний по обработке звуковых дорожек, работать со стереозвуком было вполне реально. Достаточно длительное время подобные способы обработки были подобием экспериментов и только в конце ХХ века они стали частью полноценной работы с музыкальной и звуковой составляющей в различных направлениях человеческой деятельности.

Определение понятий

Обще понятие для моно (монофонии) – одноканальная запись звука. Восприятие его человеческим ухом в одиночном потоке.

Стерео (стереофония)запись звукового потока и его последующее восприятие производится с помощью двух и более каналов.

Сравнение

Для того чтобы понять разницу межу двумя этими понятиями, необходимо провести детальное сравнение. Знать это нужно не только профессионалам, но и обычным потребителям звуковой или музыкальной аппаратуры. В первую очередь отличия имеются в пространственном отношении. Моно поток не дает возможности определить пространственное положение источника звука, то есть понять, откуда он исходит. В случае со стерео можно определить направление или источник звучания. Такой эффект связан с особенностями строения человеческого уха. Известно, что уши не могут воспринимать звук одновременно справа и слева.

Если источник звука будет располагаться справа, то первым его воспримет и зафиксирует именно правое ухо и только потом левое. Изменится для него не только время восприятия, но даже частота звучания. Затем полученную информацию начнет воспринимать и обрабатывать мозг. После этого человек сможет на слух определить источник звука.

В случае с записью звуковой дорожки на моно формате он будет воспроизводиться на одном динамике. На восприятие его человеческим ухом не влияет пространственное положение слушателя относительно источника этого звука. Нужно учитывать, что подключить можно и несколько колонок одновременно, но особенностью моно будет тот факт, что каждая будет транслировать звук одинаково. Стереозвук имеет несколько потоков, поэтому записывается при помощи двух микрофонов, получается 2 и более дорожки. Происходит также разделение по каналам на уровне частот, инструментов, голоса,. Можно различить разнообразие шумовых и звуковых эффектов. Пример для понимания различий межу форматами: при моно звучании шум от дороги идет параллельно разговору, что мешает восприятию речи и заставляет прислушиваться, если же используется стерео, то шум движения машин будет фоновым и не помешает разговору и его восприятию.

Для воспроизведения стереозвука и его преимуществ требуется не менее двух колонок, а для достижения оптимального эффекта сам человек должен находиться в центре. Объемность звучания достигается путем увеличения числа колонок (источников звука). В этом случае мозг будет воспринимать их как несколько справа и слева, что и придаст общему звучанию объемности.

Для получения качественного трехмерного эффекта (объема) и реальной звуковой картины,(важно во время просмотра видео, фильма, записи концертного выступления), необходимо следить за тем, чтобы звук дополнительно еще и разделялся на несколько потоков по вертикали.

Моно звук в современном мире используется редко. В большинстве случаев его применяют в работе профессионалы для решения поставленных перед ними задач. Считается, что моно формат звучания объективнее в отношении источника звука, когда требуется определить именно его источник. Формат стерео используется в том случае, когда необходимо определиться в отношении целостной звуковой картины.

Выводы

Моно представляет собой одноканальную запись звука, стерео же является двухканальной.

Для воспроизведения моно звучания достаточно одной колонки или динамика, для стерео потребуется два источника звука, которые нужно поставить справа и слева. Стерео формат позволяет определять, где звук располагается в пространстве и дает звуковую картинку, максимально приближенную к реальности.

Источник

Наушники для игр: стерео или объемный звук?

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках

Производители оборудования соблазняют игроков дополнительными функциями и элементами. Часто они довольно дороги и в конечном итоге оказываются не очень функциональными. То же самое справедливо для наушников с объемным звуком 5.1 или 7.1? Действительно ли игрокам нужны такие аксессуары?

Нужны ли геймерам наушники с объемным звуком?

Традиционные решение, например, наушники HyperX, на сегодняшний день являются самыми популярными среди геймеров. Сложно сказать, в чем причина этого. На это, безусловно, повлияла более низкая цена и большая доступность данного типа решений. Но чем стереонаушники лучше, чем наушники объемного звучания?

Что такое наушники объемного звучания?

Традиционные стереонаушники имеют два динамика, по одному на каждое ухо. Обычно они имеют диаметр около 40-50 мм для накладных моделей. С другой стороны, устройства с истинным объемным звуком 5.1 или 7.1 имеют несколько динамиков меньшего размера, предназначенных для воспроизведения объемного звука. Это означает, что они расположены в разных частях наушника — посередине, спереди или сзади. Теоретически это должно привести к лучшему звучанию, но как это происходит на практике?

Что нужно игрокам?

Звук, вопреки внешнему виду, чрезвычайно важен во многих играх. В основном это относится к многопользовательским играм, в которых пользователи соревнуются с другими игроками. Например, в «Counter-Strike: Global Offensive» играть без наушников практически бессмысленно. Без них игрок не услышит приближающегося врага и не зафиксируем момент начала обезвреживания бомбы. Но то же самое касается «Battlefield» или «Call of Duty». Тем не менее все эти игры довольно хорошо справляются с воспроизведением объемного звука на обычных стереонаушниках. Создатели позаботились о соответствующих решениях, благодаря которым можно отлично слышать, с какой стороны приближается соперник. Но разве с наушниками 5.1 или 7.1 не было бы еще проще?

Физика делает свое дело

Следует начать с того, что когда дело касается звука и его качества, физика имеет большое значение. Некоторые вещи просто невозможно улучшить из-за множества ограничений. Это хорошо видно в случае наушников с объемным звуком.

Прежде всего, многие драйверы меньшего диаметра необязательно должны обеспечивать более высокое качество звука. Напротив, сопоставимые по цене стереонаушники и наушники с объемным звуком могут существенно отличаться друг от друга в пользу первых. Кроме того, следует помнить, что объемный звук должен звучать — как это ни парадоксально — в просторном помещении, чтобы реально использовать его преимущества. Именно поэтому в кинотеатрах колонки разнесены.

В случае с наушниками нет должного расстояния между драйверами. Поэтому обычно речь идет только об имитации объемного звука. Также не следует забывать, что у каждого пользователя немного разное ухо, что также имеет большое значение. Даже структура ушной раковины влияет на восприятие звука.

Стерео наушники или с объемным звуком?

Ответ на этот вопрос довольно прост — лучше подойдут наушники со стерео преобразователями.

Выбирая наушники, стоит проверить их звучание, а также комфорт их расположения на голове. Это может стать решающим фактором при многочасовых игровых сессиях.

Источник

В чем разница между стерео и моно звуком: сравнение и особенности

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках

Прослушивание звука в режиме стерео и моно имеет значительные различия. Сейчас наиболее распространен первый вариант, именно он используется в большинстве современных гарнитур и девайсов. Ценители прослушивания музыки и геймеры сразу узнают брак в наушниках, представленных производителем как “стерео”, но однозначно издающих звук в “моно” варианте. Но далеко не все понимают, что разного в этих двух понятиях.

Стерео

Стереофонический звук создают домашние и индивидуальные аудиосистемы. Они передают в пару динамиков два независимых друг от друга сигнала. Наиболее актуально прослушивание в таком режиме оркестров или музыкальных групп, чтобы создавалось ощущение “глубины” и присутствия. Именно стереозвук позволяет воссоздать мелодию каждого отдельного инструмента, которые находятся в разных областях, передавая сигналы в левый и правый канал. Особенно это ощутимо при прослушивании в наушниках.

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках

Когда человек слушает стереозвук, он способен определить, где располагается источник по разнице фаз звуковых колебаний, происходящих между ушами, которая становится достижимой за счет конечности скорости звука. Запись стерео происходит с применением двух микрофонов, расположенных на определенном расстоянии, для каждого из них отведен один (левый или правый) канал. Таким образом создается эффект “панорамного звучания”, то есть приближенного к реальному. Могут использоваться не только 2 канала, но и больше. Если в системе их 4, она называется квадрофонической.

Когда звукозапись начинала свое развитие, в детекторном приемнике и граммофоне звук был монофоническим (одноканальным). Его недостатки стали понятны в 1920-х годах. Живая музыка на концерте значительно отличалась от той, которую можно было услышать из трубы граммофона. Важное пространственное восприятие сводилось к нулю, ведь монозвучание не дает возможности ощущать разное расположение музыкальных инструментов и других объектов относительно слушателя.

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках

Усилители передают один монофонический звук на один канал независимо от количества громкоговорителей. Говоря простыми словами, если слушать музыку в “моно” наушниках, ни о каком панорамном и глубоком звучании можно и не мечтать.

Сравнение

Оба варианта воспроизводят звук, и, если человеку просто нужно услышать какую-то информацию, разницы он не заметит.

Конечно же, главное отличие стереофонии от монофонии в пространственном аспекте. Стерео раскрывает всю глубину звука, исходящего из аудиосистемы. Определить расположение источника в моно можно и не пытаться. С точки зрения естественности, более анатомичными являются стереосистемы, ведь они учитывают устройство человеческого уха. Хотя уши и находятся на маленьком расстоянии друг от друга, но звук слышат не одновременно. Первым он доходит до того уха, которое расположено ближе к источнику, при этом отличается и его частота. Таким образом мозг обрабатывает информацию и может определить, с какой стороны получен сигнал.

Запись монозвука происходит на один микрофон, он имеет одну аудиодорожку. Его восприятие не зависит от месторасположения слушателя. Даже при использовании нескольких колонок одновременно звук в каждой из них будет аналогичен, и никакого ощущения “глубины” не будет. Стереозвук записывают с применением двух записывающих устройств как минимум в две аудиодорожки. Распределение по каналам осуществляется на уровне звуковых и шумовых эффектов, частот, голосов и инструментов. Чтобы слушать стереозвук, понадобится не менее двух колонок или стереогарнитура.

Сейчас на рынке редко можно встретить аудиосистемы с монозвуком, так как люди отдают предпочтение стереозвучанию. Он более приятен при диалоге и прослушивании музыки, а геймеры так и вовсе другого варианта и не рассматривают.

Однако если говорить о профессионалах, которые работают со звуком, им не приходится выбирать и полагаться на собственные предпочтения. Независимо от количества каналов воспроизведения, им необходимо работать с любым их количеством одинаково.

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках

Стерео имеет такие преимущества:

Моно имеет такие преимущества:

Источник

Чем отличается моно от стерео

Разница заключается в количестве используемых каналов (сигналов). Mono использует один, стерео использует больше, чем один. В монофоническом звучании используется один канал. Его можно воспроизвести через несколько громкоговорителей, но … ПрочитатьВ чем разница между стерео и моно?

Определение

Моно, или монофония, представляет собой одноканальную запись звука (и, соответственно, его воспроизведение).

Стерео, или стереофония — двухканальная (и более) запись и трансляция звука.

Сравнительная таблица

МоноСтерео
Введение (из Википедии)Монофоническое или монофоническое воспроизведение звука предназначено для прослушивания, как если бы это был один канал звука, воспринимаемый как исходящий из одной позиции.Стереофонический звук или, чаще, стерео, – это метод воспроизведения звука, который создает иллюзию разнонаправленной звуковой перспективы.
СтоимостьМенее дорогой для записи и воспроизведенияБолее дорогой для записи и воспроизведения
записьЛегко записывать, требуется только основное оборудованиеТребует технических знаний и навыков для записи, кроме оборудования. Важно знать взаимное расположение объектов и событий.
Ключевой особенностьюАудиосигналы направляются через один каналАудио сигналы направляются через 2 или более каналов для имитации восприятия глубины / направления, как в реальном мире.
Стенды дляМонофонический или монофонический звукСтереофонический звук
использованиеСистема громкой связи, радио-ток-шоу, слуховой аппарат, телефонная и мобильная связь, некоторые радиостанции AMКино, Телевидение, Музыкальные плееры, FM-радиостанции
каналы12

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках

Разница между рыбами и акулами

Ключевое отличиеАкулы – это тип рыбы.Разница между акулами и рыбами основана на их костях, скелетах, текстуре кожи и форме тела. Акулы – это эксклюзивная порода морских рыб; они принадлежат к классу & …

Следующая статья

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках

Что лучше стерео или моно звук?

Что лучше и почему?» Для новичков ответ кажется очевидным, стерео всегда звучит лучше моно. Два канала лучше одного. К тому же, стерео микрофон стоит дороже, значит и должен давать более качественный результат. … Есть ряд причин, почему существуют и активно используются оба типа микрофонов.

Что такое стерео

Стерео — двухканальный формат звука. В отличие от моно, стереосигнал передаёт информацию по двум независимым каналам: данные в левом и правом канале могут различаться.

Записанный в стерео сигнал полагается на бинауральный эффект, имитирующий восприятие звука двумя ушами. Сигнал левого канала предназначается для левого уха, правого — для правого. Отличия в уровне громкости, тайминге и тембре сигналов в двух каналах подсказывают мозгу, где находится тот или иной звук.

Расположение звуков в стереополе называется пространственностью (спатиализацией), играющей важную роль в психоакустике. Умение правильно выбрать позицию и уровень громкости звуков — один из ключевых навыков для звукорежиссёра.

Первые эксперименты с записью стереосигнала датируются 1930-ми годами, хотя сами принципы двухканального звука были заложены ещё в 1881 году. Из-за сложности и дороговизны систем записи многоканального звука стерео не получил должного распространения. Ситуация изменилась только в 1950-х годах, когда стереозапись стала проще, а на рынке появились первые стереомагнитофоны и проигрыватели.

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушникахСигнал в стерео. В левом динамике — левый канал (верхний), в правом — правый (нижний). Изображение: TuneCore

Музыканты и слушатели быстро оценили преимущества стереоформата звука, позволявшего гибко располагать сигналы в стереополе, размещая их как будто вокруг слушателя. Начиная с 1960-х годов стерео стал основным форматом производства музыки.

Когда использовать дорожки в моно?

Практически всегда. Нам кажется, что большое количество монодорожек сделает микс плоским и узким, но дело обстоит ровно наоборот: чем больше монотреков в проекте, тем чище микс.

Несмотря на то, что современная музыка выпускается в стерео, большинство дорожек проекта лучше оставить в моно. Все сигналы, не обладающие собственной стереоинформацией должны быть одноканальными. При работе с моно проблема плоскости микса не существует, ведь треки можно свободно расположить в любой точке стереополя.

Самый простой способ добиться микса с широким звучанием — структурированно расположить треки в пространстве. Идея в том, чтобы разместить некоторые элементы микса максимально слева и справа в стереополе, оставив остальные ближе к центру. Какие звуки куда помещать каждый решает сам в зависимости от аранжировки и композиции.

история

До 1940-х годов монофоническая звукозапись была популярной, и большая часть записи делалась в монофоническом режиме, хотя Клемент Адер продемонстрировал двухканальную аудиосистему еще в 1881 году. В ноябре 1940 года « Фантазия» Уолта Диснея стала первым коммерческим фильмом со стереофоническим звучанием. звук. С появлением магнитных лент использование стереозвука стало проще. В 1960-х альбомы выпускались как в виде монофонических, так и в виде стереофонических пластинок, потому что у людей все еще были свои старые моноплееры, а радиостанция была в основном AM. Точно так же фильмы были выпущены в обеих версиях, потому что некоторые театры не были оснащены стереодинамиками. Сегодня нет никаких монофонических стандартов для 8-дорожечной ленты и компакт-диска, и все фильмы выпускаются в стереофоническом звучании.

Сравнение

Чем отличается моно от стерео для обычного потребителя, пользователя аудиотехники или слушателя? В первую очередь пространственным отношением. Моно не дает возможности определить пространственное положение источника звука, стерео это позволяет. Все дело в особенности устройства человеческого слуха: уши наши, хоть и расположены на небольшом расстоянии друг от друга, звук воспринимают не одновременно. Если источник звука находится справа, то сначала его услышит правое ухо, а потом левое, причем для левого частота будет иной. Мозг полученную информацию обрабатывает, и мы можем определить на слух, откуда поступил сигнал.

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках

Звук моно записывается в одну аудиодорожку и воспроизводится одним динамиком. При этом на восприятие его не влияет пространственное положение слушателя относительно источника звука. В принципе, подключить можно и множество колонок, однако в этом случае каждая будет транслировать звук абсолютно одинаково. Стереозвук записывается при помощи двух микрофонов в две и более дорожки, и разделение по каналам происходит на уровне частот, инструментов, голоса, шумовых и звуковых эффектов. К примеру, при прослушивании монозаписи интервью звук проезжающего мимо автомобиля будет воспринят наряду с голосом опрашиваемого, а в случае стереозаписи — как фон далекий или близкий. Для воспроизведения стереозвука требуется наличие как минимум пары колонок, а для достижения оптимального эффекта слушатель должен располагаться примерно по центру от обоих источников звука. Потому стереоколонки устанавливаются по обе стороны от монитора или телевизора.

К слову, трехмерность и объемность стереозвука — своего рода фикция. Две колонки на столе или наушники объемности звучанию не придают, так как служат источниками звука, четко определяемыми мозгом как “справа” и “слева”. Если число источников увеличить (знаменитый “суперсурраунд” — звук вокруг), то это будет означать всего лишь большее количество точек воспроизведения. Для получения трехмерного эффекта и получения реальной звуковой картины, к примеру, при просмотре фильма, звук должен разноситься еще и по вертикали.

Моносистемы на сегодняшний день стали редкостью, тогда как стерео в разных вариантах исполнения полностью захватило аудиорынок. Однако для профессионалов, работающих со звуком, нет и не может быть предпочтений: одноканальные записи используются в работе наравне с многоканальными. Считается, что моно объективнее в отношении источника звука, а стерео — в отношении звуковой картины.

Многоканальный объемный звук

Многоканальный звук, также известный как объемный звук, создается по крайней мере четырьмя или семью независимыми аудиоканалами или динамиками, расположенными перед и позади слушателя, которые окружают слушателя звуком. Многоканальный звук можно прослушивать на музыкальных DVD-дисках, DVD-фильмах и некоторых компакт-дисках.

Многоканальное звучание началось в 1970-х годах с введения квадрофонического звука, также известного как Quad. Многоканальный звук также известен как 5.1, 6.1 или 7.1 канальный звук.

Совместимость

Mono совместим и обычно находится на цилиндрах фонографа, дисковых записях, таких как 78 об / мин и более ранних 16⅔, 33⅓ и 45 об / мин, Gro AM и некоторых (очень немногих) FM-радиостанциях. Моно и стерео встречаются в MiniDisc, компактной аудиокассете, большинстве FM-радио (и в редких случаях AM-радиовещание), в форматах VCR (NICAM Stereo) и на ТВ (NICAM Stereo). Mono не используется в 8-трековых кассетах и ​​аудио CD.

Что такое стерео динамик?

Стерефонический звук, также известный как «стерео звук», является термином для создания звука. Стерео означает, что вместо всего звука со всех треков в записи, воспроизводимой одновременно из одного источника, источник делится на два сигнала. …

Как правильно называется штекер от наушников?

Как называется штекер для наушников Разъём TRS (аббревиатура от англ. … Именно так на самом деле называется привычный нам джек наушников. В более простом виде на английском языке он называется Jack.

Чем отличается AUX от Jack?

Итак, проясним — jack 3.5 — это штекер, AUX — это порт под такой штекер.

Как сделать звук моно?

Для включения монозвука нужно перейти в панель Параметры → Специальные возможности → Звук, а затем перевести в положение в положение «Вкл.» переключатель «Включить монозвук». Изменения применяются автоматически.

Источник

Моно или стерео: какой формат лучше использовать при работе с музыкой

Чем отличаются два формата звука и какой из них предпочтительнее для дорожек в DAW.

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках

Моно и стерео — два столпа современного производства музыки. Несмотря на то, что стерео давно правит музыкальной индустрией, моно до сих пор играет важную роль в процессе создания музыки. Звукорежиссёр и продюсер Майкл Хан специально для блога LANDR рассказал об отличиях двух форматов с точки зрения производства музыки. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.

Когда вы создаёте новый трек в проекте, перед вами встаёт вопрос: в каком формате звука работать — в моно или стерео? Ответ на вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберёмся, в чём отличия моно и стерео, как оба формата воспринимаются нашим слухом и какие сигналы лучше оставить в стерео, а какие — перевести в моно.

Что такое моно

Моно — одноканальный формат звука. Моносигнал достигает ушей одновременно и поступает строго по центру. Моно не несёт отдельной информации о содержимом правого и левого канала и не даёт представления о нахождении сигнала относительно слушателя.

Моно был первым форматом для записи музыки. Большинство аудиосистем и проигрывателей начала-середины XX века оснащалось одним динамиком, поэтому вся музыка записывалась в одноканальном формате.

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках Сигнал в моно. Изображение: TuneCore

Многие популярные композиции, записанные до 1960-х годов, существуют только в моноформате. В наши дни одноканальные записи встречаются крайне редко — миром правит стерео и многоканальный звук. Тем не менее моно до сих пор играет важную роль в производстве музыки.

Что такое стерео

Стерео — двухканальный формат звука. В отличие от моно, стереосигнал передаёт информацию по двум независимым каналам: данные в левом и правом канале могут различаться.

Записанный в стерео сигнал полагается на бинауральный эффект, имитирующий восприятие звука двумя ушами. Сигнал левого канала предназначается для левого уха, правого — для правого. Отличия в уровне громкости, тайминге и тембре сигналов в двух каналах подсказывают мозгу, где находится тот или иной звук.

Расположение звуков в стереополе называется пространственностью (спатиализацией), играющей важную роль в психоакустике. Умение правильно выбрать позицию и уровень громкости звуков — один из ключевых навыков для звукорежиссёра.

Первые эксперименты с записью стереосигнала датируются 1930-ми годами, хотя сами принципы двухканального звука были заложены ещё в 1881 году. Из-за сложности и дороговизны систем записи многоканального звука стерео не получил должного распространения. Ситуация изменилась только в 1950-х годах, когда стереозапись стала проще, а на рынке появились первые стереомагнитофоны и проигрыватели.

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках Сигнал в стерео. В левом динамике — левый канал (верхний), в правом — правый (нижний). Изображение: TuneCore

Музыканты и слушатели быстро оценили преимущества стереоформата звука, позволявшего гибко располагать сигналы в стереополе, размещая их как будто вокруг слушателя. Начиная с 1960-х годов стерео стал основным форматом производства музыки.

Когда использовать дорожки в моно?

Практически всегда. Нам кажется, что большое количество монодорожек сделает микс плоским и узким, но дело обстоит ровно наоборот: чем больше монотреков в проекте, тем чище микс.

Несмотря на то, что современная музыка выпускается в стерео, большинство дорожек проекта лучше оставить в моно. Все сигналы, не обладающие собственной стереоинформацией должны быть одноканальными. При работе с моно проблема плоскости микса не существует, ведь треки можно свободно расположить в любой точке стереополя.

Самый простой способ добиться микса с широким звучанием — структурированно расположить треки в пространстве. Идея в том, чтобы разместить некоторые элементы микса максимально слева и справа в стереополе, оставив остальные ближе к центру. Какие звуки куда помещать каждый решает сам в зависимости от аранжировки и композиции.

Когда использовать дорожки в стерео?

Стереотреки используются в тех случаях, когда нужно сохранить и передать естественные пространственные свойства записываемого сигнала. К примеру, дорожки оверхедов ударных и микрофонов комнаты, запись рояля, синтезаторов и бэк-вокала можно лучше оставить в стерео. Шины и посылы, собирающие информацию от эффектов, — реверберации и дилэя — также стоит держать в стереоформате.

Стереоисточники звука создают в миксе ощущение реализма и придают дополнительный объём звучанию.

Особенность стереосигнала в том, что информация в левом и правом канале разнится. Часть данных может совпадать, но в целом информация различается.

При полном совпадении данных в левом и правом канале звук собирается строго посередине и ничем не отличается от моносигнала. Когда информация слева и справа отличается по тембру, уровню громкости и таймингу (привет, даблтрек!), сигнал занимает собственное место на стереополе и не мешает другим звукам.

Однако реальность такова, что ни один стереотрек не несёт полностью различающуюся информацию в левом и правом канале. Так или иначе часть данных совпадает, образуя моносигнал.

При большом количестве стереодорожек информация суммируется и занимает всё пространство микса. Данные в моно внутри стереотрека начинают преобладать в общем звуке, совершенно разные по характеру звуки собираются в центре и мешают друг другу. Всё это приводит к нарушению панорамы и ширины стереокартины — микс становится узким и зажатым.

При выборе формата сигнала для дорожек между моно или стерео помните, что две монодорожки с различающейся информацией никогда не мешают друг другу. Различия в содержании и разделение по панораме попросту не позволят им свалиться в центр микса. Поэтому, если позволяют условия, лучше записать две монодорожки, разделить их по панораме и собрать на шине, чем работать с одним стереотреком.

Сведение музыки в моно

При стремлении к широко звучащему миксу моно всё равно остаётся основным форматом для работы с дорожками. Сведение в стерео даёт представление об итоговом звучании микса для слушателя, однако усложняет определение серьёзных конфликтов между сигналами.

Панорамирование становится ещё одной переменной, усложняющей работу. Сигналы расходятся по стереополю и вроде бы не мешают друг другу, но на деле ситуация может обстоять противоположным образом.

Чтобы исключить проблемы со стереосигналами, многие звукорежиссёры сводят музыку в моно. Временное объединение всей информации на одном суммирующем канале даёт более ясную картину взаимодействия звуков в пространстве микса.

что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть фото что лучше стерео или моно звук в наушниках. Смотреть картинку что лучше стерео или моно звук в наушниках. Картинка про что лучше стерео или моно звук в наушниках. Фото что лучше стерео или моно звук в наушниках

Для проверки проекта на предмет конфликтов достаточно переключить мастер-канал в моно, суммировав все сигналы на нём. Все программы для записи музыки умеют суммировать мастер-трек, не нарушая цепочки прохождения сигнала.

Моносовместимость

Временное суммирование мастер-канала также позволяет протестировать микс на моносовместимость трека с различной аппаратурой. Моносовместимость показывает, как микс звучит в «боевых условиях» — на обыкновенной потребительской аппаратуре при «насильственном» объединении в один канал.

Может показаться, что такая монофикация музыки невозможна, ведь мир давно живёт в мире стереозвука — все продающиеся аудиосистемы обязательно работают в стерео. Однако на деле большинство стереосистем не настолько стерео, как может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что зачастую динамики стереосистем располагаются слишком близко друг к другу. В случае обыкновенных музыкальных центров расстояние составляет порядка 20-40 см. Расстояние недостаточно для полноценного стереоэффекта, ввиду чего стереокартина сужается, приближаясь к монофонической.

При прослушивании через смартфоны, планшеты, ноутбуки, беспроводные колонки и прочие подобные устройства расстояние становится ещё меньше. Пространство настолько маленькое, что практически неотличимо от мономикса.

Учитывая, что потребительские устройства — основной источник воспроизведения, нужно обязательно проверять микс на моносовместимость.

Мы постоянно слышим в различных уроках, что микс в моно и стерео должен звучать идентично. Проверка в моно нужна не только для устранения конфликтов, но и для проверки микса с точки зрения конечного слушателя.

Если при суммировании в моно наблюдаются проблемы с моносовместимостью, ищите причину в структуре проекта и используемых эффектах. Среди основных причин плохой моносовместимости:

Моно или стерео

Как бы то ни было, треки в моно и стерео — базис любой сессии. Знание о том, какой формат больше подходит для разных сигналов и дорожек поможет добиться лучших результатов и сделать микс чище.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *