что лучше тнк или лукойл
Обзор автозаправок по качеству бензина – где лучший
Комфорт – одно из основных требований, выдвигаемых автомобилистами. За комфортную езду отвечает множество параметров, не последнюю роль среди которых играет и качество топлива. Современный рынок нефте- и газопродуктов насчитывает сотни предложений от различных поставщиков. Однако именно этот фактор затрудняет решение вопроса о наиболее оптимальном выборе. В данном материале описаны критерии для самостоятельного определения того, на какой заправке лучший бензин.
Влияние качества бензина на двигатель
Нередки случаи, когда при смене сорта или марки топлива водитель сталкивается с несвойственным для его авто поведением: двигатель долго заводится и глохнет, во время езды слышны постукивания, а сам автомобиль движется рывками, как если бы стрелка датчика горючего приближалась к нулю. Если прежде подобные проблемы не беспокоили, а дали о себе знать вместе со сменой нефтепродукта, это может свидетельствовать как о низком качестве последнего, так и о его несоответствии паспорту конкретного транспортного средства. Ниже приведено отношение между характеристиками топлива и их непосредственным влиянием на качество работы двигателя.
Октановое число
Октановое число – это сравнительный показатель, который определяет степень устойчивости того или иного сорта товарного бензина к детонированию. Под детонацией при этом следует понимать самовоспламенение топлива в результате теплового взрыва во время сжатия топливной смеси. Такой процесс характерен, когда октановое число, а значит и детонационная стойкость, имеют низкий показатель. При этом отмечаются такие признаки:
Когда применение низкооктанового топлива, не соответствующего требованиям авто, носит системный характер, возможны локальные разрушения двигателя. В частности, могут перегореть выпускные клапаны, поскольку смесь детонирует прежде, чем они успевают закрыться. Этот процесс можно распознать по характерному металлическому звуку. Кроме того, могут пострадать поршни и прокладка ГБЦ.
Совет! Если есть сомнения по поводу того, каким бензином заправляться, следует взглянуть на внутреннюю часть дверцы топливного бака – зачастую информация продублирована и там.
Использование высокооктанового бензина позволяет добиться увеличения мощности двигателя в привычном режиме работы. Однако далеко не все транспортные средства «заточены» под такой вид топлива. Во время заправки высокооктановым бензином автомобиля, двигатель которого рассчитан на использование горючего с низким октановым числом, происходит своеобразная перенастройка работы топливной системы. Сгорание топлива происходит с «запозданием», что в итоге приводит к значительному снижению мощностных характеристик мотора, вместо ожидаемого улучшения. Это также грозит износом цилиндропоршневой группы ввиду увеличения температурного режима.
Содержание смол и серы
Когда показатель количества фактических смол выходит за пределы нормы, происходит их оседание на элементах камеры сгорания. Со временем форсунки забиваются, а на свечах образуется нагар. Помимо прочего, это может привести к так называемому калильному зажиганию, которое запускает неконтролируемый процесс сгорания. Ввиду преждевременного возгорания, давление и температура в цилиндрах повышаются. Из-за этого с каждым циклом воспламенение происходит все раньше, пока одна из деталей не выйдет из строя.
Калильное зажигание сопровождается глухим постукиванием. Однако даже водитель со стажем не всегда может различить его на слух. Поэтому следует внимательно следить за мощностью: при высокой частоте вращения отмечаются просадки по мощности до 15%. Это можно заметить, когда дроссельная заслонка полностью открыта.
Из-за повышенного содержания серы в бензине во время сгорания образуются окислы – соединения минералов с кислородом, которые под воздействием высоких температур могут вызывать коррозию, а при взаимодействии с влагой образовывать серную кислоту, еще более усиливающую коррозирование. Это приводит к изнашиванию системы выпуска газов, а также свинцово-бронзовых подшипников, вплоть до их разрушения.
Кислотность
Еще одним фактором, ведущим к развитию коррозионной активности, является повышенная кислотность. Из-за этого усиливается тенденция бензина к образованию отложений в камере сгорания и топливной системе в целом. Согласно ГОСТу, показатель кислотности для разных марок бензина составляет:
Указанные нормы соответствуют 100 мл бензина. Интересно, что во время хранения топлива его кислотность увеличивается, но все же редко достигает критических значений.
Совет! Существует прямая зависимость между смольностью бензина и его кислотным числом – чем больше смол, тем выше кислотность. При этом октановое число понижается. Это нужно учитывать при выборе топлива.
Способы определения качественного топлива
Если у водителя зародились сомнения по поводу качества бензина, есть два варианта его проверки: в лабораторных и в домашних условиях. В первом случае выдается официальный документ, содержащий все данные проверки, а также общее заключение. Если экспертиза выявит, что показатели топлива не соответствуют стандарту, это может быть поводом для обращения в суд на АЗС, где образец был куплен. При этом все расходы возлагаются на нефтеперерабатывающую компанию.
Если же результаты окажутся в пределах допустимой нормы, то о компенсации речи не идет и клиенту придется самому оплатить услуги лаборатории, а это не всегда дешево. Поэтому далее рассмотрены базовые способы для самостоятельной проверки бензина.
Способ №1: Проверка цвета
Практика окрашивания бензина действовала еще в Советском Союзе, когда к топливу, содержащему ядовитую присадку тетраэтилсвинец, добавляли красный пигмент. Такая маркировка была необходима, чтобы визуально выделить более токсичные виды топлива. На данный момент в России, согласно ГОСТу, неэтилированный бензин должен быть прозрачным. Однако некоторые компании, в частности «Лукойл», подкрашивают сорта бензина в разный цвет, чтобы их можно было визуально отличить. Так, в 2001 на заправках «Лукойл» можно было приобрести А-80 красного цвета и А-92 – голубоватого. Однако в связи с увеличением количества подделок, которые выдавали цветность бензина за его фирменность, руководство решило свернуть кампанию.
Интересно! Украинская нефтеперерабатывающая компания WOG по сей день выпускает окрашенное топливо. Так, марка «Мустанг» обладает зеленым оттенком, что является ее визитной карточкой.
В связи с вышесказанным, лучше заправляться на тех АЗС, где продается неокрашенный бензин без мутности и осадка. При этом стоит отметить, что качественное топливо может обладать бледновато-желтым оттенком, но ни в коем случае не насыщенными тонами.
Способ №2: Проверка на разбавленность водой
Есть еще один способ определения качества по цвету. Однако на этот раз придется «поколдовать». Для опыта понадобится прозрачная емкость и обычная неразведенная марганцовка. Если при контакте с бензином начнет проявляться розоватый оттенок, то это напрямую свидетельствует о содержании воды в составе топлива. При этом важно помнить о соотношении реагентов: если засыпать слишком много марганца, то даже бензин может «порозоветь». Поэтому рекомендуется рассчитать пропорции, исходя из соотношения бензина и реагента 20:1.
Способ №3: Проверка на наличие смол и масла
Установить факт наличия масла в топливе просто: достаточно лишь промокнуть бумагу в испытуемом образце и дать ей высохнуть. Если после высыхания на ней останется жирный след, значит в составе присутствует масло. Некоторые экспериментаторы наносят каплю образца на кожу, однако данный способ категорически не рекомендуется, поскольку кроме обезжиривания можно заработать дерматит и даже экзему.
Что касается серы, то проверять ее содержание в бензине лучше на открытом воздухе, вдали от легковоспламеняющихся предметов. Чтобы провести эксперимент, необходимо запастись предметным стеклышком. На него следует капнуть немного топливной жидкости и поджечь. Если бензин качественный, то на поверхности стекла останется белый след. А вот для смолистого бензина характерны разводы от желтоватых до насыщенных бурых оттенков.
ТОП-10 АЗС по качеству бензина
Владельцы автомобилей постоянно заняты вопросом о том, на какой же АЗС бензин лучше. Большинство водителей опытным путем уже определили для себя фаворитов. А для тех, кто все еще в поисках эталонного топлива, предлагается следующий рейтинг автозаправок по качеству предоставляемых услуг. Для сравнения использовались такие показатели, как:
Чтобы произвести тест заправок и определить среди них самую выгодную, за основу были взяты средневзвешенные расценки на топливо марки АИ-95 по Москве и регионам (для сетей АЗС, не представленных в Москве и области). В проверке на соответствие фактическому октановому числу участвовал бензин АИ-98.
Наименование бренда | Сеть АЗС | Цена АИ-95 | Октановое число АИ-98 (лабораторная экспертиза) | Стандарт топлива | Клиентская программа | Отзывы клиентов (макс. 5) |
Роснефть | >2800 | 45.30 | 98.2 | Евро-5, Евро-6 | «Семейная команда»: — 1 балл за 2 л топлива; — 1 балл за 20 р других покупок; — оформление бесплатно. | 4.1 |
Лукойл | >2600 | 46.35 | 100 | Евро-5 — 1 балл за 50 р на топлива и другие покупки; — оформление бесплатно. | 4.3 | |
Газпром Нефть | >1200 | 45.80 | 98.6 | Евро-5 | «Нам по пути»: — «Серебряный» статус: 3 б за 100 р; — «Золотой» статус: 4 б за 100 р; — «Платиновый статус»: 5 б за 100 р; — оформление бесплатно. | 4.1 |
ТНК | >600 | 45.80 | 98.2 | Евро-5 | См. условия ПЛ для клиентов «Роснефти». | 4.2 |
Татнефть | >550 | 44.89 | 98.6 | Евро-5 | Дисконтная система: — 500 — 1999 р =1,5% скидка; — 2000 — 4999 р = 3% скидка; — оформление: платно (зависит от региона). | 4.1 |
Shell | >250 | 46.29 | 98.6 | Евро-5 Евро-6 | Несколько видов карт клиента с разными условиями. | 4.5 |
BP | >100 | 45.89 | 98.4 | Евро-5 | «BP Club»: — Статус «Green»: 1 б за 100 р топлива; — Статус «Gold»: 2 б за 100 р; — Статус «Platinum»: 3 б за 100 р; — при покупке в кафе и магазинах баллы удваиваются, учитывая статус; — оформление бесплатно. | 4.4 |
Башнефть | >500 | 43.65 | 98.8 | Евро-5 | Несколько программ лояльности. | 4.4 |
Трасса | >50 | 46.99 | 98.4 | Евро-5 | Мобильная программа лояльности: — 2% кэшбэк от покупок сразу после оформления; — 3% кэшбэк от всех покупок на 50 000 р; — 4% кэшбэк за 200 000 р; — 5% кэшбэк за 1 000 000 р; — оформление бесплатно. | 4.5 |
Газпром | >400 | 45.99 | 98.2 | Евро-5 | «Движение в будущее»: — стартовая скидка 2%; — 1 л бензина = 1 балл; — оформление: 250 р. | 3.9 |
На основе приведенных данных читателю рекомендуется самому определить для себя наилучшую сеть АЗС, исходя из личных приоритетов. Следует отметить, что у всех претендентов, принявших участие в формировании рейтинга, качество бензина соответствует современным стандартам.
Особого внимания заслуживают такие бренды, как Роснефть, Лукойл и Шелл, поскольку пока только они работают над улучшением качества топлива и окончательным переходом к стандарту Евро-6. Однако для тех, кто не знает, кому отдать предпочтение — «Роснефти» или «Лукойлу» или, быть может, трудно определиться между «Shell» или «Лукойл» — можно дать только один совет: обратите внимание на октановое число.
Важно! Если октановое число значительно выше нормы, это может свидетельствовать о наличии вредных присадок для искусственного его повышения, что в дальнейшем негативно скажется на работе двигателя.
Интересно, что наиболее прозрачный бензин находится на АЗС «Роснефть» и «Шелл», в то время как самый «яркий» (темно-желтого цвета) — на «Лукойл». Тем не менее, по данным опросов именно эту марку предпочитают более 40% автовладельцев в России.
Причины появления некачественного топлива на заправках
Прежде всего, следует помнить, что есть компании, самостоятельно добывающие сырье («Газпромнефть» и «Роснефть»), а есть такие, которые его у них покупают. Также существует такое понятие, как «дочерние предприятия», работающие по лицензии холдинговой компании. К числу последних относятся, например, ТНК, BP и Башнефть, которыми владеет «Роснефть». Поэтому неудивительно, что под номинально разными брендами можно приобрести одинаковое по качеству топливо. Оно может отличаться лишь фирменным названием и стоимостью. Иногда – присадками.
Что касается транснациональных компаний, ведущих деятельность на территории РФ, то не стоит надеяться, что Shell или British Petroleum будут такими же, как в Европе или Америке. Как минимум, сырье для топлива данных брендов закупается у отечественных НПЗ. К примеру, у «Шелл» и вовсе нет собственных перевозчиков, поэтому в России ее обязанности исполняет фирма АВТЭК, которая получает бензин в Уфе, Капотне, Ярославле, а также Рязани.
Причем на одной и той же заправке каждый раз может быть топливо из разных мест. Транспортируют его в одних и тех же бензовозах, вследствие чего новая партия может прийти со следами предыдущей. И необязательно, что это будет та же марка бензина. Хотя сотрудники компании исключают вероятность смешивания образцов, аргументируя это наличием специального датчика внутри емкости, такой риск отметать нельзя.
Учитывая все вышесказанное, остается акцентировать внимание автолюбителей на приведенных данных и порекомендовать приобретать бензин на заправках нефтедобывающих компаний, взявших курс на улучшение качества топлива и заинтересованных в постоянстве клиентов. Это будет косвенным свидетельством хорошего бензина и высокого сервиса.
Про бензин. Часть 2. Нужны ли «улучшенные» бензины? [ Обновлена х3 ]
В первой части Про Бензин я указал, что бензины с моющими присадками типа «Экто», «Ultimate», «Pulsar» и прочие принципиально не отличаются от обычного бензина классов Евро 4 и 5.
Большинство (если не все) обсуждений бензина в интернете заключаются в сравнении субъективных и противоречащих друг другу ощущений от реакции двигателя на то или иное топливо.
В ходе одной из дискуссий на автокадабре пользователь Q2W заявил, что на его роторно-поршевой атмосферной Mazda RX-8 на финском бензине расход падает процентов на 30%, и, возможно, это связано с смазывающими свойствами бензина и присадками.
И действительно, оказалось, что помимо моющих компонентов в некоторых присадках содержатся модификаторы трения.
Кроме того, выяснилось, что Лукойл заявляет о снижении расхода и росте мощности при использовании Экто 95 именно по сравнению с обычным 95, а не 92 бензином.
Я решил подробнее разобраться с «моющими» присадками, присутсвующими в обычном и «премиальном» бензине и количественно определить различия на основе объективных данных.
В статье ЗаРулем «Секрет Титула» говорится о том, что производители обязаны добавлять моющие присадки в бензин, согласно требованиям стандарта Евро-3 и выше.
Однако в пункте 3.3 ГОСТ Р 51866-2002 (регламентирует требования к АИ-95, 98 классов 3-5) указано:
Автомобильный бензин может содержать моющие присадки, не ухудшающие его показатели и свойства.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
Упоминаний о необходимости добавления моющих присадок в бензин нет. Возможно, есть иные документы, регулирующие наличие моющих присадок, но разбираться в юридических вопросах желания нет, обратимся сразу к фактам.
В поисках информации и наличии присадок в бензинах различных торговых марок я наткнулся на этот пост от Сергея, в комментариях к которому, добровольцы разместили большое количество технических паспортов на бензин датированных концом 2013 — началом 2014 года. Эти данные гораздо свежее всех исследований и сравнений в «АвтоРевю» и «ЗаРулем». Паспорта на некторые марки, например Shell услужливо подкинул google.
[ Список и фото паспортов будут обновляться и дополняться. Я планирую выкладывать паспорта со всех АЗС, которые буду посещать. За январь 2015 добавлены паспорта на Лукойл — Москва и Татнефть — Ярославль. За февраль 2015 добавлен АИ 98 Газпромнефть Ярославль ]
Что же нам заливают на заправках?
Газпромнефть
АИ 95 G-Drive (Евро-5)
Источник в МО: нефтебаза Павельцево;
Содержание МТБЭ: 6,9%;
Присадки: многофункциональная моющая присадка Hitec 6473 — 0,056% ;
Данные компании с оф. сайта: бензин G-drive содержит многофункиональную моющую присадку с модификатором трения, обеспечивает увеличение мощности, снижение расхода топлива;
АИ 98 G-Drive (Евро-5) [ февраль 2015, Ярославль ]
Источник в Ярославле: нефтебаза в г. Рыбинск;
Содержание МТБЭ: 8,7%;
Присадки: многофункциональная моющая присадка Hitec 6473 — 0,056% ;
Данные компании с оф. сайта: бензин G-drive содержит многофункиональную моющую присадку с модификатором трения, обеспечивает увеличение мощности, снижение расхода топлива;
Роснефть
АИ-95 Фора (Евро-5)
Источник в МО: ОАО «РН-Москва», г. Подольск / ЗАО «Рязянская НПК»;
Содержание МТБЭ: 6,8%;
Присадки: Keropur 3458N — 0,02%;
Данные компании с оф. сайта: бензин фора содержит моющие компоненты, восстанавливает мощность и расход;
АИ-98 (Евро-5)
Источник в МО: ОАО «РН-Москва», г. Подольск / ЗАО «Рязянская НПК»;
Содержание МТБЭ: 10,8%;
Присадки: Keropur 3458N — 0,02%;
Данные компании с оф. сайта: бензин фора содержит моющие компоненты, восстанавливает мощность и расход;
Татнефть [ Ярославль ]
Лукойл [ РФ ]
АИ-95 Экто Плюс (Евро-5)
Источник в г. Вологда: Вологодская Нефтебаза / ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»;
Содержание МТБЭ: отсутсвует;
Присадки: Hitek 6437L — 0,075%;
Данные компании с оф. сайта: Топливо экто очищает, защищает от коррозии, содержит модификаторы трения, увеличивающие мощность и снижающие расход топлива;
АИ-98 Экто Sport (Евро-5)
Источник: — / ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»;
Содержание МТБЭ: 13,6%;
Присадки: Hitek 6437L — 0,095%;
Данные компании с оф. сайта: Топливо экто очищает, защищает от коррозии, содержит модификаторы трения, увеличивающие мощность и снижающие расход топлива;
ДТ Экто (Евро-5)
Источник: Лукойл-Центрнефтепродукт;
Присадки: Цетаноповышающая — 0,008%, противоизносная — 0,015% (вероятно BASF Kerokorr LA99C), моющая — 0,019% (вероятно BASF Keropur DP 4510 C), депрессорно-диспергирующая — 0%;
Данные компании с оф. сайта: ДТ Экто характеризуется улучшенным горением, высоким крутящим моментом, снижением расхода топлива (из-за повышенного центанового числа), снижением коррозии и удалением отложений на форсунках;
Лукойл [ г. Москва ] [ добавлены новые паспорта — январь 2015, июнь 2015 ]
АИ-95 Экто Plus (Евро-5) [ январь 2015 ]
Источник в МО: Видновская нефтебаза;
Содержание МТБЭ: отсутсвует;
Присадки: Hitek 6437L — 0,0735%;
Данные компании с оф. сайта: Топливо экто очищает, защищает от коррозии, содержит модификаторы трения, увеличивающие мощность и снижающие расход топлива;
АИ-98 Экто Sport (Евро-5) [ январь 2015 ]
Источник в МО: Видновская нефтебаза;
Содержание МТБЭ: 8,61%;
Присадки: Hitek 6437L — 0,095%;
Данные компании с оф. сайта: Топливо экто очищает, защищает от коррозии, содержит модификаторы трения, увеличивающие мощность и снижающие расход топлива;
Евро ДТ Экто (Евро-5) [ январь 2015 ]
Источник в МО: Нефтебаза — Ногинский район, г. Старая купавна;
Присадки: Цетаноповышающая — 0,008%, противоизносная — 0,023% (вероятно BASF Kerokorr LA99C), моющая — 0,020% (вероятно BASF Keropur DP 4510 C), депрессорно-диспергирующая — 0,023%;
Данные компании с оф. сайта: ДТ Экто характеризуется улучшенным горением, высоким крутящим моментом, снижением расхода топлива (из-за повышенного центанового числа), снижением коррозии и удалением отложений на форсунках;
АИ-95 (Евро-5) [ август 2015 ]
Источник в МО и Калужской области: ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», Нижегородская обл., г. Кстово;
Присадки: Отсутсвуют;
Содержание МТБЭ: Отсутвует;
Данные компании с оф. сайта:
Нефтьмагистраль
АИ-98 (Евро-5)
Источник в г. Москва: Мытищинская нефтебаза / ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (Роснефть);
Содержание МТБЭ: 12,7%;
Присадки: Keropur 3458N — до 0,04% и антиокислитель Агидол 12 — 0,03%;
Данные компании с оф. сайта: В состав топлива Evolution входит присадка Keropur-EVO, очищающая двигатель;
АИ-95 Ultimate (Евро-5)
Источник в г. Москва: Мытищинская нефтебаза / ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (Роснефть);
Содержание МТБЭ: 9,8%;
Присадки: Keropur 3619T — 0,106%, Keropur 3458N — 0,02%, Агидол-12 — до 0,05%;
Данные компании с оф. сайта: 95 Ultimate — очищает, защищает от коррозии и содержит можификатор трения;
АИ-98 Ultimate (Евро-5)
Источник в г. Москва: Мытищинская нефтебаза / ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (Роснефть);
Содержание МТБЭ: 13,8%;
Присадки: Keropur 3619T — 0,106%, Keropur 3458N — 0,02%;
Данные компании с оф. сайта: 98 Ultimate — очищает, защищает от коррозии, повышает мощность и содержит модификатор трения;
Shell
АИ-98 V-Power Racing (Евро-5)
Источник в г. Москва: Дмитровская нефтебаза / ЗАО «Газпромнефть-терминал»;
Содержание МТБЭ: 7,1%;
Присадки: Basf Nemo 6115 — 0,24%;
Данные компании с оф. сайта: Содержит моющие присадки и модификаторы трения. Очищает двигатель и позволяет увеличить его мощность;
Выводы по данным чуть позже, а сначала посмотрим, что из себя представляют используемые присадки.
Агидол-12
Используется в качестве антиокислительной присадки к автомобильным бензинам для повышения их химической стабильности при внесении других присадок. Сама по себе свойства бензина не улучшает.
Нагар на зеркале поршня при использовании обычного АИ-95 (сверху) и BP 95 Ultimate (снизу). Источник [ zr.ru ]
BASF KEROPUR 3458N
Простая и популярная моющая присадка, так же обладает антикоррозионными свойствами и связывает воду. Модификаторы трения отсутствуют. Используется, как минимум, с середины 2000-х годов. При сильных загрязнениях может вернуть изначальную мощность двигателю.
На «чистом» двигателе мощность не увеличит. На «грязном» моторе после выработки 100 литров топлива с моющей присадкой мощность выросла на 7,5%, а расход уменьшился в среднем на 8,4%, за счет очищения нагара с впускных клапанов [ zr.ru ]
Но все современные моющие присадки представляют собой высокомолекулярные соединения в композиции с маслом-носителем и, обладая хорошими моющими свойствами, могут приводить к возрастанию нагара в камере сгорания в среднем на величину более 40%. [ marlyrussia.ru ] Однако испытания в «ЗаРулем» показали уменьшение нагара при использовании бензина с присадками, это может быть связано, как с более высоким качеством базового топлива, так и с действием самой присадки, очищающей камеру до воспламенения.
Afton Hitek 6437L
Используется в топливе Лукойл Экто. Продвинутый аналог KEROPUR 3458N, с добавлением модификатора трения. Самая простая присадка с модификатором трения. Применяется, как минимум, с 2009 года.
Afton Hitek 6473
Используется в топливе Газпромнефть G-Drive. Судя по названию является более совершенной по сравнению с Hitek 6437L (Лукойл Экто), однако ее рекомендуемая концентрация ниже, чем у Hitek 6437L, а значит повышенная эффективность может компенсироваться уменьшенным количеством присадки. Применяется, как минимум, с 2009 года.
BASF Keropur 3619T
Очередная моющая присадка с модификатором трения. Используется в бензине BP Ultimate и ТНК Pulsar. Относительно новая, не применялась до 2009 года, как и Hitek 6437L и 6473. Добавляется в бензин совместно с 3458N, можно предположить, что в составе преобладает модификатор трения в следствии чего необходимо дополнять моющей присадкой. Рекомендуемые концентрации выше чем у предыдущих присадок.
BASF Nemo 6115
Одна из топовых моющих присадок с модификатором трения. Используется в бензине Shell V-Power Racing. Самая новая из представленных, вероятно не применялась до 2010-2011 года. [UPDATE: Присадка применяется минимум с 2007 года: Ведомости, за ссылку спасибо Михаилу Крячко] Добавляется в бензин в самой большой концентрации (в 2-2,5 раза больше, чем другие присадки).
BASF Nemo 6125
Пришла на замену BASF Nemo 6115 в Shell V-Power Racing в начале 2017 года. Концентрация аналогична.
BASF F00005A
Самая новая присадка с модификатором трения Используется в бензине BP Ultimate. Появилась в октябре 2014 года — впечатления журналиста ЗР, посещавшего официальную презентацию обновленных Ultimate, закупать эту присадку как раз должны были чуть раньше. Стоимость — около 15 копеек на литр.
Без тестов невозможно определить какая из присадок эффективней, но мне кажется, что Nemo 6115 имеет более высокий статус в линейке продуктов Basf, чем Keropur 3619T, более высокую рекомендуемую концетрацию, а так же она новее других составов.
Я расположил описание присадок в порядке возрастания их эффективности. Лучшей я считаю BASF Nemo 6115, а наименее эффективной BASF KEROPUR 3458N, за счет отсутствия модификаторов трения и морального устаревания. Afton Hitek 6437L, Afton Hitek 6473 и BASF Keropur 3619T расположились посередине моего рейтинга предпочтений.
Эффективность моющих присадок проявляется только со временем. В 2007 году модификаторы трения использовались только в топливе для формулы 1, в товарном бегнзине появились после 2009-2010 гг.
Источник: [ Авторевю, Аи 92 ]
Тест от 2008 года.
Источник: [ ЗаРулем ]
Сравнения бензина Экто и Ultimate в журналах Авторевю и ЗаРулем в 2007 и 2008 годах не выявили никакой разницы в мощности между Экто, Ultimate и обычным 95-м бензином. Однако по состоянию на 2007 год к применению была допущена Hitek 6430, а не 6437L. [ marlyrussia.ru ] Следовательно, в тестах «ЗаРулем» принимал участи бензин без модификаторов трения.
Сравнение показателей на бензине Shell, 2014 год. [ Источник: Авторевю ]
Новые присадки, теоретически, могут увеличить мощность даже на чистом моторе. Эффект будет особенно заметен на малолитражных и оборотистых моторах в предельных режимах (владелец роторно-поршеневой Mazda RX-8 заявляет о существенном падении расхода топлива). Однако на 3-х литровом турбомоторе мощностью 340 л.с. я не чувствую разницы между Экто 98 с модификатором трения и 98-м от Роснефти без модификатора трения.
При использовании моторного масла с большим содержанием модификаторов трения (Xenum WRX 7,5W40) мощность на высоких оборотах увеличивается на величину до 5-7 л.с., а расход снижается на 4-7%. От топлива можно ожидать схожих значений, но заметить прибавку в 5 л.с. даже на моторе мощностью 100 л.с. та еще задача. С другой стороны, модификаторы трения в бензине положительно повлияют на работу сложной топливной системы непосредственного впрыска, особенно при использовании с «сухими» газоконденсатных бензинов (можно часто встретить на Лукойле), обеспечивающими высокое ОЧ без оксигинаторов.
Хочу еще раз отметить — эффект от различных модификаторов трения вряд ли превысит 5% при постоянном применении бензина, а при единоразовой заправке эффект будет заметен только через несколько сотен км. Различия между разными модификаторами трения будет заметить еще сложнее, чем эффект от их применения.
Эти выводы подтвердились в тестах бензина Shell в АвтоРевю (спасибо тов. He1ix за ссылку).
Паспорт финского бензина АИ 98. Из явных отличий — большое содержание оксигинатов и спирта. По факту перед нами АИ 95 (в лучшем случае) с большим количеством кислород-содержаших присадок.
Так почему же на финском бензине на атомосферном роторно-поршневом моторе растет мощность и падает расход?
По паспорту финского топлива, продающегося в Новосибирске за 50 с лишним рублей/литр видим, что октановое число АИ 99 получается за счет добавления в топливо 10,59% ЭТБЭ и 0,92% этанола.
Без использования этих присадок октановое число было бы, в лучшем случае, АИ 95, а то и ниже. Но помимо увеличения октанового числа присадки увеличивают содержание кислорода до 2,13% (в лукойле всего 1,5%). Следовательно, лишний кислород в бензине очень хорошо воспринимается атмосферными моторами, а так же моторами со старыми системами впрыска. В них горение, за счет кислорода в бензине, существенно улучшается.
В современных турбо-моторах с непосредственным впрыском наличие кислорода в топливе никак на процесс не влияет, так как турбина избавляет от недостатка воздуха, а непосредственный впрыск, за счет высокого давления и хорошего распыления топлива, улучшает смесеобразование и горение. А вот высокое содержание присадок, из-за в топливе появляется кислород, негативно сказывается на мощности турбо-моторов, так как калорийность присадок ниже, чем у бензина и горят они хуже.
Краткий вывод: в атмосферные моторы лучше лить топливо с большим содержанием присадок (МТБЭ, ЭТБЭ, этил, метил) и кислорода, а в турбированные — без октаноповышающих присадок и кислорода.
Теперь перейдем к комментариям по сетям АЗС.
Все бензины на брендовых заправках полностью соответствуют классу Евро-5. Бензин АИ-98 не всегда продается, как улучшенный, но всегда содержит максимальное количество моющих присадок, при этом набор присадок соответсвует «улучшенному» АИ-95.
[UPDATE МАЙ 2015: АИ-98 на брендовых АЗС всегда содержит моющие присадки только в крупных городах, а, например, в Костроме поставщиком АИ-98 на КТК, ТНК и др. является Ярославский НПЗ (СЛАВНЕФТЬ-ЯНОС), и в нем не содержится никаких моющих присадок. Следовательно в небольших городах даже на брендовых АЗС АИ-98 может не содержать моющие присадки и быть идентичным АИ-98 с небрендовых заправок.]
Заправочные сети расположены в порядке возрастания моих предпочтений на основе применяемых присадок и количества МТБЭ.
Роснефть, Нефтьмагистраль, Agip.
Производитель бензина на всех заправках данных марок в Москве один — ЗАО «Рязанская НПК» (Роснефть). Бензин обладает хорошими параметрами и содержание МТБЭ одно из самых низких, что говорит о высоком качестве бензина и большой теплотворной способности. В обычном топливе моющие присадки отсутствуют. (Передаю привет журналу «ЗаРулем» который утверждал, что во всех бензинах Евро-3 и выше есть моющие присадки!) В улучшенном бензине АИ-95 и АИ-98 содержится самая простая моющая присадка без модификаторов трения. «Дешево и сердито».
Татнефть
Поставщик бензина на АЗС сети Татнефть в г. Ярославль и его окрестностях, как это не удивительно, Ярославский НПЗ. Причем АИ 95 оказался очень хорошего качества — содержание кислорода минимально, ниже только у Лукойла. Моющих присадок в бензине не обнаружено, а жаль.
Необходимо проверить остальные сети, так как мне все больше кажется, что качество топлива на многих НПЗ за 2014 год заметно подросло.
Лукойл [ Обновлено ]
[ Заправившись 98-м, с содержанием МТБЭ 8,6% заметил, что двигатель, вроде бы, стал чуть легче и быстрее раскручиваться. Лукойл очень здорово подтянул качество 98-го, который теперь так же изготавливается из газоконденсатного 95-го (либо я наткнулся на удачную партию).]
Газпромнефть [ Обновлено ]
В АИ 95 содержание оксигинаторов выше, чем у Лукойла и соответсвует бензину от Роснефти. Однако используется присадка с модификатором трения класса выше, чем у Лукойл Экто. Крепкий «середнячок».
В 24 февраля в Ярославле наткнулся на удачную партию АИ 98. По количеству кислорода соответствует аналогу от Лукойла, но многофункциональная присадка присадка классом выше.
ТНК-BP [ Обновлено ]
В качестве изготовителя топлива для московских заправок ТНК и BP выступает уже знакомая ЗАО «Рязанская НПК» (Роснефть). По содержанию МТБЭ бензин у ТНК-BP значительно хуже, чем на заправках Роснефти. Единичное это явление или постоянное — неизвестно. ТНК-BP максимальное содержание оксигинаторов во всех бензинах по сравнению по другими АЗС, что приводит к низкой теплотворной способности топлива.
В обычном топливе на заправках BP уже присутсвует бавовая моющая присадка, то есть обычный бензин BP соответсвует «улучшенному» на Роснефти, Нефтьмагистрали или Agip.
Pulsar и Ultimate содержат одинаковые, продвинутые пакеты присадок, но у BP содержание присадок на 25% выше в соответствии с маркетинговой стратегией компании.
Спорный вариант: с одной стороны — хорошие присадки, с другой стороны — не самое лучшее базовое топливо. Идеально подойдет для форсированных и оборотистых атмосферных моторов, но при использовании в обычных атмо-двигателях, скорее всего, увеличится расход из-за низкой калорийности. В турбированных двигателях снижение калорийности тоже не сыграет на руку, а увеличенная скорость горения поднимет EGT (температуру выхлопных газов в выпускном коллекторе), что негативно влияет на катализаторы и турбину. Если попадется партия с более низким содержанием МТБЭ, то бензин можно будет назвать хорошим.
[ ОБНОВЛЕНИЕ: В свежем исследовании «ЗаРулем» от середины 2014 года АИ-95 от BP показало хорошее содержание кислорода при фактическом ОЧИ доходящим до 97! То есть под видом АИ-95 Ultimate там могут продать почти АИ-98, при этом содержание кислорода остается на уровне АИ-95 от других сетей. Если бы содержание моющией присадки было выше, а сама присадка была более «продвинутой», то такое топливо было бы явным фаворитом, но в этом плане Shell немного превосходит BP. Однако, если топливо Ultimate устраивает вас, то я бы не стал искать счатсья на других АЗС. ]
Shell
Изготовителем для московских заправок выступает Газпромнефть-терминал. Самое низкое содержание МТБЭ в 98-м бензине, оно даже ниже чем в 95-м на BP! Помимо высококлассного топлива используются «топовые» присадки с модификаторами трения. Судя по составу, лучше может быть только спортивное топливо АИ 102 и выше от Дельфин-Моторспорт.
[ ДОПОЛНЕНИЕ ПРО СООТВЕТСВТИЕ ТОПЛИВА И ПАСПОРТОВ ]
В комментариях к данной статье на pikabu.ru и http://autokadabra.ru возникало мнение, что паспорта необъективно отражают качество бензина по нескольким причинам:
Свежее исследование не только показало что за МКАДом топливо может быть лучше, чем в Москве, но и продемонстрировало, что фактически его характеристики могут быть даже лучше, чем заявлено в паспорте качества! [ Источник: ЗаРулем ]
Первый вариант я даже не буду рассматривать, так как поклонники такой теории явно являются борцами со шпиона-рептилойдами, давно поработившими человеческую цивилизацию.
Второй вариант, скорее всего, описывает реальную ситуацию. Но, что бы узнать наверняка, нужны дорогостоящие (десятки тысяч рублей) лабораторные испытания. К счастью я наткнулся на свежее исследование «ЗаРулем» от середины 2014 года.
В испытаниях участвовали пробы улучшенного бензина АИ-95 из различных сетей АЗС из Москвы и заМКАДии. Почти все экземпляры в лабораторных тестах продемонстрировали более высокие показатели, нежели заявленые, в изученных паспортах качества! А иногда вам вообще могут залить АИ 97 вместо АИ 95! При этом не было ни одной пробы, показавшей результаты хуже, чем заявленный в паспорте.
Стоит отметить, что, судя по паспортам Лукойла, за год характеристики топлива улучшились, вероятно, тоже самое можно сказать и про другие сети АЗС.
Изготовители бензина в крупных сетях работают на совесть и указывают характеристики топлива с запасом (иногда очень даже приличным). Делается это от того, что октановое число, полученное с помощью присадок сохраняется в среднем около 3-х месяцев. Т.е. «свежий» АИ-95 может запросто быть лучше «старого» АИ-98. Как только бензин попадает в бензобак, то процесс старения и испарения присадок ускоряется в несколько раз. В зависимости от температуры (чем она выше, тем быстрее процесс) октановое число может упасть за месяц или даже быстрее. [axiona.ru]
Краткий перевод:
«максимальная мощность и экономия топлива достигается на 98-м бензине (AKI 93), в крайнем случае можно использовать 95-й (AKI-91). Лучше использовать топовые бренды и высококачественное топливо, так как они содержат улучшающие присадки. Можно использовать бензин с 15% МТБЭ и/или с10% этанола. Нельзя использовать топливо с 85% этанола.»
[ Источник: инструкция по эксплуатации BMW 1 series M Coupe, стр. 30. ]
ВАЖНО!
Cостав присадок в топливе не меняется в течении длительных промежутков времени, но состав и качество самого топлива могут сильно отличаться от партии к партии. Даже на одной и той же заправке сначала может быть АИ 95 без МТБЭ, а следующая партия придет с содержанием МТБЭ 10%-15% => сниженной калорийностью. При этом динамика машины может ухудшится.
Выбирая дорогое топливо с высоким октановым числом вы не покупаете гарантированную максимальную мощность, вы покупаете защиту от детонации и пакет присадок, улучшающих состояние двигателя и его мощность в долгосрочном периоде.
ВНЕ ЗАЧЕТА. Экто Дизель.
[ АНОНС: как и в любая другая тема, дизельное топливо оказалось не совсем простым и одинаковым, как кажется на первый взгляд. По просьбам, готовится отдельный материал про качество ДТ, его основные характеристики и их влияние на мощность и топливную экономичность. Следите за обновлениями! ]