что лучше угледобытчик или угольная шахта
Frostpunk: советы по прохождению для начинающих
Frostpunk, одна из лучших игр 2018 года, относится к редкому сегодня виду стратегических игр, где нет ни компьютерных, ни живых противников: главный враг здесь — погода, а все остальное лишь следствие того, что люди замерзли и оголодали. В постоянно ухудшающихся условиях вам предстоит привести выживших к спасению, и по пути вы будете часто жалеть о принятых решениях и, наоборот, корить себя за нерешительность.
Чтобы вы проигрывали не так часто, как тут положено, Отвратительные мужики подготовили советы по прохождению первого сценария Frostpunk. Сумеете взойти — дальше справитесь без нас.
Технологии превыше всего
На старте Frostpunk вы начинаете всего с 80 жителями. Из них 15 детей и 65 взрослых — 50 работяг и 15 инженеров. На ресурсы, доступные в самом начале, можно построить только одно здание. И это должна быть мастерская. Жилье, добывающие предприятия — все это подождет. Заниматься технологиями нужно с первого дня. В дальнейшем увеличивать количество мастерских стоит постепенно, исходя из возможностей и текущих потребностей поселения.
Не забывайте, инженеров всегда будет меньше, чем рабочих, и им всегда найдется работа. Например, в лазарете. Чтобы прогресс не стоял на месте, необходимо сделать два важных шага.
Так выглядел мой город на седьмые сутки. К этому моменту я уже исследовал все базовые технологии и занимался открытием следующего уровня. Вдали от поселения — угледобытчик, кладбище, пара охотничьих хижин, лазарет и маяк.
Продленная смена
При первой же возможности примите закон о 14-часовом рабочем дне. Это не понравится жителям, но в долгосрочной перспективе благоприятно скажется на экономике и скорости исследований. Сверхурочную работу можно контролировать переключателями в меню каждого здания — это позволит соблюдать баланс недовольства и высокой выработки на предприятиях. Все это станет особенно важным, когда мороз вдарит по-настоящему.
Детский труд: на рудники или в больницы?
Поселенцы-инженеры будут в дефиците на протяжении всей игры, к тому же, их профессии безопаснее, чем задачи рабочих. Поэтому когда Frostpunk предоставит выбор, не спешите определять детей в шахты — стройте убежище, и вскоре появится возможность сделать из них помощников в лазаретах и мастерских. Чем быстрее изучаются технологии, тем лучше. К концу игры ваши больницы будут переполнены обмороженными гражданами — за ними тоже кто-то должен присматривать.
Адаптация
Книга законов — очень важный инструмент в руках правителя. Не стоит играть в доброго царя и делать ставку на повышение надежды. В один прекрасный день она неизбежно рухнет до нуля. Бойцовские арены, паб и другие развлекательные заведения построите позже, когда удовлетворите базовые нужды граждан.
Что действительно важно здесь и сейчас — кладбище, радикальное лечение и вся эта ветка законов вплоть до создания протезов.
Если есть проблемы с едой, можно перейти на экономный «пустой» суп. Если все хорошо — сделать упор на ускоренное выздоровление больных.
Какие ресурсы важнее
Уголь — единственное, за что нужно трястись. Избыток дерева? Постройте угольную печь. Уголь добывается слишком медленно? Улучшайте шахты. Без угля ваша тепловая установка погаснет, люди будут ходить недовольными, замерзать, уходить на больничный и тихо помирать дома или в лазарете.
Дерево и сталь больше нужны при постройке зданий и исследовании технологий. Еда — чтобы просто жить и не есть друг друга.
Исследование территорий
Один из поводов начинать строительство города с мастерской — чем быстрее вы исследуете и построите маяк, тем лучше. Желательно сразу после изучения первого уровня технологий увеличить количество разведчиков. Две поисковые группы будут быстрее находить ресурсы и новых поселенцев. Главная цель — не столько дерево, уголь или сталь, сколько паровые ядра и роботы-автоматоны. Ядра — единственный ресурс, который нельзя произвести в колонии. А автоматон может взять на себя обслуживание целого заводом, которому по умолчанию нужна дюжина рабочих.
Приоритеты в развитии
Шел 15-й день. Тепловая установка уже улучшена, от угледобытчика и лесопилок больше пользы. На очереди добыча еды и общий уровень жизни граждан.
Успеть на всех фронтах не получится. Например, к концу игры я толком не успел нормально развить фабрику и автоматонов и вообще не строил аванпосты. Основной упор я делал на ресурсы, затем на отопление и только потом на еду, здравоохранение и жилье.
Почему именно в такой последовательности? Во-первых, погодные условия позволяют идеально выстраивать стратегию развития. К моменту, когда наступали дикие холода, я был готов к заморозкам — вместо палаток стояли бараки или дома, обогреватели и дополнительные тепловые установки. Так что в морозные периоды я занимался печкой и ресурсами, в теплый — жильем.
Во-вторых, планирование ресурсов. Постепенно вам придется ставить генераторы, потому что в самый лютый мороз некоторые здания либо вообще перестают работать, либо рабочие валятся с ног один за другим, из-за чего с вас требуют новый лазарет. На поддержание жизни потребуются тонны угля.
Поэтому экономьте. Задайте график работы удаленных генераторов. Те, которые обогревают только предприятия, можно автоматически отключать на ночь и, напротив, включать в темное время суток те, которые отапливают пустующие днем дома.
В-третьих. Люди, конечно, важны, но когда речь идет о целой колонии, то кто-то может и потерпеть без ужина. Важно не проморгать момент, когда динамика прироста продовольствия сравняется с количеством голодных ртов — и вот тогда уже можно принимать меры. С голодухи никто не помрет, а вот без отопления…
Паровые ядра
Ресурс, который нельзя изготовить — только отыскать в ледяной пустоши. Самих ядер не так-то много и их едва хватает на все ключевые здания. Паровые ядра требуются для постройки лазарета (1 шт.), теплицы (1 шт.; столько же и на улучшения здания), стенного бура (1 шт., еще 2 и 3 шт. на каждый этап совершенствования), без которого вообще непонятно, где добывать лес, угольных шахт (1 шт.; 2 и 3 шт. уйдут на доработку зданий), фабрики (1 шт). Для создание автоматона тоже нужно одно паровое ядро.
Шел 42-й день. Именно в этот момент я столкнулся с тем, что сталь больше не нужна, а вот рабочие уже не справляются с добычей угля. Практически все здания улучшены до максимума.
Так вышло, что я практически не занимался созданием роботов. Сделал одного в пару к найденному в пустошах. Они добывали сталь в очень холодном участке колонии, а когда склад заполнился, я перевел их на угольные шахты. Таким образом наступление невыносимых холодов никак не сказалось на добыче угля. Наоборот — его стало больше, чем всего остального.
Однажды поселенцы узнают, что вы единственные выжившие во всей округе. И тогда им придется дать цель. Есть два пути: политический или религиозный. Я выбрал диктатуру. Очень важно быстро дойти до ветки «Новый порядок». Тогда хрупкая надежда заменится статичным послушанием, и вам больше не придется ломать голову над тем, как угодить жителям. Конечно, возможны беспорядки и жертвы.
Второй путь — религиозный — отличается от силового скорее косметически. Вместо вооруженных патрулей по ночам можно будет выпускать на улицы священнослужителей, которые будут жаловаться на пьющих в пабе людей и сжигать личные вещи некоторых беженцев как символы преступной старой веры.
Но другого выхода не будет: после определенного сюжетного поворота вам предстоит остановить более сотни людей от бегства обратно в Лондон. Как сделать это с минимальными потерями для кармы, и стоит ли оно того — и есть главный вопрос Frostpunk.
Frostpunk в продаже для PC с 24 апреля. Версия предоставлена GOG.
Добыча угля в Frostpunk: угольная шахта или угледобытчик? Как разобрать угольную шахту
Уголь является важнейшим ресурсом в Frostpunk, и его добыча может одновременно вестись двумя методами — через шахту или через угледобытчик. В этом коротком гайде мы объясним, когда их нужно использовать.
Угледобытчик в Frostpunk
Это здание ведет добычу угля из любого места на уровне, но выбрасывает его в кучи около себя, а не доставляет прямо на склад:
В этой связи вокруг угледобытчика нужно иметь хотя бы 3 поста добычи (по одному для каждой кучи) для сбора, так что оптимально ставить это здание, повернув к двум рядам постов добычи:
Обязательно усовершенствуйте его в мастерской, после чего добавьте еще 1-2 поста добычи, чтобы работа по добыче угля не прекращалась из-за наполнения локального хранилища:
При строительстве угледобытчик не требует паровых ядер и дешевле по остальным ресурсам, чем шахта. Поэтому его нужно открывать первым в начале игры и как можно быстрее строить. Оптимально иметь 2-4 угледобытчика, это 20-40 взрослых на добыче и 6-16 постов добычи, это 60-160 детей на сборе. Не забудьте окружить их паровыми центрами, чтобы люди не мерзли.
Как видно, использовать автоматоны на угледобытчиках нерационально, с этой работой хорошо справляются люди.
Угольная шахта в Frostpunk
Шахту также надо исследовать в мастерской, но открывается она позже, на втором уровне исследований. Добытый из неё уголь сразу поставляется на склад, то есть посты добычи вокруг не нужны.
Однако за этот комфорт нужно платить паровыми ядрами — строительство шахты стоит 1 ядро, два дальнейших улучшения — также по ядру. В шахте может работать 10 взрослых, либо 1 автоматон, и рациональнее использовать именно машину.
Чтобы разобрать угольную шахту, нужно нажать на иконку справа, при этом паровые ядра не возвращаются:
В сценарии «Падение Винтерхоума» присутствует несколько разрушенных шахт, которые демонтируются на металл. Постройте рядом несколько постов добычи, чтобы их разобрать. Подробное прохождение этого сценария вы можете прочитать в отдельном гайде.
Угольная шахта или угледобытчик?
Если у вас много свободных рук — угледобытчики и ручной труд, если достаточно паровых ядер — угольные шахты и автоматоны.
Но, в любом случае (кроме сценария «Ковчеги»), пара угледобытчиков нужна, так как они дешевле и за смену производят больше, чем шахта за день. Есть также несколько способов повысить их производительность — агитаторы и бригадиры из ветви законов «Порядок», продленная или 24-часовая смена.
В дальнейшем, если удастся разжиться паровыми ядрами, можно построить угольные шахты. Необязательно их улучшать, идея в том, чтобы автоматоны, работая круглые сутки, поддерживали баланс угля долгой ночью, а люди будут отрабатывать нормальные 12-часовые смены, создавать запасы и не продуцировать недовольство.
Эффективнее ли шахты связки угледобытчик + пост добычи? В равной и максимальной прокачке — шахты однозначно лучше. Вот, для примера, скриншот, на котором 1 шахта производит 2462 единицы угля в сутки, а каждый пост добычи — 374 единицы угля за обычную 12 часовую смену. То есть одна шахта равна 6,5 постам добычи, а это уже уровень двух паровых угледобытчиков.
Следовательно, две шахты с автоматонами по производительности равны 4 угледобытчикам и 13 постам добычи!
Frostpunk: Ресурсы
Ресурсов у нас 3 + 1: дерево, уголь, сталь и паровые ядра. Последние будем считать дополнительным, поскольку их нельзя производить.
Чтобы оценить производство стоит частенько заглядывать на экран отчетов. Здесь вы сможете посмотреть поступление того или иного ресурса, количество коек для больных, свободных мест в домах.
Стоит ориентироваться на то, чтобы у вас всегда хватало места для пополнения. Если вы сильно ограничены в ресурсах, есть смысл начать считать копейки, чтобы ресурсов было столько, сколько нужно на каждый момент времени. Так ваше производство будет максимально полезным.
Данная статья является продолжением основного гайда и, если вы перешли сюда из поисковика, советуем ознакомиться с первой часть Frostpunk: гайд и советы.
Паровые ядра
Паровые ядра являются одним из самых востребованных ресурсов в Frostpunk при собственной малой доступности. Изготавливать их в пределах поселения нельзя в виду высокой трудоемкости, однако их можно получить из экспедиций и, весьма редко, внешней добычей.
Основные виды их применений: производство автоматонов, теплицы, фабрики, стенных буров, угольных шахт, лазарета.
Совет: не стоит принижать ценность лазарета как массовой постройки. Во время снежной бури будет весьма много заболевших и, если вы не сможете их разместить, столкнетесь с массовой гибелью поселенцев.
В основном паровые ядра следует использовать как бурст (ускорение/увеличение), чтобы повысить производство какого-то определенного ресурса.
Из дополнительных видов применений можно назвать случайные события: ремонт главного двигателя, исследования автоматонов.
Теслаград
Источником паровых ядер можно назвать город Теслаград в сценарии «Новый дом». После того как вы посетите Винтерхоум, на карте откроется точка поиска американцев. Идя по этому новому следу, вы сможете найти рыбацкую деревню и затем сам город.
При его открытии у вас будет вариант попытаться отключить обезумевший механизм. В случае успеха, вы сможете прислать аванпост, который раз в сутки будет отправлять караван с одним паровым ядром. Если не получится отключить механизм, команда погибнет.
Пройдя «Новый дом» на высокой сложности, можно сказать сразу, что эти ядра не обязательны для прохождения. Собственных сил и найденных в путешествии паровых ядер вполне хватает, чтобы производство было весьма впечатляющим. О прохождении сценария «Новый дом» вы можете прочитать в статье Frostpunk: Прохождение и тактика.
Уголь
Способы добычи угля: добыча из кучи, угледобытчик, сжигание дерева, угольные шахты.
Одним из самых эффективных способов добычи, с учетом помощи со стороны детей (детский труд), является угледобытчик. С помощью исследований можно существенно повысить теплостойкость постов добычи, что защитит маленьких работников от холода в рабочее время.
Совет: для экономии угля следует активно использовать форсаж двигателя. С его помощью вы сможете также отложить исследование какой-либо тепловой технологии в угоду производственной, однако не промахнитесь со временем, ведь тяжелобольные рабочие сложнее лечатся (если лечатся). Не забудьте его отключить! При достижении критической отметки, он взорвется!
Угледобытчик и угольная шахта
Много внимания уделяется угольной шахте и угледобытчику в Frostpunk. В этом нет ничего удивительного, поскольку, и принцип их работы, и эффективность сильно различаются. Чтобы прояснить эти аспекты, коснемся процесса их работы чуть подробнее.
Угледобытчик вымывает уголь из земли, тем самым создавая кучи угля, доступные для сбора. Они не требуют паровых ядер для производства и способны увеличивать производство в зависимости от количества фабрик. Чтобы использовать угледобытчики по максимуму, нам потребуется много работников. Например для работы одной фабрики нам потребуется 10 человек, а для сбора еще 20. Эти цифры лишь для первого уровня фабрики, для второго уровня, чтобы собрать весь уголь, потребуется 50 человек (4 поста и фабрика).
Теперь поговорим о том, что же из них круче. В разные моменты и в разных условиях, та или иная постройка может быть выгоднее альтернативы.
Сперва разберем наиболее распространенный вариант развития поселения. Обычно рабочая сила со временем увеличивается, но в начале мы обладаем лишь ограниченной кучкой людей. При условии наличия ядер, наиболее оптимальным решением будет постройка угольной шахты. В принципе, если у вас нет ядер, то выбора не останется.
В дальнейшем, развитие угольной промышленности будет упираться в количество доступных к использованию паровых ядер. Если их будет в достатке, улучшаем шахты, они дают солидную прибыль и занимают не так много людей.
По окончанию развития угольных шахт, увеличивать производство угля мы сможем лишь за счет угледобытчиков.
Произведя троих автоматонов, мы сможем целиком включить в работу весь производственный комплекс, однако надо понимать, что для производства потребуется солидное количество дерева и стали.
Выбор между угольной шахтой и угледобытчиком в Frostpunk состоит в том, чтобы качественно оценить количество доступных ресурсов.
Достигнут лимит хранения
Учтите также, что автоматоны работают сутки. Их выработка будет продолжаться и ночью, а работники уйдут спать. Это выльется в простой работы автоматона ночью, а днем робот просто не сможет выгонять достаточно ресурсов на поверхность. Если вы решили заполнить угледобытчик автоматонами, то их нужно поставить и на пункты сбора.
Куда ставить угледобытчик
На самом деле не важно куда ставить угледобытчик, главное учесть возможное размещение постов на будущее, чтобы все пункты были рядышком. Желательно, чтобы несколько фабрик не стояли слишком близко, иначе пункт сбора второй фабрики может собрать часть запасов у первой, что выльется в перебои производства.
Подробнее о методах эффективного строительства описано в гайде Frostpunk: Как строить.
Дерево
Дерево является основным ресурсом для постройки большинства построек.
Способы добычи дерева: добыча из кучи, рубка леса и стенной бур.
Дерева в Frostpunk довольно много и почти всегда его хватает с лихвой. Из особенностей, присущих данному ресурсу можно лишь указать, что сжигать его смысла так и не нашлось. Всегда хватает стандартных производств.
Стенные буры можно назвать стационарными лесопилками. обладающими существенной эффективностью. Их не нужно перемещать.
Будем надеяться, что в дальнейших сценариях разработчики удивят нас потребностью в использовании сжигания дерева.
Сталь
Способы добычи стали: добыча из кучи, сталелитейные заводы.
Сталь является основным «горлышком» нашего производства, поскольку не обладает возможностью расширения производства. Производство стали упирается в 2 завода. Единственным способом увеличения производительности являются аванпосты.
Производство стали следует ставить в приоритет, поскольку его нам понадобится много, а брать почти не откуда.
Мы намеренно не касаемся экспедиций, ведь из них можно привести практически все виды ресурсов. иногда даже и технологии.
Еда или пищевые пайки
Способы добычи еды следующие: охотничья хижина, охотничий ангар(хижина 2 уровня), теплица.
Первое производство пищевых пайков занимает серьезное количество производственной силы при малой эффективности. Есть ряд технологий, позволяющих сильно увеличить производство еды. Изучение технологии третьего уровня, позволяющие освободить 5 рабочих с каждого здания крайне важно для развития производственных мощностей.
Чтобы увеличить количество получаемой пищи, на первое время можно использовать законы в виде пустого супчика или добавления опилок. В первом варианте увеличится недовольство, во втором появится шанс болезни.
Совет: следите за количеством «необходимого» персонала на кухне. Для обработки первых партий пищевых пайков достаточно одного человека, а если поставить много рабочих, им придется болтаться без дела. Чтобы сравнить, хватает ли персонала на кухне, посмотрите отчет пищевой промышленности (да, сильно сказано). Уменьшая количество работников на кухне на одного, вы сможете увидеть, страдает ли производство пищевых пайков.
Для строительства теплицы придется потратить паровые ядра. Их производство обходит и хижину и ангар, однако это не единственная особенность. Для производства пищи здесь не требуются конкретно рабочие. Вы можете отправить сюда детей, если у вас это дозволено, и автоматонов.
Далее предлагаем вашему вниманию третью часть гайда под названием Frostpunk: Вера или порядок.
Добыча угля в Frostpunk: угольная шахта или угледобытчик? Как разобрать угольную шахту
Уголь является важнейшим ресурсом в Frostpunk, и его добыча может одновременно вестись двумя методами — через шахту или через угледобытчик. В этом коротком гайде мы объясним, когда их нужно использовать.
Угледобытчик в Frostpunk
Это здание ведет добычу угля из любого места на уровне, но выбрасывает его в кучи около себя, а не доставляет прямо на склад:
В этой связи вокруг угледобытчика нужно иметь хотя бы 3 поста добычи (по одному для каждой кучи) для сбора, так что оптимально ставить это здание, повернув к двум рядам постов добычи:
Обязательно усовершенствуйте его в мастерской, после чего добавьте еще 1-2 поста добычи, чтобы работа по добыче угля не прекращалась из-за наполнения локального хранилища:
При строительстве угледобытчик не требует паровых ядер и дешевле по остальным ресурсам, чем шахта. Поэтому его нужно открывать первым в начале игры и как можно быстрее строить. Оптимально иметь 2-4 угледобытчика, это 20-40 взрослых на добыче и 6-16 постов добычи, это 60-160 детей на сборе. Не забудьте окружить их паровыми центрами, чтобы люди не мерзли.
Как видно, использовать автоматоны на угледобытчиках нерационально, с этой работой хорошо справляются люди.
Угольная шахта в Frostpunk
Шахту также надо исследовать в мастерской, но открывается она позже, на втором уровне исследований. Добытый из неё уголь сразу поставляется на склад, то есть посты добычи вокруг не нужны.
Однако за этот комфорт нужно платить паровыми ядрами — строительство шахты стоит 1 ядро, два дальнейших улучшения — также по ядру. В шахте может работать 10 взрослых, либо 1 автоматон, и рациональнее использовать именно машину.
Чтобы разобрать угольную шахту, нужно нажать на иконку справа, при этом паровые ядра не возвращаются:
В сценарии «Падение Винтерхоума» присутствует несколько разрушенных шахт, которые демонтируются на металл. Постройте рядом несколько постов добычи, чтобы их разобрать. Подробное прохождение этого сценария вы можете прочитать в отдельном гайде.
Угольная шахта или угледобытчик?
Если у вас много свободных рук — угледобытчики и ручной труд, если достаточно паровых ядер — угольные шахты и автоматоны.
Но, в любом случае (кроме сценария «Ковчеги»), пара угледобытчиков нужна, так как они дешевле и за смену производят больше, чем шахта за день. Есть также несколько способов повысить их производительность — агитаторы и бригадиры из ветви законов «Порядок», продленная или 24-часовая смена.
В дальнейшем, если удастся разжиться паровыми ядрами, можно построить угольные шахты. Необязательно их улучшать, идея в том, чтобы автоматоны, работая круглые сутки, поддерживали баланс угля долгой ночью, а люди будут отрабатывать нормальные 12-часовые смены, создавать запасы и не продуцировать недовольство.
Эффективнее ли шахты связки угледобытчик + пост добычи? В равной и максимальной прокачке — шахты однозначно лучше. Вот, для примера, скриншот, на котором 1 шахта производит 2462 единицы угля в сутки, а каждый пост добычи — 374 единицы угля за обычную 12 часовую смену. То есть одна шахта равна 6,5 постам добычи, а это уже уровень двух паровых угледобытчиков.
Следовательно, две шахты с автоматонами по производительности равны 4 угледобытчикам и 13 постам добычи!
В заключение хотим напомнить, что запасов угля в 20 000 единиц достаточно для уверенного прохождения любого сценария, достигнув этот уровень вы можете больше не использовать угледобытчики вообще, а только шахты.