что лучше ушу или ушу саньда
Шаолинь, Брюс Ли и совсем не гимнастика: история боевого ушу
Сейчас термин «ушу» для любого занимающегося боевыми искусствами человека звучит как что-то из области оздоровительной гимнастики, однако это далеко не так. Есть одно направление ушу, представители которого могут дать прикурить многим борцам и боксерам — это ушу-саньда, спортивное направление ушу, впитавшее в себя все от многочисленных традиционных китайских стилей боевых искусств. И оно реально крутое.
Немного о терминологии
Термин кун-фу или гонфу, обозначает любое мастерство, достигаемое с помощью упорных тренировок, в Гонконге же его используют для обозначения ушу.
Также есть древний термин «уи», обозначавший в императорском Китае боевые искусства, и термин «гошу» — «национальное искусство». Имеется и еще один термин «цуань-фа» — «кулачные методы» — название подвида ушу, которое часто переносят на все боевое искусство Китая.
Поэтому, какой бы термин вы не услышали и не употребили — по сути, вы будете говорить об одном и том же.
История зарождения
Во времена воюющих царств, Чжаньго (770 г до н.э — 221 г до н.э), боевые искусства стали особенно важны — борющиеся друг с другом князья часто держали в своей свите мастеров боевых искусств. Первым же письменным упоминанием можно считать памятник эпохи Хань — «Шанцзин» (Книгу песен). В ней есть строчка: «не владеющий искусством кулака, не может быть храбрецом», в которой говорится не только о боевом искусстве вообще, а именно о кулачном бое, что особенно важно.
Наивысшего же расцвета ушу достигло в эпохи Мин и Цин. Ци Цзигуан, живший в эпоху Мин, написал сочинение «Цзисяо синьшу» (Новое иссследование о военных искусствах), в котором систематизировал и перечислил все виды ушу. Будучи военным, он отобрал шестнадцать самых известных стилей кулачного боя, выбрал из них тридцать две наиболее эффективные боевые позиции, которым и тренировал своих солдат.
В это же время у военных были введены экзамены по ушу в его прикладном варианте. Вариант же рукопашного боя распространился в народе, разделившись на сотни школ и направлений.
Говоря про ушу, нельзя не упомянуть знаменитый на весь мир монастырь Шаолинь — одну из главных обителей боевых искусств Китая. По легенде, монахов Шаолиня боевым приемам обучил индийский проповедник буддизма Бодхидхарма (по-китайски Дамо). Придя в монастырь, он девять лет сидел и медитировал, чтоб поразить монахов и заставить их слушать себя. У него это получилось, хотя потом пришлось восстанавливать буквально отсохшие от долгого сидения ноги.
Конечно, это красивая легенда, а вот как было на самом деле, рассказывают не легенды, а исследователи. В XIII или XIV веках (с этим не точно), когда монастырь существовал уже почти тысячу лет, туда пришел мастер Цзюэ Юэнь (Прозревающий дракона). Вот он то, закалившийся в драках с бандитами и изучавший ушу у многих мастеров, и реформировал знаменитые «руки восемнадцати архатов», по легенде данные монахам Бодхидхармой, создав знаменитый жесткий стиль Шаолиня.
Слава монастыря стала так велика, что по всему Китаю развелось множество фальшивых мастеров, и поэтому шаолиньские монахи придумали знаменитый экзамен на мастерство, когда ученик проходил двенадцать «застав», в которых на него нападали по два мастера. И либо он доказывал свое умение, либо уходил на переподготовку. Именно эта традиция стала основой легенд о знаменитом лабиринте манекенов, где механические воины лупили будущих мастеров деревянными руками.
Что же такое ушу-саньда и как оно появилось
Сам термин «саньда» в китайском языке обозначает буквально «неканонизированные удары» или «свободные удары». Или, по сути, свободный бой. То есть данный термин обозначает свободную схватку бойцов, не ограниченных каким-либо стилем или способом ведения боя.
Во времена династии Мин (1368-1944 гг) поединки «лэйтай» были очень популярны. Бои были настолько кровавыми и травматичными, что к схватке допускались лишь люди, подписавшие документ «о жизни и смерти» — бумагу, в которой они в случае чего соглашались быть убитыми в поединке.
В 1979 году Госкомспорта КНР принял решение разработать новую форму соревнований по ушу — поединки, которые назывались «саньшоу» (свободные руки) или «саньда» — (свободный бой).
Данная система была создана китайскими военными на основе традиционных боевых искусств Китая с добавлением элементов из западных видов единоборств. Разделяется она на прикладные техники самообороны и спортивные техники. На соревнованиях разрешается применять все стили и удары традиционного ушу, кроме ударов в запрещенные области тела.
Правила ушу-саньда
Что же представляет собой современное ушу-саньда? Прежде всего, это полноконтактный поединок по спортивным правилам — бойцы разделены на возрастные и весовые категории. Также имеются различия между спортивным и профессиональным саньда. В спортивном используют открытые шлемы и боксерские перчатки, чуть меньших размеров, чем в боксе. Также корпус бойца защищен жилетом, а ноги — чаще всего спортивной защитой голени.
Допускаются все виды ударов руками и ногами в голову, корпус и ноги, а также любая бросковая техника, хотя при наличии боксерских перчаток она ограничена. Запрещены действия в партере, удары коленями используются только в профессиональном саньда, а локтями — только в поединках с тайскими боксерами.
В целом получается очень динамичный и жесткий бой, с множеством нокаутов и красивых бросков.
Саньда в ММА
Правила саньда неплохо готовят бойцов для последующих выступлений в тех же смешанных боевых искусствах. Умения жестко и в полный контакт бить руками и ногами, коленями и локтями в сочетании с бросковой техникой делают такого бойца опасным соперником. Однако им все-таки приходится переучиваться с боксерских перчаток на ММА-шные, и серьезно подтягивать борьбу в партере, удушения, болевые и добивания на земле.
Тем не менее, представители ушу-саньда есть даже на соревнованиях по ММА мирового уровня. Например, Забит Магомедшарипов, российский боец из Дагестана, сейчас штурмует самый крутой ММА-промоушен в мире — UFC. И при этом демонстрирует красивые, динамичные бои, где отличная ударка прекрасно сочетается с бросковой техникой. Он не раз был премирован и получал приз «лучший бой вечера» и «выступление вечера» В последнем бою Забит победил соперника необычной способом излома колена.
Еще один россиянин, пришедший из саньда и покоряющий сейчас UFC по прозвищу «Король кун-фу» — Муслим Салихов. Мастер спорта международно класса по ушу-саньда, многократный чемпион мира, Европы и России, демонстрирует сейчас свои навыки в октагоне.
Ушу-саньда на улице
Насколько же хорошо работает саньда на улице? Собственно как и любое спортивное направление рукопашки. Так как у спортсмена есть огромный опыт жестких спаррингов и соревнований, на улице такой боец будет чувствовать себя довольно комфортно, если преодолеет привычку к правилам и работе в искусственных условиях. А сочетание ударов и бросков дает ему приличную фору перед уличными бузотерами.
Важно только помнить, что в уличном столкновении психологическая подготовка и умение быстро соображать и принимать решения часто бывает важнее натренированного удара и набитых кулаков.
Не новая, но весьма дельная статья, которую по крайней мере частично можно легко переложить на практически любое боевое искусство — и на восточное и на западное, хоть на рукопашку, хоть на мечемахание.
Может ли настоящий Мастер боевых искусств получить по морде? Настоящий Мастер может ВСЁ!
Народная мудрость.
У меня с завидной регулярностью спрашивают:
почему среднестатистический занимающийся ушу обычно легко получает по морде как от гопников, так и от практиков других боевых искусств?
Я бы разделил ответ на этот вопрос на две части.
Первая: кто хочет научиться именно драться — идут на бокс, совмещая его с борьбой и занятием с тяжестями на развитие требуемых силовых качеств. Тот, кто более продвинутый, совмещает это с бегом и другими толковыми атлетическими упражнениями. А самый продвинутый ещё и занимается практической стрельбой. Так уж сложилось, что на постсоветском пространстве на ушу немножко за другим приходят, редко кто идёт за навыками самозащиты.
Вторая: почему современные методики ушу не обучают навыкам мордобоя тех людей, кто все же туда приходит, в эти многочисленные секции?
Если кому лень читать весь текст, ответ в самом-самом низу.
Здесь уже надо понимать: любое явление соответствует своей эпохе, и потребностям своего времени и не может быть оторвано от социально-культурного исторического контекста. Как правильно сказал Марк Блок в своей «Апологии историка»:
Когда мы говорим об изменениях в китайских боевых искусствах, чтобы разобраться: почему так в итоге произошло, мы должны выделить несколько периодов и тогда, возможно, станет более понятен ответ на распространенный вопрос:
Почему ушу сейчас стало зачастую таким неприменимым в спаррингах, какое оно есть в основной массе занимающихся?
Но для начала хочется определиться с терминами. У нас любят говорить именно о разделении на ушу традиционное и спортивное.
И как мы знаем, на спортивном направлении есть саньда (саньшоу), и занимающиеся этими видами достаточно успешно выступают в спортивных спаррингах. Ну это спортивное ушу.
Как же формировалось это разделение? Мы не будем забираться в дебри очень глубокой древности и возьмём за некую отправную величину, оптимальную константу боевого искусства Китая, период поздней Цинской империи, когда начали формироваться основные школы и стили, дошедшие до нас. И будем считать,что тогда это было искусство, благодаря которому люди умели защитить себя и своих близких в различных ситуациях, участвовали в поединках на помостах и тому подобное. Концепция тех боевых искусств хорошо отражается в простой китайской поговорке улиньской среды:
Ты должен быть готов к бою неизвестно с кем, неизвестно когда, неизвестно в каком количестве и неизвестно чем вооруженным.
Однако история Китая минувших двух столетий сложилась так, что в традиционных боевых искусствах произошли серьезные изменения. Но мы не будем сейчас вдаваться в подробности, об этом рассказывали уже не раз в других статьях и будем рассказывать еще. Здесь кратко и тезисно, чтобы можно было легко и доступно понять. Без иероглифов, имен и дат!
Первый фактор заключается в том, что в умах широких масс населения по итогам восстания сложилось чёткое понимание:
Но с другой страны, пришло такое же понимание, что старые традиционные боевые искусства проигрывают технологичному и современному Западу. Возможно надо что-то в них менять.
Второй важный фактор заключается в том, что несмотря на страшные репрессии участников восстания, достаточно большое количество этих участников выжило и укрылось в народе, зачастую обменивая свои знания боевых искусств на кров, еду, одежду и помощь. И тем самым они привнесли в уже гораздо большие массы населения то ушу, которое уже подверглось вышеупомянутым изменениям. Однако на том момент было много школ, которые просто не участвовали во всей этой заварушке, охраняли свои деревни, вели свой охранный бизнес и даже наоборот участвовали в подавлении восстания, и поэтому их эти метаморфозы практически не затронули.
Второй этап произошёл в начале 20-го века. Его обычно связывают с Синхайской революций, ломавшей традиционный конфуцианский уклад, когда был выбран лозунг:
А в качестве инструмента для осуществления этой общенародной идеи, позволяющей сплотить и оздоровить население, были выбраны боевые искусства Китая. То есть, по сути, для создания своей уникальной национальной физкультуры были выбраны боевые искусства. И в тот период еще проходили поединки на помостах-лэйтай, и они всё ещё являлись серьезным критерием проверки навыков.
Однако уже на Вторых Всекитайских Государственных Испытаниях начинают вводить жёсткие ограничения и защитное снаряжение, дабы обезопасить спортсменов. Так как, ещё раз обращаю внимание, оздоровление и укрепление тела, духа и развитие сознания становятся основной целью для занимающихся боевым искусством. И точно так же в этот период сохранялось достаточно школ, что не поддержали эту идею и продолжали сохранять свои секреты. При этом они вполне могли обучать в государственных школах ушу урезанной либо измененной системе, что еще более усложняет ситуацию.
Развитие в этом направлении остановила война с японцами, но война с ними не прекратила практику и использование ушу, многие мастера ушу были патриотами и активно участвовали в борьбе с японцами. Например в провинции Шаньдун были известны бойцы с мечами-дао, специальные отряды которых выступали против оккупантов. Многие мастера погибли в эти годы.
Хотя японцы и расценивали занятия боевыми искусствами как повод подозревать местное население в поддержке партизан, на тот момент это никого и не остановило. При этом было достаточно много мастеров ушу, активно сотрудничавших с оккупационными властями, кое-кто из них достаточно известен и в наше время как основатели современных стилей ушу. Люди продолжали заниматься, а последующие после войны разруха и бандитизм только укрепили необходимость в занятии ушу.
Третий этап, который мы с вами должны выделить, этап очень важный и достаточно серьезный, это приход к власти коммунистической партии Китая и последующая за этим Культурная революция. Коммунистическая партии Китая сменила у власти Гоминьдан и тут же начала активно бороться с его наследием, а как мы говорили выше, именно партия Гоминьдан выбрала занятия боевыми искусствами как национальную идею. В борьбе с этим гоминьдановским наследием, а также и с пережитками ещё более раннего имперского прошлого, и были запрещены не только поединки, но занятия различными прикладными техниками, например парными наработками, без которых наработка тех же таолу теряет свой практический смысл. Многие Мастера были репрессированы, и это стало очередным сильным ударом по традиционным боевым искусствам Китая. Но даже и в это время находились те, кто тайно продолжал тренировать запретное.
Итак, давайте подведём краткий итог. Думаю очевидно, что индивидуальный продукт, над которым долго и тщательно работал мастер своего дела, будет превосходить своим качеством ширпотреб конвейерного производства. То, что когда-то было семейным ремеслом мастера, переделали под возможности массового обучения, далее из полученного сделали физкультуру, которая все же еще сохраняла навыки самообороны, но потом в этой физкультуре запрещается всё то, что делало её еще годной для использования в самообороне или в поединке.
Вот три этапа, которые позволяют нам понять, что произошло с ушу на рубеже ХХ века. Однако, несмотря на все вот эти перечисленные бедствия, на удивление всё еще можно найти боевые искусства Старого Китая в деревнях, где в исчезающем патриархальном обществе до сих пор сохраняются те Мастера ушу, которые сберегли свою Традицию от всех вот этих напастей.
И ответ на первоначальный вопрос прост:
Наш исторический социально-культурный контекст такой, что большинству занимающимся ушу навыки мордобоя просто ненужны.
А если кому и нужны такие навыки, те, кому это все же зачем-то надо, находят секции, где этому целенаправленно учат.
P.S. Внимательный читатель заметит, что в статье не рассматривается еще один немаловажный момент:
Когда в начале ХХ века ушу пришло в среду интеллигенции, во многих школах и стилях были безжалостно выброшены различные вспомогательные наработки, например, упражнения с тяжестями на развитие силы и т.п.
Что лучше ушу или ушу саньда
«В китайских интеренетах мелькает любопытная статейка
http://blog.sina.com. 60101adtz.html
Пишет ее саньдаист из сборной провинции. Ссылается на своего двоюродного деда- тот в 80-е был у руля создания саньда и судейства. Перевод и ошибки в русский яз. не судите строго- на коленке, лепил по-быстрому, за 1.5 часа.
Взгляды деда, это отнюдь не то, что саньда- это круто. Он считает, что отставание традиционного ушу в первую очередь зависит от уровня и интенсивности тренированности, правила поединка тут не при чем. Если традиционщик думает противостоять себя или свою школусовременному СЕ, то надо менять методику тренировки, добавлять что-то самое эффективное из техник СЕ. Хоть в традиционном ушу и много техник, но надо помнить, что они появились в старые времена, когда уровень бойцов был низкий, именно поэтому при встрече со спортсменом высокого уровня они могут просто не работать. Мастерство ведь в любом деле так и растет шаг за шагом, впитывая в себя самое эффективное из техники. Раньше, может вообще не было ударной техники, только боролись, условия таки были, но вот теперь добавили ударную, есть прогресс. Поэтому, если традиционное ушу хочет выйти на современный мировой ринг (лэйтай), то менять надо многое. Менять и пробовать в поединках, отбирать и сортировать техники. Заново разработать набор техник, реально применимых против СЕ. Вот только «нараз» этого не сделать, это целый процесс, более того, нужно соответствующее окружение и поддержка общества.
Надо понимать, что ткби- это большое преимущество Китая над иностранцами. У них есть только бокс. Найти в ткби техники, что нейтрализуют бокс, он и перестанет быть более эффективным. Им самим придется тогда искать пути развития. Учиться у других стран. Все подлежит развитию, нет развития- нет использования, чтобы было хорошо 100 лет назад, сейчас можно чуть ли не на свалку. С гунфу также- его надо развивать, но развивать его лишь на поприще народных учителей- этого точно мало.
Не надо само уничижаться, но и не надо «рассказывать сказки», надо быть ближе к реальности, гунфу ведь- это то, что можно « и увидеть, и пощупать».
Почему нам часто кажется, что спецназ вытворяет что-то волшебно-жуткое? Да нет там ничего такого. Они тренируют профессиональные знания непрерывно 5 или 3 лет, но от практики рукопашного поединка все это очень далеко. Их физическая подготовка и кондиции также намного ниже, чем у действующих спортсменов саньда. Если взять среднего спецназовца и выпустить его на ринг с сандаистом, то у него не будет шансов. Но если убрать все правила, то у спецназовца появляется шанс. Почему? Потому что цели тренировок у них были разные, у спецназа никогда не было правил, поэтому там, где нет правил, их техника «заиграет». И, если их выносливость или функциональная подготовка не так уж сильно будет разниться с той, что у спортсменов, то у них появится шанс использовать что-то свое из техники и победить спортсмена.
То богатейшее собрание боевых техник в ушу, даже если всем вместе взяться изучать, все равно не осилить одному поколению. Все мастера ушу все равно для себя отбирали лучшее. Разнообразие техник- вот сильная сторона ткби. А сильная сторона европейцев или африканцев- это их природная мощь. Вот если бы в Китай приехал африканец с хорошими природными данными и профессионально занялся саньда- очень может быть он бы стал чемпионом мира по саньда. Но это было бы достижение китайского ушу! Ровно также, займись китаец иностранным единоборствами и стань чемпионом, это не заслуга Китая, а заслуга той страны, где развито это единоборство.
Часто встречаю в интернете, как ушуисты вступают в полемику с саньдаистами, бойцами К1, тайцами- тоска берет. Вопрос то простой. Надо определиться с ролью ушу, иначе никогда не договориться. Ушу- это вам «боевое направление, представляющее Азию на мировой арене» или. это «один из главных родоначальников мировых БИ, прародитель». Ушу- это цельная, одна из самых полных систем БИ (но,Систем!!). Саньда, муай тай, К1 и др.- это просто направления СЕ, частично систематизированные, прошедшие обкатку соревнованиями и видоизмененные правилами. Если это четко понимать, то многие виртуальные споры будут разрешены.
Кроме того мы знаем, что в любом спорте- чем меньше ограничений в правилах, тем больше интересующихся этим видом, классический пример- это футбол. Так же и бокс, в котором по причине слабого конституционального телосложения китайцы выступают пока плохо, невозможно сравнить с европейцами и африканцами, но вот если уходить от узкоспециализированного как бокс, в сторону саньда, где больше техник- сразу появляются шансы. Поясню еще так, например, если, вдруг, в будущем, в боксе вообще запретят правилами уворачиваться и маневрировать, надо будет просто стоять и бить, то у китайцев не будет ни одного шанса в сто лет хоть раз стать чемпионом. Поэтому, если ушу хочет развиваться и дальше, то ушу не должно даже и пробовать даже идти по пути современных мировых БИ, не стоит его популяризовать, делать шоу и пр. Тогда это уже будет не ушу. Всем уже будет все равно, останется ли вообще ушу как таковое. Подумаешь, еще один вид развлекательного БИ. Пришел, ушел- какая разница.
Лично мне кажется, что ткби должно передаваться по правилам ткби, естественным путем идя из поколение в поколение. Но государство должно создать условия, чтобы у ткби появилась возможность использовать достижения современной науки. Тогда теория ткби станет еще более системной, наукоемкой, процесс тренировок более грамотным. Только это не значит, что надо «понаставить многофункциональных тренажёров из фитнесс залов», смысл ушу должен сохраниться. Самое ценное в ушу- это методы, особые тренировочные техники, а не «сколько ты можешь побить народу». Сколько ты можешь побить- это вопрос не к ушу,а к отдельному человеку. Как говорил Брюс Ли : не бывает крутого БИ, бывает крутой человек.
Благодаря такой экономической поддержке на то время Шаолинь можно считать «сборной Китая» по ушу. Имя монастыря стало звучать на всю страну, и сам монастырь стал неразрывно связан с ушу. На целых две династии монастырь стал центром развития и распространения ушу. Все говорят о том, что «гунфу вышло из Шаолиня», но!! Обратите внимание, нет нигде упоминаний о том, что из Шаолиня «вышли бойцы высокого уровня». Все мастера боя прошлых лет, что на слуху, среди них нет ни одного, вышедшего из Шаолиня. Говорится о методах, тяжелейших тренировках, набивках и пр., но выборка мастеров боя, хотя бы среднего уровня, очень узка. При том еще и религиозные ограничения, не забывайте о них. Объективно, Шаолинь не дал миру бойцов, он дал методу.
Большой плюс БИ у иностранцев- это длительная история соревнований. Но все это были зрелища и ради денег, насмерть никто не бился. Заграницей не было такого понятия как «лэйтай». Ринг был, но он ограничен спортивными правилами. В Шанхае до революции тоже пытались устроить соревнования, но с китайской стороны уже приходили не мастера, а молодежь, что пыталась учиться по спортивным методикам.
Кроме того, надо помнить, что Китай был вообще закрыт для многих иностранцев. Да и не было спорта, как такового в Китае, а большинство иностранцев высокомерно считали китайцев «китаезами», им и в голову не приходило устраивать бои. Иностранные мастера у себя устраивали бои, зарабатывали имя и деньги, опускаться до уровня Китая у них не было никаких мотиваций. Все китайцы знали о Хо Юаньцзя, но иностранцам был он не интересен совсем.
Да и обычно, бой за деньги, даже если деньги предлагает китайская сторона, не подразумевал того, что иностранец готов умереть. Да и китайский боец тоже.
Дед говорил, что в то время еще не совсем осознал смысл этих слов, только сейчас, на старости, он стал понимать всю их значимость.
Если все- таки забыть о «системном сохранении ушу» и попробовать только сконцентрироваться на отборе техник по принципу : сила- скорость, то, все равно не получилось бы «саньда из ушу»! Потому что саньда отбирала отдельные приемы из ушу. Если пойти таким путм, то ушу может исчезнуть. Все это не просто. Просто ошибиться тем, кто принимают решения.
Хороший пример взаимоотношений саньда и ткби привел дед: вот дудочка с дырочками, куда дуют. Самая маленькая дырочка- это народный «колхозный цюань»- ванбацюань, далее пошли дырочки саньда, муай тай, бокс, мма, а самая большая последняя – ушу. Вот только играют на дудочки с другого края, в большую дырку не дуют в нашем современном мире. Нет надобности в этом, легкие напрягать.
Вот спортсмен команды по боксу, обычно считается, что ему не побить сандаиста его же уровня. Сандаист же, вряд ли побьет муайтайщика своего уровня, т.к. у них есть удары и локтями и коленями. Но если развивать в секции бокса «правила и методы бои для всех», то может со временем и таец не побьет боксера. Это то, что надо брать на вооружение ткби, чтобы убрать разницу в применимости того, что они изучают. Но начинать надо со своего уровня. Смотреть реальности в глаза. Но, блин, «сохраните лицо мастерам прошлого». Если по современным методикам тренировки тренировать ушуиста, дать ему время накопить опыт поединков, этот новый ушуист победил бы всех мастеров прошлого. Что нисколько не умаляет их заслуг в прошлом, однако.
Дед говорил, что если направление развивалось 100 лет, а все делают хуже, чем основатель, значит у этого стиля проблемы. Давайте вместе их решать. »
Нашел и перевел Сергей Зинченко. За что ему отдельное спасибо