что лучше зил 131 или зил 157
Что лучше зил 131 или зил 157
Здарова парни! Значит стою я на пороге принятия важного решения=))А именно о покупке вездехода, выбор встал между 131-м и 157-м ЗИЛом. Машину хочу взять для работы, по этому в первую очередь интересуют её ходовые качества, проходимость, надёжность, «доставаемость» запчастей. Не на одной из этих машин я не ездил, из зилов только на 130-м пришлось поработать, правда он меня своим расходом совсем не порадовал. 40л\100 км это даже больше чем дофига))Поэтому на любую из купленных машин будет при первой же возможности установлен Д-240(знаю что 245-й лучше, но денег на него у меня нет=)) Машину пользовать собираюсь всё больше в лесу, возить дрова, поэтому ходовые качества и максималка на асфальте мало трогают, больше интересует проходимость и грузоподьемность на бездорожье. Удобство и эргономичность кабины тоже никакого значения не имеет. Всё больше склоняюсь к 157-му, но смущает его замысловатая трансмиссия, и хотелось бы узнать как на него с запчастями, что с чего подходит? К примеру мост можно поставить от другой машины? Или только все три моста придется менять? Коробка, роздатка от 131-го подойдут? Если да то менять в паре или коробки и раздатки у них унифицированы? Ну и в остальном, карданы, рессоры, и прочую требуха на 157-го можно заменить деталями 131-го? Ну и в целом, какую машину лучше взять для работы? Я понимаю что 131-й «новее», но 157-й мне тупо больше нравится))есть у меня такой задвиг с рэтро-техникой. Да и цена на 157-е не так кусается, я вроде присмотрел себе одного за полторы штуки баксов, вроде состояние норм, по словам хозяина, правда свиду жутковат, тоже по его словам)) а цены на 131-е начинаются от 2х штук, при этом продаются откровенные «дрова». Вобщем жду Ваших отзывов и советов по этим двум моделям, только одна просьба, сильно не хвалите 131-го, а то я уже процентов на 70 решил 157-го брать, от вас расчитываю дополучить недостающие 30 процентов для принятия решения)))
Так же интересует регистрация такой машины, одной доверки от хозяина хватит, или придется на себя оформлять? Эт при условии что машина будет работать, что-то возить, у ментов притензий не будет к доверенности, что типа договор аренды нужен или ещё какая-то неведомая херня?
з.ы. братья-славяне, аватарку мою не принимайте близко к сердцу))
Что лучше зил 131 или зил 157
это тдт-60, я правда таких не застал, отец на тт-4 работал
Так они только резину 131 ставили, а диски то родные. По диаметру и ширине вроде размер то одинаковый. Хотя не знаю. Таких машин много видел, а что там и как не интересовался. М.б. и проставки какие использовали.
Я так наоборот, в своё время у них мазовскую резину для своего маза покупал. Чуть-чуть б/у, но очень не дорого.
А я иногда через Арью и Урень в те края ездил (сам из Чебоксар). Это весной, когда через Козиково даже на урале проехать не возможно, и через Ветлугу плавучего моста нет. Это сейчас там мостов настроили.
И в Варнавино неоднократно бывал. Недалеко оттуда дорога из брусчатки есть. Когда первый раз на неё попал сильно удивился. Севернее зоны Восток она идёт.
Так они только резину 131 ставили, а диски то родные. По диаметру и ширине вроде размер то одинаковый. И в Варнавино неоднократно бывал. Недалеко оттуда дорога из брусчатки есть. Когда первый раз на неё попал сильно удивился. Севернее зоны Восток она идёт.
Пожалуй да, ведь ставят на 131-й мазовскую резину как шоссейную.
Про варнавинскую брусчатку отдельная байка, Екатерина 2 (могу соврать но точно кто из великих царей) ехала осматривать восточные владения, сгоняли мужиков и каторжников и за ночь выкладывали брусчатку, днем ехала, следующей ночью повторялось, как то так.
Байка знакомая при случае спрошу у отца
Сейчас тоже вкуриваюсь в такую же тему 157 или 131 (ну не лежит у меня душа к 66-му). Уж извините не буду сыпать ссылками, некогда сейчас мне заново их вышаривать( форум газ 66, грузовик.нет, грузовикпресс, еще чей-то было).
В общем чего плохого у 157: не знаю,как в украйне, а у нас запчастей нэма; при установке более-менее мощного двигателя(типа д245) начинает ломать полуоси, карданы, раздатку; машина не поворотливая и без гидрача, подумайте, за сколько приемов получится развернуться в лесу и сколько за день вы сделаете ходок туда-обратно(вы ж работать на машине собрались).
Чего у 131: запас прочности ходовой примерно такой же как у 157, но движок более мощный и момент с больших оборотов. Большинство поломок трансмиссии происходили именно из-за рывка, когда сначала раскручивали двигатель и пытались рвануть пока он обороты не потерял.
Слышь Кент! Где то я тебя видел! Ты в теме про РЭБ не флудил 15 апреля 2009 года? Ты ж РЭБовец? [COLOR=»Blue»]Техника ничего не говорит? Тоже на Зил-157. |
та о чем разговор самому интересно почитать!
Слабое место у 157 раздатка, особенно ее крепеж, расположена она почти под кабиной и трудно протянуть. В этом месте нужно повнимательнее. Расходник так называемый «поросенок». Я такие вещи сразу в запас взял. Гидрач со временем можно примутить. Жаль крейсерская скорость мала. Но возможно c повышенной передачей на 0.8 пошустрее побежит? |
Подъитожу: если с деньгами туго и обьем вывозки недалече кубов 10-15 в смену, можно рассматривать 157-й и 131-й, минусы 157-го это отсутвие ГУРа, запчастей и тихоходность, минусы 131-го (к 157-му) это пневмовключение передка ненадежное, в остальном вроде нормальная машина, воткнуть дизель 245-й пару тройку лет походит, потом правда ходовая умрет резко и вся (это имхо без примеров и опыта). Если возить поболе то урала, с ямз обязательно, если на урала денег нет и возить не с болот можно маза 509-го правда придется с кулисой кпп постоянно возиться |
Сейчас тоже вкуриваюсь в такую же тему 157 или 131 (ну не лежит у меня душа к 66-му). Уж извините не буду сыпать ссылками, некогда сейчас мне заново их вышаривать( форум газ 66, грузовик.нет, грузовикпресс, еще чей-то было). В общем чего плохого у 157: не знаю,как в украйне, а у нас запчастей нэма; при установке более-менее мощного двигателя(типа д245) начинает ломать полуоси, карданы, раздатку; машина не поворотливая и без гидрача, подумайте, за сколько приемов получится развернуться в лесу и сколько за день вы сделаете ходок туда-обратно(вы ж работать на машине собрались). Чего у 131: запас прочности ходовой примерно такой же как у 157, но движок более мощный и момент с больших оборотов. Большинство поломок трансмиссии происходили именно из-за рывка, когда сначала раскручивали двигатель и пытались рвануть пока он обороты не потерял. |
Что лучше зил 131 или зил 157
131 мы ваще то пацаны.
без обид:Dодна из моих АТП-шных привычек))
А по теме, правильно заметили, копи на Урал, если собираешься не дрова возить. От 650 тыс ныне.
А если дрова, то по месту надо глядеть. У нас на шишках в основном лес воруют.
Если серьезно, то 131-й наверняка свежее. Особенно если откуда нибудь из МО. Там они мало ездят. Но машины правда иногда убивают быстро. Получается, что мафын свежий. Но убитый. Если не очень убитый-бери. Это лучше, чем восстановленная для продажи рухлядь. И еще один подводный камень. Иногда продавали машины из района ЧАЭС. Тоесть судьбу машины лучше уточнить. Зы, если будут говорить, что 157-й из МО с ДХ. Но он будет явно не оттуда. Это должно насторожить. Продавали так машины с очень непонятной биографией. Включая те, что из района 1986 г.
Ещё интересуют размеры кузовов, и реальная грузоподьемность, тоесть не те цифры что написаны в мануалах, им в нашей стране никогда не верили:Dа те что реально может тянуть машина, без угрозы разрушения.
Интересуют скорее даже не тонны а кубы леса.
157 обалденная тачка и не приотливая
спс *поставил плюсик 157-му*:D
Продавали как то машину 131. в.части. Она за 5 лет прошла тыщ 10 всего. Почти новая. Но не заводилась. Думаю, ты б завел. Себе же. Не колхозу.
недавно мой земляк купил 131-го консерву в части, отдал 5куе, по сравнению с 1,5 куе за 157-го. можно купить ещё парочку прозапас))
если будешь на лесе деньги зарабатывать, то копи на урал. если дрова себе будешь возить, то купи трактор.
при всех достоинствах 157-го, отсутствие гура на бездорожье быстро даст о себе знать.
В снегу по ступицу по целине пробивали и раскатывали дорогу именно 131. Был и 157 еще. Вот еще машина. Бери может 157 Переделаешь, в такой..а дрова куда, в бардачок?:D
А по теме, правильно заметили, копи на Урал, если собираешься не дрова возить. От 650 тыс ныне.
А если дрова, то по месту надо глядеть. У нас на шишках в основном лес воруют.
про урал уже написал, а возить собираюсь колоды, около метра длиной и около 50-ти см шириной
157 очень хороший машин, с 131 я в армии намучался, а157 все два года бегал без ремонта
спасибо за второй плюс 157-му:)
машину с такой биографией, если хозяин не является родственником, я бы тем более не взял.
машина очень живая, недавно куплена с консервы и при этом просят копейки :confused:
Бери как по деньгам сложится и как сам на месте увидишь. Долго не выбирай. Я как свою покупал. Обошел машин 5 всего. Хотя там их под 100 было. Как то торкнуло-вот она. Как в 10-ку попал. И 157 и 131 хороши. Я б 131 взял. Ну не убитый только.
Выбирай. :DЗил-131.
http://inetauto.ru/uploads/posts/2009-07/thumbs/1248719796_post-84-1243853184.jpg
Зил-157.
http://s39.radikal.ru/i083/0912/1e/18aa670ee39f.jpg
та чисто внешне я выбрал уже:Dменя ретро-техника всегда цепляла, уже волга-21 я во дворе стоит, газ-69 тоже оч нравится, его и хотел когдато купить, но сложилось так что купил уазку, а из зилов мне 157-й больше прёт:D ну а там наверно буду выбирать из 2х конкретных машин, если попадется нормальный 131-й за адекватные деньги, возьму его. Но чего-то я в этом сомневаюсь. Мне нужно было узнать нет ли у 157-го каких то серьезных боков по сравнению со 131м, а их как я понял нет:rolleyes:
машину с такой биографией, если хозяин не является родственником, я бы тем более не взял.
машина очень живая, недавно куплена с консервы и при этом просят копейки так их много продаётся в районе 2х шт\уе
Расход по паспорту 90/100 93-го. В реале 100/100
та ну его на. урал этот ваш:D
Кент, вот такой бери! Точно не пожалеешь.
нее, мне машина для сугубо мирных целей нужна:)
з.ы. по запчастям отпишитесь если кто знает, будут проблемы с заменяемостью агрегатов?
А чего, в Харькове леса много? В смысле лесовозом использовать Зилок. Вроде там его нет почти. Имхо не критично тогда. Зима там-январь-февраль. Не, 157 мне формы нравятся. Но не настолько, чтоб 131 хуже. Это как 469 и 69. Вечная тема. Какой круче. Имхо 469 круче. Но 69 еще лучше. Бери 131 и не парься. D
Имхо, дизельный Камаз надо брать.
согласен, можно и Камаз.
Мазы тоже ничего. Разные.
мазы у нас не жалуют. есть один краз лаптежник, а так в основном уралы, камазов меньше. частники пытались на 131-х и 157-х лес возить, но все затихло, хотя один 157 время от времени вижу.
у знакомого два 157-х. один уже разобран на з\ч, теперь возит на тракторе.
но кто реально лесом занимается берут урал (в кредит, лизинг или за наличку), он себя оправдает.
мазы у нас не жалуют. есть один краз лаптежник, а так в основном уралы, камазов меньше.
про лаптежника немогу сказать, у нас их было единицы и не прижились. А вот про маза, собственно помню как менялась техника на предприятии, начало 80-х сплош 157-е, потом появились 131-е, начали вытеснять 157-х, буквально пару лет, но тут появились мазы и уралы, уралы первые были бензиновыми, Мазы модификация 509А с ведущим передком. Позже пришли камазы 4310. В конечном итоге 157-е ездили до списания, 131-е из лесовозов переделали в технички (возили соляру в делянку и пр.) Уралы стояли, потом начали ставить камазовские и мазовские движки и пользовать их на отдаленных участках где нужна проходимость, от камазов отказались т.к. слишком «нежные» и требуют квалифиципрваного ремонта, а вот мазы работали как 157-е до полного списания, проходимость конечно не ураловская, зато везет 25-30 кубов за одну ходку.
У меня такой же почти как у тебя на аватаре. А где леспромхоз? Не Удима?
не, у меня между Нижним Новгородом и Кировым родина, оттуда воспоминания
моя первая машина которой управлял самостоятельно, вобщем трудное детство, деревянные игрушки 😀
Ты не забывай, что это не простой 500-й МАЗ 🙂
Ты не забывай, что это не простой 500-й МАЗ 🙂
конечно не простой, причем перед не просто а через пневмопривод включается, если не ошибаюсь понижайка тоже (крутилка на панели под лобовухой)
моя первая машина которой управлял самостоятельно, вобщем трудное детство, деревянные игрушки 😀 после школы поджидал отца, когда тот во вторую смену едет, и выпрашивал до делянки доехать, прости автар за оффтоп
http://im3-tub.yandex.net/i?id=36311490&tov=3
http://forum.mr-spb.ru/foto/data/574/medium/-509_.JPG (http://forum.mr-spb.ru/foto/data/574/medium/-509_.JPG)
чуть не заревел. простите парни. батя всю жизнь шоферил. а для пацана не было больше радости если отец с собой брал на работу. кстати батя у меня и на таком вот МАЗе ездил:), на этом то, твой, хлысты возил:)
чуть не заревел. простите парни. батя всю жизнь шоферил. а для пацана не было больше радости если отец с собой брал на работу. кстати батя у меня и на таком вот МАЗе ездил:), на этом то, твой, хлысты возил:)
во-во как то раз с хлыстами я его и засадил в 3-х км от делянки, в 2 часа ночи, батя разозлился и лег спать, а меня за трактором отправил, пешком, шел, под каждым кустом волки мерещились, было мне 14 или 15 лет тогда:D до сих пор вспоминаю 😀
Я тебе, зёма, расскажу сейчас:D:D:D:D. бабуля покойная, царство ей небесное, расказывала про отца. Жили они в леспромхозе, по Пермью и такая вот(газогенераторная?правильно?) рабочих на заготовки леса возила. Бабуля и рассказывает: гляжу едут из лесу, все в хлам пьяные и за рулём Валерка мой. А бати не больше 12 лет было:).
+100.
Тогда Газ-63. http://cartruckbus.narod.ru/fotoalbum/ryazan/gaz_63a_1.JPG
http://kuigvik.narod.ru/fotog_4/gaz63-1-s.jpg
63-й больше 5 кубов не утянет, причем дров, т.к. кузов короткий, а деловой лес от 6 метров. На 63-ем мы колымили, пенсионерам дров на зиму как раз такого обьема хватает, вдвоем удобно опять же, заехали поглубже,где не чистят, напилили машину до обеда и поехали клиента искать
63-й больше 5 кубов не утянет, причем дров, т.к. кузов короткий, а деловой лес от 6 метров. На 63-ем мы колымили, пенсионерам дров на зиму как раз такого обьема хватает, вдвоем удобно опять же, заехали поглубже,где не чистят, напилили машину до обеда и поехали клиента искать
Видел, что на МАЗ-509 стали ставить резину от 131, чем сильно увеличивали проходимость. Ну до урала то по проходимости не дотягивали, но к 131 приближались.
Воскресенское?
Сам много в том районе (Юркино, Козиково, Кр. яр, Воскресенское) поездил. Тогда в Кр.Яру ещё узкоколейка действовала. И в Козиково тоже была, но там в работе уже не видел.
А как они спарку заднюю из 131-х колес делали? не не Воскресенск но рядом, Уренский, Варнавинский..
:D:D:D:D:D. наш человек:):):)
😀 сам почти неверю, но офисным планктоном так и не смог стать, видимо юность сказывается:D
[
😀 сам почти неверю, но офисным планктоном так и не смог стать, видимо юность сказывается:D
[
убил:D:D:D:D:D. планктоном:D:D:D:D. ни хрена не романтика:D:D:D
Вот такой. http://www.childrenpedia.org/6/13.files/image019.jpg
это тдт-60, я правда таких не застал, отец на тт-4 работал http://land-tech.narod.ru/tt-45.jpg
порадую вас байкой, писал её на анекдот ру даже лет несколько назад, вобщем бригада лесорубов жила на делянке в вагончике, вагончик на полозьях типо санок, и с делянки на делянку этот вагончик трелевочник перетаскивает, вобщем пришел техник, все осмотрел, дал добро на передислокацию, трелевочник цепляет и поехал, а в вагончике бригада затаилась премию отметить, т.к. по технике безопасности в вагончике быть нельзя во время транспортировки сидели тихо, вобщем санки у вагончика примерзли, а тракторист дернул второй раз порезче и погнал скорее, до новой делянки было километров 10, догадайтесь что было с теми кто в вагончике 😀
А как они спарку заднюю из 131-х колес делали? не не Воскресенск но рядом, Уренский, Варнавинский..
Так они только резину 131 ставили, а диски то родные. По диаметру и ширине вроде размер то одинаковый. Хотя не знаю. Таких машин много видел, а что там и как не интересовался. М.б. и проставки какие использовали.
Я так наоборот, в своё время у них мазовскую резину для своего маза покупал. Чуть-чуть б/у, но очень не дорого.
А я иногда через Арью и Урень в те края ездил (сам из Чебоксар). Это весной, когда через Козиково даже на урале проехать не возможно, и через Ветлугу плавучего моста нет. Это сейчас там мостов настроили.
И в Варнавино неоднократно бывал. Недалеко оттуда дорога из брусчатки есть. Когда первый раз на неё попал сильно удивился. Севернее зоны Восток она идёт.
Так они только резину 131 ставили, а диски то родные. По диаметру и ширине вроде размер то одинаковый. И в Варнавино неоднократно бывал. Недалеко оттуда дорога из брусчатки есть. Когда первый раз на неё попал сильно удивился. Севернее зоны Восток она идёт.
Пожалуй да, ведь ставят на 131-й мазовскую резину как шоссейную.
Про варнавинскую брусчатку отдельная байка, Екатерина 2 (могу соврать но точно кто из великих царей) ехала осматривать восточные владения, сгоняли мужиков и каторжников и за ночь выкладывали брусчатку, днем ехала, следующей ночью повторялось, как то так.
Байка знакомая при случае спрошу у отца
Сейчас тоже вкуриваюсь в такую же тему 157 или 131 (ну не лежит у меня душа к 66-му). Уж извините не буду сыпать ссылками, некогда сейчас мне заново их вышаривать( форум газ 66, грузовик.нет, грузовикпресс, еще чей-то было).
В общем чего плохого у 157: не знаю,как в украйне, а у нас запчастей нэма; при установке более-менее мощного двигателя(типа д245) начинает ломать полуоси, карданы, раздатку; машина не поворотливая и без гидрача, подумайте, за сколько приемов получится развернуться в лесу и сколько за день вы сделаете ходок туда-обратно(вы ж работать на машине собрались).
Чего у 131: запас прочности ходовой примерно такой же как у 157, но движок более мощный и момент с больших оборотов. Большинство поломок трансмиссии происходили именно из-за рывка, когда сначала раскручивали двигатель и пытались рвануть пока он обороты не потерял.
А чего, в Харькове леса много? В смысле лесовозом использовать Зилок. Вроде там его нет почти. Имхо не критично тогда. Зима там-январь-февраль. Не, 157 мне формы нравятся. Но не настолько, чтоб 131 хуже. Это как 469 и 69. Вечная тема. Какой круче. Имхо 469 круче. Но 69 еще лучше. Бери 131 и не парься..
Сейчас тоже вкуриваюсь в такую же тему 157 или 131 (ну не лежит у меня душа к 66-му). Уж извините не буду сыпать ссылками, некогда сейчас мне заново их вышаривать( форум газ 66, грузовик.нет, грузовикпресс, еще чей-то было).
В общем чего плохого у 157: не знаю,как в украйне, а у нас запчастей нэма; при установке более-менее мощного двигателя(типа д245) начинает ломать полуоси, карданы, раздатку; машина не поворотливая и без гидрача, подумайте, за сколько приемов получится развернуться в лесу и сколько за день вы сделаете ходок туда-обратно(вы ж работать на машине собрались).
Чего у 131: запас прочности ходовой примерно такой же как у 157, но движок более мощный и момент с больших оборотов. Большинство поломок трансмиссии происходили именно из-за рывка, когда сначала раскручивали двигатель и пытались рвануть пока он обороты не потерял.
Тест-драйв ЗиЛ-157КД: 800 тысяч километров для пяти карданов
Фантазия у нашего народа богатая, это бесспорно. Залить мушку в эпоксидную смолу, обрезать пружины у Приоры, поставить «шестёрку» на литые диски, назвать автобус «луноходом» – это мы можем. Но в случае с 157-м ЗиЛом уровень фантазии просто зашкаливает: без труда можно насчитать не менее десятка прозвищ этого автомобиля. Самые известные – «Колун», «Утюг» и «Захар» (правда, последним именем называли ещё ЗиС-5 и некоторые другие ЗиСы и ЗиЛы). Также встречаются «Бабай», «Крокодил», «Ступа», «Бэнц», «Полтергейст», «Трумэн», «Семечка» и «Мормон». Ну и самое интересное – «Зензубель», что вообще-то является видом обычного рубанка. Ради какого-то плохого автомобиля народ бы так стараться не стал. Видимо, машина была хорошей, потому что и бабай, и полтергейст у нас запросто могут означать что-то ласковое и родное. Вот мы и посмотрим, чем хорош этот ЗиЛ.
Треть века на конвейере
Судьба благоволила этому автомобилю: тяжёлый грузовик в конце пятидесятых был востребован и на стройках Советского Союза, и, конечно, в армии. К тому времени на дорогах ещё вовсю встречались американские Студебеккеры, которые всеми правдами и неправдами удалось спасти от обязательного возврата в Америку по договору ленд-лиза, были и ЗиС-151. «Студер» был хорош почти во всём, но вот в армии их использовать было нельзя. ЗиС-151 был не то чтобы уж совсем плохим, но некоторые недостатки имел. Он не показал себя хорошим тягачом: мотор оказался слабоватым, любил греться, хотя при этом не имел даже отопителя кабины. Но он позволил избежать многих ошибок при проектировании ЗиЛа-157.
ЗиЛ-157 выпускался с некоторыми изменениями с 1958 по 1991 год. Можно отметить три основные версии этого грузовика: ЗиЛ-157 (1958–1961 гг.), ЗиЛ-157К (1961–1978 гг.) и ЗиЛ-157КД, сборка которого производилась на Уральском автомоторном заводе после прекращения выпуска ЗиЛа в Москве. Все три машины имеют и свои конструктивные особенности. Последние «колуны» во многом унифицированы с ЗиЛом-131, который стал впоследствии приемником ЗиЛа-157 в армии. Более всего на машинах в течение тридцати трёх лет производства менялась трансмиссия, «фишкой» которой на протяжении всех лет оставалось наличие пяти карданов: на передний мост, на средний мост, два кардана – на задний (кардан разделялся на среднем мосту промежуточным узлом) и кардан между «раздаткой» и коробкой передач. Неизменным оставалось одно: отсутствие гидроусилителя рулевого управления, что, как мы увидим в ходе тест-драйва, является серьёзным недостатком. Тем не менее ходят разговоры, что на некоторых партиях ГУР всё-таки есть. Возможно, в силу унификации с ЗиЛом-131 его и смогли туда каким-то образом воткнуть, но документального тому подтверждения найти не удалось.
Сегодня в нашем распоряжении ЗиЛ-157КД 1982 года выпуска. Есть, конечно, у него некоторые «излишества», которых от природы у него не было. Например, стеклоомыватель или кнопка «аварийки». Но в остальном – ЗиЛ как ЗиЛ. Поехали!
«Утюг» как он есть
Для человека, далёкого от истории отечественного автопрома, ЗиЛ-157 может показаться чем-то очень старым и, возможно, не приспособленным к самостоятельному передвижению. Но те, кто ездил на этой машине, подтвердят – это вполне рабочий и надёжный грузовик. Картинку портит его кабина, которую как перетащили со старого ЗиСа, так толком и не поменяли. Отсюда и вид машины прошлого. Выглядит, конечно, интересно, но у такого простого решения есть и некоторые недостатки. Основным бы я назвал ширину крыльев. Красиво, конечно, но добраться до мотора довольно тяжело: крышки капота откидываются по бокам, и доступу к силовому агрегату как раз крылья и мешают. Выход есть: крылья и боковины можно снять. Такое решение не новое: на американских «Студерах» они вообще крепились «барашками», но на ЗиЛе придётся поработать ключами.
Ещё одно интересное решение – расположение бензобаков. Их два, причём основной, объёмом 160 литров, расположен в привычном месте, слева, под бортом за кабиной, а вот второй, дополнительный, разместили сзади под кузовом. Его объём – 60 литров. Насколько же хватает такого количества бензина?
Мотор «съест» его за 600 километров по шоссе. Это, по большому счёту, не так много для советского мотора того времени. Расход по трассе составляет более 30 литров, а на бездорожье и вовсе хорошо за 40. При этом рядная «шестёрка» объёма 5,5 л выдаёт 109 л.с. Первые моторы были чуть слабее – 104 л.с., но в течение срока производства ДВС дважды подвергался модернизации. Первый раз в 1961 году, когда заодно поменяли и сцепление с двух- на однодисковое, и затем – в 1978-м, при этом его во многом унифицировали с двигателем ЗиЛ-131. В частности, поршневая группа нашего ЗиЛа стоит именно от 131-го.
Ещё стоя рядом с машиной, я оценил чрезвычайно ровную работу мотора. И это несмотря на то, что последние 12 лет машина ездит именно с этим агрегатом. Нельзя не отметить и то, что мотор очень просто запускается с помощью «кривого стартера» – пусковой рукоятки. Конечно, при условии его исправности.
За рулём «мормона»
У кабины ЗиЛа-157 есть одно несомненное преимущество по сравнению с его предшественником ЗиСом: она отапливается. Но в остальном – всё то же царство металла. Усаживаемся на сиденье и начинаем рассматривать.
Центральный прибор – спидометр, слева от него – указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. Справа – амперметр и указатель давления масла. Несмотря на то, что тормозная система здесь традиционно для грузовиков пневматическая, и тормоза не работают при критическом падении давления в системе, манометр расположили справа вне основной панели. Чтобы следить за показаниями этого прибора, приходится поворачивать голову. Конечно, если привыкнуть, то это не кажется недостатком, но хотелось бы, чтобы показания манометров (их два – давление в системе и в колёсах) можно было бы захватывать без отвлечений от дороги. Подсветка приборов сделана отдельными плафонами, что, в общем, было вполне в духе времени. В целом ничего новаторского «приборка» 157-го ЗиЛа предложить не может.
В нашей машине стартер приводится в действие ключом, но раньше на ЗиЛах была педаль стартера. Запускаем двигатель, слегка нажимая на педаль акселератора.
Как раз к педальному узлу есть существенные претензии. Если педали сцепления и тормоза стоят как положено, то педаль тормоза сильно выбивается из общего ряда. Она выдвигается ближе к водителю, и для того, чтобы надавить на неё, приходится перетаскивать ногу с педали газа на приличное расстояние. На это уходит время. С одной стороны, на машине, которая не ездит быстрее 60-65 км/ч это не так уж страшно, но с другой стороны – не важно это ЗиЛу, а вот, например, Жигулям, которые решили внезапно затормозить перед носом грузовика, может быть очень важно. Тем более что пневматические тормоза в любом случае имеют некоторую задержку реакции на нажатие педали. Почему нельзя было сдвинуть педаль чуть вперёд – загадка.
Повернуть руль на месте – задача сложная. Почти невыполнимая, я бы сказал. Но в движении руль кажется вполне лёгким, и рулить было бы совсем прекрасно, если бы не одно но – неожиданно сильная реакция на руле от передних колёс. Впрочем, владелец автомобиля Александр подтверждает: такое поведение рулевого управления – особенность 157-го. Более того, с этим фактом связана ещё одна особенность, и это выбор резины на переднюю ось. Самую лучшую следует всегда ставить вперёд, а что там стоит на среднем и заднем мосту – ЗиЛу наплевать. Зато чуть «квадратная» покрышка на переднем колесе нормально ездить не даст – руль будет сильно «бить».
Трогаемся сразу со второй передачи: первую включаем только при сильной загрузке или в тяжёлых дорожных условиях. Не забываем, что есть ещё и «раздатка» с пониженной передачей, но у нас не было подходящего случая загнать машину в такую грязь, чтобы воспользоваться этой возможностью.
Тянет «зиловский» мотор уверенно, на третью передачу переходим почти сразу. Всего же передач пять, а с учётом максимальной скорости длинными их назвать никак нельзя.
Во время движения появляется ещё одно замечание к машине: правого крыла не видно вообще, а «нос» моторного отсека закрывает всё, что творится на противоположенной от водителя стороне. При этом габариты спереди можно оценить по защитной решётке левой фары, что довольно удобно. Нам повезло, что боковые зеркала у нас не штатные: «родные» зеркала очень маленькие, в них практически ничего не видно.
На небольших скоростях ехать даже комфортно. Да, ЗиЛ разгоняется медленно, как и подобает грузовику, к тому же старому. Но тяге литражного бензинового мотора с самых низов могут позавидовать многие дизели. Неожиданно приятно удивляет работа КПП: свойственной ЗиЛу «разболтанности» рычага нет, все передачи включаются легко, ход рычага для советского грузовика достаточно скромный. Да и отсутствие необходимости топтать педали «двойным выжимом» тоже оказалось приятным сюрпризом.
«Что день грядущий нам готовит. »
Приходится признать: большинство «колунов» свою жизнь уже окончило. Тем не менее они до сих пор встречаются в районах, где к машине предъявляется не так много требований: нагрузить как можно больше, проехать как можно дальше, при необходимости – отремонтировать «на коленке». Таких мест в России много.
Наш ЗиЛ ведёт совсем другую жизнь. Он вполне рабочая машина и занимается грузоперевозками, причём на достаточно большие расстояния. Из Петербурга он ездит и в Москву, и в Карелию. На первый взгляд – фантастика какая-то. Но почему бы и нет? Он уже прошёл 800 тысяч километров, и при уходе, который ему обеспечил заботливый и умелый нынешний владелец, проедет ещё столько же. Главное – знать, как этот грузовик эксплуатировать правильно.
Об одной особенности мы уже говорили: нельзя «крутить» мотор слишком сильно, он этого не любит. А вот современные моторные масла ЗиЛ оценил, и хозяин отметил этот факт. Если раньше при вскрытии моторов (два из них были «убиты» по неопытности «гонками» на шоссе) были видны следы износа, то на современной «минералке» мотор ходит гораздо дольше. Был, правда, не слишком успешный опыт использования присадки в масло: центробежный фильтр её просто выкинул. Ну, значит, и не очень надо было.
Мы уже говорили, что есть на машине несколько неоригинальных деталей. Потребовалась установка стеклоомывателя, организация работы указателей поворотов в режиме «аварийки», более крупные зеркала. Всё это – для успешного занятия грузоперевозками. Поэтому тут появилась и магнитола: мотора-то в кабине почти не слышно, и музыка в дороге не помешает. Заменил Александр и радиатор «печки»: у родных периодически отваливались патрубки, поэтому удалось воткнуть теплообменник от «восьмёрки». С ним проблема исчезла.
По хорошей дороге в машину можно загрузить до пяти тонн. Это так инженеры думали, на самом деле ЗиЛ без особого труда тащит восемь. И самое главное – он не подводит своего хозяина. Работает, даже не подозревая, что многие его считают уже стариком.
Жаль только, что работы в кризис не хватает. Приходится сниматься в кино, а душа требует дороги. И настоящей работы, достойной надёжного грузовика.