что нужно для того чтобы быть хорошим слушателем
Как стать активным слушателем
Умение слушать является одним из самых важных и недооцененных. То, насколько эффективно вы умеете слышать человека и воспринимать информацию, может повлиять на успех в работе и взаимоотношениях с другими людьми. Сегодня таким навыком обладает небольшой процент человечества, потому что каждому кажется, что его точка зрения незыблема и основана на личном опыте и фактах. На самом деле это далеко не так, а правда зачастую бывает с разными оттенками. К тому же слушать намного важнее, потому что так вы сможете узнать больше, нежели просто потратить час своей жизни и высказать точку зрения, которую и так знаете.
Зачем нужно слушать и слышать? Например:
Особого секрета здесь нет: для того, чтобы научиться слушать, нужно практиковать это каждый день. Вам нужно проявлять сознательные усилия для того, чтобы не только слушать, но и слышать собеседника.
Помните, что вам совсем необязательно соглашаться с человеком для того, чтобы прослыть хорошим слушателем. Этот навык означает понять точку зрения человека без осуждения и прерываний.
Исследования подтверждают, что в любом диалоге человек обращает внимание на 25% сказанного. Эта гнетущая цифра только подтверждает то, что мы не умеем слушать. При этом эти цифры даже не учитывают то, что мы не умеем или не хотим считывать язык тела собеседника, а ведь эта информация подчас даже важнее слов. Иногда нам даже кажется, что мы поняли главную мысль и перестаем слушать. А что если не поняли? Словом, изучайте навыки активного слушателя и получайте от диалогов максимум.
Есть пять ключевых техник для приобретения умения активно слушать.
Обратите свое внимание
Чтобы вы не просто воспринимали информацию, а воспринимали ее осознанно и активно, заставьте себя обратить внимание на человека:
Покажите, что слушаете
Это важно, потому что в этом случае собеседник воодушевится и сможет стать более откровенным. У всех людей есть внутренние барьеры и опасения, поэтому если человек видит, что его слушают, он доверяет, раскрывается и предоставляет больше информации.
Используйте свой язык тела для того, чтобы показать собеседнику, что слушаете его:
Обеспечьте обратную связь
Наши персональные фильтры, суждения и убеждения могут исказить информацию. Ваша роль как слушателя — максимально объективно понять то, что он говорит. Размышляйте над тем, что было сказано без эмоций и задавайте вопросы.
Избегайте суждений
Как только вы начинаете судить, то моментально перестаете слышать и воспринимать информацию. Все, что скажет человек в этот момент, будет отфильтровано вашим мозгом и вы начнете искать в его дальнейших словах подтверждения своих суждений и предположений. К тому же вы можете начать перебивать человека, что не укрепит ваши доверительные отношения.
Реагируйте соответствующе
Активный слушатель уважает собеседника и старается понять его точку зрения.
Для того, чтобы стать активным слушателем вам потребуется максимальная концентрация. Поэтому хотя бы на время диалога отложите телефон в сторону и сосредоточьтесь. Помните, что умение слушать — это навык, который развивается так же, как и все другие. Вам нужна дисциплина и искреннее желание понять собеседника.
Что нужно для того чтобы быть хорошим слушателем
Большинство советов по эффективному слушанию сводятся к тому, чтобы не перебивать, кивать, подбадривающе мычать, а затем сказать что-то вроде «Правильно ли я понимаю, что ты…» Но авторы статьи из книги «Как оставаться человеком на работе» доказали бесполезность такой стратегии. А что тогда делать? Давайте разбираться.
Неожиданные качества
Джек Зенгер и Джозеф Фолкман изучили поведение 3492 участников программы, призванной помочь менеджерам стать успешными коучами. Навыки каждого оценивались по методу круговой оценки. Сначала исследователи выяснили, какие участники считались лучшими слушателями. А затем сравнили их с остальными и сформулировали 20 характеристик, которые выделяли лидеров. В двадцатку попали и традиционные качества, и весьма удивительные. Все они объединены в четыре группы.
1. Уметь хорошо слушать — не значит молчать, когда кто-то другой говорит. Наоборот: люди считают лучшими слушателями тех, кто изредка задает вопросы, ведущие к открытиям и пониманию. Даже если реплики аккуратно оспаривают предыдущие тезисы, эта критика конструктивна. Молча кивать — не значит слушать. А вот хороший вопрос покажет, что человек не просто воспринял, но и понял речь настолько, чтобы заинтересоваться дополнительной информацией.
Чтобы быть хорошим слушателем, нужно задавать вопросы. — Источник
2. Общение должно укреплять самооценку собеседника. Лучшие слушатели ведут себя так, чтобы разговор оставил положительное впечатление. А этого не произойдет, если слушатель не принимает участия в разговоре — и уж тем более, если жестко критикует говорящего. Хорошие слушатели стараются вселить уверенность в другого человека и продемонстрировать поддержку.
3. Умение хорошо слушать означает совместный диалог. В приведенном авторами примере участники давали друг другу обратную связь. Никто не реагировал на комментарии агрессивно. А вот плохие слушатели ведут себя недружелюбно: слушают только затем, чтобы найти в аргументах или логике собеседника ошибки, и используют паузы для нового удара. Такая тактика годится для дебатов и даже поможет победить, но не сделает хорошим слушателем. Люди, умеющие слушать, могут сомневаться в предположениях человека и не соглашаться с его мнением. Но даже в таких ситуациях собеседник чувствует, что другая сторона пытается ему помочь, а не выиграть спор.
4. Хорошие слушатели советуют. В исследовании они неизменно давали обратную связь — и так, чтобы собеседник ее принимал. Это помогало взглянуть на предмет обсуждения по-новому. Такое открытие немного удивило авторов, поскольку люди часто жалуются: «Мой партнер не дослушал меня, а перебил и попытался решить проблему». Возможно, вопрос не в самих советах, а в том, как они звучат. Еще один возможный вариант: мы с большей вероятностью воспримем рекомендации людей, которых уже считаем хорошими слушателями. Если человек все время молчит и затем вмешивается с советом, его вряд ли посчитают надежным. То же самое произойдет, если человек сначала спорит или критикует, а потом дает совет.
Многие думают, что хороший слушатель впитывает все слова собеседника как губка. Но исследование показывает, что он скорее похож на батут. Вы можете сыпать идеями, но хороший слушатель не присваивает их и не поглощает вашу энергию. Он дополнит ваше мнение, даст ему новый заряд и поможет разобраться в ситуации. Он поднимет вам настроение, так как не просто пассивно впитывает, а активно поддерживает.
Приятная беседа выглядит примерно вот так. — Источник
На каком вы уровне?
Существуют разные уровни слушания. Не каждая беседа требует самого интенсивного режима, но многие разговоры пройдут успешнее, если вы проявите больше внимания к собеседнику. Какой уровень понадобится в вашей ситуации — решать вам.
Уровень 1: слушатель создает безопасную среду, в которой можно обсуждать сложные или эмоциональные вопросы.
Уровень 2: слушатель убирает отвлекающие предметы, например телефон и ноутбук, концентрируется на собеседнике и поддерживает подходящий зрительный контакт. Такое поведение влияет не только на отношение собеседника. Оно моментально отразится на настроении и чувствах самого слушателя: ваш настрой меняется, а умение слушать только растет.
Телефон на этом снимке точно лишний. — Источник
Уровень 3: слушатель стремится понять суть слов другого человека. Он улавливает смысл идей, задает вопросы и формулирует проблему, чтобы убедиться, что интерпретирует все правильно.
Уровень 4: слушатель наблюдает за невербальными подсказками — мимикой, потоотделением, частотой дыхания, жестами, позой и другими малозаметными сигналами тела. Считается, что с их помощью мы передаем 80% информации. Некоторым это кажется странным, но на самом деле мы слушаем не только ушами, но и глазами.
Уровень 5: слушатель все больше понимает, какие эмоции и чувства испытывает собеседник при разговоре. Он определяет и признает их. Слушатель сопереживает и подтверждает значимость этих чувств. Он поддерживает, но не осуждает.
Уровень 6: слушатель задает вопросы, чтобы прояснить идеи собеседника и помочь ему взглянуть на проблему в новом свете. Для этого он делится своими мыслями, которые могут оказаться полезными для партнера.
Важно: хорошие слушатели никогда не переводят разговор на себя и не делают темой разговора свои проблемы и интересы.
Что дальше?
Каждый из уровней опирается на предыдущий. Если вас обвиняют в том, что вы советуете вместо того, чтобы слушать, вам стоит вернуться на шаг назад: убрать отвлекающие предметы и активно сопереживать. Лишь тогда ваши рекомендации оценят по достоинству.
Авторы статьи сделали еще одно интересное наблюдение: люди оценивают свою способность слушать примерно так же, как умение управлять машиной. Многие считают, что делают это лучше остальных. И заблуждаются.
Поэтому, когда в следующий раз решите выслушать кого-то, вернитесь к образу детского батута. Лучшая форма слушания очень похожа на него Она заряжает энергией, ускоряет, помогает взглянуть на ситуацию с другой стороны и развивает идеи. Собеседнику точно понравится.
Как стать хорошим слушателем – 8 способов
Что вы чувствуете в тот момент, когда вы рассказываете собеседнику нечто интересное и через некоторое время видите, что он совсем не слушает? Возможно, вам было бы неловко в такой ситуации.
К большому сожалению, многие люди не умеют слушать. Большинство людей притворяется, что они слушают собеседника. Но быть по-настоящему хорошим слушателем – это работа. Работа над собой. Хорошая беседа, когда человек общается с другим человеком, и есть обратная связь. Но большинство людей не умеет слушать. Они не воспринимают информацию, которую дает другой человек. Может и скучно слушать собеседника, однако, умение слушать — это необходимая составляющая хорошей беседы. Когда вы с кем-то общаетесь и обращаете внимание на то, что говорит собеседник – это знак уважения. Часто нужна сила воли и концентрация на то, чтобы внимательно слушать собеседника. Людей может задеть то, что вы их не слушаете. Поэтому очень важно быть внимательным слушателем.
Почему люди не слушают других людей?
Можно научиться навыкам, которые позволят вам внимательно слушать собеседника. Но сначала рассмотрим, что делает вас плохим слушателем.
Вы слишком увлечены своими мыслями
Наверняка у многих людей есть такая увлеченность. Мы всегда погружены в какие-то мысли. Однако в беседе это выглядит некрасиво. Вы как бы не участвуете в этой беседе. Возможно, то, что говорит ваш собеседник, совсем не захватывает. Однако нужно проявлять уважение к собеседнику и попутно отвечать или задавать вопросы. У нас всегда есть возможность направить разговор в другое русло. Поставьте себя на место собеседника. Когда подойдет ваша очередь говорить, вы обязательно захотите, чтобы вас кто-то выслушал.
Вы категорически не согласны с тем, о чем говорит собеседник
Этот пункт делает вас плохим слушателем. Конечно, вы можете быть не согласны с мнением говорящего. Однако, если вы слишком активно убеждаете собеседника в обратном – вы явно перегибаете палку. Нужно учиться дипломатии и стараться прийти к общему знаменателю. Ярое несогласие с собеседником – еще не повод резко дать волю эмоциям, отвлечься от собеседника и бурно доказывать свою правоту. Нужно учиться дипломатии.
Вы делаете тысячу вещей в то время, когда слушаете собеседника
Невозможно слушать кого-то, когда вы читаете, пишите смс, залипаете в смартфон, играете в приложения и так далее. Люди постоянно отвлекаются на другие занятия во время беседы. Если вы действительно собираетесь слушать собеседника, то вы должны просто его слушать! Невозможно по-настоящему слушать кого-либо и в то же время одновременно что-то делать. Если у вас дела, тогда просто сообщите знакомому, что вы заняты и договоритесь о другом времени. Все предельно просто.
Вы судите о человеке только по внешнему виду
Когда вы слушаете, вы решаете, что собеседник совершенно не в теме. Как эксперт, вы знаете намного больше. Какой смысл тогда вообще слушать?
Как только вы начинаете слушать собеседника, вы думаете, что он не осведомлен в вопросе. Тогда вы просто пропускаете информацию мимо ушей. Но как говорится, не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. Возможно, вы действительно не все знаете. Чтобы все узнать, достаточно прослушать собеседника от начала до конца. Нельзя судить о человеке по его акценту, артикуляции и манере речи. К примеру, вы общаетесь с человеком, которому за 80. Вполне вероятно, что он нехорошо разговаривает. Однако вместе с тем он может прекрасно знать язык и владеть информацией на все 100 %. Или вы разговариваете с иностранцем. Он может не так хорошо говорить, нужно делать на это скидку.
Теперь вы знаете о том, что делает вас плохим слушателем. Если ни один пункт вам не подходит, тогда замечательно. Вы отличный слушатель. Однако если какой-то пункт соответствует вашим характеристикам, рекомендуем читать дальше.
Рассмотрим, как стать отличным слушателем
Принимайте активное участие в разговоре
Хороший слушатель внимательно слушает собеседника. Он не отвлекается на свои часы, смартфон и не думает о вечерних планах. Он полностью сосредоточен на разговоре с собеседником. Полная концентрация на беседе – это активное слушание.
Перебирать мысли в голове – это нормально. Мы же люди, в конце концов. Но хороший слушатель быстро возвращается к теме разговора, даже если немного отвлекается. Вместе с тем можно посмотреть в сторону, однако вы не теряете ход беседы.
Используйте позитивный язык тела
Язык тела может говорить о многих вещах. По тому, как вы двигаетесь, в какое положение вы ставите руки или ноги, можно определить, интересно вам, скучно, или вы испытываете беспокойство?
Язык тела – невероятно интересная и полезная тема. Наверняка вы слышали про сериал «Обмани меня». В сериале рассказывается, как можно разоблачить человека судя по его мимике и жестам. Для лучшего понимания языка тела советуем прочитать книгу автора Джо Наварро «Я вижу, о чем вы думаете», а также книгу автора Пола Экмана «Узнай лжеца по выражению лица».
Можно легко понять, каков язык тела хорошего слушателя. Хороший слушатель всегда слегка наклоняется к собеседнику. Он выражает любопытство к тому, что сказал собеседник. Хороший слушатель всегда заинтересован в общении, улыбается собеседнику и выражает неподдельный интерес. Он дает понять собеседнику, что его слушают.
Когда мы общаемся, мы всегда хотим, чтобы нас услышали, чтобы была обратная связь. Например, вы говорите супругу: «Какой тяжелый денек сегодня выдался!». Если ваш супруг молча кивает головой и продолжает читать новости инстаграмма или вконтакте, то это не будет хорошим ответом.
Но что если ваш супруг посмотрел на вас вопросительным взглядом, убрал в сторону смартфон и сказал вам: «Да? Что случилось?». Как бы вы почувствовали себя? Услышанной.
Старайтесь не перебивать говорящего
Уверен, что если бы вас перебили на половине вашего высказывания, вам точно было бы неприятно. Перебивать другого человека – грубо. При перебивании мы чувствуем себя не в своей тарелке.
Перебивать – значит не уважать другого человека. По-простому говоря: «То, что я говорю, намного важнее того, что говорите вы». Когда вы перебиваете собеседника, он не чувствует свою значимость. Он чувствует разочарование.
Если вы перебиваете собеседника для того, чтобы с ним согласиться, возразить ему и так далее, то он теряет нить высказывания. К нему приходит чувство разочарования. Чтобы этого не произошло, просто подождите до конца, пока он не выскажет свою мысль. Проявляйте уважение к собеседнику и ждите своей очереди.
Задавайте попутные вопросы
Когда вы задаете вопросы собеседнику, то это значит, что вы проявляете интерес к разговору. Если кто-то рассказывает вам о поездке в Сочи на Роза Хутор, не отвечайте простыми словами в духе «Круто», «Классно», «Понятно» и так далее. Это покажет, что вы не сильно заинтересованы в беседе. Гораздо лучше спросить: «Вам понравилась поездка?», «Здорово, куда вы ходили во время поездки?», «Что вам больше всего понравилось во время путешествия?» и тому подобное. Собеседник высоко оценит вашу заинтересованность. А ведь для этого всего лишь нужно было задать парочку вопросов.
Просто слушайте
Возможно, этот пункт покажется странным. Вы и так слушаете собеседника и разговариваете с ним. Это происходит на автопилоте. Но иногда нужно предоставить собеседнику свободу в разговоре, когда ему нужно тщательно высказаться вам. Все что вам требуется – это слушать, улыбаться, кивать головой. Тогда ваш собеседник, видя, что вы внимательно его слушаете, оценит вас по достоинству.
Следите за ходом беседы
Хороший слушатель запоминает то, что сказал собеседник, и следит за ходом всей беседы.
Например, вы недавно разговаривали со своим знакомым Дмитрием. Он вам рассказал, что ему предложили работу в крупной фирме на хорошей должности в Москве. Они с женой решили переехать в Москву. При следующей встрече вы спросили про его планы по переезду в Москву. Таким образом, Дмитрий вспомнит недавний ваш разговор, и он убедится в том, что вы заинтересованы в общении.
Согласно исследованиям, люди, которые задают попутные вопросы, становятся хорошими руководителями и устраиваются на хорошую работу.
Держите секреты в тайне
Если вы действительно хотите стать хорошим слушателем, старайтесь слушать с ответственностью. Если вы слышите что-то тайное и конфиденциальное, старайтесь держать это в секрете. Даже если вы жаждете рассказать это своим друзьям. Быть хорошим слушателем – значит держать информацию в тайне.
Не нужно распространять конфиденциальную информацию. Убедите собеседника в том, что сохраните эту информацию и ни с кем ей не поделитесь. Они почувствуют облегчение, что у них есть хороший друг/знакомый, который сохранит важную информацию в тайне. Хранение секретов делает взаимоотношения более глубокими и формирует взаимодоверие.
Поддерживайте зрительный контакт
Когда человек говорит, он знает, что говорит значимые вещи. Он не хочет, чтобы в процессе прослушивания собеседник отвлекался, читал новости, смотрел на ногти и так далее. Говорящему нужен зрительный контакт. Зрительный контакт означает, что то, о чем сейчас идет речь, имеет ценность.
Будьте внимательным слушателем, и таким образом, вы улучшите отношения с другим человеком. В настоящее время люди стали реже прямо общаться из-за смартфонов и социальных сетей. Вы сможете построить честные и глубокие отношения, просто присутствуя при этом. Уделяйте внимание, задавайте вопросы. Это позволит собеседнику почувствовать, что его слова имеют большое значение.
8 привычек, которые помогут убедить всех, что вы хороший слушатель
Как стать внимательным собеседником, чтобы изменить жизнь к лучшему
А вы умеете слушать других, не перебивая? Сложно, правда? Когда в рассказе собеседника возникает пауза, так и тянет подсказать ему слово, которое он забыл или еще не придумал. В этом есть что-то рефлекторно-приятное, увлекательное, но в то же время, по отношению к тому, с кем вы говорите — ненужное, несдержанное и даже невежливое.
Заканчивая чью-то мысль, пусть из лучших побуждений, мы мешаем собеседнику изложить персональную точку зрения. Даже в самых простых разговорах большинство людей будут признательны, если им дадут время, чтобы продолжить или закончить мысль. Ради практики уважения к ближнему психологи рекомендуют базовый метод, который помогает выглядеть хорошим слушателем и заключается в следующем: перед тем, как вставить слово или помочь абоненту продолжить рассказ, сделайте вдох — нет, не надо таращить глаза и на минуту замирать с надутыми щеками, просто нормальный 2-3-секундный вдох и выдох.
Не сомневайтесь, это работает. Моя подруга, которая сейчас живет во Франции, часто делает паузу, прежде чем высказаться, в основном потому, что ее французский оставляет желать лучшего. В результате все новые знакомые твердят ей, что она потрясающий слушатель — а это очень удивило бы ее русских друзей. Так что берите на вооружение полезный навык, который способствует положительной репутации: придержите язык и вдохните, представляя, что этот самый язык вам не родной. Подарите собеседнику момент тишины, чтобы найти нужное слово и продолжить.
Умение слушать — один из важнейших навыков на пути к популярности, успешной карьре и лидерству. В теории многие знают, что это хорошо, но далеко не каждый тратит время, чтобы научиться быть внимательным собеседником. Тем более, когда вокруг полно поводов отвлечься — от повсеместного притока информации до социальных сетей и навязчивых сигналов из привычных гаджетов.
Как прокачать навыки слушателя
«Секрет влияния на людей не в умении говорить, а в умении быть хорошим слушателем».
Дейл Карнеги
Чтобы стать хорошим собеседником, необходимо научиться слушать. Это противоречие объясняется очень просто: мы хотим прежде всего высказаться и редкий человек, который захочет нас выслушать, будет очень ценен. Перефразируя известное выражение, нам даны два уха для того, чтобы слушать, учиться и собирать информацию прежде, чем найдется повод что-либо сказать.
Хороших слушателей так мало потому, что из всех навыков общения это — самое трудное. Ведь нужно унять свое эго, обратить внимание на проблемы и мир другого человека и набраться терпения. Кажется, это практически невозможно. И все же есть теории и способы, которые помогут приобрести этот навык. Вот они.
Четыре стиля
В 1971 году Ларри Баркер предложил теорию четырех стилей активного слушания, которая затем была дополнена Китти Уотсон в 1995 году. Она гласит, что для того, чтобы стать хорошим слушателем, нужно использовать один из четырех стилей.
Ориентированный на людей. Если вы будете отдавать все свое внимание собеседнику, то проявите заботу. Необходимо понять жизненную позицию и историю другого человека, использовать его рассказы как средство понимания. Будьте сосредоточены на эмоциях.
Когда вам интересен человек, слушать его не составляет труда. Он это чувствует и с удовольствием продолжает свой рассказ.
Ориентированный на содержание. Вы можете ориентироваться на то, что было сказано, а не на самого человека. Стремитесь сосредоточиться на фактах и доказательствах, разбираться в деталях.
Не думайте о том, что хотите сказать, а внимательно оценивайте рассказ собеседника. Это значит не озвучивать заготовленные фразы, а строить беседу, исходя из сути рассказанного.
Ориентированный на действие. Обращайте внимание на то, к чему призывает диалог: на советы и следующие действия.
Ориентированный на время. Заранее определите, сколько времени можете выделить на беседу. Часто нам тяжело слушать, если непонятно, насколько затянется диалог. Мы нервничаем и получаем стресс вместо продуктивного общения. Если у вас будет доступно 30-40 минут — это позволит вести беседу неспешно, если 1-2 минуты, тогда придется говорить лишь по делу.
Плохие привычки слушателя
Чтобы стать хорошим слушателем, нужно понимать, чего делать не нужно. На этот счет имеется три подхода.
Николс и Стивенс в 1957 году предложили следующий список плохих привычек:
Робертсон в 1994 году предлагает свой вариант:
Уже знакомые нам Баркер и Уотсон составили такой список грехов слушателя:
Интересно отметить пересечения в этих трех списках. К основным аспектам относятся: неуважение к собеседнику, зацикленность на деталях и отсутствие банальной вежливости.
Если вам характерно большое количество ошибок, попытайтесь искоренять их поочередно. Начните с того, чтобы не позволять себе перебивать собеседника, затем сосредоточьтесь на визуальном контакте или языке тела.
Активное слушание
Чтобы слушать активно, вы должны дать другому человеку говорить, поощряя его и используя соответствующий язык тела. Особенно, когда собеседник не уверен в себе. Поощрение способно превратить скучный диалог в увлекательный.
Отражение. Когда на вас отражается сказанное, вы демонстрируете, что слышали все, о чем сказал собеседник. Переживайте те эмоции, которые соответствуют ситуации, при помощи языка тела.
Тотальное слушание. Роджерс и Фарсон (1979) описывают активное слушание как «лучший способ добиться изменений в людях». Они рекомендуют три его вида:
Подведение итогов. Обратная связь показывает собеседнику, что его правильно поняли. Во время диалога несколько раз подводите итог его словам.
Демонстрация уважения. Как указывают Роджерс и Фарсон: «Уважение проявляется в активном слушании и полной вовлеченности в диалог».