что по вашему мнению является признаком хорошего руководителя
Советы менеджера: 10 признаков хорошего начальника
После сериала «Плохие начальники» у многих может сложиться впечатление, что в нашей жизни есть только плохие начальники. Однако существуют и хорошие. Именно они создают самые лучшие продукты, делают самые лучшие сервисы, а управляемые ими компании развиваются быстрее других. Мне в жизни повезло, потому что я работал под управлением трех отличных начальников и многому у них научился. Но идеальных начальников не существует. У каждого хорошего начальника куча недостатков, которые зачастую являются продолжением их достоинств.
Хороший начальник – явление относительное. О том, что у тебя хороший начальник, зачастую не догадываешься, когда работаешь под его управлением. Ты видишь в нем кучу недостатков, тебя раздражает, что он к тебе требователен и даже порой придирчив. Но как только ты переходишь в другое место и встречаешься с другим начальником, твой прежний руководитель начинает казаться тебе просто образцом хорошего начальника. Потому что его достоинства воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Его недостатки теперь не кажутся такими серьезными, а требовательность настолько много тебе дала с точки зрения развития, что это уже кажется даром свыше. Бывает и наоборот: человек, казавшийся хорошим начальником, оказывается совершенно не таким после знакомства с другим начальником, который кардинально лучше, интереснее и позитивнее.
Тем не менее есть несколько абсолютных признаков хороших начальников, которые позволят точно сделать вывод, что он действительно хороший. Признак первый: хороший руководитель – это человек, который ведет за собой. Это не значит, что он должен бегать с флагом или громко говорить. Есть настоящие лидеры, которые тихо и спокойно разговаривают, которые не стремятся выделиться. Но когда ты общаешься с таким человеком, у тебя возникает стойкое ощущение: он лидер. Или не возникает.
Признак второй: у хорошего начальника всегда есть воодушевляющая цель. Это не может быть цель заработать себе много денег или что-то подобное. Воодушевлять эта цель должна не только его, но и всех его сотрудников и коллег. Наличие такой цели, которая объединяет организацию, подразделение, компанию, – важнейшее свойство хорошего начальника.
Признак третий: принципы и ценности начальника должны разделяться теми, кто работает на этого начальника. При этом даже не обязательно, чтобы эти принципы и ценности в общечеловеческом смысле были хорошими и правильными. Главное – чтобы они разделялись всеми и последовательно выполнялись. Но организации, объединенные положительными ценностями, дают гораздо больше и обществу, и себе самим. Мой топ-лист принципов и ценностей таков: уважение и доверие; держать слово; защищать своих от чужих; слушать и слышать; закон и порядок для всех без исключения, включая начальника.
Признак четвертый: начальник сохраняет позитивный настрой, делает свою работу с юмором и дарит позитив своим сотрудникам. Безусловно, начальник не может всегда улыбаться и радоваться. Решая сложные и крайне неприятные задачи, он бывает и негативным, и жестким, а порой и жестоким. Но если подавляющая часть управления строится на негативе, это верный знак того, что здесь не все хорошо.
Признак пятый: наличие у начальника опыта и знаний. Возможно, на первом этапе начальник может не разбираться в индустрии и не знать компанию, которую он возглавляет. Но через какое-то время разбираться в индустрии и в том, что происходит в организации, он просто обязан. Иначе он не может быть хорошим начальником.
Признак шестой и важнейший: хороший начальник достигает результата. Людям нравится побеждать, настоящие команды складываются тогда, когда сообща достигают результата. Настоящим хорошим начальником человек становится только тогда, когда вместе с ним, а не вопреки ему организация достигает результата. Бывают и поражения. Но то, как вместе с начальником организация исправляет ошибки и борется с поражениями, какие уроки извлекает, чтобы это не повторилось вновь, – это тоже результат. Главное, чтобы эти ошибки и поражения не следовали одни за другими.
Признак седьмой: хороший начальник ненавязчиво становится примером для подражания. В том, как он общается с сотрудниками, как мыслит и как говорит. Что делает и что не делает. И люди следуют этому примеру не по приказу, а просто потому, что им это нравится.
Признак восьмой: хороший начальник говорит спасибо. Он делает это регулярно и с удовольствием. Его спасибо очень много значит. Потому что оно за дело – там, где нет никаких достижений, спасибо точно не получишь. Но помимо позитивной обратной связи хороший начальник прямо и честно дает понять, что не нравится. Это позволяет всем членам этой организации понимать систему координат.
Признак девятый: начальник – это не звезда, которая блистает на фоне своих посредственных сотрудников. Все с точностью до наоборот. Хороший начальник – это тот, который знает: его главное достояние и ресурс – это его сотрудники. Хороший начальник презентацию успехов организации предоставляет своим сотрудникам, а ошибки и неудачи представляет сам. Хороший начальник развивает своих сотрудников. И получает истинное, нескрываемое удовольствие, наблюдая за тем, как его сотрудники становятся сильнее и опытнее его самого в своих областях.
Признак десятый: хороший начальник не теряет связь с реальностью. Хотя ему реже говорят суровую правду, ему часто рисуют не вполне реалистичную картину как в отношении того, чем он руководит, так и в отношении его самого. Опасность забронзоветь возрастает прямо пропорционально результативности начальника. Чем лучше результаты, тем выше эта опасность. Именно поэтому многие хорошие начальники в какой-то момент перестают быть таковыми, теряя связь с реальностью. И только самокритичность, трезвая самооценка и система сбора и обработки обратной связи позволяют хорошему начальнику оставаться хорошим.
Как пользоваться 10 признаками. Хотите проверить, насколько хорош ваш начальник? Поставьте против каждого признака галочку, если у вашего начальника этот признак есть, и сосчитайте количество галочек.
Позвольте сделать предположение, что вы сами начальник и сами себя оценили. Точное наличие всех 10 признаков означает, что перед нами идеальный начальник. А таких не бывает. Спросите своих подчиненных, коллег, и вы удивитесь, насколько в реальности вы далеки от идеала. Судя по всему, у вас проблемы с 10-м признаком.
Это очень высокий результат. Тот, кто набрал столько, по-настоящему хороший начальник. Но если вы оцениваете сами себя, смело вычитайте минимум 2 галочки. Знаю я начальников: это всегда люди с завышенной самооценкой и склонностью к потере адекватности. Только проверьте, чтобы первый признак был отмечен. Это самое главное. Без этого признака все остальное смысла особого не имеет. И даже будет странно, что все остальное есть, а этого нет.
Неплохой результат для начальника. Но начальнику есть над чем и очень серьезно работать, если он действительно хочет стать по-настоящему хорошим. Правило вычитания 2 галочек при самооценке здесь тоже работает. Не расслабляйтесь.
Такого количества галочек явно недостаточно для того, чтобы быть хорошим начальником.
Все понятно. Для точной диагностики читаем сериал «Плохие начальники». Плохие начальники ведь тоже не по всем пунктам плохие. У них тоже есть что-то от хороших начальников. Но если начальник набрал всего 3 галочки из 10 или даже меньше, то он просто плохой начальник.
* Автор – генеральный директор компании «Вымпелком»
10 признаков хорошего руководителя
Какой он, начальник мечты? Work.ua выделил 10 качеств, которые наиболее четко характеризуют сильного руководителя, чтобы вы с легкостью могли понять, насколько повезло вам или вашим подчиненным.
С тем, что плохие начальники существуют, сложно не согласиться. С ними сталкивался каждый, а вот какие они, талантливые руководители и эффективные менеджеры? Work.ua выделил 10 качеств начальника мечты.
Уверены, что руководителям будет интересно проверить себя, а работникам — оценить своего шефа.
Они вдохновляют
За сильным лидером хочется идти, ведь он умеет вдохновлять. А знаете, что вдохновляет сильнее всего? Когда человек верит в свое дело и горит им.
Истинная любовь к тому, чем вы занимаетесь, всегда чувствуется и подкупает.
Когда коллектив работает не только ради денег, а ради какой-то сильной цели — это совсем другой уровень. Это уже другая мотивация, другое отношение и другое качество. А ядро такого коллектива — всегда его лидер, руководитель.
Отказываются от детального контроля
Талантливые руководители умеют эффективно делегировать полномочия, не вмешиваться в рутинные процессы и не стремятся контролировать каждый шаг. Ведь помнят, что чрезмерный контроль вреден не менее, чем его полное отсутствие.
Руководитель может рекомендовать лучшие способы решения и направлять подчиненного, если тот идет в неправильном направлении.
Ставя задачу своим сотрудникам, хороший руководитель дает им право решить ее так, как им удобно и как они умеют. Конечно, если важен результат, а не метод исполнения.
Они — часть коллектива
Когда руководитель не понимает трудностей своих сотрудников и не знает, чем они живут, то не может и адекватно оценивать их работу. И соответственно, не может ставить посильные для сотрудников задачи.
Ценят людей превыше всего
Лучшие руководители осознают необходимость удовлетворить потребности как клиентов, так и сотрудников. Они готовы выслушать и обсудить любую проблему. Они понимают, что счастливые люди работают гораздо эффективнее.
Открыты к переменам
Хороших руководителей от плохих отличает гибкое мышление и открытость к переменам. То есть, они не боятся что-то менять и не держатся за неэффективные и старые методы работы. Если есть что-то, что можно улучшить, они улучшают.
К тому же, такие руководители всегда открыты к идеям и предложениям сотрудников и поощряют их активность. Они не остаются глухи к хорошим идеям и позволяют подчиненным брать на себя ответственность.
Жесткие, но справедливые
Хорошие руководители лояльны к коллективу, но в то же время они проявляют твердость, когда это необходимо. Они умеют держать баланс, в то время как плохие — впадают в крайности: либо дают подчиненным собою помыкать, либо становятся тиранами, которые никому не дают нормально работать.
Если наказывают, то справедливо. Ведь каждый должен понимать, что если нарушит правила и не сделает того, что должен был, то это не останется безнаказанным.
Адекватно относятся к ошибкам
Мы с детства растем в среде, где ошибок принято бояться и избегать. В школе за ошибки мы получали двойки. Но ошибаться — это нормально. Избежать этого можно не делая ничего.
Хороший руководитель спокойно воспринимает ошибки своих сотрудников и прорабатывает их вместе с ними. Он не строит из себя идеального парня, у которого всегда все получалось с первого раза и поэтому у всех остальных тоже должно быть так. Ведь он сам проходил тот же путь и также ошибался.
Они спокойны и уверены
Когда все вокруг паникуют, один человек всегда должен оставаться спокойным и уравновешенным, даже если внутри творится та же паника. И этот человек — руководитель. Почему? Да потому что он главный и он контролирует ситуацию. А потеря контроля неизбежно означает и потерю доверия у сотрудников.
Подчиненным можно паниковать. Руководителю – нет.
Правда, если все действительно очень плохо и даже руководителю этого не исправить, хороший менеджер не будет, с улыбкой на лице, уверять всех вокруг в обратном. Он признается, как есть. Но без суеты, трезво и спокойно.
Они могут встать за кассу
Хороший руководитель не заморочится и встанет за кассу магазина и проведет мастер-класс новичку, если это нужно. Для него это несложно, ведь он когда-то сам был на той же должности.
Они гордятся успехами своей команды
И наконец, образцовые начальники горды теми успехами, которых удается достичь их команде, и стремятся к тому, чтобы ее члены были заинтересованы в достижении поставленных ими целей.
Наверняка существуют и другие качества, свойственные хорошим руководителям. Быть может, вы захотите дополнить наш список. Делитесь своим опытом в комментариях.
5 признаков того, что у вас хороший начальник
Почему настоящие лидеры бросают вызов своим подчиненным?
Половина россиян уважает свое начальство. Согласно данным исследования сервиса Rabota.ru, так относятся к руководству 47% работников. Еще 2% признаются в своем восхищении, а чувство ненависти или презрения испытывают 4% и 6% соответственно. 19% опрошенных относятся к начальникам безразлично.
Интересно, что чувство уважения возрастает пропорционально времени совместной работы. Так, респонденты, которые проработали с руководителем меньше полугода, выбирали «уважение» в 41% случаев, а респонденты со сроком совместной работы более 6 лет — в 58%. Безразличие также пропорционально снижается с 24% до 12%. А чувство ненависти у респондентов к своему руководству практически не зависит от количества лет совместной работы.
Понять, хороший у вас начальник, или нет, можно по некоторым признакам, считает доктор философии, специалист по лидерству и организационной психологии Рональд Э. Риджио.
Вот пять сигналов, которые говорят, что вам повезло работать с хорошим боссом.
1. Он действительно заботится о ваших потребностях
Хороший руководитель знает, что вас мотивирует, и заботится о ваших конкретных потребностях и желаниях, связанных с работой. Лидер тратит время на то, чтобы понять своих сотрудников, развить отношения и узнать каждого подчиненного как личность. Это — важное качество хорошего начальника. Если босс понимает, что вы хотите получить повышение, или вам понадобится особая поддержка, когда вы создадите семью, тогда вам повезло.
2. Занимается вашим развитием
Лучшие менеджеры обеспечивают психологическую безопасность команды и развивают подчиненных, чтобы однажды те сами стали лидерами. Если начальник находит время, чтобы сосредоточиться на развитии ваших навыков и продвижении по карьерной лестнице, что сделает вас лучшим сотрудником, тогда у вас отличный босс.
3. Бросает вам вызов, чтобы сделать вас лучше
Хороший начальник занимается «интеллектуальным стимулированием» — подталкивает сотрудников к творчеству, нестандартному мышлению и поиску инновационных решений. Это выгодно и организации, и сотруднику.
4. Он верен миссии компании
Лидер верит в цель и ценности организации и заставляет вас тоже верить в корпоративную миссию. Согласование миссии и ценностей между лидерами и последователями (подчиненными) имеет решающее значение для успеха организации. Если компания процветает, то, вероятно, процветают и ее сотрудники.
5. Общается свободно и честно
Одна из распространенных проблем лидерства заключается в том, что лидеры, как правило, ограничивают свое общение и не являются такими открытыми и честными с сотрудниками, какими должны быть. Если ваш босс объясняет вам, что происходит и почему, и делает это постоянно, скорее всего, он или она настоящий лидер. Кроме того, лучшие руководители справедливы, честны и прямолинейны в общении.
Запомнить
Источник: медиапортал Русской Школы Управления
26 признаков того, что вы – прекрасный начальник, даже если вам так не кажется
Быть ответственным за команду – далеко не самая простая задача.
Руководство другими людьми сопровождается массой давления. Когда вы занимаете руководящую должность, бывает очень непросто оценить, насколько хорошо вы справляетесь со своей работой.
Удалось ли вам найти правильный баланс между внушением уважения к себе и демонстрацией своей доступности? Хорошо ли ваши сотрудники реагируют на ваш лидерский стиль? Вызывают ли какие-либо ваши действия протесты в офисе?
Быть хорошим начальником – это критически важный фактор для работы вашей организации, ведь треть опрошенных работников рассказали, что они могли быть уйти с работы, если бы столкнулись с плохим начальником.
Однако вы не можете просто начать ходить вокруг по офису, умоляя окружающих рассказать вам, как у вас получается выполнять свою работу. Самым лучшим подходом для реализации этой цели будет организация опросов среди сотрудников и просьба об обратной связи путём прямых отчётов.
Кроме того, вы можете ознакомиться с этими менее заметными признаками того, что вы – отличный начальник:
У вас нет очевидных любимчиков
Вы обращаетесь с сотрудниками, как с людьми
К сожалению, судя по всему, некоторые начальники искренне считают, что бросание оскорблениями и плохое обращение с людьми – это эффективная мотивационная техника. В большинстве случаев это далеко от истины. Если вы цените своих сотрудников, как людей, то это уже делает вас на голову выше многих менеджеров.
Вы стремитесь пробовать новое
Хорошие начальники используют определённые методики, потому что они доказали свою эффективность, а не потому что они являются привычкой. Лучшие руководители дают своим сотрудникам небольшое пространство для экспериментов и изобретательства.
В действительности, по данным исследования, проведённой консалтинговой фирмой по развитию лидерских навыков Zenger/Folkman, молодые люди склонны становиться лучшими руководителями, потому что они более открыты для изменений.
Вы стараетесь сохранять ответственность за каждым сотрудником…
Поддержка ответственности – это крайне важный фактор в создании боевого духа в офисе, который поощряет ваших сотрудников вести себя честно, что приводит к созданию удивительной рабочей культуры.
… включая себя
Хорошие начальники не ищут козлов отпущения и не стараются сбросить с себя ответственность. В действительности, опытные руководители всегда признают, когда они делают ошибку, чтобы создать вокруг себя рабочее место, которое могло бы стать безопасной средой для экспериментов.
Бывшая сотрудница военно-морской пехоты США Энджи Морган рассказала, что у лучших лидеров крайне маленький разрыв между тем, что они говорят, и тем, что они делают. Всё дело в том, чтобы «всегда помнить о том, что вы должны быть человеком, который следует взятым на себя обязательствам», рассказала она, а также в том, чтобы всегда оставаться примером для остальных членов команды.
Вы вежливы
Ненадёжные начальники озвучивают приказы на повышенных тонах и ведут себя, подобно звёздам мировой эстрады, чтобы закрепить своё доминантное положение. Если вы не забываете говорить волшебное слово и в целом ведёте себя вежливо, то это, определённо, хороший признак.
Вы оказываете поддержку
Начальники должны выстраивать доверие со своими сотрудниками, предоставляя им необходимое количество поддержки и руководства. Очевидно, что вам не нужно водить каждого работника за руку, но бросать людей сразу на передовую – это тоже не идеальный подход.
Вы устраняете препятствия
Плохие начальники подкидывают своим работникам трудности, которые лишь усложняют для них работу и достижение успеха. Хорошие руководители должны активно работать над тем, чтобы делать жизни их сотрудников проще.
Вы – хороший тренер
Тренеры не просто сидят на боковых линиях и размахивают руками. Но они и не выбегают на поле и не начинают играть самостоятельно.
Хорошие начальники похожи на хороших тренеров: они пользуются уважением и предоставляют нужное сочетание похвал и конструктивной критики, чтобы извлечь лучшее из своих сотрудников.
Вы способны управлять ожиданиями
Плохие начальники нередко огорчают или сбивают с толку свои команды, представляя неверную картину того, как идут дела в их офисе – например, такие начальники могут сперва рассказать, как хорошо справляется со своей работой их компания, а затем объявить о массовых сокращениях. Хорошие руководители честны и открыты.
Вы предоставляете обратную связь
Хорошие сотрудники всегда находятся в поиске обратной связи, чтобы узнать больше о том, как они могут стать лучше и развиваться. А хорошие начальники рады им в этом помочь.
Недавно эксперты отметили, что процесс обмена обратной связью во многих компаниях нарушен, потому что он слишком субъективен. Как пишут эксперты в области лидерства Маркус Бекингем и Эшли Гуделл в материале для издания Harvard Business Review, лучше всего делиться вашей личной реакцией на поведение сотрудника, а не предоставлять общую оценку их производительности. Например: «Я вижу это следующим образом» или «Я думаю об этом так».
Вы поддерживаете открытость и прозрачность рабочего окружения
Прозрачность способствует созданию счастливой офисной культуры.
Вы интересуетесь чужим мнением
Сотрудники хотят быть услышанными.
Очевидно, что, в конечном итоге, именно вы ответственны за окончательное принятие решений. Однако время от времени, если ситуация это позволяет, хорошие начальники общаются со своими работниками, чтобы узнать больше об их взглядах и мнениях.
Вы объясняете свои действия
Хорошие руководители не ожидают, что все окружающие читают их мысли. Они чётко озвучивают своё видение ситуации и предоставляют своим командам все нужные знания и инструменты для достижения поставленных целей.
Вы беспокоитесь о решениях
Когда дела начинают идти не лучшим образом, слабые начальники ищут крайних. Хорошие руководители концентрируют своё внимание на поиске решения проблемы, а не на поиске того, кого можно обвинить в ней.
Вы беспокоитесь о том, чтобы подбрасывать своим сотрудникам новые вызовы
Если работникам скучно, то они быстро превращаются в несчастных работников. Лучшие начальники всегда следят за успехом своих сотрудников, чтобы убедиться в том, что они постоянно сталкиваются с новыми сложностями.
Вы не занимаетесь микроменеджментом, но и не слишком пассивны
Тщательно изучите способности своих работников, чтобы достигнуть правильного баланса. Может быть, вы можете предоставить кому-либо из них больше ответственности? Или, может быть, вы сможете найти задачи, которые могли бы делегировать кому-то другому?
Вы находитесь в контакте со своими сотрудниками
Вы не появляетесь внезапно в офисе, чтобы поворчать на своих сотрудников, как делал Билл Ламберг в фильме «Офисное пространство». Вы искренне налаживаете с ними контакт, чтобы общаться со своими сотрудниками и узнавать больше об их целях и беспокойствах.
У вас есть чувство юмора
Очень важно, чтобы шутки не заходили в офисе слишком далеко. Иными словами, хорошие начальники относятся серьёзно к своей работе, а не к себе. Очень важно уметь смеяться вместе со своими сотрудниками.
Вы интересуетесь мечтами и целями ваших сотрудников
Лучшие начальники инвестируют в своих работников. Это означает, что они активно беспокоятся о профессиональных целях и мотивации своих сотрудников.
Вы – классный не просто для того, чтобы быть классным
Быть слишком классным может оказаться губительным для начальника, как подчёркивает Бэтти Лю в одной из своих статей на LinkedIn. Искусственно приятные менеджеры раскидываются незаслуженными похвалами, а затем выбивают почву из-под ног своих сотрудников.
Поэтому не стоит притворяться классными, потому что вы не любите конфликты. Будьте искренними и настоящими со своими работниками. Таким образом, вы окажете им огромную услугу.
Вы – хороший слушатель
Вот почему интроверты становятся довольно хорошими начальниками.
Многие люди в своей работе сталкивались с менеджерами, которые любили разговаривать. Куда реже и куда ценнее становятся начальники, которые являются качественными слушателями. Хорошие слушательные навыки демонстрируют вашим сотрудникам, что вы серьёзно относитесь к их мнениям и потребностям.
Вы интересуетесь жизнью ваших сотрудников
Хорошие начальники прекрасно понимают, где находится граница между интересом и чрезмерным любопытством. Впрочем, они всё равно интересуются планами своих работников на лето, их детьми и родителями. Этот интерес демонстрирует вашим сотрудникам, что их начальник по-настоящему о них беспокоится, что заставляет обе стороны инвестировать ещё больше в их рабочие взаимоотношения.
Вы работаете над своим подходом
У разных сотрудников есть разные потребности. В условиях рабочей среды не бывает никаких шаблонных решений. Лучшие начальники обладают гибкостью. Это позволяет им играть любые роли, чтобы лучше способствовать реализации потребностей своих работников.
По словам Салли Бойл, международной главы по работе с человеческим капиталом в компании Goldman Sachs, каждый менеджер должен лучше узнавать людей в своей команде. В частности, «что их мотивирует, к каким возможностям они стремятся, что им нужно для того, чтобы стать лучше, и какого рода обратную связь они хотят получать».
Вы требуете усилий, а не идеального результата
Прекрасные лидеры требуют от своих сотрудников усердной работы и мотивируют их для этого. Они выступают в роли образца для подражания и предоставляют работникам все необходимые инструменты для достижения успеха путём усердной работы.
Слишком требовательные начальники попросту нереалистичны в своих ожиданиях. Люди совершают ошибки. Так бывает. Если вы наказываете людей за любую погрешность, вы просто препятствуете изобретательству, экспериментированию и проактивности внутри вашего офиса.
Порой вам кажется, что вы – ужасный лидер
Когда мы ранее общалось с писателем Саймоном Сайнеком о лидерстве, он объяснил, что люди, которые убеждены в том, что – они чудесные лидеры, зачастую, в действительности, являются ужасными лидерами.
Прекрасные начальники осознают, что авторитет и ранг не демонстрируют лидерские качества. В результате, они постоянно работают над собой. Такие хорошие начальники порой могут даже считать, что им не хватает умений для своей работы.
Так или иначе, уже тот факт, что они осознают свои собственные недостатки, делает их на голову выше многих других руководителей, которым крайне не хватает самосознания.