что такое топ 3 в магните
Обзор «Магнита»: продуктовый ретейлер, который борется за лидерство
«Магнит» (MCX, LSE: MGNT) — крупнейший по количеству магазинов и второй по выручке продуктовый ретейлер в России. Компания — один из крупнейших частных работодателей в стране со штатом более 300 тысяч сотрудников.
О компании
Бизнес «Магнита» присутствует во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. У него самый широкий территориальный охват среди конкурентов: клиенты «Магнита» — 85% российских семей из более чем 3800 населенных пунктов.
Компания постоянно расширяет сеть магазинов, к концу 1 полугодия 2021 года их количество достигло 22 344, а торговая площадь — 7,75 млн квадратных метров. Под зонтичным брендом «Магнит» работает несколько форматов магазинов:
Кроме того, компания тестирует несколько новых форматов:
30% на все курсы весь октябрь
«Магнит» вводит кластеризацию: к ключевым кластерам относятся мегаполис, город и деревня. Суть нововведения заключается в кастомизации ассортимента в магазинах одного формата в зависимости от местоположения: например, в магазинах «Косметик» для мегаполиса более широкий ассортимент косметики и парфюмерии, а в магазинах для деревни — товаров для дома и для детей.
У компании обширная логистическая инфраструктура: 39 распределительных центров суммарной площадью 1,7 млн квадратных метров и практически 4,4 тысячи грузовиков.
«Магнит» называет себя единственным продуктовым ретейлером с вертикальной интеграцией: у него 17 собственных производств продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Это крупнейший в России грибной комплекс, кондитерские фабрики и прочее. Например, компания покрывает 88% внутреннего спроса на орехи и сухофрукты за счет собственного производства. Суммарно в ассортименте «Магнита» около 2,5 тысячи наименований товаров собственных торговых марок (СТМ), которые дают около 10% розничной выручки. В планах компании нарастить долю СТМ до 25% к 2025 году.
Кроме того, «Магнит» активно работает с поставщиками — например, заключает контракты для более выгодного, прямого импорта. Доля товаров прямого импорта в розничной выручке составляет 7%.
Компания поддержала рыночный тренд и стала развивать e-commerce: запустила собственную службу доставки и заключила партнерства с Delivery Club, «Яндекс-едой» и Wildberries. Доставка осуществляется как из существующих магазинов, так и из специально открываемых дарксторов. По итогам первого полугодия 2021 года доставка доступна в 106 городах из 62 регионов России, в среднем выполняет 15 тысяч заказов в день.
43 млн человек зарегистрированы в программе лояльности компании, 70% покупок совершается с использованием карт лояльности. Это помогает лучше понимать потребности клиентов, прогнозировать спрос. Также компания запустила партнерские проекты с банками Тинькофф, ВТБ, «Почта-банк» по выпуску кобрендовых карт с повышенными бонусами при покупках в магазинах сети.
«Магнит» не останавливается на этом и пытается построить экосистему вокруг клиента: планируется создать суперприложение, объединяющее программу лояльности, историю покупок, доставку и дополнительные сервисы. Одним из первых шагов на этом пути был запуск платежного сервиса Magnit Pay, по итогам первого полугодия 2021 года выпустили уже 5 млн виртуальных карт сервиса. Недавно запустили кредитного брокера.
Ретейлер много вкладывается в развитие — что называется, по всем фронтам: кроме открытия новых магазинов, во многих старых проводится редизайн, активно идет цифровая трансформация, даже создали бизнес-акселератор MGNTech.
Главная стратегическая цель компании — укрепление лидерства в сегменте, с наращиванием доли рынка при сохранении доходности. В последнее время у «Магнита» это получается: доля рынка растет, сопоставимые продажи вышли из минуса. Кроме того, летом компания заключила одну из крупнейших сделок M&A на рынке ретейла — купила сеть «Дикси» из практически 2,5 тысячи магазинов и 5 распределительных центров за 97 млрд рублей. Это позволит «Магниту» еще нарастить долю рынка, в том числе серьезно — в стратегически важных столичных регионах.
Компания не отстает от глобальных тенденций: летом 2020 года представила стратегию устойчивого развития до 2025 года. Ее основные направления: сокращение выбросов парниковых газов, расхода воды и энергии, наращивание процента используемой перерабатываемой упаковки, повышение вовлеченности сотрудников и уменьшение текучки кадров.
5 продуктов, которые ни в коем случае нельзя покупать в «Магните», и те продукты, которые стоит купить
Бывший директор одного из магазинов сети «Магнит» много знает о кухне этого продуктового магазина, о чем регулярно пишет в своем блоге. Он выбрал топ-5 продуктов, которые не стоит покупать, а также топ-6 продуктов, которые покупать можно и нужно. Читаем его личный рейтинг.
Топ-5 продуктов, которые нельзя покупать
1. Охлажденная птица
По мнению блогера, не в каждом магазине сети есть возможность качественно хранить данную продукцию.
Не всегда персонал в магазине следит за температурным режимом и ведет специальный журнал. А еще иногда бывает (это относится не только к «Магниту»), что поставщик отгружает товар, который не соответствует по весу, — рассказывает мужчина.
На фото, например, вес в два раза меньше заявленного.
2. Сыр, который нарезан вручную
Сыр в нарезке — тонкий предмет. Во-первых, могут продать просроченный продукт, а во-вторых, вообще другую марку (более дешевую, как правило). Потери по сыру очень большие, так как он сильно сохнет и его надо постоянно обрезать. Именно поэтому блогер советует покупать нарезанный сыр только в вакууме.
3. Огурцы зимой
Брать огурцы зимой — плохая идея, особенно если они выращены не на территории РФ. Сначала овощи привозят в порт Новороссийска, там большой распределительный центр именно этой категории, а потом уже развозят по всей России. Температурный режим не соблюдается, поэтому именно зимой есть проблемы с замороженными свежими овощами. Невкусно и некачественно. Не покупать.
4. Весовые грибы
С этим продуктом тоже есть проблемы, так как доподлинно узнать срок годности грибов никак не узнать. Тем более вы не знаете, сколько раз их замораживали и размораживали — поэтому ни о каком качестве тут речи быть не может. В маленьких магазинах такой товар и вовсе плохо разбирают, поэтому очень часто он просрочен. А еще при разморозке номинальный объем грибов оказывается уж совсем ничтожным.
5. Сухая рыба в вакууме
Блогер не советует покупать рыбу в вакуумной упаковке, потому что его сложно сохранить в таком виде и качестве. В «Магните» он частенько уходит «в просрочку».
Топ-6 продуктов, которые можно смело брать
1. Бананы
Как рассказал блогер, бананы для «Магнита» поставляются аж с собственных плантаций, поэтому они вкусные и качественные. Правда, созревают они уже в камерах с помощью газа этилена, но по соотношению цена/качество бананы — лучшее, что может предложить «Магнит».
2. Сельская ярмарка
3. Вода «Кристальный родник»
Вода бренда «Кристальный родник» ничем не хуже, чем дорогая «Бон Аква». И переплачивать не надо, и по качеству не уступает.
4. Туалетная бумага SOFT
Хорошая и бюджетная бумага.
5. Бренд «Семейные секреты»
Недорогой и качественный бренд собственной торговой марки «Магнита». Блогер особенно советует замороженные ягоды.
6. Бренд «Экономь разумно»
Еще один хороший бренд с недорогими продуктами — «Экономь». Можно смело покупать мюсли и сок.
Research по Магниту
Многим кажутся акции Магнита привлекательными по текущей цене. Да и нам хотелось бы, чтобы акции росли, тем более, что компания ведет программу реновации с 2018 г. и, в целом, положительные изменения заметны.
Но пока цена только снижается. Мы решили разобраться, почему так происходит и намечается ли разворот в котировках, и опросили около 300 наших читателей из самых разных городов России.
В последние несколько кварталов Магнит вышел на положительные LFL-продажи, при этом LFL-трафик по-прежнему демонстрировал негативную динамику.
Так как именно трафик сопоставимых магазинов демонстрирует эффективность продаж ритейлера – как он работает над привлечением клиентов – положительная динамика этого показателя будет сигналом к развороту.
С какой целью вы чаще всего заходите в магазин у вашего дома?
68,3% потребителей заходят в дискаунтеры купить основные продукты (молоко, хлеб, крупы и т.д.), и только 14,6% закупаются всеми нужными продуктами на неделю.
Сколько раз в неделю вы посещаете магазины у вашего дома?
При этом, около 91,1% посещают дискаунтеры 2-3 раза в неделю и чаще, поэтому можно сделать вывод, что этот формат магазинов не теряет популярность среди потребителей.
Причины популярности дискаунтеров:
Реальная стоимость 100 руб. зарплаты
1. Смена привычек потребителя.
Гипермаркеты отходят на второй план, что наглядно видно по результатам Ленты.
Вместо того, чтобы тратить 2-3 часа в свой выходной в Ашане или Ленте, покупая продукты на неделю, проще докупить после работы по пути домой в Пятерочке или Магните.
2. Остуствие положительной динамики в реальных доходах населения
Проблема 1
Что Магнит, что его основной конкурент – X5 Retail Group, открывают более тысячи магазинов каждый год.
Сейчас практически в каждом районе можно встретить магазины ритейлеров поблизости друг с другом.
Соответственно, огромное кол-во открывающихся магазинов и неудачные локации сказываются на трафике.
Ритейлеры каннибализируют трафик друг друга и своих же магазинов.
При этом, у 30% опрошенных помимо одного из дискаунтеров рядом с домом располагается 2 или больше магазинов другого. Еще у 18% опрошенных около дома 2 и более магазинов и одного, и другого ритейлеров.
Сколько магазинов «Магнит» и «Пятёрочка» около вашего дома?
У 20% опрошенных около дома располагается магазин только одной компании – X5 или Магнита. При этом, есть жилые районы, где магазинов одного ритейлера более 2: то есть у одних покупателей в пешей доступности есть несколько магазинов Магнит, а у других – ни одного. За счет неэффективного выбора локаций таким образом ритейлеры и сами у себя трафик отъедают.
Проблема 2
Судя по нашим опросам, это действительно так. 66,3% человек ответили на вопрос “Есть ли продукты, которые вы никогда в жизни не купите в Магните из-за плохого качества?”, что это мясо.
Респонденты также отметили, что выбор мяса очень скромный, и оно продается только в замороженном виде.
На втором месте топ-3 продуктов плохого качества – овощи/фрукты, их не покупают 29,3% человека из отвечающих на вопрос.
Есть ли продукты, которые вы никогда в жизни не купите в Магните из-за плохого качества?
Когда мы спросили, лучше ли обстоят дела с качеством этих продуктов в Пятерочке, больше половины респондентов ответили отрицательно – 59,9%. Это говорит о том, что большинство клиентов в принципе не готовы покупать такие продукты, как мясо, фрукты/овощи, молочка в дискаунтерах.
При этом 40,1% наших читателей считает, что качество этих продуктов в Пятерочке выше.
Судя по отзывам наших читателей, это также может быть связано с более удачным расположением магазинов X5.
Заметны ли улучшения в магазинах Магнит?
Положительная динамика есть
26,6% респондентов ответили, что в последние полгода стали посещать Магнит чаще.
Но в целом большинство респондентов заметили улучшения.
В целом, можно сказать, что улучшения в бизнесе Магнита происходят. Около 46% наших респондентов земетили хоть какие-нибудь изменения в Магните и 26,6% стали посещать чаще. По ответам ясно, что магазины стали чище, фреш-полка свежее, ассортимент шире, но не во всех магазинах. Поступило много отзывов о том, что новые магазины намного лучше, чем старые.
«Магнит» назвал товары-хиты 2020 года
«Магнит» изучил, на какие товары в 2020 году пришелся непредсказуемый подъем спроса и какие продукты стали символами главных событий уходящего года.
Источник: «Магнит»
Гречневая крупа всегда была значимой частью рациона российского потребителя. В уходящем году она стала еще и символом карантинных запасов: с началом локдауна спрос на нее вырос в разы. В марте 2020 года покупатели «Магнита» скупили более 8 000 тонн этой крупы. В апреле и следующие месяцы ажиотаж пошел на спад. С августа началось небольшое восстановление спроса, который, впрочем, пока остается на существенно более низких уровнях, чем в 2019 году. В результате, несмотря на весенний ажиотаж, продажи гречневой крупы за год в натуральном выражении даже немного сократились — на 14%.
Эти два продукта стали пользоваться повышенным спросом в апреле: тогда спрос на них вырос более чем на 40%. Потребители «Магнита» старались поддержать иммунитет и за один месяц употребили более 3 600 тонн лимонов и 182 тонны имбиря. Затем спрос на эти продукты резко сократился. Осенью, с началом сезона простуд, продажи лимонов снова стали расти, а вот спрос на имбирь остался ниже уровня 2019 года. За год продажи лимонов в сети «Магнит» выросли примерно на 20%, а имбиря — пока снижаются на 9%.
Средства гигиены и защиты
Спрос на медицинские маски начал расти еще в январе 2020 года — тогда их продажи в «Магните» удвоились по сравнению с предыдущим месяцем. К февралю продажи выросли еще втрое, и до сих пор спрос на маски остается в разы выше, чем в 2019 году. Всего за год продажи медицинских масок выросли более чем втрое. Продажи антисептиков за год поднялись почти в 6 раз. При этом наиболее резкий рост продаж антисептиков случился в мае — в 11 раз год к году: на фоне снятия ограничений люди стали чаще выходить из дома.
Стабильно в течение всего года растут и продажи чистящих средств для дома — более жесткие требования к гигиене стали долгосрочным трендом, и потребители еще не скоро вернутся к старым привычкам. За 2020 год продажи чистящих средств в «Магните» выросли на 21% в натуральном выражении.
Другая долгосрочная тенденция — забота о здоровье и, частности, здоровое питание. Россияне старались сделать рацион максимально полезным, добавляя в него свежие овощи. Так, продажи томатов в «Магните» выросли за год почти на 40%. И, в отличие от многих других знаковых товаров года, спрос на помидоры остается на высоком уровне.
«Магнит» впервые за 5 лет обогнал X5 Retail Group по темпам роста выручки
В первом квартале 2020 года общая выручка второго по обороту российского ретейлера ГК «Магнит» выросла на 18,5% год к году — до 376 млрд руб., чистая розничная выручка за этот период увеличилась на 17,6% и составила 364,8 млрд руб., следует из отчета по операционным неаудированным результатам ретейлера за январь—март 2020 года.
Показатель роста продаж в сопоставимых магазинах «Магнита» (магазины, проработавшие более года) вырос на 7,8%, рост трафика составил 4%, а среднего чека — на 3,7%.
Ранее о результатах за первый квартал отчитался его главный конкурент — X5 Retail Group (развивает сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Ее выручка увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,9% и составила 468,5 млрд руб. Сопоставимые продажи X5 выросли на 5,7%, при этом трафик вырос на 3,7%, а средний чек — на 1,9%.
В последний раз «Магниту» удавалось обойти конкурента по темпам прироста продаж в первом квартале 2015 года. Тогда выручка «Магнита» выросла на 33,4%, до 218,7 млрд руб. Выручка X5 за тот период увеличилась на 26,7%, до 182,725 млрд руб. Уже во втором квартале прирост выручки X5 был выше, он составил 28,1%, а «Магнита» — 27,6%.
«Впервые более чем за пятилетний период мы зафиксировали позитивный LFL-рост продаж по всем форматам, а совокупный рост продаж превысил рост торговых площадей уже в январе и феврале в условиях сократившейся промо-активности на рынке», — приводятся в пресс-релизе к отчету слова генерального директора сети Яна Дюннинга.
Рост сопоставимого трафика компания объясняет как операционными улучшениями магазинов и увеличением частоты посещений, так и ажиотажным спросом со стороны покупателей начиная со второй декады марта. «Покупатели запасались сухими продуктами и предметами первой необходимости», — отмечает компания.
Во вторник, 28 апреля, аналитики «Уралсиба» прогнозировали относительно хорошую динамику выручки «Магнита» с учетом всплеска спроса в связи с эпидемией COVID-19. «Основная доля выручки Магнита приходится на сегмент «магазинов у дома», который в условиях режима самоизоляции должен выиграть от перетока клиентского трафика из магазинов других форматов», — отмечали они, однако указывали, что в связи с ростом издержек из-за пандемии и снижения покупательной способности есть риски для рентабельности компании.
Аналитики Райффайзенбанка в своей рассылке указывали, что в марте оборот розницы достиг рекордных 5,6% год к году на фоне ускорения как продовольственного (4,7%), так и непродовольственного (6,4%) сегментов. Последний раз такие высокие темпы роста наблюдались в декабре 2014 года — 5,1% год к году. По их оценке, продуктовый ретейл продолжает рост и в апреле. В первую очередь так происходит благодаря тому, что большинство продовольственных форматов ретейла работают в обычном режиме. Несмотря на режим самоизоляции, население продолжает предъявлять повышенный спрос на товары первой необходимости, сказывается и переток потребительского спроса из непродовольственной розницы, чьи магазины в большинстве своем закрыты, а также сферы услуг, гостиниц и ресторанов, объяснили аналитики. Те средства, которые потребители не потратили в этих сегментах розницы, теперь в большей степени идут на финансирование покупок в традиционных форматах продуктового ретейла.
Из-за ограничений для борьбы с распространением коронавируса «Магнит» решил пересмотреть план по открытию и редизайну магазинов всех своих форматов. Небольшое количество подтвержденных или начатых объектов будут открыты в течение нескольких месяцев, остальные же работы будут возобновлены «после стабилизации ситуации и отмены ограничений», сообщает компания.
Ранее ретейлер отмечал, что в 2020 году планирует сосредоточиться на повышении эффективности уже действующей сети и бизнес-процессов, перейдя от модели «быстрого роста» к модели «доходного роста», и заявлял, что планирует открыть 700 «магазинов у дома», при этом намерен закрыть около 450, в результате чего за год сеть «магазинов у дома» «Магнита» должна была прирасти только на 250 магазинов.
Чем управляет «Магнит»
«Магнит» управляет одноименными магазинами у дома, супермаркетами, сетью бытовой химии и косметики «Магнит Косметик», а также аптеками. По состоянию на 30 марта 2020 года сеть «Магнит» насчитывала 20 860 магазинов: 14 594 «магазина у дома», 472 супермаркета «Магнит Семейный» и 5 794 магазина-дрогери, расположенных в 3 718 населенных пунктах. «Магниту» также принадлежат 11 промышленных комплексов и четыре агропромышленных комплекса в Краснодарском крае, Московской, Саратовской, Тверской, Самарской, Липецкой областях и Башкирии. Предприятия ретейлера производят замороженные полуфабрикаты, макароны, снеки, крупы, орехи, семечки, уксус, сиропы, сухие завтраки, каши и т.д. Производительность агропромышленных объектов — около 70 тыс. т. «Магнит» сам выращивает огурцы, томаты, зелень, шампиньоны, картофель, лук, морковь, свеклу и т.п. В 2019 году «Магнит» нарастил чистую розничную выручку на 9,5% — до 1,33 трлн руб.
Краснодарский «Магнит», сохранявший лидерство среди продовольственных сетей с 2013 года, в 2016 году начал значительно терять в показателях квартальной и годовой выручки, а также эффективности. В 2016 году X5 значительно наращивала темпы прироста выручки, планомерно сокращая разрыв с «Магнитом», в сентябре 2016 года она сумела обойти конкурента по продажам еды. По итогам 2017 года она потеснила «Магнит» и стала крупнейшим ретейлером России по обороту. На начало 2020 года ее доля на рынке продовольственных сетей составляла 11,5%, у «Магнита» — 9,6%, следует из презентации (*.pdf) к годовому отчету краснодарского ретейлера.