экранизация лучших романов всех времен
Кино10 великих книг и их достойных экранизаций
Вспоминаем адаптации Шекспира, Остин, Бронте, Стейнбека и других гигантов
На прошлой неделе в прокат вышла новая экранизация романа Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы» с Кэри Малиган в главной роли. Харди — классик английской литературы, чьи работы уже не раз переносили на киноэкран, но всегда с разным успехом. Экранизировать классику всегда непросто, да и зрители зачастую выносят вердикт не в пользу режиссера. Мы решили вспомнить 10 одинаково удачных романов и их блестящих экранизаций. Уверены, что про такие очевидные хиты, как «Унесенные ветром», «Лолита» или «Война и мир» Бондарчука, вы и сами помните, так что вот еще несколько картин, достойных своего первоисточника.
Гамлет
Многие видели классического для постсоветского пространства «Гамлета» со Смоктуновским в главной роли — очень академичную, но оттого не менее блестящую экранизацию. Сыграть Гамлета — дело чести для большинства актеров, и адаптировали трагедию сотни раз — от кино до театра кабуки. Например, в этом году в постановке лондонского театра Барбикан Гамлета играет всеобщий любимец Камбербэтч. Актер и режиссер Кеннет Брана, снявший новую «Золушку», большую часть своей карьеры посвятил Шекспиру. Не став дожидаться приглашения от других, он сам сыграл большинство главных ролей — в «Гамлете» в том числе. Экранизация Браны собрала исключительно хвалебные отзывы критиков, не последнюю роль в этом сыграло то, что режиссер не стал жертвовать текстом первоисточника в пользу экранного времени. Как и на сцене, «Гамлет» Браны идет полных 4 часа и выглядит эпично: визуальный ряд фильма идет вразрез с привычной аскетичностью других интерпретаций. Из новых экранизаций также заслуживает внимания менее дословная индийская «Хайдер», чье действие перенесено в современный Кашмир.
«Трагическая история
о Гамлете, принце датском»
Уильям Шекспир, 1600–1601
Разум и чувства
Sense and Sensibility, 1995
Мало чьи произведения экранизировали так же часто, как наследие главной английской романистки Джейн Остин. Достойных примеров масса, и большинство из них принадлежат компании BBC, которая наловчилась превращать знаменитые романы в такие же удачные мини-сериалы. Если говорить о фильмах, то на ум сразу приходит «Гордость и предубеждение» с Кирой Найтли, но мы решили вспомнить другое знаменитое произведение писательницы. «Разум и чувства» — первый опубликованный роман Остин, вышедший под лаконичным псевдонимом «Дама». В 1995 Энг Ли снял по нему очень нежный фильм с завидным звездным составом: Эмма Томпсон, Кейт Уинслет, Хью Грант и Алан Рикман — чего еще желать. Томпсон не только сыграла одну из главных ролей, но еще и адаптировала сценарий. Хотя фильму Ли не хватает реализма, режиссер удачно интерпретирует первоисточник, оставаясь внимательным к деталям и юмору.
Грозовой перевал
Wuthering Heights, 2011
Эмили Бронте до своей смерти успела опубликовать один-единственный роман, но его оказалось достаточно, чтобы навсегда вписать ее имя в анналы английской классики. «Грозовой перевал» Бронте — одна из тех книг, которую сложно экранизировать, но режиссеры из раза в раз пробуют свои силы. Красивый и мрачный фильм Андреа Арнольд с каждым кадром нагнетает ощущение неизбежно надвигающейся опасности, вторя духу оригинала. Режиссер даже не думала снимать еще одну викторианскую драму с героями в идеальных локонах и с накрахмаленными воротничками — описанные Бронте и так пугавшие современников гиперреалистичные сцены насилия, животный ужас и темные стороны человеческой души в фильме Арнольд показаны без прикрас. Особенно режиссера хвалили за интерпретацию Хитклиффа: не идя на поводу у голливудских стандартов, Арнольд остановилась на темнокожем актере, куда более похожем на героя книги, чем его экранные предшественники вроде Тома Харди. «Грозовой перевал» — настоящая книга вне времени: камерность событий выталкивает на первый план трагедию страстей, одинаково понятную и читателям XIX века, и нашим современникам.
Идиот
Еще один роман, для многих неразрывно связанный с советской экранизацией. Из-за противоречий между режиссером Иваном Пырьевым и исполнителем главной роли Юрием Яковлевым двухсерийный фильм так и остался незаконченным. У экранизации Куросавы еще более душераздирающая история. Режиссер всегда был большим поклонником русской литературы, считал Достоевского своим любимым писателем и мечтал его экранизировать. После успеха «Расёмон» Куросава отважился взяться за русского классика, но перенес главный конфликт романа из далекой России в послевоенную Японию. Когда первую версию фильма, растянувшегося на четыре с половиной часа, приняли холодно, продюсеры заставили Куросаву сократить картину более чем в два раза, что ему, естественно, не понравилось. В итоге вырезанные сцены нигде не сохранились и увидеть тот самый оригинал теперь невозможно. Так или иначе, «Идиот» Куросавы доказывает, что лучшие киноадаптации великих произведений — это не те, что следуют каждой букве, а те, что ищут новый подход.
Фёдор Достоевский, 1869
Усадьба Хауардс-Энд
Э. М. Форстера мы вспоминали совсем недавно — это по его роману снят фильм с молодым Хью Грантом «Морис». «Усадьба Хауардс-Энд» под стать многим другим классическим произведениям из этого списка ставит своей задачей запечатлеть современное писателю время. В случае Форстера это эдвардианская Великобритания на рубеже веков, показанная через переплетенную историю трех семей разного происхождения. В экранизации задействовали только лучших: помимо Энтони Хопкинса, главные роли достались Хелене Бонэм Картер, Ванессе Редгрейв и, как подобает любому хорошем фильму по британской классике, Эмме Томпсон. Последняя получила за эту роль «Оскар». Режиссер картины Джеймс Айвори — половина легендарного дуэта Айвори — Мерчант, который уже несколько десятилетий подряд адаптирует культовые литературные произведения для кино. Дуэт давно стал именем нарицательным, а его работы вызывают неизбежные ассоциации с пафосными историческими драмами. Впрочем, это не отменяет заслуженного успеха «Усадьбы Хауардс-Энд».
К востоку от рая
Стейнбек — один из тех китов, на которых держится американская классическая литература. К нему подступались не раз — по всем главным большим романам есть голливудские экранизации разных лет: от черно-белых «Гроздьев гнева» до «О мышах и людях», снятого в 90-е. Смотреть можно любую из них (за исключением разве что недавних потуг Джеймса Франко), но именно «К востоку от рая» называют самой амбициозной работой писателя, к которой он шел всю свою карьеру. За экранизацию второй половины книги взялся Элиа Казан (дедушка актрисы Зои Казан), к тому моменту успевший перенести на экран невероятно успешную пьесу «Трамвай „Желание“». «К востоку от рая» стал классикой кинематографа, а Джеймс Дин сыграл в нем свою первую главную роль. «К востоку от рая» — настоящее полотно, помещающее библейскую историю о Каине и Авеле в американские реалии. По слухам, в новой экранизации одну из главных ролей исполнит Дженнифер Лоуренс.
Джон Стейнбек, 1952
Убить пересмешника
To Kill a Mockingbird, 1962
Буквально через несколько дней выйдет скандальный приквел романа «Убить пересмешника»: поговаривают, что «Go Set a Watchman» увидит свет исключительно благодаря пронырливости издателей, публикующих книгу вопреки желанию Харпер Ли. Главная работа писательницы, все эти годы остававшаяся по суди единственной, обеспечила ей прижизненную славу и стала классикой американской прозы. Экранизация пулитцеровского романа об адвокате из Алабамы времен Великой депрессии не заставила себя ждать. Фильм без лишней помпы показывает главное: уничтожающий расизм и тех, кому хватает смелости с ним бороться, становление духа и воспитание доброты в людях. Аттикуса Финча сыграл главный голливудский актер того времени Грегори Пек, получив за свою роль «Оскар». Сама Харпер Ли осталась от фильма в восторге и не раз восхищалась именно игрой Пека.
Пролетая над гнездом кукушки
One Flew Over the Cuckoo’s Nest, 1975
«Пролетая над гнездом кукушки»
Бегущий по лезвию
Возможно, лучшая экранизация научной фантастики из всех существующих. Филип Дик стал классиком сай-фая еще при жизни, поднимая в своих произведениях сложные вопросы человечности, сознания, этические и политические дилеммы. «Бегущий по лезвию» — свободная интерпретация романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Ридли Скотт не ставил задачи дословно перенести книгу Дика на экран, и, возможно, ровно поэтому фильм оказался в итоге столь успешным. Оба произведения легко существуют как самостоятельные шедевры, не нуждающиеся в поддержке источника или, наоборот, визуальной интерпретации. Охотник на беглых репликантов Декард остается одной из лучших ролей Харрисона Форда, рисковавшего навсегда застрять где-то между Инди и Ханом Соло. Если с книгой всё понятно, то фильм надо смотреть аккуратно: лучше всего, конечно, режиссерскую версию, без закадрового голоса главного героя и дурацкого счастливого конца, навязанного Ридли Скотту студией.
«Мечтают ли андроиды
об электроовцах?»
Невыносимая легкость бытия
The Unbearable Lightness of Being, 1988
Роман Кундеры о Чехословакии времен Пражской весны, без сомнения, стал современной классикой. «Невыносимая легкость бытия» снималась при активном участии самого писателя, но в итоге он остался разочарован результатом. В одном из чешских переизданий романа Кундера говорит о том, что дух фильма не имеет ничего общего с книгой, но соглашаться с этим не хочется. История о людях, захваченных любовью и неизбежностью выбора, зажила новой жизнью на экране. Во многом это заслуга операторской работы Свена Нюквиста (это он снимал «Фанни и Александр» Бергмана), привнесшего уместную натуралистичность в кадр. Часть очарования фильма таится и в разномастном актерском составе: от англичанина Дэниела Дэй-Льюиса до француженки Жюльет Бинош и шведки Лены Олин, номинированной за роль Сабины на «Золотой глобус».
Фильмы по книгам: 100 лучших экранизаций
Рейтинг обновлен: ноябрь 2021
Обязательное к просмотру и прочтению каждым человеком
Удивительно, как мало статей на данную тему в интернете. Поиски в сети по запросам «фильмы по книгам» или «лучшие экранизации» выдают ссылки на обзоры 10-20 лучших кинокартин по мотивам книг. В книжном интернет-магазине GRENKA.ua подумали: как-то маловато. Ограничивать список шедевров мирового кинематографа всего лишь двумя десятками названий? Это можно объяснить только ленью при его составлении.
Меньше слов, больше дела! Встречайте самый полный, самый объективный «топ»:
101 величайшая экранизация в истории киноискусства! Для вашего удобства в названии фильма дается ссылка на книгу, по мотивам которой он снят. Мы не взяли на себя ответственность определять насколько один киношедевр «шедевральнее другого». Это значит, что номер «85» нашего списка не хуже 1-го, или 90-го. Очередность формальна, все картины – величайшие в своем роде.
P.S. Осторожно: кино-передозировка опасна для здоровья! Просмотреть всё в один присест не получится. Лучше добавьте наш обзор в закладки браузера и периодически к нему возвращайтесь – когда будете выбирать фильм для просмотра, или хорошую книгу для прочтения!
Содержание обзора (кликните для быстрого перехода):
100 фильмов, снятых по книгам. Список лучших экранизаций в истории кинематографа
Фантастика и взрослое фэнтезиТриллер, мистикаПриключения |
33. Инферно (2016) | ♦ Снято по книге: Инферно ♦ Автор: Дэн Браун ♦ Жанр: детектив, триллер ♦ Режиссёр: Рон Ховард | |
Цикл Дэна Брауна о приключениях Роберта Ленгдона привлекают лучших режиссеров и актеров Голливуда. Если у Тома Хэнкса и бывали «слабенькие» роли, то не в 2016 году! Остросюжетные детективы Рона Ховарда славятся динамичностью сюжета и насыщенной интригой, этот – не исключение. Sorry, your browser does not support the video tag. | ||
34. Книга джунглей (2016) | ♦ По книге: Книга джунглей ♦ Автор: Редьярд Киплинг ♦ Жанр: приключения, детский ♦ Режиссёр: Джон Фавро | |
Бессмертное произведение Редьярда Киплинга 127 лет не теряет популярности у читателей всех возрастов! Новая экранизация его сборника рассказов стала уже 4-й. Сюжет написал Джастин Маркс, адаптировав истории английского писателя для современного зрителя: получился крепкий фэнтези-блокбастер «12+». Sorry, your browser does not support the video tag. | ||
35. В сердце моря (2015) | ♦ По книге: В сердце моря ♦ Автор: Натаниэль Филбрик ♦ Жанр: приключения, экшн ♦ Режиссёр: Рон Ховард | |
Фильмы Рона Ховарда – находка для любителей всего необычного. Хотите знать, на что способны люди в критической ситуации, и где черта, преступив которую человек становится животным? Посмотрите кинокартину по мотивам леденящего кровь романа Натаниэля Филбрика! Sorry, your browser does not support the video tag. | ||
36. Шерлок Холмс (2009) | ♦ По книге: Рассказы о Шерлоке Холмсе ♦ Автор: Артур Конан Дойл ♦ Жанр: детектив, экшн ♦ Режиссёр: Гай Ричи | |
Детективные истории Артура Конан Дойля дают широчайший простор для фантазии современным фильмотворцам. Гай Ричи одолжил у писателя только образ легендарного сыщика и историческую эпоху, в которой происходили события его рассказов. Остальное – дело рук сценаристов. Сюжет получился оригинальным и захватывающим. Представьте себе степенного «книжного» Шерлока в комедийном боевике – таким и получился фильм 2009 года. Sorry, your browser does not support the video tag. | ||
37. Дитя человеческое (2006) | ♦ По книге: Дитя человеческое ♦ Автор: Филлис Джеймс ♦ Жанр: триллер, фантастика ♦ Режиссёр: Альфонсо Куарон | |
Провальный в коммерческом плане фильм Альфонсо Куарона заслужил лестные отзывы критиков и многих философски настроенных зрителей. Антиутопия о ближайшем будущем, в котором человечество потеряло способность к живорождению, апеллирует к глубочайшим этическим дилеммам. Кровавый режим и сопротивление – чего стоят эти понятия, если будущего все равно нет? Sorry, your browser does not support the video tag. | ||
38. Турецкий гамбит (2005) | ♦ По книге: Турецкий гамбит ♦ Автор: Борис Акунин ♦ Жанр: приключения, военный ♦ Режиссёр: Джаник Файзиев | |
Смотреть экранизации книг Бориса Акунина, равно как и читать его произведения – сплошное удовольствие. Главное условие для создания киношедевра – минимально изменять оригинальный сюжет. Режиссерская версия фильма почти в два раза длиннее, чем та, что попала на большие экраны. Sorry, your browser does not support the video tag. | ||
39. Морской волк (1991) | ♦ По книге: Морской волк ♦ Автор: Джек Лондон ♦ Жанр: приключения, драма ♦ Режиссёр: Игорь Апасян | |
4-серийная советская повесть о суровых и мужественных героях Аляски. Книга Джека Лондона была экранизирована 13 раз. Здесь все то, за что мы любим творчество Лондона: величественная природа, непреклонность ее жестоких законов, и главное, твердость человеческой воли в борьбе за выживание. Sorry, your browser does not support the video tag. | ||
40. Анжелика, маркиза ангелов (2013) | ♦ По книге: Анжелика, маркиза ангелов ♦ Автор: Анн Голон ♦ Жанр: приключения, мелодрама ♦ Режиссер: Ариэль Зейтун | |
На книгах Анн и Сержа Голонов воспитано не одно поколение читателей. Прекрасную Анжелику насильно отдают под венец графу де Пейраку. Поначалу красавица не желает покорятся нелюбимому мужчине, но скоро разглядывает в нем родственную душу. Однако, только перед парой забрезжили перспективы счастливой супружеской жизни, один завистливый взгляд переворачивает все с ног на голову… Sorry, your browser does not support the video tag. | ||
41. Код да Винчи (2006) | ♦ По роману: Код да Винчи ♦ Автор: Дэн Браун ♦ Жанр: триллер, детектив ♦ Режиссер: Рон Говард | |
Начало цикла детективных киноисторий о профессоре Гарвардского университета Роберте Лэнгдоне. В Лувре происходит убийство. Парижские сыщики привлекают к расследованию Лэнгдона. Скоро он понимает, что его хотят обвинить в преступлении которого он не совершал. Но у внучки убитого оказываются еще более невероятные предположения. Водоворот событий, секрет на секрете – и ключ к разгадке, который все время был на виду… Sorry, your browser does not support the video tag. | ||
42. Оливер Твист (2005) | ♦ По книге: Приключения Оливера Твиста ♦ Автор: Чарльз Диккенс ♦ Жанр: криминал, драма ♦ Режиссёр: Роман Полянский | |
Роман Полански снял добрый фильм о злой судьбе маленького английского беспризорника. Во многом экранизация выглядит более смягченной версией оригинального романа: у Диккенса больше жестокости и грязи, а у Полански – милосердия и веры в торжество лучших человеческих качеств. Sorry, your browser does not support the video tag. | ||
43. Вокруг света за восемьдесят дней (2004) | ♦ По книге: Вокруг света за восемьдесят дней ♦ Автор: Жюль Верн ♦ Жанр: драма, психологический триллер ♦ Режиссёр: Фрэнк Корачи | |
Приключенческая комедия Фрэнка Корачи о Филеасе Фогге и его спутнике Паспарту (в исполнении Джеки Чана). Присутствие в титрах имени Джеки гарантирует, что скучать не придется. Смешной и динамичный фильм для семейного просмотра. Кстати, в одной из эпизодических ролей снялся Арнольд Шварценеггер. Sorry, your browser does not support the video tag. | ||
44. 12 стульев (1976) | ♦ По книге: 12 стульев ♦ Автор: Евгений Петров, Илья Ильф ♦ Жанр: приключения ♦ Режиссёр: Марк Захаров | |
Мини-сериал с обаятельным Андреем Мироновым в главной роли – настоящий шедевр киноискусства. Даже если вы читали роман Ильфа и Петрова, смотреть экранизацию 1976 года можно бесчисленное количество раз. Импровизации актеров и «модернистская» манера подачи материала отличают ее от большинства советских фильмов тех лет. Sorry, your browser does not support the video tag. |
Исторические фильмы на основе книг
10 неэкранизированных книг, по которым стоило бы снять фильм2. Кобо Абэ. Человек-ящик 3. Артур Кестлер. Слепящая тьма 4. Дэн Симмонс. Гиперион 5. Питер Уоттс. Ложная слепота. Эхопраксия 6. Станислав Лем. Непобедимый 7. Братья Стругацкие. Страна багровых туч 8. Говард Филлипс Лавкрафт. Хребты безумия 9. Алексей Иванов. Сердце Пармы Другие статьи похожей тематики:
|