экранизация русской классики список фильмов лучшие
20 отличных фильмов, снятых по произведениям русских классиков
Что такое классика? О, это воистину уникальный феномен! Это продукт человеческой деятельности, в который влили эликсир бессмертия — его и осваивать никогда не поздно, и возвращаться к нему неизменно приятно.
Вот, например, русская классическая литература подарила нам столько разноплановых шедевров, что можно остановить всё мировое кинопроизводство и начать экранизировать только их. И материала хватит очень надолго.
Давайте же вспомним, какие литературные произведения русских классиков уже были перенесены на большой экран. Причём весьма и весьма успешно.
1. «Война и мир» (СССР, 1967)
По роману Льва Толстого. Картина была удостоена «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке. Её батальные сцены по сей день восхищают голливудских специалистов и простых зрителей по всему миру.
Режиссёр: Сергей Бондарчук.
2. «Собачье сердце» (СССР, 1988)
По повести Михаила Булгакова. Фильм специально был снят с эффектом сепии во имя стилизации под картины 20-х годов.
Режиссёр: Владимир Бортко.
3. «Вий» (СССР, 1967)
По повести Николая Гоголя. Первоначальный отснятый материал показался Мосфильму «слишком реалистичным», и некоторые сцены отправили на пересъёмку для придания им большей сказочности. А некоторые и вовсе вырезали.
Режиссеры: Константин Владимирович Ершов, Георгий Борисович Кропачёв.
4. «Два капитана» (СССР, 1955)
По роману Вениамина Каверина.
Режиссёр: Владимир Венгеров.
5. «Мёртвые души» (СССР, 1984)
По произведению Николая Гоголя. В главной роли снялся Александр Калягин.
Режиссёр: Михаил Швейцер.
6. «Анна Каренина» (СССР, 1967)
По роману Льва Толстого.
Режиссер: Александр Зархи.
7. «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)
По роману Михаила Булгакова. Москву 30-х годов в основном снимали в Санкт-Петербурге, а библейские сцены — в Болгарии.
Режиссёр: Владимир Бортко.
8. Преступление и наказание (СССР, 1969)
По роману Фёдора Достоевского.
Режиссёр: Лев Кулиджанов.
9. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (СССР, 1961)
По повести Николая Гоголя. Первыми зрителями картины стали простые жители городка Кировск (где и снимался фильм), участвовавшие в массовых сценах.
Режиссёр: Александр Роу.
10. «Идиот» (Россия, 2003)
По роману Фёдора Достоевского. Главную роль в фильме исполнил Евгений Миронов.
Режиссёр: Владимир Бортко.
11. «Герой нашего времени» (СССР, 1967)
По роману Михаила Лермонтова.
Режиссер: Станислав Ростоцкий.
12. «Руслан и Людмила» (СССР, 1972)
По поэме Александра Пушкина.
Режиссёр: Александр Птушко.
13. «Доктор Живаго» (США, 1965)
По роману Бориса Пастернака, удостоенному Нобелевской премии. В России картину показали лишь в 1994 году, так как в СССР и книга, и фильм были запрещены.
Режиссёр: Дэвид Лин.
14. «12 стульев» (СССР, 1976)
По роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Оба исполнителя главных ролей Андрей Миронов и Анатолий Папанов пробовались на те же роли в версии Леонида Гайдая (которая вышла за 5 лет до фильма Захарова), но не получили одобрение режиссёра.
Режиссёр: Марк Захаров.
15. «Жестокий романс» (СССР, 1984)
По мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница». Актёрский дебют Ларисы Гузеевой.
Режиссёр: Эльдар Рязанов.
16. Мой ласковый и нежный зверь (СССР, 1978)
По мотивам повести Антона Чехова «Драма на охоте». Особую известность получил вальс композитора Евгения Доги, прозвучавший в фильме и написанный специально для него.
Режиссёр: Эмиль Лотяну.
17. «Тихий дон» (СССР, 1957)
По роману Михаила Шолохова. Первым человеком, которому показали снятый фильм, был сам писатель.
Режиссёр: Сергей Герасимов.
18. «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (СССР, 1979)
По роману Ивана Гончарова «Обломов». Главную роль в фильме сыграл Олег Табаков.
19. «Судьба человека» (СССР, 1959)
По мотивам рассказа Михаила Шолохова. Фильм вышел спустя два года после публикации самого произведения.
Режиссёр: Сергей Бондарчук (режиссёрский дебют), который сыграл ещё и главную роль.
20. «Табор уходит в небо» (СССР, 1976)
По рассказу Максима Горького «Макар Чудра».
Режиссёр: Эмиль Лотяну.
Бонус: «Лолита» (США, 1962)
По произведению Владимира Набокова (он же и автор сценария фильма).
Режиссёр: Стэнли Кубрик.
Бонус 2: «Иван Васильевич меняет профессию» (СССР, 1973)
По пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Сценарий писался под Юрия Никулина, который, прочитав его, наотрез отказался сниматься в фильме.
Режиссёр: Леонид Гайдай.
А какая ваша любимая экранизация произведений русских классиков?
❤️ Подписывайтесь! У нас крутые посты каждый день
50 очень разных экранизаций русской классики: от Пушкина до Достоевского
Будем честны: посмотреть двух- и даже трёхчасовой фильм легче, чем прочитать книгу на пару сотен (в лучшем случае!) страниц. Так что если ваш ребёнок не одолел весь список книг на лето, не заставляйте сейчас читать по книге в день. Лучше включите кино. Автор телеграм-канала Matavkin Daily Гоша Матавкин собрал самые интересные и необычные экранизации Пушкина, Толстого, Достоевского и пары других наших классиков.
Пушкин: «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка», «Дубровский»
Прозу Пушкина часто экранизировали в советское время, но смотреть эти фильмы, чтобы сэкономить время на чтении, — затея не лучшая. Есть сразу два фильма по «Выстрелу» из «Повестей Белкина»: в первой, 1966 года, играют Михаил Козаков и Юрий Яковлев, во второй, 1981 года, Олег Янковский и Леонид Филатов. В «Станционном смотрителе» (1972) вообще в одной из главных ролей молодой Никита Михалков. Хотя каждый из этих фильмов идёт чуть больше часа, то есть примерно как эпизод сериала или длинный рэп-баттл, на чтение повестей вы потратите ну максимум минут 20-30. Вот вам и повод любить русскую классику больше кинематографа!
В 90-е российские режиссёры перестали трепетно относиться к творчеству Пушкина и не побоялись проявить фантазию. Так что не ориентируйтесь ни на «Барышню-крестьянку» с совсем ещё молодой Еленой «Бедная Настя» Кориковой, ни на «Русский бунт» с Владимиром Машковым, снятый по «Капитанской дочке», — это не экранизации, а фильмы по мотивам. Поэтому на контрольной по литературе могут и помешать.
Как ни странно, но в целом можно верить британской экранизации «Евгения Онегина» (1999). Правда, поэзия там переведена в прозу, Онегина играет будущий Волан-де-морт из «Гарри Поттера» Рэйф Файнс, Татьяну — звезда «Армагеддона» Лив Тайлер, а Ольгу — будущая Серсея из «Игры престолов» Лена Хиди.
Ещё одна неожиданная и, вероятно, привлекательная для сегодняшних школьников экранизация Пушкина — осовремененный «Дубровский» с Данилой Козловским. Фильм, правда, больше похож на очередную серию «Духless», чем на экранизацию книги из школьной программы. А если знать, что на самом деле это сериал, переделанный в двухчасовое кино, смотреть его ради Александра Сергеевича совсем не хочется. Кажется, дух автора из фильма вырезали ещё при монтаже.
Лермонтов: «Герой нашего времени» (пять разных фильмов и сериалов)
Экранизации Лермонтова кажутся гораздо однообразнее, чем Пушкина. Режиссёры явно предпочитают «Героя нашего времени» всему остальному творчеству писателя. Зато есть, из чего выбрать! Например, советский фильм 1955 года «Княжна Мери» — экранизация только одной одноимённой главы из романа (очень подробная). Дополнительно можно посмотреть «Героя нашего времени» 1966 года — он состоит из двух частей «Бэла» и «Максим Максимыч. Тамань». Несмотря на годы выхода, оба фильма цветные и яркие, так что никаких проблем с восприятием у школьников не должно возникнуть, а роман Лермонтова они передают почти целиком и почти дословно.
Если «Княжна Мери» покажется устаревшей (всё-таки ей уже под 70), посмотрите вместо неё «Страницы журнала Печорина» (1975), фильм снят по тому же отрывку. Да, Лермонтова экранизируют каждое десятилетие, но в этот раз Печорин получился особенно удачно: его сыграл Олег Даль, а Грушницкого — Андрей Миронов. Ещё это самый короткий фильм о Печорине — всего лишь 87 минут.
Те, кому времени не жалко, могут посмотреть сериал «Герой нашего времени» (2006) — экранизацию, наверное, самую подробную, пусть и не самую точную. Критики в своё время расстраивались из-за отличий от романа, но радовались удачному изображению образов, атмосферы и хорошей актёрской игре Игоря Петренко в главной роли.
Напоследок назовём, пожалуй, самый необычный фильм по Лермонтову — артхаусную драму «Печорин» (2011), в которой умирающий в Персии герой вспоминает свою жизнь. Но это вновь скорее кино по мотивам, чем настоящая экранизация.
Гоголь: «Вий» (4 фильма), «Ревизор» (5 фильмов) и «Мёртвые души» (2 фильма и 1 сериал)
Почти у каждого большого произведения Николая Гоголя есть как классическая, так и необычная экранизация.
Взять, например, «Вий». Самый известный и, наверное, просто лучший фильм по нему — «Вий» 1967 года с Леонидом Куравлёвым и Натальей Варлей. Получился чуть ли не первый советский хоррор. В XXI веке нас тоже не раз пугали этой повестью в кино — сначала в 2006-м и почему-то на английском в «Ведьме», потом в 2014-м в эффектном (это его единственное достоинство) «Вие 3D», ну и в 2018-м в фильме «Гоголь. Вий» с Александром Петровым. Увы, это такие экранизации, что веки хочется не поднять, а опустить.
У «Ревизора» экранизаций, кажется, ещё больше. Одних только советских три штуки — классический «Ревизор» (1952), «Инкогнито из Петербурга» (1977) Леонида Гайдая с Мигицко и Папановым и телевизионный «Ревизор» (1982) с Андреем Мироновым и всё тем же Папановым в той же роли городничего. Есть ещё российский «Ревизор» 1996 года (там в роли Хлестакова тоже Миронов –но не Андрей, а Евгений) и множество фильмов по мотивам. Скажем, итальянский «Ревущие годы» про Италию времён Муссолини и голливудский «Ревизор» почему-то про Францию XIX века. Текст пьесы актуален в любое время, поэтому его почти нигде сильно не меняют.
«Мёртвым душам» не так повезло. У них, разумеется, есть классические советские экранизации — одна 1960 года, вторая 1984-го, обе очень достойные. Но есть и «Дело о Мёртвых душах» (2005) — сериал Павла Лунгина с Констанином Хабенским в роли Чичикова. «Мёртвые души» в нём переплетаются со всё тем же «Ревизором», фантазия писателя — с фантазией режиссёра, а люди — с животными. Что-то подобное может родиться в голове человека, прочитавшего все книги Гоголя в кратком пересказе.
Достоевский: «Преступление и наказание» (4 фильма), «Братья Карамазовы» (4 сериала и 2 фильма), «Бесы» (2 сериала и 1 фильм) и другие
Серьёзному писателю — серьёзные экранизации. И в серьёзном объёме — фильмы и сериалы по Достоевскому снимают только так. В школе ребёнок, скорее всего, будет проходить «Преступление и наказание», а его, конечно, можно не только прочитать, но и посмотреть. Точное количество экранизаций назвать не берёмся, но, чтобы разобраться в истории Родиона Раскольникова, этих должно хватить:
Если бы этот текст выходил чуть позже, к списку можно было бы добавить российское «Преступление и наказание» — неожиданно в 3D и с немецким актёром Тилем Швайгером. Выйти фильм должен в конце 2018 года. Пока ждём его, можно посмотреть один из сериалов по роману — российский, британский или американский.
«Братьев Карамазовых» из-за объёма часто экранизируют в виде сериалов. Кроме российского (вышел в 2009 году), есть ещё итальянский, японский и даже турецкий. Фильмы по книге тоже были: советская классика Ивана Пырьева и голливудская Ричарда Брукса. У «Бесов» экранизаций не так много, но зато среди них есть сразу два подробных российских сериала (2006 и 2014 годов) и фильм Анджея Вайды с Изабель Юппер.
Современные режиссёры тоже не обходят стороной Фёдора Михайловича, хотя и часто берут из его книг только сюжеты. Например, по мотивам «Игрока» сняли романтическую комедию с Кейт Хадсон «Алекс и Эмма», на «Белых ночах» основана мелодрама с Хоакином Фениксом и Гвинет Пэлтроу «Любовники», а ещё «Двойник» Ричарда Айоади с Джесси Айзенбергом в главной роли. В мире кинематографа Достоевский, безусловно, жив.
Толстой: «Война и мир» (3 сериала, один фильм и одна короткометражка) и «Анна Каренина» (5 фильмов)
Толстой соперничает с Достоевским не только за читателей, но и за кино- и телеэкраны. Причём соперничество началось почти одновременно с возникновением кинематографа в России. По «Войне и миру», например, сняли сразу три немых фильма начала прошлого века. Если не любите читать, за них лучше не браться — только представьте, сколько там титров!
Вероятно, самая известная экранизация «Войны и мира» — оскароносный фильм Сергея Бондарчука 1965 года. Если он вам понравится, посмотрите короткометражку «Тоже люди» (1959) — её по отрывку из романа снял молодой тогда режиссёр Георгий Данелия.
В 2016 году нашумел сериал от Би-би-си «Война и мир». После него, к сожалению, мало кто вспоминает сериал 2007 года: Кутузова там играет Владимир Ильин, а Николая Болконского — Малкольм Макдауэлл. Тем более забылся сериал 1972 года с Энтони Хопкинсом в роли Безухова.
Экранизаций «Анны Карениной» вообще несколько десятков. От немых чёрно-белых фильмов (два французских, два немецких, два американских, два российских, а ещё итальянский и венгерский) до почти что блокбастеров с Софи Марсо (1997) и Кирой Найтли (2012). У нас фильмы по «Карениной» снимали Александр Зархи (1967), Сергей Соловьёв (2009) и Карен Шахназаров (2017) — по ним видно, что каждый прочитал роман Толстого по-своему и разглядел в нём что-то, что не увидели другие.
Так происходит, наверное, со всеми экранизациями, хорошими и плохими. После просмотра хочется прочитать (или перечитать) оригинал, чтобы снять по нему своё кино — хотя бы у себя в голове.
TJ читает и смотрит: 15 сериалов по российской классической литературе Статьи редакции
Примеры удачных и спорных экранизаций знаменитых произведений. То, что нелишне оценить на каникулах и во время карантина.
Период длительных школьных каникул, совпавший по времени с вынужденным карантином — повод подтянуть знание классики. Хотя не все любят себе в этом признаваться, но зачастую произведения школьной программы не дочитывали до конца, из-за нехватки времени предпочитая обойтись сокращёнными пересказами.
Такой популярный вид досуга, как просмотр сериалов, может прийти на выручку и здесь. По российской классической литературе снято множество лент: одни из них сами уже стали признанной классикой, другие вызвали бурные дискуссии критиков. Судя по тому, что новые шоу продолжают появляться, интерес режиссёров к тому, что порой казалось смертельно скучным на уроках, не ослабевает.
TJ не рекомендует готовиться к ЕГЭ исключительно по этой подборке, тем более, что во многих сериалах сюжет первоисточника переосмыслен. Однако все приведённые ниже сериалы могут помочь ярче вспомнить школьную программу. Или открыть её для себя заново.
War & Peace, 6 серий
Где смотреть легально: Okko, ivi, Кинопоиск
Экранизация от «Би-би-си» получила в своё время немало критических отзывов, хотя с точки зрения достоверности к ней сложно придраться. Расхождения с оригинальным сюжетом минимальны, а высокий класс сериалу обеспечен кастом мировых звёзд. Пол Дано, например, играет Пьера Безухова, а Джилиан Андерсон — Анну Шерер. Исполнительным продюсером сериала выступил тот самый Харви Ванштейн.
Сериал идёт примерно столько же, сколько и оскароносная экранизация Бондарчука, около шести часов. Сериальная привычка позволяет легко справиться с этим таймингом и за небольшое время получить представление о знаменитом произведении. Для привыкшего к многословным и сложным описаниям у Толстого зрителю может показаться странным, что некоторые сцены занимают всего несколько секунд. Это на самом деле закономерно — средства кинематографа позволяют парой кадров передать тот образ, на который у Льва Николаевича ушло бы пять страниц.
Кино неоднократно сравнивали с предыдущей экранизацией 2007 года, в создании которой участвовала и российская сторона. Если позволит время, то можно насладиться классикой в нескольких вариантах.
A Young Doctor’s Notebook & Other Stories, 8 серий
Где смотреть легально: Кинопоиск, ivi
Страшно от того, как медленно, но неотвратимо комедия положений превращается в трагедию, жизнь врача идёт под откос, но этого не может осознать, постоянно находясь в морфиновом тумане. Потакание сиюминутным слабостям, вроде бы невинное в самом начале, заканчивается гибелью мечты, идеалов, всей молодости доктора. Сериал, который увлекает и цепляет в первых сериях, в последних уже откровенно шокирует. Хотя у самого Булгакова рассказ «Морфий» формально не включён в цикл, у создателей шоу получилось сделать это интересно и органично.
Где смотреть легально: ivi
Сериал позволяет познакомиться с творчеством Куприна в целом, не ограничиваясь одним произведением. Шоу составлено из 15 рассказов автора, к тому же она сам в исполнении Пореченкова периодически сопровождает события. Сценарий в значительной мере сделан «по мотивам», так что некоторым открытием служит сочетание разноплановых сюжетов в одном повествовании. Таковы, например, «Гранатовый браслет» и «Яма».
Сочетание одновременно истории любви и истории разврата, рассказа одновременно о высоком и низменном позволяет гораздо лучше передать эмоции, которые испытывал бы читатель, осваивая истории Куприна по отдельности. После просмотра остаётся тяжёлое чувство, что настоящая любовь неизменно скоротечна и трагична. Можно соглашаться с этим или нет, но мастерство подачи истории точно не оставит равнодушным.
Где смотреть легально: ivi
Говорят, что к роману Булгакова не бывает нейтрального отношения — ты или влюбляешься в него навсегда, или жестоко разочаровываешься. Примерно также произошло и с сериалом. Рецензии на него от зрителей даже спустя 15 лет после выхода либо восхищённые, либо едко критичные. Так сохраняется главный феномен истории Воланда — она стопроцентно вызывает бурю эмоций.
Даже критикующие экранизацию комментаторы признают — дьявольская свита в нём сыграна отлично. Бегемот и Коровьев стали подлинным украшением картины, музыка Корнелюка пробирает до дрожи, даже если не смотришь само кино. Ну и, конечно, сама Москва 30-х годов, словно проявленная через сепию. На этом фоне бессмертные герои чеканят ставшими классикой цитаты о жизни и смерти. Отступления от оригинального сюжета минимальны, хотя и присутствуют, так что, познакомившись с сериалом, вполне можно получить представление и о самом произведении.
Karamazov no kyôdai, 11 серий
Где смотреть легально: мы не знаем
Одна из самых нестандартных экранизаций Достоевского — это японская интерпретация «Братьев Карамазовых». Она снята уже точно «по мотивам», но от того не становится менее интересной. Действие происходит в современной Японии, на фоне играет рок-музыка, в общем, писать ЕГЭ по сериалу не выйдет.
Даже в 11 сериях непросто передать всё очарование сложных и тщательно выписанных судеб героев романа, так что создателям пришлось использовать разные художественные приёмы: более однозначно показывать характеры, использовать разные символические кадры (сам Карамазов на кровати в позе распятого Христа). Однако то, за что мы любим Фёдора Михайловича в оригинале — лихо закрученный детектив в сочетании с фундаментальной философской доктриной, есть и в телешоу. Можно сказать, что история Карамазовых даже обогатилась от того, что японцы рассказали её совершенно по-новому.
Где смотреть легально: Okko, ivi, Кинопоиск
Поскольку премьера сериала состоялась в 2014 году во время известных событий на Украине, то по своему антиреволюционному посылу некоторыми комментаторами была сочтена как политический заказ. Очень уж удачно совпало, вследствие этого художественные свойства картины как-то отошли на второй план. Кроме того, в этот год вышло сразу две экранизации. Те же, кто обсуждал достоинства и недостатки кино, значительно разошлись в своих оценках.
Во-первых, «Бесы» образца 2014 года — вольное изложение излюбленной классики. Можно даже сказать, что Хотиненко снял постмодернистскую версию романа Достоевского. У него возросла роль второстепенных и новых персонажей, а реплик основных героев, наоборот, стало меньше. Понял ли режиссёр своеобразие авторского замысла — тем большой и отдельной литературоведческой дискуссии. Так что это как раз тот случай, когда стоит насладиться спором, что же лучше, книга или фильм.
Где смотреть легально: Okko, ivi, Кинопоиск
Печорин, как принято иногда считать, идеальный антигерой. К его воплощению на экране Игорем Петренко комментаторы отнеслись критически: есть, за что похвалить актёрскую игру, и в то же время есть и за что снизить оценку сериалу. В целом можно сказать, что экранизация удалась, хотя и не без недочётов. Структура романа, и так непростая, переосмыслена: в телешоу часть «Княжна Мери» представлена как основная сюжетная линия, а события «Фаталиста» и других частей идут флешбеки героя.
Такое вольное обращение с тканью повествования публика в целом приняла благосклонно, поскольку сериал взял другими преимуществами: красивыми панорамными съёмками, великолепными пейзажами Кавказа, хорошим подбором костюмов. После просмотра остаётся то странное послевкусие, что слова «красивый и несчастный» в равной степени относятся не только к Печорину, но и к тем краям, в которых он побывал, да и в стране тоже.
Doctor Zhivago, 2 серии
Где смотреть легально: Okko, ivi, Кинопоиск
Ещё один пример внимания зарубежного кинематографа к российской классике. Где ещё встречается Кира Найтли в роли Лары Антиповой и Сэм Нил в образе Виктора Комаровского! Нашлись, конечно, комментаторы, которым не хватило «русской души», они посчитали, что трагедия интеллигенции и страны в целом показана недостаточно достоверно.
Придирчивые и внимательные зрители отметили, что некоторые образы взяты как будто карикатурно: партизаны, вышедшие из леса, чересчур ухожены и чуть ли не модельной внешности, но это всё детали. В основном же — декорации, костюмы, грим смотрятся достоверно, отражая дух эпохи. Это тем более привлекает, хотя бы потому, что снимали всё не в России. «Доктор Живаго» 2002 года не набрал столько наград, как фильм 1965 года, но для знакомства с Пастернаком как солидное кино годится.
Где смотреть легально: ivi
Некоторое отступление от перечня экранизаций новейшего времени — сериал по Пушкину, выпущенный ещё в Советском союзе. Снят он для того времени удивительно хорошо: игра света и тени, подчёркнуто жёлтые картины, чёрно-белые сцены. Плеяда блестящих советских актёров, включая Высоцкого и Смоктуновского — «Маленькие трагедии» сделаны так, что к ним и не хочется придираться.
Просмотр сериала становится настоящим тестом на знание Пушкина, поскольку в постановке есть сюжеты не только самих трагедий, но и вставки из «Египетских ночей» и ещё нескольких произведений, в том числе сцена с Фаустом. Актёры переходят из зарисовки в зарисовку, меняя образы, создавая синергетический эффект для картины в целом. По завершении просмотра на какое-то время ловишь себя на мысли, что на самом деле «Маленькие трагедии» — это одно произведение, просто необычно разделённое.
Где смотреть легально: ivi
В отличие от многих других сериалов в этой подборке, «Мёртвые души» образца 1984 года можно рекомендовать и вместо оригинала, если на прочтение совсем уж не остаётся времени. Сильный актёрский состав и музыка Шнитке, хорошая режиссёрская работа сделали классикой уже сам сериал по классике. Главным личным открытием стало то, что я не узнал Смоктуновского в роли Плюшкина, хотя смотрел на него, наверное, минут десять.
Сериал во всём, и даже в мелочах, соответствует книге. Единственное, что отличает его от романа, так это сам Гоголь, который периодически в качестве рассказчика появляется в некоторых сценах. Он же в финале наблюдает за удаляющейся повозкой Чичикова, произнося знаменитый монолог про птицу-тройку. Этот эпизод, хоть и отсутствующий в книге, идеально закончил сериал.
Где смотреть легально: Кинопоиск, ivi
Главный вопрос, который преследовал меня и во время просмотра, и остался после него: насколько удачно вообще можно экранизировать произведение, в ходе которого герои больше размышляют, чем действуют. Косвенно на него ответила концовка фильма, в которой просто зачитали всё, что было с героями дальше. Так что в итоге создаётся впечатление, что оставив нужные сцены и вставив нужные флешбеки, Михалков рассказал о чём-то личном, а вовсе не экранизировал Гончарова.
Где смотреть легально: Okko, ivi
Лента выглядит несколько недофинансированной, что угадывается по некоторым незавершённым декорациям, редким массовым сценам и не всегда удачным костюмам. Это, впрочем, не портит впечатление, поскольку все эти мелкие недостатки закрывает собой фигура главного героя. Практически все комментаторы хвалят Александра Устюгова за демонический образ Базарова. Он словно становится центром всеобщего притяжения, так что, даже не читая роман, ожидаешь, что рано или поздно он неизбежно столкнётся с кем-то. Возможно, на дуэли.
Что касается проблематики, то часть конфликтов, как внешних, так и внутренних, прошли незаметно для зрителя, от чего логика поведения героев не всегда угадывается. Возможно, это сделано намеренно, чтобы мотивировать перечитать оригинал. Именно так сыграли этот роман современные нам актёры, таким мы его увидели в 21 веке.
Где смотреть легально: Okko
К достоинствам сериала стоит отнести дотошное следование оригиналу, иногда прямо читаются отдельные абзацы. К недостаткам, вероятно, стоит отнести то же самое, а, точнее, излишнее цитирование: иногда герой просто сидит в кадре, а голос за кадром читает Достоевского. Занимательно, но не в таком количестве — может создаться ненужное впечатление, что делали не кино, а учебное пособие.
Режиссёр сериала — Дмитрий Светозаров, создатель многочисленных «Улиц разбитых фонарей» и прочих «Агентов национальной безопасности». Роли в картине играли постоянные участники этих шоу — Елена Яковлева и Юрий Кузнецов. От этого появляется фантомная боль, которая к качеству «Преступления и наказания», впрочем, отношения не имеет: всё время кажется, что расследование убийства в свои руки возьмёт, наконец-то Каменская. Тут-то Раскольникова и ждал бы быстрый и бесславный конец.
Где смотреть легально: Кинопоиск, Okko
Сейчас уже мало кто вспомнит, что в 2006 году Бондарчук наделал немало шума со своей версией сериала по Шолохову. Практически ни одно СМИ не обошлось без упоминания того, что казака Мелехова играл открытый гей Эверетт. Так что к экранизации 2015 года зрители и критики отнеслись настороженно. Опасения не оправдались — новая версия «Тихого Дона» пришлась комментаторам по вкусу. Её снял тоже Сергей, но уже Урсуляк.
Акцент в сериале сделан на развитии драмы и любовных отношениях, а Гражданская война и связанные с ней потрясения как бы оттеснены на второй план. Сомнение вызывает только подчёркнутая аккуратность происходящего: герои большей частью одеты в чистое и новое, говорят литературной, хотя и диалектной речью, и даже домики свежевыкрашены и поправлены, как будто весь хутор построили только что. Отдельной темой для дискуссии стал финал. Режиссёр переписал его по-своему, оригинально и смело, что подкупает. Другое дело, что он неканоничен и потому теряется авторский замысел, ну на то это и экранизация.
Где смотреть легально: Okko, ivi
В оценках критиков сериал 2017 года не дотянул до оскароносной экранизации 2012 года с Кирой Найтли и получил весьма сдержанные оценки. Всё потому, что режиссёр Шахназаров при постановке решился на смелый эксперимент: он ввёл в качестве сиквела сцены русско-японской войны. Раненый Вронский, таким образом, рассказывает историю Анны, представляя оригинальный сюжет в виде флэшбэков. Из-за этого зрители, которые рассчитывали увидеть Толстого в чистом виде, оказались немного разочарованы.
Сериал выигрывает за счёт мастерства постановки и красивых пейзажных сцен. Можно быть уверенным, что качество «картинки» на высоте, но некоторые эпизоды смотрятся довольно странно. Пацифистская риторика в общем контексте повествования кажется лишней, а игра актёров получила ряд нареканий. Чего нельзя отнять у сериала, так это «новой Анны» — женщины, сформированной вовсе не по образцам эпохи Толстого, а вполне себе современной и уверенной в себе. Ну а чтобы узнать, в чём разница между ними, стоит прочитать сам оригинал.