Машина мобд в рвсн внутри
Машина мобд в рвсн внутри
Барахолкa военной техники запись закреплена
Машина обеспечения боевого дежурства РВСН (МОБД) на “Нашествии-2013″ (Фото)
В этом фоторепортаже мы посмотрим как выглядит изнутри очень интересная техника – машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Этот автомобиль я встретил на рок-фестивале “Нашествие 2013” в Тематической зоне Министерства обороны Российской Федерации.
Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков.
Кузов имеет индекс 7903. Кузова отсеков агрегата 15В148 представляют собой цельнометаллическую сварную конструкцию, состоящую из каркаса с основанием, наружной и внутренней обшивок, пола, съёмных щитов, дверей и люков. Наружная обшивка кузова выполнена из стальных листов толщиной 1мм, внутренняя обшивка выполнена панелями, склеенными из листовой бакелизированной фанеры толщиной 5мм и декоративного пластика. Тепло-звукоизоляция кузова выполнена из тепло-звукоизолируещего материала ММ-1 5011, которым заполняют ячейки каркаса между наружной и внутренней обшивками. Настил пола имеет два слоя: нижний слой выполнен из пенопласта марки НСВС, верхний слой из бакелизированной фанеры. Все окна с двойным остеклением, резиновыми уплотнениями и запорами. На окнах установлены светомаскировочные шторы и защитные сетки от насекомых.
Первый отсек – дизельный.
В дизельном отсеке размещены ДВА дизель-электрических агрегата АД-30 мощностью 30 КВ и блок управления АД в ручном режиме. Для устранения передачи вибрации от дизельного отсека к основному отсеку, дизельный отсек смонтирован на демпфирующих устройствах, которые фиксируются при совершении агрегатом марша. В боковых стенах первого отсека кузова имеются две одностворчатые двери и люки для забора и выброса воздуха с радиаторов агрегатов. Для снижения шумности выхлопа АД на агрегате 15В148 установлена выхлопная труба вертикального типа с компенсирующим устройством (труба длиной 4 м покрыта асбесто-гипсовым шнуром).
Между первым и вторым отсеками расположен топливный баки с запасом топлива 2 398 л для АД.
Машина обеспечения боевого дежурства РВСН (МОБД) на “Нашествии-2013″ (Фото)
В этом фоторепортаже мы посмотрим как выглядит изнутри очень интересная техника — машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Этот автомобиль я встретил на рок-фестивале «Нашествие 2013» в Тематической зоне Министерства обороны Российской Федерации.
Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков.
Кузов имеет индекс 7903. Кузова отсеков агрегата 15В148 представляют собой цельнометаллическую сварную конструкцию, состоящую из каркаса с основанием, наружной и внутренней обшивок, пола, съёмных щитов, дверей и люков. Наружная обшивка кузова выполнена из стальных листов толщиной 1мм, внутренняя обшивка выполнена панелями, склеенными из листовой бакелизированной фанеры толщиной 5мм и декоративного пластика. Тепло-звукоизоляция кузова выполнена из тепло-звукоизолируещего материала ММ-1 5011, которым заполняют ячейки каркаса между наружной и внутренней обшивками. Настил пола имеет два слоя: нижний слой выполнен из пенопласта марки НСВС, верхний слой из бакелизированной фанеры. Все окна с двойным остеклением, резиновыми уплотнениями и запорами. На окнах установлены светомаскировочные шторы и защитные сетки от насекомых.
Первый отсек – дизельный.
В дизельном отсеке размещены ДВА дизель-электрических агрегата АД-30 мощностью 30 КВ и блок управления АД в ручном режиме. Для устранения передачи вибрации от дизельного отсека к основному отсеку, дизельный отсек смонтирован на демпфирующих устройствах, которые фиксируются при совершении агрегатом марша. В боковых стенах первого отсека кузова имеются две одностворчатые двери и люки для забора и выброса воздуха с радиаторов агрегатов. Для снижения шумности выхлопа АД на агрегате 15В148 установлена выхлопная труба вертикального типа с компенсирующим устройством (труба длиной 4 м покрыта асбесто-гипсовым шнуром).
Между первым и вторым отсеками расположен топливный баки с запасом топлива 2 398 л для АД.
МОБД. Машина обеспечения боевого дежурства. Входит в состав подвижной группы РВСН.
В коридоре расположена электрощитовая и прибор радиационной и химической разведки ГО-27
Второй отсек – основной.
Основной отсек внутри кузова разделён перегородками на семь отсеков различного целевого назначения. В боковых стенах второго отсека кузова имеется две наружные двери и семь окон. Отсек оборудован кондиционер, отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 и фильтровентиляционной установкой ФВУА-100В-24.
Три отсека используются для размещения людей — два 4-х местных купе для отдыха личного состава и 2-х местное купе для отдыха НК и его помощника.
Имеется купе-столовая для приема пищи личным составом — одновременно может принимать пищу 4 человека. Купе-столовая оборудовано одним складным спальным местом для повара. В кухонном отсеке имеется плита для приготовления пищи, ячейки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья.
купе-столовая для приема пищи личным составом
ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
Состоит на вооружении РВСН с 1985 года.
Применяется в ПГРК:
— 15П158.1 «Тополь-Т»;
— 15П158 «Тополь».
Средний отсек (тамбур) и задний отсек оператора соединены между собой коридором, который идёт по всему левому борту от боевого отсека и до купе-столовой (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви. Из коридора имеются входы через внутренние сдвижные двери в купе и отсек оператора, из тамбура в столовую из столовой в кухню. Тамбур оборудован входной дверью.
В такой уютной обстановке можно с комфортом ехать на позицию, с которой вы уничтожите мир )
Так же, на боевом отсеке, рядом с БПУ, смонтировано устройство подъёма-опускания антенны штыревой (АШ) длинной 2 м для радиостанции Р-173. В составе рдн начальник караула и оконечное звено всей системы охраны размещены в МОБД-5, агрегате МС. В рассредоточенном порядке в МОБД-1,2,3 организовано дежурство старших операторов АПУ и НК, МОБД-4 охраняет ПКП. В МОБД-4 в отсеке оператора расположен пост начальника смены охраны и обороны. В случае несения БД в рассредоточенном порядке, оператор в МОБД 1,2,3 является и начальником смены охраны и обороны, в отсек выводится вся информация от системы охраны.
Военный за пультом запуска ядерных ракет при действии в полевых условиях, несмотря на свой 30-летний возраст оборудование по-прежнему секретно и стоит на вооружении РВСН
«У нас всё просто, нажал на кнопку, и нет больше Америки..»
Да.. там всё серьёзно, и как говорят в РВСН «После нас — никого»
Так же по теме РВСН:
Ну а все мои большие фоторепортажи про “Нашествие-2013″ можно посмотреть по этим ссылкам:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что было внутри секретного автомобиля связи РВСН?
МАЗ-543 «Ураган» один из самых известных и распространенных армейских автомобилей, который был спроектирован более 60 лет назад в самом конце 1950-х годов.
От автора: И тогда и даже сейчас он выглядит просто настоящим внедорожным монстром, сконструированным специально для нужд советской армии для эксплуатации в условиях тотального бездорожья.
На базе этого 4-осного рамного полноприводного автомобиля с двумя управляемыми передними осями были разработаны самые мощные и совершенные в те годы отечественные системы вооружения — «Смерч», «Редут», «Рубеж», «Берег».
МАЗ-543 15В179
А еще на базе МАЗ-543 были разработаны секретные автомобили войск РВСН для использования в составе мобильных ракетных комплексов «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М» — передвижные командные пункты, машины обнаружения целей, машины связи, боевого дежурства, передвижные столовые, общежития для боевого расчета и другие.
Такие машины часто можно было видеть на парадах, а сейчас еще встретить и в некоторых музеях.
Боевой расчет
Но попасть внутрь этих металлических фургонов было очень сложно — там стояло очень секретное оборудования для наших ракетных систем.
В один из визитов в парк Патриот, нам сильно повезло. Проходили мимо такой Машины Связи №1, известной также как агрегат 15В179 и фургон оказался открытым, а лестница спущена.
Дизельный отсек
Основная назначение этой машины в составе мобильного ракетного комплекса «Тополь» и «Тополь — М» — передача транслируемой из агрегатов 15В168 (15В167) информации на вышестоящие и подчиненные звенья управления, организация и несение боевого дежурства расчетом связи на марше или на полевой позиции, непрерывный контроль за работоспособностью передающих устройств и оборудования связи и совместная работа с машинами боевого управления.
В отсеке связи установлены радиопередатчики и радиоприемники, 6 радиопередатчиков комплекса УКВ радиосвязи, две радиорелейные станции
В боевом отсеке стоят кресла, пульты управления связью, оружейные шкафы, переговорные устройства с кабиной и куча разного измерительного оборудования.
А в дизельном отсеке установлены два дизель-генератора по 12 кВт каждый.
Все можно потрогать, пощупать и оценить компоновку внутреннего пространства. Достаточно тесно и жарко.
На марше питание оборудования происходит с помощью дизель-генераторов. Есть также устройство бесперебойного питания. На корпусе фургона смонтированы телескопические антенны.
Мощную технику разработали и сконструировали в середине прошлого века. Но даже сейчас, это шасси по прежнему производится для нужд армии, только вооружение стало более современным и технологичным за прошедшие десятилетия.
МОБД и все-все-все…
МОБД (машина обеспечения боевого дежурства) — 23-тонный военный тягач МАЗ-543, входящий в состав подвижных частей РВСН.
С этой машиной связана вторая серьезная разработка НТЦ «Риф» и КБ 13.
На самом деле, информация немножко устарела — шасси возит два турбированных дизеля, по 50 КВт каждый, и отсек-бытовку. В бытовке спит караул, дизеля обеспечивают электропитание для всего, чему нужно электричество 🙂
В дизельном отсеке ездит и система управления всем электро-механическим хозяйством — самими дизелями, их обслуживающими системами, и, собственно, источниками питания (фидерами).
Система эта называется КСУ 15Р183М и состоит из двух частей — непосредственно блока управления (пульт местного управления — ПМУ) и выведенного в кабину водителя пульта дистанционного управления (ПДУ).
Наша КСУ контролирует и защищает как двигатели (от работы в аварийных режимах или «от дурака»), так и людей (от получения электрического удара, к примеру).
Также мы обеспечиваем контроль двух систем подогрева дизелей (по одной на каждый движок — военное вебасто…) и непрерывно, действительно непрерывно, обеспечиваем питание 27 вольт для высокоточных систем мощностью 5 КВт. Все это происходит в соответствии с ГОСТами.
В ящике ПМУ упакованы практически все наши достижения на момент разработки управляющей программы (2008, то бишь, год) — многопоточность, жесткое соблюдение временных интервалов, разделение графики и алгоритмов, клиент-серверный принцип построения программы.
ПМУ представляет собой ядро системы — сюда приходит информация от многочисленных наставленных вокруг дизелей датчиков, здесь алгоритмы определяют, что включить, что выключить, по какой схеме обеспечить питание потребителей и как обеспечить собственные нужды — диагностические и обслуживающие функции и алгоритмы наш ящик так же обеспечивает. Отсюда же идет информация, предназначенная для вывода на ПДУ.
ПДУ — это упакованная в красивый металлический каркас плата на основе контроллера ATMega32, на которой установлены диоды, сегментные индикаторы и пара кнопок. По-хорошему, во время похода все управление электроснабжением происходит отсюда, потому что находиться в отсеке с работающими дизелями, где установлен ПМУ, просто невозможно — дикая жара и шум.
Несколько мобдо-фотографий из архива КБ 13. Дело происходит на Московском Прожекторном Заводе, который и является для нашей корпорации заказчиком КСУ.
Внутри дизельного отсека, ящик ПМУ
Дизельный отсек, который потом поставят на шасси. МПЗ, отладка идет полным ходом.
Турбина космического корабля. Включать, как гласит табличка, не стоит.
Внутри дизельного отсека МОБД
Проход между дизелями. Упитанному программисту пролезть невозможно.
Похожий бред:
МОБД и все-все-все… : 2 комментария
Как лицо эксплуатирующее эту технику, могу сказать большое спасибо что поставили такой хороший ноутбук, вместо клавиатуры с мышкой. Модернизированный агрегат не доработан, не продуман и не надежен, не знаю как вы его испытывали у себя в лаборатории, но в реальных условиях эксплуатации КСУ глючит от простых перепадов напряжения — дизеля заводятся, но подачи питания на потребители не происходит, идет разнос ЭА, блокируется управление… и это не все «прелести». В общем о полной автоматизации можно не говорить, со своей главной задачей ваше КСУ не справляется, необходимо постоянно кому-то находиться рядом(в добавок после работы ЭА нужно выключать массу в кабине чтобы не высосать АКБ). И это при цене в полмиллиарда рублей за агрегат. Государство тратит деньги в пустоту, и это понятно, за границей вооружение заказывать нельзя, а в России получается как всегда Ё-мобиль и черно-белый смартфон. Старый аналоговый агрегат работал в 1000 раз лучше, был автономней, единственно что было плохо — ПЗУ убивало аккумуляторы. Если ваше КБ13 разрабатывало САЭ для пусковой установки, то не зря ваше название 13 (чертова дюжина). Это говно подрывает боеспособность..(Сталина на вас нет. )
Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543
Военное предназначение автомобилей МАЗ-543 не ограничивалось установкой на них мощных и эффектных боевых систем, которым мы посвятили две предыдущие статьи. Теперь же можно утверждать: их армейская служба была не просто опасна и трудна, но еще и особо секретна. И добавим: особенно если она проходила в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), образованных в 1959 году. В этой публикации поговорим о всевозможных служебных машинах для командования и связи, где в кузовах было смонтировано сложнейшее и секретное оборудование.
Машина боевого управления в неостекленном кузове на автомобиле МАЗ-543А
Машина боевого дежурства с вместительным обитаемым кузовом на шасси МАЗ-543М
Командный пункт в специальном глухом фургоне на автомобиле МАЗ-543М
Стандартизованные кузова-фургоны
В 1960-е годы, с началом разработки подвижных ракетных комплексов системы РВСН, существенно возросла роль специализированных обитаемых военных кузовов. Это были унифицированные герметизированные фургоны со сварными цельнометаллическими каркасами, представлявшие собой вместительные помещения из нескольких отсеков со специальным рабочим оснащением и местами для длительной работы и отдыха персонала. В Советской армии они служили для монтажа оборудования командных пунктов, мощных средств связи, машин боевого управления, подвижных электростанций и т. д. Многие автофургоны были насыщены наиболее передовым и столь засекреченным оборудованием, что их водители часто вообще не представляли, что они возят.
Обитаемые войсковые кузова производства военного завода п/я 4111
Созданные в СССР стандартизованные закрытые кузова-фургоны имели четырехзначную цифровую маркировку и делились на несколько типоразмеров по полезному объему и внутренней длине — от 7 до 12 м. Их полезная нагрузка достигала 15 т, полная масса с учетом шасси, заправки и персонала — 41 т.
Тяжелый кузов 7903 для машин боевого дежурства (из архива НИИЦ АТ)
Разработку спецфургонов разных категорий начинало военное предприятие п/я 4111 или Московский завод автомобильных кузовов. Их сборкой занимались Энгельсский завод специализированных автомобилей из города Энгельс Саратовской области, Центральный ремонтный завод РВСН № 258 из Батайска Ростовской области и предприятие п/я М-5271 — ныне Комбинат автомобильных фургонов (КАФ).
Связь превыше всего: машины радиосвязи, обнаружения и управления
В кузовах этих машин от посторонних глаз была скрыта обширнейшая гамма различных автономных радиотехнических и командных средств РВСН узкоспециализированного назначения для обеспечения максимально скрытного и эффективного боевого применения подвижных стратегических ракетных систем. Всё это богатство размещалось в типовых обитаемых кузовах с системами жизнеобеспечения, автономными агрегатами питания, антенными устройствами и средствами боевого охранения, смонтированных на шасси МАЗ-543А и МАЗ-543М. По понятным причинам не будем углубляться в их конструкцию и параметры, и лишь коротко упомянем некоторые из машин.
Машина радиосвязи МС-1 в исполнении 15В82 на автомобиле МАЗ-543А
Станция МС-1 в варианте 15В179 с автономной системой электропитания
Машина 15В179 командного пункта дивизионов ракетных систем «Тополь»
Машина связи № 2 или МС-2, более известная как тяжелая тропосферная радиорелейная радиостанция Р-406ВЧ «Торф-2» высшего командного звена, была разработана по заказу РВСН и принята на вооружение в 1963 году. Совместно с другими средствами она входила в состав подвижных командных пунктов РВСН и служила для организации радиорелейной связи с Генеральным штабом, штабами армий и фронтов, а также для связи и управления в подразделениях ракетных комплексов на марше. Первые образцы МС-2 монтировали на МАЗ-543А, но с середины 1970-х годов их основой стал автомобиль МАЗ-543М.
Машина связи МС-2 в исполнении 15В75 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2»
Машина МС-2 с раздвижной антенной станции «Торф-2» и укороченной передней аппаратной (фото автора)
Аппаратные и отсек дежурного расчета находились в укороченной герметизированной кабине, представлявшей собой переднюю часть тяжелого кузова-фургона 6702. На открытой задней части рамы шасси размещалось телескопическое антенно-мачтовое устройство с гидроприводом рабочих органов и двумя антеннами тропосферной связи.
Машина связи МС-2 в транспортном положении со сложенной антенной радиостанции «Торф-2»
Вторую еще более многочисленную категорию составляли автономные машины подготовки и пуска МПП, входившие в подвижные командные пункты дивизионов различных ракетных комплексов и служившие для организации непрерывного контроля параметров всех систем, подготовки пуска ракет и обеспечения боевого дежурства.
Машина подготовки и пуска в варианте 15В116 для комплекса «Пионер»
Вместе с ними в составе подразделений РВСН находились машины боевого управления МБУ, осуществлявшие контроль за всеми параметрами, оперативное управление и связь в ракетных формированиях. Специализированные варианты таких машин создавали для каждой ракетной системы и конкретного применения. Их оснащение располагалось в различных кузовах на шасси 543А/543М с двумя–тремя отсеками со световыми люками на покатых скосах крыши, боковыми и задними дверями и блоком жизнеобеспечения на передней внешней стенке.
Машина боевого управления 15В129 командного пункта ракетной дивизии
Машина боевого управления 5В167 командного пункта ракетного полка
В состав берегового артиллерийского комплекса «Берег» входил центральный пост управления огнем А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с типовым кузовом с пятью рабочими отсеками. В них располагались места операторов и боевого расчета, средства жизнеобеспечения с питанием от электрогенератора и помехозащищенная система управления огнем, обеспечивавшая круговую радиолокационную разведку в любое время суток на дистанции до 35 км и телевизионно-оптическое наблюдение за надводной обстановкой с одновременным сопровождением четырех целей.
Мобильный пост управления огнем А222-Ц1 комплекса «Берег» (из архива завода «Баррикады»)
Машина А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с подъемным радиолокатором (из архива завода «Баррикады»)
Новые радиолокационные станции (РЛС) и командные пункты на шасси МАЗ-543М появились с поступлением в войска ПВО мобильных зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300. Для них была разработана и внедрена достаточно сложная, дорогостоящая и эффективная система обнаружения, идентификации и сопровождения неизвестных воздушных аппаратов, передачи информации на командные пункты и наведения ракетного удара на практически любые летящие цели. В нее входили РЛС для обзора всего воздушного пространства, обнаружения и сопровождения опасных объектов, перемещавшихся на практически любых высотах, в том числе на предельно малых с огибанием рельефа местности.
В состав средств управления первой мобильной зенитной системой С-300ПС (С-300ПМУ) входил командный пункт 5Н63С на доработанном варианте серийного автомобиля МАЗ-543М. Он был оборудован аппаратной кабиной управления, двумя малогабаритными газотурбинными двигателями для вращения электроагрегатов, генератором с приводом от трансмиссии шасси и телескопическим антенно-мачтовым устройством. Информация к нему поступала от автоматизированного радиолокатора 30Н6 с поворотным антенным блоком и телескопической антенной, обеспечивавшего одновременное наведение на 12 летящих ракет.
Радиолокатор наведения 30Н6 зенитного комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543М
Радиолокационная станция 30Н6 комплекса С-300ПМУ в развернутом положении
Станция наведения 30Н6 с поворотным антенным блоком на боевом дежурстве
С принятием на вооружение модернизированной системы С-300ПМ (С-300ПМУ-1) в составе комплекта средств управления в тяжелом кузове на шасси МАЗ-543М появился пункт боевого управления 54К6Е в глухом фургоне 6703, обеспечивавший боевые зенитные системы всей необходимой радиоэлектронной информацией.
Мобильный пункт боевого управления 54К6Е зенитного комплекса С-300ПМУ-1
Машина 54К6Е с комплектом средств управления в среднем обитаемом кузове
Усовершенствованный многофункциональный радиолокатор 30Н6Е1 с доработанными антенным постом и аппаратным контейнером осуществлял прием и обработку полученной информации, обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей с одновременным наведением ракет.
Модернизированный радиолокатор 30Н6Е1 в транспортном положении
В ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» применялся модернизированный локатор 30Н6Е2 с высокой степенью автоматизации, быстродействующими цифровыми устройствами и антенным постом, который поднимался на передвижную полуприцепную вышку 40В6М.
Многофункциональный радиолокатор 30Н6Е2 зенитного комплекса С-300ПМУ-2
В состав средств управления входил пункт боевого управления 54К6Е2 на шасси МАЗ-543М. Всё это сложное хозяйство обеспечивало одновременное обнаружение до 300 целей, сопровождение 100 летающих объектов и стрельбу по 36 целям с наведением на них 72 ракет.
Для управления группировками зенитно-ракетных систем войск ПВО всех вариантов дальности поражения служила автоматизированная система 73Н6 «Байкал-1», смонтированная в укороченном глухом кузове на шасси МАЗ-543М с питанием от мобильной электростанции или от внешней сети. Она производила прием и обработку радиолокационной информации от нескольких источников, распределение целей по зенитным подразделениям и координацию их взаимных боевых действий.
Командный пункт 49Л6 автоматизированной системы 73Н6 «Байкал-1»
В нее входили самоходный командный пункт 49Л6 и мачтовая антенная установка. Машина «Байкал-1» могла одновременно следить за 80 воздушными объектами, находящимися на дальностях до 1200 км, высотах свыше 100 км и перемещающихся со скоростями до 9200 км/ч, одновременно управляя действиями 12 ракетных комплексов, имевших в своем распоряжении 144 пусковые установки.
На фоне узкой специализации автомобилей 543-й серии на мощные боевые системы и машины обеспечения ракетных комплексов создание других видов военной автотехники на этих шасси было практически сведено к нулю. Фактически единственным исключением считался наиболее мощный опытный образец автомобиля с гидрофицированным навесным оборудованием «Периметр» для самоокапывания, построенный на бортовом шасси МАЗ-543П и испытанный в 1977–1978 годах. Как и его более легкие аналоги на базе серийных грузовиков, этот вариант также снабжался подвижным задним ножом с гидроприводом, срезавшим верхнюю часть грунта на глубину до 10 см. Далее он откидывался на прицепной резиновый фартук, на котором грузовик транспортировал грунт объемом до трех кубометров в другое место, сбрасывал его и возвращался обратно. За несколько часов машина могла вырыть себе укрытие шириной и глубиной более 3 м.
Вторым исключением из правил стал уникальный для своего времени мобильный автономный лечебно-диагностический комплекс экстремальной медицины «Эскулап» на пяти автомобилях МАЗ-543А с функциональными кузовами-фургонами модульного типа. Он предназначался для оказания квалифицированной медицинской помощи нетранспортабельным раненым и пострадавшим хирургического профиля, временной госпитализации и подготовки их к эвакуации. За сутки комплекс мог пропустить 100–120 человек.
Одна из пяти машин медицинского комплекса «Эскулап» на шасси МАЗ-543А
Тыловые транспортные операции Советской армии частично обеспечивали бортовые машины двойного назначения, собранные на упрощенных армейских шасси 543-й серии. На них устанавливали также крановое оборудование и оснащение тяжелых аэродромных пожарных автомобилей. Об этих машинах вы узнаете из следующих выпусков нашего журнала.
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».
На заглавной фотографии — машина связи МС-2 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2» и раздвижной антенной-мачтой (фото автора)